Энергетическая стратегия России и механизм ее реализации

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России объединяет отрасли по добычи топливно-энергетических ресурсов и производству на их основе электроэнергии.

Топливно-энергетические ресурсы — запасы топлива и энергии в природе, которые при современном уровне техники могут быть практически использованы человеком для производства материальных благ.

К топливно-энергетическим ресурсам относятся: различные виды топлива: каменный и бурый уголь, нефть, горючие газы, горючие сланцы, торф, дрова;

  • энергия падающей воды рек, морских приливов, ветра;
  • солнечная и атомная энергия [5, C.44].

    Таблица 1.

Топливно-энергетический потенциал РФ [12, C.78]

Вид ресурса

Место России в мире

по запасам

по добыче (производство)

Нефть

2

3

Газ

1

1

Уголь

3

5

гидроэнергия

2

2

Ядерное топливо

1

Главные для России виды ТЭР — топливные (природный газ, нефть, уголь), объем их производства приведен в таблице 2.

Таблица 2. Показатели динамики добычи первичных ТЭР. [5, 8]

Показатели

Объем производства

1991

1996

2001

2008

Производство первичных топливно-энергетических ресурсов, млн. т. у. т

1737,0

1398,4

1462,0

1

Добыча нефти с газовым конденсатом, млн. т.

462

301,2

325,6

488

Добыча газа, млрд. куб. м.

643

601,5

598,1

630

Добыча угля, млн. т.

353

256,7

244,4

312

Анализируя основные показатели производства ТЭР за последние годы, можно отметить, что начиная с 2012 года добыча ТЭР в стране снижалось. С 2014 года впервые получен прирост добычи. В настоящее время по добычи ТЭР Россия достигла докризисного периода (1991) и продолжает их наращивать, хотя, с учетом экономического кризиса и снижения спроса в мире на энергоносители, можно прогнозировать некоторое снижение объемов добычи ТЭР в России в ближайшие годы [11, C.669].

Так же к группе топливных ресурсов относится торф и горючий сланец.

Еще один вид — ядерное топливо. Топливом для атомных электростанций является уран.

Наша страна является лидером по производству обогащенного ядерного топлива и занимает 40 процентов его мирового рынка. Российские газоцентрифужные разделительные заводы обеспечивают потребности в ядерном топливе не только собственных потребителей, но и примерно трети всех АЭС в мире. Однако по запасам урановых руд, Россия уступает лидерам (США, Австралии, Бразилии).

После распада СССР и потери крупнейших месторождения в Средней Азии и Украине в РФ добывается 3000 тонн урана в год, нехватка сырья устраняется за счет экспорта, так в 2008 году было заключено соглашение о ежегодной закупке 4500 тонн уранового концентрата в Австралии [4].

Гидроэнергетические ресурсы еще один существенный энергетический ресурс России. На территории нашей страны сосредоточено около 9% мировых запасов гидроресурсов. По обеспеченности гидроэнергетическими ресурсами Россия входит в число лидеров (второе место).

Общий валовой гидроэнергопотенциал России оценивается в 2900 млрд кВт-ч годовой выработки электроэнергии. Технически достижимый уровень использования гидроэнергоресурсов оценивается в 70% от указанной цифры. В настоящее время уровень освоения гидропотенциала России составляет всего 20%, притом, что Россия занимает второе место в мире по запасу гидроресурсов. На рисунке 1 представлен топливно-энергетический баланс России за 2015 год.

Рис.1. Топливно-энергетический баланс России [14]

Таким образом, Россия богата разнообразными энергетическим ресурсами и является мировым лидером по их добычи. Однако, используются они не равномерно. На рисунке представлен топливно-энергетический баланс России. Видно, что в нем преобладают природный газ, нефть и уголь. На другие виды топливно-энергетических ресурсов, в том числе альтернативные источники приходится всего 8,7%.

1.2 Роль и значение ТЭК для экономики и внешней торговли России

Топливно-энергетический комплекс тесно связаны со всей промышленностью страны. На использование (добычу, транспорт, перерарботку) ТЭР расходуется более 20% всех денежных средств. На отрасли занятые использованием ТЭР приходится 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Предприятия ТЭК используют 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности [3, C.7].

Топливно-энергитические ресурсы — важнейший экспортный товар России, обеспечивающий основную долю валютных поступлений, формирующий бюджет нашей страны, поддерживающий ее авторитет на международной арене.

Рис.2. Доля энергоресурсов в товарной структуре экспорта России [14]

Нефть важнейший продукт потребления на внутреннем рынке. Потребление нефти внутри РФ оценивается долей около 60%. Нефть основное сырье, для нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности, продукты первичной переработки нефти (мазут) — важное сырье для топливной промышленности.

Кроме этого нефть важнейший экспортный товар для России, от которого во много зависит наполняемость федерального бюджета (рисунок 3).

Рис.3 Динамика экспорта нефти из России [8, C.55]

Россия — крупнейший в мире экспортёр газа, на её долю приходится более 20% мировых межгосударственных поставок. Экспорт природного газа из РФ за последние годы сократился относительно стабилен.

Рис.4 Динамика экспорта газа из России [8, C.71]

Россия входит в число лидеров по экспорту угля на мировой рынок, поставляя его в 45 стран мира. Так и энергетического, занимая третье место по объёмам экспорта угля в мире после Австралии и Индонезии. С 1999 г. российский экспорт угля неуклонно растёт, в 2006 г. он увеличился очень существенно — на 18%, превысив 90 млн. т. [2, C.24]. Более 80% российского угольного экспорта составляют угли Кузнецкого бассейна, отличающиеся высоким качеством. В мировом объеме экспорт российского угля составляет около 12%. В 2006 г. российский экспорт вырос более чем на 9 % и составил, 7,36 млн. т. [8, C.89]

Рис.5 Динамика экспорта угля РФ [8, C.80]

Основными покупателями российского угля являются страны Европы — Великобритания, Украина, Финляндия, Турция, Испания и др., а также Япония и Южная Корея и другие страны АТР, на которые суммарно приходится около 20% экспортируемого угля. Экспорт в страны СНГ в 2006 г. сократился, в дальнее зарубежье — напротив, вырос на 15,6%, составив 82,7 млн т против 67,5 млн т в 2005 г [8, C.92].

Таким образом, энергетические ресурсы играют ключевую роль в экономической, социальной и политической сфере России. Энергоресурсы — основа экспорта нашей страны, основной продукт с которым Россия участвует в международном товарообмене, отсюда острая необходимость в эффективной энергетической политики .

Глава 2. Современная энергетическая политика России

Отрасль

Россия

США

ТЭК

32

14

транспорт

26

60

металлургия

20

17

Химическая

5

нефтепереработка

5

Целюлозо-бумажная

2

Переработка мусора

10

9

Таким образом, если в США основной «загрязнитель» это транспорт, то в России это предприятии ТЭК, как на Западе в середине прошлого века. Это показывает масштаб технического отставания ТЭК России от ведущих стран Запада.

3.1 Развитие энергетического комплекса

Развитие энергетического комплекса направлено на решение следующих задач:

  • ускоренное развитие электроэнергетической инфраструктуры, преодоление наметившегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей, технологическое обновление энергетического комплекса и формирование новой системы институтов либерализованного рынка энергии;
  • расширение масштабов и повышение эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, обеспечивающие увеличение экспорта и удовлетворение растущих внутренних потребностей экономики;
  • активное энергосбережение за счет структурных факторов, модернизации производства, внедрения новых технологий и реализации системы мер по энергосбережению.

Энергоемкость российской экономики существенно выше соответствующих показателей в государствах — членах Организации экономического сотрудничества и развития при высоком уровне энергопотребления на человека, производства продукции и предоставления услуг комфорта (тепла, освещенности и др.).

Общий технологический потенциал энергосбережения консервативно оценивается в 350 млн. тонн условного топлива, из которых:

  • o около 60 млн. тонн условного топлива — при производстве электроэнергии;
  • o около 80 млн. тонн условного топлива — при потреблении энергии отраслями промышленности;
  • o около 80 млн. тонн условного топлива — при производстве, передаче и распределении тепловой энергии;
  • o около 130 млн. тонн условного топлива — за счет снижения непроизводительных энергопотерь в зданиях.

Топливно-энергетический комплекс является одним из основных источников загрязнения окружающей природной среды. Реализация комплекса мер, направленных на повышение энергоэффективности российской экономики, позволит в значительной степени решить задачу по обеспечению экологической безопасности.

Осуществляемые дерегулирование и либерализация энергетических рынков формируют экономическую мотивацию реализации потребителями мер по энергосбережению.

В целях устранения энергетических барьеров социально-экономического развития Российской Федерации и использования потенциала энергосбережения необходимо снизить энергоемкость валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года.

Для достижения поставленной цели следует реализовать следующие меры:

1. установление запретов на использование энергорасточительных технологий. В этих целях предлагается расширить сферу регулирования законодательства о техническом регулировании требованиями энергоэффективности (требования к удельному потреблению энергоресурсов машин и оборудования, потерям тепла в зданиях и к расходу воды в установках водоподготовки).

На этапе подготовки соответствующих технических регламентов следует установить адекватный переходный период введения таких требований;

2. обеспечение равной доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки;

3. экономическое стимулирование повышения эффективности использования газа на внутреннем рынке;

4. демонстрация государством лидерства в достижении лучших показателей энергоэффективности в бюджетном секторе. С этой целью необходимо установить для организаций бюджетного сектора показатели снижения удельного энергопотребления, сохранить бюджетным организациям экономию затрат от реализации проектов по энергосбережению до 5 лет и ввести в законодательство о государственных закупках положения о приобретении товаров, соответствующих лучшим классам энергоэффективности;

5. введение маркировки энергопотребляющих оборудования и машин по уровню (классу) энергоэффективности, установив обязательность такой маркировки;

6. стимулирование использования предприятиями всех отраслей экономики возобновляемых источников энергии, а также экологически- и энергоэффективных технологий;

7. оказание поддержки развитию машиностроения по созданию образцов энергосберегающих технологий нового поколения. С этой целью государство должно взять на себя функцию заказчика новых видов оборудования, превышающего стандарты, установленные в государствах — членах Организации экономического сотрудничества и развития. Ожидаемым эффектом применения этой меры будет создание конкурентоспособного производственного потенциала российского энергетического машиностроения;

8. стимулирование развития технического консалтинга — энергетического аудита через специальные проекты, реализуемые в рамках программы поддержки развития малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, программы обучения и др.);

9. обеспечение прямой поддержки со стороны государства реализации инвестиционных проектов в энергетической сфере, предусматривающих внедрение энергосберегающих технологий нового поколения. Это может быть обеспечено через инструменты согласования инвестиционных программ компаний топливно-энергетического комплекса с государственным участием при внедрении самых современных энергоэффективных решений;

10. ликвидация к 2012 году за счет государственной поддержки безучетного пользования энергоресурсами путем оснащения приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей;

11. развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка;

12. обеспечение государственной поддержки развития и окончательного формирования к 2012 году института операторов коммерческого учета электрической и тепловой энергии;

13. реализация специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса, в том числе внедрение тарифного метода доходности инвестированного капитала (RAB), адаптация концессионных договоров для передачи в управление комплексов жилищно-коммунального хозяйства и внедрение новых строительных норм и правил эффективного использования энергии.

В результате политики стимулирования энергосбережения к 2020 году будут обеспечены следующие показатели:

1. создание дополнительного энергетического потенциала развития не менее 200 млн. тонн условного топлива к 2015 году;

2. формирование к 2015 году высокотехнологического сегмента российской экономики (энергетического сервиса с использованием инноваций) емкостью не менее 200 млрд. рублей;

3. снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду не менее чем на 20 процентов к 2017 году.

3.2 Развитие электроэнергетики

Целями государственной политики в сфере электроэнергетики являются:

преодоление сложившихся дисбалансов в электроэнергетике для поддержания в долгосрочной перспективе высоких и устойчивых темпов роста экономики;

увеличение эффективности производства, передачи и потребления электроэнергии на основе новейших высокоэффективных экологически чистых технологий.

В результате реформирования электроэнергетики из считавшейся ранее монопольной отрасли выделены конкурентные — производство и сбыт электрической энергии, а также естественно-монопольные — передача электрической энергии и оперативное диспетчерское управление в электроэнергетике.

Развитие экономики в долгосрочной перспективе характеризуется ростом потребления электроэнергии с 2007 по 2015 годы в среднем на 3,8 — 4 процента в год со снижением до 3,6 — 3,7 процента в 2016 — 2020 годы за счет структурных сдвигов в пользу менее электроемких производств и активизации мер по энергосбережению.

Для обеспечения указанных темпов роста производства и потребления электроэнергии с учетом необходимости формирования достаточных резервных мощностей потребуется обеспечение возможности доступа потребителей к услугам электроснабжения и ввод энергетических мощностей в 2007 — 2020 годах в размере 120 — 200 млн. кВт.

В период до 2015 года продолжилась поэтапная либерализация оптового рынка электроэнергии и мощности с доведением в 2015 году доли электроэнергии и мощности, продаваемых по свободным ценам, до 100 процентов, за исключением поставок электрической энергии и мощности в неценовых зонах и поставок населению.

Планируется запуск долгосрочного рынка мощности, призванного обеспечить сооружение генерирующих мощностей в оптимальном объеме для удовлетворения спроса и создания необходимого резерва.

В период до 2016 года планируется доведение тарифов на электрическую энергию для населения до рыночного уровня в целях ликвидации перекрестного субсидирования между населением и прочими потребителями с усилением адресной защиты малоимущих групп населения.

В регулируемых секторах электроэнергетики с 2014 года (в распределительных сетевых компаниях с 2013 года, в магистральных — с 2014 года) будет осуществляться переход к установлению долгосрочных тарифов (не менее 5 лет) методом доходности инвестированного капитала. Такой метод обеспечивает возврат инвестированного капитала и доход на него на уровне, сопоставимом с уровнем дохода в других отраслях экономики, и направлен на стимулирование частных инвестиций в регулируемый сектор электроэнергетики. Применение долгосрочных тарифов стимулирует организации в регулируемом секторе экономики снижать расходы и технологические потери по отношению к установленному уровню. Помимо электроэнергетики и теплоснабжения метод доходности инвестированного капитала будет применяться и в других инфраструктурных отраслях, включая коммунальное хозяйство. Объединение энергетических систем Центра, Урала, Сибири и Дальнего Востока передачами постоянного и переменного тока на сверх- и ультравысоком напряжении обеспечит масштабное развитие угольных бассейнов и освоение гидропотенциала восточных регионов Российской Федерации. Уже в 2013 и 2014 годах будут проведены исследования и анализ макроэкономических эффектов реализации указанного метода.

Для достижения целевых параметров развития электроэнергетики необходимо решить следующие задачи:

  • o сбалансированное развитие электроэнергетической отрасли, создание в ней оптимальной, экономически обоснованной структуры генерирующих мощностей и электросетевых объектов с целью надежного обеспечения потребителей страны электроэнергией и теплом;
  • o диверсификация топливного баланса электроэнергетики за счет развития атомной и угольной генерации, использования гидропотенциала, а также потенциала прочих возобновляемых источников с соответствующим уменьшением доли газовой генерации в топливном балансе отрасли;
  • o создание сетевой инфраструктуры, обеспечивающей полноценное участие энергокомпаний на рынке электроэнергии и мощности, усиление межсистемных связей для транзита электрической энергии и мощности в дефицитные регионы России, развитие экспорта электрической энергии;
  • o минимизация потерь в электрических и тепловых сетях, а также уменьшение удельных расходов топлива на производство электроэнергии и тепла за счет внедрения передовых технологий и современного высокоэкономичного оборудования;
  • o осуществление поэтапного сокращения уровней воздействия на окружающую среду объектов электроэнергетики за счет внедрения наилучших экологически безопасных мировых технологий при строительстве новых и реконструкции существующих предприятий электроэнергетики;
  • o сохранение и развитие кадрового потенциала электроэнергетики;
  • o формирование государственной системы управления развитием электроэнергетики на основе сочетания рыночных и государственных механизмов;
  • o обеспечение существенного роста инвестиций в электроэнергетику для масштабного ввода новых энергетических мощностей и замены устаревшего оборудования;
  • o обеспечение доступности присоединения потребителей к электрическим сетям;
  • o обеспечение повышения операционной эффективности компаний в регулируемых секторах электроэнергетики с ростом 1 — 2,5 процента в год и повышение их инвестиционной привлекательности за счет перехода к установлению тарифов методом доходности инвестированного капитала;
  • o ликвидация перекрестного субсидирования в электроэнергетике между населением и прочими потребителями;
  • o изменение структуры спроса на электроэнергию и существенное повышение эффективности производства, передачи и потребления электроэнергии, что может компенсировать до 70 — 75 процентов прироста энергетических потребностей;
  • o расширение производства электроэнергии на основе возобновляемых источников без учета крупных и средних ГЭС (с 8 млрд. кВт·ч в 2007 году до 80 млрд. кВт·ч в 2020 году, прирост установленной мощности возобновляемых источников до 22 ГВт к 2020 году без учета гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт);
  • o обеспечение прироста установленной мощности крупных и средних гидроэлектростанций (свыше 25 МВт) к 2020 году на 25,1 ГВт;
  • o завершение формирования внутрироссийского рынка электроэнергии и мощности;
  • o достижение технологического единства и своевременного обновления производственных мощностей за счет реализации государственной технической политики.

3.3 Развитие нефтегазового комплекса

Целями государственной политики в нефтегазовом комплексе являются развитие сырьевой базы, транспортной инфраструктуры, перерабатывающих мощностей и увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в производстве и экспорте нефтегазового комплекса.

В результате достижения указанных целей добыча нефти к 2020 году возрастет до 500 — 545 млн. тонн, экспорт нефти — до 255 — 265 млн. тонн и переработка нефти — до 235 — 280 млн. тонн. Добыча газа увеличится к 2020 году до 815 — 900 млрд. куб. м, а экспорт газа возрастет до 280 — 330 млрд. куб. м. Полезное использование попутного газа к 2012 году должно составить 95 процентов объема его извлечения.

Приоритетными направлениями развития нефтегазового комплекса станут:

1. реализация перспективных проектов строительства трубопроводов;

2. стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры;

3. формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа;

4. разработка месторождений на шельфе;

5. повышение эффективности использования энергетических ресурсов в отраслях экономики;

6. стимулирование внедрения перспективных технологий добычи и переработки нефти и газа;

7. стимулирование использования природного газа в качестве моторного топлива;

8. развитие переработки газа в жидкое моторное топливо.

Предусматривается возможность осуществления до 2020 года целого ряда крупнейших проектов в области нефтепереработки, транспортировки нефти и газа, включая сжиженный природный газ, в том числе с использованием ресурсов Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Приоритетными направлениями развития нефтеперерабатывающего комплекса станут:

1. строительство новых нефтеперерабатывающих заводов и нефтехимического комплекса, в том числе на одном из конечных пунктов нефтепроводов на территории Российской Федерации;

2. ввод мощностей, направленных на углубление вторичных процессов на ряде предприятий.

В нефтеперерабатывающем комплексе будут достигнуты следующие показатели:

1.глубина переработки нефти:

  • к 2015 году — 83 процента;
  • к 2020 году — 87 процентов;

2.выход светлых нефтепродуктов:

  • к 2015 году — 64,1 процента;
  • к 2020 году — 67,4 процента.

Для развития магистральных нефтепроводов предусматривается:

  • завершение проекта «Восточная Сибирь — Тихий океан» с возможным ответвлением в Китай;
  • завершение строительства нефтепровода Бургас — Александруполис;
  • строительство Балтийской трубопроводной системы — 2 (БТС-2);
  • расширение нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума с учетом интересов Российской Федерации.

Для развития газотранспортной системы и производства сжиженного природного газа предусматривается:

  • ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток»;
  • полная загрузка газопровода «Голубой поток»;
  • строительство газопровода «Южный поток»;
  • строительство и ввод в эксплуатацию заводов по производству сжиженного природного газа (в Мурманской области, на острове Сахалин в рамках проекта Сахалин-2);
  • создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке газотранспортной системы для обеспечения нужд потребителей региона в газе и экспорте газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.