Производственный потенциал региона

Курсовая работа

Глобализация экономического развития порождает усиление конкуренции между отдельными административными образованиями. Именно конкуренция во всех областях деятельности является общеизвестным фактором активизации и мобилизации дополнительных внутренних сил, ресурсов, интеллекта для достижения намеченных целей. Добиться высоких стандартов устойчивого регионального развития можно двумя путями: на основе внешней поддержки и перераспределения средств централизованных источников между территориями и на основе мобилизации внутренних ресурсов.

Базовым понятием ресурсных возможностей является производственный потенциал. Длительное время формировалась система управления региональным развитием на базе директивных методов. Ее основы сохраняются и до настоящего времени. С отказом от централизованного планирования возросла роль местных программ экономического развития. При этом возвращается необходимость оценки экономического и производственного потенциалов, но уже на ином уровне — уровне каждого конкретного региона. При этом, в масштабах государства возрастает сравнительная оценка производственного потенциала регионов, необходимая для формирования стратегии экономического развития государства.

Таким образом, целью данной научной работы является исследование понятия производственного потенциала и проведение сравнительной характеристики производственного потенциала региона, на примере Забайкальского края.

Исходя из этого можно определить такие задачи курсовой работы:

1) Изучение понятия производственного потенциала региона.

2) Рассмотрение структуры производственного потенциала.

3) Изучение отраслевого потенциала региона.

4) Анализ экономической специализации и конкурентных преимуществ региона.

Предметом курсовой работы является изучение производственного потенциала региона.

Объектом курсовой работы является производственный потенциал региона, на примере Забайкальского края.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты производственного потенциала региона и его анализ

1.1 Понятие производственного потенциала региона

производственный потенциал конкурентный региональный

Одним из основных объектов стратегического анализа регионального развития является, производственный потенциал региона и его экономическая оценка. Пока среди ученых-экономистов нет единого мнения об определении этой категории, о структуре производственного потенциала и, как следствие, о способах оценки последнего. Одно из первых определений производственного потенциала народного хозяйства в отечественной научной литературе предложил А.И. Анчишкин. По его мнению, производственный потенциал народного хозяйства характеризуют “производственные ресурсы, их объем, структура, технический уровень и качество…”. При этом под производственными ресурсами он понимает средства производства, трудовые ресурсы, а также природные ресурсы, вовлеченные в экономический оборот.

13 стр., 6405 слов

Перспективы развития агропромышленного комплекса Челябинской ...

... продуктами собственного производства и повышения конкурентоспособности АПК Челябинской области является его перспективное развитие и удержание его конкурентных преимуществ в соперничестве, как с соседними регионами, так и с зарубежной продукцией на ...

Кроме рассмотренного выше ресурсного подхода к определению категории производственного потенциала, можно отметить также результативный подход. Его суть заключается в определении производственного потенциала в форме результата производственного процесса, т.е. в форме объема выпуска материальных благ. Так, Э.П. Горбунов под производственным потенциалом понимает масштабы производства общественного продукта и национального дохода. А Ю.Ю. Донец рассматривает исследуемую категорию как “максимально возможный годовой, суточный, часовой или отнесенный к другой временной единице объем выпуска продукции”.

Оценивая производственный потенциал в результативной форме необходимо оценивать не фактический объем производства, а потенциальный. Можно предположить, что производственный потенциал — это максимально возможный объем продукции (например, ВВП), который экономика в состоянии произвести при полном вовлечении в процесс общественного производства всех имеющихся ресурсов. Однако, в разных экономических, правовых, социальных условиях один и тот же объем вовлеченных в хозяйственную деятельность ресурсов может дать разный объем выпуска продукции. Следовательно, без учета конкретных условий деятельности невозможно определить производственный потенциал хозяйственной системы.

Производственный потенциал какой-либо хозяйственной системы есть не что иное, как совокупная способность производить материальные блага, удовлетворять общественные потребности, обусловленная имеющимися ресурсами и условиями их использования. Тогда, конкретизируя данную трактовку производственного потенциала на уровне региона, можно сказать, что производственный потенциал региона — это совокупная способность производственных систем, находящихся в границах данного региона, производить материальные блага и удовлетворять общественные потребности, обусловленная существующими ресурсами и условиями их использования.

Структурный анализ производственного потенциала региона позволяет выделить промышленный потенциал, сельскохозяйственный потенциал, потенциал строительной отрасли и прочие, т.е. потенциалы отраслей, относящихся к производственной сфере. Исходя из вышесказанного, вопросы структуры, характеристики и оценки производственного потенциала региона сводятся к исследованию производственного потенциала отраслей материального производства в рамках единого территориального комплекса.

Вместе с тем, определяя сущность производственного потенциала территории, следует иметь в виду, что он не может быть определен, как сумма производственных потенциалов указанных выше отраслей. Потенциалы любого уровня — национального хозяйства, региона, отрасли или отдельного предприятия — не функционируют оторвано, изолированно друг от друга, наблюдается взаимодействие потенциалов разных уровней, что приводит к увеличению потенциала вышестоящей по иерархии системы.

29 стр., 14278 слов

Инвестиционная привлекательность региона

... инвестиционной привлекательности Российской Федерации, региона – Республики Марий Эл, исследуемой конкретной отрасли – воспроизводства рыбы и водных биоресурсов, рассмотрение инвестиционной привлекательности ... производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно технический потенциал. ... инфляцией, спадом производства, непрерывным падением ...

Таким образом, производственный потенциал региона отвечает критериям целостности и характеризуется системностью, функциональностью и структурностью. Целостность и системность производственного потенциала территории играют важнейшую методологическую роль в его исследовании. Основными характеристиками производственного потенциала региона как системы служат:

  • теснейшие координационные и субординационные взаимосвязи его отдельных компонентов. То есть, изменение одного из них неизбежно скажется на функционировании других;
  • комплексность, заключающаяся в том, что совокупная производительность структурных компонентов производственного потенциала региона не равна сумме их производительностей в отдельности.

1.2 Структура производственного потенциала

В самой общей постановке элементами производственного потенциала можно считать все ресурсы, которые каким-либо образом связаны с функционированием и развитием предприятия. Выбор наиболее важных из огромного их числа представляет собой весьма сложную проблему, о чем свидетельствует множество мнений о составе производственного потенциала. Главная трудность анализа состава производственного потенциала предприятия заключается в том, что все его элементы функционировать одновременно и в совокупности. Следовательно, закономерности развития потенциала могут быть раскрыты не как отдельно взятые закономерности развития ее составляющих, а только как их сочетание. Отсюда очевидна тщетность попыток выявления роли каждого из элементов производства в отдельности. Использование специальных методов математической статистики может дать лишь искаженные результаты. Поэтому наиболее объективным методом исследования состава элементов производственного потенциала промышленного предприятия, как сложной системы представляется системный подход.

Производственный потенциал, говоря укрупнено, включает основные производственные фонды, промышленно-производственный персонал, технологию, энергию и информацию (рис.1).

Рис. 1 — Структура производственного потенциала

Рабочая сила в производственном процессе исторически занимала основное место, являясь первой производительной силой. От качества и количества персонала непосредственно зависит производительная способность хозяйственного звена. Существует историческая тенденция, которая состоит в том, что человеческий труд отступает на задний план перед трудом машин. Темпы высвобождения трудовых ресурсов определяются совершенством организации производства, труда и управления, уровнем профессиональных знаний и опытом. В целом под воздействием научно-технического прогресса численность занятых за 15-20 лет снизилась в 3,6 раза. Как видно, рабочая сила взаимозаменяема с другими видами производственных ресурсов. Ее характеристики — количество, половозрастная структура, профессионально квалификационный состав — всегда адекватны производимой продукции. Следовательно, трудовые ресурсы — элемент производственного потенциала.

Производственная способность хозяйственной системы определяется количеством используемых орудий труда. Их технико-экономические показатели воспроизводятся самой системой путем капитального ремонта и модернизации. Орудия труда взаимозаменяемы с другими видами ресурсов. Особенно высока взаимозаменяемость между основными фондами и живым трудом. Вместе с тем, новая техника требует соответствующих перемен в квалификационном составе работающих и серьезные изменение в технологии и организации производства. Характеристики орудий труда всегда адекватны характеристикам производимой продукции: габариты рабочих машин и производственных площадей подбираются под размеры обрабатываемых изделий; расположение и характер рабочих органов станков, изготовляющих изделие, отвечают конфигурации обрабатываемых деталей. Таким образом, орудия труда в полной мере отвечают системным требованиям производственного потенциала предприятия и, следовательно, являются его элементом.

37 стр., 18302 слов

Производственный потенциал предприятия ТОО Кузнецов и К и пути его повышения

... изолировано и замкнуто. Наблюдается процесс взаимопроникновения потенциалов, «обмен» их отдельными составляющими. Роль и значение производственного потенциала предприятия в общественном производстве не остаются неизменными. Производственный потенциал предприятия является материальной предпосылкой ускорения научно-технического прогресса. ...

Развитие производительных сил в условиях научно-технического прогресса характеризуется радикальными изменениями не только орудий труда, но и методов производства, то есть технологии изготовления продукции. Это то звено производственного процесса, в котором в первую очередь реализуются новые научные открытия и технические решения. Технология не является вещественным элементом производства и всегда материализуется в той или иной системе средств труда. Однако, она определяет формы связи личных и вещественных элементов производства, а также все пространственные и временные связи между вещественными элементами и стадиями производства. В этом заключается основное воздействие технологии на развитие производительных сил. В последнее время заметную роль в промышленном производстве играют технологии, дающие трудо- и ресурсосберегающий эффект.

Поэтому технология является одним из важнейших элементов производственного потенциала. Технология всегда соответствует производимой продукции, всегда тождественна виду используемых орудий труда, рабочей силы и энергетических ресурсов. Технологическая база предприятия на прямую зависит от уровня организации и управления, наличия опыта и традиций трудового коллектива, его восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса.

Материальные ресурсы воспроизводятся вне хозяйственной системы и не всегда бывают адекватными выпускаемой продукции. Например: подшипники могут быть изготовлены из чугуна, бронзы, стали. В процессе труда устанавливается соответствие между используемыми материалами, орудиями труда, количеством и качеством рабочей силы и другими элементами производства. Эта зависимость прямо пропорциональна — чем больше нужно преобразовать в продукцию материальных ресурсов, тем больше необходимо затратить живого труда, рабочих машин, энергетических ресурсов. Но это не означает взаимозаменяемости между предметами труда и перечисленными ресурсами.

Исключение из материальных ресурсов составляют энергетические ресурсы. Но некоторыми исследователями энергия выделяется как своеобразный элемент средств производства. Энергия легко трансформируется из одного вида в другой, поэтому соотношение ее качественных характеристик виду производимой продукции и элементам производственного процесса обеспечивается внутри производственного звена. На многих предприятиях осуществляется воспроизводство энергии, возможно использование нетрадиционных источников энергии — ветра, солнца Энергия в определенной мере взаимозаменяема с другими элементами производственного потенциала: в целом же потребление электроэнергии в материальном производстве обратно пропорционально затратам рабочей силы.

3 стр., 1017 слов

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

... работы заключается в изучении и сравнении статистических данных по производству и распределению электроэнергии, газа и воды в Российской Федерации, Киргизии и США. Поставленная цель предполагает ... Сравнение полученных результатов по странам. 1. Статистический анализ производства и распределения электроэнергии, газа и воды в Российской Федерации Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) в структуре ...

В условиях научно-технического прогресса быстро растет роль информации, специфического ресурса эпохи научно-технической революции. Знания становятся самым ценным жизненным продуктом. Информация — необходимое условие и элемент любой производственной деятельности, которая по своей значимости все больше приравнивается к энергетическим и сырьевым ресурсам и используется для замещения живого труда, сырья н энергии. Информация приобретает характер товара и превращается в объект межгосударственной состязательности. Практически сложилась индустрия программирования, выпускающая ежегодно тысячи программ для ЭВМ и станков с ЧПУ. Информация обладает рядом специфических свойств: она не расходуется в процессе использования, расширение ее потребления практически не имеет ограничения, она обладает высокой ресурсосберегающей способностью. Таким образом, информация фактически признана элементом производства и является неотъемлемой составной частью производственного потенциала предприятия. Причем она играет не вспомогательную, а связующую функцию в отношении других, элементов производственного потенциала, объединяя их как единое целое.

Информация регулирует функционирование процесса производства, способствует повышению производительности живого труда, эффективности использования предметов труда и энергетических ресурсов, помогает поднять уровень и эффективность технологий.

Информация в промышленном производстве используется в виде результатов научных разработок по совершенствованию основных фондов и предметов труда, навыков и знаний производственного персонала.

Кроме того, существуют и такие формы информации, как результаты научных разработок в области организации производства, труда и управления, данные по изучению рынка сбыта, программ управления машин и оборудования и т. д. Информация в полной мере соответствует признакам элемента производственного потенциала. Она наиболее эффективно замещает промышленно-производственный персонал, большой замещающий эффект в отношении основных фондов, позволяет экономить и другие ресурсы.

Таким образом, значительная часть ресурсов в виде информации получается в самом хозяйственном звене как результат действия его служб, а также от других специализированных организаций. При этом ее формы, виды, структура и содержание целиком определяются масштабами, видом деятельности, сложностью и уровнем развития предприятия, поэтому можно утверждать, что информация воспроизводится внутри хозяйственной системы.

Глава 2. Сравнительный анализ производственного потенциала Забайкальского края

2.1 Отраслевой потенциал региона

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) региона в структуре промышленного производства имеет значительный удельный вес и включает в себя различные системы топливоснабжения (добыча, переработка, транспортировка, хранение и потребление топлива конкретного вида), электроэнергетику (производство, передача, распределение и потребление электроэнергии), теплоэнергетику (то же для тепловой энергии).

Степень развития отраслей данного комплекса различная. Регион располагает благоприятными предпосылками для развития ТЭК, в т.ч. значительными природными ресурсами ископаемого угля, гидроэнергии и древесного топлива, которые играют решающую роль в современном энергетическом балансе.

30 стр., 14532 слов

Особенности рыночного сегментирования на рынке предприятий строительных услуг

... характеристики городов, областей, регионов. Предприятие может использовать одну или несколько демографических особенностей для сегментации своего рынка. Стратегии сегментации делают упор на ... сегментацию рынка понятия, значение и признаки сегментации; показать организационно - экономическую характеристику ОАО "Гомельтехмонтаж"; проанализировать выбор целевых сегментов на рынке строительных ...

Сейчас в регионе насчитывается 8 угледобывающих предприятий, объем добычи на которых составляет около 10 млн. т или 4 % от объема добычи в целом по Российской Федерации. Из них около 77 % добывается на Харанорском угольном разрезе. Около 60 % добываемого угля потребляется местными предприятиями, оставшаяся часть вывозится за пределы региона в Хабаровский и Приморский края. В западном направлении из-за конкуренции со стороны предприятий Иркутской области и Красноярского края уголь не поставляется. Внутри региона 50% угля потребляется тепловыми электростанциями.

В структуре потребляемого топлива на долю угля приходится 68 % и этот показатель постоянно растет при одновременном снижении доли нефтепродуктов. Последние используются в основном в мобильных установках на транспорте. В качестве топлива используются и дрова (их удельный вес составляет 6-8%).

Гидроэнергоресурсы, урановые руды на территории региона как первичные энергоносители не используются. Промышленные месторождения нефти и газа в регионе, возможно, будут найдены. Пока известны лишь нефтяные проявления в районе Торейских озер. Наибольший интерес для поиска нефти и газа представляют Читино-Ингодинская, Ононская и Аргунская межгорные котловины.

Электроэнергетика представлена только тепловыми электростанциями (ТЭС и ТЭЦ).

Производство электроэнергии отстает от потребностей экономики региона, энергосистема которого не в состоянии обеспечить его стабильную работу, и приходится прибегать к закупке электроэнергии от избыточных энергосистем. В настоящее время почти все производство электроэнергии сосредоточено на предприятиях ОАО “ТГК-14”: Харанорской ГРЭС (215 тыс. кВт), проектная мощность которой больше 1 млн. кВт; Читинской ТЭЦ-1 (340 тыс. кВт); Шерловогорской ТЭЦ; Читинской ТЭЦ-2; Краснокаменской ТЭЦ. Эти станции (кроме последней) объединены между собой в энергосистему региона, которая является составной частью Единой энергетической системы России.

В Забайкалье очень плохо используются потенциальные гидроэнергетические ресурсы рек. Потребление электроэнергии в Забайкальском крае имеет свои особенности по сравнению с Российской Федерацией. Здесь около пятой части всей потребляемой электроэнергии приходится на транспорт, в котором доминирует железнодорожный, а использование электроэнергии промышленностью намного ниже, чем в целом по стране.

Черная металлургия региона представлена металлургическим заводом в городе Петровск-Забайкальский, на котором размещено производство проката, обыкновенной и легированной стали и ферросплавов. Ближайшие перспективы металлургии Забайкальского края также связаны с Петровск-Забайкальским заводом, но при условии его перехода на прогрессивные технологии производства. Возможно создание на базе завода более крупного комбината для переработки железных руд месторождений зоны Байкало-Амурской магистрали.

Существует четыре стадии технологического процесса цветной металлургии: добыча, обогащение руд, металлургический передел, обработка цветных металлов. В Восточном Забайкалье осуществляются только две первые. В то же время по разнообразию и запасам месторождений цветных металлов наш регион входит в ряд самых богатых территорий страны.

Главной предпосылкой развития цветной металлургии в регионе является наличие хорошей сырьевой базы. В перспективе наибольший интерес представляет освоение минерально-сырьевых ресурсов Севера (особенно меди, железа и редких металлов).

38 стр., 18616 слов

Проектирование предприятия по производству железобетона

... методов исследовательских работ проектирования предприятий, являющихся базой методики расчета и конструирования, разработка и применение новейших технологий в производстве. Современная технология бетона и железобетона предполагает обеспечение ... норм сведены в таблицу 1. Таблица 1. Потребность в сборном железобетоне Потребность в железобетоне по видам строительства, тыс. мі Общая потребность, тыс. мі ...

Создание металлургического комбината цветных металлов обсуждалось и планировалось неоднократно, в настоящее время идет подготовительная работа по строительству горно-обогатительных комбинатов на юго-востоке нашего региона. На севере (Каларский район, п. Удокан) построена опытно-промышленная установка для адаптации технологий обогащения медных сульфидных руд Удоканского месторождения.

Машиностроение — сложная и весьма трудоемкая отрасль хозяйства. Размещение ее предприятий на территории обусловливается многими факторами. Интенсивное развитие отрасли в регионе сдерживалось из-за значительной удаленности от основных машиностроительных центров страны, ведущих научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, отсутствия многих обслуживающих производств, высоких транспортных расходов на обеспечение предприятий сырьем, материалами и комплектующими изделиями, на перевозку готовой продукции, а также дефицита энергоресурсов. В связи с этим машиностроение и металлообработка в регионе длительное время развивалась как отрасль, обслуживающая местное хозяйство.

Автомобильная промышленность на территории региона была представлена с 1974 по 1987 г. Читинским автосборочным заводом, где собирали грузовые автомобили “ЗИЛ- 130-С” для работы в условиях Севера. В настоящее время выпуском вездеходов занимается 103-й БТРЗ.

В последние годы ОАО “Дарасунский завод горного оборудования” освоил производство культиваторов, лемехов и запасных частей к сельскохозяйственному оборудованию. Некоторые изделия сельскохозяйственного назначения производят Читинский станкостроительный и Читинский машиностроительный заводы, Приаргунское горно-химическое объединение, Забайкальский ГОК.

Кроме машиностроительных заводов в регионе имеется около сотни различных ремонтных предприятий. Крупнейшие из них — тепловозовагоноремонтный завод в Чите и железнодорожные депо станций Шилка, Карымская, Хилок.

Сложившаяся к 90-м гг. структура и специализация машиностроения и металлообработки региона соответствовали народно-хозяйственным потребностям Забайкалья и Дальнего Востока. В то же время выявилась тенденция к развитию производств, продукция которых потреблялась преимущественно за пределами Сибири и Дальнего Востока. Так, почти вся продукция Сретенского судостроительного завода, Забайкальского завода подъемно-транспортного оборудования, более половины продукции Читинского машиностроительного завода и не менее 1/3 продукции Дарасунского завода горного оборудования и Читинского станкостроительного завода вывозилось за пределы региона.

Восточном Забайкалье развиваются только две начальные стадии лесопромышленного цикла и комплекса в целом, осуществляются только две стадии работы с древесиной: заготовка и ее механическая обработка. Химической переработки древесины у нас сегодня нет, планируется строительство Амазарского целлюлозно-бумажного комбината в Могочинском районе.

9 стр., 4443 слов

Особенности управления развитием территорий в РФ

... регионов посредствам Конституции РФ и федеральных законодательных актов об организации системы управления развитием территорий. Объект работы - система реализации управления развитием территорий. Предмет исследования - частные вопросы деятельности системы управления развитием территорий. ...

Основные лесозаготовки в регионе ведутся вдоль железной дороги. Древесину заготавливают леспромхозы, лесокомбинаты, сельскохозяйственные и другие предприятия. Предприятия лесопиления расположены во многих населенных пунктах региона (Амазар, Баляга, Новая и др.).

В поселках Новопавловка и Баляга ведется производство сборных домов, а в городах Чите, Петровске-Забайкальском и Сретенске изготавливают мебель. Основные проблемы данной отрасли в регионе связаны с необходимостью более глубокой переработки древесины, поступающей на внутренний и внешний рынки, охраной лесов от пожаров и рациональным использованием лесных ресурсов в целом.

Предприятия данной отрасли широко распространены на территории региона. Этому способствуют многочисленные месторождения минерально-строительного сырья — песка, камня, известняка, глин.

Возникновение строительной промышленности относится ко времени сооружения горнодобывающих заводов в Нерчинском горном округе. В конце XIX в. огромный спрос на строительные материалы был связан со строительством Транссибирской магистрали. Многие производства обязаны ей своим появлением. До революции для нужд железной дороги были созданы цементный завод (г. Сретенск), карьеры по добыче песка, щебня, гравия (ст. Яблоновая).

Сейчас строительная индустрия представлена в основном предприятиями г. Чита, в котором расположены АО “Читинский завод стеновых конструкций”, АО “Силикатный завод”, ОАО “Мир” и др. В последние годы на предприятии ОАО “Востоксибэлектромонтажспецстрой” (г. Чита) освоено производство павильонов для торговли, работают многочисленные небольшие частные предприятия по производству стеновых материалов. Кроме Читы производство строительных материалов осуществлялось в Борзе, Шерловой Горе, Оловянной, Кличке, Приаргунске, Балее, Петровске-Забайкальском, Шилке, Холбоне и др.

Перспективы развития строительной промышленности связаны с оживлением экономики региона и страны, переходом на новые ресурсосберегающие технологии производства. Последнее, прежде всего, относится к производству стеновых материалов (панелей, блоков из пенобетона и пр.).

Развитие легкой промышленности в регионе было изначально ориентировано в основном на использование местных ресурсов и удовлетворение потребностей местного населения. В условиях резко-континентального климата с продолжительной холодной зимой возрастают требования к качеству и характеру одежды, поэтому в регионе развивались, прежде всего, предприятия, специализированные на производство меховой одежды и обуви. Такой специализации способствовала также оторванность Забайкалья от основных промышленных центров страны.

На территории региона работают многочисленные цеха предприятий бытового обслуживания.

Пищевая промышленность — это более 40 отраслей по производству продовольственных товаров. На территории региона она представлена: мясной, рыбной, маслосыродельной, масложировой, мукомольно-крупяной, хлебопекарной, консервной, кондитерской, спиртовой, ликероводочной, пивоваренной отраслями. В регионе пищевая промышленность тесно связана со специализацией сельского хозяйства и размещением населения.

Основные промышленные предприятия этой отрасли размещаются в Чите, Нерчинске, Сретенске и Борзе; здесь же (кроме Сретенска) имеются крупные мясокомбинаты. Также существуют еще несколько десятков производств, в основном выпускающих колбасные изделия. Маслосыродельная и молочная промышленность представлена в регионе довольно широко. Наиболее крупные предприятия или цеха есть в Чите (молокозавод, хладокомбинат), в Дарасуне (маслозавод), Шилке (маслозавод), в Красном Чикое (маслозавод).

К мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности относятся Читинский мелькомбинат и ряд мини-предприятий сельскохозяйственных производителей.

Хорошо развита в Забайкалье хлебопекарная промышленность. С хлебозаводами Читы, Борзи, Нерчинска и Сретенска в городах региона в последнее десятилетие конкурируют мини-пекарни. Крупнейшим производителем хлеба и хлебобулочных изделий в регионе является ОАО “Читахлебопродукт”. Кондитерская промышленность менее распространена, чем хлебобулочная. Ее предприятия размещены в основном в городах. Крупнейшим предприятием этой отрасли является АО “Кондитер” (г. Чита).

На территории Восточного Забайкалья с его своеобразными природно-ресурсными и историческими факторами сложились довольно заметные различия в отраслевой структуре и уровне развития промышленности. Это позволяет выделить три подрайона Восточного Забайкалья: Юго-Восточный (Шилкинско-Аргунский), Центральный (Хилокско-Ингодинский) и Северный (Витимо-Олёкминский), каждый из которых выполняет определенную функцию в экономике региона.

Функция Юго-Восточного подрайона связана с сырьевой специализацией (цветные металлы) и развитием ряда обрабатывающих производств. На него приходится около трети промышленной продукции региона. В Центральном подрайоне сосредоточена половина обрабатывающей промышленности, но слабо развиты горнорудные отрасли. Он является базовым для других подрайонов. Здесь находится крупнейший промышленный центр региона — город Чита. Северный подрайон мало освоен, но его минеральные ресурсы могут служить базой для широкого развития горнорудных производств.

Транспорт — важная отрасль материального производства, его значение в формировании и развитии народного хозяйства региона огромно, т.к. он обеспечивает внутренние связи между промышленными центрами и административными районами. Велико его значение и во внешних экономических контактах с субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.

Транспортная система в регионе представлена железнодорожным, автомобильным, авиационным и в незначительной степени водным (речным) транспортом, с разным соотношением, как по районам, так и по отраслям хозяйства. По объему грузооборота и пассажирооборота основным видом транспорта является железнодорожный, имеющий транзитную специализацию. Второе место занимает автомобильный транспорт, а по объемам перевозок внутри региона он играет ведущую роль. Авиационный и речной транспорт выполняют в основном пассажирские перевозки.

Строительство Транссибирской железной дороги оказало огромное влияние на экономику Забайкалья. Только за время строительства и первые десять лет эксплуатации магистрали в Забайкалье прибыло около 38 тысяч рабочих и крестьян, было образовано свыше 70 станций и разъездов для ее обслуживания (Хилок, Могзон, Карымская и др.).

Значительно выросли города, через которые она прошла: например, население Читы увеличилось с 11,5 тысячи (1887 г.) до 68,2 тысячи человек (1910 г.).

В 1967 г. создано Читинское автотранспортное предприятие № 1 (автобусный парк).

В 1970 г. в Чите появился новый вид городского общественного транспорта — троллейбус. Сейчас эксплуатационная длина троллейбусных линий составляет 17, 9 км.

Железнодорожная сеть представлена в регионе Забайкальским участком Транссибирской магистрали на юге — двупутной, электрифицированной на всем протяжении главного хода, и Байкало-Амурской магистралью (в целях эффективного управления разделенной сейчас на два участка между Восточно-Сибирской и Дальневосточной дорогами).

Из всех видов транспорта наиболее важны для региона железнодорожный и автомобильный, так как основная масса грузов и пассажиров приходится на них.

В то же время в структуре пассажиро- и грузооборота удельный вес железнодорожного транспорта в регионе превышает автомобильный в 4-5 раз. Значительно весомей он и относительно среднероссийских показателей. Такое значение железнодорожного транспорта определяется преимущественно транзитной функцией стальных магистралей в Забайкалье.

Во внутрирегиональных перевозках велик удельный вес автомобильного транспорта. Им доставляется основная часть грузов на небольшие и средние расстояния, особенно в городах и районах, где слабо развита железнодорожная сеть (к ним относятся северные районы, в которые для доставки грузов используют автозимники).

В последнее десятилетие автомобильным транспортом активно перевозят грузы на дальние расстояния.

Авиатранспорт представлен международными, внутрироссийскими и местными линиями. Он играет большую роль в скоростной перевозке пассажиров, доставке почты и срочных грузов в отдаленные районы региона, различные города страны и за рубеж.

Главным транспортным узлом на территории Восточного Забайкалья является город Чита — место пересечения важных железнодорожных, автомобильных, судоходных и авиационных путей сообщения. Крупными узловыми пунктами железных и автомобильных дорог являются Петровск-Забайкальский, Хилок, Могзон, Могойтуй, Борзя.

Агропромышленный комплекс (АПК) представлен тремя звеньями:

1) сельское хозяйство (животноводство, земледелие);

2) переработка сельскохозяйственной продукции, транспортировка, хранение ее (пищевая и легкая промышленность);

3) отрасли, обслуживающие весь комплекс (поставка сельскохозяйственных машин и оборудования, минеральных удобрений и пр.).

Основу АПК составляет сельское хозяйство, на долю которого приходится большая часть продукции комплекса. Это вторая по значению (после промышленности) отрасль хозяйства Восточного Забайкалья, дающая более 30 % объема валового регионального продукта.

На значительной части территории региона природно-климатические условия не столь благоприятны для ведения сельского хозяйства: резко континентальный климат, малое количество осадков (в среднем 300 мм в год), горный рельеф ограничивают возможности сельскохозяйственного освоения территории. Регион располагает резервом дальнейшего сельскохозяйственного освоения территории. Это земли, занятые кустарниками, лесными вырубками и гарями, болотами, общая площадь которых равна приблизительно половине уже освоенных земель.

Основное направление сельского хозяйства Восточного Забайкалья — животноводческое. Специализации сельскохозяйственного производства соответствует структура сельскохозяйственных угодий, большая часть которых (более 70%) занята естественными кормовыми угодьями — пастбищами (53%) и сенокосами (19%).

В настоящее время идет процесс структурной перестройки сельскохозяйственного производства. В рамках аграрной реформы и реализации приоритетного национального проекта “Развитие сельского хозяйства и АПК”, направленных на создание условий для функционирования всех форм собственности, продолжается реорганизация хозяйств различных категорий. К настоящему времени в регионе сложились три категории хозяйств:

Резкое сокращение производства продукции сельскохозяйственными предприятиями не может компенсировать незначительный рост ее в хозяйствах населения и фермеров. В регионе есть все условия для восстановления сельскохозяйственного производства и его дальнейшего развития. Восточное Забайкалье может обеспечить себя почти всеми необходимыми продуктами питания, а шерсть и мясо вновь могут стать экспортной продукцией и поставляться на внешний рынок.

Перерабатывающие и обслуживающие отрасли АПК развиты в регионе недостаточно. Значительную роль в АПК региона играет пищевая промышленность, большая часть предприятий которой связана с переработкой продукции животноводства. Это крупные мясокомбинаты в Чите, Борзе, Нерчинске; маслозаводы и молокозаводы, имеющие повсеместное распространение и получившие достаточно широкое развитие в последние годы; небольшие колбасные производства. Мукомольная промышленность развита слабо.

Одна из составляющих непроизводственной сферы — сфера обслуживания. Обслуживание — это предоставление услуг. Услуга — это всякий труд, направленный на удовлетворение потребностей определенной личности — индивидуального потребителя (“заказчика”, “клиента”).

В торговле и сфере услуг, как и в других отраслях экономики Восточного Забайкалья, за последние два десятилетия произошли значительные изменения. Их лучше проследить путем сравнения, для чего объективнее взять советский период (до 1991 г.) и постсоветский, т. е. по настоящее время.

После образования в 1937 г. Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа показатели в торговле и сфере услуг росли довольно высокими темпами вплоть до начала Великой Отечественной войны. После ее окончания тенденция роста показателей возобновилось.

Торговая сеть в советское время представляла собой в основном сочетание предприятий государственной собственности (на них приходилась большая часть) и потребительской кооперации. В ходе рыночных реформ 1990-х гг. ситуация в торговле и сфере услуг претерпела существенные изменения. Доля торговых предприятий государственной собственности с почти 59 % в начале реформ упала до 18 % в 1997 г., а доля потребительской кооперации соответственно с почти 30 % до примерно 6 %. Естественно, возросла доля предприятий частной собственности (более 63 % в 1997 г.).

Появились или расширились другие виды реализации товаров: различные типы рынков, мелкие частные фирмы. Увеличилась доля негосударственных предприятий и в сфере бытовых услуг, так, в 1996 г. она составила 74 %. Значительно сократились услуги культурной сферы (перестали, например, функционировать многие кинотеатры, уменьшилась посещаемость библиотек, театров), туристско-экскурсионные (в прямом их назначении) и санитарно-оздоровительные услуги, зато резко возросла доля правовых услуг и банковских учреждений.

Банки являются центральным звеном в системе кредитных учреждений государства.

На рынке ценных бумаг ведущая роль в регионе принадлежит Читинскому региональному отделению Байкальского банка ОАО “Сбербанк”. У него самая широкая сеть отделений (около 20) и филиалов (более 300).

Экономические и торговые взаимоотношения Забайкальского края с другими субъектами России, а также со странами ближнего и дальнего зарубежья, складываются на различных хозяйственно-правовых основах.

Основными видами экспорта Забайкальского края являются: обогащенные руды урана, минеральные удобрения, черные и цветные металлы и их лом, древесина и лесоматериалы, пушнина, шерсть, шкуры домашнего скота.

Повышение таможенных платежей для стимулирования деревопереработки для отдельных регионов Российской Федерации, в том числе для Забайкальского края, требует длительного периода адаптации и должно сопровождаться комплексом мероприятий по поддержке и содействию создания деревообрабатывающих производств.

Забайкальский край является частью Восточно-Сибирского экономического района России, куда также входят Красноярский край, Иркутская область, Республика Бурятия, Республика Тыва, Усть-Ордынский Бурятский, Таймырский и Эвенкийский автономные округа.

Кроме традиционной торговой формы внешнеэкономической деятельности в пореформенный период появился и ряд других видов экономического взаимодействия с зарубежными странами. Это миграция иностранной рабочей силы, привлечение иностранного капитала, создание и функционирование свободных экономических зон.

Таким образом, при разработке стратегии пространственного развития региона все большее внимание уделяется углубленному исследованию всех элементов социально-экономических систем, совокупности пропорций и взаимосвязей между ними. При этом пространственное развитие исследуется в большинстве случаев относительно территориальных единиц, хотя интереса заслуживает и отраслевое развитие в данном аспекте.

2.2 Экономическая специализация и конкурентные преимущества региона

Забайкальский край относится к регионам с относительно низкой плотностью населения и сравнительно низким уровнем социально-экономического развития. Стратегическим направлением региональной политики по поддержке этих регионов является адресная государственная поддержка и комбинированное использование элементов ресурсной, инновационной и рекреационной составляющих Сибири. Для Забайкальского края это стимулирование согласованной реализации инфраструктурных и сырьевых проектов на базе государственно-частного партнерства. Огромное значение для таких регионов будут иметь крупные инвестиционные проекты, реализация которых благоприятно скажется на социально-экономическом развитии территории и повышении ее инвестиционной привлекательности. Действенной мерой по развитию регионов Сибири с низким уровнем социально-экономического развития в целях привлечения инвестиций в создание современных производств станет создание на таких территориях зон с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности. Среди них — зоны территориального развития и особые экономические зоны.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Забайкальского края являются:

1) значительный ресурсный потенциал региона (уголь, уран, электроэнергия, молибден, медь, вольфрам, золото, древесина, земельные ресурсы и др.);

2) исключительно благоприятное транспортно-географическое положение края для реализации транзитных функций, продвижения товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и налаживания с ними взаимовыгодного сотрудничества;

3) выгодное геополитическое и приграничное расположение края (граница с Китайской Народной Республикой и Монголией);

4) относительно развитая региональная транспортная инфраструктура;

5) наличие рекреационных ресурсов для развития специализированных видов туризма;

6) наличие образовательного комплекса, способного обеспечить потребности экономики в высококвалифицированных кадрах.

Основным стратегическим приоритетом социально-экономического развития Забайкальского края до 2020 г. будет являться комплексное освоение минерально-сырьевых ресурсов с внедрением инновационных технологий и развитием транспортной и энергетической инфраструктуры.

Одним из наиболее значимых в системе компонентов экономического потенциала Забайкальского края является его транспортно-коммуникационная инфраструктура.

Этот компонент отражает, с одной стороны, плотность на территории края автодорог общего пользования с твердым покрытием, а с другой стороны, — достигнутый уровень развития средств связи и телекоммуникаций. Значение данного компонента будет все более возрастать по мере реализации потенциалов транспортных коридоров, проходящих по территории края, включая Транссибирскую магистраль, БАМ и строящуюся автомагистраль “Амур” Чита-Хабаровск, последовательного формирования транспортно-логистических узлов, а также развития взаимовыгодного и разностороннего приграничного сотрудничества с сопредельными регионами КНР и Монголией.

Средняя степень обеспеченности территории края свойственна ресурсно-сырьевому потенциалу (в части минерально-сырьевого потенциала).

Современный уровень обеспеченности региона данным потенциалом составляет 101% по отношению к среднему показателю по Российской Федерации, превышает соответствующий уровень по Сибирскому федеральному округу (91%).

Низкая степень обеспеченности в Забайкальском крае наблюдается по объектам рыночной инфраструктуры — около 35% от среднероссийского показателя.

Реализация в долгосрочной перспективе системно-инновационной модели Забайкальского края потребует значительных усилий в наращивании ключевых компонентов регионального потенциала, прежде всего, научно-образовательного и кадрового. В данном случае процессы последовательного накопления и рационального использования человеческого капитала, имеющего сравнительно низкую степень развития в крае, должны лежать в основе модернизации его экономики, определять вектор структурных реформ.

Решение в перспективе проблем эффективной реализации продукции на ФГУП «Комбинат питания» г. Москва">реализации экономического потенциала в текущей хозяйственной деятельности обусловливает необходимость не только накопления и совершенствования отдельных наиболее значимых для экономики края компонентов, включая квалифицированные трудовые ресурсы, социальную, транспортную и инженерную инфраструктуры, но и значительного повышения конкурентоспособности ключевых секторов краевой экономики, а также всего хозяйственного комплекса в целом.

Достигнутый уровень использования имеющегося экономического потенциала и современное состояние экономики Забайкальского края определяются текущей конкурентоспособностью его хозяйственного комплекса.

Современный низкий уровень общей конкурентоспособности краевой экономики обусловлен отрицательным воздействием всей совокупности ее значимых факторов, по каждому из которых регион существенно уступает как Российской Федерации, так и Сибирскому федеральному округу.

Ключевой характеристикой региональной конкурентоспособности, по сути предопределяющей ее общий уровень, является сравнительный уровень производительности труда, отражаемый относительным показателем производства валового регионального продукта на одного занятого в экономике. Его величина по краю, по оценке за 2007 год, составляет немногим более половины от среднероссийского уровня, и около двух третей — от аналогичного среднего показателя по Сибирскому федеральному округу.

Важнейшее направление решения проблемы повышения конкурентоспособности Забайкальского края заключается в последовательной диверсификации краевой экономики на базе опережающего развития производств и сектора услуг с высокой долей добавленной стоимости, с использованием преимуществ транспортно-географического положения края и возможностей интенсификации приграничного сотрудничества.

Значимая роль в улучшении конкурентных позиций края и преодолении негативных тенденций в социально-экономическом развитии (наряду с реализацией приоритетных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом) принадлежит малому предпринимательству. В настоящий период среднедушевой оборот всей совокупности малых предприятий товаропроизводящих отраслей (промышленность, сельское хозяйство и строительство) составляет лишь 37 % от среднероссийского уровня при 64 % по Сибирскому федеральному округу.

Вместе с тем ожидаемый в результате создания благоприятной административно-правовой среды быстрый рост этого сектора экономики позволит повысить реальные денежные доходы населения края, финансовые поступления в бюджет края и муниципальные бюджеты, а также в значительной мере решить проблемы занятости экономически активного населения. В существенно меньшей степени, по сравнению с другими параметрами конкурентоспособности, от среднероссийского уровня отстает величина среднедушевых денежных доходов населения, рассчитанная с учетом уровня покупательной способности (72% от Российской Федерации), что в немалой степени обусловлено финансированием краевой экономики из федерального бюджета, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов. Особенностью развития края в силу его географического расположения является формирование значительной доли общего объема прибыли прибыльных предприятий и организаций организациями, главные офисы которых находятся за его пределами.

Относительно низкий уровень доходов предприятий и населения определяет среднедушевой объем доходов консолидированного бюджета края (около 50% к общероссийскому уровню с учетом уровня покупательной способности).

Другой особенностью приграничного положения Забайкальского края является значительный объем обслуживаемых транзитных экспортно-импортных потоков. Возможности ускоренного социально-экономического развития края в среднесрочной и долгосрочной перспективах тесно связаны с перспективами наращивания инвестиционной активности в экономике. Это тем более важно, что современный уровень инвестиций в основной капитал из внебюджетных источников пока заметно уступает среднероссийскому (около 55% от Российской Федерации в среднедушевом исчислении).

Наряду с этим в крае пока еще недостаточна сравнительная степень инновационной активности предприятий. Сводный индекс инновационной активности, отражающий один из важнейших аспектов региональной конкурентоспособности, составил около 35% от среднероссийского уровня, при этом по Сибирскому федеральному округу этот индекс равен 50%.

Комплексный анализ конкурентных позиций Забайкальского края, его конкурентных преимуществ с точки зрения их реализации в долгосрочной перспективе и обеспечения на этой основе его устойчивого экономического роста требует вместе с тем учета значительно большей совокупности как внутренних, так и внешних факторов и условий территориального развития.

Для определения совокупности значимых факторов с целью проведения перспективного (стратегического) планирования применялся метод SWOT-анализа (табл. 1).

Таблица 1

Анализ социально-экономического развития Забайкальского края

Сильные стороны

Слабые стороны

Значительный ресурсный потенциал региона (уголь, уран, электроэнергия, молибден, медь, вольфрам, золото, древесина, земельные ресурсы и другие).

Исключительно благоприятное транспортно-географическое положение края для реализации транзитных функций, продвижения товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и налаживания с ними взаимовыгодного сотрудничества. Выгодное геополитическое, приграничное расположение края с постоянно растущим потенциалом “китайского фактора”. Относительно развитая региональная транспортная инфраструктура.

Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства. Относительно высокий уровень развития средств коммуникации и информационных технологий.

Наличие рекреационных ресурсов для развития специализированных видов туризма.

Динамичные темпы развития сферы строительства и промышленности строительных материалов.

Наличие образовательного комплекса, способного обеспечить потребности экономики в высококвалифицированных кадрах.

Наличие опыта партнерства региональной власти и бизнес-структур.

Неблагоприятные тенденции демографического развития: сохранение миграционного оттока населения. Технологическая отсталость промышленного производства, низкая конкурентоспособность производимых товаров. Низкая степень диверсификации отраслевой структуры промышленности. Высокая степень износа основных производственных фондов. Низкий уровень инновационной активности предприятий.

Ограниченность рынков сбыта угля из-за усиления конкуренции.

Недостаточное развитие малого предпринимательства в отраслях экономики. Слабое развитие инженерной инфраструктуры, наличие ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей.

Слабое развитие рыночной инфраструктуры, каналов продвижения продукции. Значительная дифференциация муниципальных образований по уровню социально-экономического развития и возможностям экономического роста. Высокая степень зависимости бюджета края от федеральных трансфертов. Тенденция сокращения доли собственной выработки электроэнергии в энергетическом балансе.

Возможности

Угрозы

Значительные перспективы увеличения объемов производства в отраслях цветной металлургии и электроэнергетики. Развитие взаимовыгодного социально- экономического сотрудничества с КНР, странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, выравнивание условий конкуренции и поддержка малого предпринимательства. Формирование условий для легализации бизнеса.

Последовательное формирование конкурентной рыночной среды в инфраструктурном и энергетическом секторах экономики.

Стимулирование развития высокотехнологичного сектора экономики и инновационной деятельности, в том числе на основе реализации различных форм государственно-частного партнерства. Сокращение внутрирегиональных и межрегиональных различий в уровне жизни населения и социальном развитии на основе реализации приоритетных национальных и инвестиционных проектов.

Финансовый кризис и связанная с ним финансовая и экономическая нестабильность в стране.

Рост уровня безработицы.

Сохраняющаяся нестабильность налогового и бюджетного законодательства. Низкий уровень капитализации функционирующих в крае отечественных корпораций, уменьшающий их финансовые и инвестиционные возможности в условиях значительных колебаний конъюнктуры на международных рынках профильных видов продукции. Усиление техногенного воздействия на природные комплексы, ухудшающего качество воздушного бассейна, лесных и водных ресурсов.

Миграция капиталов за пределы края и сокращение налоговых платежей в бюджет края в результате трансфертного ценообразования, осуществляемого крупными финансово-промышленными группами и корпорациями.

Низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики. Усиление конкурентного давления со стороны товаропроизводителей из других регионов, КНР и Монголии. Рост зависимости краевой экономики от динамики цен и тарифов на услуги естественных монополий.