Основы стандартизации, метрологии и сертификации

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг — важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

За рубежом уже в начале 80-х гг. пришли к выводу, что успех бизнеса определяется прежде всего качеством продукции и услуг. 80% опрошенных при обследовании 200 крупных фирм США ответили, что качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Отсюда вывод: овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде — стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит, и коммерческого успеха.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Достаточно вспомнить, как в разбитых и раздавленных во второй мировой войне Японии и Германии умелое применение методов стандартизации и метрологии позволило обеспечить качество продукции и тем самым дать старт обновлению экономики этих стран. Сейчас часто вспоминают высказывание русского философа и политического мыслителя И.А.Ильина (1883—1954): «…русскому народу есть только один исход и одно спасение — возвращение к качеству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца».

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Стандарты на процессы и документы (управленческие, товаросопроводительные, технические) содержат те

«правила игры», которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок.

Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех Уровнях управления.

Сегодня поставщику недостаточно строго следовать требованиям прогрессивных стандартов — надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или качества. Наибольшее доверие у заказчиков и потребителей вызывает сертификат на систему качества. Он создает уверенность в стабильности качества, в достоверности и точности измеренных показателей качества, свидетельствует о высокой культуре процессов производства продукции и предоставления услуг.

3 стр., 1100 слов

Стандартизация социальных услуг

... стандартизация способствует развитию специализации и кооперирования производства, успешной сертификации продукции. Социальная защита завтрашнего дня – это не только и не столько обеспечение гарантированных государством социальных выплат, сколько развитые системы социальных услуг, ... единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля, испытаний и сертификации продукции, а также ...

В перспективе по ряду товаров и услуг подтверждение соответствия установленным требованиям будет производиться не только посредством сертификации, но и самим изготовителем продукции или исполнителем услуги, т. е. первой стороной. В этих условиях возрастают роль и ответственность руководителей организаций в грамотном применении персоналом правил стандартизации, метрологии и сертификации.

Соблюдение правил метрологии в различных сферах коммерческой деятельности (торговле, банковской деятельности и пр.) позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений.

Очень остро стоит вопрос о гармонизации отечественных правил стандартизации, метрологии и сертификации с международными правилами, поскольку это является важным условием вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и дальнейшей деятельности страны в рамках этой организации.

Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителя заставит специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации,

метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

Целью изучения дисциплины «Основы стандартизации, метрологии и сертификации» является формирование у студентов знаний, умений и навыков в указанных областях деятельности для обеспечения эффективности коммерческой деятельности.

1. Общая характеристика стандартизации

1.1. Основные задачи стандартизации

Объект стандартизации (согласно ГОСТ Р 1.0) — продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. Классификация объектов стандартизации: продукция (товары народного потребления, средства производства); услуги (бытовые, производственные); процессы (работы).

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание поставляемой продукции и т.д. Существуют различные варианты решения этих задач. Цель стандартизации — выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

На примере модели конкретного объекта рассмотрим механизм стандартизации. Можно выделить четыре этапа работ по стандартизации.

1. Отбор объектов стандартизации.

Допустим, в учреждении используется определенный набор типов организационно-распорядительных документов — приказов, докладных записок и так далее.

14 стр., 6807 слов

Унификация и стандартизация документов

... систему унификации и стандартизации документов; 4. Сделать заключение по работе. ГЛАВА 1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ЦЕЛОМ 1.1 Стандартизация: понятие, назначение, объекты В 1993 г. принята новая редакция комплекса государственных основополагающих стандартов "Государственная система стандартизации ...

2. Моделирование объекта стандартизации.

Нужно учесть, что процессы стандартизации подвергаются не сами объекты как материальные предметы, а информация о них отображающая их существенные стороны (признаки, свойства) то есть абстрактная модель реального объекта. Например для организационно-распорядительного документа таким признаками являются: состав реквизитов [1) наименование организации, 2) наименование документа…]; оформление реквизитов [1) форма, 2) содержание… п , месторасположение]; требования к документу [1) к учету, 2) к использованию п к хранению].

З.Оптимизация модели.

Задача стандартизаторов — унифицировать документ, отобрав наилучший вариант состава реквизитов, необходимый уровень оформления оптимальный формат бланка. Оптимальное решение достигается общенаучными методами и методами стандартизации (симплификация, типизация и пр.).

В результате преобразования получается оптимальная модель стандартизируемого объекта.

4. Стандартизация модели.

На заключительном этапе осуществляется собственно стандартизация — разработка нормативного документа (НД) на базе унифицированной модели.

Из рассмотренного механизма становится понятна сущности стандартизации, которая отражена в следующем стандартизированном определении. Стандартизация — деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочений в определенной области посредством установления положения для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач (ИСО/МЭК 2).

Непосредственным результатом стандартизации является прежде всего нормативный документ. Применение НД является способом упорядочения в определенной области. Отсюда НД — средство стандартизации.

2. Понятие нормативных документов по стандартизации

Нормативный документ документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТ Р 1.0).

Термин «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации — правила, рекомендации, регламенты, общероссийские классификаторы.

Стандарт (согласно ГОСТ Р 1.0) — нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием).

Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт отрасли, стандарт научно-технического или инженерного общества, стандарт предприятия.

Правила (ПР ) — документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ (ГОСТ Р 1.10).

Рекомендации (Р) — документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ (ГОСТ Р 1.10).

8 стр., 3783 слов

Унификация и стандартизация документов (3)

... необходимо сначала упорядочить документацию, которую предстоит обрабатывать и использовать. К концу 20-х гг. остро встала проблема унификации и стандартизации документов. Были разработаны стандарты служебных писем, телеграмм, телефонограмм, протоколов, извещений. ...

Норма — положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены (ИСО/МЭК 2).

Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

При стандартизации продукции (услуг) и обязательной сертификации указанных объектов широко используют технические регламенты.

Технический регламент регламент, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанные с ней процессы и методы производства (ГОСТ 1.0).

Термин «технический регламент», как и термин «нормативный документ», является родовым понятием. К техническим регламентам относятся: законодательные акты, постановление Правительства Российской Федерации, содержащие требования нормы, технические характеристики; государственные стандарты РФ и межгосударственные стандарты в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых (в

соответствии с законодательством РФ) входит установления обязательных требований (например, Строительные нормы и правила — СНиП Госстроя России; Санитарные правила и нормы — СанПиН Минздрава России; Правила по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России и пр.).

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) — официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации.

3. Цели, принципы и функции стандартизации.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукций процессов и услуг. Согласно Закону РФ «О стандартизации» стандартизация как деятельность направлена на достижение следующих целей:

1) безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

2) безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

3) обороноспособность и мобилизационная готовность страны;

4) техническая и информационная совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;

5) единство измерений;

6) качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

7) экономия всех видов ресурсов.

Принципы стандартизации. Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях — принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Можно выделить семь важнейших принципов стандартизации.

1. Сбалансированность интересов сторон , разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющий продукцию (услугу).

Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие т.е. как отсутствие возражений по существенным вопросам у

большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

3 стр., 1474 слов

Основы стандартизации: стандарты, стандартизация

... и задачи стандартизации Целями стандартизации являются: установление требований к качеству готовой продукции на основе стандартизации ее ... стандарты - ГОСТ; 2. отраслевые стандарты - ОСТ; 3. республиканские стандарты бывших союзных республик - РСТ; 4. стандарты предприятий - СТП. Государственные стандарты ... и знаков соответствия на продукцию и услуги, соответствующие утвержденному перечню и ...

2. Системность и комплексность стандартизации . Системность — это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару — ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство.

Комплексность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

3. Динамичность и опережающее развитие стандарта . Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам.

Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД.

Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

4. Эффективность стандартизации . Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

В целом вложение в стандартизацию выгодно государству: 1 руб., направленный в эту сферу, дает, как показывает международная практика, 10 руб. прибыли.

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг).

Эта цель достигается путем обеспечения соответствия требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов.

Важное требование к стандарту — это пригодность его для целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, являются «обязательными стандартами» и отвечают указанному требованию.

6 Принцип гармонизации . Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в наше» стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

7. Четкость формулировок положений стандарта . Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

Функции стандартизации. Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.

1. Функция упорядочения — преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов).

Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с ее требованиями и законами.

12 стр., 5972 слов

Стандарты оказания государственных услуг в РУ и ТП

... услуг». Рассмотрим стандарты необходимые при получении государственных у с луг. Заявители на получение государственных услуг располагают такими пр а вами как: 1) приобретение государственной услуги вовремя и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги; ...

2. Охранная (социальная) функция — обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение

усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации. Реализация этой функции позволяет достигнуть целей 1, 2, 3, отмеченных выше.

3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов.

4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов пере, дачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни (для достижения цели 6).

Например, от жесткости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты отражают степень общественного развития страны, т. е. уровень цивилизации.

6. Информационная функция . Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами — эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).

7. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого НД) и его всеобщем применении в результате

придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) эконо­мического, административного и уголовного характера.

4. Реализация задач стандартизации в РФ.

Выше уже отмечалось, что стандарты можно разделить исходя из сферы действия. Условимся называть статус стандарта в зависимости от сферы действия категорией стандарта . Ниже рассмотрены особенности содержания отдельных категорий стандартов.

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) — стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандартом России).

В области строительства ГОСТ Р принимается Госстроем России.

К объектам государственных стандартов РФ (далее — государственных стандартов) относят:

1) организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения;

2) продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической

4 стр., 1671 слов

Стандартизация и качество продукции

... национального органа по стандартизации. Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации. Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми. 2. Качество продукции В стандарте ГОСТ Р ISO 9000 ...

документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; классификация и кодирование технико-экономической информации; метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

При стандартизации продукции (услуг) в государственные

стандарты включают (и это исключительная прерогатива данной категории стандартов) обязательные требования к качеству обеспечивающие безопасность для жизни, продукции (услуги), обеспечивающие безопасность

для жизни, здоровья и имущества потребителя; охрану окружающей среды, здоровья и имущества потребителя; методы контроля соответствия

совместимость и взаимозаменяемость; методы маркировки как средство информации о выполнении обязательных требований и правилах безопасного стандарта использования продукции.

Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ) регистрационного обозначении государственных последних цифр, года предприятия. В обозначении государственных стандартов, входящих в комплекс (систему) стандартов, в регистрационном номере первые цифры с точкой определяют шифр комплекса государственных стандартов.

Государственные стандарты применяют федеральные органы исполнительной власти и субъекты хозяйственной деятельности в следующих направлениях:

  • на всех стадиях жизненного цикла продукции (от разработки до использования и утилизации);
  • при выполнении работ и услуг;
  • при разработке технической документации.

Применение государственных стандартов — это прежде всего реализация содержащихся в них обязательных требований. Согласно Закону РФ «О стандартизации» заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии продукции (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов. Если условие о соответствии не включено в договор, это не снимает с партнеров по договору обязанности обеспечить выполнение обязательных требований стандартов.

Требования, дополняющие обязательные требования государственных стандартов, подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности при условии их включения:

  • а) в договор; б) в техническую документацию изготовителя (поставщика продукции, исполнителя работ или услуг).

    Например, требования соответствия конкретного товара своему назначению (будучи не

включенными законом РФ в перечень обязательных требований) подлежат обязательному исполнению, если партнеры предусмотрели эти требования в договоре поставки.

Межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присоединилась Россия, применяются на ее территории без переоформления с введением их в действие постановлением Госстандарта (Госстроя России).

Стандарты отраслей (ОСТ) могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Компетенция указанных органов определяется положениями о них. Например, Положением о Министерстве путей сообщения РФ предусмотрено утверждение единых нормативных документов, в том числе ОСТ, по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок,

16 стр., 7568 слов

Проектный менеджмент» : «Анализ применения стандарта управления ...

... стандарте ИСО 8402—86: «Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности» [13]. Большинство определений были обобщены Международной Организацией по стандартизации ... по бизнесу и банками. Целью данной работы явилось проведение анализа применения стандарта управления качеством ISO-9001 ...

направленных на обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда.

Стандарты отраслей (как и государственные стандарты) разрабатывают на два объекта: 1) организационно-технические и общетехнические объекты; 2) продукцию, процессы и услуги. Но объекты ОСТ имеют отраслевое значение.

Примерами организационно-технических и общетехнических объектов являются: организация проведения работ по отраслевой стандартизации; организация работ по метрологическому обеспечению в отрасли; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий отраслевого применения (специфический крепеж, инструмент и др.).

Примерами продукции отраслевого значения как объекта ОСТ являются: коробки картонные для рыбной продукции (тогда как вообще коробки картонные являются объектами ГОСТ); рабочая обувь для работников мясо — молочных предприятий (тогда как обувь кожаная и резиновая является объектом ГОСТ).

ОСТ применяют (в смысле — соблюдают) предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт. Но условием обязательного исполнения требований ОСТ является включение ссылки на него в договор или техническую документацию изготовителя (поставщика) продукции.

Отрасль совокупность объектов хозяйственной независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности , разрабатывающих и (или) производящих продукцию, выполняющих услуги определенных видов, которые имеют однородное потребительское и функциональное назначение.

Иные субъекты хозяйственной деятельности применяют ОСТы на добровольной основе.

Обозначение стандарта состоит из индекса (ОСТ), условного обозначения министерства (ведомства) регистрационного условного обозначения двух последних цифр года утвержденного номера и отделенных тире двух трех последних цифр утверждения стандарта. Например, в обозначении ОСТ 56-98-93 «Сеянцы и саженцы основных древесных и кустарниковых пород. Технические условия» цифра 56 означает условное обозначение Федеральной службы лесного хозяйства, которая утвердила ОСТ.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО).

Объектами СТО являются:

1) принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг;

2) новые методы испытаний;

3) нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством;

4) прочие виды деятельности.

Примером объекта № 1 СТО могут быть: СТО Российского общества оценщиков на такую новую услугу, как оценка качества и стоимости имущества (имущества физических и юридических лиц); СТО научно-технического общества (НТО) бумажной и деревообрабатывающей

промышленности на унифицированные окна повышенной энергоэффективности для жилых зданий в регионах Сибири.

Примером объекта № 2 являют СТО того же НТО по экологической экспертизе малоэтажных жилых зданий.

СТО разрабатываются для динамического отражения и распространения полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундаментальных и прикладных исследований.

Разработка принципиально новых видов продукции (услуг), нетрадиционных технологий, методов испытаний – это результат НИР. Раньше разработка этих стандартов организовывали отраслевые министерства. Сейчас при отсутствии большинства отраслевых промышленных министерств эту функцию должны выполнять научно – технические и инженерные общества, объединяющие ученых и практиков определенной области науки и техники. Если, допустим, стоит задача разработки новых химических методов, то ее решать специалисты из Российского химического общества им. Д.И. Менделеева; если задача из

5 стр., 2445 слов

Оценка качества сельскохозяйственной продукции и её сертификация

... качество сельскохозяйственной продукции - это совокупность полезных свойств, созданных в процессе производства по заданным стандартам, в соответствии с количеством и качеством ... очень большое значение. Сертификация продукции Качество как социально-экономическая категория. В обобщенном плане качество - это ... вопросы по проблеме управления качеством продукции на основе стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000 ...

области строительства, то ее будут решать,. специалист Российского научно-технического союза строителей.

СТО является объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта материально укрепляет как само НТО, так разработчиков СТО.

СТО подлежат согласованию с соответствующе надзорными органами, если устанавливаемые в них полония затрагиваются безопасность людей , имущества и окружающей среды.

Требования СТО не должны быть ниже уровня обязательных требовании государственных стандартов.

Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта. Примеры: СТО РОО 10.01—95, где РОО —

Российское общество оценщиков; СТО БДП — 3—94, где БДП — аббревиатура НТО бумажной и деревообрабатывающей промышленности.

По мере применения СТО на новые виды продукции (услуги) и технологии и их апробации как стандартов происходит отработка требований к объектам стандартизации. В результате в ряде случаев возникает необходимость разработки на базе (зарекомендовавших себя СТО государственных стандартов. как, на основе СТО РОО разработан в 1996—1997 гг. комплекс ГОСТ по оценке имущества.

Если для отечественной стандартизации СТО является новой категорией стандарта, то за рубежом данная категория используется давно и широко.

За рубежом эта категория наиболее распространена в США. Действующие в США научно-технические и инженерные общества неоднородны по структуре и назначению. Условно их можно разделить на две группы: научно-технические общества, членами которых могут быть как фирмы, так и отдельные лица; профессиональные общества, имеющие только индивидуальное членство. Большинство этих обществ возникло благодаря развитию научных исследований в различных отраслях науки и техники, а собственно стандартизацией они начали заниматься позднее.

Наиболее влиятельным инженерным обществом является Американское общество по испытаниям и материалам (АSТМ), созданное еще в 1898 г. В обществе состоят индивидуальные члены, компании, научно-исследовательские институты, учебные заведения, работой общества руководят совет директоров и технические комитеты. Каждый комитет состоит из трех групп представителей; изготовителей, потребителей и непосредственно не заинтересованных лиц, привлекаемых в качестве экспертов.

Стандарты предприятий (СТП ) разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности в следующих случаях: 1) для обеспечения

применения на предприятии государственных стандартов отраслей и стандартов других категорий; 2) не создаваемые и применяемые на данном

Предприятии продукцию, процессы и услуги.

СТП утверждает руководитель предприятия (объединения предприятий).

СТП обязателен для работников данного предприятия, а поэтому является локальным нормативным актом.

Таким образом, основное назначение СТП – решение внутренних задач, например регламентация оптимальных процессов организации и управления производством.

В соответствии с нормой» изложенной в п. 2 ст. 8 Закона РФ «О стандартизации», допускается разработка СТП и на поставляемую продукцию (услуги).

В этих случаях в договоре на поставку продукции (оказание услуги) делается ссылка на соответствующий СТП, а требования этих стандартов подлежат обязательному соблюдению договаривающимися субъектами хозяйственной деятельности. Тем не менее в российской практике СТП на поставляемую продукцию не распространяются. За рубежом СТП фирм («фирменные стандарты») широко используются как НД на выпускаемую продукцию. Более того, фирменные стандарты «задают тон» в качестве продукции, поскольку только в превосходстве требований к качеству продукции по сравнению с государственными и международными стандартами залог успеха фирм в конкурентной борьбе.

Некоторые отечественные предприятия задают в своих СТП более жесткие требования, чем государственные стандарты, хотя поставляют продукцию по государственным стандартам. Речь идет, например, о подмосковной агрофирме «Белая дача», в СТП которой предусмотрено создание экологически чистой овощной продукции; о московском предприятии с участием иностранного капитала — о фабрике «Ява», которая закладывает во внутренних стандартах нормы по содержанию смол и никотина в сигаретах более жесткие, чем в ГОСТе, но соответствующие евро стандартам.

Выводы

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг — важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Достаточно вспомнить, как в разбитых и раздавленных во второй мировой войне Японии и Германии умелое применение методов стандартизации и метрологии позволило обеспечить качество продукции и тем самым дать старт обновлению экономики этих стран.

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Стандарты на процессы и документы (управленческие, товаросопроводительные, технические) содержат те «правила игры», которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок.

Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех Уровнях управления.

Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителя заставит специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/osnovyi-standartizatsii-metrologii-i-sertifikatsii/

Основные нормативные документы

Стандарты

1. ИСО 8402—94 Качество. Словарь.

2. МЭК 50/191/—90 Надежность и качества услуг. Термины и определения.

3. ИСО/МЭК 2 Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности (руководство).

4. ИСО/МЭК 22 Информация о заявлении изготовителя о соответствии стандартам или другим техническим условиям.

5. ГОСТ 1.0—92 Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие положения.

6. ГОСТ Р 2.114—95 Единая система конструкторской документации. Технические условия.

7. ГОСТ 8.417—81 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величин.

8. ГОСТ 15467—79 (СТ СЭВ 3519-81) Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.

9. ГОСТ 16504—81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.

10. ГОСТ Р 1.0.—92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.

11. ГОСТ Р 1.2.—92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов.

12. ГОСТ Р 1.10. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них.

13. ГОСТ Р ИСО 9001—96 Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/osnovyi-standartizatsii-metrologii-i-sertifikatsii/

1. Александровский Е. Э. и др. Проект «Развитие стандартизации» призван усилить экспортный потенциал России// Стандарты и качество. 1997. № 4. С. 38—42.

2. Аргачев В.Г., Парфутин М.А. Нужны стандарты на оценку последствий аварий и катастроф // Стандарты и качество. 1997. № 1. С. 53—54.

3. Асташенков А.И. и др. К концепции развития государственного метрологического надзора//Законодательная и прикладная метрология. 1997. № 3. С. 8—13.

4. Асташенков А.И., Маликова Х.О. Пора вносить изменения в Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» // Законодательная и прикладная метрология. 1996. №2. С. 7—12.

5. Бегунов А. А. О калибровке // Законодательная и прикладная метрология. 1996. № 5. С. 28—30.

6. Безверхий С. Ф. Стандартизация и сертификация услуг — дело важное и необходимое // Стандарты и качество. 1996. № 7. С. 3—4.

7. Белова С. М. От сертификации и стандартизации продуктов питания к здоровью нации // Стандарты и качество. 1996. № 3. С. 63—64.

8. Брюханов В. А. О действующих государственных стандартах на методы контроля и испытаний // Стандарты и качество. 1996. №11. С. 18—20.

9. Брюханов В.А., Маркова Е.В. Проблемы нормирования характеристик погрешности измерений в документах, регламентирующих измерительные процедуры //Законодательная и прикладная метрология. 1997. № 6. С. 42- 48.

10. Брянский А.И. Метрология и сертификация // Законодательная и прикладная метрология. 1997. № 1. С. 38—39.

11. Версан В. Г. и др. Проблемы дальнейшего развития сертификации: пути решения // Стандарты и качество. 1997. № 10. С. 50—55.

12. Версии ВТ., Коропькова В.Н Стандартизация и сертификация в сфере услуг. Состояние проблемы // Стандарты и качество. 1996. № 7. С. 9—15.

13. Версан ВТ. Правильно ли выбран путь российской сертификации // Стандарты и качество. 1997. № 3. С. 3__5.

14. Версан ВТ., Панкина Г.В. Некоторые направления развития сертификации в Российской Федерации // Сертификация 1996. № 4. С. 4—7.

15. Воробьева Г.Н. О стандартизации услуг // Стандарты и качество. 1998. № 1. С. 30—34.

16. Воронин Г. П. Госстандарт России сегодня: некоторые итоги, проблемы, задачи // Стандарты и качество. 1998. № 12. С. 20—23.

17. Григорьева Л.И., Григорьев И.К. В защиту и развитие стандартизации // Стандарты и качество. 1997. № 12. С. 18—24.

18. Джинчарадзе А.К. Проблемы стандартизации в области охраны окружающей среды // Стандарты и качество. 1998. № 5. С. 22—26.

19. Добровольная сертификация // Стандарты и качество. 1998. № 11. С. 54—56.

20. Исаев Л. К. Состояние и перспективы развития метрологической деятельности //Законодательная и прикладная метрология. 1997. №4—6.

21. Исаев Л. К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов, 1996.- 169 с.

22. Лахов В.М., Асташенов А.И. О роли стандартов в обеспечении единства измерений//Законодательная и прикладная метрология. 1998. № 2. С. 10—15.

23. Лифиц И.М. Нужен стандарт на эксплуатационные документы изделий бытовой техники // Стандарты и качество. 1995. № 12. С. 23—27.

24. Мальков Г.В., Теркель А.Л. О Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»» // Стандарты и качество. 1998. № 12. С. 56—59.

25. Медведев А.М. О техническом законодательстве ЕС // Стандарты и качество. 1996. № 5. С. 27.

26. Мишина М. Ф. Роль стандартов в обеспечении качества и безопасности продуктов питания // Стандарты и качество. 1998. №1.С. 24—26.

27. Николаева М.А. Сертификация потребительских товаров. М.: Экономика, 1995. 127 с.

28. Сертификат качества товара и безопасность покупателя М.:ВНИИМС, 1998.- 398 с.

27