1-двигатель; 2-ограждение; 3-клиноременная передача; 4-цилиндрический редуктор; 5-упругая муфта с торообразной оболочкой; 6-мешалка; 7-смесь; 8-задвишка. I, II, III, IV-валы, соответственно, -двигатель, быстроходный и тихоходный редуктора, рабочий машины
1. Краткое описание привода
Устанавливаем привод в столовую для смешивания исходных материалов при производстве хлебобулочных изделий. Работа в одну смену, нагрузка маломеняющаяся, режим нереверсивный, продолжительность смены t=12ч.
1. Определяем ресурс привода:
L=365LtL=365·3·12·1=13140 ч
где L- срок службы привода, лет
t- продолжительность смены, ч
L- число смен
2. Определяем рабочий ресурс привода:
Принимаем время простоя машинного агрегата 10% ресурса. Тогда L=13140·0,90=11826 ч
Рабочий ресурс привода принимаем L=12·10ч
Таблица 1. Эксплуатационные характеристики машинного агрегата.
Место установки |
L |
L |
t |
L,ч |
Характер нагрузки |
Режим работы |
|
столовая |
3 |
1 |
12 |
12·10 |
С малыми колебаниями |
нереверсивный |
|
2. Выбор двигателя. Кинематический расчёт привода
2.1 Определение номинальной мощности и номинальной частоты вращения двигателя
КПД механических передач (без учёта потерь в подшипниках)
Передача ременная: клиновым ?=0,96…0,98
Передача зубчата цилиндрическая: ?=0,96…0,97
Общий коэффициент полезного действия:
? = ?????
?=0,96·0,96·0,98·0,99·0,98=0,87
Определяем мощность двигателя:
P=Tщ=0,15·6=0,9 Вт
щ=2р·n=2·3,14·1=6 рад/с
n=60 об/мин=1 об/с
P===1 кВт
2.2 Определение передаточного числа привода
Ременная передача, число передаточных чисел:
n=60 об/мин- частота вращения
u===15-находим передаточное число привода u
Производим разбивку передаточного числа привода u, принимая для всех вариантов передаточное число редуктора постоянным.
u=2 (второй способ)
u===7
Определяем максимально допускаемое отклонение частоты вращения приводного вала мешалки
Дn===3 об/мин
Определяем допускаемою частоту вращения приводного вала мешалки, приняв Дn=1,5 об/мин
[n]= n=60+1,5=61,5 об/мин
Отсюда фактическое число привода:
u===14
Передаточное число зубчатой передачи:
u===7
2.3 Определение силовых и кинематических параметров привода
Таким образом выбираем двигатель 4АМ80А6У3 (Р=1,1 кВт); n=920 об/мин; передаточное число: привода n=15; редуктора u=7,1; ременной передачи u=2
Определяем мощность на валах:
Р=Р??=1,1·0,96·0,99=1,04 кВт
Р= Р??=1,04·0,96·0,99=0,98 кВт
Р= Р??=0,98·0,98·0,98=0,9 кВт
Определяем частоту вращения на валах:
n===460 об/мин
n=n===64,78 об/мин
Определяем угловую скорость на валах:
щ===96,2 с
щ===48,1 с
щ=щ===6,77 с
Определяем вращающий момент на валах:
Т==11,4 Н·м
Т=Тu??=11,4·2·0,96·0,99=21,6 Н·м
Т=Тu??=21,6·7,1·0,96·0,99=145,7 Н·м
Т= Т??=145,7·0,98·0,98=139,9 Н·м
Таблица 2. Силовые и кинематические параметры привода
Параметр |
Передача |
Параметр |
Вал |
|||||
Закрытая (цилиндрическая) |
Открытая (ременная) |
Двигателя |
Редуктора |
Приводной рабочий машины |
||||
Быстроходный |
Тихоходный |
|||||||
Передаточное число u |
7,1 |
2 |
Расчётная мощность P, кВт |
1,1 |
1,04 |
0,98 |
0,9 |
|
Угловая скорость щ, 1/с |
96,2 |
48,1 |
6,77 |
6,77 |
||||
КПД ? |
0,96 |
0,96 |
Частота вращения n, об/мин |
920 |
460 |
54,78 |
54,78 |
|
Вращающий момент Т, Н·м |
11,4 |
21,6 |
145,7 |
139,9 |
||||
3. Выбор материала зубчатых передач. Определение допускаемых напряжений
3.1 Выбор твердости, термообработки и материала колес
По таблице 3.2[10] выбираем для шестерни и колеса — сталь 40х, термообработка — улучшение. Средняя твердость шестерни: НВ285, средняя твердость колеса: НВ248.
3.2 Определить допускаемое контактное напряжение
а) Определяем коэффициент долговечности для зубьев шестерни К и колеса K
К====0,95
где N- число циклов (табл.3.3[10])
Так как N> N, то К=1
K===0,83
Так как N>N, то K=1
б) Определяем допускаемое контактное напряжение шестерни и колеса
[у]=1,8·НВ+67=1,8·285+67=580 н/мм
[у]=1,8·НВ+67=1,8·248+67=513,4 н/мм
в) Определяем допускаемое контактное напряжение шестерни и колеса
[у]= К[у]=1·580=580 н/мм
[у]= K[у]=1·513,4=513,4 н/мм
3.3 Определить допускаемое напряжение изгиба
а) Определяем коэффициент долговечности для зубьев шестерни К и колеса K
К====0,48
где N=4·10- число циклов перемены напряжения для всех сталей
Так как N> N, то К=1
K===0,66
Так как N> N, то K=1
б) Определяем допускаемое напряжение изгиба шестерни и колеса
[у]=1,03·НВ=1,03·285=293,6 Н/мм
[у]=1,03·НВ=1,03·248=255,4 Н/мм
в) Определяем допускаемое напряжение изгиба шестерни и колеса
[у]= К[у]=1·293,6=293,6 Н/мм
[у]= K[у]=1·255,4=255,4 Н/мм
Таблица 3. Механические характеристики материалов зубчатой передачи
Элемент передачи |
Марка материала |
D S |
Термо-обработка |
НВ |
у |
у |
у |
[у] |
[у] |
|
н/мм |
||||||||||
Шестерня |
40х |
125мм |
Улучшение |
285 |
900 |
750 |
410 |
580 |
293,6 |
|
Колесо |
125мм |
248 |
790 |
640 |
375 |
513,4 |
255,4 |
|||
4. Расчёт зубчатых передач редукторов
4.1 Расчёт закрытой цилиндрической передачи
Проектный расчёт:
1.Определяем межосевое расстояние:
a?K(u+1)K=43·(7,1+1)··1=129 мм
где K=43-вспомогательный коэффициент (для косозубых передач)
=0,28…0,36-коэффициент ширины венца колеса (для симметрично расположенных опор)
K=1-коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба.
Полученное значение округляем до ближайшего числа (табл. 12.15.[10]): a=130мм
2.Определяем модуль зацепления:
m?мм
где K=5,8-вспомогательный коэффициент (для косозубых передач)
d=мм -делительный диаметр кольца
b==0,32·130=41мм -ширина венца колеса
Полученное значение округляем в большую сторону до стандартного ряда m=1мм
3.Определяем угол наклона зубьев в для косозубых передач:
в=arcsin=arcsin
4.Определяем суммарное число зубьев:
z=z+z=
5.Уточняем действующие величины угла наклона зубьев для косозубых передач:
в=arccosarccos
6.Уточняем число зубьев шестерни:
z=
7.Определяем число зубьев колеса:
z= z-z=259-32=227
8.Определяем фактическое передаточное число uи проверяем его отклонение Дu от заданного u:
u= z/ z=227/32=7,1
Дu=
Дu=
9.Определяем фактическое межосевое расстояние для косозубых передач:
a=
10.Определяем фактические основные геометрические параметры передачи, мм
Параметр |
Шестерня косозубая |
Колесо косозубое |
||
Диаметр |
Делительный |
31,87 |
226,13 |
|
Вершин зубьев |
34 |
228,13 |
||
Впадин зубьев |
29,47 |
223,73 |
||
Ширина венца |
44 |
41 |
||
d=mzcosв=1·32·cos5,02678=31,87мм
d=mzcosв=1·227
- cos5,02678=226,13мм
d= d+2m=31,87+2·1=34мм
d= d+2m=226,13+2·1=228,13мм
d= d-2,4m=31,87-2,4·1=29б47мм
d= d-2,4m=226,13-2,4·1=223,73мм
b=b+(2…4)=41+3=44мм
b=шa=0,32·130=41мм
Проверочный расчёт
11.Проверяем межосевое расстояние:
a=(d+ d)/2=(31,87+226,13)/2=129 мм
12.Проверяем пригодность заготовок колес:
- D?D; C(S)?S
Диаметр заготовки шестерни:
D= d+6=34+6=40мм?D=125 мм
Толщина диска заготовки колеса закрытой передачи
S= b+4=41+4=45мм?S=125мм
13.Проверяем контактное напряжение:
у=K·?[у]
у=376·=429 Н/мм
где K=376-вспомогательный коэффициент (для косозубых передач)
F= H-окружная сила в зацеплении
K-коэффициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями. Для косозубых K определяется по графику в зависимости от окружной скорости колес: =щ2 d/2·10 =6,77·226,18/2·10=0,76м/с
K-коэффициент динамической нагрузки зависящей от окружной скорости колес и степени точности передач (табл.4.3[10])
Недогрузка у<[у] составляет 9%Б10%. Условие прочности выполняется
14.Проверяем напряжение изгиба зубьев шестерни у и колеса у, Н/мм
у=YY?[у]
у=3,66·0,96··1·1·1,04=114,74Н/мм?[у]=255,4 Н/мм
у= уY/ Y?[у]
у=114,74·3,66/3,63=115,7Н/мм?[у]=293,6 Н/мм
Y; Y-коэффициент формы зуба шестерни и колеса определяется по таблице 4.4[10].
Для косозубых -в зависимости от эквивалентного числа зубьев шестерни
z= и колеса z=:
z=
z=
K-коэффициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями (стр.66[10])
K-коэффициент динамической нагрузки (табл.4.3[10])
K-коэффициент неравномерной нагрузки по длине зуба
Y=1-(вє/140є)=1-(5є/140є)=0,96-коэффициент учитывающий наклон зуба
Таблица 4. Параметры зубчатой цилиндрической передачи, мм
Проектный расчёт |
||||
параметр |
значение |
параметр |
Значение |
|
Межосевое расстояние, a |
130 |
Угол наклона зубьев, в |
5є |
|
Модуль зацепления, m |
1 |
Диаметр делительной окружности: шестерни d колеса d |
31,87 226,18 |
|
Ширина зубчатого венца: шестерни b колеса b |
44 41 |
|||
Число зубьев: шестерни z колеса z |
32 227 |
Диаметр окружности вершин: шестерни d колеса d |
33,87 228,18 |
|
Вид зубьев |
косозубые |
Диаметр окружности впадин: шестерни d колеса d |
29,47 223,73 |
|
Проверочный расчёт |
|||||
Параметр |
Допускаемое значение |
Расчётное значение |
Примечание |
||
Контактное напряжение у, Н/мм |
513,4 |
429 |
-9% |
||
Напряжение изгиба, Н/мм |
у |
293,6 |
115,7 |
-60% |
|
у |
255,4 |
114,74 |
-55% |
||
5. Расчёт открытых передач
5.1 Расчёт клиноременной и поликлиноременной передачи
Проектный расчёт
1.Выбираем сечение ремня:
По рис. 5.2[10], принимаем клиновый ремень нормального сечения z
2.Определяем минимальный диаметр ведущего шкива:
По таблице 5.4[10], принимаем d=63 мм
3.Из стандартного ряда таблицы К40[10] выбираем стандартный размер ведущего шкива: d=90 мм
4.Определяем диаметр ведомого шкива d, мм:
d=d·u(1-E)=90·2·(1-0,02)=176 мм
где E=0,01…0,02-коэффициент скольжения
Округляем до стандартного значения по таблице К40[10]: d=180 мм
5.Определяем фактическое передаточное число u и проверяем его отклонение Дu от заданного u:
u=
Дu=
Дu=
6.Определяем ориентировочное межосевое расстояние а; мм
а?0,55(d+ d)+h(H)=0,55(90+180)+6=145,5 мм
где h(H)-высота сечения клинового ремня табл. К31[10]: h=6 мм
7.Определяем расчетную длину ремня l, мм
L=2a+ мм
Округляем до стандартного значения по таблице К31[10]: l=710 мм
8.Уточняем значение межосевого расстояния:
a=
= мм
9.Определяем угол обхвата ведущего шкива а, град:
а=180є-57є180є-57є условия выполняются
10.Определяем скорость ремня х, м/с:
х =
х= условия выполняются
11.Определяем частоту пробегов ремня u, с:
u= х/l=4/0,7=5,7c?30 c
условия выполняются
12.Определяем допускаемую мощность переданную одним клиновым ремнём:
[P]=[P]CCCC=0,58·0,9·0,9·0,87·0,95=0,4 кВт
где [P]=0,58кВт-допускаемая проведенная мощность по таблице 5.5[10]
C=0,9-коэффициент динамической нагрузки длительности работы
C=0,9-коэффициент угла обхвата а на меньшим шкиве
C=0,87-коэффициент влияния отношения расчетной длины ремня l к базовой l C=0,95-коэффициент числа ремней в комплекте клиноременной передачи
13.Определяем количество клиновых ремней:
z=
округляем до целого значения z=3
14.Определяем силу предварительного натяжения:
F= H
15.Определяем окружную силу передаваемую комплектом клиновых ремней:
F= H
16.Определяем силу натяжения ведущей F и ведомой F ветвей:
F= F+ H
F= F- Н
17.Определяем силу давления ремней на вал:
F=2Fz·sin H
Проверочный расчёт
18.Проверка прочности одного клинового ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущий ветви:
у=у+у+у=2,75+6+0,52=8,95 Н/мм?[у]=10 Н/мм
где у= Н/мм-напряжение растяжения
A=47мм-площадь поперечного сечения ремня по таблице К41[10]
у=E Н/мм-напряжение изгиба
E=80…100 Н/мм-модуль продольной упругости при изгибе
у=сх·10=1300·4·10=0,52 Н/мм-напряжение от центробежных сил
с=1250…1400 кг/м-плотность материала ремня для клиновых ремней
Таблица 5. Параметры клиноременной передачи.
Параметры |
значение |
Параметры |
значение |
|
Тип ремня |
клиновой |
Частота пробега ремня u, c |
5,7 |
|
Сечение ремня |
z |
Диаметр ведущего шкива d, мм |
90 |
|
Количество ремней |
3 |
Диаметр ведомого шкива d, мм |
180 |
|
Межосевое расстояние а, мм |
135,8 |
Максимальное напряжение у, Н/мм |
8,95 |
|
Длина ремня, мм |
710 |
Предварительное натяжение ремня F,Н |
83,7 |
|
Угол обхвата малого шкива а |
142є |
Сила давления ремня на вал F, Н |
474,5 |
|
6. Нагрузки валов редуктора
6.1 Определение сил в зацеплении закрытых передач
На колесе (таблица 6.1[10])
Окружная: F= H
Радиальная: F= H
Осевая: F= Ftgв=1289·tg5,02678є=113 Н
На шестерни:
F=F=1289 H
F=F=471 H
F=F=113 Н
6.2 Определение консольных сил (таблица 6.2[10])
Радиальная (от клиноременной передачи):
F=2Fz·sin=2·83,7·3·sin=474 H
Радиальная (от муфты):
F=125=125·=1508 H
Таблица 6. Силы в зацеплении и действующие на валы в закрытой передачи, Н
параметр |
значение |
параметр |
значение |
|
Окружная сила в шестерни, F |
1289 |
Окружная сила в колесе, F |
1289 |
|
Радиальная сила в шестерни, F |
471 |
Радиальная сила в колесе, F |
471 |
|
Осевая сила в шестерни, F |
113 |
Осевая сила в колесе, F |
113 |
|
Радиальная сила от открытой передачи, F |
474 |
Радиальная сила от муфты, F |
1508 |
|
7. Разработка чертежа общего вида редуктора
7.1 Определение геометрических параметров ступеней вал-шестерни
1.Размеры под шкив ременной передачи:
d=22 мм
где М=Т=21,6 Н·м
[у]=10…20 H/мм
Округляем до стандартных размеров (таблица 13.15 [10]): d=22 мм
l=(1,2…1,5)d=(1,2…1,5)·226,4…33 мм
Округляем до стандартных размеров (таблица 13.15 [10]): l=32 мм
2.Размеры под уплотнение крышки с отверстием и подшипником:
d= d+2t=22+2·2=26 мм
Округляем до стандартных размеров (таблица 13.15 [10]): d=25 мм
l?1,5d=1,5·25?38 мм
3.Размер под шестерню:
d= d+3,2r=25+3,2·2=28 мм
4.Размер под подшипник:
d= d=25 мм
l=B+C=15+1,5=16,5 мм
Округляем до стандартных размеров (таблица 13.15 [10]): l=17 мм
7.2 Определение геометрических параметров ступицей вал колеса.
1.Размеры под полумуфту:
d=33,03 мм
где М=Т=145,7 Н·м
Округляем до стандартных размеров (таблица 13.15 [10]): d=34 мм
l=(1,03…1,5)d=(1,03…1,5)·34=34…51 мм
Округляем до стандартных размеров (таблица 13.15 [10]): l=50 мм
2.Размеры под уплотнение крышки с отверстием и подшипником:
d= d+2t=34+2·2,5=39 мм
Округляем до стандартных размеров (таблица 13.15 [10]): d=40 мм
l?1,25d=1,25·40?50 мм
Округляем до стандартных размеров (таблица 13.15 [10]): l=50 мм
3.Размеры под колесо:
d= d+3,2r=40+3,2·2,5=48 мм
Округляем до стандартных размеров (таблица 13.15 [10]): d=48 мм
4.Размеры под подшипник:
d= d=40 мм
l=B+C=18+2=20 мм
Округляем до стандартных размеров (таблица 13.15 [10]): l=20 мм
7.3 Предварительный выбор подшипников качения
По таблице 7.2[10] и К27[10] выбираем для быстроходного вала шариковые радиальные однорядные подшипники, серия легкая, обозначение 205 ГОСТ 8338-75 (d=25, D=52, B=15, r=1,5)
По таблице 7.2[10] и К27[10] выбираем для тихоходного вала шариковые радиальные однорядные подшипники, серия легкая, обозначение 208 ГОСТ 8338-75 (d=40, D=80, B=18, r=2)
1.Определяем диаметр и длину ступицы колеса:
d=(1,55…1,6)d=(1,55…1,6)48=74,4…76,8 мм
Округляем до стандартных размеров (таблица 13.15 [10]): d=75 мм
l=(1,1…1,5)d=(1,1…1,5)48=52,8…72 мм
Округляем до стандартных размеров (таблица 13.15 [10]): l=63 мм
2.Определяем зазор между степенями редуктора и колеса:
X=+3==8 мм
3.Определяем расстояние от оси шестерни до внутренней поверхности корпуса:
F== =26 мм
4.Определяем расстояние между дном корпуса и поверхностью колеса:
y?4x=4·8=32 мм
Таблица 7. Параметры закрытой передачи, мм
Параметры быстроходного вала |
значение |
Параметры тихоходного вала |
значение |
|
Диаметр под шкив ременной передачи d |
22 |
Диаметр под шкив ременной передачи d |
34 |
|
Длина под шкив ременной передачи l |
32 |
Длина под шкив ременной передачи l |
50 |
|
Диаметр под утопление крышки d |
25 |
Диаметр под утопление крышки d |
40 |
|
Длина под утопление крышки l |
38 |
Длина под утопление крышки l |
50 |
|
Диаметр под шестерню d |
28 |
Диаметр под шестерню d |
48 |
|
Диаметр под подшипник d |
25 |
Диаметр под подшипник d |
40 |
|
Длина под подшипник l |
17 |
Длина под подшипник l |
20 |
|
Зазор между стенками редуктора |
8 |
Диаметр ступицы колеса d |
75 |
|
Расстояние между дном корпуса и поверхностью колеса y |
32 |
Длина ступицы колеса l |
63 |
|
8. Расчётная схема валов редуктора
8.1 Определение радиальных реакций в сторонах подшипников быстроходного вала
1.Вертикальная плоскость:
- ?М=0; RL-F·0,5L+F·0,5d+F·L=0
R=( F·0,5L-F·0,5d-F·L)/ L=(471·0,5·0,108-113·0,5·0,03387-474·0,046)/ 0,108=15,9 H
?М=0; F·0,5L+F·0,5d- RL+F·(L+ L)=0
R=(F·0,5L+F·0,5d+F·(L+L))/ L=(471·0,5·0,108+113·0,5·0,3187+474
- (0,046+1,108))/0,108=1078,1 Н
Поверка: ?Y=0; R-F+R-F=922,9-471+22,1-474=0
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях: 1,2,3,4: М=0; М=R·0,5·L=15,9·0,5·0,108=0,8 Н·м; М=0;
М=-F·L=-474·0,046=-21,8
Н·м; М= F(L+0,5·L)+R·0,5L=-474·
(0,046+0,5·0,108)+1078,1·0,5·0,108=105,6 Н·м
2.Горизонтальная плоскость:
- ?М=0; -F-0,5L+RL=0
R=F·0,5L/L=1289·0,5·0,108/0,108=644,5 Н
?М=0; RL-F·0,5L=0
R=F·0,5L/L=1289·0,5·0,108/0,108=644,5 Н
Проверка: ?X=0; R-F+R=644,5-1289+644,5=0
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y в характерных сечениях: 1,2,3: М=0; М=-R-0,5L=-644,5-0,5·0,108=-644Н·м; М=0
3.Строим эпюру крутящих моментов:
М=М= F·0,5d=1289·0,5·0,03387=21,8 Н·м
4.Определяем суммарное радиальные реакции:
R= Н
R= Н
5.Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях:
М= Н·м
М=М=21,8 Н·м
8.2 Определение радиальных реакций в опорах подшипников тихоходного вала
1.Вертикальная плоскость:
- ?М=0; RL·F·0,5d·F·0,5L=0
R=(F·0,5L-F·0,5d)/L=(471·0,5·0,114-113·0,5·0,22618)/0,114=123,4 H
?M=0; F·0,5L+F·0,5d-RL
R=(F·0,5L+F·0,5d)/L=(471·0,5·0,114+113·0,5·0,22618)/0,114=347,6 H. Проверка: ?Y=0; R-F+R=123,5-471+347,6=0
Стоим эпюры изгибающих моментов относительно оси X в характерных сечениях: 1,2,3,4: М=0; M=R·0,5L=123,4·0,5·0,114=7 Нм; M=0; M=R·0,5L=347,6·0,5·0,114=19,8 Нм
2.Горизонтальная плоскость:
- ?М=0; -F(L+L)+RL+F·0,5L=0
R=(F(L+L)- F·0,5L)/L=(1508·(0,091+0,114)1289·0,5·0,114)/0,114=2067,3Н
?M=0; -F·L- F·0,5L+RL=0
R=(F·L+ F·0,5L)/L=(1508·0,091+1289·0,5·0,114)/0,114=1848,2 H Проверка: ?X; F-R-F+ R=1508-2067,3-1289+1848,2=0
Строим эпюры изгибающих моментов относительно оси Y в характерных сечениях: 1,2,3,4: M=0; M=0; M=-FL=1508·0,091=-137,2 Нм. M= F(L+0,5L)+R·0,5L=
1508·(0,091+0,5·0,114)+2067,3·0,5·0,114=105,3Нм
3.Строим эпюру крутящих моментов:
M=M= F·0,5d=1289·0,5·0,22618=145,7 Нм
4.Определяем суммарные радиальные реакции:
R= Н
R= Н
5.Определяем суммарные изгибающие моменты:
- M=M=137,2; M=Нм
Таблица 8.Радиальные реакции и изгибающие моменты в опорах подшипников
параметр |
значение |
параметр |
значение |
|
Радиальная реакция в опоре А подшипника быстрого вала R,Н |
644,7 |
Радиальная реакция в опоре С подшипника тихоходного вала R,H |
2070 |
|
Радиальная реакция в опоре В подшипника быстрого вала R,Н |
1256 |
Радиальная реакция в опоре D подшипника тихоходного вала R,H |
1880,6 |
|
Крутящий момент быстрого вала М,Нм |
21,8 |
Крутящий момент тихоходного вала М,Нм |
145,7 |
|
Суммарный изгибающий момент на шестерни М,Нм |
652 |
Суммарный изгибающий момент на колесе М,Нм |
105,5 |
|
Суммарный изгибающий момент в опоре В подшипника быстроходного вала М,Нм |
21,8 |
Суммарный изгибающий момент в опоре С подшипника тихоходного вала М,Нм |
137,2 |
|
9. Проверочный расчёт подшипников
9.1 Проверочный расчёт для подшипников быстроходного вала
Ранее были выбраны подшипники 205 ГОСТ 8338-75, характеристика подшипников (по таблице К27 [10]): C=1400H; C=6950H; x=0,56; V=1; K=1,3; K=1; a=1; a=0,8
Требуемая долговечность подшипников L=15000ч
Подшипники установлены по схеме в распор.
1.Определяем отношение:
R/VR=113/1·644,7=0,17
R/VR=113/1·1256=0,09
Где R=F
2.Определяем отношение:
R/С=113/6950=0,16
По таблице 9.1 [10] интерполирование находим:
- e=0,19; Y=2,30
3.Определяем эквивалентную динамическую нагрузку:
По соотношениям
и
выбираем формулу для определения R наиболее нагруженного подшипника:
R=V·R·K·K=1·644,7·1,3·1=838,11 H
R=V·R·K·K=1·1256·1,3·1=1632,8 H
4.Определяем динамическую грузоподъемность по большому значению эквивалентной нагрузки:
- С=R9954,8 H<C
Где m=3-для шариковых подшипников
Подшипник пригоден.
5.Определяем долговечность подшипника:
L=aa
9.1 Проверочный расчёт для подшипников тихоходного вала
Ранее были выбраны подшипники: 208 ГОСТ8338-75, характеристика подшипников (по таблице К27[10]): C=3200H; C=17800H; x=0,56; V=1; K=1,3; K=1; a=1; a=0,8
Требуемая долговечность подшипников L=15000 ч
Подшипники установлены по схеме в распор.
1.Определяем отношение:
R/VR=113/1·2070=0,05
R/VR=113/1·1880,6=0,06
Где R=F
2.Определяем отношение:
R/С=113/17800=0,006
По таблице 9.1 [10] интерполирование находим:
- e=0,19; Y=2,30
3.Определяем эквивалентную динамическую нагрузку:
По соотношениям и выбираем формулу для определения R наиболее нагруженного подшипника:
R=V·R·K·K=1·2070·1,3·1=2691 H
R=V·R·K·K=1·1880,6·1,3·1=2444 H
4.Определяем динамическую грузоподъемность по большому значению эквивалентной нагрузки:
- С=R10414,17 H<C
5.Определяем долговечность подшипника:
L=aa
Таблица 9.
Вал |
Подшипники |
Размеры dxDxT, мм |
Динамическая грузоподъемность, Н |
Долговечность, ч |
|||
C |
C |
L |
L |
||||
Б |
205 |
25x52x15 |
9954,8 |
14000 |
18270 |
12000 |
|
Т |
208 |
40x80x18 |
10414,17 |
32000 |
244725 |
12000 |
|
10. Разработка чертежа общего вида привода
10.1 Конструирование зубчатых колес
1.Зубчатое колесо:
Способ получения заготовки: ковка
Обод: d=100…500 мм
S=2,2m+0,05b=2,2·1+0,05·41=5 мм
b=41 мм
Ступица: d=d=48 мм
d=1,55d=1,55·48=75 мм
д?0,3d=0,3·48=14,4 мм
l=(1,0…1,5)d=(1,0…1,5) ·48=63 мм
Диск: С=0,5(S+д)?0,25b=0,5(4,25+14,4)=10 мм?9,25 мм
R>6; Y=7є
=45є; f=2
2.Установка колес на валах:
а) Сопряжение колес с валом шпоночным соединением. Принимаем Н7/r6 посадку.
10.2 Конструирование валов
Переходные участки: Галтели
Вал колеса: d=34=> r=2; f=2,5 мм
d=40=> r=2; f=2,5 мм
d=48=> r=2,5; f=3 мм
d=40=> r=2; f=2,5 мм
Вал шестерни: d=22=> r=1,6; f=2 мм
d=25=> r=1,6; f=2 мм
d=28=> r=1,6; f=2 мм
d=25=> r=1,6; f=2 мм
Первая ступень:
Тихоходный: d=34 мм
r=2 мм с=1,6 мм
Быстроходный: d=22 мм
r=1,6 мм c=1 мм
10.3 Выбор соединений
Шпоночное соединение:
Используем призматические шпонки, изготовленные из чистотянутой стали с у?600 Н/мм
Длину шпонки выбираем из стандартного ряда R40 (таблица 13.15[10]), так чтобы она была меньше длины ступицы (l=63мм) насаживаемой детали на 5…10мм=> l=50 мм
Тихоходный вал:
- Для d=48 мм: сечение шпонки b=14 мм;
- h=9 мм (14×9),фаска 0,5 мм;
- глубина паза: вала t=5,5 мм, ступицы t=3,8 мм, l=50 мм
Для d=34 мм: сечение шпонки b=10 мм, h=8 мм (10×8), фаска 0,5 мм; глубина паза: вала t=5 мм, ступицы t=3,3 мм, l=22 мм
Быстроходный вал:
- Для d=22 мм: сечение шпонки b=8 мм;
- h=7 мм (8×7),фаска 0,5 мм;
- глубина паза: вала t=4 мм, ступицы t=3,3 мм, l=20 мм
10.4 Конструирование подшипниковых узлов
1.Схема установки подшипников:
По схеме 1
Плавающая опора и фиксирующая опора
2.Крепление колец подшипников на валу и корпусе
Внутренние кольца на обоих валах устанавливаем пружинным упорным кольцом, которые закладываются в разведенном состояние.
Выбираем из таблице K27[10]:
- Тихоходный вал: А40 ГОСТ 1342-80; А34 ГОСТ 1342-80
В быстроходный вал ставим шайбы: ГОСТ 113-78
3.Наружные кольца на обоих валах устанавливаем такие же как и внутренние.
4.Крышки подшипниковых узлов:
Врезные крышки (см.таблица K18[10]):
Глухая крышка
Для тихоходного:
- D=80 мм;
- D=85 мм;
- D=72 мм;
- h=16 мм;
- h=5 мм;
- l=10 мм
Для быстроходного:
- D=52 мм;
- D=56 мм;
- D=44 мм;
- h=14 мм;
- h=4 мм;
- l=8 мм
Под манжетные уплотнения
Для тихоходного:
- D=80 мм;
- D=85 мм;
- D=72 мм;
- h=16 мм;
- h=5 мм;
- l=10 мм;
- l=2 мм
Для быстроходного:
- D=52 мм;
- D=56 мм;
- D=44 мм;
- h=14 мм;
- h=4 мм;
- l=8 мм;
- l=2 мм
Уплотнительные устройства:
Выбираем наружное уплотнение
Резиновое армированные манжеты (таблица К20[10])
Тихоходный вал Манжет 1.1-40×60-1 ГОСТ 8752-79
d=40 мм; D=60 мм; h=10 мм
Быстроходный вал Манжет 1.1-25×42-1 ГОСТ 8752-79
d=25 мм; D=42 мм; h=10 мм
10.5 Конструирование корпуса редуктора
1.Форма корпуса
Выбираем цилиндрический горизонтальный.
Толщина стенок корпуса и ребер жесткости:
д=1,86мм
д=1,86мм
2.Фланцевое соединение:
Выбираем диаметр d винтов (болтов) фланцев, мм:
- d=M14;
- d=M12;
- d=M10;
- d=М6 (по таблице 10.17[10])
Конструктивные элементы фланцев, мм:
d=M14 (болт) d=M12 (винт) d=M10 (винт) d=М6 (винт)
K=34 K=26 K=22 K=13
C=17 C=13 C=11 C=6
D=24 D=20 D=18 D=11
b=1 b=16 b=13 b=8
d=16 d=14 d=11 d=7
а) Фундаментальный фланец основания корпуса:
L=L+b=270+40=310 мм-длина на опорной поверхности платиков
b=2,4d+д=2,4·14+6=40 мм-ширина
h=1,5d=1,5·14=21 мм-высота
h=2,5(d+д)=2,5(14+6)=50 мм-высота ниш
б) Фланец подшипниковой бобышки крышки и основания корпуса:
n=3-количество подшипников на одну сторону корпуса
в) Фланец для крышки подшипников узла (по таблице 10.20[10]):
d=M8 d=M6
n=4 n=4
f=5 f=4
Внутренний диаметр: D=52мм; D=80 мм
Наружный диаметр: D=D+(4…5)=52+5=57 мм
D=D+(4…5)=80+5=85 мм
Диаметр центровой окружности винтов:
D=66 мм
D=100 мм
Высота: h=3…5 мм
г) Фланец для крышки смотрового окна:
h=3…5 мм
3.Подшипниковые бобышки:
D=D+3д=52+3·6=70 мм
D=D+3д=80+3·6=98 мм
l=h+B+(10…12)=5+15+(10…12)=30 мм
l=h+B+(10…12)=6+18+(10…12)=34 мм
4.Детали и элементы корпуса редуктора:
а) Смотровой люк. Люк закрываем крышкой, совмещенной с отдушиной
Н?0,1L
L-длина крышки
б) Отжимные винты используем диаметра равным d
в) Проушины используем в виде ребра с отверстием
10.6 Конструирование элементов открытых передач
1.Конструирование шкивов ременных передач
Шкивы изготавливаем из чугуна СЧ15
Обод:
Диаметр шкива конструктивный:
d=d+2t=171+2·2,5=176 мм
Ширина шкива передач:
B=(z-1)·p+2f=(3-1)·12+2·8=40 мм
Толщина для чугунных шкивов передач:
д=(1,1…1,3)·h=(1,1…1,3)·7=8 мм
Диск:
Толщина: С=(1,2…1,3)·д=(1,2…1,3)·7=9 мм
Отверстия: n=4
Ступица:
Диаметр внутренний: d= 22 мм
Диаметр наружный для шкивов:
d=1,6d=1,6·22=35 мм
Длина: l=(1,2…1,5)·d=(1,2…1,5)·22=33 мм
2.Установка элементов открытых передач на вал:
Выбираем посадку на цилиндрический конец вала. Деталь фиксируем винтом с цилиндрической головкой ГОСТ 11738-84 (по таблице К5[10])
10.7 Выбор муфт
1.Определение расчетного момента и выбор муфты:
Т=КТ?Т
Т=1,30·145,7=189?200
К-коэффициент режима нагрузки (по таблице 10.26[10])
Т-номинальный момент (по таблице К25[10])
2.Муфта упругая с торообразной оболочкой:
Материал-сталь Сm3 ГОСТ 380-88
d=34 мм, l=60 мм, L=200 мм, D=200 мм, B=50 мм, С=53 мм, D=100 мм, D=150 мм, D=120 мм, d=53 мм
Смещение осей валов, не более:
- Дr=2; Дy=1є, Дб=2,5
200-1-34-1-У2 ГОСТ 20884-93
3.Установка муфт на валах:
Болты и винты М10
Ставим шайбу 7019-0635
10.8 Смазывание. Смазочные устройства
1.Смазываение зубчатого зацепления:
а) Способ смазывание: проточное (окунание)
б) Выбираем масла (таблица 10.29[10]):
Индустриальное И-Г-А-68
Кинематическая вязкость при 40єС, мм/с: 61…75
в) Определяем количество масла:
0,4…0,8 л масла на 1 кВт передаваемой мощности, берем 0,8л масла.
г) Определяем уровень масла:
m?h?0,25d
h=57мм
д) Контроль уровня масла:
Выбираем крановый маслоуказатель.
е) Слив масла:
Для слива масла в корпусе предусматривают сливное отверстие, закрываемое пробкой с конической резьбой
d=K1/2” труб, D=20,9мм, L=15мм, b=7,5мм, а=4мм, S=8мм
2.Смазываение подшипников:
Смазываем жидким материалом, при смазывании зубчатых колес окунанием подшипники качения обычно смазываются из картера в результате разбрызгивания масла колесами, образования масляного тумана и растекания масла по валам.
11. Проверочный расчёты
11.1 Проверочный расчёт шпонок
Условие прочности:
1.На вал шестерню под колесо открытых передач:
у=
у= Н/мм
А=(0,94h-t)l=(0,94·7-4)·10=26мм-площадь смятия
l=l-b=18-8=10 мм
[у]=110…190Н/мм-допуск напряжения на смятие
2. На тихоходный вал под зубчатое колесо:
у=
у= Н/мм
А=(0,94h-t)l=(0,94·9-5,5)·22=65 мм-площадь смятия
l=l-b=36-14=22 мм
3.На тихоходный вал под полумуфту:
у=
у= Н/мм
А=(0,94h-t)l=(0,94·8-5)·12=30 мм-площадь смятия
l=l-b=22-10=12 мм
11.2 Проверочный расчёт стяжных винтов подшипниковых узлов
у=1,3F/A?[у]
у=1,3·85/78,5=1,5 Н/мм<[у]
а) F=[K(1-x)+x]F=[1,5·(1-0,25)+0,25]·62=85 H
F=0,5R=0,5·123,4=62 H
K=1,5-постоянная нагрузка
x=0,25
б) А=рd/4=3,14·10/4=78,5 мм
d?d-0,94p=12-0,94·1,75=10 мм
в) [у]=(0,2…0,25)у=0,25·300=75 Н/мм
12. Расчёт технического уровня редуктора
12.1 Определение массы редуктора
m=цV·10=0,42·7400·15104130·10=46 кг
ц=0,42-коэфициент заполнения (по рис. 12.1[10])
p=7,4·10кг/м-плотность чугуна
V=L·B·H=327·149·310=15104130 мм-условный объем редуктора
12.2 Определение критерия технического уровня редуктора
Y=m/T=46/145,7=0,3>0,2-критерий технического уровня редуктора
Таблица 10.
Тип редуктора |
Масса m, кг |
Момент T, Н·м |
Критерий Y |
|
Одноступенчатый цилиндрический |
46 |
145,7 |
0,3 |
|
Вывод:
- Технический уровень редуктора низкий. Морально устарел(Y=0,3<0,2), так как масса редуктора слишком велика (46 кг) и вращающий момент тихоходного вала слишком мал.
Причина этому большое передаточное число редуктора равное 7,1. Что бы редуктор удовлетворял ГОСТ 16162-93 «Редукторы общего назначения. Общие технические условия». Нужно уменьшить передаточное число редуктора но в тоже время увеличить передаточное число клиноременной передачи.
электродвигатель привод передача редуктор
Приложение, Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/privod-k-meshalke/
1. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин., М, Высшая школа. 2001. 447с
2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин., М, Высшая школа. 1990. 370с
3. Иванов М.Н., Иванов В.Н. Детали машин. Курсовое проектирование., М.: Высшая школа, 1975. 294с
4. Куклин Н.Г., Куклина Г.С. Детали машин. 3-е издание. М. Высшая школа, 1984. 310с
5. Перель Л.Я. Подшипники качения. М.: Машиностроение, 1983. 588с
6. Поляков В.С., Бардаш И.Д. Муфты Л.: Машиностроение, 1973. 366с
7. Проектирование механических передач. Под ред. С.А. Чернавского, 5-е издание., М: Машиностроение, 1984. 358с
8. Подшипники качения: Справочный каталог. Под ред. Р.В. Коросташевского и В.Н. Нарышкина, М: Машиностроение, 1984. 280с
9. Курмаз Л.В., Скойбеда А.Т. К93 Детали машин. Проектирование., М.: «Технопринт», 2001. 290с
10. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. Калининград: Янтар. Сказ, 2003. 454с