Задачей курсового проекта является проектирование судоходного шлюза для теплохода длинной 90м. ,шириной 20м.и с осадкой 4м. Для этого следует: определить габаритные размеры шлюза, выбрать и обосновать тип шлюза, систем наполнения и опорожнения,произвести гидравлический расчет шлюза. Определить пропускную способность судоходного шлюза с длительностью навигации 200суток. Расчет пропускной способности выполняется в соответствии с ТКП, где изложены основные положения по определению пропускной способности шлюза. При выполнении курсового проектирования используются различные методики, которые учитывают требования в зависимости от задач, решаемых в курсовом проекте по результатам расчета пропускной способности. При расчете пропускной способности используется размер камеры и подходных каналов, а так же время наполнения и опорожнения камеры, полученные при выполнении проекта. шлюз прокольный подмостовый габарит
1. Шлюз располагается в нижнем бьефе, т. е. его камера и нижняя голова находится ниже платины, на оси платины располагается поперечная ось верхней головы;
2. Продольная ось шлюза принята перпендикулярной к оси платины;
3. Подходной канал со стороны нижнего бьефа сопрягается с рекой на вогнутом берегу или на прямолинейном участке реки.
4. Длина прямолинейной трасы в районе судоходного шлюза приняли равным ,
где — длина судоходного шлюза включая головы;
- сумма длин участков подходного канала;
- длина расчётного судна одиночного или сумма длин расчётных судов расчётного состава.
Тогда
5. Подходной канал сопрягается с рекой под углом меньше .
6. Отметка верхней головы при размещении шлюза в гидроузле совпадает с отметкой земли, для обеспечения минимума земляных работ.
7. Отметка гребня платины приняли равным отметке верха стены.
2.1 Определение габаритов камеры шлюза
К габаритам камеры шлюза относятся полезная длина камеры l c , ef , полезная ширина b c , ef и глубина на пороге шлюза h l .
Полезная длина камеры определяется по формуле:
где — сумма длин расчетных судов, шлюзуемых одновременно и устанавливаемых в камере шлюза в кильватер;
Проектирование холодильной камеры для хранения мяса птицы, свинины, ...
... холодильные камеры следует располагать в нем. Все охлаждаемые камеры следует размещать по возможности одним блоком, обязательно устраивая входы в них через тепловые шлюзы (тамбуры). Камеры ... влаги принимается гидроизоляционный материал – битум. Стены камер отделываются мраморной плиткой, которая обладает низкой влагопоглотительной способностью. Расчет изоляции заключается в определении толщины ...
- n — число одновременно шлюзуемых судов;
- запас по длине камеры и между судами, определяется как
Так как расчетное судно одно, то n=1
- наибольшая из длин расчетных судов,
Полезная ширина камеры определяется по формуле:
где — сумма ширин, одновременно шлюзуемых рядом стоящих судов;
- число одновременно шлюзуемых рядом стоящих судов;
- запас по ширине в каждую сторону и между рядом стоящими в камере судами.должны быть не менее 0,75м при ширине судна до 30м.
Так как расчетное судно одно, то
h l определяется как:
Здесь S=4м — осадка расчетного судна.
В соответствии со ТКП полученные размеры округляются до целых и принимаются по таблице из ТКП. , По согласованию с руководителем принимаются размеры шлюза равные (Рис. 1).
2.2 Определение характерных отметок шлюза и подмостовых габаритов
Отметка порога со стороны верхнего бьефа вычисляется по зависимости:
Отметка порога со стороны нижнего бьефа и отметка дна камеры, как правило, совпадают и вычисляются по зависимости: , Так как шлюз расположен на сверхмагистральных водных путях, топринимаетсяa=2м. , Отметка верха парапета определяется из выражения: , На шлюзах b должно приниматься b?1.1м (Рис. 2).
, Высота подмостовых габаритов h br принимается в соответствии с ГОСТ26775-97 для водных путей местного назначения hbr = 14,5м. , Ширина подмостового габарита принимается как b br =bc , ef =22м (Рис. 3).
2.3 Определение параметров судового хода на подходах к шлюзу
Схема очертаний судового хода в не симметричном канале (Рис 4).
На схеме можно выделить несколько характерных участков:
- участок перехода от сечения шлюза к сечению канала;
- участок, на котором судно при встречном движении переходит с оси шлюза на ось судового хода в канале;
- участок расхождения с судном или составом, ожидающим шлюзования;
Ширина на транзитном участке пути должна быть таким, чтобы обеспечить расхождение судов при двустороннем движении в канале, и вычисляется по формуле:
Ширина судового хода на участках и должна быть не менее ,где — уширение судового хода на участке расхождения судов относительно его ширины на транзитном участке судового хода:
Где r — радиус траектории центра тяжести судна, принимаемый не менее трех длин расчетного судна:
Длина участка , Длина участка
где величина смещения определяется по формуле:
Длина участка
Длина верхнего и нижнего участков подхода, в пределах которых предусматривается расхождение встречных судов, должна быть не менее величины , определяемой по формуле:
2.4 Проектирование поперечного профиля подходных каналов
Ширина судового хода b (Рис. 5) и b y должна обеспечиваться на уровне максимальной осадки расчетного судна при наинизшем судовом уровне воды бьефа. Тогда отметка дна канала:
Автоматизация на судах
... 3. Автоматизация общесудовых систем автоматический сигнализация судовой вентиляция котельный 3.1 Автоматика систем вентиляции и кондиционирования Для управления ... технической эксплуатации и требования к техническому состоянию судов, судовых конструкций и технических средств на морском флоте ... когда дизель подготовлен к пуску на задний ход. Беспозиционный клапан 7 управления подачей топлива открыт и ...
Ширина транзитного и уширенного участков каналов определяется по формулам:
где m — заложение откоса, для глинистого грунта, по согласованию с руководителем m = 1,5 ;
s — максимальная осадка расчетного судна.
Для транзитной части канала необходимо проверить профильный коэффициент, который характеризует сопротивление потока движущимся судам.
где — площадь живого сечения канала;
- площадь миделевого сечения расчетного судна;
- где — коэффициент миделевого сечения, равный 0,95 для транспортных судов.
Тогда
где — коэффициент миделевого сечения, равный 0,95 для транспортных судов.
Условие не выполняется, поэтому ширину на транзитном участке принимаем равной b так как принятая ширина bбольше чем первоначальная b y =62,5.
тогда
Пересчитаем :
2.5 Проектирование направляющих и причальных сооружений в подходных каналах
Непосредственно у голов шлюза располагаются направляющие сооружения в виде пал, лицевая грань которых является продолжением лицевой грани устоев голов. Для шлюзов на сверхмагистральных водных путях принимается х ? 25, а не ходовой очерчивается по круговой кривой в зависимости от угла н.х. ? 50 — 60(Рис.4).
Длина причальной линии l m и ходового пала при двухстороннем движении судов определяется по формуле:
где l r — длина участка l 2 :
г — коэффициент, принимаемый равным 0,2, при расположении причала в канале или за защитными дамбами;
Для определения радиуса рабочей части ходового пала в соответствии с рекомендациями задаемся углом х = 0и проекцией l d .х. ?0,5.
Для определения радиуса рабочей части АВ неходового пала в соответствии с рекомендациями задаемся углом н.х. =50и проекцией l d н.х. ?1/3 . .
Тогда
По заданным и l определяем R н.х и R х :
3.1 Выбор и конструирование системы питания
В рамках курсового проекта принимается однониточный однокамерный шлюз в соответствии с ТКП.
При выборе типа системы питания вычисляются и анализируются следующие соотношения:
где — полезная длина камеры, глубина на порогах, и напор на шлюз. Напор вычисляется по зависимости:
H d =НПУ-МУ НБ=530-515,5=14,5м.
По согласованию с руководителем выбирается распределительная система питанияcгалереями в стенах камеры шлюза.
Конструирование заключается в определении для выбранной системы питания размеров устройств, которые служат для наполнения и опорожнения камеры.
4.1 Конструирование камеры шлюза
В рамках курсового проекта принимается доковая конструкция камеры, как наиболее рациональная с точки зрения эксплуатации судоходного шлюза. Её проектирование выполняется следующим образом:
Мореходные качества судна: остойчивость и способы её улучшения; ...
... поэтому, если у судна обеспечена поперечная остойчивость, то продольная остойчивость обеспечена заведомо. Факторы, влияющие на остойчивость судна , которые имеют сильное влияние на остойчивость судна. К таким ... тогда судно надо считать неостойчивым, так как оно не стремится вернуться в первоначальное положение равновесия (рис. 3). Рис.3 Внешними признаками отрицательной начальной остойчивости ...
Вычисляетсявысота стены камеры:
где — глубина воды в камере шлюза;
- напор на шлюз;
а — превышение верха стены над расчетным наивысшим уровнем воды (для местного значения принимается не менее 2 метров).
Вычерчиваем поперечный профиль камеры докового типа с водопроводными галереями в стенах (Рис.8).
5.1 Определение времени наполнения и опорожнения камеры шлюза
Время наполнения камеры шлюза определяется по формуле:
время опорожнения камеры шлюза определяется по формуле:
где — коэффициент расхода,
- коэффициент затвора равный 0,6 для распределительной системы
- допустимая скорость течения воды в канале по ТКП,
- площадь живого сечения подходного канала в уширенной части
тогда
5.2 Расчёт продольной гидродинамической силы
Вычисляется продольная гидродинамическая сила, действующая на судно в камере шлюза при наполнении и опорожнении. Вычисления ведётся по формуле Михайлова А. В.
где — коэффициент, равный 0,4 при распределительной системе питания,
- время наполнения при расчёте для наполнения и опорожнения при расчёте для опорожнения,
- площадь живого сечения камеры шлюза, .
Тогда
Полученные значения сравниваем с нормативным значением:
Определяются усилия в швартовых тросах:
,кН
- угол между тросом и продольной осью шлюза принимается
Тогда:
- усилие при наполнении
- усилие при опорожнении
5.3 Определение силы навала на корпус судна, при навале на причальные сооружения
Сила навала при наваливании суднана причальные сооружения
где — расчетная скорость движения судна по ТКП 0,20м/с ,
- коэффициент упругой податливости судна.
t — параметр зависящий от длины судна (расчетное судно = 90м), , тогда
— коэффициент упругой податливости сооружения, вычисляемая с учетом всех возможных деформаций сооружений.
На практике ,
- коэффициент учитывающий кинетическую энергии судна, которая вызывает деформация. — для стен камеры шлюза, -для направляющих сооружений. Тогда
- Рабочие ворота шлюзов;
- Рабочие затворы водопроводных галерей;
- Электротехническое оборудование.
Вспомогательное оборудование — оборудование, которое необходимо для работы шлюзов по нормальной эксплуатационной схеме.
Вспомогательное оборудование:
- Причальные устройства в виде причальных тумб и причальных рымов — гидравлических и механических;
- Сигнальное оборудование, а также освещение.
К ремонтному оборудованию относятся:
- Ремонтно-аварийные ворота верхней головы;
- Ремонтные ворота нижней головы;
- Ремонтные затворы водопроводных галерей;
- Насосное оборудование для откачки воды.
В верхней голове основные рабочие ворота представлены в видеклапанных ворот(8,9м.), а ремонтно-аварийные в виде подъемно опускных ворот(6м.).
В нижней голове основные и ремонтные ворота представлены в виде двухстворчатых ворот(13,1м.).
Турбореактивный двигатель с форсажной камерой
... выходе из компрессора. Площадь на выходе из компрессора: 4. Камера сгорания Камера сгорания является узлом газотурбинного двигателя, в котором происходит приготовление и сжигание топливовоздушной смеси. Для ... давление на выходе из компрессора: Температуру на выходе из компрессора, с учетом адиабатического коэффициента полезного действия компрессора з к =1, определяется по формуле: Мощность, ...
В галерее устанавливаются один затвор в качестве основного оборудования и два ремонтных затвора в качестве ремонтного оборудования. Толщина затвора принимается 0,1 от ширины галереи(0,234м.).
Высота затвора больше высоты галереи на 0,5-1 метр(1,395м.).
Причальные устройства представлены в видепричальных тумб и причальных гидравлических рымов.
Для откачки воды на магистральных путях используют стационарные насосы.
Сигнальное оборудование (схема приставлена на рис. 9):
1. Огни и знаки, обозначающие полезную длину камеры шлюза (белого цвета);
2. Входной светофор;
3. Сигнальные огни на воротах, (белый проблесковый огонь);
4. Пункт управления шлюзом, как правило расположен на нижней голове;
5. Громкоговоритель;
6. Входной светофор, разрешающий вход в камеру;
7. Стоповый огонь и знак, обозначающий границу предельного приближение судна к шлюзу при одностороннем шлюзовании;
8. Стоповый огонь и знак, обозначающий границу предельного приближение судна к шлюзу при двухстороннем шлюзовании;
9. Светофор, разрешающий приближение к причальному сооружению шлюза;
10. Светофор дальнего действия;
11. Судно, ожидающее шлюзование, приодностороннем шлюзовании (возле знака 7);
12. Судно, ожидающее шлюзование, при двухстороннем шлюзовании (возле знака 8).
Цель: определить судопропускную способность шлюза, для определения которых, необходимо знать время шлюзования при одностороннем и двухстороннем шлюзовании.
7.1 Определение продолжительности одного шлюзования
Время входа судов в шлюз и выхода из него , которые определяются в зависимости от скорости и длины пути их движения.
Скорости примем в соответствии с методическими указаниями [2] и .
Длину пути входа (выхода) определяем:
при одностороннем шлюзовании
при двухстороннем шлюзовании
где — длина участка, расположение судов в уширенной части подоходного канала, равный 197м ;
- коэффициент, применяемый равный 0,4 при входе и 0,1 при выходе;
- коэффициент, применяемый равный 0,4 при входе и при выходе;
- полезная длинна камеры шлюза.
Тогда при одностороннем шлюзовании:
при двухстороннем шлюзовании:
Следовательно, при одностороннем шлюзовании:
при двухстороннем шлюзовании:
Время при шлюзовании одиночного судна определяется из формул:
При одностороннем шлюзовании
при двухстороннем шлюзовании:
- где время наполнения камеры шлюза;
- время опорожнения камеры шлюза;
- время открытия и закрытия ворот.
Принято 2 минуты 30 секунд или 150 секунд, т. к. высота перекрываемого отверстия сегментных ворот .
Тогда при одностороннем шлюзовании
при двухстороннем шлюзовании
7.2 Расчёт судопропускной способности шлюза
Судопропускная способность шлюза определяется из формулы:
T 1 =35,6мин и T2 =25,2мин- время одностороннего и двухстороннего шлюзования;
Лизинг воздушных судов
... торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования. Множество краткосрочных договоров аренды обеспечивали получение судна и экипажа. ...
- коэффициент неравномерности судов прямого направления во времени;
- коэффициент неравномерности судов обратного направления во времени;
- коэффициент неравномерности в прямом и обратном направлении.
Тогда
Технически возможная судопропускная способность за навигацию:
где T нав =200 суток — длительность навигации.
Тогда
Действительная судопропускная способность за навигацию:
где коэффициент полезного действия шлюза;
- коэффициент использования площади зеркала камеры;
- коэффициент использования времени суток;
Т раб =23сут — время работы шлюза.
Тогда
7.3 Определение грузопропускной способности шлюза
Технически возможная грузопропускная способность:
где G — плановая грузоподъемность шлюзуемого состава в тоннах
- объемная масса воды;
- коэффициент полноты водоизмещения грузовых судов внутреннего плавания;
- длина расчётного судна;
- ширина расчётного судна;
- осадка расчётного судна в полном грузу;
- осадка порожнего судна;
Тогда
следовательно
Действительная грузопропускная способность
где — коэффициент использования груподъемности судна;
- коэффициент, учитывающий долю грузовых судов в общем числе судов, проходящих за навигацию.
Тогда
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovoy/shlyuzovanie-rek-sudohodnyie-shlyuzyi-tipyi-konstruktsii/
1. Богославчик П.М., Богданович М.И., Гатило С.П., Круглов Г.Г., Линкевич Н.Н. Гидротехническое сооружение комплексных гидроузлов. — Мн.: БНТУ, 2006. — 585 с.
2. Богданович М.И. Конструкции камер судоходных шлюзов. Методическое пособие по выполнению курсового проекта.
3. Богданович М.И. Расчет судо- и грузопропускной способности судоходных шлюзов. Методическое пособие по выполнению курсового проекта.