Гидроочистка дизельных топлив (2)

От дизельного топлива до ваку-умного газойля

Четырёх-листник

Al 2 O3

CoMo

KF-747

Глубокое гидрообессеривание

От дизельного топлива до ваку-умного газойля

Четырёх-листник

Al 2 O3

CoMo

KF-645

Глубокое гидрообессеривание, деметализация, лёгкий гидрокрекинг

От бензина до вакуумного газойля

Цилиндр

Al 2 O3

NiCoMo

«Элетрогорский институт нефтепереработки»

ГО-70

Высокая обессериваю-щая и деазотирующая активность

От бензина до вакуумного газойля

Цилиндр, трилистник

Al 2 O3

CoMo

ГО-86

Высокая обессериваю-щая активность

Среднедистил-лятные фракции

Цилиндр

Al 2 O3

CoMo

ГО-30-7

Высокая обессериваю-щая и деазотирующая активность

Бензины

Цилиндр

Al 2 O3

NiMo

ГО-38а

Обессеривание и насы-щение ароматических углеводородов

Масляные дистилляты

Цилиндр

Al 2 O3

NiMo

КПС-16Н

Высокая обессери-вающая активность

Дизельные фракции

Цилиндр

Al 2 O3

NiMo

ДТ-005К, ДТ-005Н

Глубокое гидрообессеривание

Дизельные фракции

Цилиндр

Al 2 O3

CoMo, NiMo

Criterion Catalyst

С-448

Для получения низкосернистого дизельного топлива

Средние дистил-ляты, вакуумный газойль

Сформо-ванные экструдаты

Al 2 O3

CoMo

С-447

Глубокое гидрообессеривание

Лёгкий и тяжё-лый вакуумный газойль, остатки

Сформо-ванные экструдаты

Al 2 O3

CoMo

HDS-3

Насыщение ароматических углеводородов

От бензина до вакуумного газойля

Сформо-ванные экструдаты

Al 2 O3

NiMo

HDS-22

Насыщение ароматических углеводородов

Бензин, сырьё каталитического крекинга

Сформо-ванные экструдаты

Al 2 O3

CoMo

C-424

Высокая гидрообессеривающая и гидродеазотирующая активность, насыщение ароматических углеводородов

Предваритель-ная гидроочистка сырья каталитического крекинга

Сформо-ванные экструдаты

Al 2 O3

NiMo

«Всероссийский институт по переработке нефти»

ГS-168

Обессеривающая активность

Бензин, дизельная фракция

Цилиндр

Al 2 O3 + SiO2

NiMo

ГДК-202

Высокая обессеривающая активность

Среднедистил-лятные фракции

Цилиндр

Al 2 O3 + цеолит

NiMo

ГДК-205

Высокая обессеривающая активность

Среднедистил-лятные фракции

Цилиндр

Al 2 O3 + цеолит

NiMo

ГДК-202П

Высокая обессеривающая активность

Среднедистил-лятные фракции

Цилиндр

Al 2 O3 + цеолит

CoMo

ГП-534

Высокая обессеривающая активность

От бензина до вакуумного газойля

Цилиндр

Al 2 O3

NiMo

Procatalyse

HPC-60

Высокая обессеривающая активность

От бензина до вакуумного газойля

Лист клевера

Al 2 O3

HR-306C

Гидрообессери-вание, гидро-деазотирование

От бензина до вакуумного газойля

Экструдаты

Al 2 O3

Haldor Topsoe

TK- 524

Глубокое гидрообессеривание

Лёгкий и тяже-лый вакуумные газойли

Трёхлист-ник

Al 2 O3

CoMo

TK-907, TK- 908

Снижение ароматических углеводородов, низкая сероустойчивость

Лёгкий и тяже-лый вакуумные газойли

Трёхлист-ник

Патент

Патент

Orient catalysts Co. Ltd

HOP-412

Высокое гидродеазотирование и гидрообессеривание

От бензина до вакуумного газойля

Сформован-ные экструдаты

Al 2 O3

NiMo

HOP-463

Высокое гидродеазотирование и гидрообессеривание

От бензина до котельного топлива

Сформован-ные экструдаты

Al 2 O3

CoMo

Особый интерес представляют катализаторы фирм Criterion Catalyst (C-448), Haldor Topsoe (TK-554, TK-907, TK-908), AKZO Nobel (KF-752), а также отечественные катализаторы Элетрогорского института нефтепереработки серии «ГО».

Испытания катализаторов вышеперечисленных компаний на ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» показали их различную гидрообессеривающую активность (рисунок 7) [10].

Рисунок 7 — Гидрообессеривающая активность катализаторов ГО-70, С-448, KF-752 и ТК-554 (давление 3 МПа, объёмная скорость 4 ч -1 , содержание серы в сырье 1,3% масс.).

Результаты испытаний фиксировались при температурах 340, 360 и 380С, а также объёмной скорости 3 и 4 ч -1 . Было отмечено, что при температурах 360 и 380С и объёмной скорости 3 ч-1 все катализаторы позволяли получить дизельное топливо с содержанием серы менее 0,05% масс., однако при увеличении объёмной скорости до 4 ч-1 и снижении температуры до 340С наблюдалась заметная разница в активности испытанных катализаторов [10].

В процессе деароматизации наиболее эффективными являются катализаторы, в состав которых входят промотирующие компоненты для усиления крекирующей активности, а также оксиды гидрирующих металлов в повышенных концентрациях.

Катализаторы деароматизации дизельного топлива были испытаны в лабораторных и полупромышленных условиях. Испытания проводили с использованием в качестве сырья прямогонное дизельное топливо с содержанием 1,7% масс. серы и 36% масс. ароматических углеводородов. Результаты испытаний представлены в таблице 7 [11].

Таблица 7 — Результаты исследования каталитических систем деароматизации

Каталитическая система

Режим деароматизации

Глубина деароматизации, %

давление, МПа

температура

объёмная скорость подачи сырья, ч -1

NiMo

8-12

умеренная

0,5-1,5

30-50

NiMo+NiW

8-12

умеренная

1-2

30-50

NiW +NiW

4-6

умеренная

0,25-0,5

30-50

NiW+Pt/Al 2 O3

4-6

низкая

0,1

65-80

NiMo+ССК

4-6

умеренная

0,5-1,5

65-80

Таблица 8 — Требования национальных и международных стандартов по отдельным показателям автомобильного дизельного топлива

Показатель

ГОСТ

305-82

EN 590-99

Всемирная топливная хартия — 2002

EN 590-2004

Катего-рия 1

(для ЕВРО-0)

Катего-рия 2 (для ЕВРО-1,2)

Катего-рия 3 (для ЕВРО-3,4)

Катего-

рия 4 (только ЕВРО-4)

1

2

3

4

5

6

7

8

Цетановое число,

не менее

45,0

51,0

51,0

48,0

53,0

55,0

55,0

Цетановый индекс,

не менее

не норми-руется

46

46

45

50

52

52

Содержание серы, мг/кг, не более

2000

(1вид)

5000

(2 вид)

350

50 (1вид) 10 (2вид)

3000

300

30

не должно выяв-

ляться (5-10)

Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, %,

не более

не нор-мируется

11,0

11,0

не нор-мируется

5,0

2,0

2,0

Температура вспышки, о С, не менее

35-40

55

55

55

55

55

55

По отношению к действующему европейскому стандарту EN 590, в Республике Беларусь был разработан и введен в действие с 1.02.2007 стандарт СТБ 1658-2006, который устанавливает технические требования и методы испытания дизельного топлива, используемого для транспортных средств (таблица 9)[14]

Таблица 9 — Общие требования и методы испытаний

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

Метод испытания

min

max

1 Цетановое число

51,0

СТБ ИСО 5165

2 Цетановый индекс

46,0

СТБ ИСО 4264

3 Плотность при 15 °С С

кг/м 3

820

845

СТБ ИСО 3675

ЕН ИСО 12185

4 Массовая доля полициклических ароматических углеводородов

%(m/m)

11

СТБ ЕН 12916

мг/кг

350*

СТБ ИСО 20846

ЕН ИСО 20847

ЕН ИСО 20884

5 Содержание серы

50 *

10*

СТБ ИСО 20846

ЕН ИСО 20884

6 Температура вспышки

°С

Выше 55

СТБ ИСО 2719

7 Коксуемость 10 %-ного остатка

% (m/m)

0,30

СТБ ИСО 10370

8 Зольность

% (m/m)

0,01

СТБ ИСО 6245

9 Содержание воды

мг/кг

200

СТБ ИСО 12937

10 Содержание механических примесей

мг/кг

24

СТБ ЕН 12662

11 Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С)

Единицы по шкале

Класс 1

СТБ ИСО 2160

12 Стойкость к окислению

г/м 3

25

СТБ ИСО 12205

13 Смазывающая способность: — скорректированный диаметр пятна износа (WSD 1,4) при 60°С

мкм

460

СТБ ИСО 12156-1

14 Вязкость при 40 °С

мм 2

2,00

4,50

СТБ ИСО 3104

15 Фракционный состав:

% (V/V) перегоняется при250°С %(V/V) перегоняетсяпри350°С

95 % (V/V) перегоняется при температуре

% (V/V)

% (V/V)

°С

°с

85

<65

360

СТБ ИСО 3405

16 Объемная доля метиловых эфиров жирных кислот (FАМЕ)

% (V/V)

5

ЕН 14078

За рубежом для характеристики воспламеняемости топлива наряду с цетановым числом используют дизельный индекс. Этот показатель нормируется и в отечественной технической документации на дизельное топливо, поставляемое на экспорт: ТУ 38.401-58-110-94.

Дизельный индекс (ДИ) вычисляют по формуле :

ДИ =t ан d/100,

где t ан — анилиновая точка (определяют в С и пересчитывают в ,F)

10F = (9,5С + 32), d — плотность, градусы АПИ.

Между дизельным индексом и цетановым числом топлива существует зависимость :

Дизельный индекс

20

30

40

50

62

70

80

Цетановое число

30

35

40

45

55

60

80

В отечественной НТД нормируется дизельный индекс.

Дизельный индекс определяют по формуле :

ДИ= (108А+32)(141,5-131,5)/100,

где А- анилиновая точка испытуемого топлива, С;

  • относительная плотность топлива.

В настоящее время разработаны и применяются различные методы качественного и количественного анализа серосодержащих соединений в нефти и нефтепродуктах. Качественные методы анализа необходимы прежде всего для обнаружения таких активных соединений, как сероводород, тиолы и свободная сера. Из качественных методов определения активных серосодержащих соединений в лабораторной практике наибольшее применение нашли проба на медную пластинку и так называемая докторская проба.

Анализ на докторскую пробу заключается в том, что нефтепродукт интенсивно перемешивают с раствором плюмбита натрия и порошковой серой. При этом если анализируемый нефтепродукт содержит сероводород, выпадает чёрный кристаллический осадок сульфида свинца:

Na 2 PbO2 + H2 S = PbS + 2NaOH.

Докторская проба очень чувствительна и позволяет обнаруживать сероводород при его содержании 0,0006%.

Тиолы взаимодействуют с плюмбатом натрия по реакции :

Na 2 PbO2 + 2RSH = (RS)2 Pb + 2NaOH,

при этом анализируемый нефтепродукт окрашивается в оранжевый, коричневый или чёрный цвет.

Для обнаружения сероводорода и свободной серы применяют пробу на медную пластинку, принятую в качестве стандартной (ГОСТ 6321-69).

В результате сернистой коррозии медная пластинка, выдержанная в нефтепродукте, при повышенной температуре в течении определённого времени окрашивается в различные цвета от бледно-серого до почти чёрного.

К инструментальным методам определения группового и структурного состава серосодержащих соединений относятся газожидкостная и жидкость-жидкостная хромотография, полярография, потенциометрическое и амперометрическое титрование, УФ-,ИК- и ЯМР-спектроскопия, масс-спектроскопия.

Полярографическим методом анализа можно определять в нефтепродуктах содержание свободной, сероводородной, тиольной, сульфидной и дисульфидной серы.

Сероводородную и тиольную серу в моторных топливах определяют согласно ГОСТ 17323-71 методом потенциометрического титрования нитратом диамминсеребра. По характеру кривых титрования можно качественно оценить наличие в топливе свободной серы

Методы анализа общей серы делят на два класса: химические и физические. Из физических методов анализа следует отметить нейтронно-активационный (НАА), рентгено-флюоресцентный (РФА) и рентгено-радиометрический (РРМ).

НАА основан на взаимодействии нейтронов с ядрами облучаемой пробы. Предел обнаружения серы равен 5•10 -2 %. В основе РРМ лежит измерение поглощения рентгеновских лучей при известной зависимости степени поглощения от концентрации анализируемого вещества. РРМ можно использовать для анализа нефтепродуктов с массовой долей серы не менее 0,5%

Метод РФА — флюоресцентный вариант рентгено-радиометрического анализа. Предел обнаружения серы составляет 5•10 -3 %.

Из химических методов анализа общей серы наиболее распространены и стандартизированы окислительные методы. В окислительных методах навеску нефтепродукта сжигают в приборах различной конструкции. В качестве окислителя используются воздух, кислород, диоксид марганца. В основе методов сжигания лежит реакция окисления всех серосодержащих соединений анализируемого нефтепродукта в оксиды серы (SO 2 ,SO3 ) с последующим их поглащением и анализом 15.


Фракционным составом обычно называют зависимость количества выкипающего продукта от повышения температуры кипения.

Накопленный большой эксперементальный материал по определению фракционного состава одних и тех же нефтепродуктом разными методами позволил найти общие закономерности их взаимосвязи и предложить методы расчётного определения наиболее трудоёмких в эксперименте составов по ИТК и ОИ на базе наиболее доступного состава, определяемого простой перегонкой из колбы по ГОСТ 2177-81 16. Это метод Эдмистера, а так же, не потерявший своего значения и использующийся до сих пор, метод Обрядчикова и Смидович — метод построения ОИ по на основе кривой фракционного состава по ИТК.

Опорными параметрами в этом случае служат температуры выкипания 50% (масс.) по ИТК и уклон этой кривой между точками 10 и 70% (масс.).

По этим значениям выполняют построения и находят значения отгона по кривой ИТК, соответствующие температурам начала и конца ОИ.

………..

Страницы: | [2] |