Общественный строй Киевской Руси

Контрольная работа

Древнерусское общество не знало сословий в классическом понимании, но и не было однородным. Из общей массы выделился феодальный класс бояре («лучшие люди»).

Они подразделялись на княжеских и земских бояр. Первые относились к старшей дружине князя и участвовали в его военных и иных советах, входили в состав княжеской думы. Эти «лучшие люди» из варягов сначала именовались огнищанами, а потом княжими мужами. Земские бояре — представители родоплеменной знати славян. Впоследствии все они объединились под одним названием бояре. Это было привилегированное сословие, владевшее на правах собственности вотчинами («земля отцов»).

киевская русь общество власть

Городское население, хотя еще и не отделилось от землепашцев, тем не менее состояло из ремесленников и купцов, имея общинное устройство. Горожане были свободными и пользовались правовой защитой. Крестьянство в основном состояло из смердов, вероятно, подразделявшихся на свободных, проживавших в территориальных, соседских общинах (вервях), и княжеских, зависимых. В верви действовала круговая порука, ее члены платили дань — налог и оброк господам.

Наряду со свободным земледельцами, были и зависимые люди. Сложился институт закупничества (от «купа» — ссуда) в виде самозаклада личности. Закуп обязан был отрабатывать долг в имении заимодавца и быть под его властью. Если он убегал, то превращался в холопа (раба).

К зависимым относился и вдачь, но его обязательство не приводило к самозакладу личности.

Людей, находившихся под патронатом господина, называли закладниками, прикладниками, изгоями, задушными людьми, прощенниками. Бесправной массой населения считались холопы (рабы).

Источником холопства считалось: продажа себя в рабство, женитьба на рабе без заключения договора с ее господином, поступление без договора в ключники — тиуны, рождение от рабыни, военный плен, по наказанию «потоком и разграблением». Кроме простых холопов, упоминаются обельные (полные) холопы. Они считались вещью господина, который мог их убить, продать, распорядиться их браком. За его убийство выплачивалась не вира, а особое вознаграждение: 5 гривен за убийство холопа и 6 гривен за раба. После посажения холопов на землю они превращаются в крепостных, «не обельных» холопов, с правом иметь имущество, заниматься торговлей [3, с. 155].

Глава 1 Возникновение Древнерусского Государства

1.1 Образование Древнерусского Государства

Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

7 стр., 3255 слов

Политический строй древнерусского государства

... государстве, Англосаксонском королевстве, Германской империи. В политическом строе Киевской Руси также можно обнаружить признаки, характерные для данного типа государственности. Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский, ... помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», « ... лично зависимых от князя людей формировалась княжеская администрация, важнейшая ...

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей — дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр — в г. Новгороде).

В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862 — 879).

Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях [1] В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования древнерусского государства (Руси).

М.В. Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами — роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19 — 20 вв. учеными — историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811 — 821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющие Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879 — 912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян — Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912 — 945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945 — 957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

12 стр., 5928 слов

Государственный строй в Древней Руси

... сплочения Киевской Руси и укрепления власти князя. 1.2 Основные изменения в государственном управлении государственное управление древняя русь Принятие ... Соглашение 860 года означало дипломатическое признание Византией Древнерусского государства. Летописи упоминают, что соглашение было связано ... родового строя - вече, народное собрание, кровная месть. В последующие годы своего правления Олег подчинил ...

Святослав (957 — 972) — самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь [7, с. 53].

Глава 2 Общество в Киевской Руси

2.1 Правовое положение социальных групп

В Киевской Руси IX — XII вв. еще не сформировались сословия — замкнутые группы населения с присущими только им правами и обязанностями. Для сословий характерна наследственность статуса и наличие препятствий, затрудняющих переход в другую социальную группу. В среде же древнерусского населения нельзя найти сословных различий. Тем не менее, источники (прежде всего летописи и древнейший свод законов [2] позволяют обнаружить обособленные по имущественному, функциональному или профессиональному признаку слои населения. В исторической науке их принято называть по — разному: категориями, группами или прослойками населения.

Незавершенность социального строительства в Древней Руси обусловила и терминологическую пестроту обозначения тех или иных категорий горожан и крестьян. Все население Руси можно разделить на свободное и зависимое; особую категорию при всём этом составляли изгои. В свою очередь в рамках свободного населения по своему правовому и имущественному положению выделяется господствующий слой. Современные рассматриваемому периоду источники всегда стараются выделить наиболее влиятельную группу населения, используя эпитеты «лучшие», «старейшие», «вятшие», «передние», «нарочитые».

В то же время остальное население характеризуется, как «молодшие», «меньшие», «простые», «черные» люди.

Высший элитный слой древнерусского общества составляли князья, ведущие свое происхождение от родоначальника — Рюрика. Во многом привилегированное положение людей Древней Руси определялось их близостью к князю. Можно обнаружить несколько путей формирования высшего слоя — из старой родовой аристократии, положение которой в новых условиях могло сохраниться в случае вхождения в круг лиц, близких к князю; из верхушки общины (разбогатевших общинников, выборных должностных лиц); а также из любой категории населения благодаря волеизъявлению князя. Князь мог как возвысить человека из самых низов общества, так и превратить свободного человека в раба (холопа).

К господствующему слою древнерусского общества принадлежали лица, которые описываются в источниках терминами «бояре», «огнищане», «княжие мужи», реже — «вельможи». Древнейшее восточнославянское законодательство выделяло этих людей двумя привилегиями: 1) их жизнь защищалась штрафом (вирой) в 80 гривен, что вдвое больше штрафа за убийство простого свободного человека (ст. 3 «Аже кто оубиеть княжа мужа в разбои, а головника не ищють, то виревную платити, въ чьеи же верви голова лежить то 80 гривенъ» [1] 2) на них распространялся особый порядок наследования имущества, предполагавший участие в наследстве и лиц женского пола (дочерей при отсутствии сыновей).

9 стр., 4275 слов

Общественный и государственный строй Киевской Руси

... общественный и государственный строй Киевской Руси, каким он предстаёт в свете данных современной науки. Мы рассмотрим основания для дискуссий, опишем социальную структуру Киевской Руси, отдельно остановимся на господствующих классах и зависимых категориях населения, ... можно назвать, только если мы принимаем власть князя и, соответственно, княжьего двора как поземельную, связанную с верховной ...

Термины «бояре», «огнищане», «княжие мужи» означали практически одну категорию населения, чье высокое положение определялось близостью к князю. Бояре, как и княжие мужи, составляли княжескую дружину. Огнищанами в XI-XIII вв. называли крупных землевладельцев, в хозяйстве которых применялся труд рабов. [8, с. 33 — 35].

Если же обратить внимание на статьи пространной «Русской Правды», которые, вместо «огнищанина» краткой «Русской Правды», говорят о «княжем муже» или «тиуне огнищном», то можно огнищанина счесть именно за княжа мужа, и в частности за тиуна, заведующего с княжескими холопами, т. е. за лицо, предшествующее позднейшим дворским или дворецким. Положение последних было очень высоко при княжеских дворах, и в то же время они могли быть сами холопами. Так, стало быть, возможно принимать огнищан за знатных княжеских мужей; но сомнительно, чтобы огнищане были высшим классом земского общества [2].

Бояре, и княжие мужи также становились крупными земельными собственниками. Наиболее могущественный после князей господствующий слой населения Древней Руси — бояре — в XI в. уже не поставлял однородную по своему имущественному и престижному положению массу. Так, упоминаются бояре князя и бояре сыновей князя, бояре «великие» и бояре «меньшие». Термин «бояре» со временем переносится и на неслужилую (не ходящую в дружину) знать, в то же время понятие «княж муж» распространялось только на людей на княжеской службе. И в целом бояре в рассматриваемый период еще не составляли отдельное сословие; исследователи отмечают, что помимо указанных привилегий бояре не имели других юридических отличий от свободных людей, сыновья бояр не обязательно получали высокий статус по наследству.

Иного происхождения было богатство другой достаточно влиятельной прослойки населения Древней Руси — купцов и тетей. Гостями на Руси называли торговцев, занимающихся международной торговлей, или же иностранных и иногородних купцов.

И в купеческой среде намечается разделение. «Вячшие» или «старейшие» купцы играют заметную роль в общественной жизни: они приглашаются князьями на совещания с огнищанами и дружинниками, принимают участие в дипломатических миссиях, содействуют военным акциям. В XII в. отмечается создание купеческих организаций («Ивановское сто» в Новгороде).

Однако в юридическом отношении купечество ничем не выделялось из основной массы свободного населения: «Аже оубиеть мужъ… аще ли будеть русинъ, или гридь, любо купець, любо тивунъ боярескъ, любо мечникъ, любо изгои, ли словенинъ, то 40 гривенъ положит и за нь» Пространная «Русская правда» (т. е. за убийство купца взыскивалась вира в 40 гривен, как за убийство любого свободного человека).

Наиболее широкий слой населения Киевской Руси составляли свободные общинники — люди, черные люди либо смерды. Относительно имущественных и личных прав смердов в науке до сих пор продолжаются споры, вызванные главным образом отсутствием в источниках точной характеристики этого слоя населения. [8, с. 35 — 36] Как отмечает Рыбаков Б.А., древнерусские смерды XI — XII вв. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально — зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хозяйство.

3 стр., 1330 слов

Проектирование базы сжиженного газа для города Уральска с населением ...

... стальные предохранительные пружинные клапаны. 3.4. Разработка генерального плана базы хранения сжиженного газа При проектировании баз сжиженного газа, выбор стационарных площадок и планировки сооружений руководствуется нормами ... При проектировании БСГ производиться нормами проектирования СИ и П 2-04-08-87. Базы сжиженного газа стремятся располагать на открытой местности, желательно вне черты города ...

Князь давал смерду землю при условии, что тот будет работать на него. В случае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к князю. За свое право владения самостоятельным хозяйством смерд платил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально — зависимого закупа. С развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась. Следует отметить, что источники очень мало сообщают сведений о смердах. По мнению Покровского С.А., «смерд «Русской Правды», как простолюдин, рядовой гражданин, везде выставляется «Русской Правдой» как свободный, неограниченный в своей правоспособности человек». Свердлов М.Б. считает наиболее плодотворным деление смердов на лично свободных и феодально-зависимых. [9,с. 27].

Вполне определенно смердами называлось исключительно сельское население — по отношению ко всему простому свободному населению (в том числе городскому) применялся термин «черные люди». Городские черные люди являлись земледельцами, мелкими торговцами или ремесленниками. Черные люди в городах могли составлять свои общины — сотни во главе с выборными сотниками.

Положение ремесленников было выше земледельцев, о чем свидетельствуют нормы «Русской Правды» — вира за убийство ремесленника составляла 12 гривен, а за убийство смерда — 5 гривен. [8,с. 36]. Ремесленники делились на княжеских и земских. Они селились группами по сходству профессий. Так образовывались целые районы и улицы города: Гончарный конец (Новгород), Кожемяки (Киев), Щитная улица (Новгород) и так далее.

В это время происходит дифференциация ремесла, выделяются более обеспеченные мастера, которые, возможно, владеют местом на торгу и сами продают свои изделия, являясь одновременно и производителями и торговцами.

Городские ремесленники тоже ощущали феодальный гнет и нередко испытывали тяжелую нужду. Феодалы иногда владели ремесленниками как холопами, иногда облагали их оброком.

Особенно тяжела была зависимость ремесленников от ростовщиков. Проценты по займу иногда превышали половину взятой суммы, и в случае невозможности выплатить долг задолжавший горожанин попадал в вечную кабалу, вынужден был все время выплачивать ростовщические проценты, хотя их общая сумма могла уже намного превышать первоначальный долг. Только восстание 1113 года заставило феодалов изменить законодательство в пользу лиц, нуждающихся в ссудах [4, с. 87].

Городские ремесленники были большой общественной силой. Есть косвенные данные о том, что они объединялись в корпорации, аналогичные западноевропейским цехам, что, разумеется, усиливало позиции «черных людей» городских посадов. Совершенно бесправной категорией древнерусского населения были холопы (женщина — холопка — роба).

Холопов характеризуют не как субъект, а как объект права: по сути они являлись имуществом, рабами и не обладали правоспособностью. За убийство холопа не налагался обычный штраф: «А в холопе и в робе виры нетуть: но оже будет без вины убиен, то за холоп урок платити, или за робу, а князю 12 гривен продаж». [2].

8 стр., 3862 слов

Общественный строй Древней Руси

... играли роль политических центров и опорных военных пунктов. 1.1 Характеристика общественного строя Древней Руси Как известно, история наука версионная, нет, и не может быть единого взгляда, ... и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси испытывало мощное влияние разнонаправленных цивилизационных факторов. Естественно, это сказывалось на истории государства с самого начала его ...

Холопы являлись собственностью их хозяев, и древнерусское законодательство не вмешивается в отношения между господами и рабами. Но хозяин должен отвечать за действия своего раба перед третьими лицами. Если противоправные действия были осуществлены холопом с ведома хозяина, то последний должен был полностью возместить все убытки. Если же холоп действовал по своей инициативе, то от господина требовалось либо оплатить убытки, либо выдать холопа потерпевшему. Законодательство предполагало бессрочный сыск беглых холопов:

«А в холопе и робе от века суд». Источники холопства делятся на две группы:

1) когда свободный человек оказывался рабом помимо его воли,

2) когда человек переходил в холопы по собственному желанию.

К первой группе относятся плен, преступление и несостоятельность в уплате долга. Добровольно перейти в категорию рабов свободный человек мог путем продажи самого себя в присутствии свидетеля, при женитьбе на робе, а также при поступлении на службу тиуном или ключником. Также холопами становились по рождению. Уже из перечня источников холопства понятно, что личную свободу по тем или иным причинам теряли люди из разных слоев населения. Различным оказывалось и хозяйственно — имущественное положение холопов.

Холопы были заняты во всех отраслях господского хозяйства — в управлении, в ремесленном и сельскохозяйственном производстве, в обслуживании господина и его двора, во внешних торговых связях. К числу холопов могли принадлежать огнищане и тиуны, занимавшие достаточно высокое положение в древнерусском обществе [6, с. 31].

Более общим названием рабов Древней Руси было челядь (единственное число «челядин»).

Видимо, первоначально этим термином обозначали все категории людей, попавших в плен: они могли использоваться в хозяйстве князя либо продаваться. Позднее челядью стали называть все категории потерявших личную свободу людей.

Общественный строй Киевской Руси кроме холопов и челяди знает другие категории лично зависимых людей, зависимость которых носила временный характер. Прежде всего это закупы, попавшие в зависимость через ссуду («за купу»), которую должны были отрабатывать в хозяйстве господина. Существенным отличием закупов от холопов являлось их право предъявить иск на господина. Господину нельзя было беспричинно наказывать закупа и отнимать имеющуюся у него собственность. За проступки закупа отвечал его господин. При этом закуп мог быть обращен в холопство. Близкими по форме зависимости к закупам были наймиты (нанимались для отработки денежного долга с процентами), рядовичи (заключали ряд со своим хозяином), вдачи (получали ссуду хлебом).

Особую категорию населения Древней Руси составляли так называемые изгои. Появление изгоев, т. е. людей по тем или иным причинам потерявших связи со своим социальным слоем, было широким, охватывающим все слои населения явлением.

8 стр., 3517 слов

Социальный строй Древней Руси (2)

... общества, а позднее — в класс феодалов. Что же касается норманнов, то их полная ассимиляция местным славянским населением завершилась к началу XI в. Экономической основой социального Руси ... государственности также происходило в политической организации сверхсоюзов. 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РУСИ Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода. I период ...

В изгоев превращались вышедшие из общины смерды; выкупившиеся из рабства холопы, разорившиеся купцы; не сумевшие осилить грамоту сыновья священнослужителя. [8, с. 36 — 38] Древнерусское законодательство охраняло изгоя как свободного человека: «А же оубиеть …изгоя… то 40 гривенъ положит и за нь». [2].

Считаю необходимым упомянуть о совершенно особом классе лиц киевского общества, классе, который повиновался не князю, а церкви. Это церковное общество, состоящее из: 1) иерархии, священства и монашества; 2) лиц, служивших церкви, церковнослужителей; 3) лиц, призреваемых церковью, — старых, увечных, больных; 4) лиц, поступивших под опеку церкви, — изгоев, и 5) лиц, зависимых от церкви, — «челядь» (холопов), перешедшую в дар церкви от светских владельцев.

Церковные уставы князей так описывают состав церковного общества: «А се церковные люди: игумен, игуменья, поп, диакон и дети их, а се кто в крылосе: попадья, чернец, черница, проскурница, паломник, свещегас, сторожник, слепец, хромец, вдовица, пущенник (т.е. вольноотпущенный по духовному завещанию), изгои (т.е. лица, потерявшие права гражданского состояния); монастыри, больницы, гостиницы, странноприимницы, то люди церковныя, богадельные». Всех этих людей церковная иерархия ведает администрацией и судом: «Или митрополит, или епископ ты и ведают, между или суд или обиду». Изгоям и холопам и всем своим людям церковь создает твердое общественное положение, сообщает права гражданства, но вместе с тем выводит и вовсе из светского общества. Таким образом, пестрая структура древнерусского общества с многочисленными категориями населения, наделенного различным правовым статусом, свидетельствует о незавершенности социальных процессов. В социально — экономическом плане для Киевской Руси было характерно сочетание нескольких укладов (патриархального, феодального, рабовладельческого), что и отразилось на общественном строе [5, с. 219].

Заключение

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX — XII вв. Киевская Русь. В отличие от других стран как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты.

Появление у восточных славян государства с центром в Киеве стало результатом длительного процесса социально — экономического и политического развития. Основным содержанием этого процесса являлись рост сельскохозяйственной продукции, позволивший содержать группу людей, участвующих в производстве материальных благ, и укрепление верховной власти вождей, статус которых становится наследственным. Вожди, в славянском регионе называемые князьями, постепенно все больше функций сосредотачивают в своих руках и распространяют свою власть на все большую территорию.

Называя сложившийся на Руси тип государства раннефеодальной монархией, следует иметь в виду, что Русь X — начала XII в. была более близка по типу развития к государствам Восточной и Северной Европы — Норвегии, Швеции, Польше, Чехии, Венгрии. От государств Западной Европы эти страны отличались прежде всего отсутствием частной феодальной собственности на землю и преобладанием централизованной эксплуатации свободных крестьян-общинников корпорацией дружинной знати во главе с князем.

Верховная власть в Древнерусском государстве принадлежала великому киевскому князю. Князь в отношении других владетельных князей был независимым государем. Внутри своей волости князь был главой администрации, высшим военачальником и судьей. Княжеская власть была необходимым элементом в составе государственной власти всех русских земель. При княжеском дворе жила дружина, делившаяся на «старшую» и «младшую». Князь имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов (младшие дружинники).

13 стр., 6334 слов

Виды и специфические особенности источников права

... сущности, закономерностей возникновения, эволюции и функционирования права позволяет говорить о разноуровневом характере его источников, об их многообразии и взаимосвязи. Целью курсовой работы является комплексное и всестороннее исследование понятия, оснований классификации источников права, специфики их отдельных видов, ...

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Продолжала существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно — административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).

Органом местного крестьянского самоуправлении оставалась территориальная община — вервь. Важную государственную функцию выполняло народное собрание вече. После принятия христианства в качестве государственной религии складываются церковные организации и юрисдикция.

Пестрая структура древнерусского общества с многочисленными категориями населения, наделенного различным правовым статусом, свидетельствует о незавершенности социальных процессов. В социально-экономическом плане для Киевской Руси было характерно сочетание нескольких укладов (патриархального, феодального, рабовладельческого), что и отразилось на общественном строе. Безусловно, важно и необходимо изучать Киевскую Русь, так как она является первым государственным образованием, сплотившим многие десятки племен и народов и поднявшим их от примитивной первобытности к высокоорганизованной феодальной державе. Киевская Русь IX — XII вв. — это, во — первых, колыбель государственности трех братских народов — русских, украинцев и белорусов, — а во — вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера. Поэтому история Киевской Руси — одна из лучших страниц истории русского народа! [7, с. 93].

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kontrolnaya/sotsialnyiy-stroy-kievskoy-rusi/

1. «Повесть временных лет» [электронный ресурс]: — режим доступа

http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/povest.php — заглавие с экрана;

2. Пространная «Русская Правда» [электронный ресурс]: — режим доступа http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/pravda72.php заглавие с экрана;

3. Зуева, М.Н., Чернобаева, А.А. История России / М.Н. Зуева., А.А. Чернобаева. — М.: Высш. шк., 2001. — С. 155 — С. 479;

4. Исаев, И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. — 2-е изд. перераб. и доп. / И.А. Исаев. — М.: Юрист, 1998. — С. 87 — С. 448;

5. Карамзин, Н.М. Об истории государства Российского / Сост. А.И.Уткин. / Н.М. Карамзин. — М.: Просвещение, 1990. — С. 219 — С. 384;

6. Кузнецов И.Н. История Отечества. — 2 — ое изд. / И.Н. Кузнецов. — М.: Издательство деловой и учебной литературы — Мн.: Амалфея, 2004. — С. 31 — С. 59;

3 стр., 1352 слов

Автоматизация учета работ по созданию электронных образовательных ресурсов

... данной задачи. Проектирование информационной системы это логически сложная, трудоемкая и длительная работа, требующая определенных знаний. В данной дипломной работе проектируется автоматизированная информационная система учета работ по созданию электронных образовательных ресурсов. Так как предполагается, что ...

7. Кузьмин, А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. / А.Г. Кузьмин. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — С. 93 — С. 134;

8. Мазарчук, Д.В., Темушев, С.Н. История русской государственности и права (до октября 1917 г.): курс лекций. / Д.В. Мазарчук., С.Н. Темушев. — Мн.: Эдит ВВ, 2007. — С.33 — 35, 36 — 38 — С. 392;

9. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1997. — С. 27 — С. 592.