Финансирование образовательных учреждений (финансирование образования) — обеспечение образовательных учреждений денежными средствами из государственного, муниципального или иного бюджета. Структура источников финансирования образования широко варьируется среди стран мира и не была однозначной в своем историческом развитии.
Вопрос создания эффективных организационно-экономических механизмов, объединяющих и государственное и рыночное регулирование развития образования, является актуальным не только для России. Поиск новых, более гибких и оптимальных схем финансирования образования осуществляется почти во всех странах мира, причем независимо от уровня их экономического развития и возможностей финансирования.
Актуальность темы курсовой работы «Финансовый механизм образовательных учреждений, перспективы внедрения новых форм финансирования» с позиций финансирования за счет разных источников, обусловлена следующим.
Во-первых, современная организация финансирования образования является исторически сложившейся. Она отображает государственный централизованный характер управления образованием и, несмотря на имевшие место попытки модернизации, остается в своей основе стабильной. Развитие сметного финансирования шло в направлении агрегирования расходов и совершенствования их классификации. Предпринимавшиеся ранее попытки увеличения степени включения образовательного учреждения в рыночные или псевдорыночные отношения посредством введения различных платных форм обучения, развития внебюджетной приносящей доходы деятельности, нормативного финансирования завершались возвратом к бюджетному порядку финансирования под централизованным государственным руководством.
Во-вторых, в государственной системе образования всегда принадлежала первостепенная роль в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Приоритетность образовательной отрасли обозначена и в современном законодательстве. Прежде всего, необходимо отметить, что право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Фармацевтическая промышленность: история развития и современное состояние
... дешевле оригинальных препаратов. Таким образом, анализируя современные тенденции развития мировой фармацевтической промышленности, можно предположить, что в ближайшие годы ... потребовало создания специализированных лечебных учреждений. В них студенты изучали все известные на тот момент способы получения ... Декрет издан в 1224 году и знаменателем тем, что узаконил правило, сегодня оно является чем- ...
В-третьих, в переходный период страна должна разрешить назревшие проблемы не за счет экономии на учреждениях образования, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане — все заинтересованные в качественном образовании. Основная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Целью курсовой работы является определение перспектив финансирования учреждений образования в современных условиях.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение специфики финансирования образовательной деятельности;
- изучение нормативно-правовой базы финансового обеспечения сферы образования;
- изучение проблем финансовой обеспеченности деятельности бюджетных учреждений;
- разработка предложений по увеличению финансирования сферы образования.
1. Сущность и значение некоммерческих организаций
1.1 Организационно-правовые формы некоммерческих организаций финансовый некоммерческий планирование налогообложение
В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют эти целям [2].
При осуществлении бюджетной и предпринимательской деятельности бюджетные учреждения уплачивают практически все налоги, предусмотренные действующим законодательством (налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, транспортный налог и другие).
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций крайне разнообразны, ими могут быть как государственные корпорации, так и независимые объединения юридических или физических лиц (табл.1).
Для некоммерческих организаций, созданных в форме бюджетного учреждения, законодательство предусматривает единственную форму финансирования — ассигнования на содержание бюджетных учреждений. Некоммерческим организациям иных организационно-правовых форм бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения ими федеральных целевых программ в форме субсидии [3].
История возникновения аккредитации образовательной организации
... иных методов административно-правового регулирования образовательной деятельности; раскрыть виды аккредитации образовательной организации высшего образования; охарактеризовать субъекты и объекты государственной аккредитации в образовательном учреждении высшего образования; проанализировать процедуру государственной аккредитации образовательной организации высшего образования. В качестве ...
Рыночная экономика предполагает высокий уровень предоставляемых социальных услуг. Именно это делает использование только бюджетных средств невозможным в силу ограниченности бюджетных ресурсов.
Таблица 1. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и особенности их деятельности [9].
Формы некоммерческих организаций Особенности формирования некоммерческих организаций
Общественная и религиозная организации Участники (члены) не сохраняют прав на переданное ими этим организациями в собственности имущество, в том числе на членские взносы
Фонд Имущество, переданное фонду его учредителям, является собственность фонда, попечительский совет осуществляется надзор за его деятельностью
Продолжение таблицы 1
Некоммерческое партнерство Переданное имущество является собственностью партнерства, члены в праве участвовать в управлении делам, получать при выходе (ликвидации партнерства) часть имущества в пределах переданного в собственность, за исключением членских взносов
Учреждение Имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам, при недостаточности средств субсидиарную ответственность несет его собственник
Автономная некоммерческая организация Имущество, переданное НКО ее учредителями, является собственностью, учредители могут пользоваться ее услугами только на равных правах с другими лицами, не сохраняют прав на ее собственность
Объединение юридических лиц (ассоциация и союз) Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам в размере и порядке, предусмотренном ее учредительными документами, безвозмездно пользуются ее услугами
Общественное объединение (общественная организация, движение, фонд, учреждение, политическая партия) Имущество формируется на основе вступительных и членских взносах, добровольных взносах и пожертвований, поступлений от проводимых мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, пожертвований на подготовку и проведения выборов
Государственная корпорация Не имеющая членства не коммерческая организация, учреждённая РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации РФ, является собственностью государственной корпорации
В Российской Федерации большинство некоммерческих организаций созданы в форме бюджетных учреждений, правовой статус которых впервые определен Бюджетным кодексом РФ. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетное учреждение как государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы [1].
1.2 Финансы некоммерческих организаций
Финансы некоммерческих организаций — это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. Основными финансовыми документами в некоммерческих организациях являются финансовый план, а также сметы отдельных проектов, мероприятий и программ. Наиболее распространенная форма финансового плана — бюджет.
Финансы организаций и отраслей экономики
... и их последствия, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей финансов коммерческих организаций различных правовых форм. Для ... или оперативного управления, иного вещного права; имущество может быть арендованным; отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему имуществом; приобретает и осуществляет от своего имени ...
В законодательстве предусмотрены основные источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций [6]:
- регулярные и (или) единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
- другие поступления, не запрещенные законом.
К полномочиям высшего органа управления некоммерческой организации — собственника целевого капитала наряду с установленными иными федеральными законами полномочиями относятся утверждение финансового плана использования, распределения дохода от целевого капитала [7].
Бюджеты являются одним из основных элементов финансового планирования организации. Существует три подхода к составлению бюджета некоммерческой организации.
Первый подход предполагает планирование на основе данных предыдущего периода деятельности некоммерческой организации. Он подходит для стабильно действующих организаций, не собирающихся вносить кардинальные изменения в свою деятельность.
Второй подход наиболее предпочтителен для организаций, начинающих или осваивающих новые проекты или программы, т.е. не имеющих данных за предыдущий период по этим направлениям деятельности. Он основан на расчете и оценке потребностей организации в материально-техническом обеспечении с применением экспертных оценок предполагаемых расходов.
Третий подход соединяет в себе первые два. В его основе — соединение данных, полученных от предыдущего периода работы организации, и расчетные элементы для начала новой деятельности.
2. Механизм финансирования образовательных учреждений
2.1 Общие положения
Образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана.
Как известно из Конституции Российской Федерации и конкретизирующего конституционные гарантии образовательного законодательства [5]:
- все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием и средним профессиональным образованием;
- бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.
Это исходные позиции, на которых должна базироваться система финансирования образования. Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства, которое и должно обеспечивать исполнение конституционных гарантий, оплачивая из государственных средств:
- труд учителей и преподавателей;
- обслуживание, ремонт, обеспечение теплом и энергией учебных помещений;
- строительство зданий;
- приобретение для учебного процесса пособий, приборов, оборудования и т. п.
Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5–7% от ВВП с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны. В качестве примера можно посмотреть значения этого показателя по ряду развитых стран.
Организация производственного обучения в профессиональном образовании
... профессиональной деятельности, системного действия в ней, решения новых проблем и задач. На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы была определена тема исследования: «Организация производственного обучения в профессиональном образовании». Объект исследования: процесс организации производственного обучения. Предмет исследования: формы и ...
Рис. 1 – расходы на образование в процентах к ВВП [8]