Оборудование и экипировка пассажирского транспорта в России и за рубежом

Курсовая работа

Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края

Чайковский профессионально-педагогический колледж

Предметно-цикловая комиссия по специальности

Сервис на транспорте

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «Организация перевозок на транспорте»

Тема: Оборудование и экипировка пассажирского транспорта в России и за рубежом

г. Чайковский 2009

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Современное общество характеризуется интенсивными коммуникационными процессами. Без обмена веществом и энергией немыслимо существование экономики. Информационные технологии во многом определяют научно-технический потенциал общества, формируют новый жизненный стиль. Однако все процессы движения во времени и пространстве вещества, энергии и информации являются вторичными по отношению к перемещению людей. Перемещение людей в пространстве является жизненно необходимой биологической функцией организма и осуществляется благодаря наличию у человека опорно-двигательного аппарата. Общественная среда предопределяет необходимость перемещения людей в пространстве как функцию их социального поведения, стимулирует прогрессивное расширение доступных территорий и скорости передвижения.

Уже на ранних этапах развития человека общественные отношения требовали объединения людей во времени и пространстве для эффективного осуществления процессов производства, потребления материальных и культурных ценностей, научной, общественно-политической, военной, учебной и иной деятельности. Так возникли населенные пункты. Со временем территориальное расширение населенных пунктов вступило в противоречие с необходимостью быстрого перемещения людей от места проживания к месту временного пребывания. Разрешение этого противоречия обеспечил городской пассажирский транспорт.

Пассажирское сообщение между отдельными населенными пунктами постоянно развивалось. Усиление транспортных и экономических связей между соседними населенными пунктами привело к возникновению более крупных сообществ, сформировавшихся в отдельные регионы и государства. Между регионами и государствами также развивались транспортные связи.

71 стр., 35318 слов

Транспортное обеспечение туризма (на примере воздушного транспорта ...

... Дипломная работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, приложения, списка использованных источников и приложения. В первой главе рассмотрено историческое развитие воздушного транспорта, ... наших дней Парить высоко-высоко, подобно птице, человеку хотелось давно. Летать, размеренно взмахивая крыльями ... Развитие туризма сдерживается тем, что транспортные системы в ряде стран ...

Для современной России значение транспорта огромно, поскольку именно транспорт объединяет различные регионы страны в единое государство. В этой связи транспорт является одним из ведущих государствообразующих факторов.

Цель курсовой работы − провести анализ комплекса материальных и информационных средств, наличие которых установлено действующим законодательством в качестве обязательных условий для эксплуатации транспортных средств, а так же не входящих в конструкцию ТС или в состав обязательного оборудования.

Задачи:

1) рассмотреть виды подвижного состава для пассажирских перевозок;

2) дать краткую характеристику оборудованию и экипировке, рассказать об их отличительных свойствах;

  • сравнить технические свойства, дизайн, удобство применения оборудования и экипировки ТС отечественного и иностранного производства.

Объект исследования − пассажирский автотранспорт.

Предмет исследования − оборудование и экипировка.

1.1 Классификация подвижного состава

Подвижной состав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ГНЭТ) − самоходные и прицепные технические средства, допускаемые согласно действующему законодательству к эксплуатации на дорожной сети общего пользования и предназначенные для перевозки пассажиров, их ручной клади и багажа.

Классификация подвижного состава производится по ряду технических и эксплуатационных признаков, имеет целью установить целесообразные для производства и эксплуатации конкретные виды и типы единиц подвижного состава применительно к существующим производственным, эксплуатационным и экономическим требованиям и условиям. С точки зрения организации перевозок пассажиров имеет значение используемый подвижным составом путь сообщения, пассажировместимость и назначение по виду сообщения.

По виду используемого пути сообщения различают транспортные средства нежестко (нерельсовые) или жестко (рельсовые) привязанные к пути. Нерельсовые транспортные средства перемещаются по дорожному полотну, используя пневматический ход, и подразделяются на средства автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Пассажирские автомобили в зависимости от пассажировместимости подразделяют на автобусы и легковые автомобили. Средства нерельсового электрического транспорта подразделяют на троллейбусы и электромобили. Электромобили в ближайшей перспективе (10… 15 лет) начнут вытеснять автомобили. Производятся и эксплуатируются также гибридные безрельсовые транспортные средства − дуобусы, имеющие двигатель внутреннего сгорания для движения в местах, где нет троллеев, для подзарядки аккумуляторов, тяговые электродвигатели и штанги для токосъема от троллеев.

Дорожные транспортные средства, жестко привязанные к пути, в городах представлены трамваем, использующим для направления движения рельсовый путь, уложенный либо на проезжей части улиц, либо рядом на обособленной полосе. В ряде городов (Волгоград, Ижевск, Старый Оскол, Усть-Илимск) эксплуатируют скоростной трамвай, рельсовый путь которого преимущественно проложен на обособленной полосе, в туннелях и по эстакадам.

11 стр., 5097 слов

Курсовая работа перевозка багажа воздушным транспортом

... средств Категории Разряды Воздушный транспорт Рейсы по расписанию Рейсы вне расписания Прочие воздушные перевозки Водный транспорт Пассажирские линии и паромы Круизы Прочие Сухопутный транспорт Железнодорожный транспорт Междугородние и городские автобусы и прочий общественный транспорт ... пассажир со специальным питанием; наличие сверхнормативного багажа, нег ... к совместной работе. международным полетом. ...

Автобусы (рис. 1.1) классифицируют по назначению и пассажировместимости. По назначению, согласно ГОСТ 27815 − 88, автобусы подразделяются на городские (с дальнейшим разделением на внутригородские и пригородные), междугородные, дальнего следования. На базе стандартных автобусов выпускаются модификации, предназначенные для специальных перевозок (детские, вахтовые, для доставки ремонтных бригад вместе с оборудованием, милицейские автобусы, катафалки и др.).

Выпускаются также специальные автобусы, например аэродромные, эксплуатируемые вне дорог общего пользования.

Назначение автобуса предопределяет планировочные решения по размещению мест для пассажиров, ручной клади и багажа, сопровождающего персонала (кондуктор, бортпроводник), номенклатуру оборудования салона и требования, предъявляемые к тягово-мощностным и экономическим качествам силовой установки автобуса (рис. 1.2).

Городские автобусы имеют планировку пассажирского салона (см. рис. 1.2), позволяющую провозить большое число пассажиров (как сидя, так и стоя) в условиях интенсивного пассажирообмена. Для этого предусмотрены преимущественно трехрядное расположение сидений (сиденья полужесткие и имеют упрощенную конструкцию), ровный и низкий пол салона, минимум невысоких ступеней, несколько широких дверей, накопительные площадки около дверей для ускорения выхода и входа большого числа пассажиров. У задней двери расположено место кондуктора. Планировка и оборудование салонов троллейбусов и вагонов трамвая аналогичны городским автобусам.

 <a href=классификация подвижного состава 1">

Рис. 1.1 Автобусы, используемые для маршрутных перевозок: а — городской большого класса ЛиАЗ-5256; б — городской особо большого класса Икарус-280; в — пригородный малого класса ПАЗ-3205; г — городской особо малого класса ГАЗ-2217; д − для перевозок туристов двухэтажный Skyliner

 классификация подвижного состава 2

Рис. 1.2 Планировка пассажирского помещения автобусов: варианты I, II, III — для внутригородских перевозок; варианты IV и V — для пригородных перевозок (Mercedes О 345)

На пригородных маршрутах используют как обычные внутригородские автобусы, так и их специальные модификации, отличающиеся четырехрядной планировкой салона с увеличенным числом мест для сидения, накопительными площадками уменьшенной емкости. Пригородные автобусы могут также отличаться от внутригородских меньшим числом дверей и их шириной.

В городских автобусах пассажиры перевозятся как сидя, так и стоя, за исключением автобусов особо малой вместимости, в которых разрешается перевозить только сидящих пассажиров. Пассажировместимость городских автобусов определяется в соответствии с существующими нормами.

Междугородные автобусы предназначены для перевозки только сидящих пассажиров на сравнительно большие расстояния. Поэтому в салонах междугородных автобусов устанавливают удобные мягкие кресла, как правило, с регулируемой по углу наклона спинкой, применяют черырехрядное расположение кресел. На междугородных маршрутах небольшой протяженности могут использоваться автобусы с полумягкими сиденьями, имеющими нерегулируемые спинки. Для перевозки почты по регулярным автобусным маршрутам междугородные автобусы могут иметь изолированный и пломбируемый отсек для почтовой корреспонденции.

Автобусы дальнего следования используют на международных маршрутах большой протяженности и для перевозки групп туристов (туристские автобусы) на большие расстояния, например в автобусных турах. Пассажиры перевозятся только сидя. Эти автобусы часто по ряду элементов конструктивно близки к междугородным автобусам и отличаются повышенной комфортабельностью. Туристские автобусы выпускаются преимущественно двухэтажными, причем пассажирский салон имеет остекление, обеспечивающее повышение обзорности. Для туристских автобусов выпускаются прицепы с раскладываемыми местами для ночлега на стоянке.

Автобусы используются также организациями при перевозках работников для собственных нужд, в том числе для внутриусадебных перевозок работников сельскохозяйственных организаций.

Пассажировместимость является критерием различия между автобусами и легковыми автомобилями. Международной конвенцией о дорожном движении установлено, что к автобусам относятся пассажирские автомобили с числом мест для пассажиров восемь и более. Последствием этого разграничения является требование к водителям автобусов иметь в своем водительском удостоверении отметку о допуске к управлению транспортным средством категории D, что предполагает существенно более высокую квалификацию и наличие опыта работы, в то время как для управления легковым автомобилем требуется категория В.

Пассажировместимость также является основным критерием подразделения автобусов на классы (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Классификация автобусов по пассажировместимости

Класс автобуса по пассажировместимости

Ориентировочная пассажировместимость автобусов, пасс.

Габаритная длина, соответствовавшая ранее использовавшейся классификации, м

Внутригородского и пригородного сообщения

междугородных и дальнего следования

Особо малый

9…14

До 5

Малый

15…45

До 34

6,0…7,5

Средний

46…80

35…44

8,0…9,5

Большой

81…115

45…59

10,5…2,0

Особо большой

116 и более

60 и более

16,5 и более

Ранее основным классификационным признаком для автобусов всех видов назначения была габаритная длина кузова автобуса (приведена в табл. 1.1 для справки).

Это было актуально в связи с тем, что в плановой экономике единые ставки тарифной части заработной платы водителя устанавливались в зависимости от габаритной длины автобуса. Ныне тарифные ставки устанавливаются АТО самостоятельно, и классификация автобусов по габаритной длине утратила экономическое значение, хотя кое-где еще используется по инерции. Классификацию по длине целесообразно использовать только для междугородных и туристских автобусов.

Рациональная структура парка городских автобусов в Российской Федерации должна включать все приведенные классы по вместимости (по численности парк должен состоять примерно из 7 % автобусов особо малого класса, 5 % малого класса, 10 % среднего класса, 48 % большого класса, 30 % особо большого класса).

Парк междугородных автобусов состоит в основном из автобусов большой и средней вместимости. Исследованиями установлено, что рациональная структура парка автобусов Российской Федерации, используемых в междугородном сообщении, должна состоять приблизительно из 20 % автобусов малой, 33 % средней и 47 % большой пассажировместимости. Для перевозок туристов наиболее предпочтительны автобусы большого класса.Дополнительными классификационными признаками для автобусов являются:

  • используемое горючее (бензин или дизельное топливо);
  • специальное исполнение (северное, тропическое);
  • принятая конструктором компоновка (вагонная, капотная, полукапотная, одноэтажная, двухэтажная, с двигателем в заднем свесе, под полом или спереди и др.);

— Применявшаяся ранее советская классификация легковых автомобилей в качестве основного признака использовала объем двигателя, что не соответствует современной практике оснащения автомобилей одной модели силовыми агрегатами различного объема и мощности. Поэтому советская классификация ушла в прошлое как непригодная для целей организации коммерческой деятельности и ныне используется западно-европейская классификация, согласно которой легковые автомобили различают по габаритам и по особенностям конструкции кузова и шасси.

Для целей потребительской ориентации производства и маркетингового сегментирования рынка выделяют десять условных групп, среди которых рассматривают шесть классов (обозначаются латинскими буквами от А до F) и четыре типа кузова или шасси (табл. 1.2).

Легковые автомобили выпускаются преимущественно с колесной формулой 4×2. Такие автомобили предназначены для эксплуатации на дорогах, имеющих хорошее техническое состояние и надлежащее содержание. Схема привода с колесной формулой 4×4 используется в автомобилях, предназначенных для эксплуатации на дорогах заснеженных, горных и с покрытием низкого качества (вседорожные автомобили) или для эксплуатации как на дорогах, так и вне дорог (внедорожные автомобили).

Для целей удержания налога с владельцев автотранспортных средств легковые автомобили в России подразделяют по мощности двигателя на две категории − до 100 л. с. и свыше. Для целей взимания таможенных пошлин за ввоз автомобилей на территорию Российской Федерации легковые автомобили подразделяют по виду используемого топлива (бензин, дизельное топливо) и объему двигателя.

Таблица 1.2 Европейская классификация легковых автомобилей

Обозначение класса

Наименование класса

Габаритная длина, м

Типичные модели производства СНГ

Типичные модели иностранного производства

Доля рынка в Европе, %

Классификация по размерам кузова (седан и трех- пятидверный универсал)

А

Мини-автомобили и городские автомобили

До 3,6

«Ока»

Ford-Ka, Fiat «Cinquecento»

4

В

Малый класс

3,6…3,9

«Таврия»

VW-«Polo», Renault «Clio»

29

С

Малый средний класс («гольф-класс»)

3,9 …4,4

ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-2110

VW-«Golf»

30

D

Средний класс

4,4 …4,7

«Волга»

MB-C 220

22

Е

Высший средний

4,7…5,0

MB-E 420

8

F

Класс люкс (бизнес-класс)

То же

ЗИЛ-117

Rolls-Royce

1

Классификация по кузову или шасси

Купе

Купе, спортивные модели, купе-репликары

Opel «Tigra» Mazda MX3

2

Открытые

Кабриолет, спайдер, родстер, фаэтон, тарга и др.

BMW-Z3, Mazda MX5

1

МПЛА

Многоцелевые полноприводные легковые автомобили

УАЗ-316-01

Land Rover «Defender»

2

УПВ

Универсалы повышенной вместимости (минивэны)

ВАЗ «Надежда»

1

Для целей нормирования технических требований к безопасности пассажирских автомобилей они, согласно ГОСТ 25487 − 91, подразделяются на категории:

  • М1 − имеющие не более восьми мест для сидения, кроме места водителя, или созданные на их базе модификации, при полной массе базовой модели, соответствующей полной массе базовой модели легкового автомобиля;
  • М2 − то же, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя, и полной массой до 5 т;
  • М3 − то же, что и М2, но при полной массе свыше 5 т.

В сельской местности при выполнении внутриусадебных и внутрирайонных перевозок, при других перевозках пассажиров в связи с производственной необходимостью допускаются перевозки людей в кузовах «бортовая платформа» или «фургон» грузовых автомобилей. Перевозки людей в самосвальных кузовах, в полуприцепах и прицепах запрещены. Грузовой автомобиль, используемый для перевозки пассажиров, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3…0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта кузова, а при перевозке детей (допускается только в исключительных случаях), кроме того, борта должны иметь высоту не менее 0,8 м от уровня пола.

Сиденья, расположенные вдоль заднего и боковых бортов, должны иметь прочные спинки. Предельную пассажировместимость грузовых автомобилей устанавливают по числу оборудованных в зависимости от модели автомобиля мест для проезда сидя. Такой грузовой автомобиль часто оснащают тентом. Для входа и выхода пассажиров задний борт может выполняться с откидной дверцей, а в задней части кузова устанавливают складной трап. Перевозки пассажиров грузовыми автомобилями по регулярным маршрутам не допускаются. Водитель грузового автомобиля, перевозящего пассажиров, должен иметь удостоверение на право управления автомобилем категории С − при перевозке до восьми пассажиров (включая пассажиров в кабине) и категорий С и D − при перевозке большего числа пассажиров, при условии стажа управления автомобилями данных категорий более трех лет. В СССР государственными органами раз в пять лет разрабатывался перспективный типаж пассажирских автомобилей, целью которого было распределение плана выпуска автомобилей различных типов между производителями. В рыночных условиях хозяйствования планово-распределительные функции типажа автомобилей утратили значение. Однако актуальной остается рационализация структуры парка автобусов. Эта задача в современных условиях самостоятельно решается производителями автобусов и составляет основу проводимой ими маркетинговой политики. Целесообразной представляется разработка ассоциациями автопроизводителей и автотранспортников справочно-рекомендательного типажа автобусов. В ряде стран успешно эксплуатируются автобусы с прицепами. Целесообразно распространить такой зарубежный опыт на автобусных маршрутах, проходящих по дорогам с хорошим состоянием покрытия. В 80-е гг. XX в. был спроектирован и построен «активный» автобусный поезд. Такой поезд состоит из головного автобуса с водителем и прицепного автобуса, соединенного с головным автобусом телескопической сцепкой. В движении автобусы испытывают различное сопротивление и нагрузки. Поэтому их движение не будет синхронным без соответствующего управления. Телескопическая сцепка, растягиваясь или сжимаясь в процессе движения, вырабатывала сигналы для управления подачей горючей смеси в двигатели сцепленных автобусов. Рулевой привод обоих автобусов был соединен тягами. Поезд был успешно испытан в Киеве.

В перспективе следует ожидать появления модульного подвижного состава городского пассажирского транспорта (ГПТ).

Модульная единица подвижного состава состоит из головной и кормовой частей и может оснащаться несколькими промежуточными модулями различной длины. Идея модульного поезда основана на возможности оперативно изменять пассажировместимость единицы подвижного состава на конечных пунктах маршрутов за счет стыковки и расстыковки дополнительных промежуточных модулей. Конструкция ходовой части обеспечивает движение различных сцепленных между собой модулей по следу первого модуля, подобно движению змеи. По расчетам использование модульного подвижного состава приведет к снижению себестоимости перевозок на 10 %. Модульный принцип используется при производстве трамвайных вагонов.

Изготовителями проводится работа по унификации элементов конструкции автобусов, что снижает разнообразие номенклатуры запасных частей и упрощает техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. В конструкции подвижного состава широко используются современные материалы (пластмассы, сплавы легких металлов), передовые технологии, включая компьютеризацию различных систем автобусов и легковых автомобилей, в первую очередь, систем, обеспечивающих безопасность движения.

оборудование междугородный экипировка автобус

1.2 Эксплуатационные качества подвижного состава

Эксплуатационные качества подвижного состава − совокупность характеристик, существенных для организации коммерческой эксплуатации транспортных средств в соответствии с их назначением (рис. 1.3).

Рис. 1.3 Структура эксплуатационных качеств подвижного состава

Основной эксплуатационной характеристикой пассажирского автомобиля является его пассажировместимость, зависящая от конструктивно-планировочных решений и норм площади пола салона для размещения пассажирских сидений и мест для стоящих пассажиров. Если пассажировместимость легкового автомобиля устанавливается по числу мест для сидения, то к автобусам применяется ряд особых правил.

Для автобусов конструктивно-планировочные решения определяют их общую компоновку и этажность. Наиболее целесообразной признана вагонная компоновка, обеспечивающая высокое значение коэффициента использования габарита (отношение площади пола пассажирского салона к общей габаритной площади автобуса).

В России городские автобусы преимущественно одноэтажные, хотя в последнее время стали применяться двухэтажные автобусы, импортированные из Европы (в Великобритании почти половина парка городских автобусов двухэтажные).

Городские автобусы особо большой вместимости выполняются сочлененными.

Автобусы оборудуют сиденьями, размеры которых, а также размеры других элементов пассажирского салона установлены ГОСТ 27815 − 88. Площадь пола салона городского автобуса, не занятая сиденьями, местом кондуктора, входными тамбурами (ступенями) и выступающими в салон частями конструкции автобуса, предназначена для размещения пассажиров, проезжающих стоя. Предельный норматив плотности размещения стоящих пассажиров в городских автобусах согласно ГОСТ 27815 − 88 составляет 8 пасс./кв.м для часов пик. Общая пассажировместимость городского автобуса определяется суммированием числа мест для сидения с произведением свободной площади пола салона в квадратных метрах на указанный норматив. В двухэтажных автобусах перевозка пассажиров стоя на втором этаже не допускается. Пассажировместимость автобусов особо малого класса и легковых автомобилей устанавливается только по числу мест для проезда сидя.

Следует отметить, что пассажировместимость автобуса, при прочих равных условиях, практически определяется его габаритной длиной. Дело в том, что действующими международными и российскими стандартами габаритная ширина дорожного транспортного средства ограничена максимальным пределом 2500 мм. Производители автобусов выпускают автобусы именно с такой габаритной шириной кузова. Отсюда пассажировместимость автобуса определяется такими факторами, как габаритная длина, компоновка кузова (вагонная или капотная), этажность, доля свободной площади салона, отведенная под места для сидения, и, конечно, принятыми нормативами плотности размещения пассажиров в салоне автобуса.

Пассажировместимость и динамические качества определяют провозную способность подвижного состава, характеризуемую числом пассажиров, перевозимых в единицу времени, или возможным пассажирооборотом в средних условиях эксплуатации.

В зависимости от пассажировместимости и компоновки пассажирского салона производители пассажирских автомобилей предусматривают размещение, число и ширину дверей. Двери внутригородских автобусов делаются широкими − не менее 1200 мм в свету для двойной двери. Число дверей выбирается таким, чтобы интенсифицировать пассажирообмен на частых остановках. Конструкция дверей преимущественно поворотно-распашная. Пригородные автобусы могут иметь меньшее число дверей шириной не менее 700 мм. В междугородных автобусах и автобусах дальнего следования предусматривается, как правило, одна, реже две сдвижные двери (не считая аварийных дверей).

Двери автобусов могут открываться с места водителя или путем приведения в действие аварийного привода, расположенного у двери.

Число дверей легковых автомобилей связано с их назначением и особенностями конструкции кузова. Для использования в качестве такси наиболее подходят специально сконструированные легковые автомобили, имеющие широкую сдвижную дверь пассажирского салона, обращенную в сторону тротуара (для России − направо по ходу автомобиля).

В таких автомобилях-такси водительское помещение отделено от пассажирского салона прозрачной перегородкой. В таксомоторных парках и для служебных перевозок широко используют автомобили с кузовами «седан» (четыре двери) или «универсал» (пять дверей).

Двухдверные легковые автомобили имеют кузов «купе» или «кабриолет» и ориентированы на самостоятельное использование гражданами. Как коммерческие, они могут найти применение только в прокате, особенно в курортной местности.

Маневренность автомобиля связана с его габаритными размерами, минимальным радиусом поворота, массой и динамическими качествами. Использование некоторых автобусов на улицах в центральной части старых городов может ограничиваться из-за слишком большого радиуса поворота.

Проходимость и нагрузка на путь ограничивают использование подвижного состава на дорогах с недостаточно качественным покрытием, имеющих ограниченную прочность дорожных «одежд», а также с учетом допустимой нагрузки на дорожные сооружения (мосты и путепроводы).

По предельно допустимой осевой нагрузке автомобили подразделяют на группы А и Б. Для автомобилей и автопоездов, относящихся к группе А, установлена предельно допустимая нагрузка на наиболее нагруженную ось не более 10 т при расстоянии до смежной оси не менее 2,5 м. Автомобили группы А разрешается эксплуатировать на дорогах I и II категорий и на вновь сооруженных или реконструированных дорогах III категории. Автомобили, группы Б должны иметь предельную осевую нагрузку, не превышающую 6 т. Такие автомобили допускаются к эксплуатации на всей дорожной сети без ограничений. К группе Б относятся все легковые автомобили и большинство автобусов.

В сельской и горной местности на автобусных маршрутах, проходящих по дорогам с возможными недостатками качества покрытия и его содержания, имеющих значительные уклоны, используют автобусы повышенной проходимости с колесной формулой 4×4. Много таких автобусов эксплуатируется сельскохозяйственными предприятиями для внутриусадебных служебных перевозок работников. Проходимость автобусов на дорогах в сельской местности может быть также ограничена допустимым радиусом вертикальных кривых профиля соответствующего участка дороги. В таком случае дополнительно следует учесть клиренс, базу и углы переднего и заднего свесов автобуса.

Экономичность подвижного состава зависит от вида энергии и энергоносителя, используемых для тяги, удельного расхода энергии на 1 пасс.-км и массы транспортного средства. Конструктивно более экономичен подвижной состав, использующий для тяги электроэнергию. Из двигателей внутреннего сгорания предпочтителен дизель, особенно для больших и очень больших автобусов.

Комфортабельность автомобиля − комплексное свойство предоставления пассажирам и экипажу необходимого комфорта в пути. Комфорт характеризует бытовые удобства, устроенность, уют в месте пребывания человека [13].

Комфортабельность определяется оснащением салона автомобиля различными устройствами для поддержания микроклимата, термо- и шумоизоляцией, дополнительным оборудованием. Таким образом, комфорт − характеристика исключительно техническая, ее обеспечение определяется производителем подвижного состава и производственно-технической службой перевозчика. Грубейшей (хотя и распространенной) ошибкой является отнесение к характеристикам комфорта уровня наполнения салона пассажирами, поскольку данный показатель является эксплуатационным результатом коммерческой деятельности и определяется эксплуатационной службой перевозчика.

Микроклимат в салоне городского автобуса поддерживается преимущественно за счет естественной или принудительной вентиляции, хотя выпускаются модели автобусов с кондиционерами. Отопительная установка городского автобуса сравнительно мощная, чтобы скомпенсировать потери тепла в зимний период при частых открываниях дверей на остановках.

Междугородные автобусы оборудуют магнитолой, телевизорами, гардеробом для верхней одежды пассажиров, полками для шляп, емкими багажными отсеками под полом салона. Для сменного водителя устраивают место для отдыха. Благоприятный микроклимат в салоне поддерживает кондиционер.

Автобусы дальнего следования, по сравнению с междугородными, дополнительно имеют улучшенную отделку и расширенное оснащение салона, могут оборудоваться спальными местами для членов экипажа и пассажиров, аптечкой расширенной комплектации, биотуалетом, баром, мини-кухней, холодильником, бойлером, атермальными стеклами, радиотелефоном, телевидеоаппаратурой, местом для гида с трансляционной установкой.

Безопасность эксплуатации является одним из обязательных требований к подвижному составу и регулируется Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ (с изм. от 02.03.99), другими актами действующего законодательства. Допуск транспортного средства к коммерческой эксплуатации по условиям соблюдения установленных мер безопасности Дорожного движения обеспечивается процедурами государственной регистрации и периодических технических осмотров. Государственной регистрации подлежат только транспортные средства, получившие сертификат одобрения типа транспортного средства. Государственный технический осмотр коммерческих пассажирских автомобилей проводится дважды в год.

Пассажирские автомобили различных марок и моделей хотя и удовлетворяют минимальным требованиям безопасности конструкции, обладают, однако, различным уровнем безопасности при Дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).

Например, из практики эксплуатации известно, что вероятность наступления смертельных случаев и получения тяжелых ранений пассажирами и водителями в случае ДТП ниже в легковых автомобилях марок Mercedes и Volvo. Перевозчик согласно ст. 1079 ГК РФ несет ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (принадлежащим ему автомобилем).

Поэтому следует стремиться использовать автомобили наиболее безопасные в эксплуатации. Повышение затрат на приобретение таких автомобилей компенсируется экономией на выплатах по гражданским искам. Для получения информации о показателях сравнительной безопасности автомобилей используют статистические данные ГИБДД и страховых организаций.

Результирующим показателем для целей сравнения можно принять коэффициент тяжести ДТП на 1 млн. км пробега соответствующих автомобилей (определяется суммированием штрафных баллов по всем ДТП из расчета 1 балл за факт ДТП, 4 балла за каждого раненого и 9 баллов за каждого погибшего в ДТП с последующим отнесением результата к суммарному пробегу).

Оценка стоимости ущерба от ДТП производится в соответствии с разработанной ФГУП Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Методикой оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от ДТП (Р 03112199-0502-2000), утвержденной Минтрансом России по согласованию с МВД России, Минфином России и Минэкономразвития России.

В эксплуатации учитывают активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность автомобилей. Активная безопасность направлена на предотвращение возможности ДТП и обеспечивается такими мерами, как совершенствование тормозов, улучшение сцепления шин с дорогой, использование органов управления (руль, сцепление, тормоз) с усилителем, применение противозаносных, противобуксовочных систем, передний или полный привод и др. Пассивная безопасность направлена на снижение тяжести последствий происходящих ДТП и обеспечивается достаточной жесткостью каркаса пассажирского помещения, сиденьями с подголовниками, применением ремней безопасности и надувных подушек, травмобезопасными органами управления и обивками элементов салона и др. Послеаварийная безопасность направлена на создание условий, способствующих ликвидации последствий произошедшего ДТП, и обеспечивается наличием средств аварийного оповещения и аварийной эвакуации пассажиров и персонала из салона, использованием негорючих материалов и эффективных средств пожаротушения, размещением багажа в изолированных отсеках и др. Экологическая безопасность предусматривает меры снижения вредного влияния эксплуатации автомобиля на окружающую природную среду.

При получении от производственно-технической службы автомобилей, находившихся в ремонте, работники службы эксплуатации должны убедиться в наличии на ремонтном листке штампа ОТК АТО, подтверждающего соблюдение требований, установленных в отношении безопасности автомобиля, и лично удостовериться в исправности элементов оборудования салона, обеспечивающих безопасность пассажиров.

Надежность автомобиля в эксплуатации в общем случае определяется наработкой на отказ (средний пробег между возникающими неисправностями, требующими прерывания выполняемой на линии работы), ремонтопригодностью (трудоемкостью и стоимостью ремонтов).

Надежность автомобиля количественно измеряют вероятностью исправности и готовности к эксплуатации на линии. Практически используют коэффициенты технической готовности и выпуска на линию.

В начальный период эксплуатации отказы автомобиля могут иметь повышенную интенсивность (приработка деталей, выявление недостатков сборки).

Затем наступает период, во время которого отказы во времени практически распределены равномерно. По мере выработки ресурса автомобиль начинает чаще выходить из строя по техническим причинам. Наконец наступает такой момент, начиная с которого выгоднее приобрести новый автомобиль, чем часто ремонтировать старый.

Этот момент определяет расчетный срок службы автомобиля. В типичных условиях эксплуатации современные городские автобусы рассчитаны на срок службы примерно восемь лет, междугородные автобусы и автобусы дальнего сообщения − 10 лет, легковые автомобили-такси − 4… 5 лет. Однако эти сроки могут существенно изменяться в зависимости от марки и модели автомобиля, интенсивности его эксплуатации перевозчиком. Например, автобус особо малой вместимости «Газель» при эксплуатации в режиме маршрутного такси служит 2…3 года, в то время как аналогичные автомобили зарубежного производства служат в среднем 6…7 лет.

1.3 Оборудование и экипировка подвижного состава

К обязательному оборудованию пассажирских автомобилей относится комплекс материальных средств, наличие которых на подвижном составе установлено действующим законодательством в качестве условий для эксплуатации транспортного средства на дорожной сети общего пользования и для осуществления коммерческого использования соответствующего транспортного средства.

Согласно ПДД каждое транспортное средство должно иметь на борту следующий комплект обязательного оборудования, обеспечивающий безопасность дорожного движения:

  • медицинская аптечка, укомплектованная в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Минздравсоцразвития России;
  • огнетушитель (в автобусах два огнетушителя − в кабине водителя и в салоне);
  • знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь);
  • противооткатные упоры (не менее двух) на автобусах с разрешенной массой свыше 5 т и на грузовых автомобилях с разрешенной массой свыше 3,5 т, используемых для перевозок пассажиров.

На горных маршрутах на каждом автобусе должен быть горный тормоз. Автобусы, эксплуатируемые на горных маршрутах, оборудуют мобильными радиостанциями для оперативной связи с диспетчером и периодического контроля процесса прохождения автобусом трассы маршрута.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» от 24.07.98 № 127-ФЗ (с изм. от 02.01.2000) и правилами, изданными во исполнение этого закона, в состав обязательного оборудования автобусов, совершающих рейсы в международном сообщении, должен входить тахограф − специальный самопишущий прибор для фиксации путевой информации. В развитых странах тахограф давно используют во всех автобусах. Прогнозируется, что в ближайшее время в России применение тахографов станет обязательным для автобусов всех видов сообщений. Установку, ремонт и техническое обслуживание (ТО) тахографов осуществляют специализированные сервисные центры и дилеры производителей тахографов.

Каждый автомобиль-такси, обслуживающий пассажиров по покилометровому тарифу, в обязательном порядке должен быть оборудован исправным и поверенным таксометром. При неисправности таксометра водитель должен немедленно прекратить работу на линии и вернуться в автотранспортную организацию (АТО).

Таксометры подлежат периодической поверке и опломбированию в соответствии с инструкцией, утверждаемой Минтрансом России. К ремонту таксометров в организации допускается только специально обученный и аттестованный персонал.

Под экипировкой подвижного состава понимают комплекс материальных и информационных средств, не входящих в конструкцию транспортного средства или в состав его обязательного оборудования, наличие которых на подвижном составе предусмотрено действующими правилами организации перевозок. Экипировка производится перед выездом подвижного состава на линию.

Экипировка автобусов включает в себя:

  • звукоусилительную установку для информации пассажиров в пути следования (через микрофон или автоматически посредством подключенного диктофона);
  • автобусное расписание движения у водителя;
  • элементы информационного обеспечения по ГОСТ 25869 − 83: указатели и схема маршрута, информационные таблички;
  • правила обслуживания пассажиров и информацию о применяемых тарифах.

Указатели маршрута устанавливают спереди, сбоку и сзади на кузове автобуса. Передний указатель содержит информацию о номере маршрута и его конечных пунктах.