Система складирования и складская переработка продукции

В современных условиях нормальное функционирование организаций может быть достигнуто только на основе эффективного использования системы складирования и складской переработки. Большинство организаций имеют и хранят запасы. Таким образом, изучение темы складирования запасов актуально и имеет большую практическую значимость.

Эффективность логистической системы зависит не только от совершенствования и интенсивности промышленного и транспортного производства, но и складского хозяйства. Складское хозяйство способствует: сохранению качества продукции, материалов, сырья; повышению ритмичности и организованности производства и работы транспорта; улучшению использования территорий предприятий; снижению простоев транспортных средств и транспортных расходов; высвобождению работников от непроизводительных погрузочно-разгрузочных и складских работ для использования их в основном производстве.

Складирование продукции необходимо в связи с имеющимися колебаниями циклов производства, транспортировок и ее потребления. Склады различных типов могут создаваться в начале, середине и конце транспортных грузопотоков или производственных процессов для временного накапливания грузов и своевременного снабжения производства материалами в нужных количествах. Временное складирование (накапливание) продукции обусловлено характером производства и транспорта. Оно позволяет преодолеть временные, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в материалах в процессе производства и потребления. Кроме операций складирования грузов, на складе выполняются еще и внутрискладские транспортные, погрузочные, разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и промежуточные перегрузочные операции, а также некоторые технологические операции и т.д. Поэтому склады следует рассматривать не просто как устройства для хранения грузов, а как транспортно-складские комплексы, в которых процессы перемещения грузов играют важную роль. Работа этих комплексов носит динамический, стохастический характер ввиду неравномерности перевозок грузов.

Следует иметь в виду, что склады способствуют преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов по величине, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспортных партий и т.д.

Склад – здания, сооружения, устройства, предназначенные для приемки и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и бесперебойному отпуску потребителям.

9 стр., 4318 слов

Безопасность перевозок грузов на транспортном средстве ГАЗ

... 6.. .7 лет работы. 1. Характеристика базового транспортного средства 1.1 Характеристика ГАЗ 3309 (дизель) ГАЗ 3309 - грузовая модель, выпускаемая Горьковским заводом, используется для транспортировки грузов средней тяжести по ... препятствий в прыжке, переключение передач без сброса подачи топлива, развороты с использованием стояночного тормоза и т. п.). Такая подготовка производится на специальных ...

Система логистики рассматривает запасы как необходимый фактор обеспечения определенного уровня обслуживания потребителей. В свою очередь потребители считают причинами образования запасов обеспечение непрерывности производственного процесса, стремление сгладить контурные колебания и обеспечить быструю отгрузку при неожиданном спросе различных видов продукции. Поэтому важной составной частью концепции логистики является управление запасами, которая предлагает пути оптимизации запасов и их минимизации, а также устройства для хранения материалов и подъемно-транспортные механизмы для осуществления переработки продукции.

1.1 Характеристика систем складирования.

Система складирования — это совокупность элементов, обеспечивающих формирование, продвижение, преобразование материального потока на складе и управление им.

Главный принцип создания системы складирования как осно вного инструментария внутрискладской логистики — использование индивидуальных решений с учетом всех влияющих на него факторов — может обеспечить экономический успех функционирования склада.

Эффективность логистической системы зависит не только от совершенствования и интенсивности промышленного и транспортного производства, но и складского хозяйства. Складское хозяйство способствует: сохранению качества продукции, материалов, сырья; повышению ритмичности и организованности производства и работы транспорта; улучшению использования территорий предприятий; снижению простоев транспортных средств и транспортных расходов; высвобождению работников от непроизводительных погрузочно-разгрузочных и складских работ для использования их в основном производстве [ 11, c. 45]

Складирование продукции необходимо в связи с имеющимися колебаниями циклов производства, транспортировок и ее потребления. Склады различных типов могут создаваться в начале, середине и конце транспортных грузопотоков или производственных процессов для временного накапливания грузов и своевременного снабжения производства материалами в нужных количествах. Временное складирование (накапливание) продукции обусловлено характером производства и транспорта. Оно позволяет преодолеть временные, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в материалах в процессе производства и потребления. Кроме операций складирования грузов, на складе выполняются еще и внутрискладские транспортные, погрузочные, разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и промежуточные перегрузочные операции, а также некоторые технологические операции и т.д. Поэтому склады следует рассматривать не просто как устройства для хранения грузов, а как транспортно-складские комплексы, в которых процессы перемещения грузов играют важную роль. Работа этих комплексов носит динамический, стохастический характер ввиду неравномерности перевозок грузов.

При разработке системы складирования необходимо учитывать ряд внешних и внутренних факторов (рис. 1).

К внешним факторам следует отнести: вид транспорта, место фирмы в логистической системе, интенсивность материального потока, внешний товароноситель, способы передачи информации, особенности поставщиков, требования потребителей. К внутренним факторам относятся: погрузочно-разгрузочный фронт, вид здания, объем складской грузовой единицы, вид системы комиссионирования, техническая оснащенность склада, способы обработки информации [ 5, c. 257]

Внешние факторы:

— вид транспорта;

— место в логистической системе;

— интенсивность материального потока;

— внешний товароноситель;

— передача информации;

— особенности поставщиков;

— требования потребителей;

Внутренние факторы:

— погрузочно-разгрузочный фонд;

— вид здания (сооружения);

— складская грузовая единица;

— система коммисионирования;

— техническая оснащённость склада;

— обработка информации;

Рис. 1 Факторы, влияющие на разработку системы складирования

Разработка системы складирования направлена на обеспечение оптимального размещения груза на складе, его переработку и рациональное управление им.

Система складирования включает три складские подсистемы (элементы): технико-технологическую, функциональную, а также комплекс поддерживающих систем (рис. 2).

В свою очередь, указанные подсистемы разбиваются на следующие модули (блоки):

1. Вид и размер товароносителя (грузовая складская единица).

2. Вид складирования.

3. Подъемно-транспортное оборудование для обслуживания склада.

4. Технология комплектации (комиссионирования) заказов.

5. Управление перемещением груза.

6. Система обработки информации.

7. Здание (сооружение) склада с его параметрами.

1. Выбор вида и размеров товароносителя, на котором формируется складская грузовая единица, имеет важнейшее значение, поскольку позволяет экономить площадь складаи обеспечивать надлежащее хранение товароматериальных ценностей. Оптимальными товароносителями могут быть: стоечные, сетчатые, ящичные, плоские поддоны и полуподдоны, а также кассеты, ящики для мелких грузов и т.д. Складской товароноситель увязывает между собой номенклатуру перерабатываемого груза, внешние и внутренние материальные потоки и все элементы системы. На выбор товароносителя влияют: вид и размеры упаковки или транспортной тары, система комплектации заказа, оборачиваемость товара, применяемое технологическое оборудование для складирования груза, особенности подъемно-транспортных машин и механизмов, обслуживающих склад. Основным критерием правильности выбора товароносителя является отсутствие возврата складской грузовой единицы из зоны комплектации в зону хранения при формировании заказа покупателя.

2. Выделяются следующие основные виды складирования:

  • складирование в штабеле блоками:
  • в полочных стеллажах до 6 м;
  • в высотных стеллажах;
  • в передвижных стеллажах;
  • в элеваторных стеллажах;
  • складирование на полу.

В качестве преимуществ различных видов складирования рассматриваются: высокая степень используемой площади и объема; свободный доступ к товару; возможность высотного складирования; легкость обслуживания; возможность автоматизированного управления, выполнения принципа «Фифо» (груз «первый пришел — первый ушел»), низкие эксплуатационные затраты и затраты на техническое обслуживание, низкие капиталовложения и строительные затраты.

На современных складах используют комбинации различных видов складирования, в особенности на складах оптовой торговли распределительной логистики, что объясняется разнообразием хранимой продукции.

Система складирования

Товарно-технологическая

Функциональная Комплекс поддерживаемых подсистем

Складируемая грузовая единица

Здание (сооружение)

Подъёмно-транспортное оборудование

Вид складирования

Система коммисионирования

Управление грузопереработкой

Информационно-компьютерная поддержка

Право-вое обеспечение

Организационно-экономическое обеспечение

Экологич. и эргономическое обеспечение

Рис. 2. Система складирования

3. Подъемно-транспортное оборудование для обслуживания склада. В настоящее время используются различные виды подъемно-транспортных машин и механизмов. Выбор их тесно связан с перечисленными подсистемами и зависит от характеристик самих технических средств и от общей направленности технической оснащенности склада. При этом высокий уровень механизации и автоматизации складских работ, а значит, и использование высокопроизводительных технических средств целесообразно на крупных складах с большой складской площадью и устойчивым однородным материальным потоком.

На складах, предназначенных для снабжения розничных предприятий, могут использоваться и средства малой механизации, в особенности при комплектации заказа. Наиболее распространенными видами подъемно- транспортных средств на механизированных складах являются электропогрузчики и электроштабели, а на автоматизированных складах — межстеллажные краны-штабелеры.

4. Технология комплектации груза.

В процессе переработки груза процесс комплектации проходит в 3 этапа:

1. Обработка товара по заказам покупателя.

2. Комплектация полного заказа покупателя в соответствии с его заявкой

3. Комплектация партии для централизованной или децентрализованной доставки.

5. Управление перемещением груза определяется возможностями технологического и обслуживающего оборудования; осуществляется в автономном ручном режиме, в автоматическом местном режиме управления (из кабины) с помощью пульта управления, в автоматическом дистанционном режиме управления с помощью пульта, расположенного вне стеллажного проходной в автоматическом режиме управления от ЭВМ.

6. Система обработка информации. Логистический процесс на современных складах (в первую очередь автоматизированных) предполагает наличие систем, управляющих информационными потоками. Такие системы осуществляют: управление приемом и отправкой грузов; управление запасами на складе; обработку поступающей документации; подготовку сопроводительных документов при отправке грузов и т.д. В зависимости от уровня opганизации программно-технических средств выделяют:

Подготовка данных о поступающих и отгруженных грузах, которые периодически вводятся в ЭВМ, производится вручную или автоматически. В этом случае речь идет об использовании машинного времени, а вычислительная техника может не являться собственностью склада.

  • обработку информации в режиме реального времени. Главное здесь то, что информация вводится в ЭВМ одновременно с движением грузов, или, точнее, в момент их перехода через контрольные пункты.

Для ввода и обработки информации используется развитая терминальная сеть и определенная вычислительная мощность ЭВМ. В зависимости от конкретных условий это может быть отдельная машина, общая для нескольких складов, или машина, управляющая всем производством.

Системы управления информацией в пакетном режиме и в режиме реального времени не зависят от технических характеристик грузов и технологии их обработки на складе. Они могут применяться как на складах с ручным обслуживанием, так и на складах с высоким уровнем механизации.