Устройство, техническое обслуживание и ремонт механизма заднего ведущего моста автомобиля ЗИЛ

Первый автомобиль создан более двухсот лет назад. Сначала это были самодвижущиеся коляски, перемещающиеся при помощи мускульной силы человека.

Одна из таких «самобегающих колясок» сделана в России крестьянином Л. Шамшуренковым, а затем появилась и трёхколёсная «самокатка» И.П. Кулибина, приводимая в действие от педального привода.

Толчком в развитии самодвижущихся повозок явилось появление в 1766 г. паровой машины, изобретённой механиком И.И. Ползуновым.

С использованием паровой машины бал построен ряд самодвижущихся повозок-автомобилей.

Дальнейшее развитие автомобилей связано с появлением двигателей внутреннего сгорания. Ряд таких двигателей построили и в России.

Однако в России только в 1909 г. организовали полукустарное производство автомобилей на Русско-Балтийском заводе в Риге. За шесть лет этот завод выпустил всего 450 легковых и 10 опытных грузовых автомобилей.

В 1924 г. автозаводом АМО были выпущены первые автомобили АМО-Ф-15, а в 1925 г. на Ярославском автозаводе начался выпуск автомобилей Я-3 грузоподъёмностью 3 т.

Новый подъём автомобильной промышленности в нашей стране наступил после Великой Отечественной Войны, когда были построены Уральский, Минский, Кутаисский, Ульяновский, Кременчугский, Московский, Белорусский, Ижевский, Запорожский, Камский автомобильные заводы, Львовский, Павловский, Ликинский, Курганский и Рижский автобусные заводы. Начался массовый выпуск автомобилей «Жигули» Волжским автозаводом.

Общее устройство

Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, изменяя его по величине и направлению. На автомобилях ЗИЛ — 130 ведущими являются задние колеса. Трансмиссия этих автомобилей состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и приводных валов — полуосей. Через эти узлы и агрегаты и передается крутящий момент.

Сцепление предназначено для передачи крутящего момента от двигателя, временного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передачи и трогании автомобиля с места.

Коробка передач служит для изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к карданному валу, для движения автомобиля задним ходом и длительного разобщения двигателя от трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его по инерции.

14 стр., 6607 слов

Разработка заднего моста автомобиля категории N

... силового агрегата. Коробка передач Для обеспечения более эффективного использования двигателя при работе автомобиля с различной ... автомобиля, кг. 7200 Полная масса автомобиля, кг. 18000 Распределение нагрузки по осям, кг: передняя ось 6500 задний мост 11500 Грузоподъемность 10800 База автомобиля, ... выше перечисленного в данный момент наблюдается спрос на автомобили-самосвалы, причем общей тенденцией ...

Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки ведущим мостам под изменяющимся углом, т. к. крутящий момент от коробки передач к ведущему мосту должен передаваться под углом, меняющим свое значение при изменении нагрузки и при толчках во время движения автомобиля по неровной дороге.

Главная передача служит для увеличения крутящего момента и передачи его под углом 90 о .

Дифференциал — механизм, допускающий вращение колес с разной частотой вращения, чтобы качение ведущих колес происходило без проскальзывания.

Полуоси — для передачи крутящего момента от дифференциала к колесам, потому что ведущие колеса должны в определенных условиях вращаться с неодинаковой частотой.

Главная передача

Валы, приводящие во вращение колеса, на автомобиле размещены по отношению к его оси и к карданному валу под углом 90 о. Чтобы увеличить крутящий момент и передать его под углом 90о , применяют главную передачу.

Главная передача может быть одинарной, состоящей из одной пары конических шестерен, и двойной, состоящей из одной пары конических и одной пары цилиндрических шестерен. Передаточные числа главных передач автомобиля ЗИЛ — 130 — 6,32.

На автомобиле ГАЗ — 53 — 12 установлена одинарная главная передача, состоящая из ведущей — малой конической шестерни, выполненной вместе с валом, и ведомой — большой конической шестерни. Для достижения бесшумной и плавной работы применяют шестерни со спиральными зубьями. Вал малой конической шестерни установлен на двух конических и одном цилиндрическом подшипниках.

Главная передача автомобиля ГАЗ-53-12.

Большая коническая шестерня закреплена на коробке дифференциала и вместе с ней установлена на двух конических подшипниках в картере заднего моста.

Для снижения центра тяжести, а следовательно, повышения устойчивости автомобиля необходимо карданный вал и ведущую шестерню главной передачи разместить как можно ниже. На автомобилях ГАЗ-53-12 применяют гипоидную главную передачу, где ось ведущей малой конической шестерни смещена вниз по отношению к оси ведомой.

На автомобилях ЗИЛ — 130 применяют двойную главную передачу, у которой крутящий момент передается через две пары шестерен — одну пару конических и одну пару цилиндрических. Ведущий вал вместе с малой конической шестерней приводит во вращение ведомую коническую шестерню, закрепленную на фланце промежуточного вала. Вместе с промежуточным валом выполнена малая цилиндрическая шестерня, приводящая во вращение большую цилиндрическую шестерню. Большая цилиндрическая шестерня закреплена на коробке дифференциала и вместе с ней вращается на подшипниках, установленных в гнездах картера ведущего моста.

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130

Дифференциал и полуоси

дифференциалом

Шестеренчатый дифференциал

На цилиндрические пальцы крестовины свободно насажены сателлиты. Крестовина вместе с сателлитами закреплена в коробке дифференциала и вращается вместе с ней. Сателлиты находятся в полном зацеплении с шестернями правой и левой полуоси. Когда автомобиль движется по прямой и ровной дороге, оба ведущих колеса (правое и левое) встречают равное сопротивление качению, при этом ведомая шестерня главной передачи вращает коробку дифференциала с крестовиной и сателлитами.

19 стр., 9325 слов

Ведущие мосты автомобиля КамАЗ

... передач. Конструкции различных моделей ведущих мостов полноприводных автомобилей во много идентичны и отличаются наличием механизма блокировки межколесного дифференциала (МКБ), шестернями главных передач, ступицами и ... рессор. На картерах мостов автомобилей-самосвалов приварены установочные пластины для крепления опор рессор. На автомобилях КамАЗ-53229 и КамАЗ-65115 Балки мостов усилены за счет ...

Сателлиты, находясь в зацеплении с правой и левой полуосевыми шестернями, своими зубами приводят их во вращении одинаковой частотой, сателлиты в этом случае вокруг своей оси не вращаются. На поворотах, когда вращение внутреннего колеса замедляется, сателлиты начинают вращаться вокруг своих осей, в результате чего второе колесо, описывающее больший путь, начинает вращаться быстрее.

Схема работы дифференциала при перемещении ведущих колес:

a) С единственными скоростями

b) С различными скоростями

Учитывая, что ведущие колеса должны в определенных условиях вращаться с неодинаковой частотой, крутящий момент от дифференциала к колесам должен передаваться через две отдельные полуоси. Каждая полуось соединена с сателлитами дифференциала при помощи полуосевых шестерен. Полуосевые шестерни своими шлинцованными отверстиями насажены на полуось. Другой конец полуосей соединен фланцем со ступицами колес. На грузовых автомобилях установлены полностью разгруженные полуоси, которые передают только крутящий момент. Все остальные нагрузки воспринимаются кожухом полуоси, в которых на подшипниках установлены ступицы колес.

Межосевой дифференциал автомобиля КамАЗ

На автомобиле КамАЗ для уменьшения нагрузки на ось устанавливают два ведущих моста — средний и задний. Для равномерного распределения крутящего момента между двумя ведущими мостами в трансмиссию введен межосевой дифференциал, установленный в промежуточном мосту. Дифференциал с механизмом блокировки собран в отдельном картере, который крепится болтами к фланцу стакана подшипникового узла ведущей конической шестерни среднего моста. В картере расположены правая и левая чашки межосевого дифференциала, конические шестерни привода среднего и заднего мостов, между которыми расположена крестовина с посаженными на ней сателлитами на бронзовых втулках. Здесь же расположен механизм блокировки дифференциала, состоящий из муфты блокировки, вилки муфты и диафрагменной камеры. Механизм блокировки предназначен для принудительной блокировки дифференциала при движении по скользким и размокшим дорогам. Блокировка межосевого дифференциала осуществляется механизмом блокировки, который состоит из корпуса, диафрагмы, двух пружин, крышки и штока. При повороте ручки крана управления блокировки межосевого дифференциала, расположенной с правой стороны щитка приборов, под рулевой колонкой, воздух из пневматической системы поступает в диафрагменную камеру. Диафрагма, прогибаясь, сжимает пружину, перемещая шток с вилкой и муфту блокировки. Муфта, соединяясь шлицами с зубчатым венцом задней чашки дифференциала, блокирует его. Блокировку следует производить при малой скорости движения во избежание изнашивания механизма блокировки. При движении на сухих дорогах с твердым покрытием блокировать межосевой дифференциал не следует, так как это приводит к повышенному износу шин и перерасходу топлива.

Техническое обслуживание

В результате эксплуатации автомобиля в главной передаче и дифференциале возможны: износ или поломка зубьев шестерен, износ крестовины дифференциала и подшипников, износ или повреждение сальников, подтекание масла в соединениях картера заднего моста. В полуосях возможно их скручивание, износ шлицев, ослабление крепления гаек фланца полуоси к ступице или обрыв шпилек.

16 стр., 7952 слов

Ремонт заднего моста КамАЗа

... 1,5 1,20 1,3 2,1 3,5 14,7 6,2 4,3 17,8 12,4 Камаз Камаз-5320 1,2 1,1 0,9 1,6 1,20 1,3 2,3 3,8 ... годового пробега парка Коэффициент использования автомобилей определяют с учетом режима работы АТП в году и коэффициента технической готовности подвижного состава (К ... рабочим относятся рабочие различных зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР подвижного состава. При таком расчете ...

Неисправности главной передачи внешне проявляются значительным шумом в картере заднего моста при движении автомобиля.

Небольшие зазоры в подшипниках и между зубьями главной передачи устраняют регулировкой, которую должны выполнять опытные механики. При больших износах деталей главной передачи и дифференциала их необходимо заменит.

Износ сальников полуосей может привести к попаданию смазки в тормозные барабаны и отказу работы тормозов, поэтому изношенные сальники нужно заменить. В случае поломки зубьев шестерен главной передачи и дифференциала самостоятельное движение автомобиля невозможно.

ЕО. Проверить работу карданной и главной передач при движении автомобиля.

ТО — 1. Проверить и при необходимости закрепить фланцы карданных сочленений и полуосей. Закрепить крышки картера главной передачи. Проверить уровень масла в картере ведущего моста и, если нужно долить. Смазать карданные сочленения и подвесной подшипник (по графику смазки).

ТО — 2. Проверить наличие люфта в карданных сочленениях. Закрепить фланцы полуосей, карданов и опорный подшипник к раме.

Проверить герметичность соединений ведущего моста. Проверить уровень или заменить масло в картере ведущего моста.

Смазать шлицевую муфту карданной передачи (по графику смазки).

Крестовины карданов смазывают летним или зимним трансмиссионным автотракторным маслом согласно карте смазки, при помощи шприца с наконечником через масленку до тех пор, пока масло не начнет выходить из отверстия, закрытого клапаном с противоположной от масленки стороны (у автомобилей последних выпусков — из-под сальников всех четырех крестовин).

Шлицевую муфту карданной передачи смазывают смазкой УС — 1 или 1-13 при каждом третьем ТО-2. Смазку и шлицевую муфту следует подавать в умеренном количестве для предотвращения выдавливания заглушки. В автомобилях промежуточный опорный подшипник необходимо смазывать смазкой 1-13 при втором ТО-1. На пыльных и грязных дорогах сроки смазки сокращаются вдвое. Для смазки главной передачи автомобилей ЗИЛ-130 применяют летнее и зимнее автотракторное трансмиссионное масло.

Уровень масла в картере ведущего моста проверяют после 3000 км пробега. Уровень масла должен быть у кромки наливного отверстия. Масло в картере ведущего моста меняют согласно карте смазки и при изменении сезона работы. Длительная работа главной передачи и опорных подшипников в значительной степени зависит от качества и чистоты масел. Не допускается применение других масел. Перед заливкой свежего масла картер ведущего моста предварительно нужно промыть жидким маслом или керосином. Для этого после слива отработавшего масла (масло следует сливать нагретым сразу же послу работы) в картер заливают 2-3 л. жидкого масла или керосина, поднимают ведущий мост на козлы, пускают двигатель и, включив прямую передачу, дают поработать 102 мин, после чего сливают масло или керосин, плотно закрывают пробку сливного отверстия и заливают свежую смазку по уровню заливного (контрольного) отверстия. В картер заднего моста автомобилей заливают масло в количестве 4,5 для ЗИЛ-130.

27 стр., 13483 слов

Техническое обслуживание и ремонт ведущих мостов автомобиля УАЗ

... касается трансмиссии, то все версии автомобиля оснащались пятиступенчатой синхронизированной коробкой передач и модернизированной 2-ступенчатой раздаточной коробкой, которая обеспечивала переключение передач и включение переднего моста с ... УАЗ 3163 Patriot. Рис. 2 1.1 Назначение и область применения Ведущим называется мост с ведущими колесами, к которым подводится крутящий момент двигателя. ...

Охрана труда на автомобильном транспорте

На создание безопасных условий труда затрачиваются большие средства. На предприятиях, помимо директора и главного инженера, ответственных за выполнение задач по созданию безопасных условий труда, имеются инженеры по технике безопасности, проводящие систематическую работу по технике безопасности и производственной санитарии. За обеспечением безопасных условий труда ведут наблюдение прокуратура, органы государственного надзора.

Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, который является первым этапом обучения технике безопасности. Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно по специальности и на том рабочем месте, где он должен работать. Проводит этот инструктаж мастер цеха или механик колонны.

При выполнении работ по специальности повышенной опасности (к которым относятся и водители) проводятся повторные инструктажи через определенные промежутки времени, а также в каждом случае нарушения техники безопасности.

Производственный травматизм возникает вследствие недостатков организации труда, пренебрежения правилами техники безопасности и производственной санитарии и отсутствия должного контроля за их выполнением.

К производственному травматизму относятся: увечья, ранения, ожоги, поражения электрическим током, профессиональные отравления и заболевания, связанные с выполнением своих обязанностей на производстве.

Наиболее характерными причинами возникновения несчастных случаев являются отсутствие или недостаточный инструктаж персонала о правилах безопасности, нарушение технологического процесса, неисправности оборудования, приспособления и инструмента или его несоответствие условиям выполняемых работ, отсутствие ограждений, надписей, несоответствующая спецодежда, недостаточное освещение

Во время работы двигателя автомобиля, особенно при неправильной регулировке системы питания, вместе с отработавшими газами в атмосферу выделяются токсичные вещества, что может привести к отравлению. Отравление организма человека может быть хроническим, развивающимся постепенно под действием токсичных веществ, и острым — возникающим при внезапном попадании в организм больших порций токсичного вещества. Опасными являются и простудные заболевания, возникающие из-за несоответствующей одежды и плохих условий работы.

Наиболее распространенными токсичными веществами, встречающимися в практике работы АТП, являются: тетраэтилсвинец, окись углерода, окислы азота, кислоты, щелочи, бензин, ацетон и др. чтобы не допустить отравления указанными веществами, необходимо постоянно вентилировать помещения, где возможно их появление. Нельзя допускать использование вредных веществ, в том числе бензина, дизельного топлива и других для мытья рук, одежды, деталей. Хранить ядовитые вещества следует в специально выделенной для этой цели посуде отдельно от других жидкостей. Работа автомобильного двигателя в закрытых помещениях допускается только для заезда и выезда автомобиля при условии, что помещение вентилируется. Кабина водителя должна быть защищена от проникновения отработавших газов. Необходимо следить, чтобы система выпуска отработавших газов была герметична.

28 стр., 13823 слов

Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей «Газель» ...

... как они приведут к серьезным нарушениям в работе автомобиля. 1. Расчетная часть 1.1 Режим труда и фонды времени работы Режим работы участка определяется количеством рабочих дней в неделю, ... укрупненные нормы времени, полученные на основании анализа существующих проектов для эталонных условий производственной годовой программы приведенных капитальных ремонтов 200 штук. При производственной программе, ...

При отсутствии вентиляции может наступить хроническое отравление, в этом случае появляется головная боль, головокружение, плохой сон. Отравление может привести к потере сознания.

Большое влияние на здоровье работающих и производительность труда оказывает температурный режим во время работы. высокие температуры вызывают тепловой удар, низкие могут привести к обморожению. Нельзя для обогрева во время отдыха в кабине использовать работающий двигатель, так как может наступить отравление газом.

Правильное и достаточное освещение рабочих мест в производственных помещениях способствует предупреждению травматизма и повышению производительности труда, в противном случае рабочий вынужден близко наклоняться к обрабатываемым изделиям и химически вредным продуктам, что увеличивает опасность травматизма, отравления и повреждения глаз.

Помещение гаража и территорию открытой стоянки автомобилей нужно тщательно убирать, на территории стоянки нельзя хранить предметы не относящиеся к оборудованию, а использованные обтирочные материалы необходимо хранить вне помещения в специально предназначенных для этой цели металлических ящиках.

Хранение топлива и смазочных материалов допускается только в специальной таре и в огнестойком помещении или в цистернах, врытых в землю.

Исходя из требований охраны труда на территории автотранспортного предприятия должен быть установлен четкий порядок движения автомобилей, а также запрещено управление автомобилем лицам, не имеющим удостоверения водителя.

Схема движения, разрешенная скорость и опасные участки указываются дорожными знаками и изображаются на щитках, устанавливаемых на территории АТП.

Выезжать на линию водитель имеет право только на исправном автомобиле; перевозка людей в кузове автомобиля допускается с разрешения администрации и только тех, кто связан с выполнением транспортной работы. Неисправный автомобиль нужно буксировать при помощи стального троса или металлической штанги с обязательным соблюдением требований Правил дорожного движения. Неукомплектованные автомобили всех марок и типов не допускаются к эксплуатации. Техническое состояние автомобиля должно полностью соответствовать требованиям Правил дорожного движения.

Все работы, предусмотренные техническим обслуживанием или связанные с ремонтом автомобиля, разрешается выполнять только на специально оборудованных постах. При этом автомобиль должен быть надежно заторможен, а двигатель обязательно выключен и повешен предупредительный плакат «Двигатель не пускать — работают!»

Тяжелые агрегаты разрешается поднимать механизмами; проверять двигатели следует только в помещениях, оборудованных приспособлениями для отсоса отработавших газов, а тормоза — на площадках, оборудованных для этой цели.

При работе на автомобиле, находящемся на подъемнике, следует проверить блокировку подъемника на самоопускание и установить упоры, на механизм управления подъемником нужно повесить предупредительный плакат «Не включать — работают люди!»

Заключение

В данной работе рассмотрено устройство заднего ведущего моста ЗИЛ-130, который предназначен для передачи крутящего момента и состоит из главной передачи, дифференциала и полуосей.

6 стр., 2729 слов

Охрана труда при выполнении строительных работ

... и бокового борта. 3. Техника безопасности при производстве каменных работ Одним из основных условий безопасного ведения работ является правильная организация рабочего места каменщика и его труда. До начала работы каменщик должен: осмотреть ...

Главная передача служит для увеличения крутящего момента и передачи его под углом 90 о .

Дифференциал — механизм, допускающий вращение колес с разной частотой вращения, чтобы качение ведущих колес происходило без проскальзывания.

Полуоси — для передачи крутящего момента от дифференциала к колесам, потому что ведущие колеса должны в определенных условиях вращаться с неодинаковой частотой.

В процессе эксплуатации возникают неисправности, которые описываются в данной работе. Техническое обслуживание и проведение ремонтных работ проводятся согласно ЕО, ТО-1, ТО-2.

При эксплуатации и проведении ремонтных работ необходимо соблюдение охраны труда для создания безопасных условий труда, сохранения здоровья.

Своевременный ремонт и ТО обеспечивают работу без отказов, меньшему простою техники в ремонте, способствуют увеличению срока службы автомобиля, увеличению прибыли автопредприятия.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/zadniy-most-zil/

1. В.С. Калисский, А.И. Манзон, Г.Е. Нагула Автомобиль категории С: Учебник водителя: Учебник для СПТУ — М, 1988 — 348 стр.

2. С.И. Румянцев «Ремонт автомобилей», 2001 — 245 стр.

3. Ю.М. Кузнецов «Охрана труда на автотранспортных предприятиях», 2000 — 324 стр.

4. В.Л. Роговцев, А.Г. Пузанков «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств», 2001 — 265 стр.

5. С.И. Румянцев, А.Ф. Синельников «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», 2002 — 330 стр.

6. В.А. Родичев «Грузовые автомобили», 2004 — 221