Источники энергии и проблемы их использования. Теплогенераторы, паротурбинные установки и реактивные двигатели

В глубокой древности человечество начало с бережного использования возобновляемых источников энергии, но постепенно перешло к безрассудному использованию невозобновимых источников. Вся история доказывает, что с ростом уровня жизни увеличивается количество необходимой человеку энергии.

Любая деятельность, независимо от её природы, предполагает использование энергии. Нынешняя человеческая деятельность на земле является доказательством того, что люди использовали и используют много энергии. Человек слишком слаб физически, чтобы собственными силами достичь тех результатов, которых достигло человечество в результате своей деятельности. Однако кроме физической силы у людей есть и другие способности. Главная из них – способность мыслить и осуществлять свои замыслы. На протяжении всей истории результатом этого были различные способы использования других энергоисточников, помимо мускульной энергии, для достижения с их помощью желаемых результатов. В настоящее время ежегодно расходуемая всеми странами энергия составляет 0,1% в отношении возможных для использования запасов угля, природного газа и нефти, вместе взятых.

Но ведь потребление всех видов энергетических ресурсов быстро растёт. Что же будет дальше? На наш взгляд, проблемы, связанные с энергообеспечением, очень актуальны в наше время. Они не могут не интересовать любого здравомыслящего человека и требуют изучения и решения.

Существуют разные прогнозы, касающиеся будущего наших ресурсов. Разрабатывая такие прогнозы, надо исходить, с одной стороны, из оценки перспектив роста населения и производства соответственно потребности общества, а с другой – из наличия запасов каждого ресурса. Однако прогнозировать современную тенденцию роста населения и производства далеко в будущее было бы рискованно. Кроме того, научно — технический прогресс, несомненно, будет продолжаться в направлении поисков более экономных, ресурсосберегающих технологий, что позволит постепенно сокращать потребность во многих природных источниках производства.

При оценке их запасов важно различать две большие группы ресурсов – невозобновимые и возобновимые. Первые практически не восполняют, и их количество неуклонно уменьшается по мере использования. Сюда относятся минеральные и земляные ресурсы. Возобновимые ресурсы либо способны к самовоспроизведению (биологические), либо непрерывно поступают к Земле извне (солнечная энергия), либо, находятся в непрерывном круговороте, могут использоваться повторно(вода).

17 стр., 8353 слов

Энергия в химическом производстве и массообменные процессы в аппаратах

... 2.2 Использование энергии в химической промышленности Химическое производство принадлежит к числу наиболее энергоемких. Так, если в продукции всей промышленности доля затрат на энергию составляет 2,5%, то в продукции нефтехимической и химической отраслей она достигает 8,9%. Химическая отрасль промышленности, ...

Возобновляемые ресурсы — природные ресурсы, запасы которых или восстанавливаются быстрее, чем используются, или не зависят от того, используются они или нет.

Разумеется возобновимые ресурсы, как и невозобновимые, не бесконечны, но их возобновляемая часть может постоянно использоваться.

Если обратиться к главным типам мировых природных ресурсов, то в самом общем мы получаем следующую картину. Основным видом энергоресурсов является пока ещё минеральное топливо – нефть, газ, уголь. Эти источники энергии невозобновимы и при нынешнее темпах роста их добычи они могут быть, по мнению учёных, исчерпаны через 80-140 лет. При существующем уровне научно-технического прогресса энергопотребление может быть покрыто лишь за счет использования органического топлива (уголь, нефть, газ), гидроэнергии и атомной энергии на основе тепловых нейтронов. Однако, по результатам многочисленных исследований органическое топливо к 2020 г. может удовлетворить запросы мировой энергетики только частично. Остальная часть энергопотребности может быть удовлетворена за счет других источников энергии — нетрадиционных и возобновляемых.

Возобновляемые источники энергии — это источники на основе постоянно существующих или периодически возникающих в окружающей среде потоков энергии. Возобновляемая энергия не является следствием целенаправленной деятельности человека, и это является ее отличительным признаком.

В данном проекте в качестве источников энергии рассмотрены нетрадиционные: энергия солнца, энергия ветра, геотермальная энергия, энергия приливов и отливов, энергия морских течений, энергия океана и использование биологического топлива.

1.СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ

гелиоэлектростанций.

В мире сейчас действуют несколько гибридных солнечно-тепловых электростанций общей мощностью более 600 МВт. Днем они работают от Солнца, а ночью, чтобы вода не остывала и электричество не кончалось, — от газа. Устройства, использующие энергию солнца, разработаны для отопления, освещения и вентиляции зданий, небоскрёбов, опреснения воды, производства электроэнергии. Такие устройства используются в различных технологических процессах. Появились транспортные средства с «солнечным приводом» : моторные лодки и яхты, солнцелеты и дирижабли с солнечными панелями.

2.ЭНЕРГИЯ ОКЕАНА

Известно, что запасы энергии в Мировом океане колоссальны, ведь две трети земной поверхности (361 млн.кв.м) занимают моря и океаны. Кинетическая энергия океанских течений примерно равна 10 18 Дж. Энергоресурсы океана представляют большую ценность как возобновляемые и практически неисчерпаемые источники энергии. Океаны, помимо механической энергии волн и приливов, содержат также потенциальную энергию в виде тепла. Преобразование солнечного излучения в электроэнергию происходит за счет разности температур верхнего и нижнего слоев. Как известно, Солнце нагревает лишь верхние слои воды морей и океанов, причем, нагретая вода не опускается вниз, так как ее плотность меньше, чем у холодной. В тропических морях верхний слой воды, толщина которого не превышает нескольких метров, нагревается до 25-300° С, в то время как температура воды на глубине в 1 км не превышает 50° С. Получаемый в результате разности температур естественный тепловой градиент и создает запасы энергии. Причем, существенное количество ее можно получить при условии, когда температура между теплым поверхностным и холодным глубоководным слоями воды отличается, примерно, на 200°С значит тепловая энергоустановка, плывущая под водой могла бы производить энергию.

27 стр., 13415 слов

Использование энергии ветра

... реферата является донесение информации о ветроэнергетике: её истории, достоинствах и недостатках, перспективах использования в мире и нашей стране, а также о различных ветроустановках. энергия ветер мельница экономика История использования энергии ветра ... странах оценена в 20%. Основные характеристики ветра -- скорость и его направление. Эти характеристики являются крайне переменчивыми и зависят ...

Установка мини-ОТЕС (преобразование тепловой энергии океана в элекрическую) смонтирована на барже. Под ее днищем помещен длинный трубопровод для забора холодной воды. Трубопроводом служит полиэтиленовая труба длиной 700 м с внутренним диаметром 50 см. Трубопровод прикреплен к днищу судна с помощью особого затвора, позволяющего в случае необходимости его быстрого отсоединения. Новые станции ОТЕС мощностью во много десятков и сотен мегаватт проектируются без судна. Это – одна грандиозная труба, в верхней части которой находится круглый машинный зал, где размещены все необходимые устройства для преобразования энергии. Там будут установлены турбоагрегаты. Труба-монстр, уходящая почти на километр в холодную глубину океана, а в ее верхней части что-то вроде маленького островка. Представляется, что некоторые из предлагавшихся океанских энергетических установок могут быть реализованы, и стать рентабельными уже в настоящее время.

3.ЭНЕРГИЯ ВЕТРА

Огромна энергия движущихся воздушных масс. Запасы энергии ветра более чем в сто раз превышают запасы гидроэнергетики всех рек планеты. Климатические условия позволяют развивать ветроэнергетику на огромной территории. Считается, что общий ветровой энергопотенциал Земли равен 1200ГВт.

Энергия ветра представляет собой самый быстрорастущий во всем мире источник электричества. Энергия ветра производится массивными трехлопастными ветротурбинами, устанавливаемыми на самом верху высоких башен и работающими подобно вентиляторам, но в обратном порядке. Вместо того чтобы использовать электричество для получения ветра, турбины используют ветер для получения электричества.

Ветровые установки являются одним из самых перспективных и одновременно экологически чистых способов выработки электроэнергии, с КПД около 59%. Вместе с тем, энергия ветра относится к числу возобновляемых источников энергии. В общих чертах, устройство ветровой электростанции выглядит следующим образом. Ветер вращает лопасти, а лопасти крутят вал, который соединен с набором зубчатых колес, приводящих в действие электрогенератор. Самая трудная проблема состоит в том, чтобы обеспечить одинаковое число оборотов пропеллера при разной силе ветра. Для этого угол наклона лопастей по отношению к ветру регулируется за счет поворота их вокруг продольной оси: при сильном ветре этот угол острее, воздушный поток свободнее обтекает лопасти и отдает им меньшую часть своей энергии. Избыток энергии в ветреную погоду и недостаток её в периоды безветрия реализуется за счет запасов воды в верхнем резервуаре, которая набирается в ветреную погоду и стекает в безветренную погоду. Крупные турбины для электроснабжения могут вырабатывать от 750 киловатт (киловатт = 1 000 ватт) до 1,5 мегаватт (мегаватт = 1 миллиону ватт) электроэнергии. В жилых домах, на телекоммуникационных станциях и в водяных насосах в качестве источника энергии применяются небольшие одиночные ветротурбины мощностью менее 100 киловатт. Это, прежде всего, характерно для отдаленных районов, в которых отсутствует энергосистемы общего пользования. За последние 10 лет глобальное производство энергии ветра увеличился в 10 раз — с 3,5 гигаватт (гигаватт = 1 миллиарду ватт).

20 стр., 9874 слов

Установка и эксплуатация приборов учета и регулирования расхода ...

... примесям в воде, для надежной работы необходим фильтр на входе прибора (см. схему 2). Схема 1 /конструкция счетчика воды крыльчатого типа/ ... можно назвать дополнительными. Расход тепловой энергии измеряется теплосчетчиками. Определение тепловой энергии, передаваемой теплоносителем, может быть ... от водяной камеры; 3 - корпус; 4 - фильтр; 5 - тело обтекания. Схема 4 /пример монтажа/ 1 - счетчик воды; 2 ...

Этого достаточно для того, чтобы обслуживать более 1,6 миллиона домохозяйств.

4.ЭНЕРГИЯ МОРСКИХ ТЕЧЕНИЙ

Неисчерпаемые запасы кинетической энергии морских течений, накопленные в океанах и морях, можно превращать в механическую и электрическую энергию с помощью генераторов, погруженных в воду.

Преимуществами нового генератора, получившего название «Анаконда», являются простота и относительная дешевизна изготовления. Генератор «Анаконда», представляет собой длинную и тонкую резиновую трубку диаметром 0,25 м или 0,5 м, герметично закупоренную с обоих концов, внутри которой находится вода. К одному концу трубки прикрепляется якорь, удерживающий ее под водой, а второй ориентируется навстречу набегающим волнам. Морские волны, деформируя один конец резиновой трубки, генерируют внутри нее волны, которые приводят в движение турбину, установленную на другом конце устройства. По сравнению с другими установками, использующимися для получения электроэнергии из энергии волн, генератор «Анаконда» обладает меньшим весом, более прост в изготовлении и требует меньше затрат на техническое обслуживание. Ученые планируют изготовить «Анаконду» длиной 200 метров и 7 метров в диаметре, которая будет погружаться на глубину 40-100 метров. Расчеты показывают, что мощность такой установки будет составлять приблизительно 1 МВт.

5.ЭНЕРГИЯ ПРИЛИВОВ И ОТЛИВОВ

Веками люди размышляли над причиной морских приливов и отливов. Сегодня мы знаем, что могучее природное явление – ритмическое движение морских вод – вызывают силы притяжения Луны и Солнца. В середине 80-х годов уже действовали первые промышленные установки, а также велись разработки по следующим основным направлениям: использование энергии приливов, прибоя, волн, разности температур воды поверхностных и глубинных слоев океана, течений и т.д. Приливные волны таят в себе огромный энергетический потенциал — 3 млрд. кВт. Идея использования энергии приливов появилась у наших предков добрую тысячу лет назад (приливные мельницы).

Одна из таких мельниц, упоминаемая еще в документах 1086 года, сохранилась в местечке Илинг, на юге Англии. В России первая приливная мельница появилась на Беломорье в XVII веке. В ХХ веке ученые задумались над использованием потенциала приливов в электроэнергетике. Достоинства приливной энергии неоспоримы. Приливные станции можно строить в труднодоступных местах в прибрежной зоне, они не загрязняют атмосферу вредными выбросами в отличие от тепловых станций, не затапливают земель в отличие от гидроэлектростанций и не представляют потенциальной опасности в отличие от атомных станций. Приливная электростанция (ПЭС) — электростанция , преобразующая энергию морских приливов в электрическую. ПЭС использует перепад уровней «полной» и «малой» воды во время прилива и отлива. Мы знаем, что приливы и отливы обусловлены цикличностью, а значит выработка энергии получается пульсирующей в течение полумесячного периода. Даже использование резервных бассейнов не исключает этой пульсации. Поэтому используют совместную работу ПЭС в одной энергосистеме с мощными тепловыми (в т. ч. и атомными) электростанциями. Энергия, вырабатываемая ПЭС, может быть использована для участия в покрытии пиков нагрузки энергосистемы, а входящие в эту же систему ГЭС, имеющие водохранилища сезонного регулирования, могут компенсировать внутримесячные колебания энергии приливов.

9 стр., 4248 слов

«Экология» НЕТРАДИЦИОННЫЕ (АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ) ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ ...

... расходуемая всеми странами энергия составляет 0,1% в отношении возможных для использования запасов угля, природного газа и нефти, вместе взятых. Но ведь потребление всех видов энергетических ресурсов быстро раст ...

В 1968 г. на побережье Баренцева моря в Кислой губе сооружена первая в нашей стране опытно-промышленная ПЭС, которая работает до настоящего времени. Основоположниками этого проекта были советские ученые Лев Бернштейн и Игорь Усачев. В отличие от гидроэнергии рек, средняя величина приливной энергии мало меняется от сезона к сезону, что позволяет приливным электростанциям более равномерно обеспечивать энергией промышленные предприятия. Пока энергия приливных электростанций обходится дороже энергии тепловых электростанций. Запасы приливной энергии планеты значительно превосходят полную величину гидроэнергии рек, значит можно полагать, что приливная энергия будет играть заметную роль в дальнейшем прогрессе человеческого общества.

6.ГЕОТЕРМАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ

Говоря просто геотермальная энергия — это энергия внутренних областей Земли. Извержение вулканов наглядно свидетельствует об огромном жаре внутри планеты. Ученые оценивают температуру ядра Земли в тысячи градусов Цельсия. Эта температура постепенно снижается от горячего внутреннего ядра где как полагают металлы и породы могут существовать только в расплавленном состоянии до поверхности Земли. Геотермальные ресурсы огромны. Истоки их освоения уходят еще в глубокую древность. Тепло Земли уже сейчас вносит вклад в современную энергетику, но он не соответствует ни экономической и экологической эффективности, ни ресурсам, пригодным для освоения имеющимися техническими средствами. Геотермальные энергоресурсы делятся на гидротермальные конвективные системы (подземные бассейны пара и горячей воды, которые образуют гейзеры и сернистые грязевые озёра), горячие сухие системы вулканического происхождения и системы с высоким тепловым потоком. Геотермальная энергия может быть использована двумя основными способами —для выработки электроэнергии и для обогрева домов, учреждений и промышленных предприятий. Основное направление развития геотермальной энергетики — отбор теплоты не только термальных вод, но и водовмещающих горных пород путем закачки отработанной воды в пласты, преобразование глубинной теплоты в электрическую энергию. Такое использование глубинной теплоты обеспечит экологическую безопасность технологии ее использования. Энергия, полученная таким способом, дешевле, чем энергия тепловых, атомных и гидроэлектростанций. Наличие больших запасов геотермальной энергии в земной коре дает надежду на то, что у этой отрасли энергетики большое будущее.

7.БИОТОПЛИВО

Биото́пливо

Энергия биомассы, Биотопливо второго поколения, Биотопливо третьего поколения., Преимущества применения нетрадиционных источников энергии:

  • отсутствие топливной составляющей
  • недорогое строительство
  • возможность создания рабочих мест
  • дешевая эксплуатация
  • устойчиво работают в энергосистемах как в базе так и в пике графика нагрузок при гарантированной постоянной месячной выработке электроэнергии
  • не загрязняют атмосферу вредными выбросами в отличие от тепловых станций
  • не затапливают земель в отличие от гидроэлектростанций — не представляют потенциальной опасности в отличие от атомных станций — не оказывают вредного воздействия на человека
  • нет вредных выбросов (в отличие от ТЭС) — нет радиационной опасности (в отличие от АЭС) экологическая безопасность.

-исключен выброс вредных газов, золы, радиоактивных и тепловых отходов, добыча, транспортировка, переработка, сжигание и захоронение топлива, предотвращение сжигания кислорода воздуха, затопление территорий, угроза волны прорыва

Недостатки применения нетрадиционных источников энергии:

  • агроклиматическая зависимость и изменчивость по времени
  • дополнительные затраты на одновременное использование других источников энергии
  • малая мощность

Недостатки использования биотоплива топлива:

  • развитие биотопливной индустрии вынуждает сельхозпроизводителей сокращать посевные площади под продовольственными культурами и перераспределять их в пользу топливных.
  • производство и использование биотоплива приводит к выбросу в атмосферу гораздо большего количества парниковых газов, чем сжигание нефти, газа или угля.

Основными доводами в пользу использования биотоплива являются следующие:

  • высокая продуктивность;
  • в производстве не используются ни плодородные почвы, ни пресная вода;
  • процесс не конкурирует с сельскохозяйственным производством;
  • создание новых рабочих мест;
  • улучшить оборот земельных ресурсов в развивающихся странах;
  • II.ТЕПЛОГЕНЕРАТОРЫ, ПАРОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ И РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ.

Теплогенераторы

Теплогенератор «ТГ-1,5» предназначен для обогрева сельскохозяйственных, животноводческих и производственных помещений.Теплогенератор следует устанавливать в закрытом от взрывоопасной среды помещении.Их размещают в отдельно стоящих зданиях или пристройках с непосредственным выходом наружу.В распределительном воздуховоде, проходящем через несгораемую стену, устанавливают огнезадерживающий клапан.Высота помещения должна обеспечивать, чтобы расстояние от верха теплогенератора до нижних конструктивных частей покрытия было не более 70 см. Широкое применение теплогенераторы получили на животноводческих фермах.Ёмкость для хранения топлива и топливный бак устанавливают вне помещения с теплогенератором на расстоянии не менее 12 м.Не допускается установка теплогенераторов в тех помещениях, где сгораемые полы.

Паротурбинная установка

от характера теплового процесса

  • конденсационные — без регулируемых (с поддержанием давления) отборов пара;
  • теплофикационные — с регулируемыми отборами;
  • турбины специального назначения

Воздушно-реактивный двигатель (ВРД) реактивный двигатель

энергия, то теплота к рабочему телу (воздуху) передаётся с помощью промежуточных теплоносителей или др. способом. Термодинамический цикл ВРД в общем случае включает процессы сжатия воздуха, забираемого из атмосферы, подвода теплоты (одно- или многократного) и расширения нагретого газа до атмосферного давления.

В современной авиации гражданской и военной, в космической технике широкое применение получили реактивные двигатели, в основу создания которых положен принцип получения тяги за счёт силы реакции, возникающей при отбросе от двигателя некоторой массы (рабочего тела), а направление тяги и движения отбрасываемого рабочего тела противоположны. При этом величина тяги пропорциональна произведению массы рабочего тела на скорость её отброса. Так упрощённо можно описать работу реактивного двигателя, а настоящая научная теория современных реактивных двигателей разрабатывалась несколько десятков лет.

В основе современных мощных реактивных двигателях различных типов лежит принцип прямой реакции, т.е. принцип создания движущей силы (или тяги) в виде реакции (отдачи) струи вытекающего из двигателя «рабочего вещества», обычно — раскалённых газов.

Во всех двигателях существует два процесса преобразования энергии. Сначала химическая энергия топлива преобразуется в тепловую энергию продуктов сгорания, а затем тепловая энергия используется для совершения механической работы. К таким двигателям относятся поршневые двигатели автомобилей, тепловозов, паровые и газовые турбины электростанций и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За время существования нашей цивилизации много раз происходила смена традиционных источников энергии на новые, более совершенные. И не потому, что старый источник был исчерпан. Солнце светило и обогревало человека всегда: и тем не менее однажды люди приручили огонь, начали жечь древесину. Затем древесина уступила место каменному углю. Запасы древесины казались безграничными, но паровые машины требовали более калорийного «корма». Но и это был лишь этап. Уголь вскоре уступает свое лидерство на энергетическом рынке нефти.

И вот новый виток: в наши дни ведущими видами топлива пока остаются нефть и газ. Но за каждым новым кубометром газа или тонной нефти нужно идти все дальше на север или восток, зарываться все глубже в землю. Немудрено, что нефть и газ будут с каждым годом стоить нам все дороже. Замена? Нужен новый лидер энергетики. Им, несомненно, станут ядерные источники. Запасы урана, если, скажем, сравнивать их с запасами угля, вроде бы не столь уж и велики. Но зато на единицу веса он содержит в себе энергии в миллионы раз больше, чем уголь.

А итог таков: при получении электроэнергии на АЭС нужно затратить, считается, в сто тысяч раз меньше средств и труда, чем при извлечении энергии из угля. И ядерное горючее приходит на смену нефти и углю… Всегда было так: следующий источник энергии был более мощным. То была, если можно так выразиться, «воинствующая» линия энергетики.

В погоне за избытком энергии человек все глубже погружался в стихийный мир природных явлений и до какой-то поры не очень задумывался о последствиях своих дел и поступков. Но времена изменились. Сейчас, начинается новый, значительный этап земной энергетики. Появилась энергетика «щадящая». Построенная так, чтобы человек не рубил сук, на котором он сидит. Заботился об охране уже сильно поврежденной биосферы. Стали интенсивней использовать источники энергии не слишком большой мощности, но зато с высоким КПД, экологически чистые, удобные в обращении. Яркий пример тому — быстрый старт электрохимической энергетики, которую позднее, видимо, дополнит энергетика солнечная.

Поэтому энергохимия, водородная энергетика, космические электростанции, энергия ветра и воды лишь наиболее яркие штрихи, того будущего, который пишется на наших глазах и который можно назвать Завтрашним Днем Энергетики. Нам, по-видимому, следует лишь согласиться с тем, что сказал ученый мудрец, имя которого осталось неизвестным: «Нет простых решений, есть только разумный выбор».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/po-energeticheskim-ustanovkam/

1. Бернштейн Л. Б. « Приливные электростанции в современной энергетике» Москва «Энергия» 2003г.

2. Евгений ХРУСТАЛЁВ «Энергия мирового океана» Энергетика и промышленность России, газета: № 6 (22) июнь 2002 года;

3. В.Володин, П.Хазановский «Энергия, век двадцать первый»

4. А.Голдин «Океаны энергии».

5. Л.С. Юдасин «Энергетика: проблемы и надежды».

План-конспект урока по технологии (девочки 5 класс)

по теме «Неполадки в швейной машине. Причины и способы устранения неполадок»

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

Образовательные цели:

  • в процессе решения учеником проблемной ситуации (ПС) умение определить неполадки в швейной машине, установить причины их возникновения и найти способы устранения этих неполадок;
  • достичь понимания учащихся значения этой темы и практического применения в жизненных ситуациях.

Развивающие цели:

  • развитие творческого мышления через поисковую работу, развитие самостоятельности, познавательного интереса, самоконтроля, самооценки, тренировка наблюдательности, памяти, развитие и закрепление умений, навыков работы со швейными механизмами;
  • формирование общеучебных умений наблюдать, сравнивать, анализировать, работать с технической литературой, устанавливать причинно-следственные связи.

Форма работы: групповая (не более 2-3 человек).

Характеристика класса: учащиеся с низким и средним уровнями обученности.

Метод обучения: проблемное изложение учителем учебного материала.

Подготовительная работа и оборудование:

  • на нескольких столах стоят бытовые швейные машины, заправленные учителем заранее (машины заправляю правильно, чтобы не усложнять детям дальнейшую работу), и у каждой из них по 1-2 подстроенные неполадки;
  • таблицы Детали бытовой швейной машины и Заправка швейной машины — у доски;
  • учебники и технические паспорта на машины — на столах учащихся.

Особенности оформления доски: названия темы нет, цели урока не поставлены, пустые графы таблицы на слайде

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие. Знакомство с гостями.

Этап повторения ранее изученного материала (5-7)

На прошлом уроке вы познакомились со швейной машиной и пробовали на ней работать. Для закрепления знаний вам нужно выполнить практическую работу – прошить прямую качественную строчку.

Но для этого, давайте вспомним:

какие детали машины задействованы при заправке в/ нити.

Правила ТБ при работе на швейной машине.

Какой инструмент нам еще необходим? – ножницы. Правила при работе с ножницами.

Мотивационный этап (создание проблемной ситуации).

Итак, я приготовила машины к работе, ваша задача прошить качественную строчку. (выдать кусочки ткани)

Встает вопрос:

Почему, вы, такие знающие и умелые, не можете шить? (Машины не работают, сломались.)

Что будем делать? (Ремонтировать!)

Вы умеете? (Нет, это для нас новое.)

Значит, чему вы сегодня научитесь? (ремонтировать) Можно сказать — лечить машины, будете врачами. Можно сначала пить какие-нибудь таблетки, а потом только идти к врачу, чтобы поставили диагноз? (нет)

Давайте сформулируем наши цели урока: определять неполадки в швейной машине (т.е., что случилось), устанавливать причины их возникновения(почему это произошло?) и находить способы устранения этих неполадок.(как помочь?)

Значит и тема нашего урока будет звучать как? «Неполадки в швейной машине. Причины и способы устранения неполадок»

Объяснение нового материала.

Чтобы помочь детям выяснить, почему у них это не получается, предлагаю заполнить таблицу вместе со мной, (раздать заготовки таблиц)

в первой графе, отвечая на вопрос, что случилось? (на конкретных примерах этих групп), во второй — почему это случилось, в третьей — что делать, чтобы исправить случившееся? При этом уточняем с ребятами, что, отвечая на вопрос, что случилось, мы подразумеваем собственно неполадку. Отвечая на вопросы, почему и что делать, соответственно — причины и способы устранения неполадок.

Чтобы не ошибиться у нас есть подсказка, к каждой машине всегда есть «Руководство по эксплуатации»(стр.52-53)

Для того, чтобы вам правильно сформулировать мысль, поможет – таблица с перечнем всех возможных неполадок машины

Таблица заполняется в результате беседы учителя и учащихся

Решение проблемной ситуации.

найти и исправить неполадку различными способами: визуальным, поисковым (кручение, верчение), пользованием записями в тетради и технической литературой.

У большинства неполадки связаны с иглой. Давайте вспомним, особенности машинной иглы. На что нужно обратить внимание при её установке.

Проверка решения проблемной ситуации.

Когда учащиеся получили (или нет) качественную строчку, предлагается самостоятельно в тетради записать ответы на вышеуказанные вопросы. В конце урока анализируем, достигли ли мы цели урока

При этом помогаем учащимся, которые не справились с заданием

В конце урока, перед уборкой рабочих мест, я задаю свой любимый вопрос: Девочки, польза от этого урока для вас, я, думаю, несомненна (они соглашаются, ведь теперь даже дома они смогут справиться с мелкими неполадками без взрослых).

А в чем тогда лично моя польза? Дети улыбаются и почему-то сразу отвечают, что ремонтировать машинки в классе они будут впредь без моей помощи. Я довольна, ведь к моей помощи они будут прибегать в крайних случаях.

Подведение итогов, уборка рабочих мест.

Примечание: для учащихся с высоким уровнем обученности предлагается заполнить таблицу после самостоятельного нахождения неполадок в машине. Поисковая работа учащихся будет заключаться в самостоятельной работе с литературными источниками, в опоре на собственный опыт, интуицию и практических упражнениях на машине.

Таблица. Что случилось? Почему? Что делать?

неполадки

причины неполадок

способы устранения неполадок

1. Поломка иглы

А) неправильное положение лапки

А) затянуть винт крепления лапки

Б) номер иглы не соответствует номеру ниток и толщине ткани

Б) иглу, нитки подобрать в соответствие с толщиной ткани

В) изгиб иглы

В) заменить иглу (нельзя тянуть материал руками во время шитья)

Г) игла плохо закреплена или вставлена не до упора

Г) вставить иглу и затянуть винт до упора

Д) неправильно вставлен шпульный колпачок в челночное устройство

Д) установить правильно шпульный колпачок, услышать щелчок

2. Обрыв верхней нити

А) неправильная заправка верхней нити

А) заправить верхнюю нить в нужной последовательности

Б) большое натяжение верхней нити

Б) ослабить натяжение в регуляторе натяжения верхней нити)

В) некачественная игла (плохая полировка ушка)

В) заменить иглу

Г) плохое качество нитки

Г) сменить нитки

3. Обрыв нижней нити

А) неправильная заправка нижней нити

А) правильно заправить нижнюю нить

Б) большое натяжение нижней нити

Б) ослабить винт шпульного колпачка

В) на шпульке закончилась нитка

В) намотать нить на шпульку

4. Не образуется строчка (пропуск стежков)

А) неправильно установлена игла

А) правильно установить иглу (длинный желобок иглы должен смотреть на нитенаправитель)

Б) тупая, гнутая игла

Б) заменить иглу

В) игла слишком тонка для выбранной нитки

В)подобрать соответствующую иглу и нитки

5. Тяжелый ход машины

А) машина грязная, засорена нитками пылью

А) прочистить челнок, смазать машину

Б) колесо моталки прижато к маховику

Б) отпустить защелку язычка моталки

6.Машина не включается в рабочий ход

А) ослаблен фрикционный винт

А) затянуть фрикционный винт по часовой стрелке

7.Плохо продвигается ткань

А) слабый нажим лапки на материал

А) подтянуть головочный винт

Б) малый подъем зубцов зубчатой рейки

Б)поставить переключатель регулятора подъема зубчатой рейки на Н

8. Ткань не двигается совсем

А) регулятор подъема зубчатой рейки стоит на В

А) поставить ручку регулятора на Н или Ш

Б) регулятор длины стежка стоит на нулевой отметке

Б) поставить рычаг регулятора длины стежка на метку 1-4,5

9. Петляют верхняя или нижняя нитки

А) ослаблен регулятор натяжения верхней нити или винт на шпульном колпачке

А) затянуть гайку регулятора или винт на шпульном колпачке

Б) нить свободно лежит на шайбах регулятора натяжения верхней нити

Б) глубоко провести нить между шайбами при заправке верхней нити

В) верхняя и нижняя нити разной толщины

В) использовать нити одной толщины

10. На ткани образуются затяжки

А) игла слишком толста для данной ткани

А) правильно подобрать номер иглы

Б) затупленная игла

Б) заменить иглу