2.1 Резервуары для хранения легковоспламеняющихся жидкостей
(ЛВЖ)
При хранении ЛВЖ стравливание паров происходит практически постоянно и только в атмосферу. Периодичность стравливания и количество продуктов, стравливаемых в атмосферу, зависит от типа и конструкции резервуара.
2.2 Резервуары с металлическими и синтетическими понтонами
Понтон состоит из металлических поплавков, выполненных в виде коробов — сегментов.
Синтетические понтоны практически непотопляемы вследствие отсутствия полых поплавков, могут легко быть смонтированы как во вновь строящихся, так и в действующих резервуарах, имеют значительно меньший вес и меньшую стоимость по сравнению с металлическими понтонами, незначительно уменьшают полезную емкость резервуара.
Впервые в 1968 г. Ново — Горьковском НПЗ был смонтирован понтон из синтетических материалов в резервуаре с крекинг — бензином. Уменьшение потерь от испарения составило 70 % [3].
Герметичность понтона, плотность затвора и, следовательно, эффективность его эксплуатации характеризуется степенью насыщения бензиновыми парами газового пространства, заключённого между кровлей и понтоном в резервуаре.
Степень насыщения газового пространства в момент замера определяется величиной, измеренной концентрации бензиновых паров, делённой на величину концентрации насыщения при минимальной суточной температуре, имея в виду, что концентрация насыщения по своей величине будет соответствовать давлению насыщенных паров.
При удовлетворительном монтаже понтона и отсутствии дефектов это отношение не должно превышать 0.3, что соответствует сокращению потерь топлива в размере около 80 % по сравнению с резервуаром без понтона. Если отношение меньше 0.3, то понтон работает удовлетворительно, а если больше 0.3, то понтон не имеет достаточной герметичности [3].
2.3 Резервуары с плавающей крышей
В отличие от резервуара с понтоном в резервуаре с плавающей крышей отсутствует кровля (рис.5).
Существуют резервуары емкостью 3000, 10000, 50000 м 3 с плавающими крышами.
Плавающая крыша имеет расположенные по периметру 32 короба — понтона трапециевидной формы. В нижнем положении она покоится на трубчатых опорных стойках на отметке 1800 мм от днища, а при заполнении — поднимается вместе со стойками. Положение плавающей крыши фиксируется двумя направляющими из труб диаметром 500 мм, предназначенных для отбора проб и замера уровня. Вода с плавающей крыши отводится по дренажной системе, состоящей из стальных труб с шарнирами. Спуск с площадки на плавающую крышу происходит по лестнице. Зазор между плавающей крышей и корпусом резервуара по проекту составляет 200 мм (максимальный — 300 мм и минимальный—120 мм).
«Оценка ремонтопригодности вертикального стального резервуара по результатам
... В данном дипломном проекте произведена оценка ремонтопригодности резервуара РВС-5000 по результатам технического диагностирования и предложена его реконструкция и ремонт, обеспечивающий срок службы не ... и в месте сопряжения первого пояса с днищем [1]. 1 Актуальность работы Обеспечение надежности резервуарных конструкций – важнейшая проблема проектирования, строительства и эксплуатации. Периодическое ...
Для герметизации кольцевого зазора между плавающей крышей и корпусом применен мягкий уплотняющий затвор РУМ-1[3].
Рис.5 . Схема устройства резервуаров с плавающей крышей (а) и понтоном (б):
1 — корпус резервуара; 2 — стационарная крыша; 3 — нижние опоры понтона, 4 — направляющие плавающей крыши; 5 — плавающая крыша; б -уплотняющий скользящий затвор; 7- скользящая лестница; 8 -пластиковые покрытия понтона; 9 — пенополиуретановый слой; 10 -уплотнители; 11 — кольца жесткости; 12 — сборник осадков; 13 -дренажная система.
По данным [3], в США в среднем для 18000 резервуаров, из которых около 7000 со стационарной крышей, а остальные — с плавающей крышей или понтоном, потери следующие:
Таблица 1
Давление насыщенных паров нефтепродукта в резервуаре, кПа |
Потери, т/мес, из резервуаров |
||
со стационарной крышей |
с плавающей крышей или понтоном |
||
10-35 |
70 |
9 |
|
36-65 |
95 |
18 |
|
67-75 |
325 |
41 |
|
2.4 Резервуары повышенного давления
К резервуарам повышенного давления относятся каплевидные и сферические емкости типа ДИСИ и др. Промышленные испытания по определению эффективности каплевидного резервуара емкостью 2000 м в части сокращения потерь от испарения автобензина при различных операциях впервые проводились в осенний период 1958 г.
Дыхательный клапан был отрегулирован на избыточное давление 3000 мм вод. ст. и вакуум 130 мм вод. ст. Испытания показали, что при низких температурах окружающего воздуха потерь бензина от «малых дыханий» не было. Потери от «больших дыханий» снизились на 33—48%. Резервуары типа ДИСИ имеют емкость 400, 700, 1000 и 2000 м 3 и рассчитаны на избыточное давление от 1300 до 2000 мм вод. ст. и вакуум 30—50 мм вод. ст. Расположение поясов ступенчатое. С внутренней стороны стенки для увеличения устойчивости при вакууме имеются кольца жесткости.
Стоимость резервуаров повышенного давления значительно выше стоимости вертикальных цилиндрических «атмосферных» резервуаров. На многих химических и нефтехимических предприятиях большое количество легковоспламеняющихся жидкостей (метанол, этиловый спирт, изопропиловый спирт, стирол, метилстирол и др.) хранят в «атмосферных» резервуарах, вследствие чего происходят большие потери продуктов и загазовывается воздушный бассейн [3].
2.5 Резервуары с эластичными полимерными оболочками (ПЭО)
Поиск способов исключения потерь от испарения ЛВЖ при их хранении ведет к разработке конструкции резервуаров с эластичными полимерными оболочками (ПЭО).
Эта конструкция вообще исключает потери продукта от испарения.
ПЭО представляет собой мешок, который вкладывается в пространство, образуемое несущими конструкциями. Такие резервуары могут быть наземными и подземными.
Разработаны два типа резервуаров: цилиндрические и траншейные. Цилиндрические резервуары имеют предварительно напряженную стенку, купольное покрытие и грунтовое днище. Внутри этой конструкции подвешивается цилиндрическая полимерная оболочка.
Траншейные резервуары представляют собой котлованы, закрытые железобетонным покрытием или легким перекрытием из полимерных материалов. В траншею свободно укладывается оболочка — вкладыш, в котором хранится продукт.
Оболочки — вкладыши изготавливают из полимерных пленочных материалов: резинотканевые и на основе совмещенного полиамида. Широкое применение находят эластичные резервуары из полимерных материалов небольшого объема для хранения и перевозки автотранспортом [6].
2.6 Подземное и подводное хранение топлив
Проводились испытания по хранению углеводородных топлив в шахтных подземных емкостях, сооружаемых в монолитных осадочных, метаморфических и изверженных горных породах.
Производственный эксперимент подтвердил, что при хранении нефтепродуктов в подземных емкостях потерь бензина и дизельных топлив почти не происходит.
За рубежом находит применение подводное хранение топлив. Строительство подводных хранилищ большой емкости непосредственно на морском промысле делает ненужным прокладку нефтепроводов к берегу. Кроме того, нефть из такого хранилища может перекачиваться в крупнотоннажные танкеры, которые из-за своих размеров не могут заходить в порты [6].
2.7 Использование дисков — отражателей
Эффективным средством сокращения потерь от «больших дыханий» являются диски-отражатели (рис. 6).
Подвешенный под монтажным патрубком дыхательного клапана диск — отражатель препятствует распространению струи входящего в резервуар воздуха вглубь газового пространства, изменяя направление струи с вертикального на горизонтальное. Слои газового пространства, находящиеся у поверхности продукта, не перемешиваются входящей струей воздуха, и поэтому концентрация паров продукта в паровоздушной смеси, вытесняемой в атмосферу при заполнении резервуара, уменьшается, что снижает потери от «больших дыханий».
Простота конструкции и короткий срок окупаемости позволяют широко внедрять диски-отражатели в резервуарах. Диаметр диска-отражателя обычно равен 2,6—2,8 диаметра люка резервуара, сделанного для дыхательного клапана. Диск-отражатель подвешивается под патрубком люка на расстоянии, равном диаметру последнего, на стойке с фиксатором.
Рис.6. Диск отражатель с центральной стойкой
1 — дыхательный клапан; 2- огне — преградитель; 3 — монтажный патрубок; 4 — диск — отражатель; 5 — стойка для подвешивания диска [2].