Автоматизация работы биржи труда

Потребности и предложения на рынке трудовых ресурсов можно проследить на бирже труда. Целью курсового проекта является анализ ситуации на рынке трудовых ресурсов с помощью автоматизации какой-либо биржи труда, службы занятости или другой посреднической организации в области занятости.

Сейчас, в условиях рыночной экономики, когда везде требуются высококвалифицированные специалисты, преимущественно экономических специальностей, очень много людей, не удовлетворяющих данным параметрам, остаются без работы. Именно они и обращаются к услугам бирж труда, причем их число значительно выросло по сравнению с 1991 г. Только регистрация безработных без использования автоматизации — очень трудоемкая работа, а ведь биржи труда не только производят регистрацию людей, у них много функций:

  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

При автоматизации значительно сократится время и трудоемкость осуществления этих операций. Финансовые расходы также сократятся, но это будет после того, как внедренный пакет прикладных программ на биржу труда полностью окупится.

Расходы на политику занятости часто относят к безвозвратным социальным расходам. Однако, возвращая безработного к работе, служба занятости решает и «побочные» задачи. Потеря гражданами работы, а следовательно, и заработков, снижает покупательную способность населения. Получив новое рабочее место, безработный восстанавливает свой фонд заработной платы, а значит, и покупательную способность. Кроме того, безработный вновь становится налогоплательщиком. С заработной платы удерживаются подоходный налог, а его работодатель производит отчисления во внебюджетные социальные фонды. Если принять во внимание только эти два результата, можно в определенной степени судить о финансово-экономической эффективности деятельности службы занятости. Поэтому для лучшей работы служб занятости необходима автоматизация.

Целью курсовой работы является организация и обработка на ЭВМ информации по анализу потребностей и предложений на рынке трудовых ресурсов. Задачами курсового проекта являются:

42 стр., 20918 слов

Анализ производственной деятельности и трудовых ресурсов аэропорта Внуково

... работы воздушного транспорта. Анализ производственной деятельности аэропорта Внуково ... трудовых ресурсов дает возможность оценить обеспеченность предприятия ресурсами ... сообщения. Целью курсового проекта ... труда и влияния факторов на нее, изучение динамики средней заработной платы, изменение фонда заработной платы. Таким образом, с помощью проведения данного экономического анализа аэропорта Внуково ...

1. Создание информационной базы анализа, а именно: получение, учет, хранение информации, представление ее для дальнейшей обработки с применением ЭВМ.

2. Автоматизация расчетов показателей трудовых ресурсов с использованием информационной базы.

3. Анализ и оценка результатов расчетов.

4. Составление расчетной и аналитической документации и отчетов по использованию трудовых ресурсов с помощью ЭВМ

Автоматизация анализа рассматривается для любой биржи труда, в задачи которой входят:

  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
  • изучение конъюнктуры рынка и предоставление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная подготовка безработных;
  • выплата пособий.

учет информационная база биржа труда

  • Глава 1 Анализ работы биржи труда

1.1 Работа биржи труда

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму).

Биржа труда является одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством Министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое чисто частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Основными направлениями деятельности биржи труда являются:

  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

В современных условиях большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

Более активная деятельность в Российской Федерации такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имела бы важнейшее значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем, роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата пособии, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна.

Законодательство большинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице.

Законодательное регулирование занятости и безработицы в РФ осуществляется в соответствии с законом РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 г., a также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17.11.1992 г.

В соответствии с Российским Законодательством Центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения гражданина по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему, не имеющему профессию — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

13 стр., 6036 слов

Поиск работы на рынке труда

... на рынке труда. Анализ процесса выбора способов поиска работы также позволяет понять различия между теми безработными, которые обращаются в государственную службу занятости при поиске работы, и теми, ... Реферат посвящен одному из элементов функционирования рынка труда, которым является процесс поиска работы, который, в свою очередь, обеспечивает установление реального соотношения между требованиями ...

В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов.

При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов работы.

Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособия по безработицы дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных в остановленном порядке безработными:

  • уволенными с предприятия по любым поводам, имеющим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня, пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% средней заработной платы за последние 2 месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством Российской Федерации, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;
  • уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы, пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

— гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать 12 календарных месяцев в суммарной исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях:

  • трудоустройства безработного;
  • прохождения профессиональной подготовки;
  • повышения квалификации;
  • переподготовки с выплатой стипендии;
  • назначения пенсии.

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в РФ осуществляет Министерство Труда РФ, а также органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда).

Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Главные направления политики занятости:

  • обеспечение занятости неконкурентоспособных и мало защищенных на рынке работников при помощи специальных форм поддержки: сохранения и создания специальных рабочих мест, профориентации и профессионального обучения с гарантией трудоустройства (среди них инвалиды, одинокие женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, подростки);
  • переподготовка (переквалификация) высвобожденных работников, трудоустройство которых по специальности осложнено структурной безработицей;
  • профессиональное обучение длительное время незанятых безработных, утративших квалификацию по основной специальности;

— создание и перепрофилирование рабочих мест в рыночном секторе экономики, обеспечивающих реструктуризацию занятости работающих и трудоустройство вынуждено безработных в соответствии со специальностью (профессией) и поддержку малого переднего предпринимательства.

6 стр., 2787 слов

Основы автоматизации работы организации по трудоустройству населения

... автоматизации работы организации по трудоустройству населения 1.1 Особенности организации работы ЦЗН Центр занятости обеспечивает реализацию гарантий государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд ... службы, члены их семей; выплата пособий по безработице, стипендий и материальной помощи на условиях и в порядке, установленных законодательством о занятости населения; ...

Организационные меры.

концентрация заявленного спроса и предложения рабочей силы в информационных банках бирж труда, развитие инфраструктуры рынка труда путем создания специальных служб информационно — консультационного обслуживания работа получателей и работодателей;

  • широкое использование активных и специализированных форм трудового посредничества: ярмарок вакансий, дней специалистов, открытых рынков труда и т.д. Этому может способствовать «приватизация» части посреднических функций службы занятости на основе создания общественных некоммерческих организаций содействия трудоустройству. Разработка специальных технологий профессионального отбора работников по заявкам предприятия;
  • содействие трудовой, профессиональной и территориальной мобильности незанятых работников в соответствии с развитием конъюнктуры регионального и локальных рынков труда, в том числе путем профессиональной информации;
  • профессиональной ориентации, консультаций и профессионального обучения (переобучения), включая помощь службы занятости при перемене занятий, переезде к новому месту работы;
  • переезд к социальному страхованию от безработицы к финансово — организационной системе, адекватной потребностям регулирования рынка труда;
  • формирование целевых региональных фондов содействия занятости с привлечением дополнительных источников (средств государственного бюджета, региональных и отраслевых внебюджетных фондов, ссуд и кредитов, целевых взносов, пожертвований и др.);
  • организацию деятельности службы занятости как части единого регионального органа управления трудом, занятостью и трудовой миграцией, развитие ее структур исходя из оценки эффективности политики, проводимой на рынке труда;

— регулирование продолжительности безработицы на основе использования рациональных процедур регистрации, учета и переучета безработных, корректировки предоставляемых социальных гарантий в соответствии с изменением ситуации на региональном рынке труда.

Именно последний пункт организационных мер предусматривает использование и внедрение на биржи труда пакета прикладных программ, автоматизирующих деятельность биржи труда.

Впервые обратившийся на биржу труда человек сначала заполняет анкету формы № 1 (Приложение 1.).

Затем на основе этой анкеты данные заносятся в таблицу «Безработные» пользователем ИС. Эти данные в последствии будут использоваться в других таблицах и запросах. Та же самая ситуация с таблицей «Вакансии», для занесения в данных в которую требуется заполнение руководством предприятия документа формы № 2 (Приложение 1).

Для начисления пособия безработному (если это не противоречит закону) безработному следует заполнить форму № 3 (Приложение 1).

Для поступления на курсы — форму № 4 (Приложение 1).

1.2 Словарь специальных терминов

Трудовые ресурсы — часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности (трудоспособное население).

Трудоспособное население бывает:

  • экономически активное;
  • экономически неактивное.

Экономически активное:

  • занятые;
  • безработные.

Безработным может называться человек, имеющий четыре условия (пятое необязательно):

  • не имеющий работы и заработка;
  • зарегистрированный в органах службы занятости;
  • занимался поиском роботы, т.е.

обращался в государственную или коммерческую службы занятости, на предприятия, по объявлениям или же пытался заняться собственной деятельностью;

  • был готов приступить к работе;
  • проходил обучение или переподготовку по направлению службы занятости.

Рынок трудовых ресурсов — составная часть рыночной инфраструктуры, которая функционирует наряду с другими рынками, т.е. это система общественных отношений, которая складывается при найме и предложении рабочей силы или с целью ее купли и продажи.

1.5 Экономическая оценка

Основными показателями экономической эффективности являются экономический эффект, срок окупаемости. Экономический эффект — результат внедрения, какого — либо мероприятия, выраженный в стоимостной форме, в виде экономии от его осуществления. Срок окупаемости (величина, обратная коэффициенту эффективности) — показатель эффективности использования капиталовложений — представляет собой период времени, в течение которого произведенные затраты на программное изделие окупаются полученным эффектом.

где Э — экономический эффект от внедрения мероприятия,

З Н — затраты до внедрения мероприятия,

З К — затраты после внедрения мероприятия

З Н = 3/п * К,

где З/п — заработная плата работника,

К — количество работник

З К = Г + К * СЧ ,

где Г — гонорар, получаемый разработчиком ,

К- количество потребляемых ЭВМ КВт-часов.

С Ч — стоимость КВт-часа.

С = Г / Э,

где С — срок окупаемости капиталовложений ,

Г — гонорар, получаемый разработчиком,

Э — экономический эффект от внедрения мероприятия.

Данные для расчета взяты за 1 месяц.

З/п = 1500 руб.

К = 1 чел.

Г — 500 руб.

К = 125 КВт-часов

С Ч = ЗО коп.

З Н = 1500 руб.

3 К = 500 + 125 * 0,30 = 537,5 руб.

Э = 1500 — 537,5 = 962,5 руб.

С = 500 / 962,5 = 0,519

Вывод. Данные расчетов показывают, что ввод мероприятия выгоден для организации, поскольку срок окупаемости очень мал. Чуть более, чем через половину месяца организация не только восстановит затраты, но и подучит прибыль.

2.1 Требования к программе

Функциональные требования:

1. Анализ спроса и предложения на рынке трудовых ресурсов.

2. Регистрация безработного через экранную форму.

3. Регистрация вакансии через экранную форму.

4. Поиск подходящей вакансии для безработного (с помощью запроса).

5. Поиск подходящих кандидатур на вакансию (с помощью запроса).

6. Выплата пособий по безработице.

7. Направление безработного на курсы обучения

8. Регистрация договора при любых операциях на бирке труда — устройство на работу, направление на курсы.

9. Вывод отчетов.

2.2 Модель предметной области

Рассмотрим потоки информации, используемые для ведения системы организации работы на бирже труда, представленные рис.2.

2.3 Диаграмма вариантов использования

3.1 Характеристика среды разработки

В качестве языка программирования для создания разрабатываемого приложения был выбран язык Delphi, среды разработки Borland Delphi 7.0.

Borland Delphi 7.0.- это среда быстрой разработки, в которой в качестве языка программирования используется язык Delphi. Язык Delphi — строго типизированный объектно-ориентированный язык, в основе которого лежит хорошо знакомый программистам Object Pascal.

Delphi позволяет изменить размер и положение компонента при помощи мыши.

Свойства компонента так же, как и свойства формы, можно изменить при помощи Object Inspector. Для того чтобы свойства требуемого компонента были выведены в окне Object Inspector , нужно выделить этот компонент (щелкнуть мышью на его изображении).

Можно также выбрать компонент из находящегося в верхней части окна Object Inspector раскрывающегося списка объектов или из списка в окне Object TreeView.

3.2 Структура основной рабочей базы данных

Для начала необходимо определиться со структурой основной рабочей базы данных — таблице, где хранится вся информация. Эта БД и будет обрабатываться разрабатываемой ИС.

В данной БД основными являются две таблицы — «Безработные» и «Вакансии».

«Безработные»: код безработного, фамилия, имя, отчество, пол, серия паспорта, профессия, разряд, стаж, образование, последнее место работы, город проживания, адрес, возраст, семейное положение, направлен на: код курсов, код договора, дата регистрации.

«Вакансии»: код вакансии, предприятие, профессия, разряд, образование, требуемый стаж, адрес предприятия, занята (да/нет).

Структура других таблиц:

«Визиты»: код визита, код безработного, дата визита, замечания.

«Курсы»: код курсов, название курсов, профессия, разряд.

«Пособия»: код пособия, код безработного, зарплата, размер пособия, начало выплаты, конец выплаты.

«Договора»: код договора, код безработного, код курсов, код вакансии, дата заключения договора).

Свойства представлены в каждой таблице в виде полей. Ниже представлены свойства и их название в таблицах 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Таблица 1. «Безработные»

Название поля

Тип данных

Размер поля

Код безработного

Счетчик

Длинней целое.

Последовательные значения.

Совпадения не допускаются.

Фамилия

Текстовый

60

Имя

Текстовый

60

Отчество

Текстовый

60

Пол

Текстовый

Вводится фиксированный набор значений

Серия паспорта

Текстовый

Маска ввода (___ — ___ № ________)

Профессия

Текстовый

60

Разряд

Числовой

Длинное целое

Стаж

Числовой

Длинное целое

Образование

Текстовый

Вводится фиксированный набор значений

Последнее место работы

Текстовый

60

Город проживания

Текстовый

60

Адрес

Текстовый

60

Возраст

Числовой

Длинное целое не более 2 знаков

Семейное положение

Текстовый

Вводится фиксированный набор значений

Направлен на:

Текстовый

60

Код курсов

Числовой

Длинное целое (выбор из списка таблицы «Курсы»)

Код договора

Числовой

Длинное целое (выбор из списка таблицы «Договора»)

Дата заключения договора

Дата/время

Краткий формат даты (вводится автоматически)

Таблица 2 «Вакансии»

Название поля

Тип данных

Размер поля

Код вакансии

Счетчик

Длинней целое.

Последовательные значения.

Совпадения не допускаются.

Предприятие

Текстовый

60

Профессия

Текстовый

60

Разряд

Числовой

Длинное целое

Образование

Текстовый

Вводится фиксированный набор значений

Требуемый стаж

Числовой

Длинное целлое

Адрес предприятия

Текстовый

60

Занята (да/нег)

Текстовый

Вводился фиксированный набор значений

Таблица 3.«Пособия»

Код пособия

Счетчик

Длинней целое.

Последовательные значения.

Совпадения не допускаются.

Код безработного

Числовой

Длинное целое ( выбор из списка таблицы «Безработные»)

Зарплата

Числовой

Длинное целое

Размер пособия

Числовой

Длинное целое

Начало выплаты

Дата/время

Краткий формат даты

Конец выплаты

Дата/время

Краткий формат даты

Таблица 4.«Визиты»

Код визита

Счетчик

Длинней целое.

Последовательные значения.

Совпадения не допускаются.

Код безработного

Числовой

Длинное целое (выбор из списка таблицы «Безработные»)

Дата визита

Дата/время

Краткий формат даты

Замечания

Текстовый

265

Таблица 5.«Курсы»

Название поля

Тип данных

Размер поля

Код курсов

Счетчик

Длинней целое.

Последовательные значения.

Совпадения не допускаются.

Название курсов

Текстовый

60

Профессия

Текстовый

60

Разряд

Числовой

Длинное целое

Таблица 6.«Договора»

Название поля

Тип данных

Длина поля

Код договора

Счетчик

Длинней целое.

Последовательные значения.

Совпадения не допускаются.

Код безработного

Числовой

Длинное целое (выбор из списка таблицы «Безработные»

Код курсов

Числовой

Длинное целое (выбор из списка таблицы «Курсы»

Код вакансии

Числовой

Длинное целое (выбор из списка таблицы «Вакансии»

Дата заключения договора

Дата/время

Краткий формат даты (вводится автоматически)

Расшифровку отдельных полей таблиц базы данных на мой взгляд делать не стоит, т.к. названия полей в полной мере характеризуют содержащиеся в них данные.

2.2 Проектирование программы

Система состоит из трех модулей, которые объединяются в БД «Birzha truda».

Управляющий модуль.

Таблицы. Две основные — «Безработные» и «Вакансии».

Форма «Рабочая» — в ней содержатся кнопки, вызывающие все компоненты обрабатывающих и обслуживающих модулей.

Обрабатывающий модуль состоит из 4-х таблиц, всех запросов.

Обрабатывающие таблицы:

«Курсы», «Визиты», «Пособия», «Договора».

Обрабатывающие запросы

«Поиск по серии паспорта» — просмотр данных о безработном, уже зарегистрированном.

«Поиск подходящей вакансии для безработного» — по введенной серии паспорта осуществляется сравнение требований вакансий и характеристик безработного, затем происходит вывод всех вакансий, удовлетворяющих условию.

«Поиск подходящих кандидатур для предприятия» — по названию введенного предприятия осуществляется поиск всех вакансий, имеющихся на этом предприятии, а также всех кандидатур безработных, удовлетворяющих условию. (предыдущий принцип).

Запросы по одному критерию (образование, возраст, последнее место работы, дата регистрации, пол, предприятие, на которое устроились люди, профессия, семейное положение).

Принцип: при запуске запроса выводится диалоговое окно, куда требуется занести нужный вам параметр, затем осуществляется поиск по данному параметру и выводятся все безработные, удовлетворяющие данному критерию (формы диалоговых окон представлены в Приложении 4).

Запрос по назначению пособия: выводятся все безработные, которым начисляется пособие.

Запрос для отчетов (изменяемый) — пользователь сам корректирует данный запрос для своих параметров (их может быть несколько)

Обслуживающий модуль состоит из всех форм ввода — вывода информации (Приложение __):

  • безработные;
  • вакансии;
  • вывод подходящих работников для предприятия;
  • выполнение запросов (кнопочная форма);
  • договора;
  • курсы обучения;
  • поиск по серии паспорта;
  • поиск подходящего предприятия по серии паспорта;
  • пособия по безработице.

Также в обслуживающий модель входят «О программе» и «Справка (HELP)».

3.4 Раздел реализации

После реализации выше сказанного получилась база данных с функциями ввода, редактирования, удалением данных, имея при этом интуитивно понятный интерфейс. Частично были реализованы запросы, позволяющие быстро работать с базой данных и совершать различной сложности поиск данных.

Рис. 2

Интерфейс программы позволяет регистрировать безработных через экранную форму, регистрировать вакантные места через экранную форму, искать подходящую вакансию для безработного(с помощью запросов),искать подходящих кандидатур для предприятия(с помощью запросов).

1. Благодатских В.А., Енгибарян М.А. «Экономика, разработка и использование программного обеспечения ЭВМ».

2. Майоров С.И. «Информационные бизнес: коммерческое распространение и маркетинг».

3. Голосов А.А., Охрименко П.В. «Введение в информационный бизнес». Учебное пособие для ВУЗов.