Актуальность исследуемой темы заключается в том, что охране образовательных учреждений и безопасности учебных заведений в области Пожарной безопасности последнее время повсеместно уделяется все больше внимания.
Государство должно обеспечивать безопасность обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы. Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе.
Противопожарная защита имеет своей целью изыскание наиболее эффективных, экономически целесообразных и технически обоснованных способов и средств, предупреждения пожаров и их ликвидации с минимальным ущербом при наиболее рациональном использовании сил и технических средств тушения.
2 Цель выполнения курсового проекта
Разработка приемов и способов тушения пожара на объекте с массовым пребыванием людей в ГБОУ СОШ № 6, по ул. Интернациональная , 143.
1.3 Задачи курсового проекта
раскрыть сущность тактики тушения пожаров;
Методы исследования:
- Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
- Анализ данных об основных показателях изучаемого явления по г. Сызрани.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении знаний по исследуемой проблеме.
Практическая значимость состоит в том, что данные, полученные в ходе исследования, будут способствовать совершенствованию тактике тушения пожара, в образовательных учреждениях с массовым пребыванием людей.
4 Задачи и значение тактики как науки
Тактика тушения пожара — это наука о закономерностях развития пожара, способах его тушения и спасания людей с использованием сил и средств пожарной охраны. Основным предметом изучения пожарной тактики является подготовка к тушению, и тушение пожаров различными силами и средствами.
В настоящее время основное направление исследований пожарной тактики — выявление закономерностей, присущих процессам подготовки и ведения действий по тушению пожаров и проведению связанных с ними аварийно-спасательных работ.
Филипас 1. Термодинамическое исследование скважин
... пласта для определения его параметров. Эти исследования также можно применять и для изучения газовых скважин. 1. Термодинамическое исследование скважин. Известно, что колебания температуры на земной ... геотерма. Термограмма - распределение температуры в работающей скважине имеет отклонения от геотермы, которые связаны с термодинамическими и гидродинамическими процессами, происходящими в продуктивном ...
Основная цель исследований — разработка наиболее эффективных форм и приемов тушения пожаров в минимальные сроки.
Пожарная тактика обеспечивает научно-методическое сопровождение деятельности пожарных подразделений по спасанию людей в случае угрозы их жизни, здоровью, достижению локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки и обеспечивается своевременным и эффективным задействованием личного состава, пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования, средств связи и иных технических средств, стоящих на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.
Подготовка к тушению включает: разработку и корректировку оперативных документов, планирующих тактическую и психологическую подготовку подразделений пожарной охраны, а также разработку мероприятий, обеспечивающих необходимые условия для успешного тушения пожаров в населенных пунктах и организациях.
Пожарная тактика решает следующие задачи:
- изучение закономерностей элементов обстановки на пожаре;
- познание сущности действий по тушению пожара и проведению связанных с ними аварийно-спасательных работ;
- выявление и обоснование наиболее целесообразных форм и методов организации тушения пожаров;
- изыскание форм и методов по дальнейшему совершенствованию тактической и психологической подготовки рядового и начальствующего состава гарнизонов пожарной охраны.
II.Пояснительная записка
1 Оперативно тактическая характеристика объекта, предполагаемая пожарная обстановка
- ПЧ: По улице Хвалынской до кольца, по улице Котовского, далее по улице Интернациональной.
Общие сведения об объекте.
Средняя общеобразовательная школа № 6 — учебное заведение, расположено по адресу: г. Сызрань, ул. Интернациональная 143.
Школа № 2 находится в районе выезда 96 ПЧ 7 ОФПС. Территория школы занимает общую площадь 3000 кв. м..
Помещения школы предназначены для обучения детей.
Школа № 6 состоит из непосредственно учебного здания и здания мастерских.
Здание школы № 6 Здание школы двухэтажное, IV степени огнестойкости Г-образной формы. Имеется чердак.
Высота здания 9,5 метров.
Стены кирпичные, перегородки деревянные, засыпные-оштукатуренные. Перекрытия деревянные пустотные. Кровля двухскатная шиферная по деревянной обрешетке. Чердак — несущие конструкции деревянные, обработанные огнеупорным составом.
Планировка здания школы № 6 коридорная с односторонним расположением кабинетов. Кабинеты расположены вдоль наружной капитальной стены, все окна кабинетов выходят наружу по Г-образной форме здания, внутрь здания выходят окна коридоров.
Главный вход в здание школы № 6 расположен с восточной стороны. Всего в здании имеется 6 выходов. На чердак имеется два входа с лестничных клеток второго этажа.
Эвакуация людей из зданий и сооружений
... продолжительности эвакуации при пожаре При возникновении пожара опасность для человека составляют высокие температуры, снижение концентрации кислорода в воздухе помещений и возможность потери видимости вследствие задымления зданий. Время ... любого назначения, в том числе, киоски, ларьки, а также выходы из грузовых лифтов (подъемников), прокладывать промышленные газопроводы, трубопроводы с ЛВЖ и ...
Большую часть помещений школы составляют учебные классы, они размещены на всех двух этажах. Основную пожарную нагрузку в учебных классах составляют парты, стулья, шкафы и составляет примерно 30-50 кг/кв.м.
В здании школы № 6 обучаются дети в первую и во вторую смены. Численность учащихся в первую смену составляет 290 человек, во вторую смену 255 человек. Обслуживающего персонала 51 человек. Ночью в здании находится 1 человек (сторож).
Сигналом извещения о пожаре служит громкая связь АПС. По этому сигналу учащиеся школы и учителя эвакуируются из здания школы.
Примечание: восточный фасад здания (со стороны главного входа).
Примечание: южный фасад здания.
Здание мастерских построено в 1952 году, представляет собой здание прямоугольной формы. Размер в плане 10*8 м. Мастерские предназначены для проведения уроков труда. Здание расположено на юго-западной стороне территории школы, от главного корпуса здания школы на расстоянии 50 метров.
Здание одноэтажное, чердачное, бесподвальное III степени огнестойкости.
Стены кирпичные, оштукатуренные, чердачно — пустотные. Кровля шиферная по деревянной обрешетке.
Главный вход в здание расположен с северной стороны здания со стороны школьной спортплощадки.
Высота здания 3,7 метра.
Основную пожарную нагрузку в мастерской составляет древесина, шкафы, деревообрабатывающие и металлообрабатывающие станки. В здании мастерской в учебное время может находиться 20-35 человек учащихся и 2-3 учителя.
Мастерская школы оборудовано АПС с выходом на пульт здания школы.
Примечание: восточный фасад здания.
2 Описание боевых действий первого подразделения, прибывшего на пожар, техника безопасности при выполнении данных боевых действий. Загорание в кабинете завхоза, 1-этаж
Прибыв на место пожара, РТП обязан: Одновременно с организацией эвакуации людей и защитой путей эвакуации обеспечивать ввод стволов на основных путях распространения огня и в очаг пожара.
Для тушения пожара применяют воду, водные растворы смачивателей и воздушно — механическую пену средней кратности. Для подачи воды при тушении пожаров, как правило, используют стволы РСК-50, а при развившихся пожарах подают стволы PC-70. По прибытии на пожар РТП принимает срочные меры по эвакуации людей и введению стволов от автоцистерны и внутренних пожарных кранов для защиты путей эвакуации и проникновения в помещения, где остались люди.
При ведении действий по тушению пожара необходимо:
- установить связь с обслуживающим персоналом учреждения;
- выяснить меры принятые персоналом по эвакуации людей из опасных помещений; пожар тушение школа оперативный
назначить конкретное лицо, из обслуживающего персонала учреждения, ответственного за учет эвакуируемых людей;
Тушение пожаров с массовым пребыванием людей
... привлечь других лиц к эвакуации посетителей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации. Для оповещения людей о пожаре в сооружении или здании также может быть использована внутренняя радиотрансляция ... лестницы и по другим путям, не занятым спасательными работами. При тушении пожаров в школах и других детских учреждениях необходимо установить связь с персоналом учреждения, немедленно ...
- уточнить количество людей, места их вероятного нахождения;
- организовать совместно с обслуживающим персоналом эвакуацию людей, обеспечив защиту путей эвакуации;
- определить места сбора эвакуированных людей;
- проверить тщательно наличие людей в: подсобных помещениях, в шкафах и различной мебелью;
- отключить электроснабжение, получить допуск на тушение пожара.
Расчет необходимого количества сил и средств
Определяем возможную обстановку на пожаре к моменту введения сил и средств первым подразделением, т.е 85-ПЧ на 1 АЦ-40 и 96 ПЧ на 2-х АЦ-40.
Исходные данные:
Помещение, в котором произошло возгорание: 3х5м S=15м².
L-расстояние до объекта 4,5 кмл=1м/мин=0,1л/м²с
- Определяем время свободного развития пожара:
tсв = tобн + tсооб +tсб + tсл + tб.р., где
tсл = L·60/vсл=4,5·60/45 = 6 мин,
tсв = 1+1+1+6+5=14мин.
- Определяем путь, пройденный фронтом пожара:
п = 5·vл + t2Vл, где л = 1,5 м/мин (Справочник РТП, стр. 22),п = 5·1+4х1 = 9 м.
3.Определяем площадь пожара:
При пути, пройденном фронтом пожара, равном 9 метрам и данных размерах и планировке помещений пожар распространится по всей площади кабинета (площадь 15 кв.м).
п = 15 м2.
- Определяем площадь тушения:
Для упрощения расчетов и ввиду небольших размеров помещения примем площадь тушения равной площади пожара.
т = Sп = 15 м2.
- Определяем требуемое количество стволов на тушение пожара:
т ст = Sт·Jтр/qст=15·0,1/3,7=1 ствол “Б”
тр = 0,10 л/м2·с (справочник РТП,
Однако из тактических соображений, ввиду большой пожарной нагрузки принимаем на тушение пожара дополнительно еще 1 ствол “Б”.т ст = 2 ствола “Б”
Дополнительно из тактических соображений принимаем 1 ствол “Б” на защиту соседних помещений 1-го этажа и 1 ствол “Б” на защиту помещений 2-го этажа.з ст = 2 ствола “Б”
- Определяем требуемый расход воды на тушение пожара и защиту:
тр общ= Qтр т+ Qтр з=3,7·2 +3,7·2 =14,8 л/с.
- Проверяем достаточность водоснабжения:
Ближайший пожарный гидрант (ПГ-148 по ул. Интернациональная) установлен на кольцевом водопроводе диаметром 200 мм, с напором 2 атм. При пожаре давление в нем может быть повышено до 5 атм. Водоотдача его при 2 атм составит 90 л/с.
с = 90 л/с > Qтробщ = 14,8 л/с,
следовательно, водоснабжение удовлетворительное.
- Определяем необходимое количество л/состава:
трл/с= Nт ст·nл/с + Nзст·nл/с + N пб·nл/с + nл/скпп + Nрезгдз·nл/с + nл/смрл =2·3+2·3+4·1+1+2·3+3 = 26 чел
- Определяем требуемое количество отделений на основных пожарных автомобилях
отд= Nл/с/4=26/4=7 отделений.
Согласно «Расписания выезда..» гарнизона пожарной охраны г.о. Сызрань, при пожаре на данные объекты, подразделения выезжают по 2 номеру, в связи с необходимостью создания резервных звеньев ГДЗС, необходимо задействовать оперативные группы гарнизона пожарной охраны г.о. Сызрань. При этом номере выезда, личного состава и пожарных машин будет достаточно.
3 Тактический замысел. Описание места пожара и прогноз его развития
Наиболее вероятным местом возникновения пожара и наиболее сложным в отношении пожаротушения в здании школы № 6, исходя из реальной обстановки, является кабинет завхоза на первом этаже, т.к. имеет максимальную пожарную нагрузку.
Вероятной причиной пожара может быть результат нарушение правил эксплуатации электронагревательных приборов.
Такой пожар опасен тем, что образуется сильное задымление.
При возникновении пожара в кабинете завхоза будет сильное задымление. Время свободного горения до введения первых стволов 14 минут. Площадь пожара составит 15 м2. Пожар распространиться по всей площади кабинета.
В рассмотренном случае будет сильное задымление во всех помещениях первого, второго этажей. Эвакуация учащихся будет возможна по всем лестничным клеткам. После прибытия пожарных подразделений возможно спасение людей со второго этажа по трехколесным лестницам.
Для тушения пожара рассмотренного выше потребуется привлечение сил и средств по вызову №2.
Другим вероятным местом возникновения пожара в здании школы № 6 является методический кабинет на втором этаже. Данный вариант отличен от приведенного выше в плане организации тушения и проведения спасательных работ и поэтому его также целесообразно рассмотреть.
Время свободного горения до введения первых стволов составит 14 минут.
Путь, пройденный фронтом пожара, будет равен 13,5 метрам.
При данных размерах и планировке помещений пожар распространится по всей площади кабинета, участок коридора (площадь 84 м2).
Площадь пожара составит 124 м2.
При возникновении пожара на втором этаже в здании школы № 6 будет сильное задымление во всех помещениях 2 этажа.
Для тушения возможного, рассмотренного выше пожара потребуется привлечение сил и средств по вызову № 2.
Пути возможного распространения пожара:
Пожар в зданиях может распространяться с этажа на этаж через проемы перекрытий в местах прохода различных коммуникаций: водопровода, канализации, вентиляции. Через 15-20 мин от начала пожара огонь может распространиться через дверной проем в коридор (отделка коридоров не горючая), а также вверх через оконные проемы перейти в помещения выше расположенного этажа. При длительном горении пожар может распространиться в смежные помещения.
Места возможных обрушений строительных конструкций:
При длительном развитии пожара (более 2,5 часа) может произойти обрушение перекрытий над местом возникновения пожара.
Аппараты и сосуды находящиеся (работающие) под давлением отсутствуют, растекание веществ и материалов исключено.
Возможные зоны задымления и прогнозируемая концентрация продуктов горения.
В зону задымления попадают помещения 1 и 2 этажа:
- служебные помещения, кабинеты;
- лестничные клетки;
- коридоры.
Возможные зоны теплового воздействия:
В местах наиболее интенсивного излучения пламени и воздействия конвективных потоков.
4 Расчет сил и средств, для ликвидации пожара
Расчет необходимого количества сил и средств определяется по формулам, которые приведены ниже, но для начала определяем возможную обстановку на пожаре, к моменту введения сил и средств первым подразделением, т.е 85-ПЧ на 1 АЦ-40 и 96 ПЧ на 2-х АЦ-40.
Исходные данные:
Помещение, в котором произошло возгорание: 3х5м S=15м².
L-расстояние до объекта 4,5 км
л=1м/мин=0,1л/м²с
- Определяем время свободного развития пожара:
tсв = tобн + tсооб +tсб + tсл + tб.р., где
tсл = L·60/vсл=4,5·60/45 = 6 мин,
tсв = 1+1+1+6+5=14мин.
п = 5·vл + t2Vл, где л = 1,5 м/мин (Справочник РТП, стр. 22),п = 5·1+4х1 = 9 м.
- Определяем площадь пожара:
При пути, пройденном фронтом пожара, равном 9 метрам и данных размерах и планировке помещений пожар распространится по всей площади кабинета (площадь 15 кв.м).
п = 15 м2.
- Определяем площадь тушения:
Для упрощения расчетов и ввиду небольших размеров помещения примем площадь тушения равной площади пожара.
т = Sп = 15 м2.
5.Определяем требуемое количество стволов на тушение пожара:
т ст = Sт·Jтр/qст=15·0,1/3,7=1 ствол “Б”
тр = 0,10 л/м2·с (справочник РТП,
Однако из тактических соображений, ввиду большой пожарной нагрузки принимаем на тушение пожара дополнительно еще 1 ствол “Б”.
т ст = 2 ствола “Б”
Дополнительно из тактических соображений принимаем 1 ствол “Б” на защиту соседних помещений 1-го этажа и 1 ствол “Б” на защиту помещений 2-го этажа.
з ст = 2 ствола “Б”
- Определяем требуемый расход воды на тушение пожара и защиту:
тр общ= Qтр т+ Qтр з=3,7·2 +3,7·2 =14,8 л/с.
- Проверяем достаточность водоснабжения:
Ближайший пожарный гидрант (ПГ-148 по ул. Интернациональная) установлен на кольцевом водопроводе диаметром 200 мм, с напором 2 атм. При пожаре давление в нем может быть повышено до 5 атм. Водоотдача его при 2 атм составит 90 л/с.
с = 90 л/с > Qтробщ = 14,8 л/с,
следовательно, водоснабжение удовлетворительное.
- Определяем необходимое количество л/состава:трл/с= Nт ст·nл/с + Nзст·nл/с + N пб·nл/с + nл/скпп + Nрезгдз·nл/с + nл/смрл =2·3+2·3+4·1+1+2·3+3 = 26 чел
- Определяем требуемое количество отделений на основных пожарных автомобилях
отд= Nл/с/4=26/4=7 отделений.
Согласно «Расписания выезда..» гарнизона пожарной охраны г.о. Сызрань, при пожаре на данные объекты, подразделения выезжают по 2 номеру, в связи с необходимостью создания резервных звеньев ГДЗС, необходимо задействовать оперативные группы гарнизона пожарной охраны г.о. Сызрань. При этом номере выезда, личного состава и пожарных машин будет достаточно.
5 План конспект по решению ПТЗ
Оперативное время |
Обстановка на пожаре (характер вводных) |
Работа руководителя и посредников |
Ожидаемые действия |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ч+0 |
В результате короткого замыкания эл.проводки происходит скрытое распространение пожара по пустотам перекрытий. АПЗ оказалась в нерабочем состоянии. Тушение подручными средствами успехов не принесло. |
Проводит инструктаж, определяет частный план посредников, дает вводную и контролирует имитацию на пожаре. |
Сообщает о пожаре по телефону на ЦППС. |
Ч+09 Ч+11 |
Прибывает 2 отделение дежурного караула 96 ПЧ на АЦ. Вводная начальнику караула 96 ПЧ — (РТП-1): Пожар на 1 этаже школы. Площадь пожара 100м2. На момент подачи первых стволов площадь пожара составила 100 м2. |
Дает вводную нач. караула, контролирует имитацию пожара, работу посредников, службы взаимодействия и соблюдение правил охраны труда. |
Начальник караула 96ПЧ на основе оценки обстановки по внешним признакам, получив информацию от представителя администрации о количестве людей в помещениях и ходе эвакуации отдает следующие команды:
|
Ч+21 |
Пожар на площади 100 м2 локализован. |
Контролирует передачу информации, работу посредников, служб взаимодействия, соблюдение правил охраны труда, руководит разбором учений. |
РТП передает о локализации и ликвидации пожара на ЦППС, отдает распоряжение о свертывании сил и средств; осуществляет подготовку к разбору учений. |
2.6 Рекомендации по тушению пожаров (для РТП, НШ, НТ, НБУ, НКПП и ответственного за технику безопасности)