Система управления электроприводами

Содержание скрыть

Системы управления электроприводами обеспечивают требуемые характеристики электропривода. Они состоят из аналоговых или цифровых регуляторов, изменяющих с необходимой точностью по заданному закону основную координату электропривода и ограничивающих допустимые значения промежуточных координат; логических систем, служащих для управления режимами электропривода, сигнализации и защиты.

В зависимости от выполняемых функций основного регулятора электроприводы делятся на электроприводы:

  • с регуляторами скорости двигателя;
  • с регуляторами ЭДС или напряжения электродвигателя;
  • с регуляторами положения исполнительного органа или вала двигателя;
  • с регуляторами взаимного положения двух или нескольких исполнительных органов, приводимых отдельными электродвигателями;
  • с регуляторами тока;
  • с регуляторами мощности (как правило, для размоточно-намоточных механизмов).

В зависимости от использованной элементной базы системы управления выполняются аналоговыми, цифровыми и цифро-аналоговыми.

Для получения высокой точности отработки задания используются цифро-аналоговые системы. На базе цифровой техники в этом случае выполняется регулятор основной координаты, а также, возможно, нескольких промежуточных. Часто цифровые системы реализуются на основе микропроцессоров.

1 . Выбор звеньев САУ

1.1 Выбор двигателя

По справочнику [1, стр. 384, табл. 10.11, стр. 393, табл. 10.15] выбираем двигатель типа 2ПФ200LУХЛ4. Параметры двигателя приведены в таблице 2. , Табл. 2 — Параметры двигателя

Параметр

Значение

Номинальная мощность

Pн=42 кВт

Номинальное напряжение

Uн=440 В

Частота вращения номинальная

nн=2360 об/мин

Частота вращения максимальная

nмакс=3500 об/мин

КПД

з=90,5 %

Сопротивление якоря при температуре 15 °С

Rя=0,055 Ом

Сопротивление добавочных полюсов при температуре 15 °С

Rдп=0,037 Ом

Число пар полюсов

p=2

Момент инерции якоря двигателя

Jя=0,03 кг*м2

Ток двигателя расчитаем по формуле, А:

  • (1.1)

1.2 Выбор комплектного тиристорного электропривода и тиристоров

По справочнику [2, стр. 6-7, табл. 1.1, стр. 10] выбираем комплектный тиристорный электропривод КТЭ 200/440-132. Данный комплектный тиристорный электропривод однодвигательный реверсивный с возможностью изменения полярности напряжения на якоре.

Параметры КТЭ 200/440-132:

  • Мощность до 1000 кВт;
  • Номинальный ток I=200 А;
  • Номинальное напряжение преобразователя U=440 В.

По справочнику [8, стр. 387-392] выбираем тиристоры типа Т 161 — 125. Параметры тиристоров:

  • средний ток IVS = 125 А;
  • падение напряжения UVS=1,15 В.

1.3 Выбор силового трансформатора

По справочнику [2, стр. 262, табл. 8.3; стр. 263-265, стр. 271, табл. 8.5] выбираем трансформатор типа ТСЗП 125/0,7 УХЛ4 данный трансформатор — сухой.

Параметры трансформатора:

  • номинальная мощность Sн=117 кВА;
  • напряжеие первичной обмотки U1н=380 В;
  • напряжеие вторичной обмотки U2н=410 В;
  • номинальный ток фазы со стороны вторичного напряжения I2=165А;
  • напряжеие короткого замыкания Uкз = 5,8 %;
  • ток холостого хода Iхх = 4%.

1.4 Выбор тахогенератора

Тахогенератор выбираем из [2, стр. 180]. Тип — ТП 130 постоянного тока. Параметры:

  • номинальное выходное напряжение Uтг=200 В;
  • номинальная скорость nтг=4000 об/мин.

1.5 Выбор измерительного шунта

Выбираем шунт измерительный ШС-75 [4].

Параметры шунта:

  • падение напряжения Uш=75 мВ;
  • номинальный ток шунта Iш=200 А;
  • Номинальное сопротивление шунта Rш=375 мкОм.

2 . Расчёт статических параметров

Определим угловую скорость вращения якоря двигателя, рад/с:

,(2.1)

Определим сопротивление якорной цепи двигателя, приведённое к рабочей температуре 750С, Ом, при коэффициенте, учитывающем изменение сопротивления обмоток при нагреве на 600С в = 1,24:

  • (2.2) [3, стр. 32]

Определим коэффициент ЭДС двигателя, В*с:

  • (2.3) [3, стр. 32]

Передаточный коэффициент двигателя:

  • (2.4) [3, стр. 32]

Определим индуктивность якоря двигателя, Гн:

,(2.5) [3 стр. 32]

где

С=1…1,75 — коэффициент, характеризующий эл. машину;

  • p = 2 — число пар полюсов.

Максимальная ЭДС преобразователя, В:

, (2.6)

где kсх=1,35 — коэффициент схемы соединения тиристоров (трёхфазная мостовая);

  • Uл2= 405 В — линейное напряжение на выходе трансформатора.

Определим сопротивление двух фаз трансформатора, Ом:

, (2.7) [3, стр. 32]

где m = 6 — пульсность схемы;

  • Idн = 200 — номинальный ток преобразователя.

Индуктивность двух фаз трансформатора, Гн:

, (2.8) [3, стр. 9]

где fс = 50 -частота питающей сети, Гц.

Определим динамическое сопротивление тиристора в открытом состорянии, Ом:

, (2.9) [3, стр. 32]

где IVS = 125 — номинальный средний ток, протекающий через тиристор, А.

Определим индуктивное сопротивление двух фаз трансформатора, Ом:

  • (2.10) [3, стр. 33]

Коммутационное сопротивление преобразователя, Ом:

  • (2.11) [3, стр. 33]

Найдём эквивалентное сопротивлекние цепи якоря, Ом:

(2.12) [3, стр. 33]

Определим диапазон регулирования скорости двигателя вниз от номинальной. Для этого определим напряжение, соответствующее эл. механической характеристике, проходящей через точку с координатами 2IН и w = 0 и параллельной характеристике, соответствующей номинальным параметрам.

  • (2.13)

Определим скорость, соответствующую номинальному току и данной характеристике, рад/с:

  • (2.14)

Данная скорость в об/мин:

  • (2.15)

Предельный угол регулирования, град:

  • (2.16)

Определим величину граничного тока, разделяющего зоны прерывистого и непрерывного тока, А:

  • (2.17) [3, стр. 33]

Определим величину индуктивности якорной цепи, необходимую для обеспечения режима непрерывного тока, Гн:

  • (2,18) [3, стр. 33]

Определим индуктивность сглаживающего дросселя, Гн:

  • (2,19) [3,стр. 34]

Выбираем реактор типа ФРОС-250/0,5УЗ из справочника [2, стр. 300]. Параметры:

номинальный ток Iн=250 А;

  • номинальная индуктивность Lн=6,5 мГн.

Определим постоянную времени якорной цепи, с:

  • (2.20) [3, стр. 34]

Определим механическую постоянную времени, с:

  • (2.21) [3, стр. 34]

Расчитаем коэффициенты обратных связей по току и скорости.

Обратная связь по току содержит шунт с коэффициентом передачи шунта Kш=0,000375 Ом [3, стр. 34] и стандартную ячейку датчика тока с коэффициентом:

  • (2.22) [3,стр. 34]

Общий передаточный коэффициент канала обратной связи по току составит, В/А:

  • (2.23) [3, стр. 34]

В канале обратной связи по скорости использован тахогенератор, передаточный коэффициент которого, В*с:

  • (2.24) [3,стр. 34]

Обратная связь по скорости должна обеспечивать напряжение обратной связи по скорости 10 В при максимально возможной скорости двигателя, исходя из этих условий определим передаточный коэффициент датчика скорости, В*с:

  • (2.25) [3, стр. 34]

После тахогенератора устанавливаем делитель напряжения с передаточным коэффициентом:

  • (2.26) [3, стр. 35]

Определим коэффициент передачи преобразователя:

  • (2.27) [3, стр. 34]

Тиристорный преобразователь опишем передаточной функцией:

  • (2.28) [3, стр. 8]

Постоянная времени преобразователя Tп=0,01 с [3, стр. 8].

3 . Оптимизация контура тока

Так как и

пренебрегать внутренней обратной связью по ЭДС двигателя нельзя, тогда по [5, стр. 128-130] структурную схему (рис. 1) приведём к виду (рис. 2).

Рис. 1 — Структурная схема электропривода с внутренней обратной связью по ЭДС

Рис. 2 — Преобразованная структурная схема электропривода с внутренней обратной связью по ЭДС

Исходя из этой схемы и по [5, стр. 128-130], регулятор тока будет выглядеть следующим образом:

, (3.1)

где

  • (3.1) [5, стр. 128-130]

Данный регулятор тока можно реализовать в виде следующей схемы на рис. 3.

Рис. 3 — Реализация регулятора тока с помощью операционных усилителей и R-C- элементах

Передаточную функцию регулятора можно разложить на П, И, ПИД составляющие [6, стр. 141-142].

Расчитаем параметры П составляющей. Коэффициент усиления здесь равен:

  • (3.2)

При R1=Rс=100 Ом:

  • (3.3)

Расчитаем параметры И составляющей, если постояная времени интегрирования Ти=Тп=0,01 с.

При R2=1000 Ом

  • (3.4)

ПИД-регулятор можно представить в виде параллельного соединения П, И, Д звеньев.

  • (3.5)

Расчитаем параметры П звена.

Так как коэффициент усиления равен 1, то R3= Rос2=1 Ом.

Расчитаем параметры И звена. Постояная времени интегрирования Ти=Тм=0,021621169 с. При R4=10000 Ом

  • (3.5)

Расчитаем параметры Д звена. Постояная времени дифференцирования Тд=Тя=0,03847с. При Rос3=10000 Ом

  • (3.5)

Передаточная функция замкнутого оптимизированного контура тока:

  • (3.6) [3, стр. 35]

4 . Оптимизация контура скорости

Расчитаем статическую ошибку по скорости для зщамкнутой системы с П-регулятором скорости, рад/с:

  • (4.1) [3, стр. 36]

В относительных единицах, %:

  • (4.2) [3, стр. 36]

Так как по заданию д=10% и , то используем П-регулятор скорости оптимизированный по модульному оптимуму.

Передаточная функция П-регулятора:

— (4.3) [5, стр. 131]

П-регулятор реализуем на операционном усилителе и R-C-элементах.

Рис. 4 — Реализация регулятора скорости с помощью операционного усилителя и R-C- элементов , Расчитаем параметры П-регулятора. При Rзс=Rc2=10000 Ом

  • (4.4) [3, стр. 36]

Тогда передаточная функция замкнутого оптимизированного контура скорости:

(4.5) [3, стр. 36]

5 . Статические характеристики системы

Статизм на естественной характеристике эл.двигателя, рад/с:

  • (5.1) [3, стр. 36]

Статизм на характеристике разомкнутой системы, рад/с:

  • (5.2) [3, стр. 37]

Статизм на характеристикезамкнутой системы, рад/с:

  • (5.3) [3, стр. 37]

Скорость идеального холостого хода, рад/с:

  • (5.3)

На рисунке 5 представлены эл.механические характеристики.

Рис. 5 — Статические эл. механические характеристики

6 . Динамические характеристики замкнутой системы

В соответствии с заданием на выход регулятора скорости включаем блок ограничения выходного напряжения регулятора скорости при пуске.

Расчитаем для заданного значения пускового тока Iп величину напряжения ограничения Uогр, В.

Пусковой ток, А:

  • (6.1) [3, стр. 38]

Напряжение ограничения, В:

— (6.2) [3, стр. 38]

Структурная схема электропривода.

Рис. 6 — Структурная схема эл. привода , Рис. 7 — Структурная схема эл. привода, собранная в MATLAB , Исследовались режимы пуска в холостую, реверса и торможения. , Рис. 8 — График скорости , Рис. 9 — График тока

Вывод

В данном курсовом проекте была спроектирована система управления электроприводом на основе регуляторов тока и скорости. Полученные статические эл. механические и динамические характеристики удовлетворяют заданию. Для ограничения пускового тока после регулятора скорости включён блок ограничения выходного напряжения регулятора скорости. Данная система устойчива, имеет малое значение перерегулирования.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovoy/sistema-upravleniya-elektroprivoda/

1. Справочник по электрическим машинам: В 2 т. / Под ред. И.П. Копылова и Б.К. Клокова. Т.1. — М.: Энергоатомиздат, 1988.

2. Комплектные тиристорные электроприводы: Справочник/ И.Х. Евзоров, А.С. Горобец, Б.И. Мошкович и др.; Под ред. Перельмутера. — М.: Энергоатомиздат, 1988. — 319 с.: ил.

3. Расчет системы подчиненного регулирования электроприводом постоянного тока: Учеб. пособие. / А.К. Мурышкин, С.А. Дружилов, Т.В. Богдановская — СибГИУ, Новокузнецк, 2007. — 55 с.

4. Шунты измерительные стационарные взаимозаменяемые 75 ШСМ.М, 2010 г.

5. Терехов В.М. / Системы управления электроприводов./В.М. Терехов, О.И. Осипов. — М.: «Академия», 2006 г. — 304 с.

6. Зимин Е.Н./Автоматическое управление электроприводами. — М.: Высш. школа, 1979 г. — 318с.

7. Замятин В.Я. Мощные полупроводниковые приборы. Тиристоры: Справочник / В.Я. Замятин, Б.В. Кондратьев, В.М. Петухов. -М.: Радио и связь, 1988.