Государственная социальная помощь: понятие и основания предоставления

Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации направлена ​​на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основная задача социальной политики Российской Федерации — достижение благополучия человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Одна из важнейших целей государства всеобщего благосостояния — социальное равенство. Государство всеобщего благосостояния стремится устранить социальное неравенство — неравенство, связанное с потерей дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством государства всеобщего благосостояния, чтобы справиться с этими превратностями судьбы, является социальное обеспечение.

Развитие системы социальной защиты зависит не только от ее необходимости, но и от способности государства обеспечивать такую ​​безопасность. Переход социального общества от первичной цели — предоставление человеку минимума средств к существованию — к более высоким целям — избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.

Цель курсовой работы:, Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть понятие и цели государственной помощи.

2. Изучить особенности оказания государственной социальной помощи.

3. Определите характеристики видов и размеров государственной социальной помощи.

Объект исследования: категории граждан, нуждающиеся в социальной помощи со стороны государства.

Объект исследования: порядок оказания государственной социальной помощи.

1. Общая характеристика понятия социальная помощь

1.1 Понятие социальная помощь гражданам в Р.Ф

Государственную социальную помощь можно понимать как широко, так и узко.

В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

Строго говоря, определение государственной социальной помощи прямо содержится в Федеральном законе «О государственной социальной помощи”. Под ней подразумеваются определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

4 стр., 1730 слов

Социальный контроль и девиация

... партии, правительство. Школа осуществляет контроль с помощью экзаменов, правительство с помощью системы налогообложения и социальной помощи населению, государство с помощью полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати. Методы контроля в зависимости от ...

Правильное определение понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения.

Определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Р.Ф.

Строго говоря, определение государственной социальной помощи прямо содержится в Федеральном законе «О государственной социальной помощи”. Под ней подразумеваются определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации ), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Правильное понятие государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении).

Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат).

Таргетинг предполагает правильное выявление нуждающихся, что может быть достигнуто несколькими способами. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Отметим, что в западной литературе и нормативных документах по социальной политике понятие «материальное положение» практически не используется, обычно речь идет об оценке «уровня доходов» или «уровня потребления”. Для нас предпочтительнее термин “материальное положение”, поскольку он: а) устоявшийся и привычный для населения; б) позволяет учитывать не только денежные доходы, но и натуральные поступления; в) оценивать общее благосостояние в семье, ведущей единый бюджет. Под материальным положением имеются ввиду: 1) денежные доходы; 2) натуральное поступление от сада, огорода и т.д. 3) необходимая помощь других членов семьи, родственников если это им по силам.

Второй режим таргетинга основан на определенных показателях, которые статистически связаны с потребностями.

Третий способ — создать механизм самоадресации на основе специальной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы со стороны органов социальной защиты, представляется наиболее оптимальным в нынешних условиях.

В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г четкое и конкретное понятие данного вида помощи на законодательном уровне отсутствовало. Данное обстоятельство делало возможным произвольное определение государственной социальной помощи, что являлось значительным препятствием в её получении определённым группам лиц. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1992 года №121 право на получение помощи предоставлялось особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев (детей и нетрудоспособных членов семьи).

1.2 Основные виды социальной помощи в Р.Ф

1 Оказание помощи населению всех категорий и групп в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг.

12 стр., 5972 слов

Стандарты оказания государственных услуг в РУ и ТП

... предоставления государственных услуг обнар у живаются: 1) правомерность предоставления государственных услуг организациями, дающими государственные услуги, и органами, в том числе обеспечения услуг, какие ... доступность государстве н ных услуг. Отсутствие административных регламентов оказание государстве н ных услуг. Административные регламенты оказания государственных услуг приносят четкую и ...

2 Оказание или содействие в оказании клиентам учреждений медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.

3 Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание).

4 Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.

5 Содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

6 Оказание клиентам стационарных учреждений социального обслуживания первичной медико-санитарной помощи.

7 Содействие в организации прохождения клиентами стационарных учреждений социального обслуживания диспансеризации.

8 Госпитализация клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях).

9 Содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи.

10 Обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации.

11 Организация квалифицированного медицинского консультирования.

12 Помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации.

13 Проведение в стационарном учреждении социального обслуживания первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки.

14 Организация медико-социального обследования.

15 Оказание первой доврачебной помощи.

16 Проведение процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и др.).

17 Оказание помощи в выполнении физических упражнений.

18 Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

19 Организация лечебно-трудовой деятельности.

20 Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, развитие и др.).

21 Проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации.

22 Организация экстренной медико-психологической помощи.

23 Формирование и организация работы «групп здоровья» по медицинским показаниям и возрастным особенностям граждан.

24 Социально-медицинский патронаж.

25 Индивидуальная работа с несовершеннолетними, связанная с предупреждением появления вредных привычек и избавлением от них, подготовкой к созданию семьи и рождению ребенка.

26 Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

27 Содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.

28 Обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними.

29 Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации.

4 стр., 1761 слов

Стандартизация в Российской Федерации. Законы и порядок

... и серьезным шагом развития нашей экономики, промышленности и социальной сферы. 29 июня 2015 года был принят Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-ФЗ, который устанавливает новые актуальные положения ...

30 Проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида.

31 Обучение членов семьи основам медико-психологических и социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.

32 Наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры тела, артериального давления).

33 Содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение.

34 Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их лечении, обучении навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля.

35 Услуги по слухопротезированию.

2. Основания предоставления государственной социальной помощи

2.1 Социальная защита отдельных категорий граждан в Р.Ф

В соответствии с Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Форма предоставления данных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Социальная поддержка отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется в субъектах Российской Федерации в различных формах:

  • в денежной форме — в виде ежемесячных денежных выплат, ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг;
  • в натуральной форме — обеспечение топливом;
  • в форме льгот — предоставление скидок в оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Категории граждан, меры социальной поддержки которых предоставляются в соответствии с федеральным законодательством:

  • инвалиды войны;
  • Участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами;
  • Участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
  • инвалиды;
  • семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы и члены их семей;
  • Герои Социалистического труда и полные кавалеры ордена Трудовой Cлавы;
  • граждане, награжденные знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР».

Категории граждан, меры социальной поддержки которых предоставляются в соответствии с нормативно правовыми актами субъекта Российской Федерации:

9 стр., 4314 слов

Конституционный строй Российской Федерации (2)

... практической реализации конституционного строя в Российской Федерации рассматриваются мной в курсовой работе подробнее в одном из последующих разделов. § 1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции РФ конституционный строй гражданский общество Конституция РФ Под основами конституционного строя РФ ...

  • Великой Отечественной войны;
  • ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года;
  • реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
  • многодетные семьи
  • педагогические, медицинские, фармацевтические и другие.

2.2 Размер государственной социальной помощи

Недостатком прежнего законодательства было то, что в нормативных актах не указывалось, в каком объеме оказывалась социальная помощь. Этот факт не гарантировал, что получатели получат определенный минимум.

В настоящее время с принятием Федерального закона «О государственной социальной помощи» этот пробел ликвидирован, так как он предусматривает размер оказываемой социальной помощи.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, средне душевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и общим доходом членов нуждающейся семьи или одиноко проживающего гражданина.

При этом в принятом законе не было предусмотрено, как рассчитывать среднедушевой доход граждан, обращающихся за государственной помощью.

Однако этот недостаток был устранён Правительством России. Так, Постановление Правительства «О порядке учета доходов и исчисления среднедушевых доходов малообеспеченных семей и малообеспеченных одиноких граждан при оказании государственной социальной помощи» от 22 февраля 2000 г. №2. 152 был принят на вооружение.

В этом постановлении указано, что расчет среднего дохода на душу населения при оказании государственной помощи осуществляется органом социальной защиты на основании информации, предоставленной гражданами. Данный момент является существенным дополнением к реализации на практике закона “О государственной социальной помощи”, так как этот закон не предусматривал, кто именно должен осуществлять необходимый расчёт, ставя под двоякое понимание эту процедуру, т.е. не было достаточно чётко закреплено, за гражданином или за самим органом социальной защиты стоит обязанность данного исчисления. Этот указ определяет, кого именно следует включать в семью, а кого, наоборот, не следует принимать за таковых при расчете среднедушевого дохода бедной семьи.

Виды доходов для решения вопроса о предоставлении помощи, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, определяются в соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации 29 сентября 1996 года “ Порядком учёта и исчисления величины средне душевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребёнка”.14 Данный шаг предпринятый Правительством, можно смело считать удачным и обоснованным, так как к сожалению ещё не принят закон о порядке расчёта средне душевого дохода и учёта доходов, в том числе от принадлежащего на праве собственности имущества, порядок установленный вышеназванным Постановлением Правительства является наиболее приемлемым в сложившейся ситуации.

20 стр., 9536 слов

Статистические методы изучения доходов населения

... государственной статистики строят следующие показатели доходов на основе данных статистической отчетности: Среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников предприятий и организаций по отраслям экономики. Социальные ... населения. Показатель денежного дохода населения - служит для измерения доходов на макроуровне и рассчитан по данным Баланса денежных доходов и расходов населения. ...

В соответствии с действующим законодательством, в доход семьи, учитываемый при исчислении величины средне душевого дохода, включаются все виды заработной платы (денежного вознаграждения содержания) и дополнительного вознаграждения по всем местам работы, в том числе:

1. а) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или исходя из выручки от реализации продукции (выполнении работ и оказания услуг),

б) все виды доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам (за работу на тяжёлых работах, на работах с вредными условиями труда и на работах в местностях с тяжёлыми климатическими условиями, в ночное время, занятым на подземных работах, за квалификацию, совмещение профессий и выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, со сведениями, составляющими государственную тайну, учёную степень и учёное звание, выслугу лет и стаж работы );

  • в) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;
  • г) суммы, начисленные за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни;
  • д) заработная плата, сохраняемая на время отпуска, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
  • е) средняя заработная плата, сохраняемая на время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством о труде;
  • ж) выходное пособие, выплачиваемое, при увольнении, а также компенсация при выходе в отставку;
  • з) заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства после увольнения в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников;
  • и) дополнительные выплаты, установленные работодателем сверх сумм, начисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством её субъектов.

2. К доходу семьи, учитываемому при исчислении величины средне душевого дохода, законодатель также относит:

  • а) денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные действующим законодательством;
  • б) единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции.

3. В доход семьи, учитываемый при исчислении величины средне душевого дохода, включаются следующие выплаты:

  • а) все виды пенсий (кроме надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером ), компенсационные выплаты и ежемесячные доплаты к пенсиям;
  • б) ежемесячное пожизненное содержание судей вышедших в отставку;
  • системы, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции.

в) стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты.

3 стр., 1100 слов

Стандартизация социальных услуг

... Система стандартизации социальных услуг: современное российское законодательство и перспективы развития . Социальное обслуживания населения как объект стандартизации представляет ... социальных, психологических, правовых услуг, направленных на осуществление социальной адаптации. Сохраняющаяся в настоящее время проблема – это почти полное отсутствие утвержденных государственных стандартов социального ...

г) пособие по безработице, а также стипендия получаемая безработным в период профессионального обучения и переобучения;

  • д) пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт, в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • е) ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсации выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им 3-летнего возраста;
  • ж) ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе;
  • з) ежемесячная компенсационная выплата неработающим жёнам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в отдалённых гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
  • и) ежемесячные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причинённого жизни и здоровью при исполнении трудовых и служебных обязанностей, за исключением дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с назначением учреждения медико-социальной экспертизы;
  • к) суммы, равные стоимости питания, кроме лечебно-профилактического питания, выдаваемого ( оплачиваемого ) в соответствии с законодательством России;

— л) надбавки и доплаты ( кроме носящих единовременный характер ) ко всем видам выплат, указанным в данном пункте, установленные органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и другими организациями.

4. К доходу семьи, учитываемому при исчислении величины средне душевого дохода, также относятся:

  • а) комиссионное вознаграждение штатным страховым агентам и штатным брокерам;
  • б) оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
  • в) авторское вознаграждение, выплачиваемое штатным работникам редакций газет, журналов и иных средств массовой информации;
  • г) доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний;
  • д) доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе;
  • е) доходы физических лиц осуществляющих старательскую деятельность;
  • ж) доходы от занятий предпринимательской деятельностью (включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства), в том числе без образования юридического лица;
  • з) доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации (дивиденты, выплаты по долевым паям);
  • и) доходы от сдачи в аренду (наём) недвижимого имущества принадлежащего на праве собственности семье иди отдельным её членам;
  • к) доходы от личного подсобного хозяйства.

л) алименты, получаемые на несовершеннолетних детей;

6 стр., 2748 слов

Конституционный строй Российской Федерации

... и его потребностей. В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в ее действующей Конституции положены великие ... его конституции. Однако есть и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции РФ ... населения. Решаются вопросы местного значения в Российской Федерации. Правовое государство. В соответствии с Конституцией (ст.1) Российская Федерация ...

  • м) проценты по вкладам.

5. При расчете доходов семьи начисленные суммы учитываются до вычета в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательных налогах и страховых выплатах.

Доход семьи, полученный в иностранной валюте, конвертируется в рубли по курсу ЦБ РФ на день получения.

Премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда

А те, кто получает зарплату по ежемесячным результатам работы, включаются в доход семьи с момента их фактического получения.

При иных установленных сроках премирования (вознаграждения) суммы премии делятся на количество начислены, и учитываются в доходах семьи за каждый месяц расчётного периода.

8. Суммы заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства на период после увольнения в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также выходного пособия, выплачиваемого при увольнении, и компенсации при выходе в отставку делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за каждый месяц расчётного периода.

9. Алименты, выплачиваемые одним из родителей на содержание несовершеннолетних детей, не проживающих в семье, исключаются из дохода этой семьи.

10. Доходы полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, учитываются с учётом соглашения между членами крестьянского (фермерского) хозяйства об использовании плодов, продукции и доходов, полученных в результате деятельности этого хозяйства.

11. Доходы от личного подсобного хозяйства учитываются в доходе семьи, исходя из нормативов доходов утверждаемых субъектами Р.Ф. для оценки уровня жизни населения и оказания необходимой государственной помощи малоимущим гражданам.

12. Доходы с личного подсобного хозяйства не учитываются в доходах семьи, если один из членов семьи имеет инвалидность 1 или 2 группы либо ребенок инвалидной группы.

13. Доход личного подсобного хозяйства, которым управляют две или более семьи, учитывается отдельно для каждой семьи пропорционально количеству членов семьи, работающих на этом хозяйстве.

14. При расчете доходов не учитываются начисленная, но не фактически выплаченная заработная плата, денежные довольствия и другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством.

после анализа предусмотренной процедуры можно без особого труда сделать вывод, что законодатель попытался законодательно закрепить все возможные виды доходов. В целях упрощения процедуры расчета среднедушевого дохода для назначения государственной социальной помощи малообеспеченным семьям и малообеспеченным гражданам, проживающим одиноко. На первый взгляд можно решить, что законодатель указывает на завышенный доход, но если человек получает средства из предоставленных источников, то они ему действительно нужны. Поэтому данный порядок исчисления и учета доходов граждан правильно предусмотрен для оказания помощи тем, кто ее заслуживает.

16 стр., 7866 слов

Уровень и качество жизни населения

... достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. ...

Кроме того, законодатель не оставил без внимания вопрос о том, как долго нужно предоставлять информацию о доходах для получения государственной социальной помощи. Этот срок установлен им в шесть месяцев, что ранее не было определено законом. По моему мнению такой период является наиболее оптимальным, т.к. позволяет реально выявить действительно нуждающихся граждан, и направить социальную помощь в нужные дома, отсеивая при этом сознательных иждивенцев рассчитывающих на вольную жизнь за счёт средств государства, ставя себя в один ранг с теми кто в этой помощи действительно нуждается. Не вызывает трудностей для граждан рассчитывающих на помощь со стороны государства сбор необходимой документации потому, что своё бедственное положение люди всегда подтверждают необходимым набором документов, тем более ответственность возлагается не на самих граждан предоставляющих необходимые сведения, а на те организации, которые эти документы предоставляют. Это должно серьезно регулировать скорость и, прежде всего, надежность запрашиваемой информации.

Законодатель также установил порядок расчета среднедушевого дохода семьи. Этот расчет производится путем деления общего дохода семьи или одного гражданина на 6 и на количество членов ядра, если таковые имеются.

Возникает вопрос, почему законодатель выбрал именно шестимесячный период для расчета среднего дохода на душу населения. Ответ прост, это нуждающийся человек, семья в течение очень длительного периода, которая по независящим от них причинам не может найти средства, необходимые для полноценного существования.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме» от 27 октября 1997 года также имеет большое значение при определении размера помощи, оказываемой гражданам. Согласно действующему законодательству, прожиточный минимум складывается из корзины потребителей, а также обязательных платежей и комиссий.

Потребительская корзина: минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизни.

В настоящее время, как отмечается в литературе, потребительская корзина складывается из минимально необходимого уровня потребления материальных благ и услуг с учётом наличного уровня развития производительных сил и выражает (в денежной и натуральной форме) минимальные потребности человека (семьи) в продовольственных и в непродовольственных товарах и услугах.

В настоящее время потребительская корзина для всей Российской Федерации установлена ​​Федеральным законом «О потребительской корзине для всей Российской Федерации» от 27 октября 1999 года. Данный закон устанавливает корзине в целом по РФ” от 27 октября 1999 года. Этот закон устанавливает потребительскую корзину для продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Потребительская корзина закреплена для разных групп населения: трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Как упоминалось выше, этот закон носит временный характер и действует только до 31 декабря 2000 года.

Вторая составляющая прожиточного минимума — обязательные платежи и налоги. В соответствии с законодательством Российской Федерации каждый гражданин обязан платить установленные законом налоги и сборы. Бедные семьи и бедные одинокие граждане не исключение из этого правила.

Учитывая все вышесказанное, о масштабах государственной социальной помощи. В соответствии с Федеральным законом “О государственной социальной помощи” размер такой помощи определяется субъектами Российской Федерации в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

3. Рекомендации по совершенствованию системы государственной социальной помощи в Р.Ф

3.1 Основные проблемы по предоставлению государственной социальной помощи в Р.Ф

Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

  • гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём;
  • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодёжи;
  • существенное улучшение социальной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона “ О государственной социальной помощи” целями оказания данной помощи являются:

  • поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, средне душевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • субъекте Российской Федерации;
  • адресное и рациональное использование бюджетных средств.

Основная цель государственной социальной помощи — поддержание уровня жизни малообеспеченных семей и малообеспеченных одиноких граждан.

В настоящее время в переходный период для России многие слои населения остались без средств к существованию, перемещены за черту бедности.

Предложение человека, групп и слоев населения неразрывно связано с их потребностями. Потребности — это потребность в чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности человеческого тела.

Факторы, которые обуславливают удовлетворение потребностей людей, разнообразны:

  • объём и структура производства, численность и поло возрастной состав населения страны. Общественно-политический и экономический строй общества, его социальная структура;
  • величина и распределение национального дохода, денежные доходы населения, распределение их между различными группами и слоями населения, имеющиеся товарные фонды, цены на товары и услуги и др.

Все эти группы факторов тесно взаимодействуют между собой. Однако их влияние неодинаково на разных этапах развития человеческого общества. В современных условиях России на первый план выдвигаются факторы первой группы ( в первую очередь переходный этап развития российского общества) и третьей группы ( содержание социальной политики, системный кризис российского общества).

Вот лишь несколько фактов о проявлении системного кризиса в России в последние годы. Объем промышленного производства за пять лет снизился в 2 раза, а в наиболее наукоемких отраслях — в 5-6 раз и более. Инвестиции в производство сократились более чем в 4 раза.

Не лучше дело обстоит и в сельском хозяйстве. Ныне по производству зерна Россия оказалась на уровне 1963 года, по численности крупного рогатого скота — на уровне 1961 г.

За первую половину 90-х годов поставки сельскохозяйственной техники сократились в 10-20 раз.

Одна из проблем заключается в том, что истощение ранее плодородных земель в стране уменьшилось более чем на 15 миллионов гектаров. По существу провалилась “ фермеризация” сельского хозяйства. Из 280 тысяч фермерских хозяйств в течение 1995 года 60 тысяч распалось. Имея около 15% земли, фермерские хозяйства обеспечивали менее 2% товарной сельскохозяйственной продукции.

Подсчитано, что среднестатистический россиянин потреблял в 1995 — 1999 г. в день 1100 килокалорий, ровно столько, сколько необходимо для жизни 11- летнему ребёнку.

Продолжается резкое падение доходов федерального бюджета. Одна из главных причин этого — усиление неплатежей в экономике страны.

Многим гражданам, которые в настоящее время работают, систематически не выплачивается заработная плата. Задолженность по заработной плате из-за отсутствия средств из бюджетов всех уровней составила серу, в результате резко упал уровень жизни населения России. Помимо указанных выше причин (спад производства — главная из них) на уровне жизни негативно сказалась “ шоковая терапия” как метод проведения реформ. Сюда следует отнести полное обесценивание банковских вкладов большей части населения страны; ваучерную приватизацию (в официальных документах сообщалось, что к концу первого этапа приватизации 500 крупнейших предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долларов США были переданы фактически за бесценок — около 7,2 млрд. долларов), давшую узкой группе людей огромные богатства; 10-20 тысячный рост цен без соответствующей индексации оплаты труда, пенсий и т. д. На уровне жизни населения сказывается массовая безработица (более 10 млн. человек), усугубленная наплывом 6 млн. беженцев из бывших союзных республик. Война в Чечне отняла многие триллионы рублей, которые можно было бы использовать для повышения уровня жизни хотя бы некоторых категорий населения.

Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении денежных и натуральных единицах).

Он включает такие показатели, как: уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д [13].

3.2 Пути совершенствования государственной социальной помощи гражданам Р.Ф

Требуется более скоординированная работа и сотрудничество со следующими органами и учреждениями:

  • органы полиции;
  • медицинские учреждения и реабилитационные центры;
  • волонтерские и благотворительные организации;
  • Центр занятости населения;
  • муниципальные органы управления;

— Как показал анализ работы Центра с этими категориями нуждающихся в социальной помощи и защите, то, во-первых, во-вторых, слабо поставлена работа с семьями, где дети подвергаются физическому и психологическому насилию, хотя это направление работы заявлено.

Как свидетельствует анализ обращений семей, попавших в сложную ситуацию, подавляющее большинство обращений связана с последствиями сложных непредвиденных ситуаций болезнь, стихийное бедствие (пожар) и т. д.

помощь для материально нуждающихся семей (например, безработных) по организации собственного дела, особенно это касается семей, живущих в поселковой местности.

Волонтеры могут выполнять следующие задачи:

  • бытовая помощь семьям с детьми-инвалидами;
  • медицинские манипуляции на дому (массаж, уколы и т.д.);
  • развивающие занятия с детьми;
  • психологическое консультирование родителей;

Заключение

Анализ показывает, что в Российской Федерации социальная политика в области защиты детей в основном направлена ​​на решение проблем повышения рождаемости за счет поддержки семей, воспитывающих детей.

Основные проблемы на данном этапе — недостаточная материальная поддержка семей с детьми, а также большое количество ненормальных семей. Основным субъектом социальной политики в этой сфере является семья, поскольку только в условиях семейного воспитания возможно полноценное воспитание и воспроизводство.

Можно выделить следующие основные области социальной политики в сфере социальной защиты детей: первое направление — социальная защита семей, второе направление — охрана детства и права ребенка, третье направление — социальное сиротство. В рамках этого концептуального направления отечественные специалисты.

Под социальной защитой детей понимается совокупность действий органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по созданию социальных гарантий и механизмов их реализации, направленных на обеспечение защиты прав, свобод и интересов несовершеннолетних.

Социальная защита детей реализуется через субъекты социальной защиты на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

В мировом опыте мы выделили три основных модели защиты детей. В России на сегодняшний момент превалирует модель социально защиты с высоким уровнем участия государства, основные инструменты помощи — это материальная помощь.

Анализ деятельности ГБУ СО МО «Наро-Фоминский комплексный центр социального обслуживания населения» за 2009-2011 гг. по социальной защите детей позволяет говорить о том, что основная деятельность сосредоточена на оказании социальной помощи семьям с детьми, попавшим в сложную ситуацию, а также семьям, имеющим детей инвалидов.

Основные формы оказания помощи — это оформление различных льгот, пособий и субсидий. Также развиваются консультативные направления — консультирование по возможностям получения социальной помощи, правовая консультация, психологическая консультация. Можно говорить о том, что социальная защита детей сосредотачивается лишь на материальном аспекте, что нельзя считать продуктивным путем, это способствует развитию пассивной позиции субъектов помощи.

Остаются нереализованными некоторые направления, например, помощь женщинам и детям, пострадавшим от семейного насилия.

В ходе анализа были выявлены следующие недостатки в работе Центра:

1. Недостаточный уровень квалификации сотрудников Центра, системы повышения квалификации и переквалификации.

2. Недостаточно хорошо поставленная работа по координации и сотрудничеству с иными органами: полицией, медицинскими учреждениями, Центром занятости населения, СМИ;

3. Недостаточное использование потенциала волонтерской деятельности и благотворительных организаций;

4. Недостаточное использование нематериальных форм поддержки и социальной помощи семей с детьми.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/gosudarstvennaya-sotsialnaya-pomosch-ponyatie-i-osnovaniya-predostavleniya/

Основные источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/gosudarstvennaya-sotsialnaya-pomosch-ponyatie-i-osnovaniya-predostavleniya/

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

3. Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

6. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

7. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (28 декабря 2013 г.).

9. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 19.07.2007) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (15 декабря 2001 г.).

11.Указ Президента от 26 февраля 2013 г. N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществлять в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан».

12.Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 19.07.2007) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (01 апреля 1996 г.).

13. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 16.10.2006) «О негосударственных пенсионных фондах» (07 мая 1998 г.).

14. Федеральный закон « О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» от 04.12.2013 г. № 351-ФЗ.

15. Закон Московской области от 10 октября 2013 года №119/2013-ОЗ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2014 год в целях установления социальной доплаты к пенсии».

16. Закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

17. Закон от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений.

18. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Интернет ресурсы:

1. Консультант +.

2. Гарант.

3. Портал ВСЕОУЧ.

4. Портал EDUNEWS.