Методологический аппарат дипломной работы

| ТОМ-1 | ТОМ-2 | ТОМ-3

Методологический аппарат дипломной работы

Дипломная работа – это, прежде всего, квалификационная работа. Поэтому это научное произведение читается в основном с целью его оценки, которая, в конечном счете, и решает самый главный для его автора вопрос: достоин или недостоин он положительной оценки.

Одним из наиболее важных оценочных критериев дипломной работы является качество подготовки ее методологического аппарата. Имен­но по нему прежде всего судят об уровне ее «научной добротности».

Методологический аппарат дипломной работы помещается во введении и состоит из разделов, которые содержат сведения о том, как обосно­вана актуальность выбранной темы, как сформулирована проблема, объект и предмет исследования, какие задачи оно решило, как убеди­тельно сформулирована новизна и значимость полученных результа­тов, что конкретно выносится на защиту и т.д., т.е. такой аппарат со­стоит из частей, которые при сопоставлении со сделанными вывода­ми позволяют составить первое общее впечатление от проделанной дипломной работы и оценить уровень научной компетентности ее автора. Таким образом, все это дает основание сделать вывод, что методологический аппарат является одним из наиболее важных эле­ментов дипломной работы, которому следует уделять особо се­рьезное внимание. В этой связи представляется целесообразным подробно рассмотреть каждый из его разделов с целью разъяснения общей методики их подготовки.

актуаль­ности его темы.

При обосновании актуальности выбранной темы нельзя исходить из политической ситуации в стране или мире. Подлинная наука не терпит конъюнктурных подходов. Политизация при оценке актуаль­ности в недавнем прошлом приводила подчас к сужению спектра на­правлений научных исследований, исключению из него тех направ­лений, которые не пользовались по каким-либо причинам поддерж­кой правящей партии, что приводило к необъективности научных разработок.

При обосновании актуальности выбранной темы необходимо об­ращать внимание на то, что чаще всего в дипломной работе, к сожалению, обосновывается актуальность направления исследова­ний как целой области, а не конкретно выбранной темы. Это серьез­ная методологическая ошибка, и ее не следует допускать. Поэтому имеет смысл уточнить, из чего конкретно и как складывается акту­альность выбранной темы.

противоречие,

Формулируют противоречие, например, так: «Без знания.-.сейчас невозможно… В то же время… до сих пор не разработаны…», «Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью примене­ния… подхода и отсутствием методик выявления…» и т.п.

На основании выявленного противоречия формируется пробле­ма. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отде­лить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обна­ружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло раз­витой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречи­вая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Проблему часто отождествляют с вопросом (т.е. положением, которое также нужно разрешить).

Считается, что проблема – это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это так и не так, поскольку специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого зна­ния. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не яв­ляется.

Таким образом, если дипломнику удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.

Укажем типичный порядок действий, необходимых для поста­новки проблемы. Прежде всего, надо выделить центральный вопрос проблемы, зафиксировать то противоречие, которое легло в основу проблемы, а затем сделать предположительное описание ожидаемого результата.

Чтобы построить проблему, необходимо:

  • «расщепит» ее на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос;
  • сгруппировать и определить последовательность решения под-вопросов, составляющих проблему;
  • ограничить поле изучения в соответствии с потребностями ис­следования и возможностями самого исследователя, а потом разграничить известное от неизвестного в области, избранной для изучения.

Для оценки проблемы следует произвести следующие действия:

  • выявить все условия, необходимые для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и т.п.;
  • проверить наличные возможности и предпосылки;
  • выяснить степень проблемности, т.е. соотношение известного и неизвестного в той информации, которую требуется исполь­зовать для решения проблемы;
  • найти среди уже решенных проблем аналогичные решаемой. Для обоснования проблемы надо:
  • установить ценностные, содержательные и генетические связи данной проблемы с другими проблемами;
  • привести доводы в пользу реальности проблемы, ее постанов­ки и решения;
  • постараться выдвинуть сколь угодно большое число возраже­ний против проблемы.

Вслед за проблемой исследования определяется его объект и предмет. Объект – это процесс или явление, порождающее проблем­ную ситуацию и избранное для изучения. Это та часть практики или научного знания (если исследование теоретическое), с которой дипломник имеет дело. Формулировка объекта – важный этап научного исследования. Между тем дипломники не всегда придают должное значение этой категории научного знания, считая ее пустой формаль­ностью. Однако они очень сильно ошибаются, поскольку неправиль­ный выбор объекта исследования может повлечь за собой грубые методологические ошибки. Если четко не установить объект дипломной работы, то очень легко соскользнуть в объект какой-либо иной науки. Поэтому объект должен всегда находиться в области данной науки или процесса и не выходить за их пределы.

После объекта формулируется предмет исследования, под кото­рым понимается то, что находится в границах объекта. Чаще всего это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой дипломник по­знает целостный объект, выделяя при этом главные и наиболее существенные (с точки зрения выбранного направления исследования) признаки объекта. Один и тот же объект может служить предметом разных исследований или даже научных направлений.

При формулировании предмета исследования следует знать, что он должен совпадать с темой исследования или по звучанию быть очень близок к ней.

Объект и предмет исследования как категории научного процес­са соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделя­ется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание дипломника, именно предмет исследования определяет тему дипломной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Цель исследования

В некоторых дипломных работах объект и предмет исследования фор­мулируются после его цели. Делать так нежелательно по соображени­ям элементарной логики, поскольку цель любой деятельности можно ставить лишь тогда, когда известно, на какой конкретно объект или предмет она будет направлена.

Формулировки цели исследования обычно начинаются словами «разработать методику (модель, критерии, требования, основы и др.)», «обосновать что-либо», «выявить что-либо» и т.п. Формулиров­ки цели в исторических исследованиях выглядят примерно следую­щим образом: «охарактеризовать…», «дать целостную картину…», «раскрыть особенности (периода)», «проанализировать и обобщить опыт…, определить его значение для развития… на современном этапе развития нашего общества», «выявить возможности использо­вания…опыта в отечественной…науке» и т.п.

При формулировании цели исследования некоторые дипломники не совсем оправданно используют слово «путь». Например: «Обо­сновать пути наиболее рационального использования…», «Выявить пути повышения эффективности…» и т.п. Слово «путь» используется в этом случае в значении направления деятельности, развития чего-либо. Но именно в этом значении содержится неопределенность и расплывчатость формулировки. Напрашивается мысль, что дипломник сам еще не представляет, в каких конкретно направлениях он будет работать. Кстати, все сказанное можно отнести и к формули­ровкам типа: «Разработать и обосновать систему мер по…».

Неточность формулирования цели исследования возникает и тогда, когда определение намеченного научного результата (что долж­но быть основным итогом любой дипломной работы) дипломники подменя­ют целями практическими, т.е. когда научная цель подменяется прак­тической. Такие цели, как: «Повышение эффективности процесса по­лучения…», «Совершенствование технологии обработки…» и т.п. – это не цели научного исследования. Научные результаты в дальнейшем, конечно, при определенных условиях (внедрение в производство) могут стать основой для «повышения эффективности процесса» и «со­вершенствования технологии», но это нельзя ставить как цель дипломной работы. И даже такая формулировка, как «разработать на­учно обоснованные рекомендации», может, очевидно, выступать лишь как сопутствующая, вспомогательная, но не основная цель исследова­ния, а скорее всего как одна из задач, способствующая повышению практической значимости дипломной работы.

После формулирования объекта, предмета и цели исследования строится гипотеза для объяснения каких-либо явлений. Она направ­лена на то, чтобы доказать реальное существование предполагаемого. Именно поэтому такое предположение способствует обнаружению новых фактов исходя из определенной позиции.

Формулируя гипотезу, исследователь строит предположения о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели. Работая над дипломной работой, он постоянно ставит перед собой вопросы: в каком направлении двигаться, что надо предпринять, что нужно из­менить и как это сделать, т.е. каждый раз он выдвигает те или иные предложения, подтверждая или опровергая их. Тем самым дипломник постоянно работает с целой системой гипотез, только не формулиру­ет их в письменном виде.

Научное предположение заставляет активно, целеустремленно исследовать различные явления с тем, чтобы обнаружить данные, подтверждающие или опровергающие его.

Научный поиск, если им руководит гипотетическое предположе­ние, перестает быть аморфным, обретает внутреннюю структуру и потому становится намного результативнее.

Подчеркивая большую научную значимость гипотетического предположения, следует заметить, что оно существенно отличается от догадки. Предположение в гипотезе вырастает из многообразного фактического материала, в то время как догадка делается без доста­точного основания.

В своем развитии гипотеза проходит три стадии:

1. Накопление фактического материала и высказывание на его основе предположения.

2. Формирование гипотезы, т.е. выведение следствий из сделан­ного предположения, развертывание на его основе целой предположительной теории.

3. Проверка полученных выводов на практике и уточнение гипо­тезы на основе результатов такой проверки.

Если при проверке полученных следствий оказывается, что они соответствуют действительности, тогда гипотеза превращается в науч­ную теорию.

В случае, когда полученные на основании некоторого предполо­жения следствия противоречат опыту, необходимо или изменить, уточнить само предположение, или даже отбросить его. Действия по принципу «если факты не подходят под мою теорию, то тем хуже для фактов» ничего, кроме неизбежных разочарований, дать не могут.

При формировании гипотез большую роль играет фантазия ис­следователя, его научное воображение и математическая интуиция. В современной науке зачастую оказывается очень ценным умение «угадывать» математический аппарат, получить чисто математическим путем результат и уже затем искать его физическую интерпретацию. В связи с этим в науке все большее значение приобретает метод ма­тематической гипотезы.

Такова основная суть гипотезы и ее роль в научном поиске. Рас­смотрим теперь, как конкретно надо ее строить и подтверждать. По­рядок действий здесь таков:

1. Выделить группу явлений, причину существования которых пока невозможно объяснить с помощью имеющихся приемов и средств научного исследования.

2. Детально изучить доступную наблюдению совокупность явле­ний, причина которых должна быть найдена. В процессе этого изучения выяснить все связанные с этими явлениями обстоя­тельства (предшествующие явления, сопутствующие явления, последующие явления и т.д.).

3. Сформулировать научное предположение (т.е. саму гипотезу) о возможной причине, вызвавшей возникновение данного явле­ния или группы однородных предметов.

4. Определить одно или несколько следствий, логически вытека­ющих из предполагаемой причины, как если бы причина уже в действительности найдена.

5. Проверить, насколько эти следствия соответствуют фактам действительности. Когда выведенные следствия соответствуют реальным фактам, гипотеза признается основательной.

Получив новую научную информацию на основе проведения ис­следования, доказывающего выдвинутую гипотезу, необходимо выяс­нить, какие из методов (наблюдения, эксперимента, опроса, логичес­кого анализа и синтеза, абстрагирования, формализации, моделиро­вания, восхождения от абстрактного к конкретному и т.д.) необходи­мы для исследования, и составить список данных методов и приемов.

При построении гипотезы и всего дальнейшего исследования следует иметь в виду одно обстоятельство. Дело в том, что выдвину­тая дипломником гипотеза может и не подтвердиться. И хотя в науке отрицательный результат не менее важен, чем положительный, стро­ить дипломную работу, в которой в выводах утверждалось бы, что гипотеза исследования не подтвердилась, не следует. Нужно в этом случае по­строить гипотезу таким образом, чтобы было несколько вариантов, т.е. создать многоаспектную гипотезу, охватывающую разные аспекты (стороны) явления или процесса. Тогда в выводах можно будет четко сказать: то-то получилось, и вот почему, а то-то – нет, это ошибка, и ее не должны повторять в дальнейших исследованиях. Таким обра­зом, выявлять отрицательные результаты нужно. Это будет придавать исследованию достоверность и убедительность. Это требует и науч­ный долг ученого – предостеречь последователей от ошибочных ва­риантов, которые уже выявлены.

Сформулированная цель и гипотеза исследования логически оп­ределяют его задачи, которые чаще всего выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Задачи дипломного сочинения логически вытекают из его общей цели и рассматриваются как основные этапы работы дипломника. Чаще всего формулировки таких задач делаются в форме перечисления. Например: «Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются: 1) изучить…, 2) выявить…, 3) раз­работать…, 4) экспериментально проверить…» и т.д.

Перечисление задач исследования может определяться как вре­менной последовательностью его ведения, так и логической последо­вательностью, которая обусловлена внутренней логикой исследова­тельского процесса.

Формулировки задач исследования необходимо делать как мож­но точнее и очень тщательно, поскольку описание их решения долж­но составить содержание глав дипломной работы. Это важно также и потому, что из формулировок задач обычно формулируются и названия глав самого диплома.

методологических основ

Под методологическими основами исследования обычно пони­мают те концепции и теории, которые легли в его основу. Имеются в виду не все те публикации, на которые дипломник ссылается, а толь­ко те (их обычно бывает одна, две или три, но не более четырех), ко­торые действительно лежат в основе дипломной работы. Чаще всего методологические основы исследования формулируются при­мерно так: «исследование опиралось на концепцию…», «методологи­ческой базой исследования послужили работы…», «методологической основой исследования является…» и т.п.

Указывать методологическую базу проведенного исследования следует обязательно. Это не пустая формальность, как думают неко­торые начинающие исследователи. Именно этот раздел аппарата диплома показывает уровень их методологической подготовки, что является важнейшим качеством ученого.

Необходимость указывать методологические основы проводимо­го исследования продиктована и чисто этическими соображениями. Дело в том, что в современной науке не может быть первооткрывате­лей, которые начинают с «чистого листа». Каждый исследователь всегда опирается на своих предшественников, а не работает сам по себе. И если дипломник все же будет настаивать на своей оригиналь­ности, то он чаще всего будет изобретать велосипед или открывать Америку.

Кроме того, необходимость указывать методологическую базу ис­следования вызывается еще и тем обстоятельством, что почти в каж­дой науке существуют разные научные школы, разрабатывающие подчас одни и те же проблемы, но с разных позиций, в разных на­правлениях. Эти научные школы могут иметь совершенно разные, нередко противоположные научные взгляды. Поэтому дипломник, выстраивая свое исследование, должен занять строго определенную позицию – какие теории, концепции он принимает за базовые и обосновывает почему, а на какие только ссылается в процессе анали­за литературных источников.

исследовательский подход.

системный подход,

Системно-структурный анализ как метод очень плодотворен, од­нако он всего лишь один из многочисленных методов научного по­знания. Придавать ему наряду с диалектикой статус всеобщего, фило­софского метода, как это пытаются делать некоторые ученые, было бы грубой ошибкой. Диалектика значительно богаче системно-струк­турного анализа. В ее методологическом арсенале имеется большое число всеобщих принципов, законов и категорий. Что же касается системного подхода, то он сосредоточивает внимание преимущест­венно на системности вещей. Проблема их генезиса и развития оста­ется в тени. Все это показывает, что диалектика и системный под­ход – методы существенно различные.

ком­плексным подходом

Если в системном подходе акцент ставится на «видение» самого объекта, то здесь он переносится уже на деятельность, связанную с его познанием. Эта деятельность с точки зрения комплексного под­хода должна быть междисциплинарной, т.е. изучение объекта должно осуществляться в тесном взаимодействии с представителями самых разнообразных наук и научных направлений.

Любое явление действительности многогранно, неисчерпаемо. В силу этого оно может и должно изучаться самыми разнообразными дисциплинами. При таком подходе в процессе специальных исследо­ваний получаются знания о разных сторонах явления. Однако во мно­гих случаях, связанных с решением сложных проблем, простой суммы знаний об отдельных сторонах объекта оказывается недостаточно.

Ясно, что простая сумма научных результатов, полученных в процессе специальных исследований, не может заменить цельного конкретного знания. Для его получения необходимо органически увязывать усилия всех специальных дисциплин, участвующих в изу­чении объекта, направить их на достижение единой цели. Лишь при условии комплексного подхода к изучению объекта может быть полу­чен не конгломерат специальных данных, а всестороннее, цельное, конкретное знание о нем. И лишь такое знание может явиться дейст­вительно эффективным руководством к действию при решении сложных практических задач.

целостным подходом.

Следующие два раздела методологического аппарата исследования, которые следуют после разъяснения его методов и методологических основ, – это «На защиту выносится» и «Научная новизна».

«На защиту выносится»

Более предпочтителен в этом разделе другой вариант, когда фор­мулируются и перечисляются созданные дипломником конструкции, когда на защиту выносятся принципы, требования, обоснования, ус­ловия осуществления или содержание чего-либо, модель, схема, ме­тодологические приемы, средства осуществления, критерии, эффек­тивность и т.п. В этом варианте данный раздел позволит полностью раскрыть все, что удалось сделать, подав это наиболее наглядно.

обоснование его новизны,

Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных результатов. Впервые может проводиться исследование на оригиналь­ные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.

Для большого количества наук научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций, кото­рые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на до­стижение новых социально-экономических результатов. Новыми могут быть только те положения дипломной работы, ко­торые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или от­дельных ее направлений.

Научная новизна исторических исследований состоит во введе­нии в научный оборот новых, не использованных ранее научных ис­точников, в определении генезиса развития той или иной отрасли научного знания, во вскрытии закономерностей и основных путей развития той или иной науки.

Раздел «Новизна исследования» чаще всего делается в формули­ровках: разработаны, раскрыты, обоснованы, определены, установле­ны и т.п. Хотя степень новизны может быть очень различной, техни­ка ее выявления одна и та же: предложенное решение научной или практической задачи сопоставляется с уже существующими решения­ми аналогичных задач или, как принято называть среди патентове-дов, с прототипом, под которым понимается наиболее близкий по техническому существу (по смыслу) и по достигаемому эффекту предшественник предполагаемого изобретения.

Дипломник, приступающий к исследованию, сталкивается с ин­формацией двух видов. Информация первого вида заключается непо­средственно в том фрагменте объективной действительности, который составляет предмет исследования. Информация второго вида – это информация, уже извлеченная из работ реального предшественника дипломника и заключенная в опубликованных статьях, книгах, карто­теках и т.п. Именно этот вид информации и содержится в прототипе.

Если речь идет об изобретениях на применение, то, во-первых, все элементы прототипа сохраняются, однако при этом область его использования будет совершенно иной. Во-вторых, если доказатель­ство ведется от противного, то всегда имеется прототип – теорема, положение и т.п. В-третьих, поиск прототипа может вылиться в само­стоятельную аналитическую задачу, особенно в тех областях исследо­вания, которые находятся на стыке наук (бионика, химическая физи­ка, физическая химия, космическая медицина и т.п.).

Раскрытие прототипа (истории вопроса) является одним из су­щественных моментов в оформлении результатов любой научно-ис­следовательской работы, поскольку оно позволяет выявить признаки, отличающие предлагаемое решение от ранее существовавших. Имен­но на этом фоне лучше всего будет видна новизна предпринимаемого исследования.

Как правило, у дипломников есть большое желание употребить слово «впервые». И это желание вполне понятно. Но все же употреб­лять это слово не стоит. Во-первых, нельзя быть абсолютно уверен­ным в том, что все сделанные построения являются действительно абсолютно новыми. Во-вторых, скромность всегда только украшает настоящего исследователя.

Как видно из вышеизложенного, разделы «На защиту выносятся» и «Новизна исследования» тесно взаимосвязаны, они говорят в прин­ципе об одном и том же, но только в разных аспектах.

теоретичес­кую значимость.

«Практическая значимость выбранной темы».

Если диплом будет носить методологический характер, то ее практическая значимость может проявиться в публикации основных результатов исследования в научной печати; в наличии авторских свидетельств, актов о внедрении результатов исследований в практи­ку; апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений.

Если дипломная работа будет носить методический характер, то ее практическая значимость может проявить себя в наличии научно обоснованной и апробированной в результате экспериментальной ра­боты системы методов и средств совершенствования экономического, технического или социального развития страны. Сюда же относят исследования по научному обоснованию новых и развитию действую­щих систем, методов и средств того или иного вида деятельности.

Если предполагается, что будущее исследование будет обеспечи­вать научное обоснование путей оптимизации трудовых и материаль­ных ресурсов или производственных процессов, т.е. носить сугубо прикладной характер, то его практическая значимость может прояв­ляться в следующих формах:

  • научное обоснование вариантов направлений, способов совер­шенствования условий и эффективности труда, основных производственных и непроизводственных фондов, материаль­ных, топливно-энергетических ресурсов и других факторов социальной и экономической деятельности объединения, ве­домства, организации;
  • экономическое обоснование мероприятий по использованию научно-технических достижений в различных областях науки и практики;
  • разработка прогрессивных технологий и новых технических устройств и внедрение этих разработок в практику конкрет­ных отраслей народного хозяйства.

Таковы рассмотренные выше основные разделы методологичес­кого аппарата исследования. Что касается таких его разделов, как «Этапы исследования», «Апробация результатов», «Публикации по теме», «Внедрение результатов исследования», то они, как показывает практика, особых трудностей у дипломник не вызывают. Поэтому останавливаться на них нет особой необходимости.

Для уточнения методологического аппарата проведенного иссле­дования в процессе написания введения дипломной работы очень полезен методический прием, который предлага­ет профессор А.М. Новиков. «Вы берете большой лист бумаги и раз­графляете его на столбцы. В каждом столбце или печатаете, или на­клеиваете: тему исследования, готовый текст каждого раздела «аппа­рата», отдельным столбцом – названия глав и параграфов, добавляе­те еще один столбец – «выводы исследования» (когда они уже сфор­мулированы) и тщательно сопоставляете эти формулировки.

Например, Вы смотрите «гипотезу исследования» и проверяете, как она соответствует теме дипломной работы, сформулированным проти­воречию, проблеме, объекту, предмету, цели, задачам и т.д., вплоть до выводов. И так каждый столбец тщательно сопоставляется со всеми остальными, При этом, естественно, разделы «На защиту выносятся», «Новизна исследования» и «Выводы» могут быть содержательно не­сколько полнее гипотезы и задач, насыщаться какими-то конкретностями, не нарушая общей логики работы. Но обратного явления ни в коем случае быть не должно: то, что содержится, скажем, в ги­потезе, не может не быть отражено, например, в выводах».




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
|

— 2015-2021 год. (0.028 сек.)