Психические отклонения у детей младшего школьного возраста

Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого

внимания. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его

представлением о себе и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств

самосознания адекватности самооценок, структуры и функций «образа ”Я”» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

Человек, как известно, становится личностью в результате совместной

деятельности и общения с другими личностями.

Круг общения ребенка составляет в основном учителя, родители, сверстники.

Цель моей работы – выяснить, какие бывают нарушения поведения у детей, каковы их причины?

1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последнее время всё чаще на приём к психологу приходят родители, которые предъявляют сходные жалобы в отношении своих детей. Это жалобы на отсутствие интереса к учёбе, на трудности в запоминании и усвоении нового материала, на проблемы с письмом, чтением, счётом, проблемы с поведением дома, в школе, в детском саду, на неуверенность в себе, агрессивность и т.д. Каждый родитель хочет узнать, что происходит с его ребёнком, «почему он такой неспособный». Довольно часто можно услышать: «А вдруг это задержка в развитии?». Разобраться в этом вопросе может помочь психологическая диагностика, которая становится одним из звеньев общего медицинского обследования ребёнка, которое он проходит в нашем центре. Ребёнку обязательно требуется осмотр педиатра, психоневролога и психолога с целью постановки правильного диагноза. Что включает в себя психологическая диагностика, будет рассказано ниже. Задачей психолога является установление уровня развития ребёнка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. Психолог, с одной стороны, может дать полезный диагностический материал лечащему врачу, а с другой стороны, может подобрать методы коррекции, дать рекомендации в отношении ребёнка.

Причины ЗПР выделяют следующие:

  1. Биологические:
    • патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
    • недоношенность;
    • асфиксия и травмы при родах;
    • заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка;
    • генетическая обусловленность.
  2. Социальные:
    • длительное ограничение жизнедеятельности ребенка;
    • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.

Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используем термин «задержка психического развития» (ЗПР).

23 стр., 11247 слов

Развитие конструктивных умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек

... конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе. В психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В работах ... Ребёнок учится всматриваться в образ картины, скульптуры, находить и различать способы изображения. Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного ...

У этих детей имелась потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учёбе, поведении, здоровье. Диапазон определений ЗПР достаточно широк: от «специфической неспособности к обучению», «медленной обучаемости» до «пограничной интеллектуальной недостаточности». В этой связи одной из задач психологического обследования является разграничение ЗПР с педагогической запущенностью и интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

Педагогическая запущенность — это состояние в развитии ребёнка, которое характеризуется дефицитом знаний, умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Педагогическая запущенность не является патологическим явлением. Она связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания.

Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений ЦНС. Страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Аномалия развития, определяемая как ЗПР, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического развития. По разным данным до 30% детей в популяции имеют в той или иной степени ЗПР, и их количество возрастает. Есть также основания полагать, что этот процент выше, особенно в последнее время.

При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

В то же время дети с ЗПР имеют ряд особенностей, которые отличают их от нормальных сверстников. Отличаются как особенностью эмоционально-волевой сферы, так и особенностями познавательной деятельности.

1. Недостаточность общего запаса знаний об окружающем, которая обычно имеет место в данном возрасте. Несформированность необходимых в этом возрасте умений и навыков.

14 стр., 6639 слов

Анализ готовых программных решений автоматизации маркетинговой ...

... автоматизации маркетинговой деятельности, которые появляются на российском рынке информационных продуктов. Цель работы проанализировать программные продукты для автоматизации маркетинга. ... Для достижения поставленной цели определенно ряд задач: Ознакомиться с теоритическими аспектами: понятием, целями, задачами маркетинга; Произвести параллель между функциями маркетинга ...

2. Ограниченность представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

3. Незрелость мышления.

4. Несформированность учебных интересов и преобладание игровых.

5. Недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения.

6. Более низкая, по сравнению нормально развивающимися детьми того же возраста, способность к приему и переработке перцептивной информации (это та информация, которая позволяет ребёнку сличать воспринимаемые объекты с хранящимися в его памяти прежними их отображениями и описаниями и опознавать эти объекты, т.е. относить их к той или иной категории явлений).

7. У многих детей наблюдается недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций.

8. Одной из основных особенностей детей с ЗПР является недостаточность образования связей между восприятием и двигательными функциями.

9. Отставание в формировании пространственных представлений.

10. Недостаточность интегральной деятельности мозга. Поэтому затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ.

В плане первопричины, структуры нарушений, прогноза различные варианты ЗПР значительно отличаются друг от друга. Выделяются две большие группы:

1. Доброкачественная или неспецифическая ЗПР. Сюда относятся ЗПР, связанные, прежде всего с эмоциональной незрелостью ребенка, слабостью мотивации поведения: игровой характер интересов, неспособность к волевому усилию. Это так называемый неосложненный психический и психофизический инфантилизм.

Психический инфантилизм – такое состояние психики ребенка, при котором его эмоционально-волевая сфера соответствует уровню развития ребенка более младшего возраста.

При этом варианте ведущая роль отводится замедлению темпа созревания лобных и лобно-диэнцефальных систем мозга, в норме обеспечивающих как уровень развития личности, так и формирование целенаправленной деятельности.

2 Специфическая или церебрально- органическая ЗПР, связанная с повреждением мозговых структур и их функций. Это задержка развития, обусловленная нарушением познавательной деятельности и работоспособности, в связи с повышенной истощаемостью психических функций. Причиной этого являются патология беременности и родов, черепно-мозговые травмы и болезни первых лет жизни. Такая задержка кроме всего прочего, проявляется различными психоневрологическими нарушениями.

Разграничение специфической и неспецифической задержки очень важна, так как речь идет в плане определения интенсивности и методов стимуляции возрастного развития, прогноза эффективности лечения, обучения и социальной адаптации

2.КЛИНИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИКА ЗПР.

Основные клинические типы ЗПР выделены по принципу происхождения. Выделяют:

1. ЗПР конституционального происхождения. Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме. При этом варианте эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении таких детей в младших классах связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. Часто психический инфантилизм сочетается с инфантильным типом телосложения.

6 стр., 2522 слов

Контрольная работа: Значение и основные направления развития ...

... компьютерных технологий в аудит служит срок окупаемости затрат. Предпосылки создания комплексной системы автоматизации аудиторской деятельности (СААД). В отличие от автоматизации бухгалтерского учета, где ... на проведение аудита, договор на проведение аудита, аудиторское заключение, обязательный набор рабочих таблиц, тестов, опросных листов и т.д. Высокий уровень развития математических методов ...

2. ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь, порок сердца. В замедлении темпа развития этих детей значительная роль принадлежит стойкой астении, которая снижает не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда и с режимом определенных ограничений и запретов, в которых находится соматически ослабленный или больной ребенок.

3. ЗПР психогенного происхождения. Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные средовые условия, рано возникающие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы. Сначала нарушаются вегетативные функции, затем и все психическое, прежде всего, эмоциональное развитие. В эти случаях речь идет о патологическом развитии личности. ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, чаще всего обусловленном явлениями гипоопеки — условиями безнадзорности, когда у ребенка не воспитывается чувство долга и ответственности, не стимулируется также развитие и познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы (в виде лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости) у таких детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Вариант аномального развития по типу кумира семьи обусловлен, наоборот, гиперопекой. Ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативы, ответственности. При этом у ребенка наряду с малой способностью к волевому усилию, формируются черты эгоцентризма, эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

Вариант развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место дисгармоничные отношения между родителями вплоть до развода, недостаток теплоты в общении между родителями и ребёнком, грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребенку и другим членам семьи. Часто формируется личность робкая, боязливая. Эмоциональная незрелость у такого ребенка проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативности, неуверенности в себе.

17 стр., 8160 слов

Личностные особенности детей и подростков с отклонениями в развитии

... образования для детей с отклонениями в развитии. Но по мере осознания важности проблем адаптации к труду и социальной интеграции инвалидов в специальной психологии интерес к вопросам формирования личности с различными отклонениями в развитии становится все ...

4. ЗПР церебрально-органического происхождения.

Этот тип ЗПР занимает основное место при данной аномалии развития. Он встречается значительно чаще других типов, обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.

Изучение анамнеза таких детей часто показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера: патологию беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, несовместимость крови матери и плода по различным факторам, недоношенность, асфиксия в родах, болезни первых лет жизни и т.д.) По некоторым данным почти 70% ЗПР обусловлено именно такими нарушениями. У таких детей имеется замедление возрастных фаз развития: ребенок позже, чем в норме начинает ползать, стоять, ходить, говорить, у него позже формируются различные умения и навыки, этапы игровой деятельности. Часто наблюдаются задержки физического развития (недоразвитие роста, мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса).

Нередко наблюдается общая гипотрофия. В неврологическом плане: часто встречаются гидроцефальные явления, нарушения черепно-мозговой иннервации, явления вегето-сосудистой дистонии и др. Для этого варианта ЗПР часто употребляется термин «минимальная мозговая дисфункция».