Россия в эпоху правления Николая 1, консервативная модернизация империи

Интерес к историческим личностям — императорам, полководцам, политикам, — был всегда. Но в советское время историков привлекали прежде всего деятели революционного движения, боровшиеся с самодержавием и его правительствами. О царях, королях, императорах отзывались, в основном, лишь негативно. В последние годы этот перекос преодолевается: появились статьи, книги, подробно анализирующие воспитание, образование, взаимоотношения в семье, формирование характера, личность российских самодержцев.

Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции. «Время Николая I — эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти, в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии», — так характеризует николаевское царствование видный либеральный историк А.Е. Пресняков.

Образ «жандарма Европы», «удава, 30 лет душившего Россию», «Николая Палкина» встает перед нами со страниц произведений А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого.

При имени Николая I в памяти всплывают хрестоматийные строки из «Былого и дум»: «Он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое бы так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное — глаза, без всякого милосердия, зимние глаза».

Казалось бы, все ясно в этом цельном прямом характере, раз и навсегда дана оценка исторической роли Николая I. Но не все так просто.

Со второй половины XIX в. и особенно после октябрьского переворота 1917 г. начали раздаваться голоса русских историков и философов: И. Ильина, К. Леонтьева, И. Солоневича, по-иному оценивших личность Николая I и значение его царствования для России.

Они видели в нем «рыцаря монархической идеи», «первого самодержца после Петра», сумевшего удержать империю на путях ее самобытного исторического развития, несмотря на разгоравшееся в Европе пламя революций.

Наиболее последовательно этот взгляд выражен в сочинениях философа К.Н. Леонтьева, назвавшего Николая I «истинным и великим легитимистом», который «был призван задержать на время всеобщее разложение», имя которому — революция.

Так кем же был самодержец, чье имя неразрывно связано с целой эпохой в политической, общественной и культурной жизни России – «душитель свободы» и деспот или же его личность заключала в себе нечто большее?

14 стр., 6636 слов

Столыпинский план модернизации России

... губернии закладывались основы знаменитой столыпинской реформы В 1904 году ... в первую очередь внутреннюю политику правительства; этот пост остался ... преобразований: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданское равноправие в ... Д.Ф. Трепов докладывал Императору Николаю II: «В Саратовской губернии ... центров промышленности и торговли России. Столыпин реорганизовал систему управления ...

Ответ на этот вопрос тесно связан с тем спором о судьбах России, о путях ее развития, о ее прошлом и будущем, который не затихает уже третье столетие.

Объектом контрольной работы является Николай 1.

Предмет данной работы — эпоха Николая 1: консервативная модернизация или период реакции.

Целью работы является изучение эпохи Николая 1.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:

1. Рассмотреть Россию в эпоху правления Николая 1

2. Изучить внутреннюю политику Николая 1.

3. Изучить внешнюю политику Николая 1.

4. Рассмотреть взгляды исследователей на правление Николая I.

1 Россия в эпоху правления Николая I, консервативная модернизация империи

Годы царствования Николая 1 (1825-1855 гг.) расцениваются историками как «апогей самодержавия». Одной из главных задач Николая 1 было укрепление аппарата управления и усиления режима личной власти. При нем создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны.

Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся «собственной его императорского величества канцелярии».

Она была учреждена еще Александром 1 для рассмотрения прошений на его имя. Николай 1 существенно расширил ее функции, придав ей значение высшего органа государственного правления. Прежняя канцелярия стала 1 отделением, в обязанность которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений. Вслед за 1 отделением было создано 2 отделение, занимавшееся кодификацией законов, а затем 3 отделение — высшая полиция.1

Особое значение имела деятельность 3-го отделения. Прерогативы этого отделения были огромны — оно собирало информацию о настроениях различных слоев общества, осуществляло тайный надзор за неблагонадежными лицами и печатью и пр. — это был орган личного осведомления царя обо всех происшествиях в Российской империи. Николай 1 стремился сосредоточить в своих руках решение, как общегосударственных вопросов, так и многих частных вопросов. Был проведен ряд реакционных мер в области просвещения и печати, ибо здесь таилась главная опасность вольнодумства.

В основу системы народного просвещения был положен принцип

В 1828 г. был издан школьный устав, согласно которому начальное и среднее образование подразделялось на три категории:

1) для детей низших сословий (крестьянство) предназначались одноклассные приходские училища;

2) для средних сословий (мещан и купцов) — трехклассные уездные училища;

3) для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии.

Университетский указ 1835 г. практически ликвидировал автономию университетов и устанавливал строгий надзор за студентами. В 1826 г. был издан новый цензурный устав, который не допускал в печать ни одно произведение, в котором прямо или косвенно порицалась монархия или высказывались мысли о необходимости преобразований.2

Однако наряду с мерами реакционного характера, самодержавие проводило и некоторые преобразования, чтобы приспособить абсолютистский строй к новым социально-экономическим изменениям

22 стр., 10917 слов

Статистический анализ состояния промышленности Пермского края

... промышленности всей страны или регионов, об эффективности работы отдельных промышленных предприятий, учитывать темпы роста (снижения) производства, спрогнозировать и спланировать будущую деятельность по развитию промышленности. Объект исследования - промышленность Пермского края. ... удовлетворяющей потребностям рынка. Регулятором развития промышленности в России выступает промышленная политика. В свою ...

Был создан Секретный комитет для разработки программы преобразований — проект реформы высшего и местного самоуправления, закон о правах сословий, решение в перспективе «крестьянского вопроса».

В 1826-32 гг. была проведена кодификация законов. Она упорядочила российское законодательство, но не внесла изменений ни в политическую, ни в социальную структуру России, ни в саму систему ее управления.

Основным вопросом в правительственной политике второй четверти 19 в. был крестьянский вопрос. В царствование Николая 1 было издано более 100 указов о крестьянах, направленных на смягчение крепостного права, но ввиду их фактической необязательности для помещиков они находили весьма ограниченное применение.

Новые социально-экономические процессы развивались в сфере промышленности и торговли.

В сфере мелкой крестьянской промышленности накапливались капиталы, готовились кадры обученных рабочих, выделялись представители торгово-промышленной буржуазии. За счет распространения мануфактур, основанных на наемном труде, развивалась крупная промышленность.

Переход от мануфактурного производства к фабрике — крупному производству, основанному на машинной технике — промышленный переворот, который имеет две стороны: техническую — систематическое применение машин и социальную — формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.

Важным показателем развития рыночного хозяйства и промышленного переворота являлось формирование новых социальных групп — наемных рабочих и предпринимателей. В связи с ростом промышленности и углублением хозяйственной специализации регионов страны развивался внутренний рынок.

Основными товарами были продукция с/х и изделия крестьянских промыслов. Расширялись внешнеторговые связи.3

покупали в России хлеб и сырье, в азиатские страны Россия поставляла промышленную продукцию — ткань и металлические изделия. Причиной кризиса в последние десятилетия перед реформой 1861 г. являлся регресс системы хозяйства, основывавшейся на крепостном труде.

Но в целом, в экономике и в социальном отношении были прогрессивные сдвиги, которые происходили на базе мелкотоварного и капиталистического хозяйства. Хотя новые социально-экономические процессы и подрывали феодально-крепостническую систему, но она продолжала оставаться господствующей вплоть до 1861 г.

Здесь немалую роль сыграло самодержавие.

Политика его была противоречивой: с одной стороны, оно способствовало экономическому развитию страны — вплоть до поддержки капиталистического предпринимательства, с другой — стремилось законсервировать социальную структуру общества, стояло на страже феодально-крепостнических порядков.

2 Внутренняя политика Николая 1

Разгром движения декабристов укрепил на русском престоле нового самодержца. «Революция на пороге России. Но, клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни», — так определил программу своего правления император Николай 1 (1796—1855).

6 стр., 2786 слов

Развитие и размещение производительных сил России. Отраслевая ...

... ” экономики); приоритетными остаются топливные отрасли, в то время как инфраструктурный и агропромышленный комплексы испытывают серьезные трудности в своем развитии; сохраняется высокая концентрация и монополизация производства. Для современной структуры хозяйства страны характерной ...

Его тридцатилетнее царствование — это время жесткого подавления свободомыслия, демократии и освободительного движения как внутри страны, так и в Европе.

Вместе с тем это время — золотой век русской литературы, расцвета молодой российской науки, театра, искусства и подъема общественной мысли.4

Николай I стремился сохранить существующий порядок, не вводить нового в стране, а только поддерживать веками сложившийся государственный и общественный строй, который не способствовал росту международного влияния России и решению внутренних проблем.

Следствие по делу декабристов подвело Николая I к выводу о необходимости централизации деятельности политической полиции под своим личным контролем.

В 1826 г. было создано III отделение Собственной его императорского Величества канцелярии. В распоряжении III отделения, возглавляемого генералом А.Х. Бенкендорфом (1781/83—1844), находился корпус жандармов.

Оно наделялось огромной властью и поднималось над всеми государственными учреждениями страны как карающая сила.

Чтобы не допустить проникновения революционных идей, был утвержден новый цензурный устав, согласно которому запрещалось всякое издание, подрывающее почтение к правительству, подвергавшее сомнению монархическую форму правления, выдвигавшее мысль о необходимости преобразований в государстве.

Школьный устав, изданный в 1828 г., ликвидировал преемственность между начальной, средней и высшей школами с тем, чтобы не допустить поступления детей низших сословий в средние и высшие учебные заведения. В 1835 г. был принят новый университетский устав, значительно урезавший автономию университетов.

Стремясь сохранить и укрепить существующую социально-политическую систему, Николай I осуществил задачу кодификации русского законодательства.

Результатом проведенной под руководством М.М. Сперанского работы был сборник «Полное собрание законов Российской империи», в который вошли все указы, начиная с Соборного уложения 1649 г. и кончая последним указом Александра I, и пятнадцати томный сборник «Свод законов», в который были включены действующие законы.5

«Свод законов» содержал важнейший принцип царствования Николая I — ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое.

Законодательная основа российского общества осталась прежней, усложнился лишь механизм центрального управления.

При нем окончательно утвердилась система российской бюрократии и военщины — опора самодержавия.

Если в начале XIX в. армия чиновников составляла 16 тыс. человек, то в середине XIX в. — 100 тыс.

Деятельность аппарата не контролировалась со стороны общества, безнаказанность и круговая порука в сфере чиновничества свидетельствовали о кризисе государственного аппарата.

Несмотря на позитивные явления в экономическом развитии страны (объем промышленного производства удвоился, число предприятий возросло до 14 тыс., на мануфактурах преобладающим стал вольнонаемный труд, в 30-х гг. начался промышленный переворот), общее состояние народного хозяйства свидетельствовало о тормозящем воздействии феодально-крепостнических отношений и предвещало обострение кризиса крепостного строя.

Усилилось недовольство крестьянства.

Крестьянские волнения становятся более массовыми.

5 стр., 2395 слов

Петровские реформы и начало модернизации российского общества

... модернизации страны. ВОЕННАЯ РЕФОРМА Реформаторская деятельность начинается с военной реформы. Основным содержанием военной реформы ... западноевропейской цивилизации. В истории петровских реформ исследователи выделяют два этапа: ... Свода законов; активизация внешней политики и дипломатической деятельности Российского государства; ... в Уставе воинском и Книге-уставе морском. В целом военные реформы ...

Правительство понимало необходимость решения главного вопроса российского общества — крестьянского.

Шеф жандармов убеждал императора, что крепостное состояние крестьян «есть пороховой погреб под государством».

Работало 11 секретных комиссий по составлению закона освобождения крестьянства.6

Результатом деятельности комитетов было создание системы управления государственными крестьянами, подчиненной новому министерству, министерству государственных имуществ, во главе которого стал П.Д. Киселев (1788— 1872).

В 1837—1841 гг. он осуществил административную реформу, по которой государственные крестьяне становились юридически свободными земледельцами с общинным управлением.

Эта реформа позволила к 1858 г. 270 тыс. крестьянам купить более 1 млн. десятин земли, перестать быть бременем для государственного бюджета и несколько поднять их благосостояние.