- Шрифт, pt
- 12 pt
- 14 pt
- Другой
Топливная промышленность развита достаточно слабо ввиду недостаточной сырьевой базы.
Бешуйское месторождение (Бахчисарайский район) каменного угля – единственное на полуострове, с мощностью пластов 3 – 3.5 м., углем невысокого качества, балансовые запасы которого составляют 150 тыс. т., а забалансовые – 2 млн. т. Разработка месторождения началась в ХIХ, а к середине ХХ вв. прекращена из-за нерентабельности.
Нефтяные месторождения сконцентрированы в основном на Керченском полуострове. Разработка началась в I половине ХХ в., но запасы ее незначительны, хотя по сравнению с 1990 годом выросла в 5 раз с 18.1 тыс. т. до 88.7 тыс. т. соответственно. Промышленная добыча нефти на полуострове ведется из-за наличия в месторождениях сопутствующего газового конденсата.
Комплекс геофизических работ в скважинах Ямбургского Газоконденсатного ...
... и объектов работ - Доставка грузов на Ямбургское месторождение осуществляется по железной дороге г. Новый Уренгой - ст. Ямбург, а ... 1. Физико-географические условия района Ямбургское месторождение находится в пределах Тазовского полуострова на территориях Надымского и Тазовского ... Западно-Сибирской низменности геологическими и геофизическими методами началось в 50-х годах. В 1949-1953 г.г. ...
Интенсивная разработка газовых месторождений началась во II пол. ХХ в., крупнейшими из которых на тот период являлись Глебовское, Джанкойское, Задорненское, одновременно строились газопроводы соединяющие месторождения с крупнейшими городами Крыма: Симферополем, Евпаторией, Саки. В 70-х годах ХХ в. газопровод Красноперекопск – Джанкой был подключен к Единой системе газоснабжения. К началу ХХI в. все континентальные газовые месторождения были истощены и на данном этапе используются в хозяйстве как газохранилища.
В настоящее время добыча газа, по сравнению с началом 90-х гг., возросла в 1.5 раза и составляет 903.9 млн. м³. из-за увеличения объемов добычи газового конденсата на шельфе Черного и Азовского морей. Также перспективен на газ шельф Азовского моря, но его запасы относятся к забалансовым, то есть запасам, которые в данный момент, при данных ценах на сырье и данных технологиях добывать нерентабельно. Специалисты, оценивая газовые запасы Азовского бассейна, называют его вторым Персидским заливом, отсюда и постоянные разногласия между Россией и Украиной по поводу статуса Азовского моря и определения государственных границ.
Основными месторождениями, обеспечивающими регион газом, являются Голицинское и Штормовое расположенные на шельфе Черного моря в 30-35 км. от суши. Монополистом в добыче и распределении газа по территории Крыма через сеть собственных газопроводов является ГАО «Черноморнефтегаз», который обеспечивает потребности Крыма в газе на 35%. Остальные 65% приходится импортировать из Украины и России. Отдельной проблемой является необходимость ежегодной покупки 100 тыс. т. сжиженного газа для районов неохваченных системой газопроводов.
Электроэнергетическая подотрасль топливно-энергетического комплекса представлена главными производителями энергии в регионе – теплоэлектроцентралями, использующими преимущественно газ, производящими ежегодно 472.6 млн. кВт.:
Симферопольская – производящая 2/3 энергии Крыма, Севастопольская, Керченская, Сакская, удовлетворяя при этом потребности Крыма на 11%, остальное транспортируется из Украины. При этом возникают проблемы потери энергии в пути и небольшие мощности ЛЭП не соответствуют возрастающим потребностям.
Основное количество топлива и электроэнергии Крым получает по газопроводам и линиям электропередач (ЛЭП).
Именно тем, что большая часть потребляемой электроэнергии вырабатывается за пределами Крыма, объясняется крайне низкая надежность обеспечения полуострова электроэнергией.
Электроэнергия передается по электрическим сетям, пропускная способность которых ограничена из-за неустойчивости связи Крымской энергосистемы с объединенной энергосистемой Украины. В случаях отключения любой из связующих линий электропередач происходит массовое отключение от общей потребляемой мощности. Кроме того, межсистемные линии электропередач подвержены обледенению, загрязнению изоляции при солевых и пыльных бурях в районе Сиваша.
Рост энергетического потенциала Крыма возможен за счет увеличения добычи природного газа (с 780 млн м3 до 2,5—3 млрд м3 в год).
Следует шире использовать имеющиеся нетрадиционные источники энергии (ветер, солнце и др.).
Металлургический комплекс РФ: черная металлургия (2)
... железных руд региона. Крупнейшими предприятиями по их добыче являются Качканарский горно-обрабатывающий комбинат (ГОК) и Бакальское рудоуправление. На Урале сформировались крупнейшие центры черной металлургии: ... их добычи на металлургические предприятия, расположенные вдали от сырьевых и топливных баз. Таким образом, существуют три варианта размещения предприятий черной металлургии полного цикла, ...
Уже есть опыт эксплуатации ветровых электрогенераторов на Тарханкутском полуострове, гелиоустановок — на Керченском. Но специалисты определили, что за счет этого можно удовлетворить потребности в электроэнергии не более чем на 10—15 %.
Таким образом, топливно-энергетический комплекс, даже с учетом возможных перспектив, является фактором, сдерживающим экономическое развитие региона.
Металлургия Крыма
Металлургическая промышленность относится к старейшим отраслям экономики. Металлургический комплекс региона возник на базе использования имеющихся сырьевых ресурсов — железной руды, флюсов Керченского и Балаклавского месторождений. Выплавка чугуна из керченской руды на привозном древесном угле началась с середины XIX в., здесь в разные годы выплавляли чугун, сталь, затем обогащали железные руды Камыш-Бурунского месторождения, запасы которого в учебных пособиях начала ХХ в. относили к мировым, следовательно, достаточным для функционирования крупного металлургического комбината на протяжении, как минимум, 100 – 150 лет. В небольших объемах выплавка стали в Керчи производилась с небольшими перерывами до Великой Отечественной войны. В 30-е годы XX столетия к металлургическому производству присоединился новый Камыш-Бурунский железорудный комбинат, на котором обогащалась железная руда не только для металлургии Керчи, но и Северного Приазовья. После войны в металлургическом производстве Керчи было представлено лишь обогащение железной руды. Производимый на Камыш-Бурунском ЖРК агломерат (концентрат из местной железной руды) вместе с флюсовым известняком через Азовское море рудовозами отправлялся до конца 80-х гг. в г. Мариуполь на металлургический комбинат «Азовсталь».
Железные руды, добываемые возле Керчи, относятся к разряду низкокачественных, содержание железа в которых составляет около 40%,в руде много вредных для металлургии примесей (серы, мышьяка, фосфора), но из-за наличия в руде примесей марганца производилась добыча. Ввиду заметного истощения Камыш-Бурунского месторождения железной руды, неверной геологической оценки начала ХХ в., а также карьерного способа ее добычи, наносящего значительный ущерб сельскохозяйственным угодьям, разработка и добыча руды с конца 80-х годов прекращена. Камыш-Бурунский Железорудный комбинат в настоящее время производит агломерат из криворожской железной руды с использованием местных флюсовых известняков и отправляет его на металлургический комбинат в г. Макеевку. В начале 90-х годов была осуществлена структурная реконструкция комбината. К традиционному производственному процессу обогащения железной руды добавилось машиностроительное производство по выпуску газоводоочистительного и сантехнического оборудования, чугунных труб и несложных товаров народного потребления.
В 1992 г. металлургия Крыма вошла в концерн Укррудпром по линии обогащения железной руды и поставок флюсовых известняков, которые добываются в районе Балаклавы и ввозятся на металлургические предприятия Приднепровья.
В настоящее время металлургический комплекс Крыма находится в упадке. Остановлена добыча руды на Камыш-Бурунском железорудном комбинате из-за нерентабельности, сократились основные производственные фонды, промышленно-производственный персонал, на базе старого металлургического производства в Керчи работает завод, выпускающий небольшие партии стального литья из металлургического лома, производящий стрелочные переводы для железной дороги и стальную эмалированную посуду, производство металлоконструкций по сравнению с 1990 годом упало с 105.6 тыс. т. до 9 тыс. т. в 2005 году.
Анализ технологии производства ферросплавов
... производстве ферровольфрама, ферромолибдена, феррованадия, ферро-титана и других сплавов руду вследствие малой концентрации в ней полезного элемента обогащают, получая концентрат с достаточно высоким содержанием окислов основного элемента. Ферросплавы ... сгорания электрод опускается, а сверху с дозировочной площадки к железному кожуху приваривают, не выключая тока, новую секцию, которую наполняют ...
Добыча металлургического сырья, обогащение железной руды и агломерирование — экологически грязные производственные процессы, они наносят значительный ущерб природному комплексу республики и отрицательно сказываются на развитии рекреационной отрасли на восточном побережье Крыма. Железорудный комбинат загрязняет прибрежные поды Керченскою полуострова, внутренние водоемы, атмосферный воздух, почвы.
Из-за экономической неэффективности, ограниченности сырьевых ресурсов, жестких экологических требований к металлургической промышленности этот комплекс не имеет реальной перспективы для развития на территории данного региона.
Машиностроение Крыма
Значение машиностроения чрезвычайно велико для хозяйства любого региона, так как оно определяет темпы и направление развития научно-технического прогресса (НТП) во всех отраслях хозяйства. НТП обеспечивает механизацию и автоматизацию производственных процессов. Развитие машиностроения способствует разработке таких технологий и техники для всех отраслей хозяйства, которые отличаются малыми индексами расхода сырья, топлива и энергии; обеспечивает решение вопросов сохранения окружающей среды. Без машиностроения немыслимо решение проблемы обеспечения населения современными товарами народного потребления — автомобилями, бытовыми приборами, видеотехникой и другой разнообразной продукцией.
Развитие машиностроения определяется двумя главными взаимовыгодными формами организации производства — специализацией и кооперированием. Специализация — это ориентация производств на выпуск отдельных деталей или предметов с целью улучшения качества продукции и повышения производительности труда. Кооперирование — это связи между специализированными производствами с целью выпуска сложных видов продукции.
Для машиностроения Крыма характерны четыре формы специализации производства:
1) предметная (производство судов, станков, оборудования для пищевой промышленности, бытового оборудования, гидроакустических приборов, средств связи, теле-, радиоаппаратуры, посуды);
2) технологическая специализация (производство чугунного и стального литья, штамповок);
3) подетальная (выпуск запасных частей для сельскохозяйственных машин и автомобилей, пневмооборудования: деталей для оптических приборов и лазерной техники);
4) ремонтные производства для судов, сельхозтехники, тепловозов, моторов, автомобилей. Ремонтные производства наиболее многочисленны, с высокой долей ручного труда, с очень низкой производительностью.
Машиностроение зародилось в Крыму в конце XIX в. и по темпам развития обогнало другие отрасли хозяйства, а в советские времена превратилось в отрасль специализации практически в каждом из городов Крыма. Этому способствовало выгодное транспортно-географическое положение Крыма,
Наличие трудовых ресурсов высокой квалификации и частичная необходимость обслуживания потребностей других отраслей хозяйства.
Роль современной промышленности в мировом хозяйстве
... комплекс химическая промышленность нефтехимическая промышленность лесная промышленность деревообрабатывающая промышленность целлюлозно-бумажная промышленность лесохимическая промышленность Аграрно-промышленный комплекс (АПК) система сельского хозяйства отрасли перерабатывающей промышленности комбикормовая и микробиологическая промышленность сельскохозяйственное машиностроение машиностроение для ...
Одна из отличительных особенностей машиностроения региона – незначительная доля реализации его изделий в районах производства. Готовая продукция предметной специализации от 80 – 100 % отправляется за пределы региона.
В настоящее время, когда отсутствует спрос на выпускавшуюся продукцию, а по сути – ликвидированы существовавшие ранее кооперативные связи по поставке отдельных изделий, в связи с распадом СССР, машиностроительный комплекс практически не функционирует в былых масштабах. Работают лишь некоторые предприятия, да и то на 20-30% от своей проектной мощности.
Одна из самых крупных отраслей машиностроения Крыма — судостроение. Оно представлено крупными предприятиями в Севастополе (производство плавкранов), Керчи, Феодосии. Керченский завод «Залив» специализируется на производстве танкеров средней и большой грузоподъемности, лихтеровозов. После кризиса 90-х годов завод продолжал функционировать благодаря возросшему спросу на мировом рынке на танкеры средней тоннажности, из-за участившихся аварий в мировом океане при перевозки углеводородного сырья большими танкерами. Феодосийское Производственное объединение «Море» специализировавшееся на производстве быстроходных пассажирских газотурбоходов на подводных крыльях типа «Циклон» и «Олимпия» в настоящее время занимается выпуском катамаранов, водных мотоциклов и небольших яхт исключительно на заказ. Предприятие работает со многими государствами черноморского бассейна.
Развитие морского транспорта в Азово-Черноморском бассейне предопределило становление в Крыму судоремонтной базы. Машиностроение Крыма, особенно судостроение и судоремонт, остро зависимы по металлу от Донецко-Приднепровского экономического района и металлургических центров России (Урала, Курской магнитной аномалии, Череповца).
Судоремонтные заводы представлены в городах Керчи, Феодосии, Севастополе. Они обслуживают торговый, рыболовный и военный флот. В этих же городах осуществляется подготовка трудовых ресурсов для работы в соответствующих отраслях.
Точное машиностроение Крыма специализируется на выпуске электротехнического оборудования, радио — и телевизионных средств, электронного оборудования, средств связи, оптических и навигационных приборов. Крупные предприятия этой отрасли — производственное объединение (ПО) «Фотон» в Симферополе; концерн «Муссон»; ПО «Электрон», «Маяк», «Квант» и завод «Парус» в Севастополе; «Гидроприбор» в Феодосии; «Альбатрос» и «Витязь» в Керчи; «Вымпел» в Евпатории и др. находятся в состоянии затяжного экономического и производственного кризиса. Следует отметить, что в перспективе точное машиностроение — будет являться высокорентабельной отраслью производства в Крыму. К тому же эти предприятия относительно экологически чисты. В этой связи в Крыму наиболее целесообразно вкладывать капитал именно в эту отрасль машиностроения.
Группа производств, выпускающих технологическое оборудование, представлена предприятиями, обслуживающими пищевую промышленность, сельское хозяйство, транспорт получила низкий уровень развития. Среди этой группы производств выделяются НПО «Продмаш» и «Пневмоборудование». К остальным предприятиям этого профиля относятся Джанкойский машзавод, завод «Сельхоздеталь» и другие также слабо связанные с потребностями сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Об интенсивности производства на предприятиях данной отрасли региона позволяют судить следующие цифры: в 1990 году на предприятиях Крыма было произведено 27 тыс. тракторов и прицепов, уже в 2003 году – 257 шт., а в 2005 – 10 шт. Военно-промышленный комплекс (ВПК) до недавнего времени включал в себя около 30 предприятий, в том числе научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации. В валовой промышленной продукции доля продукции ВПК составляла около 30 %.Предприятия ВПК, кроме специальной военной продукции выпускали и гражданскую. Она производилась на 9 судостроительных заводах, где было занято свыше 70 % Промышленно-производственного персонала комплекса.
Химическая промышленность Республики Беларусь
... производство лаков и красок, пластмассовых изделий. Удельный вес химической отрасли в общем объеме концерна составляет более 65%, а в общем объеме экспорта - свыше 60%. Ниже представлена часть гигантов химической промышленности Беларуси, ...
В состав комплекса входило шесть приборостроительных завода и машиностроительных предприятий. Крупнейший среди них — Севастопольский морской завод, на котором создавались морские крупнотоннажные краны, осуществлялся ремонт судов военного и гражданского назначения. Особое место принадлежало испытательным полигонам, которые имели мощное техническое оснащение и хорошо развитую инфраструктуру — это совокупность сооружений, систем служб, необходимых для обеспечения процесса материального производства, и жизнедеятельности населения (т. е. здания, транспорт, связь, энергоснабжение, здравоохранение и т. п.
В бывшем СССР испытательные полигоны имели общесоюзное значение и развивались по трем основным направлениям: ракетно-космическому, авиационному и морскому. Своеобразие военно-промышленного комплекса Крыма проявлялось в очень плотном, органическом сращивании оборонных производств, военно-морской базы и размещении войск.
Сейчас ситуация принципиально изменилась. Требуется разработка специальной программы демилитаризации полуострова, которая бы учитывала возможности сохранения и использования имевшегося научно-технического и производственного потенциала, способного при определенных условиях стать ядром стабильности всей экономики Крыма.
Дальнейшее совершенствование структуры машиностроения должно идти по пути более полного обслуживания агропромышленного производства, особенно виноградарства и виноделия, производства и переработки эфироносов, а также совершенствования судостроения.
Поскольку в машиностроении ведущей формой организации производства является кооперирование, по этой причине современное машиностроение Крыма испытывает значительные трудности в связи с резким нарушением экономических связей Украины со Странами Содружества.
Наряду с проблемой высокой доли ручного труда в машиностроении Крыма остро стоят и другие проблемы снижения доли обслуживающих производств, перевода оборонных производств на выпуск гражданской продукции (прежде всего — в милитаризованном Севастополе).
При этом нужно отметить, что профиль оборонного производства Крыма близок к основной гражданской специализации машиностроения — судостроению и точному машиностроению.
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Крыма
Химическая промышленность Крыма по стоимости производимой продукции занимает третье место после машиностроения и пищевой промышленности. Появление химических производств в Крыму относится к первым десятилетиям XX в. и связано с наличием здесь уникальных соляных месторождений. Первое химическое предприятие в г. Саки производило бром, хлористый магний, а позже — бромистые соли и разнообразные медицинские препараты.
Второй этап развития химического производства приходится на 60-70-е гг. и связан с необходимостью химизации народного хозяйства — потребностью в химических товарах сельского хозяйства, других отраслей промышленности и бытовой сферы. Крым обладает рядом благоприятных факторов для размещения разнообразных химических производств сырьем, свободными земельными и трудовыми ресурсами, наличием потребителей, В результате чего в Крыму сформировалась своеобразная структура химического производства.
Развитие химической промышленности Украины
... модернизации существующих производств. Химическая промышленность Украины относится к наиболее экспортабельным и в отраслевой структуре экспорта занимает второе место. В частности, экспортно-импортные операции с химической продукцией выполняли 15 предприятий Министерства ...
Соли крымских озер и Сиваша имеют сложный химический состав, представленный хлористым магнием и натрием, глауберовой солью, бромом, калием, сернокислым магнием. В Крыму много известняка, который может использоваться для производства соды, сульфата натрия, магнезиального цемента, гипса. Бентонитованные глины могут служить наполнителем для пластмасс, линолиума, резины.
В число предприятий, созданных у источников сырья, входят Сакский химический завод и научно-производственное объединение «Иодобром», основанные на использовании рапы местных озер, а также два завода в Красноперекопске — Крымский содовый и Перекопский бромный. Продукция этих предприятий — медицинские бромистые препараты, пермамганат калия, сода.
Под влиянием потребительского фактора в Крыму возникли предприятия по выпуску изделий бытовой химии, производящие синтетические моющие средства, изделия из пластмасс, парфюмерную продукцию.
Ряд предприятий химической промышленности размещен в Крыму лишь по соображениям наличия в нем мест для сброса отходов производства. Так, фактор наличия озер, используемых как наполнители отходов, сыграл решающую роль в размещении в Красноперекопском районе производственного объединения «Титан» и анилинокрасочного завода. Продукция этих предприятий — титановые белила и красители для текстильной промышленности, двуокись титана — полностью производится из привозного сырья и вывозится за пределы Крыма. Во времена Советского Союза химический комплекс Крыма, включавший
В себя производственное объединение «Титан», Сивашский анилинокрасочный, Перекопский бромный, Крымский содовый и Сакский химический заводы, работал, главным образом, на внешний рынок. После распада СССР их продукция стала неконкурентноспособной из-за высокой цены: половину себестоимости
Составляют энергетические затраты. Сейчас загрузка производственных мощностей составляет от 5 до 40 %, производство серной кислоты по сравнению с 1990 годом сократилось в 1.5 раза и составило в 2005 году 305.5 тыс. т., минеральных удобрений – в 8 раз, составив 17.6 тыс. т. к тому же технология производства, например диоксида титана, — шестидесятилетней давности и нуждается в модернизации.
Наметились благоприятные тенденции в развитии химических производств, связанные с их ориентацией на переработку отходов. В Красноперекопске создан завод «Поливтор», использующий пластмассовые отходы и выпускающий полиэтиленовую пленку для покрытия теплиц, посуду из пластмассы и разнообразные бытовые изделия. Такую же функцию выполняет симферопольский завод «Сизакор», производящий из пластмассы оборудование для капельного орошения.
Химическая промышленность Крыма — наиболее конфликтная отрасль в экологическом отношении. Воздушная среда загрязняется выбросами таких веществ, как сернистый ангидрид, окись углерода, серная и соляная кислоты, хлор и др.
Проектирование предприятия по производству железобетона
... работ проектирования предприятий, являющихся базой методики расчета и конструирования, разработка и применение новейших технологий в производстве. Современная технология бетона и железобетона ... Таблица 1. Потребность в сборном железобетоне Потребность в железобетоне по видам строительства, тыс. ... широкому использованию в производстве бетонов различных побочных продуктов и отходов промышленности. Также ...
Суммарные объемы этих веществ достигают ежегодно 60-70 тыс. т. Стоки химических производств загрязняют почвы через фильтрацию, отравляют подземные воды ядовитыми веществами. Кислотные дожди с примесями этих веществ губительно сказываются на состоянии садов, виноградников, овощеводстве и на здоровье людей.
Сбросы химических стоков в Сиваш и Каркинитский залив изменяют химическую структуру морской воды и уничтожают ценные организмы шельфовой зоны.
Сокращение местной минерально-сырьевой базы, сильная зависимость от привозного сырья (например, Сивашского анилино-красочного завода и «Титана») и топливно-энергетических ресурсов, а главное —
Непоправимый экологический ущерб для всего Азово-Черноморского региона — все это делает нецелесообразным дальнейшее расширение химических производств и обусловливает необходимость поэтапного вывода наиболее вредных из них.
Решение конфликтной экологической ситуации заключается в совершенствовании технологических процессов химических предприятий в направлении безотходного производства. Имеющиеся в Крыму мощности химических предприятий и квалификация их производственного персонала в перспективе позволяют разрешить проблему утилизации отходов промышленного и сельскохозяйственного производства на полуострове. Дальнейшее развитие химической промышленности в Крыму возможно лишь при условии замены действующих технологий новыми, экологически чистыми.
В настоящее время предпринимаются попытки реанимировать химическую отрасль, являющиеся в какой-то степени это оправданными с позиций текущего момента, но совершенно неправомерно с учетом будущего развития экономики Крыма.