В переводе с латыни термин “сертификация” означает “сделано верно”. Практически сертификация — это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая организация удостоверяет в письменной форме, что объект (услуга) соответствует установленным требованиям.
Проблема сертификации услуг в России приобрела особую актуальность в связи с введением в действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», предусматривающего обязательную сертификацию товаров и услуг на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, имущества, а также охраны окружающей среды. Кроме того, необходимость проведения работ по сертификации связана с переходом нашей страны к рыночной экономике, в условиях действия которой, качество услуги, как и любого другого товара, является фактором ее конкурентоспособности.
Сертификация услуг торговли — важный аспект контроля качества и безопасности экономической жизни государства. И здесь крайне важно наличие сертификата соответствия, документа, являющегося одним из инструментов реализации такого контроля.
Наличие сертификата соответствия на услугу торговли и лицензии на применение знака соответствия (РСТ) дает потребителю информацию о том, что предоставляемая услуга соответствует требованиям нормативных документов, на соответствие которым оно сертифицирована.
Сертификация услуг торговли осуществляется на соответствие их требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах, государственных стандартах России, санитарных нормах и правилах, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Таким образом, актуальность выбранной темы определяется рассматриванием процесса сертификации услуг торговли как важного аспекта контроля качества и безопасности экономической жизни государства.
Целью работы является изучение процесса сертификации услуг торговли., В рамках достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Предмет исследования — порядок проведения процесса сертификации услуг. Объект исследования — услуги торговли.
В качестве статистико-информационной базы использовались нормативно-правовые акты, учебные пособия, научные публикации, средства Интернет.
Сертификация продукции (2)
... произведенной продукции или услуги установленным на них требованиям и повышения их конкурентоспособности как на внутреннем так и на внешнем рынках. Целью курсового проекта является исследование теоретических основ сертификации продукции. ...
1. Правила сертификации услуг торговли
1. Порядок проведения сертификации услуг, основные положения
Услуга представляет собой результат
Сертификация услуг — это независимое подтверждение соответствия утвержденным требованиям с целью соблюдения «Закона о защите прав потребителей» поставщиком услуг на территории Российской Федерации.
Правила сертификации услуг регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 05.08.1997 N 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации»1 .
Сертификация работ и услуг выполняют в последовательности, аналогичной сертификации продукции. При сертификации работ и услуг используют семь схем (таблица 1).
Схему 1 используют для работ и услуг, качество и безопасность которых предусматривает оценку мастерства исполнителя (образование, опыт работы, знание нормативной документации и т.д.).
При этом осуществляется выборочная проверка результатов работы, а также инспекционный контроль. Эту схему рекомендуется применять для сертификации услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями и небольшими предприятиями.
По схеме 2 учитываются следующие
Таблица 1 — Схемы сертификации работ и услуг
Номер схемы | Оценка выполнения работ, оказания услуг | Проверка (испытание) результатов работ (услуг) | Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг |
1 | Оценка мастерства исполнителя работ и услуг | Проверка (испытание) результатов работ (услуг) | Контроль мастерства исполнителя |
2 | Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг | То же | Контроль процесса выполнения работ |
3 | Анализ состояния производства | — | Контроль состояния производства |
4 | Оценка организации (предприятия) | — | Контроль соответствия установленным требованиям |
5 | Оценка системы качества | — | Контроль системы качества |
6 | — | Рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами) | Контроль качества выполнения работ, оказания услуг |
7 | Оценка системы качества | То же | Контроль системы качества |
Схему 3 применяют при сертификации производственных (материальных) услуг, например, при изготовлении изделий по индивидуальным заказам. Инспекционный контроль осуществляется путём выборочной проверки результатов услуги.
Схема 4 предусматривает оценку (аттестацию) предприятия, организации на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. При этом оценивают не только качество выполнения работ и оказания услуг по критериям схемы 2, но также и правильность присвоения предприятию определённой категории. Инспекционный контроль может проводиться с использованием социологических методов. По данной схеме проводят также аттестацию организации (предприятия) на соответствие материально-технической базы, условий обслуживания требованиям по безопасности. Эту схему рекомендуется применять при сертификации крупных предприятий сферы услуг.
Схему 5 следует использовать при сертификации наиболее опасных работ и услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и др.).
Схема предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью её функционирования. Оценка системы качества по этой схеме (а также по схеме 7) выполняется по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем качества. Схему можно применять при сертификации всех видов услуг (работ).
По схемам 6 и 7 предусматривается
Схему 7 используют при наличии системы качества у исполнителя. Оценка выполнения работ, оказания услуг при этом будет заключаться в обследовании предприятия с целью подтверждения соответствия работ и услуг требованиям стандартов системы качества.
При добровольной сертификации используют схемы 1 — 5. Схемы 6 и 7, которые предусматривают декларацию о соответствии работ и услуг требованиям стандартов системы качества, при добровольной сертификации не применяют. Во всех схемах, как и при сертификации продукции, могут использоваться дополнительные документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям, полученные вне самой процедуры сертификации, например:
Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.
Для оценки материальных услуг используют инструментальные методы. В необходимых случаях для оценки работ (услуг) орган по сертификации может привлекать аттестованные испытательные
Сертификация услуг торговли включает:
Для проведения сертификации услуг торговли заявитель (исполнитель услуги) направляет заявку в орган по сертификации в соответствии с его областью аккредитации.
При наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации данной услуги заявитель вправе направить заявку в любой из них.
Формы заявки и других документов по сертификации должны соответствовать документу «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе»2 .
Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности
По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение по заявке и сообщает в письменном виде о принятом решении заявителю.
При отрицательном решении орган по сертификации сообщает заявителю о причинах отказа.
Причинами отказа в проведении сертификации могут быть: наличие заключений, актов (справок) органов государственного контроля и надзора о несоответствии услуг требованиям безопасности.
Срок рассмотрения и принятия решения по заявке о проведении или отказе в проведении сертификации не должен превышать 15 дней (с момента регистрации заявки).
Оценку соответствия услуг торговли проводит комиссия, включающая аттестованных экспертов, состав которой (не менее 3-х человек) утверждает руководитель органа по сертификации.