Научно-техническая продукция

В качестве научно-технической продукции выступают сами результаты научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Поэтому ее отличают, как правило, высокая степень новизны и адекватный уровень наукоемкости. Перечень научно-технической продукции достаточно широк и разнообразен. К ней относятся теоретические и прикладные знания, полученные в процессе исследований, научно-техническая документация, подготовленная в результате разработки новой техники или технологии, опытные образцы новых орудий труда и материалов. В состав научно-технической продукции включают также научно-технические услуги и консультации. В развитых странах инновационный бизнес к 80-ым годам был признан одним из важнейших компонентов инновационного механизма и объектом инвестирования, от которого зависит процветания экономики в долгосрочной перспективе.

В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.

Спрос на научно-техническую продукцию (НТП) в мире постоянно растет, поскольку она непосредственно связана, с одной стороны, с совершенствованием и развитием действующих производств с целью повышения их технического уровня и экономической эффективности, а с другой стороны — с обновлением выпускаемой продукции, с постановкой на производство новых высококонкурентных изделий. И хотя разработка и создание научно-технической продукции осуществляются чаще всего в рамках договоров, заключаемых между производственными предприятиями (фирмами) и научными организациями, а также в рамках государственных заказов, тем не менее значительный объем научно-технической продукции попадает на внешний рынок.

Актуальность , социально-экономическая значимость и недостаточная степень научной разработанности ряда аспектов рассматриваемой проблемы определили выбор темы, цели и задач моей курсовой работы.

Цель исследования заключается во всестороннем изучении механизма HТП, выявлении присущих данному явлению противоречий и тенденций развития НТП.

Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач :

  1. дать понятие и рассмотреть сущность НТП и инноваций;
  1. определить особенности и значение НТП и развития инноваций;
  1. определить источники регулирования правовой деятельности;
  1. выявить проблемы, касающиеся развития НТП на современном этапе;
  1. изучить зарубежный опыт инновационной политики;
  1. определить методы регулирования НТП государством и инновационным сектором.

1.Рынок инновационной продукции

Одной из причин низкого уровня состояния инновационной сферы является неразвитость рынка интеллектуальных и инновационных продуктов. Формирование рыночных отношений в этой сфере осложняется трудностями, связанными, с одной стороны, со спецификой научно-технической продукции, как товара и, с другой стороны, слабостью отношений, определяющих инновационный характер общественного развития.

4 стр., 1804 слов

Развитие средств связи

... 10 миллионов человек). 2. Исследовательская часть «Средства связи в нашей жизни» Изучив развитие средств связи мне стало интересно, насколько широко в ... что сети третьего поколения не станут финальным этапом развития сотовой связи - как говориться, прогресс неумолим. Если через ... года свободный конец одной из пластинок на передающей стороне линии приварился к контакту. Помощник Белла механик Томас ...

Научно-техническая продукция воплощает собой логичный результат

интеллектуальной деятельности. Научно-техническая продукция признается

товаром, если она выступает средством углубления, расширения и получения

новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на его основе.

рынок научно-технической продукции

форму экономических отношений между владельцами интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.

Субъекты инновационного рынка

учреждения, фонды, физические лица (ученые, специалисты).

Объекты рынка

  • в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов и образцов, технологических линий и т.д.);
  • в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно- конструкторских, технологических работ в виде аналитического отчета,обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);
  • в виде знаний, опыта, консультирования в виде консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Общепринятым в мировой практике является обобщение всего спектра

экономических отношений по поводу купли-продажи результатов научной,

инновационной деятельности и оказания услуг в этой сфере в понятии

“технологический обмен” или “передача (трансфер) технологий”. В основе такого подхода лежит современное понимание сущности технологии, которая включает в себя как технические средства, систему соответствующих навыков и знаний, так и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную среду, в которой реализуется технологический процесс, а так же систему социально-экономических последствий (прежде всего экологических).

3 стр., 1301 слов

Создание дизайна печатной продукции. Листовки, как вид печатной продукции

... как вид полиграфической продукции; Проанализировать особенности печатной рекламы; Разработать техническое задание для производственной компании ОАО «МИнБ»; Разработать листовки для производственной компании ОАО «МИнБ». Объектом данной курсовой работы является ...

Технология (обобщающее понятие объекта инновационного рынка) становится товаром лишь при определенных условиях и на определенной стадии продвижения идеи.

Технологическое предложение, не обладающее достаточным потенциалом трансфера и коммерциализуемости, отсеиваются в процессе внутренней и внешней экспертизы.

отличительных особенностей

1) он традиционно является новым для входящей на рынок фирмы: в силу новизны разработанного товара приходится иметь дело с незнакомыми потребителями;

2) он является малоэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой

политики на объем сбыта;

3) он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.

Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании. Во многих случаях создание не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной и технологической неопределенности.

Рыночная неопределенность

относительно характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах.

Технологическая неопределенность

производителя уверенности в том, сможет ли продукция удовлетворить осознанные запросы потенциальных потребителей.

В настоящее время все высокотехнологичные фирмы развитых стран вырабатывают и тщательно соблюдают выгодные для них правила передачи технологии, которые даже приобретают характер технологической стратегии. Можно выделить две ориентации, которых может придерживаться фирма — производитель:

а) ориентация на продукт, основанная на технологическом предложении;

  • б) технико-рыночная ориентация, основанная на изучении рыночного спроса.

Продуктовая ориентация

когда позиции потребителя по отношению к производителю были достаточно слабы, и он вынужден был принимать продукцию в том виде и такого качества, какими для себя представлял их производитель.

Распространенным недостатком подобной ориентации является неадекватная оценка потребностей сферы потребления и собственного производства со стороны фирмы.

Она, как правило, не обладает (и не стремится обладать) достаточной

информацией о потребителях, их предпочтениях, а также о наиболее острых

проблемах собственного производства.

Такая оценка характерна, как правило, для идей, разработок и продуктов, инициируемых и осваиваемых самими авторами инноваций, будь то отдельные ученые или исследовательские группы. Авторы обычно переоценивают практическую полезность имеющегося у них исследовательского результата, исходят их заведомо оптимистического взгляда на значимость своих исследований они, будучи учеными, получают не столько от сферы потребления, сколько от процесса саморазвития науки и научных знаний.

38 стр., 18961 слов

Бизнес-планирование как средство повышения на примере Фирмы грантстроЙ

... дипломной работы заключается в разработана методика повышения конкурентоспособности организации на основе разработки бизнес-плана ... ориентации, что является причиной плохого состояния дел, если не их краха. Именно бизнес-план позволяет анализировать деятельность предприятия и может показать пути повышения эффективности его работы, ... запросы потребителя, но ... конкурентоспособности фирмы. Важнейшим ...

Смещение на макроуровне в 50-х годах нашего века баланса сил в сторону потребителя обусловило усиление внимания к его требованиям.

технико-рыночной ориентации

рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в

сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после согласования самой технологии и удовлетворяемой потребности.

Такое поведение важно и по той причине, что имеются многочисленные

свидетельства того, как по словам Дж. Брайта “наиболее значимое применение новой техники и технологии не всегда осуществлялось там, где оно впервые наблюдалось; научно-технические нововведения часто служат наиболее эффективно тем целям, о которых и не помышляли в момент зарождения нововведения”.

В качестве правил, которыми необходимо руководствоваться при разработке инновационных решений целесообразно выделять:

Передача технологии может осуществляться в различных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной и международной.

Формы передачи технологии на некоммерческой основе:

  1. информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, патенты, справочники;
  2. конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы;
  3. обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов,
  1. миграция ученых и специалистов;
  2. перекрестное лицензирование на паритетной основе.