Метод номинальных групп как инструмент развития организации

Открытые вопросы к нашему бессознательному, к глубинной системе знания, которая есть у каждого, являются огромной силой. Большинство людей не знают и не замечают, что таким образом мы можем продуктивно направлять свое мышление. Если вопросы адресуются только к сознанию, то происходит ограничение мышления. Необходимо направлять вопросы внутрь себя к огромной системе знания, которая заложена в каждом.

Руководителям и сотрудникам компаний нередко приходится совместно обсуждать и решать различные организационные вопросы. Эти вопросы могут касаться, например, организационного развития, определения стратегии компании, согласования позиций, нахождения консенсуса, или, что сейчас очень актуально, поиска путей выхода из кризиса. Это делается в виде традиционных совещаний, «рабочих групп», «комитетов» и других форм групповой активности. Есть свои неоспоримые преимущества в групповой работе: охват большего числа альтернатив, порождение большего числа идей, распределение ролей, более однозначное понимание ситуации и принятых решений и, в конечном счете, более согласованные действия при реализации решений. Но реальная эффективность неграмотно проводимой групповой работы может быть весьма низкой. Тому есть немало причин. Но есть и немало возможностей. Для повышения эффективности группового решения задач существует множество приемов, техник и методов.

Одним из таких методов является метод номинальных групп, который будет рассмотрен в данной работе., Цель — выявить сущность метода номинальных групп и эффективность его использования на предприятии.

Задачи:

1. Рассмотреть

2. Определить сильные и слабые стороны метода «мозгового штурма» и его эффективность в решении тех или иных задач.

Актуальность исследования обусловлена недостаточностью имеющихся разработок по групповым формам работы в управлении российскими организациями в условиях рыночной экономики.

1. Метод номинальных групп (МНГ)

Максимально структурированной мозговой атакой считается метод номинальной группы. Метод номинальной группы полезен в ситуациях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, с тем, чтобы получить решения, к которым один человек прийти не может. Метод проводится в тщательно отобранной группе специалистов, хорошо разбирающихся в обсуждаемом вопросе. Сущность метода заключается в отделении выдвигаемых идей от их авторов, что создает благоприятные условия для выдвижения любых идей любым участником совещания. Отдельные предложения выдвигаются анонимно, окончательное решение считается групповым1 . Метод номинальных групп (МНГ) – один из способов коллективного принятия решений. По форме МНГ – это тщательно спланированный структурированный групповой процесс2 . По сути – это стратегия решения проблем или генерирования идей в группе. Кроме того, вовремя работы МНГ участники получают друг от друга информацию, которая во время обычных совещаний остается не услышанной. Это могут быть свежие идеи, новый взгляд на проблему, неожиданно верное решение. Метод разработан Андре Л. Дельбеком и Эндрю Ван де Веном на основе социально-психологических исследований совещаний по принятию решений и согласования групповых суждений. МНГ предполагает участие 8-12 человек, работу которых организуют координатор и помощник. Участники отбираются в соответствии с их компетенцией. Желательно избегать присутствия в группе сотрудников, находящихся в отношениях непосредственного подчинения. Обычно для проведения МНГ требуется от 2 до 3 часов. МНГ включает следующие этапы:

6 стр., 2895 слов

Метод коллективной генерации идей

... Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном ... и другими сферами. Целью данного реферата является рассмотрение методологии и ... место в системе планирования, исследуются вопросы методологии и организации экономического прогнозирования, ...

1.вводная часть, 2.молчаливое генерирование, 3.этап неупорядоченного перечисления идей, 4.этап уяснения идей, 5.ранжирование, 6.заключительная часть.

1.Вводная часть., Координатор знакомит участников с процессом и вводит особые правила., Необходимо рассмотреть следующие вопросы:

Цель заседания и важность процесса; этапы МНГ; как будут использованы результаты; постановка задачи. Задача должна быть сформулирована

предельно просто и четко. Цель координатора – чтобы задача заседания была

понята всеми участниками, и понята одинаково. Иногда прибегают к

самоинструктажу, когда участники дают собственные толкования задачи, сообщенной координатором, и модифицируют ее формулировку в наиболее удобном для себя виде.

Особые правила: доброжелательность; активность; говорит один.

2.Молчаливое генерирование.

Этот этап занимает обычно 10-15 минут. Участникам предлагают в полном молчании записать индивидуальные решения поставленной задачи. Предлагается записывать все идеи, которые придут в голову. Даже самые необычные или спорные. Цель – расширить диапазон рассмотрения данной проблемы. Важно тщательно следить за соблюдением тишины и прерывать возможные разговоры участников друг с другом. Исследования показали, что в смысле генерирования идей индивидуальная деятельность продуктивнее групповой. Поэтому на этом этапе целесообразнее индивидуальная работа. Важно, что разные люди работают в разном темпе. Скорее всего, кто-то из участников закончит работу раньше и начнет подавать весьма интенсивные невербальные сигналы скуки или утомления. Не поддавайтесь ложному гуманизму, предлагая тем, кто уже закончил, выйти на перерыв. Как только Вы сделаете это, ручки отложат все, хотя у кого-то, вероятно, еще были «на подходе» ценные идеи. При таком развитии событий они могут быть потеряны. Молчаливый этап длится до того момента, пока последний участник не отложит ручку.

3 стр., 1129 слов

Участники строительства и их функции

... организации строительного этапа предполагает достаточно четкое выделение и организационное обособление участников процесса, считая такой принцип организации процесса залогом достижения хорошего результата. Участники строительного этапа выполняют ... в форме инвестиций в строительство. Инвестор — носитель основной идеи инвестиционного проекта. Первостепенная цель Инвестора — получение прибыли. Способы ...

3.Этап неупорядоченного перечисления идей.

Координатор вводит жесткий запрет на любой вид критики произносимого. Участникам предлагается зачитывать идеи, помощник фиксирует их на доске, флипчарте или при помощи электронного проектора и компьютера. Координатор следит за тем, чтобы идеи были поняты всеми участниками

единообразно. Разговор допускается только между координатором и участником, излагающим свою идею. Участник может каждый раз называть только одну из своих идей. Очередь выступлений не регулируется ничем. Каждый участник может называть те идеи, которые у него записаны во время молчаливого этапа, а также те, которые пришли в голову только что.

4. Этап уяснения идей.

Продолжает действовать запрет на критику и оценку идей, о чем координатор еще раз сообщает. Координатор зачитывает все записанные ответы. Каждый участник может предложить уяснение или толкование идеи, комбинирование сходных пунктов или отказ от тех, которые дублируют друг друга. Здесь важен темп. Координатор быстро переходит от пункта к пункту, не давая участникам задуматься и вспомнить, чья это была идея. Теперь им постоянно напоминают, что список – результат совместного творчества группы, и работа идет совместно над одним общим продуктом. Цель – подготовить для ранжирования список, в котором отсутствуют

повторяющиеся, дублирующие друг друга или непонятные составляющие.

5. Ранжирование., На этом этапе участники могут выразить свое одобрение или критику той

или иной идеи. Но теперь это уже не «моя» или «его» мысль, а некая отдельная, как бы оторванная от индивидуального автора, идея. Теперь автор любой части списка – группа. Перед началом этого этапа полезно

сделать перерыв, во время которого участники отдыхают, а координатор и помощник переносят список, с которым работала группа, в другой формат. Например, с доски, где видны следы исправлений, переносов, вычеркиваний, готовый к ранжированию список переносят на флипчарт или распечатывают по одному экземпляру для каждого участника. Таким образом, усиливается эффект отделения идей от авторов. Люди, возвратившись после перерыва, видят некий другой, действительно общий продукт, в котором уже нет следов индивидуального участия кого-либо. Каждому участнику выдают по 8

карточек (их количество может варьироваться в зависимости от длины списка и задач заседания).

Участникам предлагают отобрать из всего списка по 8 наиболее важных пунктов и записать их на карточках. В центре каждой карточки – формулировка отобранного пункта, в правом верхнем углу – его номер. На каждой из восьми карточек должны быть разные пункты.

Затем предлагают каждому разложить заполненные карточки перед собой и выполнять следующие шаги: «Из восьми карт выберите самый

важный пункт (который Вы бы использовали в качестве руководства к действию), напишите цифру 8, обведите ее кружком, чтобы не спутать с номером идеи, и карточку отложите». Координатор ждет, пока все участники справятся с этим заданием. Затем процесс ранжирования продолжается. «Из оставшихся семи карточек выберите наименее важный пункт (которым Вы бы пожертвовали в случае необходимости), напишите цифру 1, обведите

7 стр., 3181 слов

Методы генерирования идей

... бывает постоянным, эти упражнения очень полезны как разминка для других, более продуктивных методов генерирования идей. При групповом решении проблем они служат для дополнительной цели -- для ... можете использовать фантазирование при разработке планов достижения ваших целей. 4. Визуализация идея мозговой штурм коллективный Визуализация требует размышления о проблеме с точки зрения образов и ...

ее кружком и отложите карточку». Ранжирование продолжается. «Из

оставшихся шести карточек выберите самый важный пункт, напишите на карточке цифру 7, обведите ее кружком, а карточку отложите».

«Из оставшихся пяти карточек выберите наименее важный пункт, поставьте цифру 2, обведите ее кружком, а карточку отложите».

Ранжирование продолжается в этой последовательности, пока каждый участник не проранжирует все восемь отобранных им пунктов-идей.

Теперь результаты ранжирования надо подсчитать и зафиксировать в удобной для рассмотрения форме. Это могут делать координатор и помощник, пока участники отдыхают, или сами участники, руководимые помощником координатора.

6.Заключительный этап. Состоит в оглашении результатов ранжирования. Координатор руководит обсуждением результатов, акцентируя внимание на тех пунктах, которые получили высокую степень согласия. На этом этапе каждый участник может спокойно сказать себе, что свое согласие или несогласие с той или иной идеей он выразил, появляется уверенность в том, что мнение услышано и понято. Кроме того, какими бы ни были

установки участников относительно рассматриваемой задачи и результата работы группы, степень их заинтересованности в дальнейшей работе над данной задачей, как правило, возрастает. Координатору важно уловить эту заинтересованность и, возможно, закрепить ее, рассмотрев следующие шаги или настроение группы относительно будущих действий.

Так как метод номинальных групп- это метод групповой интеллектуальной работы т.е. метод мозгового штурма, необходимо рассмотреть и сам метод мозгового штурма.

2. Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма («brain-storming» — мозговая атака, второе значение близко к русскому выражению «сорванная крыша») используется во многих организационно-деятельностных играх, однако сам он является неигровым имитационным методом по классификации активных методов обучения3 .

Однако, рассмотрим метод мозгового штурма именно как составляющую организационно-деятельностных игр, так как он обладает большинством характеристических признаков: перед участниками ставится конкретная проблема, целью является — решение проблемы, по времени мозговой штурм может затянуться на очень долгий срок, некоторые этапы могут быть повторены, альтернативность решений максимально возможная и даже больше (приветствуется выход за грани реальных решений); роли участников никак не определяются, но состав изначально комплектуется в расчете на специализированную подготовку, опыт профессиональный и личностный участников и т.д.