Современные технологии в нефтегазовой отрасли

Содержание скрыть

Трудно представить современную мировую экономику без энергии, транспорта, света, связи, радио, телевидения, вычислительной техники, средств автоматизации, космической техники и т.д., основой развития которых является топливно-энергетический комплекс (ТЭК).

Уровень развития топливо-энергетического комплекса отражает социальные и научно-технический прогресс и часто определяет политику государства.

Экономически наиболее значимой составной частью топливо-энергетического комплекса ныне является нефтегазовый комплекс. Нефтегазовый комплекс включает нефтегазодобывающую, нефтегазоперерабатывающая, нефтегазохимическая отрасли промышленности, а также различные отрасли транспорта (трубопроводный, железнодорожный, водный, морской и др.) нефти, газового конденсата, природного газа и продуктов их переработки.

Нефть и газ — уникальные и исключительно полезные ископаемые. Продукты их переработки применяют практически во всех отраслях промышленности, на всех видах транспорта, в военном и гражданском строительстве, сельском хозяйстве, энергетике, в быту и т. д. Из нефти и газа вырабатывают разнообразные химические материалы, такие как пластмассы, синтетические волокна, каучуки, лаки, краски, дорожные и строительные битумы, моющие средства и мн. др. Мировые извлекаемые запасы нефти оцениваются в 141,3 миллиарда тонн. Этих запасов при нынешних объемах добычи нефти хватит на 42 года. Из них 66,4 % расположено в странах Ближнего и Среднего Востока. Для этого региона характерно не только наличие огромных запасов нефти, но и концентрация их преимущественно на уникальных (более 1 миллиарда тонн) и гигантских (от 300 миллионов до 1 миллиарда тонн) месторождениях с исключительно высокой продуктивностью скважин. Среди стран этого региона первое место в мире по этому показателю занимает Саудовская Аравия, где сосредоточено более четверти мировых запасов нефти. Огромными запасами нефти в этом регионе обладают Ирак, Иран, Кувейт и Абу-Даби — арабские страны, каждая из которых владеет почти десятой частью ее мировых запасов.

1 . ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ СКВАЖИНЫ, БУРОВОЙ УСТАНОВКИ И ОБОРУДОВАНИЯ

1 .1 Конструкция скважины

Скважина состоит из обсадных и бурильных колонн. Обсадные колонны предназначены для закрепления стенок скважины, сложенных недостаточно устойчивыми породами, для разобщения различных пластов и создания долговременного канала для извлечения нефти и газа из скважины. Обсадные колонны подразделяются на кондуктор, промежуточные (те хнические) и эксплуатационные.

22 стр., 10791 слов

Осложнения в процессе эксплуатации скважин Талаканского месторождения

... осложнения в процессе эксплуатации скважин Талаканского месторождения. Задачи: 1. ознакомиться с процессом добычи нефти и природного газа; 2. рассмотреть способы эксплуатации нефтяных и газовых скважин; 3. исследовать процесс эксплуатации скважин Талаканского месторождения ...

1 .2 Выбор буровой установки

Буровая установка выбирается по главному параметру — допускаемой нагрузке на крюк.

Допустимая нагрузка на крюк рассчитывается как вертикальная статическая нагрузка на крюк, которая не должна быть превышена в процессе всего цикла проводки скважины независимо от вида и продолжительности выполнения операций. Вес кондуктора не учитывается, так как он мал по сравнению с весами технической и эксплутационной обсадных колонн.

;

(1)

;

(2)

где — допускаемая нагрузка на крюк от веса наиболее тяжелой обсадной или бурильной колонны, кН;

  • вес в воздухе наиболее тяжелой обсадной колонны (секции колонны, хвостовика, включая вес труб, на которых производится их спуск), кН;
  • вес в воздухе наиболее тяжелой бурильной колонны, кН;
  • , — коэффициенты запаса допускаемой нагрузки на крюке соответственно для обсадной и бурильной колонн, = 1,5…1,67;
  • = 1,1.

Вес обсадных колонн в воздухе:

промежуточной колонны:

;

(3)

эксплуатационной колонны:

;

(4)

где , — длины промежуточной и эксплуатационной колонны соответственно, м;

  • , — вес 1 пог. м обсадных труб (табл. 3) , кН/м.

кН;

кН;

кН.

Вес бурильной колонны:

;

(5)

где L — глубина скважины, м;

  • длина утяжеленных бурильных труб, м;
  • = 180 м;
  • , — вес 1 пог. м бурильных труб и УБТ (табл. 1), кН/м.
  • Характеристики труб

Диаметр наружный

Dн, мм

Толщина стенки

, мм

Вес 1 пог. м трубы

q , кН/м

Бурильные трубы

114

10

0,34

127

10

0,36

140

10

0,4

УБТ

178

49

1,56

108

35,5

0,90

146

35,5

1,03

кН;

кН;

кН.

<

значит, выбираем буровую установку по ГОСТ 16293-89 из условия

? и L=3550м. Это установка БУ5000/320ДГУ — 1.

1.3 Выбор бурового оборудования

1 .3.1 Талевая система

1.3.1.1 Выбор крюкоблока

Крюкоблок используется при ручной расстановке свечей и выбирается по допустимой нагрузке на крюк:

;

2201 кН ? 3200

1.3.1.2 Выбор каната, Талевый канат выбирается по разрывному усилию каната в целом:

;

(6)

где — максимальное натяжение ходовой ветви талевого каната, кН;

;

(7)

, — соответственно вес подвижных частей, число подвижных струн и коэффициент полезного действия талевой системы;

  • = 2 — коэффициент запаса прочности каната.

? ;

где — разрывное усилие каната по ГОСТ 16853-88.

Ориентировочно принимаем диаме

кН;

кН.

542 кН ? 679,20 кН,

принимаем шестипрядный канат с металлическим

1.3.1.3 Выбор кронблока

Кронблок выбирается по допускаемой нагрузке на кронблок:

(8)

где — натяжение неподвижной ветви талевого каната, кН,

;

(9)

Кронблок выбирается из условия

? .

кН;

кН.

Выбираем УКБ-7-400

1 .3.2 Выбор буровой лебедки

Буровая лебедка выбирается по максимальному натяжению ходового конца каната:

? ;

271 кН ? 320 кН, значит, выбираем ЛБУ-900ЭТ-3 (=320 кН).

1.3.3 Выбор вышки

Буровая вышка выбирается по допускаемой нагрузке на крюке:

;

2201 кН ? 2250кН, выбираем вышку мачтовую А-образную УМ45/225-Р.

1 .3.4 Выбор ротора

Ротор выбирается по диаметру проходного отверстия в столе, который должен быть достаточным для спуска долот и обсадных труб:

D >Dд ;

; (10)

где =700 мм — диаметр долота при бурении под направление скважины;

д= 30 мм — диаметральный зазор, необходимый для свободного прохода долота.

D =700+30=730 мм.

Принимаем

1.3.5 Выбор вертлюга, Вертлюг выбирается по допускаемой статической нагрузке на крюк:

= (11)

2201? 2500 кН;

  • выбираем вертлюг УВ- 250МА.

1 .3.6 Выбор бурового насоса

Буровой насос выбирается по приводной мощности:

N пр ? Nпр ГОСТ ;

N пр = 450Lк 1/2 ·0,736; (12)

N пр =450·35501/2 ·0,736=930 кВт < 950 кВт, выбираем насос УНБТ-950А.

1.3.7 Циркуляционная система

Для расчета пропускной способности гидроциклонов наиболее приемлема эмпирическая формула М.Ш. Вартанетова:

; (13)

где — пропускная способность гидроциклона, л/с; — опытный коэффициент,

= 0,12; ,- диаметры питающего патрубка и сливной насадки, см;

  • давление на входе в гидроциклон, Мпа, = 0,4…0,5 Мпа, — диаметр гидроциклона, мм, = 500 мм.

Диаметры шламовой насадки питающего и сливного патрубков определяется из следующих соотношений:

=(0,125…0,250);

  • =(0,25…0,50) ;
  • = 12,5 см;
  • = 25 см;
  • = 0,12•12,5•25•50•0,6= 1125 л/с.

Выбираем гидроциклон ГЦП- 500.

1.3.8 Выбор геометрических размеров шк, Диаметр шкива по дну желоба выбирается из соотношения

; (14)

где — диаметр талевого каната, мм.

Наружный диаметр шкива:

;

Ширина обода шкива:

Стандартные значения диаметров шкивов по дну желоба в БУ УЗТМ: 900; 1000;1010; 1285; 1400; 1500 мм.

Диаметр оси шкива, мм:

;

  • = 40•32= 1280 мм;
  • = 1,10•1280= 1408 мм;
  • ? 107;

320 мм.

Таблица 2- Геометрические размеры шкивов талевой системы

Обозначение типоразмеров шкивов

Номинальный диаметр по дну желоба D ш

Наружный диаметр шкива D н.ш

Диаметр каната d к

Радиус желоба r

Высота желоба H, не менее

Ширина обода B ш , не менее

Радиус профиля r 1

Масса шкива, Кг, не более

Шк-800-25

800

900

25

14

50

85

30

120

Шк-900-28

900

1000

28

15,5

50

90

30

150

Шк-1080-28

1080

1190

28

15,5

55

90

35

260

Шк-1000-32

1000

1120

32

18

60

100

35

250

2 . АНАЛИЗ КОНСТРУКТИВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ И ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРОТИВОВЫБРОСОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

2.1 Анализ конструктивного исполнения противовыбросового оборудования

Увеличение объемов добычи нефти и газа неизбежно связано с эксплуатацией новых месторождений и продуктивных горизонтов, открытие которых зависит от степени совершенства технологии бурения скважин. Опыт показывает, что бурение до проектных глубин нередко сопровождается возрастающим воздействием возникающих в находящемся в стволе скважины буровом растворе гидродинамических, физико-химических и механических процессов на общее состояние системы «скважина-пласт». Это, в конечном счете приводит к многочисленным осложнениям и авариям. Из всех видов известных аварий особую опасность представляют нефтяные и газовые фонтаны, периодически возникающие при бурении и эксплуатации скважин. Они являются наиболее тяжелыми авариями, осложняющими деятельность буровых и нефтегазодобывающих предприятий. В связи с этим использование специального противовыбросного и противофонтанного оборудования является весьма актуальной.

При производстве работ для герметизации устья бурящихся нефтяных и газовых скважин с целью предупреждения открытых выбросов и воздействия на скважину при водо-, газо- и нефте-проявлениях используется специализированное противовыбросовое оборудование. Его конструктивной особенностью являются, прежде всего, меньшие размеры.

Использование этого оборудования, как и оборудования для бурения эксплуатационных скважин, позволяет:

быстро и надежно герметизировать устье скважины при наличии или отсутствии в ней колонны труб;

осуществлять спуск и подъем колонны бурильных труб при герметизированном устье, включая протаскивание замковых соединений;

осуществлять расхаживание и проворачивание колонны труб при герметизированном устье для предотвращения прихвата;

создавать циркуляцию промывочной жидкости с противодавлением на пласт -оперативно управлять гидроприводными составными частями оборудования;

закачать промывочную жидкость в пласт буровыми насосами или насосными агрегатами и осуществить срочную разрядку скважины.

В состав противовыбросового оборудования входят: превенторы, устьевая крестовина, надпревенторная катушка и разъемный желоб, составляющие стволовую часть превенторного оборудования; манифольды для обвязки стволовой части противовыбросового оборудования, обеспечивающие возможность управления скважиной при газонефтепроявлениях; станции управления превенторами и манифольдом.

Для герметизации устья скважин используют плашечные, универсальные и вращающиеся превенторы, Плашечные превенторы

  • для герметизации устья нефтяных и газовыхскважин в процессе их строительства и ремонта с целью обеспечения безопасного ведения работ, предупреждения выбросов и открытых фонтанов, охраны недр и окружающей среды;
  • расхаживания в пределах гладкой части колонны труб;
  • удержания плашками колонны труб;

На рис.1 приведены превенторы с ручным управлением.

а — одинарный типа ППР

Рисунок 2 — Превенторы с ручным управлением

Манифольд противовыбросового оборудования состоит из линий дросселирования и глушения, которые соединяются со стволовой частью противовыбросового оборудования и представляют собой систему трубопроводов и арматуры (задвижки с ручным и гидравлическим управлением, регулируемые дроссели с ручным и гидравлическим управлением, манометры и др.)

Дроссели (штуцеры) имеют ручное или гидравлическое дистанционное управление и служат для создания противодавления на пласт с целью плавного регулирования скорости потока жидкости, поступающей из скважины. Работа дросселя регулируется осевым перемещением конического наконечника, в результате которого изменяется проходное сечение дросселя.

2.2 Параметры применяемого оборудования

Таблица 3 — Основные параметры противовыбросового оборудования

Диаметр условный прохода ОП, мм

Рабочее давление, МПа

Диаметр условный прохода манифольда, мм

Давление станции гидропривода (для схем 3-10), МПа

Максимальный диаметр трубы, проходящей с трубодержателем (подвеской) через ОП, мм

100

14-70

80

50;65;80

10, 5; 14; 21; 35

180

14-105

127

230

35-70

146

280

21-105

194

350

21-70

273

425

21-35

340

476

35-70

377

На рис. 3 приведены схемы 1, 3, 7 и 10. Схема включает блок превенторов (плашечные с ручным или гидравлическим управлением, кольцевой, соединительные катушки и крестовина), станцию гидроуправления превенторами и гидроуправляемыми задвижками и манифольд противовыбросового оборудования, состоящий из блока глушения, блока дросселирования с запорной и регулирующей арматурой, напорных трубопроводов и блока сепаратора бурового раствора.

1 — превентор плашечный; 2 — задвижка с ручным управлением; 3 — крестовина; 4 — манометр с запорн

гидроуправлением; 21 —

Рис унок 3- Типовые схемы обвязки противовыбросового оборудования по ГОСТ 13862-90

3 . АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИМЕНЯЕМЫХ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Технологии применения газовых горелок типа АГГ предназначены для сжигания топливного газа широкого фракционного состава в трубчатых печах технологических установок нефтеподготовки, нефтепереработки и нефтехимии.

Принцип действия горелки (рисунок 4) разработана на принципиально новой теоретической основе с применением акустического резонатора, создающего мощный вихревой эффект смешения топливного газа с инжектируемым атмосферным воздухом. Её принцип действия основан на закрутке с помощью завихрителя топливного потока по периферии сопла и создании разомкнутого факела, который сгорает в пристеночной области топки, раскаляя кладку печи, тем самым создавая равномерный тепловой поток, излучением которого нагревается существующиий трубный змеевик.

  • Схема газовой горелки типа АГГ

Данная горелка является плоскопламенной, с устройством регулирования первичного и вторичного воздуха, поступающего на смешение с топливным газом и узлом шумоглушения. В зависимости от существующего процесса и технологических задач указанная конструктивная единица может быть выполнена:

  • с четырёхканальным червячным завихрителем, модернизированная — горелка типа АГГ-М. Имеется разработанный типоразмерный ряд, охватывающий диапазон производительности по газу от 10 до 320 м 3 /ч и позволяющий разрабатывать любые системы сжигания топлива для трубчатых печей различных размеров топочной камеры;

— с увеличенным диапазоном производительности от 30 до 400 м3 двухступенчатая горелка типа АГГ-9 и АГГ-9А;

— с совмещённой пилотной горелкой.

Для сжигания водородсодержащего газа (содержание Н 2 от 60 до 80% по объёму) горелка типа АГГ-10.

По сравнению с лучшими отечественными и зарубежными аналогами при использовании горелок типа АГГ были отмечены следующие характерные преимущества:

— о беспечивается значительная экономия материальных и топливно-энергетических ресурсов, в частности отмечается экономия топливного газа до 10-15%, а за счет увеличения степени черноты излучающей поверхности вплоть до 30%;

— и спользуя отечественные разработки исключается большая транспортная составляющая характерная для импортных аналогов, тем самым многократно снижаются затраты на модернизацию существующих систем сжигания топлива в целом;

— п ри обеспечении необходимых параметров технологического процесса сокращается количество необходимых конструктивных единиц в частности, в зависимости от технологических задач требуется в 10-50 раз меньшее количество горелочных устройств в печи;

— з а счёт низкой себестоимости производства горелки типа АГГ обеспечивается многократное снижение затрат на систему сжигания топлива в целом. Cтоимость одной конструктивной единицы в 2-4 раза меньше импортных аналогов;

— с окращаются затраты на необходимые арматуру и трубопроводы;

— у величивается возможный диапазон топлив для применения топливо широкого фракционного состава с теплотой сгорания от 20 до 40 МДж/м3 ;

— з а счет полного исключения прямого контакта пламени с трубами змеевиков, трубными подвесками и горелочными устройствами много-кратно увеличивается пробег материальной части печи;

— з а счёт исключения проскока и отрыва пламени, при работе горелок типа АГГ в широком диапазоне производительности по топливному газу обеспечивается высокая безопасность работы предлагаемой системы сжигания топлива;

— в качестве основной излучающей поверхности используется стандартная кладка из шамотных фасонных кирпичей, вермикулитовых и шамотно-волокнистых плит;

— з а счёт конструктивных особенностей предлагаемой технологии обеспечивается возможность проведения ремонта горелок без останова печи;

— п ри эксплуатации предлагаемых систем сжигания значительно уменьшается количество вредных выбросов в окружающую среду, в том числе обеспечивается сжигание топлива с минимальными коэффициентами расхода воздуха, исключая химический недожог и сокращая выход окислов азота в 3-5 раз NОх в продуктах сгорания до 40-80 п.п.м.

ВЫВОД

Для выбранной буровой установки применяется следующее оборудование:, Крюкоблок — УТБК-6-320

СПИСОК используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/neftegazovyie-tehnologii/

1. Дорошенко Е.В., Покрепин Б.В., Покрепин Г.В. Специалист по ремонту нефтяных и газовых скважин.- Волгоград: Ин-Фолио, 2009

2. Абанов А.Э., доц.; Смолина А.К., стар. преп., Методическое пособие “Определение параметров оборудования для спуско-подъёмных операций”- Архангельск: АГТУ 2006.

3. Современные Нефтегазовые Технологии- Режим доступа:

4. БУРОВЫЕ УСТАНОВКИ

5. ОБОРУДОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТ ЗАПЧАСТИ- Режим доступа: http://www.drillings.ru/protivovybr

6. — Режим доступа: