В машиностроении создаются и осваиваются новые системы современных машин для комплексной автоматизации производства, что позволяет выпускать продукцию высокого качества с наименьшими затратами труда.
Большое значение для развития машиностроения имеет организация производства машин и других изделий на основе взаимозаменяемости, создание и применение надежных средств технического контроля. Повышение точности и практичности этих средств, а также снижение себестоимости их изготовления, несомненно, важный шаг в сторону повышения надежности конструкций.
Нормы точности |
Наименование и условное обозначение контролируемого параметра |
Условное обозначение и численное значение допуска, |
Наименование и модель прибора |
|
1 Кинематическая |
допуск на радиальное биение зубчатого венца |
63 |
Прибор для контроля кинематической погрешности БВ-5061 |
|
2 Норма плавности |
f ptr -отклонение шага |
75 |
Эвольвентомер индивидуально-дисковый с устройством для контроля винтовой линии БВ-1089 |
|
3 Норма полноты контакта |
Суммарное пятно контакта |
По длине зубьев не менее 15% |
Универсально контрольно обкатный станок |
|
4 Норма бокового зазора |
Допуск на среднюю постоянную хорду зуба |
110мкм |
МЗ-75 |
|
Se=1.387m=1.387*2=2.774
he=0.747m=1.387*2=1.494
1.4 Определение требований к точности заготовки
Радиальное биение F r =0.1*m=0.1*2=0.2 .
Торцовое биение : Ft=Fтабл
- d/100=0.024·160/100=0,0384 мм
d-делительный диаметр
2. Гладкие цилиндрические соединения
2.1 Расчёт и выбор посадок
Исходные данные
Номинальный диаметр соединения d=55мм
Размеры шпонки bxh=16х10
Степень точности по норме кинематической точности — 8
Допуск радиального биения зубчатого венца F r =63 мкм
При передаче крутящих моментов с помощью шпонок в соединении вала со ступицей применяется одна из переходных посадок. Которая обеспечивает высокую точность центрирования зубчатого колеса на валу и лёгкую сборку и разборку соединения. Хорошее центрирование зубчатого колеса на валу необходимо для обеспечения высокой кинематической точности передачи, ограничения динамических нагрузок и т.д. Известно, наличие зазора в сопряжении, за счёт одностороннего смещения вала в отверстии, вызывает появление радиального биения зубчатого венца колеса, определяющего кинематическую точность.
В этом случае наибольший допустимый зазор, обеспечивающий первое условие , может быть определён по формуле:
S max расч. <=Fr / Kт
где , К т — коэффициент запаса точности (КТ =2…5);
F r — допуск радиального биения зубчатого колеса;
принимаем К т равным 2;
S max расч. = 45/2=22,5
Лёгкость сборки и разборки соединения определяется наибольшим предельным натягом , величина которого рассчитывается по формуле:
N max расч. = Smax расч. 3-z / 3+z= 22,5 3.843 / 2.157=39,9
где , аргумент (z= x / s) отвечающий функции Лапласа
Ф о (z)=Р? -0,5
Р ? — вероятность получения зазора в соединении, выбирается в зависимости от преобладания требований к одному из условий предъявляемых к соединению. Р? =0,3 для 8 степени точности, z= -0,84 для 8 степени точности.
Ф о (z)=Р? -0,5=-0,2
N max расч. =22,5*=39,9
По расчётным значениям S max расч. =22,5; Nmax расч =39,9 выбираем стандартную посадку, учитывая условия:
S max расч. ?Smax таб.
N max расч ?Nmax таб.
Такой посадкой может быть: Ш 55 Н7/n6,
для которой N max таб. =39мкм
S max таб. =10мкм
Отверстие Ш 55 Н7( +30 0 )
Вал Ш 55 n6( +39 +20 )
При нормальном шпоночном соединении по стандарту для паза втулки предусмотрено поле допуска IS9;
- для паза вала — N9;
- для шпонки — h9;
- посадка в соединении шпонка — паз втулки — IS9/h9;
- посадка в соединении шпонка — паз вала — N9/h9;
По таблицам ГОСТ 25347 — 82 определяем предельные отклонения для пазов вала, втулки и шпонки:
b вт . — 16IS9(-0,021 +0,021 )
b вала — 16N9(-0,043 0 )
b шт . — 16h9(-0,043 0 )
Определяем допуски параллельности и симметричности шпоночных пазов.
Т пар. =0,5Тb=0,5
- 0,042=0,021мм
Т сим. =2Тb=2
- 0,043=0,086 мм
Расчёт калибров пробок.
Исходные данные:
Отверстие 55H7( 0 +0,030 );
D max =55+0,030=55,030 мм;
D min =55 мм;
— Калибры для контроля отверстий называются пробками. Калибры изготавливаются комплектом из проходного (ПР) и непроходного (НЕ) калибров. При контроле детали калибрами она назначается годной если проходной калибр проходит, а непроходной не проходит через проверяемую поверхность.
Допуски для изготовления калибров нормируются ГОСТ 24853-81.
Для определения предельных и исполнительных размеров пробок из таблицы указанного стандарта выписываем численные значения параметров H, Z, Y.
H=5мкм — допуск на изготовление калибра
Z=4мкм — координата середины поля допуска проходной пробки
Y=3мкм — координата определяющая границу проходной пробки
Определяем предельные и исполнительные размеры пробок:
ПР max =Dmin + Z +H/2=55+0.004+0.005/2=55.0065мм
ПР min =Dmin + Z -H/2=55+0.004 — 0.005/2=55.0015мм
ПР изм . =Dmin — Y=55- 0.003=29.997мм
НЕ max =Dmax + H/2=55,030+0.005/2=55,0325мм
НЕ min =Dmax — H/2=55,030-0.005/2=55,0275мм
ПР исп . =ПРmax -H=55.0065-0.005
НЕ исп. =НЕmax — H = 55,0325-0.005
Расчёт калибров скоб.
Исходные данные:
Вал 55 n6( +20 +39 )
d max =55.039мм
d min =55.020мм
Калибры для контроля валов назначаются скобами которые также как и пробки имеют проходную и непроходную стороны. Для определения предельных и исполнительных размеров скобы из таблицы ГОСТ 24853-81 , выписываем значения
H 1 =3км;
Z 1 =4км;
Y 1 =3мкм;
H p =2км;
Определяем предельные и исполнительные размеры калибров-скоб:
ПР max =dmax — Z1 +H1/2=55,039-0.004+0.003/2=55,0365мм
ПР min =dmax — Z1 -H1/2=55,039-0.004-0.003/2=55,0335 мм
ПР изм . =dmax + Y1=55,039+ 0.003=55,042 мм
НЕ max =dmin + H1/2=55,020+0.003/2=55,0215 мм
НЕ min =dmin — H1/2=55,020-0.003/2=55,0185 мм
ПР исп . =ПРmin+ H=55,0335+0.004 мм
НЕ исп . =НЕmin+H = 55,0185+0.004 мм
2.3 Расчёт и выбор посадок подшипника качения
Исходные данные:
подшипник № 7313
D=140 mm , d=65 mm , r =3,5 , B=36 mm
Класс точности подшипника — 5
Радиальная нагрузка F r =32 kН , Вращается вал, вал сплошной, корпус массивный. Нагрузка умеренная. , Выбор посадок подшипника качения на вал и в корпус.
Вращается вал, внутреннее кольцо подшипника является циркулярно нагруженным. Нагруженное кольцо, соединяющееся с неподвижным корпусом испытывает местное напряжение, следовательно внутреннее кольцо должно соединятся с валом по посадке с натягом , наружное с отверстием в корпусе — по посадке с небольшим зазором. Посадку внутреннего кольца подшипника на вал определяем по интенсивности радиальной нагрузки P r
где, F r — радиальная нагрузка на опору, кН;
k 1 — динамический коэффициент посадки, при умеренной нагрузке К1 =1;
k 2 — коэффициент учитывающий конструкцию вала, при сплошном вале, к2 =1;
k 3 — коэффициент учитывающий тип подшипника, для однорядных не сдвоенных подшипников, k3=1;
- В=0,036;
- r = 0,0035;
По расчётному значению P r и номинальному диаметру d устанавливаем поле допуска вала — Ш65 k65
Поле допуска для отверстия в корпусе определяется в зависимости от диаметра, характера нагрузки и конструкции корпуса — Н6.
Квалитеты точности для отверстия и вала устанавливаются в зависимости от класса точности подшипника. Вал обрабатывается по 6 , а отверстие по 7 квалитетам точности.
D отв. =140Н6( 0 +0.03 0 );
d вала =65k5(+0.002 +0.015 ).
Предельные отклонения для колец подшипника определяем по ГОСТ 520-89
d подш. =65l5(-0,009);
D подш. =140L5(-0,011).
Таким образом, посадка по внутреннему кольцу подшипника 65L5/k5.
По наружному 140Н6/l5.
Определение требований к посадочным поверхностям вала и отверстий в корпусе.
Требования к посадочным поверхностям вала и отверстия определяются по
ГОСТ 3325-85: шероховатость поверхности — таблица 3; допуски круглости и профиля продольного сечения — таблица 4; допуск торцового биения опорного торца вала — таблица 5.
R а вала =0.63
R а отв. =0.63
R а торца вала =1.25
Т кр. вала =Тпроф. прод. сеч. =3,5мкм
Т круг. отв. =Тпрф. прод. сеч. =7,5мкм
Т торц. биен. вала =21мкм
3. Расчёт размерной цепи
А ? А1 А2 А3 А4 А5
А 1 = 10 мм А3 =34 мм A5=28 мм А?=1±0,35 мм
А 2 =8 мм А4=113 А6 =133 мм
P=4.5 t=2.00 л 2 =1/9 о=±1
Определяем допуск замыкающего звена
ТА ? = ЕSА? — ЕJА? =0,70 мм
Определяем координату середины поля допуска замыкающего звена
ЕсА ? = (ЕSА? + ЕJА? )/ 2 =( 0,35 — 0,35) / 2 = 0
А6-увеличивающее звено
А 1 , А2 , А3 , А4 , А5 -уменьшающие звенья , Определяем средний допуск составляющих звеньев:
ТАср===0,429
По ГОСТ 25346 — 82 назначаем допуски на звенья :
ТА 1 = 0,36 мм
ТА 2 = 0,36 мм
ТА 3 = 0,35 мм
ТА 4 = 0,39 мм
ТА 5 = 0,52 мм
ТА 6 = 0,46 мм
Проверка правильности расчетов:
=0,7 мм
Назначаем отклонения на составляющие звенья размерной цепи:
А 1 = 10 — 0,36 мм А3 = 34 — 0,35 мм A5 =28-0,52 мм
А 2 = 8— 0,36 мм А4 = 113— 0,39 мм A6 =200-0,46 мм
Определяем координаты середины полей допусков, кроме ЕсА 6
ЕсА 1 = — 0,18 мм ЕсА5 = — 0,23 мм
ЕсА 2 = — 0,18 мм
EcA 3 = — 0,175 мм
ЕсА 4 = — 0,195 мм
Определяем координату середины поля допуска звена А6
ECA? =- ЕсА 1 -EсА2 -EcA3 -ЕсА4 -ЕсА5 +ЕсА6
ЕсА 6 = 0-(0,18+0,18+0,26+0,195+0,175)=-0,99мм
Определяем верхнее и нижнее отклонение звена А 6
ЕSА 6 = ЕсА6 + ТА6 / 2 = -0,99 + 0,46 / 2 = -0,76 мм
ЕIА 6 = ЕсА6 — TА6 / 2 = -0,99 — 0,46/ 2 = -1,22 мм
А 6 = 200
Проверка правильности расчетов:
ESA?= ЕсА 6 — ЕсА1 — EсА2 — EcA3 — ЕсА4 — Ес5 —
ЕсА 1 ++t= —
99+0.18+0.18+0.175+0.195+0.23+2·
=0.35
EIA?= ЕсА 6 — ЕсА1 — EсА2 — EcA3 — ЕсА4 — Ес5 — ЕсА1 +
+t= —
0.99+0.18+0.18+0.175+0.195+0.23-
2·=-0.35