Налогообложения операций с нефтью и нефтепродуктами

Курсовая работа

Акциз — это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию — товары, входящие в специальный перечень.

Акцизы, как известно, являются одной из древних форм обложения, впервые акцизы упоминались в источниках эпохи Древнего Рима. Современный этап развития акцизов в Российской Федерации связан с переходом страны к рыночной экономике и становлением налоговой системы, и в частности принятием Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогообложения операций с нефтью и нефтепродуктами на каждом историческом этапе являлось важным источником формирования доходной части бюджетов различных уровней.

Тема данной работы очень актуальна, так как на данный момент акцизы являются вторым по величине налогом после налога на добавленную стоимость. Множество нововведений в рамках акцизного налогообложения вызвали большое количество вопросов, противоречий и споров в кругу плательщиков акцизов на нефтепродукты и требуют тщательного изучения.

Важным фактом является то, что Россия — один из крупнейших поставщиков нефтепродуктов на мировой рынок, однако, частное предпринимательство в этой области недостаточно развито, но это не препятствует получать в бюджет крупные вливания по этому налогу.

Вопрос акцизного налогообложения имеет широкое освещение в экономической литературе развитых стран, на основе чего можно сделать вывод, что данный вопрос представляет собой сложный и при этом важный объект изучения, и исследования в этой области имеют широкое востребование в современном обществе.

Целью данной курсовой работы является анализ особенностей обложения акцизами нефтепродуктов и разработка направлений развития и совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов.

Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  • освятить историю возникновения и развития акцизов на нефтепродукты;
  • дать характеристику основных элементов акцизов на нефтепродукты;
  • проанализировать порядок исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты, проследить динамику роста налоговых ставок на нефтепродукты в период с 2011 по 2013 год;
  • провести анализ доходов от поступления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет за 2011-2013 гг., привести данные об изменение размеров ставок акцизов на 2014-2016гг.

Объектом данной курсовой работы является действующая система обложения акцизами нефтепродуктов в Российской Федерации.

4 стр., 1832 слов

Анализ механизма исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты ...

... к операциям, признаваемым объектом обложения акцизами, относится реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров. Итак, акцизами облагается реализация подакцизных товаров, ... круга товаров, например нефтепродуктов. 1.3. Основные характеристики элементов акцизов на нефтепродукты. Рассмотрим одну из подгрупп подакцизных товаров – нефтепродукты. До 1 января ...

Предметом исследования курсовой работы является отношения налоговых органов и налогоплательщиков по поводу уплаты акцизного налога на нефтепродукты.

При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ статистических данных, обобщение информации об акцизном налогообложении за разные периоды времени, сравнение показателей, графическое изображение материала в виде таблиц и рисунков. Была проведена работа с нормативно правовыми актами в сфере налогообложения, в частности с Налоговым кодексом Российской Федерации, также была использована информация из учебных материалов и монографий таких авторов, как А.Н. Брызгалин, С.Г. Караханян, Р.А. Шепенко и другие.

Глава 1. Сущность акцизного налогообложения операций с нефтепродуктами

1.1 История возникновения и развития акцизов на нефтепродукты

Группа товаров, объединяемая понятием «нефтепродукты» (горюче-смазочные материалы), в большинстве государств является подакцизной. А широкое распространение налогообложение нефтепродуктов получило после энергетического кризиса в 70-х гг. 20 века. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С одной стороны, акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике, с другой же стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного производства и потребления широкого круга товаров.

В России акцизы определяет глава 22 Налогового кодекса Российской федерации на следующие нефтепродукты:

  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;

* моторные масла для карбюраторных (инжекторных) или (и) дизельных двигателей,

* прямогонный бензин. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Инфра-М., 2013. — 456 с.

До 1 января 2001 г. единственным подакцизным нефтепродуктом был автомобильный бензин, а моторные масла и дизельное топливо для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей облагались налогом на реализацию горюче-смазочных материалов. После отмены этого налога они были включены в перечень подакцизных товаров.

С 1 января 2003 г. вступила в силу совершенно новая система налогообложения акцизами нефтепродуктов на территории России — был введен порядок налогообложения нефтепродуктов, предусматривающий перенос части налоговой нагрузки с производителей (нефтеперерабатывающих организаций и объединений) на лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю этими товарами.

Основным моментом нового порядка налогообложения являлось то обстоятельство, что появление объекта налогообложения ставилось в зависимость от наличия у организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией нефтепродуктов, соответствующего документа, определенного законом как свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (свидетельство).

Система налогообложения акцизами на нефтепродукты была устроена таким образом, что каждый имеющий свидетельство продавец нефтепродуктов, начисливший при их получении акциз, при условии подтверждения факта уплаты акциза покупателем, имеющим свидетельство, имеет право на налоговый вычет уплаченной суммы акциза. Иными словами, действовал зачетный механизм, аналогичный налогу на добавленную стоимость (НДС).

14 стр., 6793 слов

Развитие и размещение добычи нефти и газа на территории Российской Федерации

... в светильниках. Добыча нефти в промышленных масштабах на­чалась лишь в 1857 г. в Румынии и двумя годами позже в США.О первой находке нефти в России было сообщено 2 января 1703 в русской газете «Ведомости». Однако в ...

По нефтепродуктам, направляемым на реализацию в розницу, лицами, имеющими такой документ, сумма акциза не могла быть предоставлена к вычету, а также прерывалась цепочка вычетов и при реализации лицу, не имеющему свидетельства.

Введение с 1 января 2003 г. абсолютно нового порядка налогообложения нефтепродуктов было необходимо целым рядом причин.

1. Так как в связи с отменой с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств нужно было компенсировать выпадающие доходы в бюджеты субъектов России.

Для этого в соответствии с Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. под №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» поступления от акцизов на нефтепродукты стали распределяться следующим образом: 40 % — в федеральный бюджет, 60 % — в бюджеты субъектов Российской Федерации. Кроме этого, были проиндексированы ставки акцизов на нефтепродукты на 47 %. О Федеральном бюджете на 2003 г.: федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ // Российская газета. — 2002. — 24 декабря.

С 1 января 2014 года согласно ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доход федерального бюджета будет отчисляться 28 % от собранного акциза, а 72 % акцизных сборов будет оставаться в бюджете региона. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая и пятая. — М.: Инфра-М., 2012. — 456 с.

Новый закон о порядках налогообложения нефтепродуктов должен был перенести налоговую нагрузку с производителей (нефтеперерабатывающих организаций и объединений) на организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю этими товарами, что, как предусматривалось, позволит распределять уплату акцизов по нефтепродуктам между территориальными бюджетами пропорционально объемам потребления этих нефтепродуктов на данных территориях, в то время как прежний порядок позволял собирать акциз только в тех субъектах Российской Федерации, где располагаются крупные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а их не так много.

2. Эта мера также была необходима для решения существующей проблемы в сфере потребления и реализации подакцизных нефтепродуктов, как налоговых потерь в результате больших объемов реализации автомобильного бензина, находящегося в «теневом» обороте. Этот порядок, позволяющий проследить всю цепочку от производителя до потребителя, должен был вывести этот нефтепродукт из нелегального бизнеса. С 1 января 2003 г. на прямогонный бензин была установлена нулевая ставка, что стало возможным отслеживать его оборот.

3. При осуществлении контроля налогообложения нефтепродуктов по всей длине цепочке «производитель — посредник — продавец» налоговые органы могли иметь возможность администрировать не только акциз, но также и НДС, и налог на прибыль, так как отслеживаются объемы оборота нефтепродуктов и прибыль, получаемая от их реализации.

Кроме этого, так как получение налогового вычета продавцом по нефтепродуктам, реализованным лицам, имеющим свидетельство, не зависел от факта уплаты акциза покупателем, были сокрытия, которые привели к значительным потерям бюджета. За четыре года недоимка по акцизам на нефтепродукты выросла в 15 раз. акциз налогообложение нефтепродукт

27 стр., 13036 слов

Проект Стратегии инновационного развития агропромышленного комплекса ...

... в агропродовольственной сфере, их коммерциализации и расширению российского присутствия на международных рынках научных исследований и технологий, а механизмы государственной поддержки агропромышленного комплекса, ... уровня. В целом ситуация в сельскохозяйственных организациях ухудшается (см. табл. 1). Таблица 1 Обеспеченность сельскохозяйственных организаций Российской Федерации тракторами ...

До 1 января 2007 г. объект налогообложения акцизами по подакцизным нефтепродуктам коренным образом отличался от объекта налогообложения по другим подакцизным товарам. В соответствии с новым порядком объектом налогообложения акцизами считались операции по получению нефтепродуктов налогоплательщиком. Под получением подразумевается:

  • покупка нефтепродуктов в собственность;
  • оприходование нефтепродуктов, полученных в счет уплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);
  • оприходование подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов на собственных нефтеперерабатывающих производствах (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
  • получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, полученных из этого сырья и материалов на основе договора переработки.

Объектом обложения акцизами являлась и передача собственнику, не имеющему соответствующего документа (свидетельства), нефтепродуктов, произведенных налогоплательщиком из давальческого сырья и материалов.

В 2005-2006 гг. в Налоговый кодекс были внесены два существенных изменения, по вопросам взимания акцизов на нефтепродукты.

1. С 1 января 2006 г. ставка акцизов на прямогонный бензин была изменена. До этого времени в России в течение двух лет прямогонный бензин, являясь подакцизным товаром, облагался по нулевой ставке.

Исходя из того, что прямогонный бензин используется в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, и во избежание повышения цен на данную продукцию, были введены новые условия исчисления акциза на прямогонный бензин, предусматривающие выдачу свидетельства на переработку прямогонного бензина, наличие которого у лица, производящего на основе прямогонного бензина продукцию нефтехимии, не только определяет его обязанность как плательщика акциза начислить по полученному (приобретенному) прямогонному бензину акциз, но и дает ему право, во-первых, получать его (от имеющих свидетельство поставщиков) по цене без акциза, а во-вторых, на налоговые вычеты начисленной суммы.

2. С 1 января 2007 г. прекращено действие 4-х летнего применения зачетной системы уплаты акцизов, в соответствии с которой объектом налогообложения является приобретение бензина налогоплательщиками, имеющими необходимые документы (свидетельство) на осуществление операций с нефтепродуктами. Одновременно был введен действовавший до 2003 г. в России порядок уплаты таких акцизов организациями — производителями нефтепродуктов. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Инфра-М., 2013. — 456 с.

Ставки акцизов на нефтепродукты не изменялись с 2005 по 2009 год. Однако в связи с кризисной ситуацией в экономике, снижением доходов субъектов Российской Федерации, начиная с 2010г., возникла необходимость проиндексировать эти ставки акцизов.

В этом параграфе была рассмотрена история возникновения, развития и изменения акцизов на нефтепродукты в Российской Федерации, меры, направленные на улучшения порядка сбора акцизов. Данный налог является достаточно молодым, но на протяжении своего развития претерпел ряд изменений, позволяющих заметить положительную динамику в поступлениях в бюджет денежных средств от акцизного налогообложения. Характеристика основных элементов акциза по операциям с нефтепродуктами, перечень подакцизных нефтепродуктов будет рассмотрен в следующем параграфе.

7 стр., 3381 слов

Маркировка товаров

... понятия о маркировке. Рассмотрение маркировки подакцизных товаров. Рассмотрение маркировки товаров как способа защита потребительского рынка от некачественной продукции. 1. Понятие о маркировке Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также ...

1.2 Характеристика основных элементов акциза по операциям с нефтепродуктами

Как было сказано ранее, в соответствии со ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации к подакцизным товарам относятся следующие виды нефтепродуктов:

  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для карбюраторных (инжекторных) или(и) дизельных двигателей;
  • прямогонный бензин.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Инфра-М., 2013. — 456 с.

Перечень продукции, в том числе и вышеназванных видов нефтепродуктов, закреплен в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 за N 301.

Общероссийский классификатор продукции дает полный перечень подакцизных нефтепродуктов. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93: постановление Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. №301 // Российская газета. — 1993. — 30 декабря.

Например, к подакцизным нефтепродуктам не относится масло индустриальное (код подгруппы 02 5340 7 по ОК 005-93) или масло компрессорное (код подгруппы 02 5370 0 по ОК 005-93), так как они являются самостоятельными видами масел.

Для прямогонного бензина исчисление акциза предусмотрено в ст. 181 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением автомобильного бензина и продукции нефтехимии.

Для возможности налогообложения бензиновой фракцией является только смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов С при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба. О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2012 г. № 203-ФЗ // Российская газета. — 2012. — 29 ноября.

Все перечисленные ранее нефтепродукты являются подакцизными товарами независимо от их предназначения.

Что касается объекта налогообложения, то из статьи 179 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщиками акцизов могут быть индивидуальные предприниматели или организации, если они совершают с подакцизными товарами операции, признаваемые объектом обложения акцизами. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Инфра-М., 2013. — 456 с.

Так же, в соответствии со ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации к операциям, признаваемым объектом обложения акцизами, относится продажа на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Инфра-М., 2013. — 456 с.

Таким образом, акцизами облагается реализация (продажа) подакцизных товаров, под которой понимается передача права собственности на товар. Однако, реализация подакцизных товаров считается объектом обложения акцизами только в том случае, если она осуществляется непосредственными производителями этих товаров. Единственной операцией, признаваемой объектом обложения акцизами, является операция, совершаемая не производителями подакцизных товаров, а комиссионерами, является реализация лицами переданных им на основании приговоров или решений судов (или других уполномоченных органов) конфискованных или бесхозных подакцизных товаров, а также тех подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые в обязательном порядке подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность.

12 стр., 5822 слов

Модернизация таможенных органов Российской Федерации

... обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, повышения качества таможенного администрирования и предоставления государственных услуг проводится работа по внедрению современных информационных технологий в деятельность таможенных органов, а также по модернизации информационно-программных средств, ...

Иногда объектом обложения акцизами признаются операции не по реализации, а по передаче произведенных подакцизных нефтепродуктов. В отличие от операции по продажи товаров при их передаче не происходит смены собственника, однако ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность непосредственных производителей начислять акциз. К таким операциям относятся:

  • передача на территории Российской Федерации подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику этого сырья либо третьим лицам (в том числе получение подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья).

    Из этого следует, что при производстве нефтепродуктов из давальческого сырья плательщиком акциза всегда является переработчик этого сырья;

— Пример 1. Некая организация — собственник нефти заключила договор с нефтеперерабатывающей организацией на оказание услуги по переработке сырья с целью получения автомобильного бензина. В данном случае акциз будет начисляться переработчиком при передаче бензина собственнику либо при передаче его любому третьему лицу по указанию собственника:

  • передача по подразделениям в организации произведенных подакцизных товаров для последующего производства неподакцизных товаров, исключение составляет передача полученного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в подразделении организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином;
  • передача на территории Российской Федерации субъектами произведенных ими подакцизных товаров для личных нужд;
  • Пример 2.

Если нефтеперерабатывающая организация производит автомобильный бензин и использует какую-либо часть этого бензина для личных нужд (заправки собственного автотранспорта), то на объемы бензина, передаваемые на эти цели, должен начисляться акциз.- передача на территории Российской Федерации полученных или произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также непосредственно в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

  • передача произведенных подакцизных нефтетоваров на переработку на давальческой основе. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Инфра-М., 2013. — 456 с.

Пример 3. Некая организация произвела автомобильный бензин класса 3 и на давальческих основах передает этот бензин для получения из него более высококлассного бензина 4, 5. В данном случае производитель прямогонного бензина будет начислять акциз при передаче бензина класса 3 на переработку.

4 стр., 1538 слов

Порядок исчисления акцизов по табачным изделиям

... розничная цена)* количество пачек табачных изделий Порядок исчисления акцизов по экспорту Операции, освобождаемые от налогообложения Ряд операций с подакцизной продукцией подлежит освобождению от ... НК РФ при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется: акциз подакцизный налоговый таможенный по подакцизным товарам, в отношении которых ...

Следовательно, объект обложения акцизами нефтепродуктов, произведенных или полученных на территории Российской Федерации, возникает только у организаций и индивидуальных предпринимателей, которые производят и продают (или передают) подакцизные нефтепродукты собственного производства (исключение составляют операции по реализации конфискованных подакцизных товаров).

Если нефтепродукты были произведены за пределами территории Российской Федерации, то объект обложения акцизами осуществляется при ввозе нефтепродуктов на таможенную территорию России. Акциз на ввозимые нефтепродукты уплачивается на таможне.

Налоговая база при продаже (передаче, признаваемой объектом налогообложения) произведенных (или полученных) налогоплательщиком подакцизных нефтепродуктов определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

В таком же порядке считается налоговая база при реализации конфискованных и (или) бесхозных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых отказались в пользу государства и которые подлежат непосредственному обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Налоговая база при получении прямогонного бензина организацией или частным предпринимателем, имеющим свидетельство на его переработку, определяется объемом полученного прямогонного бензина в натуральном выражении.

Налоговым периодом считается календарный месяц текущего года.

В этом параграфе была дана классификация подакцизных нефтепродуктов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. На конкретных примерах были рассмотрены такие элементы налога, как плательщики и объекты налогообложения, порядок исчисления налоговой базы. Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод, что налоговое законодательство не является полностью совершенным, что позволяет недобросовестным налогоплательщикам уклонятся от акцизного налогообложения. Порядок исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты, а также динамика роста налоговых ставок будет рассмотрена в следующем параграфе.

Глава 2. Анализ механизма исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты в Российской Федерации на современном этапе

2.1 Порядок исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты, динамика роста налоговых ставок на нефтепродукты в период с 2011-2013 гг.

С 1 января 2011 года вступили в силу изменения и поправки, внесенные в главу 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации. В результате этого был изменен порядок исчисления и уплаты акцизов, а их ставки возросли практически по всем видам подакцизных товаров. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Инфра-М., 2013. — 456 с.

При совершении действий с подакцизными нефтепродуктами применяется следующий порядок операций:

1) при продаже нефтепродуктов сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в расчетных документах и счетах-фактурах не выделяется;

2) при передаче нефтепродуктов лицам, не имеющим надлежащего свидетельства, сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком предъявляется к оплате собственнику давальческого сырья или материалов. В расчетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выносится отдельной строкой. Журавлев В.Н. Горюче-смазочные материалы. Бухучет и налогообложение// Аудиторские ведомости. — 2013. — № 6. — c. 31.

12 стр., 5662 слов

Защита прав потребителей в Российской Федерации

... Кодекса Российской Федерации проценты в двойном размере на сумму внесенных истцом по договору денежных средств Потребитель А.Д.А. обратился в Ленинградский ... 1 272 350 рублей. Однако ответчик разрешение на строительство не получил и к строительству дома не приступил. ... возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, лицом, не имеющим на это права в ...

При совершении действий с подакцизными нефтепродуктами сумма акциза учитывается в следующем порядке:

1) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям приплюсовывается в стоимость подакцизных нефтепродуктов. Сумма акциза, подлежащая к уплате налогоплательщиком, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

2) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям включается собственником нефтепродуктов непосредственно в стоимость подакцизных нефтепродуктов. Сумма акциза, подлежащая к уплате налогоплательщиком, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

3) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, имеющему необходимое свидетельство, в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов не включается. Сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему необходимого документа (свидетельства), включается в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов. Сумма акциза, подлежащая к уплате налогоплательщиком, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Давыдова И.А. Порядок определения и уплаты в бюджет суммы акциза по налогооблагаемым операциям с подакцизными товарами //Налоговый вестник. — 2013. — №4. — c. 18.

Налогоплательщик также имеет право на уменьшение суммы акциза по подакцизным товарам, на установленные налоговые вычеты. Таким вычетам подлежат:

1. Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком при последующим использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве различных других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении;

2. Суммы акциза, уплаченные лицами, имеющими необходимые документы (свидетельство), при ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации. Козырин А.Н. Акцизы в системе таможенных платежей // Финансы. — 2012. — №1. — c. 25.

Сумма акциза, надлежащая уплате налогоплательщиком, проводившим операции, считающиеся объектом налогообложения, считается по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде больше суммы акциза, исчисленного по проданным подакцизным товарам, то налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает. Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, переходит в зачет в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Данные суммы направляются в отчетном налоговом периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним, на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Брызгалин А.В. Новое в налогообложении. — М.: Налоги и финансовое право, 2013. — C. 150.

11 стр., 5131 слов

Анализ состояния и перспективы развития аэропортовой (аэродромной) ...

... гражданских аэропортов, деятельность которых связана преимущественно с социально-экономическими потребностями регионов. На основании выше изложенного можно выделить следующие основные проблемы развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации Российской Федерации: Ø ... расчетам 2002 г.) до 39,5 млрд руб. (по расчетам 2013 г.) и составил в итоге около 230 млрд рублей (рис. 2). Рис. 2. Объем ...

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с передвижением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации по согласованию с таможенными органами и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которую не зачли, подлежит возврату налогоплательщику по его непосредственному заявлению.

Уплата акциза при совершении операций, считающихся объектом налогообложения в отношении нефтепродуктов, производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом:

  • имеющие только свидетельство на оптовую продажу, уплачивают акциз не позднее 25-го числа 2-го месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • имеющие только свидетельство на розничную продажу, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Брызгалин А.В. Новое в налогообложении. — М.: Налоги и финансовое право, 2013. — C. 150.

Сумма акциза по каждому виду подакцизных товаров (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации) исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки (ст. 194 Налогового кодекса Российской Федерации):

А = НБ х Ст,

где А — сумма акциза;

  • НБ — налоговая база (объем проданной или переданной продукции) в натуральном выражении;
  • Ст — ставка акциза (в руб.

и коп. за 1 т сырья).

Бабанин В.А., Воронина Н.П. Основные аспекты налогообложения акцизом на нефтепродукты // Аудит. — 2013. — №12. — с. 41.

С 1 января 2011года, помимо внесения изменений в Налоговый Кодекс по взиманию акцизов на нефтепродукты, с целью стимулирования и повышения качества нефтепродуктов была введена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок по мере повышения класса указанных нефтепродуктов.

В 2011 году также было принято решение возродить дорожные фонды. Федеральный дорожный фонд формируется в составе федерального бюджета. Его базовый объем на 2014 год установлен в размере 354,1 млрд. рублей. В последующем объем бюджетных ассигнований фонда должен быть не менее установленного «базового» и может корректироваться с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Пополнение дорожного фонда планируется за счет доходов, в частности, от:

  • уплаты акцизов на нефтепродукты, подлежащих отчислению в федеральный бюджет;
  • использования имущества, входящего в состав автодорог общего использования;

— сборов за проезд иностранных автомобилей по автомобильным дорогам на территории Российской Федерации и т.д. Давыдова И.А. Порядок определения и уплаты в бюджет суммы акциза по налогооблагаемым операциям с подакцизными товарами // Налоговый вестник. — 2013. — № 3. — с. 18.

Рассмотрим динамику повышения ставок акцизов на нефтепродукты в период с 2011 г. по 2013 г. включительно.

Возьмем три категории нефтепродуктов: автомобильный бензин класса 3, дизельное топливо класса 3 и прямогонный бензин.

Из рисунка 1 (см. Приложение 3) видно, что увеличение цены на автомобильный бензин класса 3 в период с 2011-2013гг. значительное, почти в 2 раза, т.е. на 71 %.

Что касается дизельного топлива класса 3 (см. Рис. 2 в Приложении 4), то здесь увеличение цены составляет 133 %, т.е. более чем в 2 раза.

Согласно рисунку 3 (см. Приложение 5) можно заметить, что цены на прямогонный бензин увеличивались несколько менее, примерно в 1,5 раза, т.е. на 57 %.

Таким образом, рассмотрев порядок исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты, а также проанализировав изменения цены на основные виды нефтепродуктов в период с 2011-2013гг., можно с уверенностью сказать, что увеличение цен на нефтепродукты не заканчивается. Согласно одобренным планам правительства, дорожный фонд будет аккумулировать средства на содержание и строительство дорог, причем объем средств, выделенных в бюджете на дороги, каждый год будет увеличиваться на сумму акцизов на горюче-смазочные материалы. Анализ доходов от поступления акцизов на нефтепродукты за 2011-2013гг в Федеральный бюджет Российской Федерации, а также изменение ставок акцизов на последующие года будет рассмотрен в следующем параграфе.

2.2 Анализ доходов от поступлений акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет за 2011-2013 гг. Изменение размера ставок акцизов на 2014-2016 гг.

Поступление доходов от акцизов на нефтепродукты, производимые на территории Российской Федерации в федеральный бюджет за 2011г. составило 84313,1 млн. рублей (0,17 % к ВВП), в том числе от акцизов на автомобильный бензин — 56553,6 млн. рублей, на дизельное топливо — 23 109,9 млн. рублей, от акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — 758,7 млн. рублей, на прямогонный бензин — 3890,9 млн. рублей.

Доходы федерального бюджета от уплаты акцизов на нефтепродукты, производимые на территории Российской Федерации за 2012 год составило 88944,8 млн. рублей (0,19 % к ВВП), в том числе с акцизов на автомобильный бензин — 56839,6 млн. рублей, на прямогонный бензин — 5362,7 млн. рублей, с акцизов на дизельное топливо — 25976,2 млн. рублей, на моторные масла для карбюраторных (инжекторных) и (или) дизельных двигателей — 766,3 млн. рублей.

Поступление доходов в Федеральный бюджет Российской Федерации на подакцизные нефтепродукты, производимые на территории Российской Федерации за 2013 год составило 140787,5 млн. рублей (0,25 % к ВВП).

Из них: от акцизов на автомобильный бензин — 87191,2 млн. рублей, от акцизов на прямогонный бензин — 7916,8 млн. рублей, от акцизов на дизельное топливо — 44509,4 млн. рублей, от акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — 1170,1 млн. рублей.

Таким образом, доход от акцизов на нефтепродукты, поступающий в Федеральный бюджет страны с каждым годом увеличивается. В 2012 году по отношению к 2011 году сбор от акцизов на нефтепродукты увеличился на 4631,7млн. рублей, что составляет увеличение на 5,5 %. Сравнивая показатели поступления от акцизов на нефтепродукты в 2013 году по отношению к 2012 году, то в Федеральный бюджет поступило на 51842,7 млн. рублей больше, т.е. увеличение составляет 58,3 %.

Поступление акцизов по подакцизным нефтепродуктам, производимым на территории Российской Федерации в Федеральный бюджет на 2014 год планируется 185319,6 млн. рублей, что составляет увеличение на 31,6 %. Увеличение дохода по акцизам напрямую зависит от увеличения ставок по акцизам. В таблице 3(см. Приложение 6) приведены измененные ставки акцизов на нефтепродукты на 2014-2016 гг.

В 2014-2015 годах ежегодное дополнительное повышение ставок акциза на нефтепродукты, а в частности на автомобильный бензин класса 4 составит 5 % (до 9,916 тысячи и 10,858 тысячи рублей за тонну соответственно), в 2016 году ставка акциза на бензин этого класса должна сохраниться на уровне 2015 года.

Ставки акцизов на бензин класса 5 будет повышен в 2014 году дополнительно на 12 % (до 6,45 тысячи рублей за тонну), в 2015 году — на 11 % (до 7,75 тысячи рублей за тонну), в 2016 году — на 20 % к уровню 2015 года (до 9,5 тысячи рублей за тонну).

Для бензина 3-го класса ставки акцизов составят в 2014 году 10,725 тысячи рублей за тонну, что на 106 % больше, чем в 2013 году, в 2015 и 2016 годах — 12,879 тысячи рублей за тонну, что составляет 20 % к уровню 2014 года.

Для бензина, не соответствующего 3 классу, ставки составят 11,11 тысячи рублей за тонну в 2014 году, что на 16,8 % выше по сравнению с 2013 годом, и 13,332 тысячи рублей соответственно за тонну в 2015-2016 годах, что составит повышение на 20 %.

Для прямогонного бензина ставки акцизов повысятся в 2014 году на 17 % (до 11,252 тысячи рублей за тонну), в 2015 году — на 20 % (до 13,502 тысячи рублей за тонну), в 2016 году — на 8,6 % (до 14,665 тысячи рублей за тонну).

Ставки акцизов для дизельного топлива на 2014 год в среднем повысятся на 29 %, что составит 6,446 тысячи рублей за тонну. Дополнительной индексации ставок акцизов на дизельное топливо на период с 2014 по 2016 год не предусматривается.

Суммы, подлежащие к оплате при взимании акцизов с 01 января 2014 года установлены Приказом Федеральной таможенной службы от 13 декабря 2013 года за №2359. Суммы, подлежащие к оплате при взимании акцизов с 1 января 2014 г.: приказ Федеральной таможенной службы от 13 декабря 2013 г. №2359 // Российская газета. — 2013. — 13 декабря.

На уменьшение прогнозируемых сумм поступления акцизов на нефтепродукты может повлиять:

  • снижение облагаемых объемов реализации прямогонного бензина;
  • снижение доли автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) в общем объеме реализации автомобилей легковых, что в свою очередь приведет к уменьшению объема реализации автомобильных бензинов.

Таким образом, был проведен анализ поступления акцизов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2011-2013 гг. Данные этого анализа показали, что зачисление в федеральный бюджет доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты за 2011г. составило 84313,1 млн. рублей; за 2012 г. — 88944,8 млн. рублей, что на 5.5 % больше, чем в 2011 году, а в 2013г. — 140787,5, что на 58,2 % больше, чем в 2012г. Также были приведены измененные ставки акцизов на нефтепродукты на 2014-2016 гг, подсчитан процент их увеличения. Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод, что доход от поступления акцизов на нефтепродукты в бюджет страны играет немалую роль, и поэтому приковывает к себе пристальное внимание со стороны налоговых органов.

Заключение

Действующая на сегодняшний день в России система акцизного налогообложения характеризуется громоздкостью, для налогоплательщиков является малопонятной, требует больших расходов по налоговому администрированию со стороны государства. При этом сформированный в Российской Федерации механизм взимания акциза не имеет четкого экономического обоснования, основанного на содержании данного налога, что иногда приводит к искажению объекта акцизного налогообложения, порождает немало возможностей для недобросовестных налогоплательщиков для ухода от налогообложения, стимулирует развитие «теневого» бизнеса. Кашин В.И. Проблемы акцизов на нефтепродукты // Аудитор. — 2013. — №10 — с. 15.

Российские экономисты уделяют большое внимание проблемам совершенствования действующего механизма исчисления и взимания акцизов, однако, главным образом, в их работах, учебных пособиях, монографиях проводится в основном анализ нормативных и инструктивных налоговых документов, освещаются вопросы реформирования отдельных элементов акцизного механизма, связанные с повышением фискальной значимости акциза.

На сегодня существуют некоторые приоритетные направления государственного регулирования в сфере налогообложения акцизами. Это — взимание акцизов по операциям с нефтепродуктами, по операциям с алкогольной продукцией. Казалось бы, с одной стороны, такие приоритеты обусловлены высокой рентабельностью производства в указанных сферах и соответствующим потенциалом для обеспечения фискальных потребностей государства, с другой же стороны, интересы смогут удовлетворяться только при компетентном регулирующем (правовом) воздействии по этим направлениям.

Несмотря на новизну акцизов в Российской Федерации и некоторые несовершенства законодательства, федеральный бюджет имеет значительные поступления по данному виду налогообложения. Акциз является очень динамичным налогом, и в перспективе его ожидает множество положительных изменений.

В качестве предложения о совершенствовании законодательства об акцизном налогообложении, в частности об акцизах на нефтепродукты, можно сказать о необходимости внесения поправки в законы, которая исключила бы возможность создания новых юридических лиц на производственных площадях предприятий, накопивших налоговую задолженность. Необходимо также предоставить участникам нефтяного рынка право свободного доступа к данным государственного реестра выданных лицензий и установить обязанность участников нефтяного рынка осуществлять проверку предоставляемых им лицензий.

Акцизы по такому товару, как автомобильный бензин целесообразно взимать на стадии производства. Причем учитывая специфический характер ставки акциза по данному товару, контролю должны подлежать лишь объемы производства.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/vzimanie-aktsizov-na-nefteproduktyi-i-prirodnyiy-gaz/

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Инфра-М., 2013. — 456 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая и пятая. — М.: Инфра-М., 2012. — 456 с.

3. О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 13 сентября 2013 г. № 269-ФЗ // Российская газета. — 2013. — 13 сентября.

4. О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2012 г. № 203-ФЗ // Российская газета. — 2012. — 29 ноября.

5. О Федеральном бюджете на 2003 г.: федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ // Российская газета. — 2002. — 24 декабря.

6. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93: постановление Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. №301 // Российская газета. — 1993. — 30 декабря.

7. Суммы, подлежащие к оплате при взимании акцизов с 1 января 2014 г.: приказ Федеральной таможенной службы от 13 декабря 2013 г. №2359 // Российская газета. — 2013. — 13 декабря.

8. Бабанин В.А. Основные аспекты налогообложения акцизом на нефтепродукты / В.А. Бабанин, Н.П. Воронина // Аудит. — 2013. — №12. — С. 39-45.

9. Брызгалин А.В. Новое в налогообложении /А.В. Брызгалин. — М.: Налоги и финансовое право, 2013. — 168 с.

10. Брызгалин А.Н. Комментарий к главе 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации / А.Н. Брызгалин, В.А. Берник, А.М. Головкин // Хозяйство и право. — 2013. — №8. — С. 3-5.

11. Горский И.В. Налоги в рыночной экономике / И.В. Горский. — М.: АНКИЛ, 2012. — 389 с.

12. Габдрахманов И.Н. Нефтяным месторождениям должна помочь гибкая налоговая система / И.Н. Габдрахманов //Финансы. — 2012. — №7. — С. 26-27.

13. Давыдова И.А. Об обложении акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами / И.А. Давыдова // Налоговый вестник. — 2012. — №1. — С. 15-20.

14. Давыдова И.А. Об обложении акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами / И.А. Давыдова // Налоговый вестник. — 2012. — №2. — С. 18-22.

15. Давыдова И.А. Об обложении акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами / И.А. Давыдова // Налоговый вестник. — 2012. — №3. — С. 8-12.

16. Давыдова И.А. Операции с подакцизными товарами, признаваемые объектом налогообложения / И.А. Давыдова //Налоговый вестник. — 2012. — №11. — С. 32-39.

17. Давыдова И.А. Порядок определения и уплаты в бюджет суммы акциза по налогооблагаемым операциям с подакцизными товарами / И.А. Давыдова // Налоговый вестник. — 2013. — № 3. — С. 16-20.

18. Давыдова И.А. Порядок определения и уплаты в бюджет суммы акциза по налогооблагаемым операциям с подакцизными товарами / И.А. Давыдова //Налоговый вестник. — 2013. — №4. — С. 17-21.

19. Журавлев В.Н. Горюче-смазочные материалы. Бухучет и налогообложение / В.Н. Журавлев // Аудиторские ведомости. — 2013. — № 6. — С. 31-34.

20. Зрелов А.П. Налоги и налогообложение / А.П. Зрелов, Ю.Ф. Кваша, М.Ф. Харламов. — М.: Высшее образование, 2013. — 579 с.

21. Караханян С.Г. Налоговые споры: Проблемы, анализ, решение / С.Г. Караханян. — СПб.: Бератор-паблишинг, 2012. — 213 с.

22. Кашин В.И. Проблемы акцизов на нефтепродукты / В.И. Кашин // Аудитор. — 2013. — №10 — С. 15.

23. Козырин А.Н. Акцизы в системе таможенных платежей / А.Н. Козырин //Финансы. — 2012. — №1. — С. 22-28.

24. Козырин А.Н. Косвенные налоги в механизме таможенно-тарифного регулирования / А.Н. Козырин //Финансы. — 2012. — №9. — С. 19-24.

25. Липин С.С. Налоги как регулятор экономического развития страны / С.С. Липин // Аудитор. — 2013. — №7 — С. 20.

26. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / В.Г. Пансков. — М.: Книжный мир, 2013. — 258 с.

27. Разовский Ю.В. Платежи, акцизы и налоги горнодобывающих предприятий / Ю.В. Разовский //Финансы. — 2012. — №8. — С. 30-34.

28. Скиба В.А. Маленькие компании и большой нефтяной бизнес / В.А. Скиба // Деловой экспресс. — 2012. — №4. — С. 35.

29. Шепенко Р.А. Юридическая природа акцизов/ Р.А. Шепенко. — Ростов на Дону, 2012. — 596 с.

30. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение / Т.Ф. Юткина. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 426 с.