Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России объединяет отрасли по добычи топливно-энергетических ресурсов и производству на их основе электроэнергии.
Топливно-энергетические ресурсы — запасы топлива и энергии в природе, которые при современном уровне техники могут быть практически использованы человеком для производства материальных благ.
К топливно-энергетическим ресурсам относятся: различные виды топлива: каменный и бурый уголь, нефть, горючие газы, горючие сланцы, торф, дрова;
- энергия падающей воды рек, морских приливов, ветра;
- солнечная и атомная энергия [5, C.44].
Таблица 1.
Топливно-энергетический потенциал РФ [12, C.78]
Вид ресурса |
Место России в мире |
||
по запасам |
по добыче (производство) |
||
Нефть |
2 |
3 |
|
Газ |
1 |
1 |
|
Уголь |
3 |
5 |
|
гидроэнергия |
2 |
2 |
|
Ядерное топливо |
— |
1 |
|
Главные для России виды ТЭР — топливные (природный газ, нефть, уголь), объем их производства приведен в таблице 2.
Таблица 2. Показатели динамики добычи первичных ТЭР. [5, 8]
Показатели |
Объем производства |
||||
1991 |
1996 |
2001 |
2008 |
||
Производство первичных топливно-энергетических ресурсов, млн. т. у. т |
1737,0 |
1398,4 |
1462,0 |
1 |
|
Добыча нефти с газовым конденсатом, млн. т. |
462 |
301,2 |
325,6 |
488 |
|
Добыча газа, млрд. куб. м. |
643 |
601,5 |
598,1 |
630 |
|
Добыча угля, млн. т. |
353 |
256,7 |
244,4 |
312 |
|
Анализируя основные показатели производства ТЭР за последние годы, можно отметить, что начиная с 2012 года добыча ТЭР в стране снижалось. С 2014 года впервые получен прирост добычи. В настоящее время по добычи ТЭР Россия достигла докризисного периода (1991) и продолжает их наращивать, хотя, с учетом экономического кризиса и снижения спроса в мире на энергоносители, можно прогнозировать некоторое снижение объемов добычи ТЭР в России в ближайшие годы [11, C.669].
Так же к группе топливных ресурсов относится торф и горючий сланец.
Еще один вид — ядерное топливо. Топливом для атомных электростанций является уран.
Наша страна является лидером по производству обогащенного ядерного топлива и занимает 40 процентов его мирового рынка. Российские газоцентрифужные разделительные заводы обеспечивают потребности в ядерном топливе не только собственных потребителей, но и примерно трети всех АЭС в мире. Однако по запасам урановых руд, Россия уступает лидерам (США, Австралии, Бразилии).
После распада СССР и потери крупнейших месторождения в Средней Азии и Украине в РФ добывается 3000 тонн урана в год, нехватка сырья устраняется за счет экспорта, так в 2008 году было заключено соглашение о ежегодной закупке 4500 тонн уранового концентрата в Австралии [4].
Гидроэнергетические ресурсы еще один существенный энергетический ресурс России. На территории нашей страны сосредоточено около 9% мировых запасов гидроресурсов. По обеспеченности гидроэнергетическими ресурсами Россия входит в число лидеров (второе место).
Общий валовой гидроэнергопотенциал России оценивается в 2900 млрд кВт-ч годовой выработки электроэнергии. Технически достижимый уровень использования гидроэнергоресурсов оценивается в 70% от указанной цифры. В настоящее время уровень освоения гидропотенциала России составляет всего 20%, притом, что Россия занимает второе место в мире по запасу гидроресурсов. На рисунке 1 представлен топливно-энергетический баланс России за 2015 год.
Рис.1. Топливно-энергетический баланс России [14]
Таким образом, Россия богата разнообразными энергетическим ресурсами и является мировым лидером по их добычи. Однако, используются они не равномерно. На рисунке представлен топливно-энергетический баланс России. Видно, что в нем преобладают природный газ, нефть и уголь. На другие виды топливно-энергетических ресурсов, в том числе альтернативные источники приходится всего 8,7%.
1.2 Роль и значение ТЭК для экономики и внешней торговли России
Топливно-энергетический комплекс тесно связаны со всей промышленностью страны. На использование (добычу, транспорт, перерарботку) ТЭР расходуется более 20% всех денежных средств. На отрасли занятые использованием ТЭР приходится 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Предприятия ТЭК используют 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности [3, C.7].
Топливно-энергитические ресурсы — важнейший экспортный товар России, обеспечивающий основную долю валютных поступлений, формирующий бюджет нашей страны, поддерживающий ее авторитет на международной арене.
Рис.2. Доля энергоресурсов в товарной структуре экспорта России [14]
Нефть важнейший продукт потребления на внутреннем рынке. Потребление нефти внутри РФ оценивается долей около 60%. Нефть основное сырье, для нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности, продукты первичной переработки нефти (мазут) — важное сырье для топливной промышленности.
Кроме этого нефть важнейший экспортный товар для России, от которого во много зависит наполняемость федерального бюджета (рисунок 3).
Рис.3 Динамика экспорта нефти из России [8, C.55]
Россия — крупнейший в мире экспортёр газа, на её долю приходится более 20% мировых межгосударственных поставок. Экспорт природного газа из РФ за последние годы сократился относительно стабилен.
Рис.4 Динамика экспорта газа из России [8, C.71]
Россия входит в число лидеров по экспорту угля на мировой рынок, поставляя его в 45 стран мира. Так и энергетического, занимая третье место по объёмам экспорта угля в мире после Австралии и Индонезии. С 1999 г. российский экспорт угля неуклонно растёт, в 2006 г. он увеличился очень существенно — на 18%, превысив 90 млн. т. [2, C.24]. Более 80% российского угольного экспорта составляют угли Кузнецкого бассейна, отличающиеся высоким качеством. В мировом объеме экспорт российского угля составляет около 12%. В 2006 г. российский экспорт вырос более чем на 9 % и составил, 7,36 млн. т. [8, C.89]
Рис.5 Динамика экспорта угля РФ [8, C.80]
Основными покупателями российского угля являются страны Европы — Великобритания, Украина, Финляндия, Турция, Испания и др., а также Япония и Южная Корея и другие страны АТР, на которые суммарно приходится около 20% экспортируемого угля. Экспорт в страны СНГ в 2006 г. сократился, в дальнее зарубежье — напротив, вырос на 15,6%, составив 82,7 млн т против 67,5 млн т в 2005 г [8, C.92].
Таким образом, энергетические ресурсы играют ключевую роль в экономической, социальной и политической сфере России. Энергоресурсы — основа экспорта нашей страны, основной продукт с которым Россия участвует в международном товарообмене, отсюда острая необходимость в эффективной энергетической политики .
Глава 2. Современная энергетическая политика России
Отрасль |
Россия |
США |
|
ТЭК |
32 |
14 |
|
транспорт |
26 |
60 |
|
металлургия |
20 |
17 |
|
Химическая |
5 |
||
нефтепереработка |
5 |
||
Целюлозо-бумажная |
2 |
||
Переработка мусора |
10 |
9 |
|
Таким образом, если в США основной «загрязнитель» это транспорт, то в России это предприятии ТЭК, как на Западе в середине прошлого века. Это показывает масштаб технического отставания ТЭК России от ведущих стран Запада.
3.1 Развитие энергетического комплекса
Развитие энергетического комплекса направлено на решение следующих задач:
- ускоренное развитие электроэнергетической инфраструктуры, преодоление наметившегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей, технологическое обновление энергетического комплекса и формирование новой системы институтов либерализованного рынка энергии;
- расширение масштабов и повышение эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, обеспечивающие увеличение экспорта и удовлетворение растущих внутренних потребностей экономики;
- активное энергосбережение за счет структурных факторов, модернизации производства, внедрения новых технологий и реализации системы мер по энергосбережению.
Энергоемкость российской экономики существенно выше соответствующих показателей в государствах — членах Организации экономического сотрудничества и развития при высоком уровне энергопотребления на человека, производства продукции и предоставления услуг комфорта (тепла, освещенности и др.).
Общий технологический потенциал энергосбережения консервативно оценивается в 350 млн. тонн условного топлива, из которых:
- o около 60 млн. тонн условного топлива — при производстве электроэнергии;
- o около 80 млн. тонн условного топлива — при потреблении энергии отраслями промышленности;
- o около 80 млн. тонн условного топлива — при производстве, передаче и распределении тепловой энергии;
- o около 130 млн. тонн условного топлива — за счет снижения непроизводительных энергопотерь в зданиях.
Топливно-энергетический комплекс является одним из основных источников загрязнения окружающей природной среды. Реализация комплекса мер, направленных на повышение энергоэффективности российской экономики, позволит в значительной степени решить задачу по обеспечению экологической безопасности.
Осуществляемые дерегулирование и либерализация энергетических рынков формируют экономическую мотивацию реализации потребителями мер по энергосбережению.
В целях устранения энергетических барьеров социально-экономического развития Российской Федерации и использования потенциала энергосбережения необходимо снизить энергоемкость валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года.
Для достижения поставленной цели следует реализовать следующие меры:
1. установление запретов на использование энергорасточительных технологий. В этих целях предлагается расширить сферу регулирования законодательства о техническом регулировании требованиями энергоэффективности (требования к удельному потреблению энергоресурсов машин и оборудования, потерям тепла в зданиях и к расходу воды в установках водоподготовки).
На этапе подготовки соответствующих технических регламентов следует установить адекватный переходный период введения таких требований;
2. обеспечение равной доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки;
3. экономическое стимулирование повышения эффективности использования газа на внутреннем рынке;
4. демонстрация государством лидерства в достижении лучших показателей энергоэффективности в бюджетном секторе. С этой целью необходимо установить для организаций бюджетного сектора показатели снижения удельного энергопотребления, сохранить бюджетным организациям экономию затрат от реализации проектов по энергосбережению до 5 лет и ввести в законодательство о государственных закупках положения о приобретении товаров, соответствующих лучшим классам энергоэффективности;
5. введение маркировки энергопотребляющих оборудования и машин по уровню (классу) энергоэффективности, установив обязательность такой маркировки;
6. стимулирование использования предприятиями всех отраслей экономики возобновляемых источников энергии, а также экологически- и энергоэффективных технологий;
7. оказание поддержки развитию машиностроения по созданию образцов энергосберегающих технологий нового поколения. С этой целью государство должно взять на себя функцию заказчика новых видов оборудования, превышающего стандарты, установленные в государствах — членах Организации экономического сотрудничества и развития. Ожидаемым эффектом применения этой меры будет создание конкурентоспособного производственного потенциала российского энергетического машиностроения;
8. стимулирование развития технического консалтинга — энергетического аудита через специальные проекты, реализуемые в рамках программы поддержки развития малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, программы обучения и др.);
9. обеспечение прямой поддержки со стороны государства реализации инвестиционных проектов в энергетической сфере, предусматривающих внедрение энергосберегающих технологий нового поколения. Это может быть обеспечено через инструменты согласования инвестиционных программ компаний топливно-энергетического комплекса с государственным участием при внедрении самых современных энергоэффективных решений;
10. ликвидация к 2012 году за счет государственной поддержки безучетного пользования энергоресурсами путем оснащения приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей;
11. развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка;
12. обеспечение государственной поддержки развития и окончательного формирования к 2012 году института операторов коммерческого учета электрической и тепловой энергии;
13. реализация специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса, в том числе внедрение тарифного метода доходности инвестированного капитала (RAB), адаптация концессионных договоров для передачи в управление комплексов жилищно-коммунального хозяйства и внедрение новых строительных норм и правил эффективного использования энергии.
В результате политики стимулирования энергосбережения к 2020 году будут обеспечены следующие показатели:
1. создание дополнительного энергетического потенциала развития не менее 200 млн. тонн условного топлива к 2015 году;
2. формирование к 2015 году высокотехнологического сегмента российской экономики (энергетического сервиса с использованием инноваций) емкостью не менее 200 млрд. рублей;
3. снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду не менее чем на 20 процентов к 2017 году.
3.2 Развитие электроэнергетики
Целями государственной политики в сфере электроэнергетики являются:
преодоление сложившихся дисбалансов в электроэнергетике для поддержания в долгосрочной перспективе высоких и устойчивых темпов роста экономики;
увеличение эффективности производства, передачи и потребления электроэнергии на основе новейших высокоэффективных экологически чистых технологий.
В результате реформирования электроэнергетики из считавшейся ранее монопольной отрасли выделены конкурентные — производство и сбыт электрической энергии, а также естественно-монопольные — передача электрической энергии и оперативное диспетчерское управление в электроэнергетике.
Развитие экономики в долгосрочной перспективе характеризуется ростом потребления электроэнергии с 2007 по 2015 годы в среднем на 3,8 — 4 процента в год со снижением до 3,6 — 3,7 процента в 2016 — 2020 годы за счет структурных сдвигов в пользу менее электроемких производств и активизации мер по энергосбережению.
Для обеспечения указанных темпов роста производства и потребления электроэнергии с учетом необходимости формирования достаточных резервных мощностей потребуется обеспечение возможности доступа потребителей к услугам электроснабжения и ввод энергетических мощностей в 2007 — 2020 годах в размере 120 — 200 млн. кВт.
В период до 2015 года продолжилась поэтапная либерализация оптового рынка электроэнергии и мощности с доведением в 2015 году доли электроэнергии и мощности, продаваемых по свободным ценам, до 100 процентов, за исключением поставок электрической энергии и мощности в неценовых зонах и поставок населению.
Планируется запуск долгосрочного рынка мощности, призванного обеспечить сооружение генерирующих мощностей в оптимальном объеме для удовлетворения спроса и создания необходимого резерва.
В период до 2016 года планируется доведение тарифов на электрическую энергию для населения до рыночного уровня в целях ликвидации перекрестного субсидирования между населением и прочими потребителями с усилением адресной защиты малоимущих групп населения.
В регулируемых секторах электроэнергетики с 2014 года (в распределительных сетевых компаниях с 2013 года, в магистральных — с 2014 года) будет осуществляться переход к установлению долгосрочных тарифов (не менее 5 лет) методом доходности инвестированного капитала. Такой метод обеспечивает возврат инвестированного капитала и доход на него на уровне, сопоставимом с уровнем дохода в других отраслях экономики, и направлен на стимулирование частных инвестиций в регулируемый сектор электроэнергетики. Применение долгосрочных тарифов стимулирует организации в регулируемом секторе экономики снижать расходы и технологические потери по отношению к установленному уровню. Помимо электроэнергетики и теплоснабжения метод доходности инвестированного капитала будет применяться и в других инфраструктурных отраслях, включая коммунальное хозяйство. Объединение энергетических систем Центра, Урала, Сибири и Дальнего Востока передачами постоянного и переменного тока на сверх- и ультравысоком напряжении обеспечит масштабное развитие угольных бассейнов и освоение гидропотенциала восточных регионов Российской Федерации. Уже в 2013 и 2014 годах будут проведены исследования и анализ макроэкономических эффектов реализации указанного метода.
Для достижения целевых параметров развития электроэнергетики необходимо решить следующие задачи:
- o сбалансированное развитие электроэнергетической отрасли, создание в ней оптимальной, экономически обоснованной структуры генерирующих мощностей и электросетевых объектов с целью надежного обеспечения потребителей страны электроэнергией и теплом;
- o диверсификация топливного баланса электроэнергетики за счет развития атомной и угольной генерации, использования гидропотенциала, а также потенциала прочих возобновляемых источников с соответствующим уменьшением доли газовой генерации в топливном балансе отрасли;
- o создание сетевой инфраструктуры, обеспечивающей полноценное участие энергокомпаний на рынке электроэнергии и мощности, усиление межсистемных связей для транзита электрической энергии и мощности в дефицитные регионы России, развитие экспорта электрической энергии;
- o минимизация потерь в электрических и тепловых сетях, а также уменьшение удельных расходов топлива на производство электроэнергии и тепла за счет внедрения передовых технологий и современного высокоэкономичного оборудования;
- o осуществление поэтапного сокращения уровней воздействия на окружающую среду объектов электроэнергетики за счет внедрения наилучших экологически безопасных мировых технологий при строительстве новых и реконструкции существующих предприятий электроэнергетики;
- o сохранение и развитие кадрового потенциала электроэнергетики;
- o формирование государственной системы управления развитием электроэнергетики на основе сочетания рыночных и государственных механизмов;
- o обеспечение существенного роста инвестиций в электроэнергетику для масштабного ввода новых энергетических мощностей и замены устаревшего оборудования;
- o обеспечение доступности присоединения потребителей к электрическим сетям;
- o обеспечение повышения операционной эффективности компаний в регулируемых секторах электроэнергетики с ростом 1 — 2,5 процента в год и повышение их инвестиционной привлекательности за счет перехода к установлению тарифов методом доходности инвестированного капитала;
- o ликвидация перекрестного субсидирования в электроэнергетике между населением и прочими потребителями;
- o изменение структуры спроса на электроэнергию и существенное повышение эффективности производства, передачи и потребления электроэнергии, что может компенсировать до 70 — 75 процентов прироста энергетических потребностей;
- o расширение производства электроэнергии на основе возобновляемых источников без учета крупных и средних ГЭС (с 8 млрд. кВт·ч в 2007 году до 80 млрд. кВт·ч в 2020 году, прирост установленной мощности возобновляемых источников до 22 ГВт к 2020 году без учета гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт);
- o обеспечение прироста установленной мощности крупных и средних гидроэлектростанций (свыше 25 МВт) к 2020 году на 25,1 ГВт;
- o завершение формирования внутрироссийского рынка электроэнергии и мощности;
- o достижение технологического единства и своевременного обновления производственных мощностей за счет реализации государственной технической политики.
3.3 Развитие нефтегазового комплекса
Целями государственной политики в нефтегазовом комплексе являются развитие сырьевой базы, транспортной инфраструктуры, перерабатывающих мощностей и увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в производстве и экспорте нефтегазового комплекса.
В результате достижения указанных целей добыча нефти к 2020 году возрастет до 500 — 545 млн. тонн, экспорт нефти — до 255 — 265 млн. тонн и переработка нефти — до 235 — 280 млн. тонн. Добыча газа увеличится к 2020 году до 815 — 900 млрд. куб. м, а экспорт газа возрастет до 280 — 330 млрд. куб. м. Полезное использование попутного газа к 2012 году должно составить 95 процентов объема его извлечения.
Приоритетными направлениями развития нефтегазового комплекса станут:
1. реализация перспективных проектов строительства трубопроводов;
2. стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры;
3. формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа;
4. разработка месторождений на шельфе;
5. повышение эффективности использования энергетических ресурсов в отраслях экономики;
6. стимулирование внедрения перспективных технологий добычи и переработки нефти и газа;
7. стимулирование использования природного газа в качестве моторного топлива;
8. развитие переработки газа в жидкое моторное топливо.
Предусматривается возможность осуществления до 2020 года целого ряда крупнейших проектов в области нефтепереработки, транспортировки нефти и газа, включая сжиженный природный газ, в том числе с использованием ресурсов Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Приоритетными направлениями развития нефтеперерабатывающего комплекса станут:
1. строительство новых нефтеперерабатывающих заводов и нефтехимического комплекса, в том числе на одном из конечных пунктов нефтепроводов на территории Российской Федерации;
2. ввод мощностей, направленных на углубление вторичных процессов на ряде предприятий.
В нефтеперерабатывающем комплексе будут достигнуты следующие показатели:
1.глубина переработки нефти:
- к 2015 году — 83 процента;
- к 2020 году — 87 процентов;
2.выход светлых нефтепродуктов:
- к 2015 году — 64,1 процента;
- к 2020 году — 67,4 процента.
Для развития магистральных нефтепроводов предусматривается:
- завершение проекта «Восточная Сибирь — Тихий океан» с возможным ответвлением в Китай;
- завершение строительства нефтепровода Бургас — Александруполис;
- строительство Балтийской трубопроводной системы — 2 (БТС-2);
- расширение нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума с учетом интересов Российской Федерации.
Для развития газотранспортной системы и производства сжиженного природного газа предусматривается:
- ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток»;
- полная загрузка газопровода «Голубой поток»;
- строительство газопровода «Южный поток»;
- строительство и ввод в эксплуатацию заводов по производству сжиженного природного газа (в Мурманской области, на острове Сахалин в рамках проекта Сахалин-2);
- создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке газотранспортной системы для обеспечения нужд потребителей региона в газе и экспорте газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.