Жилищно-коммунальный сектор экономики России является одним из важнейших факторов обеспечения нормальных условий жизни граждан. В нем сосредоточена треть всех основных фондов страны.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и объективные потребности этой отрасли обусловили спрос на современные информационные технологии. Готовность этой сферы к преобразованиям определили массовая приватизация жилищного фонда и создание негосударственных жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных организаций. Необходимость автоматизации расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве давно стала очевидной. Для ЖКХ характерны обработка больших массивов информации в ограниченные сроки и наличие объемной справочной документации. Причем информация постоянно корректируется, так как меняются состав и категории населения, законодательство, льготы, виды услуг, цены, тарифы и алгоритмы расчета. Меняются также и структуры управления в отрасли.
Создание современных информационных систем для ЖКХ — является актуальной задачей, внедрение автоматизации расчетов — достаточно сложный и трудоемкий процесс, который в конечном итоге позволяет осуществлять не только начисление и сбор коммунальных платежей, но и достичь нового качественного уровня управления предприятиями ЖКХ с оперативным информационным обслуживанием.
Для разрешения проблем создания информационных платежных систем жилищно-коммунального хозяйства необходимо решение целого комплекса организационных, технологических и технических задач.
Современное состояние изученности проблемы. По вопросам теории и практики развития системы управления деятельностью производственных предприятий системы коммунального хозяйства опубликовано большое число работ российских и зарубежных авторов. В их число входят такие известные российские экономисты, как А.И. Ачкасов, О.В. Голосов, И.Н. Дрого-быцкий, Е.Ф. Жуков, В.В. Киселев, О.И. Лаврушин, JI.H. Павлова, В.М. Усо-скин и другие. Из западных авторов следует отметить работы В. Buhwald, R. Potter, P. Rouz, D. Sinkley и др.
Цель исследования: теоретические обосновать необходимость повышения эффективности управления за счет использования информационных технологий.
Для достижения цели исследования определены следующие задачи исследования:
- Рассмотреть основные направления использования информационных технологий в управления жилищно-коммунальной сфере в России;
- Описать принципы автоматизированной работы систем управления ЖКХ;
- Выявить осиновые пути повышения эффективности управления ЖКХ;
- Представить программные решения повышения эффективности управления ЖКХ;
- Проанализировать основные принципы работы в системе Инфо-Предприятие: ЖКХ.
Объект исследования — процесс внедрения информационных технологий в ЖКХ
Совершенствование системы муниципального управления в сфере управления ...
... территории. Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом: организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; все виды работы с нанимателями ... Программы регулирования деятельности Управы Текстильщики в сфере эксплуатации и ремонта жилищного фонда Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные ...
Предмет исследования — теоретические аспекты автоматизации ЖКХ.
Работа состоит из Введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассмотрены теоретические основы информационной деятельности рекламно-коммуникационной организации, во второй представлено описание создания интернет-сайта компании ИП Кастонян «Плитка в розницу».
1 Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой в России
Жилищно-коммунальное хозяйство — комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов. ЖКХ включает[17]:
- Водопровод — устранение протечек водопроводных труб, система очистки воды;
- Канализация — отведение сточных вод;
- Капитальный ремонт зданий;
- Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания);
- Теплоснабжение — обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать топливно-энергетический кризис;
- Сбор, вывоз и утилизация мусора;
- Содержание придомовых территорий (благоустройство);
- Электроснабжение.
Эта отрасль, без которой практически невозможна жизнедеятельность человека, города, территории, требует формирования эффективного механизма взаимодействия научно-производственных организаций с органами местного самоуправления и населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу.
Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве[19].
В первую очередь, это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.
Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ — необходимое звено реформы ЖКХ.
Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти[13].
В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.
Автоматизация экономических задач средствами информационных компьютерных ...
... научиться выполнять автоматизацию экономических задач средствами информационных компьютерных технологий. Курсовой ... диалога Гистограмма Результаты расчетов, графики и диаграммы ... информационных технологий считают: удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной, так и для бытовой сферы; снижение трудоемкости процессов использования информационных ресурсов ...
В соответствии с государственной программой РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.» переход к современному информационному обществу связан с созданием информационных технологий и систем, основывающихся на сервисно-ориентированной архитектуре, развитием сетей доступа к информации, формированием цифрового контента, разработкой удобных сервисов для граждан[14].
Среди основных целей и задач Программы выделена задача создания и развития электронных сервисов в области жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Направления развития жилищно-коммунальной отрасли отмечены в распоряжении Правительства РФ от 02.02.2010 №102-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 гг.»[15,16]. Среди основных требований к участию в федеральной целевой программе можно выделить наличие единой муниципальной базы информационных ресурсов в ЖКХ. Создание единых центров обработки информации (многофункциональных центров) в сфере жилищно-коммунального хозяйства является необходимым условием для осуществления обмена данными по всей вертикали власти, обеспечивая тем самым порядок и удобство обслуживания граждан.
Для решения любой из существующих проблем жилищно-коммунальной сферы требуется применение информационных технологий[13].
ИТ позволяют вести учет потребления тепло-, водо- и энергоресурсов, организовать контроль за состоянием объектов, обеспечить взаимодействие между поставщиками и потребителями ресурсов. Качественная и достоверная информация является ценнейшим ресурсом, востребованным всеми участниками рынка. Органам власти применение ИКТ в сфере ЖКХ позволяет оперативно контролировать ситуацию, что необходимо для бюджетирования и учета текущих платежей, планирования и контроля работ, разработки нормативно-правовой базы; инвесторам ИКТ помогут рассчитать необходимые инвестиции и возможную отдачу от них.
Современные ИТ — инструменты для автоматизации ЖКХ позволяют не только автоматизировать стандартные процедуры бухгалтерского, налогового, кадрового учета, но и оптимизировать процесс управления ЖКХ в целом, сделать более прозрачным движение денежных средств, регламентировать бюджетное управление.
Современные ИТ позволяют организовать мониторинг состояния объектов ЖКХ, вести учет потребления энергоресурсов, обеспечивать адекватное взаимодействие между их поставщиками и потребителями. Оперативный контроль ситуации, базирующийся на информационных технологиях, необходим для оптимального бюджетирования, формирования и реализации инвестиционных проектов, учета реальных текущих платежей, планирования и контроля выполнения работ, разработки отраслевой нормативной правовой базы. Гражданам — конечным потребителям услуг ЖКХ, широкое внедрение информационных технологий позволит контролировать потребление ресурсов и оптимизировать их расходование.
Значительной проблемой при обеспечении прозрачной и понятной системы расчетов между предприятиями поставщиками жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и собственниками многоквартирных домов является недостаточное обеспечение потребления коммунальных ресурсов приборами учета, отсутствие систем сбора и анализа этой информации и сведений текущих балансов коммунальных ресурсов, а также отсутствие единой базы данных о проживающих гражданах[2].
Внедрение автоматизированных информационных систем в сфере жилищно-коммунального ...
... информационных систем, используемых для ЖКХ, рассмотрим те, которые предназначены для работы с населением. Интересы участников ЖКХ Население В центре внимания жилищно-коммунального комплекса находится население. Для его обслуживания и предназначены предприятия ЖКХ. Перечень услуг и их ...
Для решения указанной проблемы необходимо реализовать жесткие нормативные требования к наличию приборов учета и создавать единые муниципальные базы информационных ресурсов, включающие в себя автоматизированный сбор информации, расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу «одного окна», контроль за несанкционированным потреблением ресурсов, обмен данными с отраслевыми государственными автоматизированными системами и другие мероприятия.
Для успешной информатизации организаций жилищно-коммунального хозяйства, создания единого комплекса ЖКХ, необходима стандартизация применяемых решений. Необходимо решение проблемы повышения эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры путем её масштабной модернизации и обновления при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей[3].
Ключевыми инструментами создания перечисленных условий являются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и единые муниципальные базы информационных ресурсов. Для удовлетворения разнообразных потребностей всех участников процессов производства и потребления жилищно-коммунальных слуг, необходим комплексный подход к вопросам организации управления в сфере ЖКХ, основывающийся на информационных технологиях управления.
2 Автоматизация работы систем управления ЖКХ
Автоматизация ЖКХ может трактоваться в различном подтексте в зависимости от того, кто использует данную программу. К примеру, она может использоваться бухгалтерией ТСЖ для ведения учета, банковскими учреждениями для ведения учета расчетных счетов по коммунальным платежам. Если существует еще какая-то специализированная фирма, которая занимается аналитической работой деятельности ТСЖ, то для нее использование автоматизированных систем будет означать автоматизированный импорт проводок от банков к системам учета платежей, полученных от населения[17].
Таким образом, автоматизированные системы и высокие технологии могут оказать помощь и учесть интересы различных участников отношений в жилищно-коммунальных вопросах.
Одними из самых главных участников являются жильцы, то есть группа — население. Именно для этой группы собственно и создаются все ЖКХ и ТСЖ. От органов местной власти зависит размер оплаты и тарифы на содержание и обслуживание домов, а также составляется перечень предоставляемых услуг органами ЖКХ. Положенные льготы и субсидии население также не получает по своей воле и не влияет на принятие решений об их предоставлении. Население выполняет только одну задачу, помимо основной — потребления коммунальных ресурсов, — их своевременную оплату. Кроме того, именно население занимается сбором справок, которые необходимы для предъявления по различным причинам в разные органы и учреждения. Население может получить, как это ни странно, значительную выгоду от использования информационных технологий в ЖКХ. Во-первых, снижается риск возникновения ошибок и количество негативных эмоций, с которыми неизбежно приходится сталкиваться при общении с представителями ЖКХ[6].
Другая группа — это поставщики коммунальных услуг. Для них использование автоматизированных систем и информационного обеспечения означает упрощение процедуры получения данных об оплате населением коммунальных платежей, а также предоставления этих сведений населению. Делается это максимально быстро и удобно.
Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой
... являются: формирование бездотационной системы ЖКХ на базе финансового анализа, контроля и учета имеющихся ресурсов; учет потоков платежей за коммунальные услуги и управление документооборотом; контроль ... Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса - важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развития национальной экономики, непосредственно влияющие на ...
Третья группа — это банковские учреждения. Сюда относятся любые организации, которые осуществляют прием оплаты за коммунальные услуги от населения. Следовательно, система автоматизации и использование высокопроизводительного и оперативного программного обеспечения — это то, что может ускорить процесс оформления платежей и сократить время простаивания клиентов в очереди.
Еще одна группа, которая является участником в сложной схеме отношений ЖКХ, — это представители власти. Они следят за тем, чтобы цены на коммунальные услуги рассчитывались целесообразно, а также, чтобы качество услуг соответствовало заявленному и полагающемуся по закону. Для постоянного наблюдения за деятельностью ЖКХ органам власти нужны автоматизированные системы, которые позволяют получать информацию от самих ЖЭКов и ТСЖ, а не от тех, кто занимается поставками услуг. Связь с ними может обеспечиваться только путем использования единого автоматизированного комплекса, которым пользуются и ЖЭКи, и поставщики, и муниципальные органы.
Некоторые города, которые уже произвели внедрение автоматизированных систем учета, рассчитанных на взаимодействие нескольких структур, отмечают, что платежи от населения увеличились в несколько раз, что не может быть не связано с удобством оплаты коммунальных услуг. В свою очередь, увеличивается производительность работников всех служб, задействованных в предоставлении услуг, повышается достоверность и точность информации для отчетности, сокращается время на сбор и обработку полученной информации[3].
Модернизация ЖКХ, вливание инвестиций в ЖКХ могут иметь шансы на успех только при наличии автоматизированной системы управления и контроля за расходованием средств в ЖКХ, их эффективностью.
Планомерно общая картина отрасли ЖКХ меняется: все чаще на руководящие посты предприятий ЖКХ приходят люди «из бизнеса», что в корне меняет подход к управлению жилищно-коммунальным хозяйством.
Функциональность таких систем учитывает особенности отрасли — позволяет учитывать качество услуг (аварии и недопоставки), льготы и субсидии, консолидировать базу данных жилищного фонда и населения.
Внедрение системы биллинга позволит минимизировать участие операторов для внесения показаний счетчиков, упростить процедуру сбора данных. Дополнительная функциональность ориентирована на комфортное взаимодействие собственников с УК, ЖКС. Жильцы смогут самостоятельно, через «Личный кабинет», вносить показания своих счетчиков, оперативно получать достоверную информацию о начислениях, платежах и задолженностях по квартплате, печатать квитанции на оплату в любое удобное время, не выходя из дома.
Интеграция системы биллинга с портальными решениями, CRM представляет мощную основу для клиентоориетированного подхода, который представлен в сфере ЖКХ лишь рядом наиболее успешных компаний[7].
На сегодняшний день идет активная автоматизация отдельных направлений деятельности ЖКХ[13]:
Управление электроэнергетической системой
... 2.1.4 Переход от уравнений состояния непрерывных систем управления к уравнениям состояния дискретных систем Дискретные системы управления содержат в структуре цифровые вычислительные устройства, ... = 1.5; S c = 0.08. 2. Исследование систем автоматического управления 2.1 Математические модели непрерывной системы управления 2.1.1 Математическая модель в пространстве состояний Под математической ...
- начисления и учета сбора коммунальных платежей населения, как по отдельным, так и по всем видам услуг в рамках региона, района, города;
- учета инвестиций в строящиеся жилые здания и иные сооружения;
- сбора и обработки телеметрической информации, а также мониторинга показателей функционирования городской инфраструктуры;
- бухгалтерского учета предприятий и др.
Решений по автоматизации всего комплекса задач ЖКХ на основе системного подхода пока на рынке нет. Появляются единичные разработки информационной поддержки жизненного цикла инфраструктуры, так называемые ИПИН-системы отдельных объектов, которые призваны автоматизировать в большей степени инженерную сторону вопроса. Это, конечно, актуально и важно. Но информационная система ЖКХ (ИС ЖКХ) должна создаваться как элемент, интегрированный с ИС муниципального образования (МИС — муниципальная информационная система).
Структурно МИС может состоять из модулей основных направлений деятельности МО и информационных систем, созданных для обработки информационных потоков от отраслевых и других систем в хранилище данных, поиска и отображения данных, в том числе картографических (рис. 1).
Для принятия обоснованных решений в процессе управления ЖКХ необходима разнообразная информация о состоянии жилого фонда, информация о юридических лицах, предпринимателях, информация о технических характеристиках квартир и комнат, о земельных участках, а также информация о пространственном расположении зданий и сооружений, различных инженерных сетей (картографическая информация).
Рис. 1. Структура МИС
Технологии сбора, обработки, отображения и автоматизированного обмена информацией, разработанные в АИС ТО, могут с успехом применяться и в интересах ЖКХ для:
- сбора и хранения материалов по содержанию жилищного и нежилого фонда, учета жилой площади государственного жилищного фонда;
- координации работы аварийных служб жилищно-эксплуатационных организаций, сбора и обработки информации по аварийно-опасным объектам жилищного фонда, а также комплексного анализа аварийных состояний;
- обеспечения контроля над обращением с отходами производства и потребления и организации учета образования отходов производства и потребления, а также разработки мероприятий по оптимизации обращений с твердыми бытовыми отходами;
- учета товариществ собственников жилья и обеспечения эксплуатации жилищного фонда, координации их деятельности в сфере управления, технического обслуживания и ремонта жилищного фонда, находящегося в управлении объединений собственников жилья;
- обеспечения автоматизированного информационного обмена между подразделениями ЖКХ, а также с органами исполнительной власти города и местного самоуправления.
1.3 Пути повышения эффективности автоматизированного управления ЖКХ
Рассматривая вопрос о совершенствовании системы управления ЖКХ, необходимо изучить субъекты, объекты управления в жилищно-коммунальной сфере и возникающие между ними отношения[4].
Автоматизированные системы обработки информации и управления на предприятии
... и экономический отдел. Централизованная бухгалтерия (расчеты с контрагентами, ведение и обработка данных ... системы торговых представителей входит создание и дальнейшее развитие: подсистемы оперативного обмена информацией ... управления предприятием построена по линейно-функциональному принципу и ... следующих отделов: Отдел интернет технологий, аналитики и технической поддержки (программирование, ...
Управление ЖКХ будем рассматривать как систему управленческих воздействий на экономические отношения между субъектами управления. Основная задача органов местного самоуправления — формирование механизма управления в ЖКХ, позволяющего эффективно функционировать в постоянно меняющихся условиях. При этом управление как способ организации деятельности общества должно обеспечивать достижение целей (удовлетворение потребностей, в нашем случае — предоставление качественных жилищных и коммунальных услуг) при рациональном использовании имеющихся ресурсов.
Основными субъектами взаимоотношений в процессе управления жильем являются: собственники жилья (заказчики услуг по управлению), профессиональные управленческие структуры (управляющие компании), подрядчики по ремонту и обслуживанию жилья, коммунальные предприятия поставщики коммунальных услуг, потребители услуг (жильцы и арендаторы).
Взаимоотношения участвующих в процессе управления субъектов должны строиться на принципе баланса их интересов путем заключения договоров, которые бы обеспечивали сочетание прав, обязанностей и ответственности всех участников договорных отношений, защиту прав владельцев и нанимателей жилья[6].
Создание эффективных рыночных механизмов управления жилой недвижимостью должно достигаться путем рационального распределения функций между всеми субъектами — участниками процесса управления, выделения функций собственника и делегирования им на конкурсной основе функций управления специализированным профессиональным организациям. В свою очередь, управляющие организации обеспечивают надлежащее использование и функционирование объектов ЖКХ собственными силами и силами сторонних организаций — подрядчиков и поставщиков коммунальных услуг.
В результате разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными уровнями власти муниципальные образования несут сегодня основное бремя ответственности за реализацию комплексного социально-экономического развития муниципалитета, организацию управления отраслями жизнеобеспечения, осуществление программ социальной защиты населения, предоставление социальных услуг и обеспечение мер безопасности и охраны правопорядка[3].
В этих условиях повышается актуальность формирования эффективной системы муниципального управления, обеспечивающей на длительную перспективу достижение баланса экономических и социальных целей развития общества.
Важным элементом деятельности органов местного самоуправления в области ЖКХ должна стать разработка и реализация стратегии повышения эффективности управления ЖКХ города, рассматриваемая как система долговременных концептуальных направлений развития предприятий жилищно-коммунальной сферы, включающая три основных составляющих[2]:
- концепцию, то есть общую систему взглядов на перспективы развития сферы;
- целевые программы, представляющие собой план мероприятий, реализующих концепцию;
- научно-технологический, организационный, мотивационный и материально-финансовый механизмы обеспечения.
В настоящее время на местном уровне реализуются различные элементы стратегического управления, тем не менее, в этой области по-прежнему востребованы новые инструменты и методики, позволяющие, не нарушая выстроенной логики преобразований, органично дополнить и улучшить существующую систему муниципального управления.
Автоматизация учета расчетов с персоналом по оплате труда на ...
... автоматизацией операций по расчету заработной платы и налогообложению фонда оплаты труда в Российской Федерации. В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты ведения бухгалтерского учета заработной платы. ... систем управления базами данных (СУБД) в современной России. В настоящее время существует широкий выбор различных систем автоматизации бухгалтерского учета. При автоматизации ...
В стратегии повышения эффективности управления ЖКХ городов должны быть зафиксированы четкие цели, задачи, определены общие условия развития этой сферы, сформулирован стратегический план действий[11].
Неотъемлемой частью разработанной стратегии должен являться механизм мониторинга реализации стратегии на основе системы показателей. Важно, чтобы процесс планирования, установления целей и анализа был организован так, чтобы привлечь максимально широкий круг лиц — общественные организации, бизнес, население — для этого необходима активная позиция администрации города как лидера и координатора.
Стратегия повышения эффективности управления ЖКХ должна быть согласованной с общей стратегией развития города и базироваться на принципе партнерства. Эффективно решить проблемы ЖКХ можно только реализуя политику, объединяющую различные уровни власти, предполагающую региональное и межмуниципальное партнерство, учитывающую интересы частного бизнеса и населения.
В настоящее время подобных стратегий развития ЖКХ городов разработано очень мало, в то время как такие стратегии должны являться основой для последующей разработки концепции развития ЖКХ и планов конкретных мероприятий[12].
Обозначенные пути повышения эффективности управления ЖКХ могут быть реализованы за счет:
- повышение оперативности диспетчеризации;
- обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории;
- дистанционное управление объектами ЖКХ;
- бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги;
- повышение качества работы с населением;
- информационное обслуживание органов муниципального управления;
- web-сервисы обмена данными;
- экономия бюджетных средств.
Анализ системы жилищно-коммунального хозяйства позволил сформулировать требования к функциональным возможностям систем автоматизации ЖКХ (рис. 2).
В качестве примера программного комплекса для автоматизации ЖКХ можно привести современную разработку информационной системы «Жилищно-коммунальное хозяйство» по начислению населению платежей за жилищно-коммунальные услуги (АИС ЖКХ).
АИС ЖКХ предназначена для эксплуатации в бухгалтериях или расчетных центрах жилищных организаций и позволяет вести базу данных жилищного фонда, производить расчет платы за пользование жильем и коммунальными услугами и мер социальной поддержки населения, учет оплаты по единым финансовым лицевым счетам, вести прием населения в режиме справочно-информационного обслуживания и выдачи соответствующих документов, готовить отчетные формы бухгалтерского и статистического содержания. Функциональные подсистемы АИСЖКХ представлены на рис. 3
Функциональная подсистема «Справочники и классификаторы» обеспечивает поддержку в актуальном состоянии справочников и классификаторов в соответствии с нормативно-правовой базой и объемом, состоянием жилого фонда, обслуживаемого расчетным центром, его административно-территориальным делением.
Автоматизация учета работ по созданию электронных образовательных ресурсов
... и обслуживания СУБД. Автоматизированная система учета работ по созданию электронных образовательных ресурсов проектируется с целью повышения эффективности и качества работы сотрудников ЦПК, с целью увеличения скорости обработки информации, что позволит ...
Рис. 2. Функциональные характеристики систем автоматизации жилищно-коммунального хозяйства
Рис. 3. Функциональные подсистемы АИС ЖКХ
Функциональная подсистема «Единые финансовые лицевые счета» предназначена для ввода, накопления, автоматизированной обработки и долго временного хранения информации о лицевых счетах, ответственных квартиросъемщиках/владельцах объектов жилого фонда, жильцах, их льготах, характеристиках занимаемой ими площади, их дополнительных правах, типах собственности, сведений о типах проживания и временном отсутствии жильцов.
Функциональная подсистема «Расчетный модуль» обеспечивает проведение начислений и формирование платежных документов по оплате услуг ЖКХ для населения, ввод оплаченных квитанций, проведение перерасчетов.
Функциональная подсистема «Справочно-информационное обслуживание» предназначена для поиска информации по лицевым счетам, формирования справок и отчетных форм как при работе с населением, так и по запросам различных организаций, просмотра «истории» по типам собственности, ответственным квартиросъемщикам.
Функциональная подсистема «Администрирование» обеспечивает настройку на объект автоматизации, ввод и редактирование пользователей, резервное копирование и восстановление баз данных.
Функциональная подсистема «Запросная система» обеспечивает выполнение функций аналитической системы, работу поисковой системы с широким спектром параметров выбора, с помощью которого формируется выборка лицевых счетов, отвечающая заданным критериям.
Функциональная подсистема «Тематический генератор отчетов» обеспечивает формирование бухгалтерских отчетов, статистических отчетов для администрации муниципальных образований, отчетов для поставщиков услуг в различных разрезах и группировках за заданный отчетный период.
Функциональная подсистема «Информационное взаимодействие» позволяет осуществлять взаимодействие с внешними автоматизированными системами посредством электронных административных регламентов.
облачный интернет бесплатный доступ
1.4 Технология SaaS — Интернет-сервис с бесплатным доступом к программам
В условиях проведения реформирования сферы ЖКХ особую актуальность приобретает проблема повышения эффективности работы в рамках отрасли. Наряду с совершенствованием законодательной сферы в области управления жилищно-коммунальным хозяйством, введением новых принципов работы, особенно актуальным становится вопрос автоматизации деятельности. Именно автоматизация позволяет:
- повысить конкурентоспособность предприятия за счет повышения оперативности, сокращения издержек, снижения влияния человеческого фактора;
- обеспечить действенный контроль состояния всего ЖКХ района;
- повысить управляемость всех процессов в муниципальном хозяйстве;
- обеспечить прозрачность всех жилищно-коммунальных платежей.
Всё шире используется технология SaaS — Soft as a Service — программа в аренду, ПО как сервис. Рассмотрим Интернет-сервис с бесплатным доступом к программам для автоматизации управления ЖКХ, разработанные на основе этой технологии.
Интернет-сервис «Биллинг Онлайн» — Расчет квартплаты и услуг ЖКХ через интернет.
Интернет-система «Биллинг Онлайн» предоставляет прозрачность расчетов квартплаты для жителей, гибкость начислений и перерасчетов для бухгалтера ТСЖ, оперативность обработки и контроля информации для Председателя правления ТСЖ и контролирующих органов.
Для работы с Системой нужен только выход в Интернет, поскольку база данных ТСЖ хранится на специальном защищенном сервере и там же происходит расчет квартплаты.
Специалист ТСЖ работает в Системе «Биллинг Онлайн» так, как будто данные для расчетов находятся на его компьютере — начисляет квартплату, формирует и печатает квитанции, делает отчеты, заносит оплаты жителей и т.д.
В полном соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» мы получили АТТЕСТАТ СООТВЕТСТВИЯ информационной Системы требованиям по безопасности персональных данных, дающий право на обработку информации по классу К1. Защита от вирусов, резервное копирование, обеспечение сохранности данных — всё это делает компания «Расчетный центр «Онлайн» и несет за это юридическую ответственность.
Система эксплуатируется с 2007 года, в ней работают через Интернет ТСЖ из 5 регионов РФ.
Преимущества использования информационно-расчетной системы «Биллинг Онлайн»:
Не надо покупать программу для бухгалтера, тратить время и деньги на установку, настройку, и периодическое обновление программы.
Система позволяет одновременно нескольким сотрудникам ТСЖ (в соответствие с правами доступа) использовать Систему и отчеты в удобное время из любого помещения (например, вести прием жителей с помощью ноутбука и GPRS-модема; председателю ТСЖ можно по вечерам из дома контролировать собираемость платежей за ЖКУ и т.д.).
Автоматизированный прием информации об оплатах из банков, почты, платежных систем.
Система позволяет вести контроль начислений и оплат, с возможностью просмотра отчетности специалистами ТСЖ, имеющими соответствующие права доступа.
Расчеты по жилым и нежилым помещениям, парковкам и т.п.
Юридическая гарантия на хранение данных не менее трех лет, конфиденциальность данных.
Резервное копирование, защита от вирусов и несанкционированного доступа.
Внимательная Служба поддержки, ответы на вопросы бухгалтера ТСЖ в режиме онлайн.
Для жителей создан сервис «Кабинет Абонента» с возможностью просмотра информации по собственному лицевому счету, внесения показаний счетчиков.
Через сервис «Кабинет Абонента» жители могут просмотреть начисления квартплаты по своим лицевым счетам, проверить оплату ЖКУ, самостоятельно внести показания приборов учета, распечатать копию квитанции на оплату. Сервис позволяет отправлять сообщения в ТСЖ. Чтобы воспользоваться «Кабинетом Абонента» жителю необходимо получить у бухгалтера ТСЖ код персонального доступа.
Интернет-сервис «Расчет квартплаты».
Активизировался переход от продажи коробочных версий программных решений «Расчет квартплаты» на предоставление разработок в режиме сервиса, в рамках которого бесплатно открывается доступ к программам, расположенным в распределенной сети серверов. Клиент оплачивает только сервис сопровождения программных продуктов: консультации, защита данных, поддержка работоспособности программ и их обновление.
Какие преимущества это дает пользователям:
- Экономия на автоматизации. Значительный и заметный для бюджета компании единовременный платеж за коробочное ПО заменяется на небольшие ежемесячные суммы за сопровождение.
- Экономия на неиспользуемых функциях. Пользователь выбирает только необходимый набор модулей из представленных в тарифе и не переплачивает за неиспользуемые функции.
- Экономия на консультациях, обучении и доработках
Клиент пользуется неограниченным количеством консультаций специалистов, ему проводится обучение в любом необходимом объеме, делаются все необходимые доработки в пределах разумного.
- Экономия времени. Доступ к программам возможен из любой точки, где есть интернет: из офиса, из дома, из удаленных участков — данные в ту же секунду отображаются в общей базе.
— Информационная безопасность. Вероятность утечки информации с серверов, расположенных в других городах, часто ниже, чем в случае использования локальных систем. Этому способствует удаленность, недоступность программно-аппаратного комплекса, на котором развернута система, сотрудникам компании клиента. Кроме того, для передачи информации используется защищенный канал связи.
- Экономия на масштабировании системы. Расширение количества рабочих мест происходит элементарно — по запросу пользователя, и никак не влияет на стоимость сопровождения.
Интернет-сервис «Облака России».
В последнее время российскому рынку облачных вычислений уделяют немало внимания, и даже пытаются подсчитать его объемы. Так, в прошлом году компания IDC оценила весь российский рынок облачных услуг в 4,8 млн долларов. При этом большую часть этих денег, по данным исследователей, заработали компании, предлагающие услуги AaaS (приложение как услуга).
На их долю пришлось 94% всего объема рынка. Еще 4% достались сегменту IaaS (инфраструктура как услуга), а оставшиеся 2% — PaaS (платформа как услуга).
Такие рыночные показатели не очень коррелируют с тем вниманием, которое IT-рынок уделяет технологиям облачных вычислений.
На CloudConf 2011 компания J`son & Partners Consulting представила свою оценку российского рынка «облаков». По ее данным, рынок XaaS (x — любой сервис или решение предоставляемые по модели аренды) составил в прошлом году около 133 млн долларов. Для сравнения, объем всего облачного рынка в 2009 году составил примерно 18 млрд долларов и к 2013 достигнет 51 млрд долларов (Gartner) или 42-43 млрд долларов (IDC и Cisco)).
По словам консультанта J`son & Partners Владимира Карпенко, в настоящее время большая часть российского рынка XaaS, около 100 млн долларов, приходится на услуги communications — почтовые сервисы, услуги унифицированных коммуникаций и виртуальных АТС. Около 3 млн долларов заработали поставщики облачных сервисов в области безопасности, приблизительно 29 млн долларов пришлось на поставщиков различных «других» сервисов, и около 700 тысяч долларов заработали поставщики IaaS (под IaaS исследователи подразумевали предоставление в аренду инфраструктурных элементов ЦОДов и сетевых ресурсов с поддержкой SLA корпоративного класса).
Также в ходе своего исследования J`son & Partners установила, что сейчас в России в той или иной мере используют XaaS около 14% юридических лиц (всего их в нашей стране более 7 миллионов).
Это преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса с численностью персонала до 100 человек. В то же время компания отмечает, что из 10 тысяч опрошенных компаний только полторы тысячи заявили о том, что знают, что такое XaaS.
Еще один неопределенный фактор российского облачного рынка — государство, которое сегодня является крупнейшим заказчиком на IT-рынке. Эксперты полагают, что у «облаков» хорошие перспективы по продвижению в госсекторе, особенно на региональном и муниципальном уровнях.
1 Анализ работы организации ЖКХ «Гармония»
ООО Управляющая Организация «Гармония» зарегистрирована на сайте Государственной жилищной инспекции Ростовской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731. Расположена по адресу:344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 32.
Объект автоматизации данной организации.
Многоквартирный дом — объект сложный и неоднородный, элементы которого могут иметь неодинаковые правовые режимы, требования по управлению и различаться по субъектам, т.е. управляющим лицам. Поэтому следует четко представлять себе внутреннюю структуру многоквартирного дома и взаимосвязь его элементов в системе.
В материальном плане многоквартирный дом находит свое выражение в виде непосредственно здания. В составе здания выделяют следующие элементы.
- Конструктивные элементы здания — части здания, представляющие собой строительные конструкции (ограждающие несущие и ненесущие конструкции, фундамент, крыша, перекрытия, стены и пр.).
— Помещения жилые и нежилые. Жилые помещения — это, по сути, определенные объемы между строительными конструкциями, предназначенные для постоянного проживания граждан (квартиры).
Законодательно понятие «жилое помещение» закреплено в ч. 2 ст. 15 ЖК РФ. Так, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям согласно ст. 16 ЖК РФ относится жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Нежилыми помещениями являются помещения в многоквартирном доме (объемы между строительными конструкциями), предназначенные для осуществления разрешенных видов деятельности (офисы, магазины, аптеки, поликлиники и другие помещения).
— Помещения, не являющиеся частями жилых и нежилых помещений, все остальные помещения (объемы между строительными конструкциями), не относящиеся к квартирам и нежилым помещениям (офисам, магазинам и т.п.).
К таким помещениям относятся, например, коридоры, чердаки, подвалы, лифтовые шахты.
— Инженерные сети и оборудование внутри здания — коммуникации и оборудование, расположенные в доме и предназначенные для предоставления жилищно-коммунальных услуг. Условно говоря, это трубы, бойлерные установки, мусоропровод, лифтовое оборудование и т.п.
Понятие «многоквартирный дом» в ЖК РФ не раскрывается, оно приводится в Инструкции «Об особенностях внесения записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества», утвержденной приказом Минюста России от 14 февраля 2007г. № 29.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме; многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В настоящий момент организация ведет автоматизированный расчет коммунальных услуг при помощи программы «БИТ: ЖКХ 8».
Ранее сотрудники организации «Гармония» работали в другой учетной системе, и много операций приходилось проводить вручную, возникали сложности в несоответствии функционала программы требованиям законодательства. Кроме того, решение не позволяло учитывать показания счетчиков.
Использование системы «БИТ: ЖКХ 8» гарантирует жильцам отсутствие ошибок в расчетах и своевременное получение платежных документов, а также предоставляет широкий спектр возможностей для оптимизации работы ТСЖ.
После бесплатной выездной демонстрации программных продуктов было принято решение о переходе на «БИТ:ЖКХ 8». В настоящее время сотрудниками ТСЖ «Гармония» используются следующие возможности программы:
- Учет жилого и нежилого фонда;
- Учет собственников жилья и проживающих;
- Учет предоставляемых услуг;
- Ведение лицевых счетов;
- Поддержка работы паспортной службы;
- Учет по показаниям приборов (счетчиков).
В результате внедрения программного продукта «БИТ:ЖКХ 8» в ТСЖ «Гармония» появилась автоматизированная система для управления ТСЖ. Теперь работа с лицевыми счетами квартиросъемщиков занимает гораздо меньше времени. Благодаря автоматизированному учету показаний приборов значительно выросла скорость формирования документов. В программе автоматически формируется отчетность для поставщиков услуг, регламентированная отчетность.
В марте 2011 года продукт «БИТ: ЖКХ 8» получил сертификат «1С:Совместимо!». Программа предназначена для автоматизации учета на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства: единых расчетно-кассовых центрах ЖКХ (ЕРКЦ ЖКХ), управляющих компаниях (УК), товариществах собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительных кооперативах (ЖСК) и других организациях, которые ведут расчет эксплуатационных и коммунальных услуг, паспортный учет, учет задолженности по поставщикам.
Программа «БИТ: ЖКХ 8» предоставляет следующие возможности:
- Учет жилого и нежилого фонда, сведений о каждом многоквартирном доме, помещении в доме;
- Гибкая структура учета предоставляемых услуг ЖКХ с помощью введения различных режимов потребления услуг, ставок и норм потребления на услуги;
- Учет собственников жилья и проживающих;
- Ведение учета и отчетности паспортного стола;
- Расчет и учет льгот по коммунальным услугам, льгота привязывается к человеку, а не к лицевому счету и при расчете выбирается самое выгодное сочетание нескольких льгот;
- Различные варианты расчетов по услугам, в том числе и по приборам учета индивидуальным и групповым, с возможностью ведения перерасчетов со дня установки или снятия счетчика;
- Корректировка показаний по счетчикам за прошедшие периоды;
- Учет долгов за коммунальные услуги в разрезе видов услуг;
- начисление пени;
- Учет перерасчетов;
- Различные варианты массовой печати счет-извещений и др.
Использование программного продукта «БИТ:ЖКХ 8» позволяет отказаться от услуг расчетно-кассового центра, автоматизировать учет расчетов с квартиросъемщиками и работы паспортного стола и ускорить заполнение отчетных форм. Благодаря универсальности и гибкости в настройках программа приспособлена к работе во всех регионах.
Программа «БИТ:ЖКХ 8» предназначена для автоматизации учёта абонентской службы предприятий ЖКХ, расчётов с квартиросъемщиками и организациями-поставщиками услуг, работы паспортного стола. Для предприятий ЖКХ (управляющих компаний, единых расчётно-кассовых центров, товариществ собственников жилья, жилищно-эксплуатационных управлений), а также коттеджных посёлков, гаражно-строительных и дачных кооперативов.
Программа решает задачи:
Работа с клиентами:
- расчет начислений за коммунальные услуги с учётом показаний по индивидуальным и групповым счётчикам;
- расчет всех имеющихся льгот, подбор наиболее выгодного сочетания льгот для квартиросъемщика;
- перерасчёт по услугам;
- массовая печать счёт-извещений;
- приём платежей от квартиросъемщиков;
- автоматическая разноска платежей по лицевым счетам;
- ведение истории по лицевым счетам по начислениям, проживающим, счётчикам, льготам;
- автоматизированная работа паспортной службы;
- учёт работы аварийно-диспетчерской службы.
Работа с поставщиками.
учёт жилого и нежилого фонда;
- формирование отчетов в различных разрезах.
Бухгалтерский учёт:
- загрузка информации о платежах за услуги, проведённые через банки и платёжные терминалы;
- представление начислений по коммунальным услугам на бухгалтерские счёта предприятия.
Сопровождение: Бесплатное сопровождение программы осуществляется при наличии договора ИТС, в организации ТСЖ «Гармония» это договор заключен с монета внедрения системы.
2 Программная реализация автоматизированного учета в организации ЖКХ «Гармония»
В организации ЖКХ «Гармония» учтены все последние изменения, связанные с реформой ЖКХ в нашей стране. Программа «БИТ:ЖКХ 8»: для ЖКХ имеет интуитивно понятный интерфейс, проста в эксплуатации, не требует длительного обучения и затрат на внедрение. В то же время программа автоматизации учета в ЖКХ имеет все возможности, характерные для более дорогих, громоздких и трудных в освоении систем.
Преимущества программы «БИТ:ЖКХ 8»:
- Скорость освоения и простота работы. Как правило, программа не требует специального, тем более длительного обучения.
— Внушительный функционал. Набор возможностей, вполне соотносим с возможностями систем, стоящих в несколько раз дороже. Программа полностью автоматизирует расчет квартплаты и ведение паспортного стола. Реализованы расчеты всех видов: по нормативам, по индивидуальным и общедомовым приборам учета, по фиксированным тарифам. В организации ЖКХ «Гармония» уже имеется набор типовых услуг, но пользователь всегда можете добавить свои. Легко и быстро прописав свои схемы расчета. Причем может это сделать самим без какой-то подготовки и оплаты услуг консультанта. В блоке паспортного стола кроме типовых форм, таких как: финансовый лицевой счет, выписка из домовой книги есть и такие формы, как: листок убытия, прибытия, заявление о регистрации и прочее. По итогам работы формируется целый ряд отчетов, которые позволяют посмотреть взаиморасчеты с жильцами, с ресурсообеспечивающими организациями, информацию о начислениях, оплатах, льготах, и т.д.
— Интеграция с бухгалтерской системой. Программа может поставляться в виде единого комплекса с известной, пользующейся хорошей репутацией бухгалтерской программой Комплексная версия предлагает уже совершенно иной уровень автоматизации. Вместо разрозненных программных продуктов слабо связанных между собой, пользователи комплексной версии работают с инструментом, который полностью автоматизирует все участки учета.
— Невысокая стоимость. Даже в комплексе с бухгалтерской системой «БИТ:ЖКХ 8»: стоит дешевле, чем аналогиные программные продукты, хоть сколько-нибудь соотносимые с ней по функционалу. Т.е. по сути, получаем две программы (ЖКХ+ Бухгалтерия) по цене меньшей, чем одна программа, автоматизирующая только сферу ЖКХ, программы которых в полной мере автоматизируют расчет квартплаты и ведение паспортного стола. При этом пользователь избавлен от всех проблем, связанных с обменом данными между различными программами, потому что по сути он работает в рамках единой системы.
— Своевременность учета законодательных изменений. Известно, что сфера ЖКХ в нашей стране уже долгие годы находится в состоянии постоянной реформации, выходят новые законодательные акты, корректируются правила расчета квартплаты, выходят новые формы первичной документации, такие, как бланки ЕПД. В системе постоянно следят за всеми этими изменениями и своевременно отражаем их в программе.
— Обратная связь с разработчиками.. Пользователи всегда могут связаться с разработчиками по телефону или по эл. почте не только для того, чтобы получить консультации по вопросами работы с программой, но и чтобы оставить свои пожелания по улучшению ее работы, каждое из которых будет рассмотрено и по возможности реализовано. Причем, необходимо отметить, что сервисное обслуживание бесплатное.
— В ногу со временем. Программа постоянно совершенствуется не только с точки зрения своей предметной области, но также регулярно добавляется в неё возможности и сервисы, которые непосредственно не связаны с ЖКХ, например возможность удаленного подключения к компьютеру пользователя с целью выявления и решения проблем, не всё можно понять из телефонного разговора. Или включения в программу сервиса рассылки квитанций жильцам по электронной почте. Работа со сканером штрих-кода, для оперативности ввода оплат и т.д.
«БИТ: ЖКХ 8»: имеет инновационный эргономичный и интуитивно понятный интерфейс, которому разработчики уделили особое внимание. При кажущейся простоте программа для ЖКХ обладает внушительным количеством функций. Широко используется механизм контекстного меню: вызов дополнительных возможностей осуществляется при нажатии правой кнопки мыши.
Рис.4. Интерфейс программы «БИТ:ЖКХ 8»
Программа «Расчет квартплаты» имеет следующие возможности:
- по нормативам;
- индивидуальные счетчики;
- общедомовые счетчики;
- расчет по фиксированному тарифу;
- фиксированная сумма по каждой услуге лицевого счета;
- в комплект поставки ИП : ЖКХ входит типовой набор услуг ЖКХ с формулами их расчета (согласно текущему законодательству);
- ведение истории изменений тарифов и нормативов;
- возможность ввести любые свои услуги и схемы расчета их стоимости. Важно, что пользователь может это сделать сам, без помощи программиста;
- учет льгот в сумме, проценте, по социальным нормам жилья, нормирование льгот.
Возможность их распространения на членов семьи льготника, возможность указать свою, рассчитанную вручную сумму льгот для каждой услуги лицевого счета;
- контроль задолженностей и автоматический расчет пеней (при необходимости);
- автоматическая корректировка суммы задолженности перед поставщиком услуг по итогам работы за период;
- полуавтоматическое заполнение журналов счетчиков, ведение журнала «разовых услуг» от поставщиков;
- расчет квартплаты (формирование извещений) одной кнопкой.
Печать извещений нескольких видов, в том числе и последняя форма ЕПД 2012 года (рис.5).
Возможность групповой печати извещений, за определенный период, по выбранному дому, в диапазоне номеров.
Рис.5. Общий вид квитанции для оплаты
Программа для паспортного стола.
Быстрое, автоматизированное заполнение лицевых счетов. Время, необходимое для ввода первичной информации по услугам, жильцам, и т.д. по лицевым счетам в несколько раз меньше, чем в аналогичных программных продуктах (рис.6).
Рис.6. Модуль для работы паспортного стола
Внушительный набор сервисных функций и бланков первичной документации:
- автоматическое заполнение формы финансового лицевого счета;
- история лицевого счета, выписка из домовой книги;
необходимый набор первичной документации: лицевой счет, выписка из домовой книги, справка свободной формы, листки прибытия, убытия, заявления о
учет льгот: в сумме, проценте, по соцнормам. Нормирование льгот, распространение льгот на членов семьи;
- учет лицевых счетов по нескольким домам в одной базе данных, подомовой учет;
- хранение и анализ информации по жильцам, помещениям, услугам, удобствам и т.д.
данного лицевого счета;
- формирование бухгалтерских проводок по журналу извещений и оплат;
- возможна интеграция (в виде встроенного блока) в программу ИП: Бухгалтерия;
- расчет и планирование затрат на следующий год;
- расчет суммы технического обслуживания;
- автоматическое разнесение этих сумм по лицевым счетам;
- печать смет;
- взаиморасчеты с жильцами (можно посмотреть как развернуто по всем жильцам так и отдельно по должникам).
Движение по лицевому счету
свод по услугам и ресурсообеспечивающим компаниям;
- свод по начислениям;
- свод по оплатам;
- список льготников;
- показания индивидуальных счетчиков.
Рассмотрим различные сервисные функции.
Большое кол-во сервисных функций делают работу с программой максимально комфортной:
- отправка квитанций по электронной почте;
- встроенная бесплатная утилита удаленного доступа. Возможность подключиться к компьютеру пользователя и увидеть в чем же состоит проблема;
- выделение сразу нескольких позиций для последующей обработки;
- работа с буфером обмена;
- экспорт документов, отчетов, журналов в Excel, Word, HTML (Internet Explorer);
- поиск и замена текста с разными условиями, контекстный поиск;
- возможность группировать позиции любого справочника (создавать оглавление);
- сортировка и фильтрация с разными условиями;
- подсчет сумм любых выделенных ячеек журналов, таблиц и отчетов;
- возможность помечать, какие операции проводить в бухгалтерии, а какие нет;
- возможность работы задним числом.
Так как платформа «БИТ:ЖКХ 8»: является открытой, то любые другие функции по желанию клиента могут быть реализованы на месте.
«БИТ:ЖКХ 8»: — это мощный, удобный и надежный инструмент, помогающий в повседневной работе предприятиям, работающим в сфере ЖКХ. Программа для ТСЖ, ЖСК, ЕИРЦ, ДЕЗ, КИЗ на текущий момент — одна из лучших программ для ЖКХ.
2.3 Разработка облачного информационного сервиса для функционирования инновационной ИТ — инфраструктуры организации ЖКХ «Гармония»
В настоящий момент, как было описано в главе 1, широко внедряются технологии облачного информационного сервиса, однако в организации ЖКХ «Гармония» к настоящему времени это пока не реализовано. Выходом из данной ситуации является разработка такого сервиса для функционирования инновационной ИТ-инфраструктуры. Такие системы снабжены web-интерфейсами. Для автоматизации данной сферы должны быть подключены операторы телекоммуникаций и связи. Поэтому к ИС, позволяющую реализовать данные требования отнести информационную систему «О7.ЖКХ» на базе облачных технологий, разработанную компанией «Ростелеком» на базе национальной облачной платформы «О7» по заказу Правительства Российской Федерации.
Одним из сервисов является компонент «Электронный паспорт дома», который обеспечивает возможность работы с информацией об энергетических, эксплуатационных и ехнических характеристиках дома, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 1468.
Абоненты данной ИС имеют возможность выбрать и настроить в соответствии с потребностями те информационные сервисы, которые наиболее важны. В соответствии ИС «О7.ЖКХ» предоставляет информационные сервисы различным категориям абонентов (органам государственной власти, органам местного самоуправления, жильцам МКД).
Причем последней категории абонентов предоставляется «Личный кабинет для населения», позволяющий удалённо, в любое время, получать актуальные сведения о лицевом счёте, заказывать справки, вводить показания индивидуальных приборов учёта, оплачивать счета и заказывать дополнительные услуги, проверять отчёты управляющей организации о выполненных работах и голосовать по вопросам управления общим имуществом многоквартирных домов (МКД).
При использовании такой ИС могут возникнуть проблемы безопасности информации, которые вызваны техническими проблемами, а также отсутствием необходимой законодательной базы и единых стандартов. Кроме этого, провайдеры могут начать требовать всё больший процент от сбора платежей, что может привести к отказу от услуг и отключению облачных сервисов.
Основой данной концепции является вычислительная сеть физических объектов, в которой каждый физический должен использовать встроенные технологии для взаимодействия с другими физическими объектами. В качестве реализации таких встроенных технологий можно рассматривать технологии M2M (Machine-to-Machine), предназначенные для обмена данными между большим количеством устройств без участия человека. Также возможно использование технологий M2I (устройство с инфраструктурой внешней среды) (Machine-to-Infrastructure) и M2N (устройство с природой) (Machine-to-Nature).
Для работы технологий М2М предложено использовать «туманный компьютинг» (Fog Computing).
«Туманный компьютинг» дополняет облачные вычисления и обеспечивает взаимодействие вычислительных устройств между собой и облачными ЦОД в виде иерархической структуры:
- Верхний уровень — облачные центры обработки данных (ЦОД), предоставляющие ресурсы, необходимые для выполнения программных приложений.
- Распределенные управляющие ЦОД, в которых содержится «интеллект» вычислительных устройств, входящих в состав ИС.
- Вычислительные устройства ИС.
Интеллект такой ИС распределен по следующей иерархии:
- Мобильные информационные устройства (мобильные телефоны, смартфоны, ноутбуки, мобильные терминалы, планшеты, медиаплееры).
- Статичные информационные устройства (десктопы, серверы, маршрутизаторы, коммутаторы, шлюзы, принтеры, игровые и развлекательные устройства).
- Мобильные устройства (самолеты, автомобили, поезда).
- Статичные устройства (дома и постройки, энергетическое оборудование).
- Встроенные устройства (контроллеры, датчики, инструменты, микропроцессоры, микроконтроллеры).
Для идентификации вычислительных устройств в «туманном компьютинге», необходимо использовать протокол IPv6, который предоставляет более широкие возможности по сравнению с другими протоколами в части предоставления сетевых адресов (протокол позволяет присвоить адреса 1039 объектов).
Для передачи данных необходимо использовать как проводные, так и беспроводные вычислительные сети. Для беспроводной передачи данных в «Интернете вещей» предполагается использовать стандарт IEEE 802.15.4. Для работы физических объектов формируется распределенная, самоорганизующаяся беспроводная сенсорная сеть (Wireless Sensor and Actuator Network, WSAN), представляющая собой сеть из датчиков (сенсоров) и исполнительных устройств, передающих данные друг другу с помощью радиоканала. Поскольку работа всех вычислительных устройств (физических объектов) предполагает доступ к электросетям, важную роль в «Интернете вещей» получила технология PLC, базирующаяся на использовании силовых электросетей для высокоскоростного информационного обмена.
Организация ЖКХ «Гармония», не может самостоятельно решить задачу автоматического дистанционного сбора и передачи информации от многочисленных приборов учета. В результате в сфере ЖКХ должны начать действовать новые организации — провайдеры, операторы информационных сетей. Рассмотрим пример архитектуры системы с использованием концепции IoT , которую необходимо внедрить в данную организации.. Архитектура включает в себя компоненты «Информационный портал», «Учет граждан» и CRM, которые отвечают за формирование единого информационного пространства для абонентов-жильцов МКД.
Приведенные выше существующие и перспективные ИС и сервисы пока что не обеспечивают необходимого участия абонентов-жильцов в управлении МКД.
Даже упомянутая выше ИС «О7.ЖКХ», при предварительном рассмотрении, кажется предназначенной больше для абонентов, осуществляющих управление МКД, чем для абонентов-жильцов. Кроме этого, сервисы по управлению МКД, достаточно давно уже реализованные за рубежом (например, поиск возможных арендаторов и доступ к их истории, прогноз платежей, переход от одной ИС к другой с возможностью миграции данных, организация «внутренних» социальных сетей абонентов), в отечественных ИС до сих пор не реализуются. Поэтому представляет интерес создание и дальнейшее развитие удобных для жильцов МКД информационных сервисов, предоставляющих возможность комфортной работы абонентов-жильцов.
При разработке сервиса подразумевается, что пользователь в едином интерфейсе может видеть все изменения счета, а также иметь возможность получить оповещение в случае наличия задолженности по оплате ЖКХ. Алгоритм работы сервиса приведен на рис. 7.
Рис. 7. Алгоритм работы информационного сервиса в ТСЖ (учет оплаты услуг ЖКХ)
Также при разработке облачного информационного сервиса учитывается взаимодействие абонента-жильца и абонента-администратора ТСЖ, который выступает посредником между потребителями и поставщиками жилищнокоммунальных услуг. Алгоритм взаимодействия показан на рис 8.
Для разработки информационного сервиса был использован язык программирования JavaScript [16] и серверная платформа Node.js (является C++ оберткой над различными функциями операционной системы, которая доступна в JavaScript и сделанная на движке V8).
Серверная платформа предназначена для создания масштабируемых распределённых сетевых приложений. Использование JavaScript является бесплатным, никакого дополнительного программного обеспечения не требуется, в отличие от, например C#, который частично зависит от среды разработки. Также Node.js прекрасно работает на большинстве современных программных платформ: FreeBSD, Windows или OS X.
Для работы информационного сервиса использовалась документоориентированная система управления базами данных (СУБД) MongoDB с открытым исходным кодом. Разработка СУБД производилась на языке C++.
Рис. 8. Алгоритм взаимодействия абонента-жильца и абонента- администратора
Всего в информационном сервисе используется четыре сущности:
- пользователи (параметры: логин, пароль, ФИО, телефон, квартира, тип абонента);
- квартиры (параметры: баланс, номер);
- логгирование (параметры: тип лога, пользователь, квартира, время, измененное значение);
- сообщения (параметры: от кого, кому, время, текст, тип, статус).
Программное приложение делится на клиентскую и серверную части. Клиентская часть реализуется на стороне браузера, а серверная часть — на стороне хостсервера.
На серверной стороне использована методология MVC» («Модельпредставление-контроллер»).
Используются несколько шаблонов проектирования, с помощью которых модель данных приложения, пользовательский интерфейс и взаимодействие с пользователем разделены на три отдельных компонента так, что модификация одного из компонентов оказывает минимальное воздействие на остальные.
На клиентской стороне использован шаблон «Подписчик-Издатель» или «PubSub». Каждый элемент может генерировать событие, на которое может быть подписан другой элемент, и выполнять какие-либо конкретные действия в зависимости от контекста произошедшего события.
Информационный сервис «ЖКХ «Гармония» предназначен для упрощения работы абонентов жильцов с коммунальными платежами и обращениях к администраторам. Си-стема поддерживает все современные браузеры. В браузерах Internet Explorer версий меньше 9 система может вести себя некорректно. Информационный сервис рассчитан для смартфонов, поддерживающих использование технологий html5 и css3. На телефонах старых поколений возможны затруднения в работе.
Для начала пользования информационным сервисом абоненту (пользователь) необходимо обратиться к администратору с помощью диалогового окна для получения логина и пароля (рис. 9).
Рис. 9. Диалоговое окно для регистрации пользователя (абонента)
Главное диалоговое окно информационного сервиса «ТСЖ» (рис. 10) содержит
текущий баланс (сколько пользователь переплатил или должен оплатить по своим счетам);
- дни до конца месяца (количество дней, до истечения которых необходимо оплатить все долги по счетам).
Рис. 10. Диалоговое окно информационного сервиса
Ниже полезной информации располагается главное меню приложения:
- кнопка оплатить (является симулятором оплаты пользователя своих платежей через банк);
- платежи (список платежей пользователя, как оплаченных так и не оплаченных);
- написать в службу (отправка сообщений администратору и просмотр диалогов пользователя с администратором);
- соседи (список соседей пользователя, проживающих с ним в одном доме, а также их мобильных телефоны для удобства взаимодействия);
- настройки (настройки, которые пользователь может поменять без участия администратора системы);
- выйти (выход из системы; пользователь попадает на экран авторизации).
При нажатии кнопки «платежи» пользователь попадает на экран своих платежей (рис. 11).
Пользователю будут показаны все совершенные им платежи (выделены серым цветом), а также платежи, которые необходимо оплатить (выделены черным цветом).
Рис. 11 Экран платежей пользователя
При нажатии на нужный пользователю платеж, откроется диалоговое окно, соответствующее данному платежу, и пользователь сможет посмотреть, что именно ему необходимо оплатить (рис. 12).
Рис. 12 Экран оплаты платежей пользователя
Когда пользователь введет потраченное количество единиц, сумма платежа будет автоматически пересчитана. Также для удобства выводится цена за единицу расходуемых ресурсов. При нажатии «Сгенерировать расчетный лист», пользователю откроется расчетный лист, который ему необходимо будет оплатить в отделении банка, все реквизиты будут сгенерированны автоматически.
При нажатии кнопки «Написать в службу» пользователь попадает на экран сообщений. В нем пользователь может контактировать с администратором системы с помощью диалогового окна.
Список сообщений представляет собой отсортированный список, в котором сообщения от администратора помечены соответствующими маркером. Для того чтобы написать администратору новое сообщение, нужно нажать кнопку «Новое сообщение».
Использование прототипа данного информационного сервиса уже в таком виде позволит повысить удобство работы абонентов-жильцов с оплатой ЖКХ. Для работы информационного сервиса не требуется наличия в ТСЖ локальной вычислительной сети. Для абонентов-жильцов вполне достаточно будет возможности выхода в Интернет с помощью ПЭВМ, ноутбука, планшетника, смартфона, мобильного телефона.
В качестве недостатка следует отметить необходимость наличия абонента-администратора для работы информационного сервиса, а также повышенные требования к браузерам и моделям мобильных устройств (сервис не будет работать при невыполнении данных требований).
Современное предприятие жилищно-коммунального хозяйства- это крупный потребитель энергетических ресурсов, необходимых для технологических процессов производства продукции, а также для нормального функционирования структурных подразделений. Под энергетическими ресурсами мы понимаем все возможные ресурсы, которые расходуются в процессах производства и жизнедеятельности предприятия, которые участвуют во взаиморасчетах с внешними поставщиками и между подразделениями.
Современные информационные технологии позволяют организовать мониторинг состояния объектов ЖКХ, вести учет потребления энергоресурсов, обеспечивать адекватное взаимодействие между их поставщиками и потребителями. Оперативный контроль ситуации, базирующийся на информационных технологиях, необходим для оптимального бюджетирования, формирования и реализации инвестиционных проектов, учета реальных текущих платежей, планирования и контроля выполнения работ, разработки отраслевой нормативной правовой базы. Гражданам — конечным потребителям услуг ЖКХ, широкое внедрение информационных технологий позволит контролировать потребление ресурсов и оптимизироватьих расходование.
К информационным технологиям управления, применяемым в жилищно-коммунальном хозяйстве относят:
- автоматизированные системы диспетчерского управления — комплекс программных и технических средств, предназначенный для автоматизацииуправления в реальном времени территориально разнесенными процессами и средствами жизнеобеспечения объектов коммунального и жилищного хозяйства;
- автоматизированные системы учета водопотребления;
- Web-порталы ЖКХ, позволяющие собирать статистическую отчетность сподведомственных учреждений в режиме он-лайн через Интернет, оперативно получать любые нерегламентированные показатели, создавая новыеотчетные формы без дополнительных затрат, сократить поток бумажныхносителей и подписывать отчетность электронно-цифровой подписью,анализировать весь массив информации в любом разрезе и по любойгруппе показателей, использовать современные средства визуализацииданных;
- системы расчета субсидий в жилищно-коммунальном хозяйстве.
ИС ЖКХ предназначена для эксплуатации в бухгалтериях или расчетных центрах жилищных организаций и позволяет вести базу данных жилищного фонда, производить расчет платы за пользование жильем и коммунальными услугами и мер социальной поддержки населения, учет оплаты по единым финансовым лицевым счетам, вести прием населения в режиме справочно-информационного обслуживания и выдачи соответствующих документов, готовить отчетные формы бухгалтерского и статистического содержания.
1. Анурин, В, Муромкина, И., Евтушенко, Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка- СПб.Питер, 2004.Экономика предприятия: Учебник / Под. ред. проф. Н.А. Сафронова. — М.: Юрист, -2004. 608 с.
- Башин, М. Оборотные средства предприятий в условиях рынка.- М.: Финансы и статистика, — 2004.- 230 с.
- Бужинский, А.И., Шеремет, А.Д.
«Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия» — М.: Финансы и статистика, -2003.-182с.
- Бэнкер К. MongoDB в действии. — М.:ДМК Пресс. — 2012. — 394 с.
- Головачев, В.
Статистика параллельных миров /В.Головачев// Экономика и жизнь .- 2004.-№ 6.-с.17.
- Грэбс Т., Миллер К. Построение Интернета вещей: Сайт. — URL: http://msdn.microsoft.com/ru-ru/magazine/hh852591.aspx
- Донцова, Л.В., Никифорова, Н.А.
Анализ финансовой отчетности — М.: Дело и сервис.-2005.- 336 с.
- Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности:Учебное пособие .-Н.Новгород: НИМБ, — 2003.- 320 с.
- Зайцев, М.
Экономика промышленного предприятия.- М.: Инфра-М, -2003.- 239 с.
- Иванов, Л.Н. Оценка финансово-хозяйственной устойчивости Бухгалтерский учет. — 2004.- с.21.
- Коммерческая деятельность предприятия: стратегии, организация, управление.
Учебник / Под. ред. В.К.Козлова, С.А Уварова. — СПб.,- 2003.-349с.
- Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия // Финансовый менеджмент — 2004.- № 2. -с.6
- Маркарьян, Э.А.
Методика анализа показателей эффективности производства.- М.: Инфра-М,-2004.- 208 с.
- Мосэнергосбыт. Личный кабинет клиента: Сайт. — URL:
- Никитин И.
Единое информационное пространство управления ЖКК: Сайт. — URL:
- О7. ЖКХ: сайт. — URL: http://www.rostelecom.ru/projects/innovations/o7/housing/
- Осипова, Л.В., Синяева, И.М.
Основы коммерческой деятельности: Учебник. — М.: ЮНИТИ,- 2003.-237с.
18. Патудин В.М., Юртайкин Е.А. О создании информационно-аналитического центра обработки информации в сфере ЖКХ МО по принципу «одного окна» URL: <http://www.smcenter>. ru/index.php/article/152-odno-okno-v-gkh
— Попов А.А. Анализ функциональных возможностей информационных систем, используемых в России для управления товариществами собственников жилья// Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: материалы IV международной научно-практической конференции 24 февраля 2012 г.: в 3-х кн. — Кн. 2. — М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2012. — с.437-441, ISBN 978-5-7307-0825-9
- Попов А.А. Определение направлений перспективного развития инновационной ИТ-инфраструктуры организаций по управлению недвижимостью (многоквартирными домами)// Электронный журнал «Известия РЭУ». 2012. №5(10):
- Попов А.А.
Определение направлений, форм и способов перспективного развития инновационной инфраструктуры организаций по управлению многоквартирными домами (товариществ собственников жилья).
— М.: Издательство «ИРИСБУК». — 2012. — 213 с.
- Попов А.А. Проблемы повышения информационной безопасности облачных информационных сервисов при формировании инновационной ИТ-инфраструктуры организации по управлению многоквартирными домами// Электронный Журнал «Современные проблемы науки и образования». — 2013. — № 3;
- Портал «Электронное ЖКХ»: Сайт. — URL:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г.
№ 731. Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 102-р. Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 гг.».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г.
№ 1815-р. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)».
- Савицкая, Г.В. Анализ производственно — финансовой деятельности предприятий АПК: Учебник — Ми.: Новое знание. — 2003. — 687 с.
- Сайт.
— URL:
- Самсонов М., Росляков А., Ваняшин С. От Интернета людей — к Интернету вещей// ИКС. 2013. №10: Сайт. — URL: http://www.iksmedia.ru/articles/4926341.html
- Самсонов М., Росляков А., Ваняшин С., Гребешков А.
Интернет вещей в умном городе// ИКС. 2013. №05: Сайт. — URL: http://www.iksmedia.ru/articles/4990900.html
- Солнцев, И.В. Общая схема постановки бюджетирования на предприятии. — Финансовый менеджмент. — 2003. — №3, с.24 — 37.
- Телемтаев М.М., Попов А.А.
Анализ информационных систем, используемых за рубежом организациями по управлению недвижимостью и собственниками (арендаторами) жилья// Электронный журнал «Известия РЭУ». 2012.
- Телемтаев М.М., Попов А.А. Совершенствование отечественных информационных систем управления недвижимостью на основе зарубежного опыта// Журнал «Прикладная информатика». — 2012. — №2. — с. 18-25
- Тюшняков В.Н.
Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров // Известия ЮФУ. Технические науки. 2011. — № 11 (124).
- Флэнаган JavaScript. Подробное руководство. — М.: Символ-Плюс. — 2013. — 1080 с.
- Центр координации ГУ ИС. Личный кабинет: Сайт. — URL: