«ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО»

Сегодня все человечество пришло к осознанию того, что именно через систему образования проходит цивилизованный путь прогресса в развитии общества. В мире происходит изменение отношения к образованию, так как в нем заложены основы социального и экономического прогресса человеческого общества. Именно человек, свободно владеющий средствами получения и обработки информации, способный принимать решения и нести за них ответственность является наивысшей ценностью современного общества.

Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспечение помощи преподавателям при разработке фонда оценочных средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю, государственной (итоговой) аттестации (ГИА) для специальностей, реализуемых в техникуме. Разработка фондов оценочных средств связана с переходом на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) третьего поколения.

(ФГОС СПО) третьего поколения – это ориентация не на содержание, а на результат образования, который выражается через компетентности специалистов. Структура и содержание ООП и отдельной дисциплины (модуля), образовательные технологии, включая планирование и оценку качества подготовки специалистов, должны быть направлены на создание и достижение заявленного результата обучения. Оценивание направлено на систематическое установление соответствия между предполагаемыми и достигнутыми результатами обучения. Акцент образовательного процесса переносится на контрольно-оценочную составляющую, позволяющую систематически отслеживать, диагностировать, корректировать процесс обучения. Уже на этапе проектирования ООП нужно планировать, какими способами и средствами будут оцениваться результаты обучения, что будет служить доказательством достижения целей образовательных программ.

Широко декларируемый новым ФГОС компетентностный подход к подготовке специалиста, рассчитанный на его конкурентоспособность и во стребованность на рынке труда, неизбежно требует изменений, как в организации образовательного процесса, так и в системе оценивания качества подготовки обучающихся и выпускников

42 стр., 20593 слов

«Робототехника в школе как внеурочная деятельность учащихся ...

... темы, уровень её изученности во внеурочной деятельности и ФГОС. В первой главе раскрываются теоретические основы развития социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования. ... жизненный опыт. Реальное содержание опыта детей ... учащихся в процессе обучения не нова, ... рассматриваются в работах Н.П. Аникеевой, ... являются товарищами по играм, но ...

Введение нового стандарта с сентября 2011 года обостряет необходимость разработки Фондов оценочных средств как основу для обеспечения реализации Основной профессиональной образовательной программы и оценивания качества подготовки выпускников в компетентностном формате.

Становится актуальным рассмотреть методологию разработки и внедрения современной системы средств и технологий для текущей и промежуточной аттестации студентов (как элемента системы мониторинга качества образования в учреждениях среднего профессионального образования), модернизацию системы итоговой государственной аттестации (оценочные средства и технологии аттестации) выпускников учреждений среднего профессионального образования.

ФОС кроме выполнения оценочных функций, также лучше всего характеризует образовательный уровень колледжа . Качество фонда оценочных средств и технологий является ярким показателем образовательной возможности вуза, своеобразной визитной картой институтов, факультетов, кафедр, которые реализуют образовательный процесс по соответствующим направлениям. Для оценки эффективности системы контроля используются обобщенные критерии: производительность, экономичность, адаптивность, дидактичность, оперативность, надежность.

Цель данной дипломной работы разработка ФОС по курсу «

Объект исследования – оценка качества образовательного процесса.

Предмет исследования – разработка ФОС по курсу «

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы фонда оценочных средств.

  2. Что можно писать?

  3. Проанализировать рабочую программу по курсу « Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования ».

  4. Разработать фонд оценочных средств по данному курсу.

ГЛАВА1 Фонд оценочных средств как форма контроля готовности специалиста в системе СПО

1.1 Понятие ФГОС и его характеристика

Фонд оценочных средств

Оценочные средства

12 стр., 5945 слов

Менеджмент качества в системе контроллинга на производстве алюминиевых банок

... на поставку банок, в котором указывается: 1. Банки алюминиевые глубокой вытяжки с легко вскрываемыми крышками. Название соответствует ГОСТ 51742-2001. 2. 3. 4. 5. Для контроля качества банок ... к работнику, как то образование, квалификация и т.п. Работники ... показателей несоо укупорочных средств 2. Не согласование ... 26215-84. Соответственно, в системе планирования, для функционирования производственного ...

Фонд оценочных средств должен создаваться на основе главных

  • Валидность (объекты и содержание оценивания должны соответствовать поставленным целям и функциям контроля и обучения);

  • Надежность (нацеленность используемых методов и средств наобъективность оценивания);

  • Эффективность (оптимальность выбора для конкретных условий использования целей, методов и средств контроля)

Для оценки знаний, умений и компетенций в ФОС создаются комплекты контрольно — оценочных средств (ККОС) под каждый профессиональный модуль и учебную дисциплину.

КОС по учебной дисциплине и профессиональному модулю являются неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО и обеспечивают повышение качества образовательного процесса колледжа.

КОС по учебной дисциплине, профессиональному модулю представляет собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения обучающимися установленных результатов обучения.

КОС по учебной дисциплине, профессиональному модулю используется при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

КОС входит в состав учебно-методического комплекса учебной дисциплины и профессионального модуля .

Методические рекомендации разработаны на основании следующих документов:

— Закона РФ «Об образовании» (от 01.12.2007 г. № 309 – ФЗ);

-Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Согласно требованиям п. 8.4. ФГОС оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух направления:

  • оценка уровня освоения дисциплин (умения, знания);

  • оценка компетенций обучающихся.

Компетенция

10 стр., 4745 слов

Контрольная работа: Методы и средства контроля давления. Поплавковые ...

... оснащена современными средствами контроля, регулирования и сигнализации. Непрерывные технологические процессы в различных отраслях промышленности часто требуют постоянного автоматического контроля количества накопленного материала, сырья, жидкостей и газов. Контроль уровня часто ...

Общая компетенция

Профессиональная компетенция

Общие компетенции формируются, как правило, в ходе освоения всей ОПОП.

Профессиональные компетенции формируются, как правило, в ходе освоения учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.

Фонд оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации разрабатывается для учебных дисциплин (УД) и профессиональных модулей (ПМ).

Фонды оценочных средств по профессиональным модулям включают:

  • оценочные средства по междисциплинарным курсам (МДК),

  • оценочные средства по учебной и производственной практике (УП, ПП),

  • оценочные средства для экзамена квалификационного по ПМ.

Названия фондов оценочных средств по разным видам элементам ППССЗ, их объекты контроля и оценки представлены в таблице1. Предлагается ввести следующие названия фондов оценочных средств:

  • оценочные средства по ПМ для экзамена квалификационного – контрольно- оценочные средства (КОС);

  • оценочные средства по УД, МДК, УП, ПП – контрольно-измерительные материалы (КИМ).

КОС по ПМ – включают контрольные задания и критерии их оценки, а также описания форм и процедур для экзамена квалификационного по ПМ, предназначенных для определения качества освоения обучающимися профессионального модуля (владения всеми профессиональными и общими компетенциями).

КИМ по УД/МДК/УП/ПП – включают контрольные задания и критерии их оценки, а также описания форм и процедур для текущей и промежуточной аттестации по УД/МДК/УП/ПП, предназначенных для определения качества освоения обучающимися УД/МДК/УП/ПП

Таблица 1 – Классификация фондов оценочных средств

Наименование элементов ППССЗ

Виды промежуточной аттестации

Контролируемые

результаты обучения

Фонды оценочных средств

Учебная дисциплина

Э, ДЗ, З

Умения, знания, направленные

КИМ по УД

Профессиональный

3 стр., 1271 слов

Производственный контроль условий труда

... регулируются полномочия контролирующих органов. Производственный контроль условий труда Производственный * взятия проб ... контрольных средств измерений; ж) контроль за соблюдением технологической дисциплины. Производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля. Производственный контроль ...

Экзамен квалификационный

ПК и ОК

КОС по ПМ

Составляющие

МДК

Э, ДЗ

Умения, знания, направленные на формирование ПК и ОК по ПМ

КИМ по

МДК

УП

ДЗ, З

Умения, практический опыт, направленные на формирование ПК и ОК по ПМ

КИМ по практике

ПП

ДЗ, З

ПК, ОК,

практический опыт по ПМ

КИМ по практике

1.2 Характеристика видов контроля по этапам обучения

Разработка методики оценивания зависит от этапа обучения, определяющей цели проводимых процедур. Основными видами контроля результатов обучения, которые приняты в педагогической практике, являются:  характеристика видов контроля по этапам обучения 1

  • диагностический (входной);  характеристика видов контроля по этапам обучения 2

  • текущий (пооперационный);

  • итоговый (периодическая и итоговая аттестация) .  характеристика видов контроля по этапам обучения 3

Диагностический контроль является необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Назначение диагностического контроля состоит в том, чтобы установить исходный уровень разных сторон личности обучающегося и, прежде всего, потенциала для будущей деятельности (способность как возможность) и результатов предшествующего научения – состояние готовности к выполнению новой учебной деятельности (способность как готовность).

Если цель контроля это выявление пробелов в знаниях и причины пробелов, то используется экспресс-диагностика на основе заданий с выбором одного правильного ответа из 2-3. Точность измерения в таком случае менее важна по сравнению оперативностью получения обобщенных результатов по группе.

Текущий контроль – основной вид регулярной проверки знаний умений , навыков обучающихся. Его задача – оперативное и систематическое управление учебной деятельностью учащихся на основе обратной связи и корректировки. Он позволяет получать первичную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, а также стимулировать регулярную целенаправленную работу студентов. Текущий контроль призван выполнять также прогностическую и диагностическую функцию. Учебный процесс организуется не только ради получения правильных ответов от студентов, а в первую очередь для обучения их познавательным действиям, ведущим к этим ответам. Следовательно, появляется необходимость контролировать содержание вырабатываемых действий. Каждое действие состоит из тех или иных операций.

17 стр., 8428 слов

Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости

... сравнительный. На основании сопоставления результатов полученных с применением различных подходов между собой получают рыночную стоимость объекта на дату оценки. Оценка недвижимости это основная часть ... восстановительной стоимости зданий и сооружений. Прибыль предпринимателя (ПП) составляет 12 % от суммы прямых и косвенных издержек. Для приведения здания в состояние, соответствующее рыночному ...

Пооперационный контроль важен и потому, что дает возможность точно фиксировать допущенные ошибки, тут же корректировать их и успешно продолжать дальнейшее выполнение действия. При контроле лишь за правильностью конечного результата действия – коррекция затруднена .

Частота контроля зависит от этапа усвоения, больше того, она должна меняться внутри отдельных этапов. Контроль может реализовываться не только педагогом, но и студентами, на разных этапах учебного процесса учащиеся контролируют себя в разной форме: внешний контроль постепенно заменяется внутренним. Иначе говоря, на начальных этапах становления деятельности обратную связь осуществляет преподаватель, а на завершающих этапах – сам студент. В последнем случае имеет место самоконтроль .

Итоги этого контроля «уровневой оценке» не подлежат. Наиболее подходящая отметка – зачет/незачет. Оценка должна сопровождаться оценочным представлением, из которого были бы ясно видны достоинства ответа, работы учащихся или их недостатки. Если же ответ окажется слабым, будет заслуживать неудовлетворительной оценки, то целесообразно использовать метод отсроченной отметки, т.е. неудовлетворительную отметку не выставлять, а ограничиться оценочным суждением или тактичным внушением. Пока результаты контроля не оценены ,учащемуся дается возможность улучшить качество своего учебного труда.

Основными формами итогового контроля в коллледжах являются зачеты и экзамены, которые в свою очередь могут проводиться с использованием разнообразных методов (итоговая контрольная работа, тестирование, устный индивидуальный опрос).

Итоговый контроль – осуществляется во время заключительного повторения в конце каждого семестра и учебного года, а также в процессе экзамена (зачета).

Именно на этом этапе процесса систематизируется и обобщается учебный материал. Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения Мировой художественной культуры.

Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки. Итоговый контроль осуществляется на переводных, семестровых и квалификационных экзаменах, государственных экзаменах, защите дипломного проекта. С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль, который может использоваться для любого вида контроля. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный.

6 стр., 2781 слов

Профессиональная компетентность мастера производственного обучения

... от эффективной оценки своих сильных и слабых сторон, от способности совершенствовать личностные и профессиональные качества. При рассмотрении компетенции мастера производственного обучения следует выделить прежде всего ведущий фактор. Это мотивация мастера производственного обучения к ...

1.3 Оценочные средства текущего контроля и промежуточной аттестации

Оценочные средства текущего контроля и промежуточной аттестации разделяются на контрольные задания, показатели выполнения, критерии оценки.

Контрольные задания включают одну или несколько задач (вопросов) в виде краткую формулировку действий (деятельности), которые следует выполнить, или описание результата, который нужно получить.

Показатели выполнения представляют собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата деятельности.

Критерии оценки — правила определения численной или вербальной оценки при сравнении показателей выполнения с результатами (процесса или продукта) действий, демонстрируемых (полученных) аттестуемым.

По сложности контрольные задания разделяются на простые и комплексные контрольные задания.

Простые (элементарные) контрольные задания предполагают решение в одно или два действие. К ним можно отнести:

  • тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме, на установление соответствие в закрытой форме, или на установление правильной последовательности в закрытой форме;

Комплексные контрольные задания требуют многоходовых решений как в известной, так и в нестандартной ситуациях. Это задания в открытой форме, требующие поэтапного решения и развернутого ответа, в т.ч. тестовые, и задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, на выполнение лабораторных работ или практических действий на тренажерах, станках, манекенах и т.п.

Комплексные контрольные задания могут применяться для проверки комплексных умений , способностей или компетенций обучающегося.

В структуре оценочного средства могут содержаться простые и комплексные контрольные задания, которые могут быть скомпонованы в виде задания на выполнение выпускной квалификационной работы, проекта, экзаменационном билете или в тесте (батарее тестовых заданий), и т.п.

Ответы на вопросы и решение простых контрольных заданий предполагают выполнение аттестуемым простых действий по изложению знаний понятий, определений, терминов , законов, формул и т.п. с пониманием смысла изученного материала, либо по применению информации для решения задач; применение (фактов, правил, теорий, приемов, методов) в конкретных ситуациях, соблюдение принципов и законов (литера П).

6 стр., 2546 слов

Содержание работы мастера производственного обучения (2)

... 6. Межпредметные связи 7. Высокопроизводительные методы труда и передовой опыт 8. Домашнее задание При планировании производственного обучения необходимо правильно намечать расстановку учащихся по рабочем местам. 6. Составление плана ...

Решение комплексных контрольных заданий требует от аттестуемого выполнения сложных действий:

  • по разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними, осознанию принципов организации целого и т.п.

  • по интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию продукта/гипотезы, системного объяснения/решения и иной новой информации, объясняющей явление или событие, предсказывающей что-либо и т.п.

  • по оценке значения объекта явления для конкретной цели, определению и высказыванию суждения о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т.п.

Категория действий аттестуемого Литера категории действий Конкретизация объектов контроля по характеру действий аттестуемого Альтернативные глаголы дескрипторов задач вопросов на выполнение аттестуемым контролируемых действий осознанное воспроизведение информации. В простые действия по изложению знаний понятий, определений, терминов, законов, формул и т.п. с пониманием смысла изученного материала. Определить, описать, выявить, обозначить, перечислить, подобрать (пару), назвать, кратко обрисовать, отобрать, изложить, различить, объяснить, расширить, обобщить, дать примеры, заключить, перефразировать, переписать применение информации .Простые действия, характеризующие элементарные умения применять информацию для решения задач; применение (фактов, правил, теорий, приемов, методов) в конкретных ситуациях, соблюдение принципов и законно в изменить , вычислить, продемонстрировать, узнать, манипулировать, видоизменить, действовать, подготовить, получить (какой-то результат), связать, показать, решить, использовать, превратить , защитить анализ. А сложные действия (деятельность), характеризующие комплексные умения разделять информацию на взаимозависимые части, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого Анализировать, изобразить, дифференцировать, распознавать, разъединять, выявлять, иллюстрировать, намечать, указывать, устанавливать (связь), отобрать, отделять, подразделять, классифицировать синтез Сложные действия (деятельность), характеризующие комплексные умения интерпретировать результаты, осуществлять творческое преобразование информации из разных источников, создавать продукт, гипотезу, объяснение, решение и иную новую информацию, объясняющую явление или событие, предсказывающую что-либо и т.п. Категоризировать , соединять, составлять, собирать, создавать, разрабатывать, изобретать, переписывать, подытоживать, рассказывать, сочинять, систематизировать, изготавливать, управлять, формализовать, формулировать, находить решение, описывать, делать выводы оценка. Сложные действия (деятельность), характеризующие комплексные умения, оценивать значение объекта/явления для конкретной цели, определять и высказывать суждение о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения Оценить, сравнить, сделать вывод, противопоставить, критиковать, проводить, различать, объяснять, обосновывать, истолковывать, устанавливать связь, подытоживать, поддерживать

22 стр., 10973 слов

Методика производственного обучения

... методика производственного обучения". Целями выполнения курсового проекта является обобщение и закрепление методических знаний и умений при углубленном изучении вопросов проектирования учебного занятия профессионального обучения, а также формирование умений самостоятельной работы ... -воспитательном процессе, то группа может выйти из-под контроля и занятия будут проводиться впустую. Таблица 1- Форма ...

Простые контрольные задания, в основном, состоят из задач/вопросов типа В и П.

Комплексные контрольные задания, как правило, состоят из задач и вопросов типов А, С и О.

В определенных случаях, когда знания и умения проверяются в комплексе, комплексные контрольные задания могут включать в себя задачи и вопросы типа В и П. При этом количество задач/вопросов типа А, С и О в них должно быть не менее 60%.Общее количество задач/вопросов в контрольном задании рекомендуется определять не менее пяти.

Критерии оценки необходимы для определения численного эквивалента за неправильно или правильно выполненное (решенное) контрольное задание.

Для простых контрольных заданий это, как правило, бинарный признак правильности ответа (решения): дихотомическая оценка — 1 (правильно/ да), 0 — (неправильно/ нет).

Для комплексных контрольных заданий используются либо бинарная либо политоническая оценка ответов или решений. Политоническая оценка предполагает выставление балльной оценки (по возрастающей) за каждое промежуточные правильные ответы , решения или правильно выполненное действие.

Для оценки знаний, умений и компетенций в ФОС создаются комплексы оценочных средств (КОС) для каждого профессионального модуля и учебной дисциплины.

КОС должны иметь паспорт примерного состава:

цель аттестации по учебной дисциплине или профессиональному модулю;

  • специфическая выборка аттестуемых (контингент)

  • перечень пользователей результатов аттестации;

  • состав и назначение КОС;

  • документы, определяющие содержание КОС;

  • содержательно-компетентностная матрица КОС;

  • система оценивания результатов аттестации (критерии и порядок оценивания).

Оценочные средства для государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений СПО включает задание на выполнение, основные показатели оценки результатов и критерии оценки результатов выполнения и защиты выпускной квалификационной работы.

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы имеет общую тему ВКР и перечень задач/вопросов в виде кратких формулировок действий (деятельности), которые следует выполнить и/или описаний результата, который нужно получить.

Основные показатели оценки результатов входят в состав программ профессиональных модулей и представляют собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата (продукта) деятельности аттестуемого как составляющие общих и профессиональных компетенций ФГОС СПО. Показатели оценки результатов могут отражать как комплексный результат деятельности (характеризующий целостный опыт деятельности), так и элементарный результат выполнения отдельный действий и/или операций.

Дескриптор показателя оценки результатов формулируется с помощью отглагольных существительных, стоящих вначале предложения. Формулировка дескриптора должна быть:

  • ясной и понятной: использование доступных понятий, учет понимания их значений в контексте деятельности; простые предложения и стиль изложения; логичность (последовательность, непротиворечивость);

  • четкой и конкретной, способствующей однозначному пониманию качественных и количественных характеристик результата деятельности.

Критерии оценки — правила определения численной и/или вербальной оценки при сравнении результатов (процесса или продукта) действий, демонстрируемых (полученных) аттестуемым с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки результата.

Оценочные средства для государственной (итоговой) аттестации должны обеспечивать поэтапную и интегральную оценку компетенций выпускников образовательных учреждений СПО .

1.4 Разработка и экспертиза ФОС

На основе требований ФГОС, заявленных целей ООП и академических свобод колледжа , в ООП устанавливается полный состав требований к выпускнику в форме планируемых результатов обучения и списка формируемых компетенций. В структуре ООП содержится матрица, в которой соотнесен перечень требований к выпускнику с массивом основных образовательных модулей дисциплин. Причем, каждый модуль может быть достаточным для формирования соответствующей способности, а может иметь статус необходимого, т.е. формирующего данную способность только в совокупности с другими модулями. При последовательном или параллельном изучении дисциплин, формирующих одинаковые результаты обучения ООП, необходимо учесть уровень развития компетенций и составляющих результатов обучения.

Поведенческие индикаторы достижения результатов обучения (объекты оценивания):

  • являются фокусом оценивания каждого результата обучения и определяют конкретные действия, которые студенты смогут демонстрировать в результате обучения (стандарты эффективного/желательного поведения);

  • устанавливают минимальный уровень для оценивания;

  • позволяют описать желательное поведение/режим работы студентов и уменьшить неясность, связанную с демонстрацией ожидаемых способностей. Разработчику необходимо сформулировать перечень действий студента, которые однозначно показывают достижение необходимого результата обучения. Однозначность формулировки объекта контроля – диагностичность – проводится с использованием таксономии Б. Блума на основе конкретизации результатов обучения на определенном этапе образовательного процесса. Отсюда необходимость разработки разных видов ФОС – текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации.

  • состоят из глагола, обозначающего действие, и содержания. По сути – это ответы на вопросы «что делает, как делает?». Индикаторы и их проявление в поведении должны быть прописаны простыми словами, понятны и легко измеримы в поведении человека. Каждый индикатор должен быть однозначен и исключать двойное толкование. Важно, чтобы поведенческие индикаторы результатов обучения с одной стороны надежно раскрывали желательное поведение, а с другой – не дублировали друг друга.

Основной этап.

  1. Разработка и подбор в соответствии с кодификатором контрольных заданий, по результатам выполнения которых можно судить о достижении студентом определенного результата обучения и, следовательно, соответствии тому или иному предъявляемому требованию. Основное требование – структурирование базы учебных заданий по поведенческим индикаторам или контролирующим мероприятиям. Задание не может существовать само по себе. Оно обязательно связано с определенной целью использования, т.е. с объектом и определенной процедурой контроля.

  2. Формирование содержания конкретных контролирующих мероприятий (контрольная работа, зачет, самоконтроль, экзамен и т. п.).

    Разработка спецификации (плана) контролирующего мероприятия, в которой указываются контролируемые результаты обучения (дидактические единицы), индикаторы (деятельностные цели) , структура используемого комплекса заданий, регламент проведения, учебно-методические, технические и эргономические условия его проведения, критерии оценивания, использование результатов контроля. Спецификация план контроля дает возможность разработки нескольких вариантов заданий. Это открытая информация для всех участников образовательного процесса. Спецификация необходима для обоснования надежности, объективности, валидности контролирующих мероприятий.

  3. Определение критериев оценивания результатов выполнения контрольных заданий в заданных условиях. Уровень подготовленности студента считается соответствующим требованиям ФГОС, если он демонстрирует способности решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера. В этом случае уровень подготовленности студента может быть оценен баллами «хорошо» или «отлично». Для более точного и объективного оценивания устанавливаются конкретные пороговые значения для оценки заданий как в целом, так и каждого в отдельности. С этой целью возможно, например, описать принципиально значимые элементы ответов, отсутствие которых есть «погрешность принципиального характера». Процедура выставления оценки должна быть обязательно известна, прозрачна и ясна студенту. В результате оценивания студент должен четко осознавать что, как и когда оценивалось, за что ему начислен или не начислен балл/ кредит.

Завершающий этап.

  • инструкции (методические указания) для студентов, преподавателей, методистов, наблюдателей, членов ГАК , рецензентов и т. п.;

сценарии контролирующих мероприятий;

  • нормативно-методические документы;

  • инструкции по обработке, анализу и интерпретации полученных результатов;

  • формы бланков ответов (опросные листы), рецензий, оценочных листов

Фонды оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации разрабатываются по каждой дисциплине модулю, практике, закрепленной за кафедрой, и входят в рабочую программу дисциплины.

ФОС могут разрабатываться коллективом авторов по поручению заведующего кафедрой. Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к результатам обучения преподается на различных кафедрах, то возможно создание единого ФОС. В этом случае мотивированное заключение принимается всеми кафедрами, преподающими эту дисциплину, совместно.

Ответственность за создание ФОС итоговой аттестации и координацию действий кафедр по разработке материалов фонда возлагается на заместителя директора колледжа по УР и руководителя ООП.

ФОС текущего контроля должен пройти внутреннюю экспертизу, ФОСы для аттестации – внутреннюю и внешнюю. После прохождения экспертизы принимается решение об утверждении ФОС. Для текущего контроля – на заседании кафедры, для промежуточной аттестации – на заседании методической комиссии колледжа.

Экспертные комиссии ФОС включают:

  • для внутренней – преподавателей колледжа , читающих аналогичные или смежные дисциплины, студентов выпускных курсов;

  • для внешней привлекаются ведущие преподаватели других колледж , представители работодателей и профессиональных сообществ, выпускники прошлых лет.

Результаты экспертизы оформляются в форме акта. Минимальное число

При разработке, экспертизе и утверждении ФОС должно быть обеспечено соответствие его содержания результатам обучения и задачам будущей профессиональной деятельности согласно:

ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки (специальности);

  • ООП и учебному плану (направлению подготовки);

  • рабочей программе дисциплины, реализуемой по ФГОС СПО;

  • образовательным технологиям, используемым в учебном процессе;

  • современным научным представлениям, достижениям науки, техники, технологии и культуре.

Критериями качества при экспертизе ФОС являются:

  • диагностичность целей контроля; соответствие результатов обучения; качество предлагаемых критериев, показателей, индикаторов оценивания;

  • полнота и системная организация оценочных материалов, наличие уровней трудности, сложности, адаптивные механизмы предъявления, вариативность, обеспечение контроля междисциплинарных связей;

  • стимулирование познавательной активности (разнообразие форм заданий, контекстные задания, релевантное и интегрированное оценивание, рефлексия, взаимооценка);

  • формирование навыков само- и взаимооценивания;

  • использование современных принципов контроля (компетентностный подход, объективность, внешняя оценка, автоматизация процедур и т.п.);

  • надежность и валидность результатов контроля;

Выводы по первой главе

В результате работы над первой главой исследования можно сделать следующие выводы:

1. Фонд оценочных средств

2. Разработка методики оценивания зависит от этапа обучения, определяющей цели проводимых процедур. Основными видами контроля результатов обучения, которые приняты в педагогической практике, являются следующие: Выводы по первой главе 1

  • диагностический (входной); Выводы по первой главе 2

  • текущий (пооперационный);

  • итоговый (периодическая и итоговая аттестация). Выводы по первой главе 3

Диагностический, Текущий контроль, Итоговый контроль

3. Оценочные средства текущего контроля и промежуточной аттестации разделяются на контрольные задания, показатели выполнения, критерии оценки.

Контрольные задания

К простым контрольным заданиям относятся тестовые задания, простые ситуационные задачи и задания по воспроизведению текста.

Комплексные контрольные задания требуют многоходовых решений. Это задания в открытой форме, требующие поэтапного решения и развернутого ответа, задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, на выполнение лабораторных работ или практических действий на тренажерах, станках, манекенах и т.п.

Показатели выполнения, Критерии оценки

Для оценки знаний, умений и компетенций в ФОС создаются комплексы оценочных средств (КОС) для каждого профессионального модуля и учебной дисциплины. КОС должны иметь паспорт примерного состава:

цель аттестации по учебной дисциплине или профессиональному модулю;

  • специфическая выборка аттестуемых (контингент)

  • перечень пользователей результатов аттестации;

  • состав и назначение КОС;

  • документы, определяющие содержание КОС;

  • содержательно-компетентностная матрица КОС;

  • система оценивания результатов аттестации (критерии и порядок оценивания).

Основные показатели оценки результатов входят в состав программ профессиональных модулей и представляют собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата (продукта) деятельности аттестуемого как составляющие общих и профессиональных компетенций федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.