Художественный монтаж

Чтобы донести зрителю своё художественное переосмысление действительности, используя весь свой творческий потенциал, необходимо, прежде всего, понять рекомендации С. М. Эйзенштейна: «разбить в «себе» заданное, аморфное, нейтральное, безотносительное «бытие» события или явления – с тем, чтобы вновь собрать его воедино, согласно тому взгляду на него, который диктует мне моё к нему отношение, растущее из моей идеологии моего мировоззрения».

Именно так определяется методология монтажного творчества, которая широко использовалась в практике В. Мейерхольда и Б. Брехта, где в сценических формах возникал язык глубокой философии, рождённой действием непредсказуемых обобщений.

Процесс реализации режиссёрского замысла всегда сложный, сугубо индивидуальный и неповторимый, который начинается ещё тогда, когда этот замысел только возникает и созревает: в драматургии художественного пространства находится природа режиссёрского воплощения художественной мысли, и эта энергия (физика и метафизика), в обязательном образном исполнении, есть продукт м о н т а ж а.

Данный художественный метод организации структуры художественного произведения является единственным способом, посредством которого можно соединить эмпирический материал художественной логикой, чтобы определённым языком выразительных средств изложить художественную информацию в необходимом субъективном художественном аспекте.

Художественный монтаж это и физическое (внешнее) и внутреннее (латентное) явление, в котором возможно более полное раскрытие всех психофизических процессов в исследуемом материале сценического пространства. Монтаж применим во всех видах искусства и в исполнении каждого художественного произведения. Он помогает Творцу решать сложные задачи в реализации раскрытия Образов, а также суммировать примитивные и простейшие коллажные информации.

Прежде всего: монтаж – это в с е г д а столкновение.

Столкновение является природой монтажа. Это столкновение информации изложенной любыми средствами художественной выразительности, любыми языками различных искусств.

Как и музыке, – например, – понадобилась особая система логического отбора и сцепления звуков путём лада, ритма, гармонии, тембров, которые объединяются определённым отношением-столкновением между собой. Это позволяет музыке широко оперировать звуковыми элементами для создания музыкальных форм, развития музыкальных образов.

Отношение элементов соединения между собой в этой системе определяет х а р а к т е р данного столкновения.

13 стр., 6376 слов

Принципы комфортного монтажа

... монтажными решениями, когда ничто не должно отвлекать от повествовательной линии, следует соблюдать принципы комфортного монтажа. В сущности, все требования монтажного единства кадров направлены на то, чтобы ... это их дело. Думаю можно согласиться с Эйзенштейном в определении монтажа как способа художественного мышления. Это не просто средство компоновки кадров во временной последовательности, ...

Характеры столкновений могут быть ассоциативными и компилированными (таблица №1), которые являются природой, необходимого для осуществления монтажного принципа столкновения.

Ассоциативный характер столкновения – это художественный монтаж информации в плоскости иносказательного языка любого вида искусства.

Компилированный характер столкновения – это художественный монтаж информации в плоскости коллажного языка (как сборка неоригинального), ориентированного к художественному обобщению (таблица №1).

Характеры монтажа определяются его уровнями. Исследования и практика показали – два:

1. палитрический (это фундаментальная основа образных решений и создание образов на «молекулярном» уровне – его «клеточное» построение, то есть – сам собирательный (внутренний — латентный) предмет-образ);

2. архитектонический (это композиционность произведения, каноны драматургии, режиссуры – столкновение предметов-образов, или фрагменты и части, состоящие из них).

(таблица №2).

Для того, чтобы на любом из этих уровней могло осуществиться столкновение художественного материала, в определённом характере, необходимо определить методы (способы) этих столкновений. Опыты в творческих лабораториях выявили следующие грани в многообразии монтажных перипетий: (Таблица №1)

1. последовательный – это способ столкновения художественной информации, подчинённый последовательному движению художественной мысли, догмированной заданной художественной логикой, отвечающей требованиям (по-Аристотелю) закона развития сценического действа;

  • Примером может служить «Ревизор» Н.В.Гоголя: весть о том, что «к нам едет ревизор» последовательно определяет и формирует все последующие обстоятельства в их сценическом развитии.

2. параллельный – это способ столкновения художественной информации посредством художественного анализа двух или нескольких мыслей в одной плоскости временного пространства художественного произведения;

  • Имеется яркий пример в киноискусстве – это полиэкран, на сцене – развитие двух или нескольких действий несущих самостоятельную друг от друга художественную информацию.

3. ретроспективный – это способ столкновения художественной информации временного пространства в одной условной плоскости, чтобы художественным ракурсом коснуться грани сравнений;

— Простейшим примером здесь будет использование в художественном произведении возврата к прошлому посредством воспоминаний или отражений истории – это своеобразный «наплыв» видеоряда из памяти отдельных людей, или исторического момента из определённой эпохи и т.д.

4. Композиционный – это способ столкновения художественной информации посредством изменения последовательности в классической закономерности развития драматургии;

— Очень часто для активизации восприятия зрительской аудитории кульминационный момент (или любой другой эпизод произведения) выносят на начало художественного пространства, и этот эмоционально-провокационный элемент активизирует аудиторию и акцентирует на определённые точки событийности.

17 стр., 8104 слов

Устройства хранения информации

... информацией; надёжность хранения информации. Остановимся подробнее на рассмотрении вышеперечисленных накопителей и носителей. Принцип работы магнитных запоминающих устройств основаны на способах хранения информации ... информации, закодированной как области переменной намагниченности. Дисковые носители, как правило, намагничиваются вдоль концентрических полей – дорожек, расположенных по всей плоскости ...

5. абстрактный – это способ столкновения художественной информации иносказательных средств выразительности результатом которого является альтернативное, неконкретное восприятие художественного материала, определённое интуитивным чувством художника;

  • Это один из самых сложных методов монтажного творчества, так как его язык – это энергия авангардной мысли в искусстве, – это язык знаков, исходящий от тонкого и сугубо индивидуального восприятия действительности художником, который не определяется и не измеряется эмпирическим восприятием зрительской аудитории, а является совершенно оригинальным художественным изложением, который оправдан условностями в тех или иных обстоятельствах и убедителен как яркий, но не пересказываемый сон, как философия пространства, выраженная в геометрических гранях, в абстрактной геометрии чувств;
  • это, конечно же, образы без конкретных контуров сравнения на что-то.

6. контрастный – это способ столкновения художественной информации имеющий полярные различия между собой, определённых, как информационной сутью, так и языком художественных средств выразительности;

  • Данный метод широко используются в постановочной практике, как на палитрическом, так и на архитектоническом уровнях. Он помогает усилить сравнение, активизировать внимание, переломить в нужном направлении художественное пространство.

7. образный – это способ столкновения художественной информации в плоскости ассоциаций, где присутствует внутренний контакт, как частных, так и общих художественных обобщений.

Образный монтаж на палитрическом уровне – это сам образ: пространство, из которого он состоит, рожденный соотношением определённой художественной информации, а на архитектоническом уровне – это ассоциативный способ мышления, рождаемый столкновением готовых художественных обобщений.

Итак, изучив информацию, отработанную определённой темой, проблемой и «сверхзадачей», художник начинает подчинять этот материал абрису обозначенной им ЦЕЛИ: это – и раскрытию ТЕМЫ; это – и художественному исследованию ПРОБЛЕМЫ; это – и ЗАДАЧЕ педагогического воздействия на аудиторию:

  • чтобы эмпирический материал стал ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ и принял «роль носителя» ЛОГИКИ в художественном мышлении;

— чтобы единица сценической информации была проявлена художником-исследователем, как апелляция и как факт, посредством которых художественная логика становится «ДОГМОЙ» в чёткой системе художественных доказательств – необходимо весь отобранный материал целенаправленно столкнуть–соединить.

Художественный монтаж – это объёмное изложение материала в момент столкновения той или иной информации, определённой авторским отбором.

Художественный монтаж – рождение нового художественного пространства в процессе столкновения – есть «стык», и «стык» в этом процессе можно рассматривать, как момент становления художественного высказывания.

Ступени процесса монтажного творчества можно сформулировать так: (определив уровень монтажа)

метод столкновения

характер столкновения

процесс столкновения

монтажный стык

7 стр., 3412 слов

Монтаж- одно из важнейших средств кинематографа

... трактует кадр как знак, как "китайскую букву" - иероглиф. Он считает, что монтаж является основой художественного мышления в кино, что материалом кино он видит реальность, полную достоверность ... целое слово или фразу". В этом изречении сказано, практически, самое главное о монтаже. Монтаж есть способ компоновки содержания и смысла произведения из отдельных "кубиков". Для выразительности произведения ...

(таблица №3).

Ступени процесса, как предмет сравнения, рассматриваются для визуального ощущения, чтобы управлять реализацией замысла и предопределять результат.

Необходимо проявлять стремление в поиске данных столкновений во внутренних соединениях художественного материала, так как внешние, контурные сочетания в стыках, не раскрывают всех «вещей самих в себе». Абрис, наполненный метафизикой, обладает авторской «абсолютной истиной».

С т о л к н о в е н и е, как принцип художественного монтажа – шаг к пониманию Бытия, где Объективно только то, что всё Субъективно.

Заключая данную теоретическую мысль в тезисном измерении, акцентирую внимание на том, что принцип монтажа можно изложить условной ТРИАДОЙ:

  • столкновение (акт);
  • столкновение (характер акта);
  • столкновение (способ акта).

Итак,

: принцип стыка – столкновение, которое определёно и изложено тремя гранями;

  • : процесс монтажа условно делится на пять частей;
  • : методов столкновения определено – семь.

Отсюда, перед нами появляется следующая цепь чисел:

  • три – пять – семь (3, 5, 7).

Эти числа во многих философских течениях означают движение по кругу. Так же и процесс художественного монтажа – явление замкнутого цикла, поэтому в нём трудно отделить одну грань столкновения от другой, как и трудно однозначно определить точный характер какого-то конкретного художественного столкновения.

Остаётся добавить, что все эти теоретические обоснования условны, как условным является язык самого искусства, а также, как и условными являются ИСТИНЫ философии и точных наук.

Сценарист-режиссёр, кинодраматург, драматург, писатель;

  • Лауреат Всероссийской профессиональной Премии «Грани театра масс» при СТД РФ;

Член профессионального комитета московских драматургов

А.П.Евдокимов