Техническое обеспечение

Характер и особенности организации операции по локализации конфликта в Чеченской Республике наложили свой отпечаток на организацию и управление техническим обеспечением (ТО) войск.

Учитывая отсутствие в Министерстве обороны органа управления техническими обеспечением, руководство действиями сил и средств ТО в регионе, в том числе органами ТО МО РФ, МВД, Пограничных войск было возложено на заместителя главнокомандующего Сухопутными войсками по вооружению (прил. 13).

Для организации технического обеспечения была создана оперативная группа Центра, основу которой составило управление ТО СВ, как штаба вооружения, и представители главных управлений Министерства обороны, как соответствующих довольствующих служб со своими органами материально-технического обеспечения. Кроме этого, в оперативную группу были включены представители органов ТО ВМФ, ВДВ и ВВ МВД РФ.

Непосредственное управление силами и средствами технического обеспечения осуществлялось управлением вооружения СКВО во главе с заместителем командующего войсками округа по вооружению, а на направлениях действий группировок войск — заместителями командиров армейских корпусов по вооружению.

При этом на начальном этапе операции , когда в состав оперативной группы Центра входили первые заместители начальников главных управлений, наделенные соответствующими полномочиями, она успешно и своевременно справлялась со своими задачами. В последующем их замена на должностных лиц с меньшим масштабом прав отрицательно повлияла на уровень эффективности управления, вследствие возникновения необоснованной необходимости согласования всех вопросов по видам обеспечения с главными управлениями.

Таким образом, опыт операции в Чечне наглядно показал необходимость создания такого органа в мирное время и централизации управления ТО в Сухопутных войсках под руководством заместителя по вооружению с подчиненным ему штабом вооружения, соответствующими службами и органами материально-технического обеспечения.

Оперативная группа начала работу по организации технического была положена совместная активная работа с управлением вооружения СКВО, оперативными группами Внутренних и Пограничных войск.

С 30 ноября по 8 декабря 1994 года из числа офицеров управлений вооружения СКВО, ВДВ, ВВ МВД, ФПС были созданы оперативные группы для руководства техническим обеспечением группировок войск на моздокском, владикавказском и кизлярском направлениях, проведена оценка обеспеченности и состояния ВВТ, РВО, укомплектованности специалистами-ремонтниками, ВТИ; организована работа по ремонту ВВТ, прибывающих для создания и доукомплектования группировок войск.

Управление техническим обеспечением войск осуществлялось с ТПУ Объединенной группировки войск, развернутого в районе аэродрома Моздок, подвижного пункта Центра управления техническим обеспечением (ЦУТО) СКВО, а также с ТПУ соединений и частей, участвующих в операции.

Планирование технического обеспечения началось с разработки и утверждения директивы Генерального штаба по техническому обеспечению, в которой были определены основные задачи технического обеспечения, состав группировок сил и средств ТО на направлениях действий войск, организация обеспечения войск ракетами, боеприпасами и военно-техническим имуществом, организация управления ТО.

В соответствии с замыслом операции управлением технического обеспечения Сухопутных войск был разработан и утвержден начальником Генерального штаба ВС РФ план технического обеспечения Объединенной группировки федеральных войск.

Управлением вооружения СКВО на основе директивы ГШ ВС и указаний заместителя ГК СВ по вооружению был разработан план технического обеспечения войск при разоружении незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики , подготовлены и доведены до войск распоряжения по подготовке соединений и частей, ремонтно-восстановительных органов, запасов материальных средств для перегруппировки в районы боевого предназначения, отправлена в подчиненные войска директива по техническому обеспечению.

Были также разработаны указания и организовано взаимодействие по техническому обеспечению войск СКВО с ВДВ, ВВ МВД, ФПВ; организованы совместное планирование технического обеспечения предстоящих действий и разработка нормативных документов.

Взаимодействие было организовано на макете местности по трем этапам действий: при выдвижении группировок войск; при блокировании города и прилегающих к нему территорий; при ведении боевых действий в городе. До ВДВ и ВВ МВД была доведена схема распределения сил и средств технического обеспечения на маршрутах при выдвижении и в ходе боевых действий, организации обеспечения боеприпасами и ВТИ, управления ТО группировок войск.

В период со 2 по 4 декабря были проведены строевые смотры, проверка готовности частей и подразделений технического обеспечения к предстоящим действиям и организации охраны районов их расположения. Особое внимание при этом обращалось на подготовку подразделений, предназначенных для действий в составе ремонтно-эвакуационных и эвакуационных групп (РЭГ и ЭГ).

Организован контроль за проведением занятий в частях по боевому слаживанию и приняты меры по доукомплектованию боеприпасами.

Контроль прибытия войск своим ходом, перевозок воздушным и железнодорожным транспортом осуществлялся офицерами служб УВ СКВО.

Техническое обеспечение группировок войск при выдвижении планировалось организовать силами и средствами округа, корпусов,соединений и частей видов и родов войск с привлечением: в ротах — отделений технического обслуживания с машинами технической помощи; в батальонах (дивизионах)- ремонтно-эвакуационных групп с МТО (МРС), тягачом, автомобилями с ЗИП и ГСМ; в бригадах (полках) — ремонтно-эвакуационных групп с необходимыми силами и средствами ремонтных рот.

В интересах всех войск определялось иметь: на Моздокском направлении: СППМ — 2 (от 5157 КРВБ и ВВ МВД), усиленную РЭГ — 1, комлексную ЭГ -1, РЭГ батальонов -2, ПТП -2; на Владикавказском направлении: СППМ -2 (от 344 и 297 орвб, ВВ МВД), усиленную РЭГ -1, комплексную ЭГ -1, РЭГ батальонов -2, ПТП -2; на Кизлярском направлении: СППМ — 1 (от 1616 КРВБ), РЭГ полка — 1, РЭГ батальонов — 1, ПТП-2, ЭГ-1.

Силами указанных ремонтных частей и подразделений были организованы восстановление неисправных и поврежденных ВВТ, эвакуация застрявших и поврежденных образцов с маршрутов, подготовка их к боевому применению и техническое обслуживание.

Кроме того, было создано 20 замыканий походных колонн подразделений и два объединенных склада АБТИ на запасах Центра (г.Моздок, г.Прохладный).

Для решения внезапно возникающих задач на моздокском, владикавказском и кизлярском направлениях в резерв определялись ремонтно-эвакуационные группы в составе : ТРМ -2 ед., МРС, МС-А, СРЗ-А, МРМ, гусеничных тягачей -2 ед., колесных тягачей — 2 ед., грузовые автомобили под ВТИ и ГСМ.

Для эвакуации поврежденных и изъятых ВВТ в районах г.Моздок (5157 КРВБ) и г.Владикавказ (орвб 20 мсд) были созданы эвакуационные группы в составе: гусеничных тягачей — 5 ед; КЭТ-Л — 3 ед; МАЗ-537 — 10 ед.

На маршрутах выдвижения (через каждые 50 км) и в районах оперативного предназначения планировалось иметь пункты технической помощи (маршруты: N1 — Кень-Юрт, N2 — Побединское, N3 — Самашки, N4 Нов.Шарой).

Восстановление неисправных ВВТ определялось осуществлять: требующих текущего ремонта продолжительностью до 1 часа — на местах

выхода из строя,в ближайших укрытиях силами РЭГ; более 1 часа — на СППМ.

Текущий ремонт авиационной техники был организован на аэродроме Моздок.

Пути эвакуации ВВТ определялись: N1 — Моздок, Знаменское, Надтеречное, Кень-Юрт, Первомайское, Грозный; N2 — Моздок, Вознесенское, Горагорск, Нагорное, Побединское, Грозный; N3 — Кантышево, Сред.Ачалуки, Карабулак, Серноводск, Самашки, Грозный; N4 — Владикавказ, Насыр-Корт, Новый Шарой, Алхан-Юрт, Грозный.

Предусматривалось запасы ракет, боеприпасов и ВТИ иметь по нормам войсковых. Кроме этого, создавались дополнительные запасыбоеприпасов на автотранспорте для каждой бригады (полка), батальона(дивизиона) в размерах : к стрелковому оружию — 4 б/к, к остальному вооружению — 1 б/к. Дополнительно к войсковым запасам боеприпасов создавался запас специальных выстрелов (осветительных, дымовых) из расчета 30 шт. на орудие и миномет( 122 и 152-мм СГ 2С1 и 2С3, 120-мм 2С9 и 82-мм М).

На каждом направлении создавались полевые склады вооружения и боеприпасов.

Запасы ВТИ планировалось иметь в ремонтно-эвакуационных группах на 2 суток работы, ремонтной роте — на 5 суток, орвб (рвб) на 10 суток. Пополнение запасов ВТИ — осуществлять с 744 АБВ (г.Новочеркасск), 670 ос ВТИ (Кущевская), 2699 оаб (г.Ростов-на-Дону), 4646 склада АИ (г.Прохладный); дополнительные запасы АБТИ — иметь на 68 АРС ГРАУ и 4646 складе АИ.

В ходе проведения первоочередных мероприятий для создания повышенных запасов боеприпасов было принято решение подать в части и подразделения группировки войск со 68 АРС автомобильным транспортом 1022 т и подготовить к выдаче 1091 т боеприпасов, а также поставить со складов центра 808 ед. специального стрелкового оружия и приборов.

Для обеспечения подвоза материальных запасов на доукомплектование войск было подано 72 ед. автомобильной техники.

Было проведено дообеспечение войск ВТИ для ремонта РАВ — 19 т, БТВТ — 156 т, АТ — 150 т. Для оперативного обеспечения войск, участвующих в специальной операции, боеприпасами и ВТИ были созданы полевой склад боеприпасов для частей и подразделений ВДВ, отделения складов автомобильного и бронетанкового имущества на 68 АРС и фондах 135 омсбр (г.Прохладный).

Для организации технического обеспечения группировок войск всего было привлечено: личного состава — 634 чел., ремонтных средств — РАВ — 14 ед., БТВТ — 87 ед., АТ- 174 ед.

Анализ дальнейших событий показал, что в целом техническое обеспечение войск в операции было спланировано и организовано правильно. Это позволило обеспечить своевременную эвакуацию и ремонт ВВТ, бесперебойную подачу войскам ракет, боеприпасов и военно-технического имущества. В последующем выход из строя ВВТ в ходе марша и при ведении боевых действий в г.Грозный подтвердил целесообразность заблаговременно принятого решения на дополнительное формирование трех ремонтно-восстановительных батальонов: из МВО (прибыл 1-2.01.95 г.), ПриВО (прибыл 23-27.01.95 г.), УрВО (прибыл 20.01.95 г.).

Созданная система органов управления ТО в основном обеспечила оперативное и качественное руководство группировкой сил и средств ТО.

Необходимость постоянного присутствия оперативной группы МО РФ было вынужденной мерой и обусловливалось следующими обстоятельствами: боевые действия на территории Чечни против НВФ вели соединения и части МО РФ, ВВ МВД, ПВ, ФСБ, для чего в интересах достижения максимальной эффективности технического обеспечения группировки войск требовалось постоянное согласование действий органов технического обеспечения всех привлекаемых сил; через ОГ заместитель командующего группировкой войск по вооружению имел выход непосредственно на главные заказывающие управления МО РФ, что позволяло более оперативно решать все вопросы технического обеспечения соединений и частей; в то же время оперативная группа не вмешивалась в деятельность заместителя командующего группировкой войск по вооружению и управления вооружения СКВО, не подменяла их, не сковывала самостоятельность в принятии решений и претворении их в жизнь.

Организация технического обеспечения войск в ходе подготовки операции. В подготовительный период в район оперативного предназначения было подано и приведено в готовность к боевому применению 4036 ед. ВВТ из 6 военных округов. Из них:танков — 244 ед.; БМП 314 ед.; БТР — 410 ед.; РАВ — 307 ед.; АТ — 2945 ед.

Однако существующая система технического обеспечения, состояние боевой и специальной подготовки войск в мирное время в силу различных причин оказались не способны обеспечить качественное содержание ВВТ на хранении и подготовку их к боевому применению. Значительное количество неисправностей ВВТ, выявленных в ходе подготовки к отправке частей и подразделений в районы оперативного предназначения, было обусловлено низкой укомплектованностью соединений и частей по штатам мирного времени и крайне низкой подготовкой личного состава, что и сказывалось на качестве содержания и подготовки машин, приводило к преждевременному их выходу из строя.

ВВТ, отправляемые в составе подразделений и частей из наличия военных округов, не доукомплектовывались на местах положенными расходными материалами и ЗИП, которые затем приходилось подавать в районы боевых действий с центральных баз и складов.

При подготовке к боевому применению было проверено более 1000 ед. ВВТ, при этом выявлена 91 ед. требующие текущего ремонта трудоемкостью от 10 часов до 2-х суток. Всего при подготовке к ведению боевых действий в декабре 1994 года было восстановлено войсковым ремонтом более 700 ед. ВВТ (РАВ — 41 ед.; БТВТ — 217 ед..; АТ — 388 ед.) в т.ч. по боевым повреждениям — 35 ед.; по техническим причинам — остальные ВВТ.

Формирование и отправка мотострелковых частей в зону конфликта потребовала изыскание большого количества зарядных устройств для АКБ средств связи, т.к. войска были укомплектованы ими только на 40%. Остро встал вопрос с АКБ для переносных радиостанций, ежегодные поставки которых составляют 20-30% от потребного количества.

30-40% АКБ, находящихся в эксплуатации, оказались неработоспособными из-за превышения сроков хранения и эксплуатации. Нехватало элементов питания (сухих) для телефонных аппаратов, коммутаторов и радиостанций. Низкая укомплектованность подразделений связи, малочисленность ремонтных органов, а также ограниченные поставки ремкомплектов значительно снизили техническое состояние средств связи, особенно радиостанций смонтированных на бронеобъектах. Транспортная база родов войск МТ-ЛБ, ГТТ и др. поступили из промышленности без средств связи. Силами войск связи округов было установлено более 100 радиостанций. Отсутствие поставок ТПУ Р-174 не позволило установить на бронеобъекты современные радиостанции Р-173.

В результате несогласованности действий управления кадров, ОМУ и боевой подготовки СКВО, занимающихся подготовкой резервов, экипажи машин прибыли только через два дня после прибытия эшелонов с ВВТ. Уровень подготовки экипажей не обеспечивал должной оперативности в выполнении комплекса мероприятий по подготовке ВВТ к боевому использованию.

Отсутствие установленного порядка обеспечения группировки Внутренних войск МВД, Пограничных войск и частей ФСК при их совместных действиях с частями Сухопутных войск потребовало больших материальных и финансовых затрат со стороны Министерства обороны.

В ходе подготовки операции проведена оценка обеспеченности и осуществлены расчеты дообеспечения войск РАВ, ракетами и боеприпасами, спланировано и подано на 68 арсенал (г. Моздок) 102т боеприпасов авиатранспортом (10 авиарейсов) и 1080 т железнодорожным транспортом ( 6 транспортов в количестве 27 вагонов ).

68 арсеналом ГРАУ МО собственными силами и средствами переработано около 1000 т боеприпасов. На территории арсенала размещены склады ВТИ автомобильной и бронетанковой служб, осуществлялось временное размещение прибывающих специалистов (свыше 100 человек) и прием специальной автомобильной техники, были созданы повышенные запасы боеприпасов для группировки войск моздокского направления и размещен транспорт подвоза боеприпасов.

Всего с арсеналов и баз ГРАУ МО для всех группировок войск выдано 679 т. и 833 т. боеприпасов подготовлено к подаче в войска с 68 арсенала ГРАУ, в том числе войскам СКВО — 323 т. Для Воздушно-десантных войск подано 240 т. боеприпасов. Для Внутренних войск МВД — 949 т. боеприпасов. Общий объем запасов ракет и боеприпасов группировки войск составил 5040 т.

К началу активных боевых действий наличие запасов основных номенклатур боеприпасов на группировку войск ( без последующего ее усиления) с учетом планируемого расхода ( 1,5 бк в сутки к наземной артиллерии, минометам, танковому вооружению, 2,5-1,5 залпа к реактивной артиллерии) обеспечивало ведение действий по: наземной артиллерии — 14-20 суток; минометам — 6-15 суток; реактивной артиллерии — 10-200 суток; танковому вооружению — 30 суток; противотанковой артиллерии — 20 суток. Боевой комплект группировок составил 1690 тонн. Все боеприпасы приведены в окончательное снаряжение (кроме РС с радиовзрывателями).

Без подачи боеприпасов части и подразделения могли вести боевые действия до 2-3 суток, а с учетом повышенных запасов — до 5-7 суток. Ежедневная потребность в подаче боеприпасов составляла до 500 тонн.

Подачу боеприпасов в ходе операции планировалось осуществлять с 68 арсенала ГРАУ МО (Моздок), 1442 ЦАБ-Б ГРАУ МО (Первомайский), 3163 оасб (Зеленокумск) и дас 19 мсд (Владикавказ), полевого склада боеприпасов 8 АК (Кизляр).

Для бесперебойного обеспечения группировки войск боеприпасами от СКВО спланировано выделение 3 групп подвоза боеприпасов на 3-х направлениях (Моздокском, Владикавказском и Кизлярском) в количестве 84 автомобилей под охраной мотострелковых подразделений. Руководство организацией подачи боеприпасов было возложено на начальника службы РАВ СКВО.

Состояние сил и средств технического обеспечения к началу операции характеризовалось низкой укомплектованностью и недостаточной оснащенностью подвижными средствами технического обслуживания и ремонта, в результате чего производительность подвижных ремонтных органов СВ была снижена почти на 2 050%.

Низкие оснащенность и укомплектованность ремонтных подразделений не позволяли восстанавливать около 40% инженерной техники, техники РХБЗ, РАВ и РЭБ. В войсках ощущалась острая нехватка мастерских по ремонту артиллерийского вооружения (МРС-АР,МРМ), мастерских по ремонту электроспецоборудования (МЭС) и других.

Почти во всех военных округах имело место снижение производственных возможностей войсковых ремонтных органов из-за неудовлетворительного состояния ремонтной базы. В войсках Северо-Кавказского военного округа, на территории которого предполагалось организовать восстановление ВВТ, подвижные средства технического обслуживания и ремонта со сроком эксплуатации до 10 лет составляли 46%, со сроком эксплуатации от 10 до 15 лет — 23%, со сроком эксплуатации свыше 15 лет — 31% .

Исходя из этого задачи технического обеспечения войск в подготовительный период решались ограниченными войсковыми силами и средствами технического обеспечения СКВО общей численностью около 200 чел. (рвб 131омсбр, орвб 19 мсд и 20 мсд).

Этих сил и средств было крайне недостаточно для выполнения задач технического обеспечения в операции. Поэтому для усиления РВО группировки войск в ходе операции было принято решение сформировать четыре сводных ремонтно-восстановительных батальона на основе армейских и корпусных ремонтно- восстановительных баз (СКВО — 1, МВО — 1, ПриВО — 1, УрВО 1) общей численностью 1057 человек.

РВО, убывающие в Моздок, укомплектовывались подвижными средствами технического обслуживания и ремонта до численности, определенной директивами ГШ ВС. Однако ремонтные части и подразделения прибывали в места предназначения, как правило, последними эшелонами и не могли оказать своевременную помощь войскам в организации ремонта неисправной техники и ее подготовки к боевому применению.

Уровень подготовки специалистов-ремонтников срочной службы практически был крайне низким. Проведение боевого слаживания планировалось в сжатые сроки и заключалось в частичной проверке оборудования ремонтных мастерских на работоспособность и комплектность.

При подготовке операции проблемным оказался вопрос создания эвакуационных подразделений. Практически СКВО не смог создать должную группировку эвакосредств из своих РВО для решения задач по эвакуации ВВТ. В срочном порядке были поданы в район Моздока из Центра и других округов тягачи, механики-водители и такелажники.

Вследствие объективных и субъективных причин обслуживание ВВТ в боевых условиях практически не проводилось и заключалось лишь в дозаправке ГСМ и дозагрузке боекомплекта. Такое положение сложилось в связи с тем, что: во-первых, силы и средства технического обслуживания в городе в условиях интенсивного обстрела были не в состоянии оказывать экипажам помощь по обслуживанию ВВТ; во-вторых, экипажи машин оказались не обучены элементарным операция по проведению различных видов обслуживания; в-третьих, отсутствовали какие-либо инструкции по эксплуатации объектов ВВТ.

Техническое обеспечение войск в ходе выдвижения было организовано в соответствии с ранее утвержденным планом (прил. 14).

К началу выдвижения в составе группировки войск насчитывалось:

  • бронетанкового вооружения и техники — 1303 ед.(танков-164, БМП-491, БТР-615);
  • артиллерии — 199 ед.;
  • противотанковых средств — 374 ед.;
  • средств ПВО — 164 ед.;
  • вертолетов — 117 ед.;
  • автомобилей — 2772 ед.;
  • другой техники — 1081 ед.

Для своевременного восстановления поврежденных и неисправных ВВТ войск была создана группировка сил и средств технического обеспечения:

  • на моздокском направлении: СППМ N 1 (5157 КРВБ 67 АК) — аэродром Моздок и СППМ N 3 (рвб 131 омсбр) — под прикрытием боевых порядков 131 омсбр;
  • на владикавказском направлении: СППМ N 2 (344 орвб 19 мсд) г.Владикавказ и СППМ N 5 (ремр пдп 106 вдд) — под прикрытием боевых порядков пдп 106 вдд;
  • СППМ N 6 (ремр пдп 76 вдд) — под прикрытием боевых порядков пдп 76 вдд;
  • на кизлярском направлении: СППМ N 4 ( 39 орвб 20 мсд) — под прикрытием боевых порядков сводного отряда 20 мсд;
  • СППМ N 7 (ремр пдп 104 вдд) — под прикрытием боевых порядков пдп 104 вдд;
  • СППМ N 8 (ремр 129 мсп)- под прикрытием боевых порядков 129 мсп.

С началом выдвижения группировка войск понесла первые потери в личном составе, вооружении и военной технике.

Только за первые сутки было повреждено, уничтожено и захвачено 72 ед. ВВТ (в том числе: сожжено — 15 ед., выведено из строя — 32 ед., захвачено — 21 ед.).

Безвозвратные потери составили 1 ед. БТРД (1В119).

Hаибольшее количество ВВТ вышло из стpоя в пеpвый день совеpшения маpша (автомобильной техники — 56 ед.), особенно на маршруте N4 (Южный маршрут)- 49 единиц. Это связано с тем, что колонны частей и подразделений были насыщены автомобильной техникой, практически не имеющей никакой защиты.

Вооруженные формирования боевиков, местные жители Ингушетии и Чечни, пропуская бронетехнику, отсекали колесную автомобильную технику и наносили ей повреждения как холодным (металлическими пиками повреждали радиаторы, топливные баки, топливопроводы, шины, тормозные шланги, разбивали стекла, приборы световой сигнализации), так и огнестрельным оружием. Кроме того, низкое качество подготовки техники, слабая обученность водителей позволяли боевикам почти беспрепятственно блокировать колонны и выводить технику из строя.

За весь период выдвижения боевые потери составили 100 ед., в том числе: танков — 4 ед., БМП — 3 ед., БМД — 8 ед., БТР — 8 ед., 122-мм СГ 2С1 — 1 ед., ПРП — 1 ед., автомобильной техники — 75 ед.

Из них боевые повреждения имели 35 ед., в том числе по службе РАВ 2 ед., БТВТ — 14 ед., автомобильной техники — 19 ед. По техническим причинам вышло из строя 798 ед. ВВТ, в том числе по службе РАВ — 50 ед., БТВТ — 252 ед., автомобильной техники — 496 ед.

Средствами замыкания колонн было эвакуировано в г.Владикавказ около 50 ед. ВВТ, в основном автомобильной техники с маршрута N 4, выведенной из строя местным населением.

Наличие поврежденной и неисправной техники, охваченной ремонтом в районе боевых действий по состоянию на 28.12.94 г. составило:

  • в моздокской группировке всего — 28 ед., в т.ч.: РАВ — 3 ед., БТВТ — 5 ед., АТ — 20 ед.;
  • во владикавказской — 39 ед., в т.ч.: РАВ- 1 ед., БТВТ- 11 ед., АТ — 27 ед.;
  • в кизлярской — 120 ед., в т.ч.: РАВ — 9 ед., БТВТ — 47 ед., АТ — 64 ед.

Боевые потери с 11 по 30 декабря 1994 года составили 120 ед., в т.ч.: РАВ — 4 ед., БТВТ — 34 ед., автомобилей — 82 ед. Вышло из строя по техническим причинам 880 ед., в т.ч.: РАВ — 66 ед., БТВТ 255 ед., автомобилей — 601 ед. Было восстановлено 719 ед., в т.ч.: РАВ — 49 ед., БТВТ — 245 ед., автомобилей — 427 ед.

Расход боеприпасов составил 38 вагонов (755 т), что включало 7907 выстрелов к наземной артиллерии, минометам, РСЗО и танковому вооружению различных калибров. Подано в части и подразделения группировки войск 232 вагонов (4740 т) боеприпасов, в том числе с баз ГРАУ МО 155 вагонов (3100 т) и складов округа 77 вагонов (1640 т).

Восполнение расхода боеприпасов осуществлялось автомобильным транспортом. Для подвоза боеприпасов привлекались войсковой транспорт от 131 омсбр и 8 АК (40 автомобилей), рота централизованного подвоза, находящаяся в распоряжении начальника службы РАВ (40 автомобилей) и автомобильные колонны тыла по отдельным заявкам на подвоз.

Наиболее сложным было обеспечение войск боеприпасами в ходе блокирования г. Грозный, так как плечо подвоза достигало 160 км.

Ежесуточный расход боеприпасов составлял свыше 100 тонн , а количество транспорта подвоза в войсках не позволяло своевременно обеспечивать восполнение расхода, потерь и содержать подвижными установленные повышенные запасы боеприпасов. Имеющийся транспорт эксплуатировался круглосуточно, с большими физическими нагрузками на водительский состав. В связи с этим было принято решение о создании трех автоколонн по 80 машин каждая со средствами охраны, связи и технического обеспечения, для чего тылом группировки было подано 100 автомобилей Урал-4320.

Одновременно продолжалось наращивание группировки войск. Были организованы встреча прибывающих частей и подготовка ВВТ к боевому применению.

Техническое обеспечение войск при овладении г.Грозный. Ремонтный фонд был в основном сосредоточен на улице Первомайская, проспекте Орджоникидзе, около памятника Ленину, Белого дома, на привокзальной площади, на товарном дворе вокзала, в районах кинотеатра «Юбилейный», цирка, рынка, больничного комплекса.

Группировка сил и средств технического обеспечения в операции показана в приложении 13. В составе группировки действовали: орвб корпусов, армии — 4; орвб дивизий, бригад — 5; ремонтных рот полков — 12; АРС, баз боеприпасов — 3; ДАС боеприпасов — 1; полковых складов боеприпасов — 12; складов ВТИ — 3 (г.Моздок, г. Прохладный, г.Владикавказ).

Кроме этого, для обеспечения группировки войск были задействованы 14 арсеналов и баз Центра, для осуществления сложного ремонта ВВТ привлекались бригады специалистов от девяти ремонтных предприятий.

К началу операции было развернуто три СППМ (г.Моздок, г.Владикавказ, г.Кизляр), 38 РЭГ и две комплексные эвакогруппы. Для эвакуации и ремонта ВВТ в районе г.Грозный было развернуто 9 полковых и 6 групповых СППМ, создано 2 усиленных эвакоотряда (прил. 14).

Организация технической разведки. В ходе выдвижения войск в районы боевого предназначения техническая разведка осуществлялась непосредственно силами и средствами подразделений. Группы технической разведки на маршрутах не создавались. Вместе с тем все задачи технической разведки, успешно решались, поскольку заместители командиров подразделений по вооружению постоянно владели информацией о состоянии ВВТ и личного состава, имели связь с командирами подразделений. Далее информация о технической обстановке передавалась в вышестоящие органы управления техническим обеспечением.

Решения на ремонт ВВТ на маршрутах выдвижения, как правило, не принимались. Вышедшая из строя техника эвакуировалась в районы размещения блок-постов Внутренних войск и далее на СППМ.

Наиболее эффективным способом технической разведки при выдвижении войск являлось ее ведение с воздуха ( с использованием вертолетов Ми-8).

Ввод войск в город 31 декабря 1994 г. сопровождался массовыми потерями ВВТ. При этом целенаправленную техническую разведку можно было осуществить в местах выхода ее из строя только после освобождения от боевиков центра г.Грозный.

Для технической разведки в районах города были созданы группы технической разведки (ГТР):

  • в корпусе — одна на бронеобъекте под руководством ЗКВ корпуса;

— в бригадах (полках) — на БРЭМ-1, КЭТ-Л и танках Т-72, имевших повреждения башни и неисправное основное вооружение, под руководством ЗКВ и НБТС частей, ЗКВ подразделений и офицеров технических служб, не принимавших непосредственного участия в обеспечении боевых действиях.

Кроме того, активную техническую разведку вели эвакуационные команды, а также созданная ЭГ от 5157 КРВБ на БТС-4 под руководством командира эвакуационного батальона этой базы. В качестве средств разведки использовались штатные средства наблюдения объектов, из которых она велась. ГТР в основном выполняли задачи определение мест расположения вышедших из строя ВВТ, состояния экипажей, водителей, причин и характера выхода ВВТ из строя и их принадлежности, ориентировочной оценки объема восстановительных работ, отыскания путей, удобных для перемещения эвакуационных средств к поврежденным ВВТ, уточнения путей эвакуации. Определялись также местонахождение и возможности использования трофейных ВВТ и технического имущества, велась инженерная разведка путей эвакуации, районов размещения ремонтных и эвакуационных сил и средств и путей их перемещения.

Особенности технической разведки в г.Грозный заключались в

1. Техническая разведка велась только в светлое время суток (примерно с 7.15 до 17.30) практически под постоянным воздействием ротивника, поэтому ее продолжительность была недостаточно велика.

2. Маршруты выдвижения ГТР периодически менялись.

3. При обнаружении раненых и погибших военнослужащих личный состав ГТР, в первую очередь, осуществлял их эвакуацию.

4. Передвижение ГТР по городу осуществлялось скачками от здания к зданию, от укрытия к укрытию, при этом открытые участки местности преодолевались на максимальных скоростях.

5. Осмотр внутренних дворов зданий осуществлялся в пешем порядке группами в составе не менее двух человек. При этом средство передвижения и его вооружение (если оно имелось) использовалось как прикрытие.

Показатель эффективности технической разведки (на примере 67 АК по состоянию на 29.01.95 г.), как отношение количества обнаруженных ВВТ к общему количеству вышедших из строя, был равен для танков — 0,8, для БМП — 0,6.

Организация эвакуации вооружения и военной техники. При подготовке операции проблемным оказался вопрос создания эвакуационных

органов. СКВО не располагал достаточным количеством эвакосредств. Поэтому пришлось срочно подавать в район Моздока из Центра и других округов тягачи, механиков-водителей и такелажников. Такая ситуация возникла вследствие отказа командования округа от формирования в 1994 году двух эвакобатальонов по 48 чел., как это предписывалось директивой ГШ ВС.

К началу операции были созданы 2 КЭГ и 38 РЭГ. Всего для эвакуации в составе группировки войск было задействовано 140 гусеничных и колесных тягачей, из них: БТС-4 — 41 ед., ВТ-55 — 3 ед., БРЭМ-1 — 25 ед., БРЭМ-2 — 15 ед., КЭТ-Л, КЭТ-Т — 34 ед., МАЗ-537 23 ед.

В первые дни подготовительного периода один эвакотягач приходился более чем на 200 ед. АТ. К началу операции принятыми мерами удалось повысить обеспеченность войск эвакосредствами из расчета один тягач на 50 ед. АТ, что, тем не менее, не удовлетворяло нормативной потребности войск (один эвакотягач на 20-25 ед. АТ).

В целом эвакуационные органы с задачей по эвакуации ВВТ справились. Всего за операцию было эвакуировано 1676 ед. ВВТ (в том числе из г. Грозный — 333 ед.), из них: РАВ — 138 ед., БТВТ — 599 ед., АТ — 939ед.

Эвакуация вышедших из строя образцов ВВТ заключалась в их буксировке в ближайшие укрытия и к местам ремонта. Кроме того, с 26.01.95 г. была организована погрузка техники, требующей капитального ремонта (станция Червленная) для отправки на заводы Центра.

Подготовительные работы по эвакуации ВВТ включали: разминирование объектов и подходов к ним; сборку такелажных устройств; вытаскивание погибших членов экипажей и десантов; подготовку ВВТ безвозвратных потерь к эвакуации (обрезка части днища танков, мешающего эвакуации и т.п.); устройство выходов в обрывистом берегу р.Сунжа для вытаскивания застрявших ВВТ. Подготовительные работы проводились только силами эвакуационных органов.

Особенностями эвакуации из г.Грозный являлось то, что основная масса вышедших из строя ВВТ находилась в отдельных локализованных районах города; эвакуация ВВТ осуществлялась после занятия отдельных районов федеральными войсками и при непрерывном огневом воздействии противника; осуществлялась постоянная смена путей эвакуации.

Высокую эффективность в эвакуации показали БРЭМ-1, МАЗ-537, КЭТ-Т. Однако, следует отметить низкую надежность лебедки БРЭМ-1, и незащищенность тягачей динамической защитой, что приводило к поражению объектов и гибели экипажей. Тягачи БТС-2 и БТС-4 морально и технически устарели, практически не способны были эвакуировать даже БМП с заклиненными гусеницами.

МАЗ-537 в основном соответствует требованиям по транспортировке машин. Однако недостаточно мощная силовая установка не позволяла использовать эти тягачи по прямому предназначению при преодолении горных перевалов. Кроме того, специфика боевых действий требовала повышения уровня защищенности МАЗ-537.

Хорошо показали себя эвакуационные тягачи ТК-6А и ТК-7, которые использовались для эвакуации как автомобильной, так и бронетанковой техники, ввиду отсутствия других эвакосредств.

В городских условиях имелись трудности в буксировании поврежденных ВВТ на мягкой сцепке, так как улицы г.Грозный относительно короткие и недостаточно широкие.

Организация ремонта вооружения и военной техники. Кроме сил и средств технического обеспечения СКВО для восстановления ВВТ был привлечен прибывший в состав группировки войск 1-2 января 652 орвб, сформированный на базе 1552 АРВБ 22 А МВО, включавший: две роты по ремонту БТВТ, роты по ремонту: РАВ, средств связи, инженерного вооружения и техники войск РХБЗ, эвакуационную роту (специалистов-ремонтников — 317 чел., ПСТО 2 0и 2 0Р — 95 ед.).

Задачи по эвакуации и ремонту ВВТ в ходе боевых действий выполняли: 652 орвб (Толстой Юрт); 652 орвб (Моздок); 5157 КРВБ (Моздок); 1/344 орвб (г.Владикавказ); 344 орвб без роты (парк культуры и отдыха г.Грозный); 1616 КРВБ (сев. окр. г.Грозный).

Вместе с тем некоторые ремонтные части и подразделения оказались слабо подготовлены к обеспечению войск.

Подвижные средства технического обслуживания и ремонта, за исключением мастерских в 81 мсп, 74 омсбр и 652 орвб МВО, в основном были разукомплектованы, использовались в качестве складов для хранения стрелкового оружия (129 мсп и 133 отб ЛенВО ) и для перевозки имущества. Личный состав всех прибывших частей был собран непосредственно перед убытием в СКВО, ремонту и техническому обслуживанию вооружения не обучен. Командиры рот и взводов личный состав и их возможности не знали. Некоторые командиры ремонтных взводов (81 мсп, 129 мсп,74 омсбр),техники 652 орвб были назначены на должности только перед убытием в СКВО.

Специалисты к работе не только в полевых, но и в стационарных условиях подготовлены слабо, так как своими прямыми функциональными обязанностями занимались очень редко.

Если характер неисправностей по техническим причинам не вызывал больших трудностей в восстановлении ВВТ, то с боевыми повреждениями вопрос стоял очень остро. Доля безвозвратных потерь и капитального ремонта БТВТ оказалась выше нормативных в 2-3 раза:

безвозвратные потери: требуют капитального ремонта:

танки — 79 ед.(61%) танки — 8 ед.(6%)

БМП — 106 ед.(57%) БМП — 5 ед.(3%)

БТР — 50 ед.(46%) БТР — 6 ед.(6%)

Войсковой ремонт ВВТ потребовал высокой квалификации специалистов ремонтников, особенно по РАВ , электро-спецоборудованию, средствам связи и АСУ, РЛС. В то же время, войсковые ремонтные органы из-за отсутствия специалистов и запасных частей оказались не способны восстанавливать артиллерийское и танковое вооружение , системы управления огнем , механизмы (автоматы) заряжания , электро-спецоборудование, средства связи, особенно по танкам Т-80, Т-72, САУ «Мста-С» , «Гиацинт», «Гвоздика» , ЗПРК «Тунгуска», пунктам управления. В связи с этим войсковыми ремонтными органами не было охвачено ремонтом 26% ВВТ, что потребовало привлечения специалистов ремонтных предприятий.

Войсковые ремонтные органы осуществляли в основном ремонт базовых шасси и несложный ремонт вооружения и специального оборудования.

Всего в ходе операции было восстановлено 2230 ед. ВВТ, что составило 61% от вышедших из строя, из них:

танков — 90 ед. средств ПВО — 11 ед.

БМП — 121 ед. артиллерии — 41 ед.

БТР — 200 ед. автомобилей — 724 ед.

В ходе боевых действий в г.Грозный ВВТ, вышедшие из строя по техническим причинам, в объеме текущего ремонта восстанавливались в боевых порядках силами экипажей и РВО подразделений. ВВТ, не ремонтируемые силами подразделений, эвакуировались на СППМ частей или соединений. В основном ремонт ВВТ осуществлялся агрегатным методом.

В первую очередь восстанавливались ВВТ с наименьшим объемом работ.

Ремонт был комплексным, однако, ощущалась острая нехватка специалистов-ремонтников по СУО и электрооборудованию БТВТ и, кроме

того, возникали сложности с ремонтом всех артиллерийских систем и машин ПВО.

Система эвакуации и ремонта ВВТ в целом обеспечила своевременное их восстановление. Однако, анализ функционирования системы восстановления ВВТ выявил ряд недостатков и проблем:

1. Низкая укомплектованность ремонтных частей и подразделений по штатам мирного времени и слабая облученность специалистов-ремонтников не обеспечили их своевременную подготовку к восстановлению ВВТ в ходе боевых действий; в ремонтных подразделениях и частях отсутствовали специалисты по ремонту РАВ, ЭСО, СУО, МЗ(АЗ) БТВТ, особенно новых образцов ВВТ; потребовалось привлечение к ремонту ВВТ представителей заводов промышленности.

2. Несоответствие оборудования подвижных средств технического обслуживания и ремонта номенклатуре ремонтируемой ВВТ (Т-80, Т-72, БМП-3, «Тунгуска», «МСТА-С» и другие), полное отсутствие современных подвижных средств ремонта, отсутствие запасов ВТИ «НЗ» для ремонта РАВ новых образцов ВВТ, групповых и эксплуатационных комплектов, несоответствие номенклатуры запчастей, входящих в состав ремонтных комплектов «НЗ», характеру боевых повреждений и выходу из строя по техническим причинам (двигатели, СТВ, СУО, МЗ (АЗ), прицелы, ЭСО, вооружение Т-72, Т-80, БМП-2) привели к дополнительным затратам для их доставки в район операции.

3. Устаревшее оборудование, отсутствие ремонтников дефицитных специальностей и подразделений специализированного ремонта в войсковых ремонтно-восстановительных органах существенно снизили их возможности по комплексному ремонту ВВТ (РАВ, средств связи и АСУ, вооружения инженерных войск и техники войск РХБЗ).

4. Низкая подготовка ВВТ к боевому применению вызвала необходимость привлечения РВО для их подготовки к боевому применению (расконсервация вооружения, устранение мелких неисправностей в ЭСО, установка динамической защиты, крепеж фальшбортов), что в свою очередь, увеличивало сроки восстановления неисправной техники.

Организация обеспечения военно-техническим имуществом. Подвоз ВТИ в ремонтные органы осуществлялся централизованно. В целом система снабжения ВТИ обеспечила выполнение задач по восстановлению ВВТ.

Вместе с тем при подготовке операции были вскрыты некоторые проблемы.

В СКВО не были накоплены оперативные запасы ВТИ, особенно по ракетно-артиллерийскому вооружению, средствам связи, по силовым установкам БТВТ и АТ, что потребовало от главных заказывающих управлений организовывать дополнительные поставки ВТИ воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом и привело к значительным финансовым затратам.

Наличие запасов Центра не в полной мере обеспечило потребность в восстановлении новых образцов ВВТ (БМП-3, Т-80, «МСТА»-С, БТР-80, ЗРК «Тунгуска»).

Отсутствие в мирное время корпусных складов бронетанкового и артиллерийско-технического имущества затруднило организацию снабжения войск запасными частями.

Организация управления техническим обеспечением. Созданная система органов управления ТО в основном обеспечила оперативное и качественное управление группировкой сил и средств ТО. В ходе ведения боевых действий нашли подтверждение концептуальные положения о централизованном управлении системы ТО, необходимости преимущест венного развития полевых мобильных комплексных ремонтно-эвакуационных органов, эшелонирования в стратегическом, оперативном и войсковом звеньях системы снабжения боеприпасами и ВТИ.

Однако в ходе решения задач по управлению техническим обеспечеием был выявлен ряд проблем: Отсутствие в Министерстве обороны органа управления ТО обусловило назначение заместителя ГК СВ по вооружению ответственным за координацию действий заказывающих управлений МО РФ, видов ВС, других министерств в интересах технического обеспечения группировки войск.

Ощущалась необходимость прямого подчинения заместителю командующего СКВО по вооружению всех привлекаемых сил и средств, действующих в регионе.

Из-за непредсказуемости развития боевых действий невозможно было спрогнозировать расход боеприпасов по этапам операции, а, следовательно, определить ресурс и объем подвоза боеприпасов, организовывать взаимодействие по этим вопросам со штабом тыла. Ежесуточная заявка, представляемая штабом РВ и А и Оперативным управлением на подвоз боеприпасов в размере 1 боевого комплекта на все виды вооружения, не соответствовала фактическим потребностям войск и требовала выделения свыше 380 автомобилей, что осуществить практически было невозможно.

Отсутствовало налаженное информирование руководящих органов ТО. За период проведения мероприятий Генеральным штабом не доводилась информация о принятых решениях по подготовке, укомплектованию ВВТ отправляемых в район конфликта войск. Командующие войсками военных округов запрещали начальникам служб своевременно информировать Главные управления о выполняемых мероприятиях.

Военные округа, из-за некомплекта личного состава и ограниченности времени, вместо подготовки ВВТ, находящихся на обеспечении частей и соединений округов, необоснованно подавали заявки на получение ВВТ из запасов центра.

Вопросы укомплектования направляемых войск автомобильной техникой зачастую решались без согласования с ГАБТУ и ГОМУ ГШ ВС. Указания о выделении дополнительного количества автомобилей под перевозку повышенных запасов боеприпасов (не предусмотрено ни одним штатом военного времени) вызвало лавину заявок из войск о дополнительном выделении для каждого развертываемого формирования 80 — 100

единиц грузовых автомобилей.

Не был введен в действие Табель срочных донесений по службам, не установлены сроки и формы представления донесений, что отрицательно сказалось на полном и своевременном обеспечении войск боеприпасами, ВТИ и расходными материалами, организации восстановления ВВТ, получивших повреждения и вышедших из строя по техническим причинам.

Отсутствие в службах машинно-ориентированных методик усложняло производство основных расчетов, особенно по службе РАВ.

Сбор информации в масштабе округа, несмотря на наличие директивных распоряжений, письменно не велся , а выдавался по телефону, часто условно, что приводило к значительным искажением истинной картины состояния ВВТ. Для уяснения и проверки противоречивых сведений из войск (особенно из районов восточных и центральных) осуществлялись вертолето-вылеты руководящего состава непосредственно в районы действий войск.

Остро ощущался недостаток средств связи для сбора информации по службам и для отдачи распоряжений по видам технического обеспечения до частей и соединений группировки.

Выводы

1. Совершенствование и развитие системы управления техническим обеспечением должно вестись с целью подготовки всех ее элементов к устойчивому, непрерывному, оперативному и скрытому управлению как в мирное, так и в военное время (прил. 15).

Вместе с тем, попытки искусственно, вопреки функциональной предназначенности, сделать ГРАУ и ГАБТУ службами технического обеспечения Вооруженных Сил, что явилось причиной их вывода из состава Сухопутных войск, не столько решила, сколько усилила существующие проблемы в содержании ВВТ как в Сухопутных войсках, так и в целом в Вооруженных Силах.

Главкомат Сухопутных войск, командующие родами войск и специальных войск, держатели наибольшего количества ВВТ в СВ, имея конкретные обязанности по руководству войсками в мирное время, подготовки и проведения мобилизационного развертывания в особый период, лишены материальной основы для решения этих задач.В то же время ГРАУ и ГБТУ возвысившись над видами ВС, снимают с себя ответственность за содержание ВВТ в войсках.

Исходя из необходимости совершенствования всей системы технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации представляется целесообразным прежде всего провести централизацию заказывающих управлений;

  • иметь в Главкомате Сухопутных войск собственные материально-технические структуры с материально-производственной, ремонтной и снабженческой базой по одному из вариантов:
  • подчинить Главнокомандующему Сухопутными войсками ГРАУ МО и ГАБТУ МО или
  • создать в Главкомате Сухопутных войск службы РАВ, бронетанковую и автомобильную.

Опыт восполнения потерь показал, что в ходе доукомплектования войск необходимо создавать оперативные группы подготовки резервов, в состав которых привлекать представителей управлений: кадров, ОМУ, боевой подготовки, вооружения, тыла, аппарата заместителя по воспитательной работе.

На основе опыта данной операции целесообразно разработать и включить в «Наставление по техническому обеспечению боевых действий Сухопутных войск» раздел по техническому обеспечению совместных действий различных родов войск, видов ВС и других ведомств по ликвидации бандформирований и локализации конфликтов внутри страны и разработать»Наставление по хранению ВВТ» в соответствии с новыми требованиями по обеспечению боевой готовности войск.

Необходимо коренным образом пересмотреть комплектование органов управления техническим обеспечением всех звеньев войск средствами связи для обеспечения оперативного и непрерывного получения и передачи информации, управления подчиненными силами и средствами.

Анализ работы органов управления в ходе локализации конфликта в Чечне подтвердил необходимость создания и внедрения автоматизированной системы управления тыловым и техническим обеспечением с соответствующим информационным, лингвистическим, математическим, программным и техническим обеспечением.

2. Совершенствование подготовки личного состава. Для обеспечения успешного ведения ведения боевых действий с минимальными потерями и полной реализацией возможностей, заложенной в конструкцию ВВТ, необходимо выполнение программ боевой подготовки и боевого сглаживания на штатной технике в полном объеме.

Для отработки вопросов боевого сглаживания и повышения индивидуальной подготовки личного состава необходимо иметь в составе каждого округа укомплектованный учебный центр, на базе которого вновь сформированные или доукомплектованные части смогли бы отработать в полном объеме учебные задачи. В состав учебного центра должны входить представители заводов-изготовителей, в обязанности которых должно входить не только ремонт и устранение неисправностей на ВВТ, но и вопросы обучения личного состава на новые образцы ВВТ.

Все экипажи боевых машин и личный состав ремонтных органов должны быть обеспечены простейшими алгоритмами вербально-табличного типа по подготовке ВВТ к боевому применению и их ремонту в полевых условиях.

В связи с большой психологической нагрузкой личного состава, участвующего в боевых действиях, а также остаточных явлений перенапряжения у солдат и сержантов, прапорщиков и офицеров необходимо в штат подразделений и частей ввести должность психолога.

3. Совершенствование организационно-штатной структуры и функционирования ЦБРТ И БХВТ. Опыт обеспечения войск подтвердил необходимость и целесообразность развития и накопления запасов ВВТ на ЦБРТ и БХВТ. Целесообразно создать в каждом военном округе базу хранения ВВТ для накопления запасов новых и высвобождающихся в войсках по оргмероприятиям, а также излишествующей в войсках и не поставляемых в военное время ВВТ из народного хозяйства.

Для совершенствования функционирования ЦБРТ и БХВТ необходимо:

  • пересмотреть вопросы накопления и содержания резервов ВВТ для обеспечения мобилизационного развертывания и восполнения потерь в операциях;
  • сеть баз расширить за счет создания их при военных округах, уточнив возложенные на них мобилизационные задания;
  • рассмотреть проблему и поставить вопрос перед Правительством о содержании при заводах государственного резерва ВВТ, АКБ, шин для подачи в войска в кризисных ситуациях без проведения предоплаты.

Подготовить директиву Генерального штаба о порядке списания безвозвратных потерь техники в локальных конфликтах ( приказ Министра обороны 1986г. N 0190 не предусматривает);

  • руководящему составу военных округов, главным управлениям МО РФ обеспечить выполнение требований руководящих документов по организации накопления, содержания и использования неприкосновенных запасов ВВТ и других материальных средств;
  • управлениям военных округов, совместно с ГАБТУ решить вопрос об изъятии с ЦБРТ устаревших образцов ВВТ, ВВТ подлежащих восстановлению на заводах капитального ремонта и требующих регламентированного ремонта;
  • ГУВБиФ МО обеспечить выделение целевым назначением ЦБРТ денежных средств для обеспечения выполнения мероприятий по постановке и содержанию ВВТ на хранении, строительства ПТОР, АЗС и хранилищ;
  • заказывающим управлениям обеспечить потребности ЦБРТ в групповых эксплуатационных комплектах согласно имеющихся мобилизационных планов и объемов хранения ВВТ;
  • главным управлениям МО, УТО СВ, уточнить положения об ЦБРТ, и переработать» Руководство по хранению ВВТ» в соответствии с новыми требованиями по обеспечению боевой готовности, где предусматривать прибытие на ЦБРТ представителей войск для приема ВВТ и порядок отправки ВВТ силами ЦБРТ в районы «горячих точек» и региональных конфликтов;
  • определять нормативные показатели по подготовке ВВТ к боевому применению на ЦБРТ, исходя из фактических затрат на выполнение всего объема работ при снятии ее с хранения;
  • проанализировать и при необходимости пересмотреть ОШС ЦБРТ, ввести подразделения (специалистов) по ремонту вооружения, средств связи, электро и спецоборудования;
  • проверку ВВТ ЦБРТ, приписанную к округам на исполнительный период, осуществлять представителями этих округов не реже одного раза в год;
  • обязать заказывающие управления обеспечить потребности ЦБРТ в групповых эксплуатационных комплектах согласно имеющихся мобпланов и объемов хранения ВВТ. Групповые эксплуатационные комплекты выдавать с машинами согласно установленных норм;
  • для производства капитального ремонта сложных комплексных образцов РАВ на арсеналах ГРАУ МО (5, 59, 103, 20, 80 арсеналы, 1407 ЦАБ-В) ввести в штат подразделения технического обслуживания и ремонта средств подвижности вооружения.

При этом по линии ГАБТУ произвести их оснащение необходимым технологическим оборудованием, документацией, комплектами ЗИП, позволяющими проводить комплексное техническое обслуживание средств подвижности вооружения;

  • на арсеналах, осуществляющих хранение сложных образцов вооружения и в больших объемах целесообразно ввести специалистов по базовым шасси: заместителя начальника хранения по технической части (80, 111, 20, 94 арсеналы);
  • решить вопрос оплаты ж.д. транспортов при отправке В и Т в КР по форме 2 (как внутриокружных, так и центральных ж.д. транспортов);
  • на арсеналах и базах необходимо создать резерв ГСМ и запасы кислотных АКБ на средства подвижности;
  • пересмотреть порядок консервации вооружения на заводах изготовителях и ЦБРТ. Рассмотреть вопрос об использовании для этих целей современных консервационных материалов, учитывая сложности расконсервации в условиях низких температур;
  • предусмотреть изъятие из запасов Центра на Востоке автомобилей КАМАЗ и постановку на базы автомобилей УРАЛ-4320, восполнить резерв цента, использованный для обеспечения войск и провести плановое освежение автомобильной техники в запасах.

4. Совершенствование структуры 0 2ремонтно-восстановительных органов Опыт использования в боевых условиях РВО войскового и оперативного звеньев, проблемы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта ВВТ в войсках показали, что наряду с решением проблем финансирования и обеспечения ВТИ было бы целесообразно внести ряд

оргштатных изменений:

Во-первых, РВО всех звеньев войск должны быть более мобильными для обеспечения комплексного ремонта ВВТ в полевых условиях. Особое внимание следует уделить развитию ремонтных подразделений и частей РАВ и связи в системе ремонта ВВТ. Необходимо вернуться к практике обучения ремонтных частей на полевых выходах.

Во-вторых, необходимо существенно повысить мобилизационную готовность и эффективность системы восстановления ВВТ. Сроки готовности РВО должны быть выше готовности боевых подразделений с целью их участия в подготовке сложных образцов ВВТ частей и подразделений к боевому применению. При этом РВО содержать укомплектованными на уровне не ниже укомплектованности боевых соединений и частей.

Укомплектование младшими специалистами по ремонту и техническому обслуживанию ВВТ осуществлять преимущественно за счет военнослужащих, проходящих службу по контракту и только после соответствующего обучения их на предприятиях промышленности и в учебных центрах МО по расширенной номенклатуре ВУС.

КРВБ, АРВБ, ФРВБ в своем составе должны иметь автономные, мобильные ремонтно-восстановительные части по типу орвб соединений для осуществления комплексного ремонта всех ВВТ, находящихся на вооружении соответствующих объединений и соединений.

Целесообразно рассматривать оргштатную структуру орвб соединений по следующим направлениям: ввести взвод технической разведки на штатной технике; вместо эвакуационного взвода ввести эвакуационную роту в составе: КЭТЛ — 5 ед., БРЭМ-1 — 5 ед., МАЗ-537 — 5 ед.; взвод материального обеспечения заменить на роту материального обеспечения ( взвод подвоза ВТИ, взвод тылового обеспечения, взвод по организации расквартирования и обеспечения жильем, склады боеприпасов и ГСМ).

Склады должны содержать такое количество ракет, боеприпасов и ГСМ, чтобы обеспечить дозагрузку восстановленной в данном РВО техники; отделение связи должно включать две радиостанции

типа Р-142 (145); в состав роты по ремонту РАВ ввести специалиста по ремонту средств связи САУ, КШМ, ПРП.

В-третьих, изъять из эвакуационных подразделений батальонов, полков и дивизий тягачи типа БТС-4, заменив их машинами типа БРЭМ-1, БРЭМ-2. Оргштатная структура экипажей БРЭМ-1, БРЭМ-2 должна включать командиров и такелажников на каждую машину. Оснастить БРЭМ (или разработать принципиально новую эвакуационную машину) мощным вооружением, средствами динамической защиты, постановки дымовых завес, разминирования, химической и радиационной разведки, средствами диагностики, приспособлениями для эвакуации раненых и погибших из объектов ВВТ. Установить на БРЭМ автоматизированную (механизированную) предельно простую, унифицированную и в то же время надежную сцепку. В связи с этим унифицировать буксирные приспособления на всех ВВТ и эвакуационных средствах.

В-четвертых, при организации маршей (перегруппировки) соединений и частей на большие расстояния ремонтные подразделения и части отправлять в районы сосредоточения в первых эшелонах.

5. Совершенствование системы обеспечения войск ракетами и боеприпасами. Ракетно-техническое и артиллерийско-техническое обеспечение боевых действий, применение сил и средств РТО и АТО показали, что требуется проведение ряда организационно-штатных мероприятий по совершенствованию и усилению структуры частей и подразделений РТО и АТО, служб РАВ войск, поддержанию их в постоянной готовности к использованию по прямому предназначению, особенно в приграничных округах.

С целью решения проблем, выявленных в ходе анализа, представляется целесообразным:

  • определить нормы содержания запасов боеприпасов и порядок их эшелонирования для соединений и частей мобильных сил, которые будут являться основой создания подобных группировок;
  • выработать предложения по содержанию на арсеналах и базах боеприпасов центрального и окружного подчинения в регионах с нестабильной обстановкой части запасов боеприпасов в окончательном снаряжении и смешанным объемом хранения ПСО, РГ, СББ и пиротехнических средств с учетом предполагаемой группировки войск;.
  • для оперативного решения задач по подвозу боеприпасов в подобных операциях иметь в округах (армиях) подразделения централизованного подвоза;
  • в целях последующего всестороннего технического обеспечения войск, дислоцированных в Чеченской республике провести за счет численности

Сухопутных войск следующие организационные мероприятия:

  • сформировать при 68 арсенале ГРАУ МО (г.МОЗДОК) обособленный отдел хранения боеприпасов, по штату N 25/473-51(01), численностью 10 военнослужащих с включением автомобильного транспорта для производственно-хозяйственной деятельности арсенала и инженерной техники (автокраны);
  • сформировать при 68 арсенале отдельную техническую роту, по штату N 25/402-51(01), численностью 55 военнослужащих;
  • включить в штат N 25/333 — 68 арсенала должность начальника погрузочно-разгрузочного участка (офицер), три должности начальника хранилища (прапорщик) и радиостанции (типа Р-123 — 4 шт. и Р-130 2 шт.) с расчетами;
  • перевести 235 отдельную местную стрелковую роту от штата N 23/414-51(01) на штат N 23/413-51(01) численностью 152 военнослужащих с заменой должностей командиров взводов — прапорщиков на офицеров и усилить ее тремя бронированными машинами типа БТР;
  • перевести 2150 военную команду противопожарной защиты и спасательных работ со штата N23/532-52(02) на штат N23/532-51(01) численностью 28 военнослужащих.
  • необходимо ввести должность начальника службы РАВ в мсб, тб, адн, зрдн.

6. Совершенствование системы обеспечения 0 2военно-техническим 2имуществом. 0 Система снабжения ВТИ обеспечила выполнение задач, поставленных перед войсками, однако требуется пересмотр существующей системы баз, складов корпусного, армейского и фронтового звеньев, ремонтных комплектов ВТИ, их создание на новые образцы ВВТ, и их эшелонирование.

С этой целью представляется целесообразным:

  • поставить вопрос перед Правительством Российской Федерации о заказе в промышленности и подаче в войска вооружения, техники, запасных частей и расходных материалов в кризисных ситуациях без проведения предоплаты;
  • пересмотреть комплектовку ремонтных комплектов N2 для танков, БМП, БТР. Создать эти комплекты для всех типов САУ;
  • увеличить в два раза количество комплектов ВТИ предназначенных для ремонта ВВТ в орвб дивизий, КРВБ, АРВБ;
  • пересмотреть номенклатуру и состав ремонтных комплектов ВТИ «НЗ» с учетом характера повреждений ВВТ в ходе боевых действий , предусмотрев в них увеличение основных агрегатов, узлов и блоков РАВ , средств связи , электро-спецоборудования;
  • внедрить территориальную систему снабжения ракетами, боеприпасами и ВТИ.

© Реферат плюс