Система управления самолета ЯК

Як-42 (по кодификации НАТО: Clobber— средне магистральный трёх двигательный пассажирский самолёт, разработанный в СССР в середине 1970-х годов для замены технически устаревшего Ту-134. Всего было выпущено 183 самолёта (из них два для прочностных испытаний): 11 на Смоленском авиазаводе (1977 — 1981) и 172 на Саратовском авиазаводе (1978 — 2003).

Первый советский пассажирский самолёт оснащенный турбовентиляторными двигателями с высокой (5,4) степенью двухконтурности.

1. Назначение системы управления самолета

Системы управления воздушного судна (ВС) обеспечивают заданные характеристики управляемости и устойчивости самолёта при выполнении полёта.

Управляемость самолёта — это способность ВС изменять режим полёта при отклонении рычагов управления (самолётом и двигателями).

Устойчивость самолёта — это способность ВС восстанавливать режим полёта, от которого он отклонился после воздействия внешнего возмущения воздушного потока.

Эксплуатационные данные систем управления — это углы отклонения поверхностей управления (регулировочные данные).

К основным эксплуатационным данным относятся углы отклонения РВ, РН, элеронов, стабилизатора, закрылков и предкрылков. Комплекс систем управления самолётом включает: управление РВ (руль высоты), РН (руль направления) и элеронами (основное управление), управление триммерами и переставным

стабилизатором (системы балансировки), управление закрылками, предкрылками и воздушными тормозами (управление механизацией крыла).Управление рулем высоты самолета бустерное, с жесткой проводкой управления.

Управление осуществляется двумя штурвальными колонками или рулевой машиной автопилота САУ-42

Таблица 1. Управление рулем высоты

Рис. 1. Управление рулем высоты

Управление рулём направления самолёта.

Управление РН осуществляется двумя парами педалей из кабины экипажа, автономным демпфером рысканья АДР-42, а также автоматической системой управления САУ-42. В системе управления установлен гидроусилитель БУ-270А

При перемещении педалей (или выходного звена рулевой машины САУ-42, или исполнительных механизмов АДР-42) движение передаётся через жёсткую проводку на золотник гидроусилителя, который обеспечивает подачу жидкости в полости гидроусилителя. В результате этого перемещается корпус гидроусилителя, соединённый через жёсткую проводку и пружинный сервокомпенсатор с РН.

В режиме бустерного управления при нормальном шарнирном моменте усилия с руля на педали не передаются (необратимая схема включения гидроусилителя).

14 стр., 6518 слов

Разработка мероприятий по повышению надежности системы управления ...

... системы управления вертолета Ми-8Т 3.1 Разработка мероприятий по повышению надежности гидроусилителей РА-60Б и КАУ-30Б вертолета Ми ... эксплуатирующими ее специалистами. Глава 1. Теоретические основы дипломного проектирования 1. 1. 1.1 Основные понятия Надежность ... ее технического состояния, объемы профилактических и восстановительных работ. Чтобы обеспечить высокую эффективность гражданской авиации, к ...

Поэтому в системе установлены механизм загрузки и механизм ограничения хода педалей. Механизм загрузки педалей (пружинного типа) создаёт усилия пропорциональные углу отклонения руля, а механизм ограничения хода педалей (пружинного типа) ограничивает ход педалей путём создания дополнительного усилия на половине хода руля при убранном шасси.

Педали служат также для управления разворотом колёс передней опоры и для основного торможения.

Автономный демпфер рысканья АДР-42 предназначен для улучшения характеристик боковой устойчивости и управляемости самолёта при выключенном демпфере рысканья системы автоматического управления САУ-42.

Таблица 3. Управление рулем направления

Рис. 2 Управление руля направления

Система управления элеронами самолёта Як-42.

Управление элеронами осуществляется штурвалами, соединённым через жёсткую проводку с элеронами, а также рулевой машиной РД-12 системы САУ-42, подключённой к проводке управления элеронами. Угол поворота штурвала при постановке элеронов на упоры ±75°.

самолёт устойчивость тормоз управляемость

Таблица 3. Управление элеронами

Рис. 3 Управление элеронами

Управление закрылками и предкрылками.

В каждой системе имеются свои силовой привод, вал трансмиссии, винтовые подъёмники, электрическая система управления, контроля и сигнализации. Силовой привод (электромеханизм или гидропривод) создаёт крутящий момент, который через вал трансмиссии передаётся на винтовые подъёмники, соединённые с поверхностями управления. Винтовые подъёмники преобразуют вращательное движение вала в возвратно-поступательное движение поверхности управления.

Пример. Система управления закрылками и предкрылками самолёта Як-42.

Система управления предкрылками и закрылками электрогидромеханическая Силовым приводом каждой системы является двухканальный рулевой привод РП-71. Один канал привода получает питание от основной гидросистемы, другой — от насосных станций аварийной гидросистемы. Отказ одного из каналов рулевых приводов увеличивает время выпуска или уборки предкрылков (закрылков) вдвое. Привод РП-71 через валы трансмиссии приводит во вращение винтовые механизмы предкрылков (закрылков), которые выпускают или убирают предкрылки (закрылки).

Управление работой системы осуществляется переключателями, расположенными на среднем пульте. От общего для закрылков и предкрылков переключателя основного управления или от общего для закрылков и предкрылков переключателя аварийного управления происходит управление и закрылками и предкрылками в определённой последовательности. Кроме того имеется переключатель раздельного управления. В системах управления предкрылками и закрылками установлены системы предельного рассогласования СПР-1. Они служат для автоматического прекращения движения предкрылков или закрылков в случае, если разница отклонений левых или правых предкрылков или закрылков становится более 2°.

Контроль за работой систем осуществляется по индикатору закрылков и табло предкрылков, расположенных на приборной доске. При невыпускt предкрылков и закрылков перед посадкой или перед взлётом подаётся сигнал в систему «К ВЗЛЁТУ-ПОСАДКЕ НЕ ГОТОВ».

8 стр., 3964 слов

Управление системой доставки продукции

... [2]. Транспортная система - транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая ... единицу времени. Грузооборот – основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на ... Большая маневренность и подвижность; высокая скорость доставки груза; небольшие капиталовложения в освоение малого ...

Таблица 4. Управление закрылками

Рис. 4. Управление закрылками

Таблица 5. Управление прекрылками

Рис. 4. Управление предкрылками

Управление воздушными тормозами.

Системы управления воздушными тормозами (спойлерами, интерцепторами и др.) имеют в качестве привода цилиндры, в которые подаётся давление от энергетической системы (гидравлической или воздушной).

При движении штока, соединённого с поверхностью управления, происходит отклонение поверхности.

Система управления спойлерами самолёта Як-42.

Спойлеры на самолёте Як-42 предназначены для сокращения длины пробега. Система управления спойлерами электрогидравлическая. Силовыми приводами системы являются гидроцилиндры, давление жидкости в которые подаётся через электромагнитные краны из основной гидросистемы.

Управление системой осуществляется переключателем и ручкой (на доработанных самолетах), расположенных на среднем пульте. Спойлеры выпускаются автоматически при установке переключателя управления на выпуск после раскрутки колёс основных опор шасси при условии, если рычаг управления средним двигателем находится в положении малого газа.

Управление от ручки применяется при отказе автоматики и при прерванном взлете.

Контроль и сигнализация осуществляется по табло и с помощью системы «К ВЗЛЁТУ НЕ ГОТОВ», которая срабатывает при ошибках эксплуатации или отказах в системе управления.

Управление интерцепторами самолёта Як-42.

Управление интерцепторами осуществляется гидроцилиндрами, давление жидкости в которые подаётся с помощью электрокранов. Интерцепторы выпускаются при повороте штурвала на угол более 45° (при повороте влево выпускается левый интерцептор, вправо — правый).

При возвращении штурвала в исходное положение (менее 45°) интерцепторы убираются.

2. Методы и средства оценки технического состояния

Эксплуатация систем управления сводится к действиям по включению систем управления и контролю параметров систем, в случае возникновения неисправностей или отказов — к действиям по восстановлению работоспособности систем, а при невозможности — к изменению плана полёта.

Эксплуатация систем основного управления самолётом Як-42.

Перед полётом проверяется исходное положение штурвала управления триммерами РВ, выключателя автономного демпфера рыскания, ней-тральное положение триммеров элеронов и РН, а после расстопорения рулей — полное перемещение штурвалов, штурвальной колонки и педалей.

В полёте: перемещением рычагов управления изменяется положение самолёта, триммерами и стабилизатором снимаются усилия с рычагов управления, контролируется автоматическое включение и выключение автономного демпфера рыскания, а также включается и выключается система автоматического управления (САУ).

Пример 2. Эксплуатация системы управления закрылками и предкрылками ВС Як-42.

Перед полётом проверяется исходное положение систем. Взлёт производится с выпущенными предкрылками и закрылками на 20°, а на высоте не менее 120 м механизация убирается. Посадка производится с полностью выпущенными предкрылками и закрылками на 45°.

4 стр., 1610 слов

Управление системой теплоснабжения

... При эксплуатации систем воздушного теплоснабжения, главным ... системы теплоснабжения; описать основные положения управления работой системы тепло-снабжения. Объектом является система теплоснабжения, предметом – особенности управления ... тех пор, пока поступление пара через конденсатопровод не прекратится. Регулирование расхода пара в отдельных ответвлениях и частях системы парового теплоснабжения ...

3. Основные неисправности и отказы элементов

Отказы систем управления самолёта Як-42.

В руководстве по лётной эксплуатации самолёта Як-42 по системам управления самолётом рассматриваются следующие отказы.

1. Незакрытие замка секции спойлеров перед взлётом. Взлёт не производится.

2. Неуборка закрылков или предкрылков на взлёте. При полёте по кругу для обеспечения посадочной массы самолёта не более 50 т производится выработка топлива. Посадка на аэродроме вылета или ближайшем аэродроме.

3. В полёте: отказы автономного демпфера рыскания АДР-42, заклинивание сервокомпенсаторов элеронов, незакрытие замка секции спойлеров, увод триммеров элеронов и триммера РН, неуборка или невыпуск закрылков или предкрылков. При возникновении каждого из перечисленных отказов полёт продолжается без изменения плана полёта.

4. Отказы управления РВ, элеронами, РН. Посадка выполняется на ближайшем аэродроме с учётом метеоусловий.

Перечень принятых сокращений

ВС-воздушное судно

РВ-руль высоты

РН-руль направления

САУ-система автоматического управления

АДР-автономный демпфер рысканья

Выводы

Неисправности и отказы элементов ВС (отказы функциональных систем или их компонентов, нарушение прочности конструкции планера, отказы двигателей) могут привести к необходимости изменения плана или профиля полёта, в том числе к вынужденной посадке, т.е. к уменьшению коэффициента коммерческой загрузки и увеличению себестоимости. Кроме того, при их возникновении требуются дополнительные затраты на ремонт ВС, что приводит к росту прямых эксплуатационных расходов и соответственно к росту себестоимости.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/domashnyaya/upravlenie-eleronami-samoleta-yak/