Система налогообложения предприятий в РФ

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный пл атеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В условиях рыночных отношений налоги реализуют три функции:

1) фискальная функция (англ. fick — государственная казна) обеспечивает государство финансовыми ресурсами, которые ему необходимы для осуществления деятельности, решения политическихи социально-экономических задач;

2) регулирующая функция осуществляется через систему налоговых ставок, льгот и штрафов, которыми стимулируются деловая активность, рост производства и повышение заинтересованности работниковв результатах труда, эффективность использования материально-технических средств, а такжеинновационная деятельность как отдельных субъектов экономики (предприятий, организаций, фирми других), так и базовых отраслей и сфер народного хозяйства;

3) распределительная функция осуществляется через перераспределение налогов, кот орые оказывают значительное влияние на доходы и расходы, обеспечивая поддержку социально незащищенным категориям населения.

Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими и физическими лицамии государством.

Налогообложение предприятий в России регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).

В соответствии с данным документом к существенным элементам налогообложения относятся:

1. объект налогообложения,

2. налоговая база,

3. налоговый период,

4. налоговая ставка,

5. порядок исчисления налога,

6. порядок и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения – это реализация товаров, (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство по налогам и сборам связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налоговая база – стоимостная физическая или другая характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый период – период, по окончании которого определяется налоговая база. Налоговый период может состоять из ряда отчетных периодов, по итогам которых устанавливаются авансовые платежи. Налоговым периодом как правило является год.

В состав налогов, взимаемых на территории РФ, входят федеральные налоги, налоги субъектов РФ и местные налоги (табл. 7.2).

13 стр., 6115 слов

Налог на добычу полезных ископаемых (2)

... квалификационной работы является раскрыть роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: рассмотреть налог на добычу полезных ископаемых; определить место и роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе ...

Таблица 7.2 Классификация налогов по уровню управления

Федеральные

Региональные

Местные

1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

1. Налог на имущество организаций

1.Налог на имущество физических лиц

2. Налог на прибыль (дохо-ды) организаций

2. Транспортный налог

2. Земель-ный налог

3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

3. Налог на игорный бизнес

4. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг)

Специальные налоговые режимы:

5. Единый социальный налог (ЕСН)

Единый налог на вмененный доход

6. Государственная пошлина

Упрощенная система налогообложения

7. Налог на добычу полезных ископаемых

Единый сельско-хозяйственный налог

8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

9. Водный налог

Специальные налоговые режимы предусмотрены для субъектов малого предпринимательства. При применении специальных режимов уплата налога на прибыль для организаций, НДС, налога на имущество, ЕСН, заменяется уплатой единого налога. Кроме того,освобождение налогоплательщиков от уплаты НДС производится в случае, если за три предшествующих месяца сумма выручки от реализации товаров без учета НДС не превысила в совокупности 1 млн. р.

Таблица 7.3

Краткая характеристика основных налогов, уплачиваемых предприятиями

Налог

Объект налогообложения

Налоговые ставки

Налоговый период

Налог на добавленную стоимость

Выручка от реалиизации

18 %, 10 %, 0 %

квартал

выручка

Налог на прибыль

Налогооблагаемая прибыль

20 %, 9 %, 15 %

год

Финансовый результат

Единый социальный налог

Вознаграждения работникам

26 % и регрессивная шкала

год

расходы

Налог на имущество организаций

Среднегодовая стоимость имущества

2,2 % (может понижаться региональными органами власти)

год

расходы

Переход на упрощенную систему налогообложения может существенно снизить налоговое бремя предприятия. Налогоплательщик может выбрать один из двух вариантов: уплачивать 6 % от дохода или 15 % от разницы доходов и расходов. Однако, законодательством наложены достаточно жесткие ограничения для перехода на этот режим налогообложения, перечисленные в ст.346.12 НК РФ . Например, не вправе применять УСН:

  • организации, имеющие филиалы или представительства,
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%,
  • организации, средняя численность работников которых превышает 100 человек,
  • организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб. и др.

Также установлено ограничение по выручке. Переход на упрощенную систему возможен, если доход за 9 месяцев до перехода не превышал 15 млн. р. с учетом коэффициента дефлятора (в 2008 году – 1,34).

В течение года при УСН доход не должен превышать 20 млн. р. с дефлятором.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) – специальный налоговый режим в отношении следующих видов де ятельности: бытовых услуг; ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничной торговли; услуг платных автостоянок; услуг общественного питания; автотранспортных услуг; распространения или размещения наружной рекламы. Размер ЕНВД фиксирован и не зависит от полученного дохода.

В соответствии с законодательством один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

В соответствии с законодательством все налоги и сборы, действующие на территории Российской Федерации, в зависимости от уровня делятся на три группы: федеральные, региональные (налоги республикв составе Федерации, краев, областей и автономных образований) и местные.

Федеральные налоги являются главным источником поступлений, они составляют почти ¾ доходов консолидируемого бюджета РФ, в то же время они пока еще слабо выполняют регулирующую роль (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы от капитала, взносы в государственные внебюджетные фонды, государственные пошлины, таможенные пошлины и сборы, налог на пользование недрами, лесной налог, водный налог и некоторые другие).

Региональные налоги и сборы устанавливаются федеральными законами и вводятся в действие решениями субъектов РФ, на территории которых они обязательны к уплате (налог на имущество организаций, налогна недвижимость, дорожный и транспортный налоги, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы).

Субъекты РФ, вводя региональные налоги, определяют налоговые льготы, порядоки сроки уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законом.

Местные налоги и сборы — это земельный налог, налог на рекламу, местные лицензионные сборы. Местные органы самоуправления наделены правом заключать налоговые соглашения с фирмами, которые выполняют особо важные заказы по социально-экономическому развитию территорий, а также оказывают услуги населению данной территории. Эти соглашения предусматривают предоставление целевых налоговых льготв пределах сумм, зачисляемых в местные бюджеты.

Ведущее место в системе прямых налогов, действующих в Российской Федерации и взимаемых с фирм,принадлежит налогу на прибыль (доход).

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В целяхналогообложения прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Доходы — это доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходыот реализации) и внереализационные доходы.

Расходы — это любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При расчете налоговой базы учитывают сумму прибыли от продаж, результат от операций с имуществоми финансовой деятельности и результат от внереализационных операций. Результат от операцийс имуществом и финансовой деятельности определяется как разница между операционными доходамии операционными расходами, они возникают при реализации неиспользуемых основных средств, при сдаче их в аренду, в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде прибыли от совместнойдеятельности и т. п. Результат от внереализационных операций равен разнице между внереализационными доходами и расходами.

Величина налога на имущество предприятия (фирмы) до настоящего времени относительно невеликав общем объеме доходных поступлений государства, так и с точки зрения его обременительности для отдельных плательщиков. Но постепенно роль этого налога существенно возрастает.

Объектом налогообложения выступает имущество, находящееся на балансе фирмы: основные средстваи нематериальные активы (по остаточной стоимости), а также запасы и затраты. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества.

Налоговая ставка на имущество не может превышать 2% налогооблагаемой базы. Конкретные ставки, определяемые от видов деятельности предприятий (фирм), устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Устанавливать ставку налога для отдельных предприятий (фирм) не разрешается.

Особую группу налогов, действующих на территории Российской Федерации, составляют платежи, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Наиболее важными из них являются платаза землю и отчисления на воспроизводство минерально- сырьевой базы. Кроме того, при пользовании отдельными видами природных ресурсов установлены специфические обязательные платежи (например, платежи за использование недр, плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, лесной доход, акцизы на добычу нефти и газа).

Существуют платежи за загрязнение природной среды.

Косвенные налоги. Важнейшим косвенным налогом, который взимается с юридических лиц, является налогна добавленную стоимость (НДС).

По общему объему налоговых поступлений он занимает одно из ведущихмест.

НДС является формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуги стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Фактический НДС оплачивается конечным потребителем товаров (работ, услуг) и не затрагивает издержки и прибыльпредприятий — производителей промежуточной продукции, ибо уплаченный ими как потребителями сырья, материалов и так далее налог в их себестоимость не включается, а идет на уменьшение подлежащего зачислению в бюджет НДС по проданным предприятиями товарам (работам, услугам).

Акцизы по своему содержанию являются косвенными налогами на потребителя. Перечень товаров, облагаемых акцизами в России, сравнительно невелик и в основном совпадает с наборами аналогичных товаров многих других стран (алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, меха, изделияиз драгоценных металлов и некоторые другие престижные товары).

Таможенные пошлины занимают наиболее динамичную группу налогов на потребление. Экспортно- импортные пошлины используют в основном для регулирования взаимосвязи внутреннего рынка товаровс мировым рынком. Они позволяют стимулировать экспорт, защищать внутреннего производителяот интервенции аналогичной продукции из-за рубежа.

Платежи во внебюджетные фонды. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством все предприятия, объединения и организации (в том числе предприятия с иностраннымиинвестициями и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность через постоянные представительства), расположенные на территории Российской Федерации, обязаны перечислять средствав Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, а также в Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Эти платежи, хотя и не поступаютнепосредственно в доход соответствующих бюджетов, а имеют целевую направленность для решения тех или иных социальных задач, однако в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер. Все они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.