Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой — самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп — группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, — но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Семья — неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья — начало начал.
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии, семейной педагогикой. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни.
Цель контрольной работы — дать характеристику основным функциям семьи.
1. Понятия «семья», «брак», «функции»
Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья — малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью». 11 Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. — М.: Издательство РДЛ, 2001. — с. 129
Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.
«Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу». 11 Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. — М., 1995. — с. 75
Иными словами, брак — это контракт, который заключается тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата — дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.
Брак как основание возникновения правоотношений супругов
... правоотношения лиц, состоявших ранее в брачном союзе, то брак, признанный недействительным, считается таковым с момента его заключения. Его как бы и не было вовсе. Поэтому супруг, ... другие вопросы жизни семьи решаются супругами исходя из принципа равенства супругов. Аналогичны по своему содержанию и обязанности супругов нематериального характера. Супруг обязан не мешать другому супругу осуществлять ...
Историческая форма семьи, определяется социально-экономическими условиями жизни общества, определяет функции семьи, ее назначение. Через свои функции семья связана с одной стороны с обществом (общественные функции), с другой стороны с составляющими ее индивидами (индивидуальные функции).
Семья служит удовлетворению определенных потребностей, это точно отмечено в определении семьи Н.Я. Соловьевым: “Семья — это средоточение крайне важных человеческих потребностей (в первую очередь сексуальных, детородных, хозяйственно-потребительских, эмоционально-нравственных, эстетических, психологических), которые она способна удовлетворить в избирательном, устойчивом, повторяющемся плане”.
Функции семьи, т.е. те потребности общества, и личности, которые она способна удовлетворить глубоко историчны, поэтому с течением времени меняет характер функций и их иерархия. Основными функциями современной советской семьи являются следующие (рассмотрение их с точки зрения членов семейного коллектива).
Функции семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.
2. Репродуктивная функция семьи
Семье по самой ее природе присуща функция воспроизводства населения, через которое достигается биологическое воспроизводство общества: удовлетворение потребности в детях. Причем из всех детенышей человеческий ребенок наименее способен в момент своего рождения обеспечить свои потребности самостоятельно, наименее завершен (и биологически) в момент своего рождения. Ему необходимо пройти длинный путь, чтобы достигнуть взрослого состояния.
Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.
Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это связано с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.
Анализ потребления электроэнергии бытовыми приборами среднестатистической ...
... перспективы изменения тарифов для населения? Цели данного реферата: 1. провести анализ потребления электроэнергии бытовыми приборами среднестатистической семьи; 2. рассмотреть, изменение стоимости электроэнергии в ... транспорта, ростом электрического освещения в городах. Повсеместное проникновение электричества в нашу жизнь произошло невероятно быстро. Совсем, казалось бы, недавно, чуть больше ...
3. Хозяйственно-бытовая функция семьи
Хозяйственно-бытовая функция — поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми и престарелыми членами семьи, ведение домашнего и личного хозяйства, поддержание определенного порядка в жилище, приготовление пищи, приобретение и ремонт одежды, обуви, хозяйственных товаров.
Главными моментами, характеризующими ее, являются: время, затрачиваемое на домашний труд, распределение труда между членами семьи, мера использования семьей общественно-бытовых учреждений.
Характер выполнения семьей хозяйственно-бытовой функции оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы, на семейное воспитание. Здесь значение имеет все, начиная от источников количества семейных доходов, заканчивая распределением домашнего труда.
4. Воспитательная функция семьи
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.
Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
Второй аспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.
Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
5. Организация досуга в семье
Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.
Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
Структура досуга: чтение; просмотр телепередач; посещение библиотеки, театров, кино, гостей; туризм; спорт; семейные праздники.
6. Экономическая функция семьи
Выполняя экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
Экономическая функция состоит в обеспечении материальных условий жизни семьи, ведении домашнего и личного хозяйства, соблюдении семейного бюджета, получении материальных средств одних членов семьи для других.
7. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи
Жизненный цикл семьи — последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи — начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все периоды развития семьи, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.
Особенности игровой деятельности детей с различными нарушениями
... полезна и для подготовки руки к письму. Особенно велика ее роль в группах для дошкольников с общим недоразвитием речи, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии ... игровой деятельности, внутри и в связи с которой происходит коррекция различных нарушений. В связи с особенностями в развитии дети с нарушениями нуждаются в целенаправленном обучении и подборе игр для конкретного ...
Заключение брака является первым периодом развития семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.
Второй период начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.
В третьем периоде процесс отселения взрослых детей продолжается. Он может быть очень длинным, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Этот период называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.
Четвертый период — период одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.
Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую- брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте — в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свои функции и функции других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
Психические отклонения у детей младшего школьного возраста
... ситуации в жизни ребенка. Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые ... и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь, порок сердца. В замедлении темпа развития этих детей значительная роль принадлежит стойкой ...
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.
8. Конспект праздника в семье
Организация детского праздника в семье. Что такое праздник для ребенка? Это веселое, увлекательное и познавательное время препровождения. Все это реализуется благодаря игре. Знаменитый ученый Эрик Берн говорил: «…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».
Учитывая степень важности игры в жизни ребенка, хотелось бы обратить внимание на еще один момент необходимый для успешного проведения праздника — это участие в совместной деятельности всех членов семьи. Семейный праздник — это необходимый компонент объединяющий семью, делающий ее неповторимой, уникальной. Очень важно, что останется в памяти вашего ребенка, какой опыт семейной жизни он возьмет с собой.
В каждой семье дни рождения празднуются по-своему. Дети ожидают этот праздник с особенным нетерпением. Самым важным событием для ребенка оказывается то, что в этот день он становится на год старше. Взрослые должны знать, что именно дни рождения запоминаются особенно ярко и надолго сохраняются в памяти детей. От взрослого зависит глубина впечатлений этого праздника. Чтобы празднество не сводилось лишь к сбору «дани» с гостей, посиделкам и разговорам взрослых, съедению торта готовить и проводить дни рождения желательно с учетом возрастных особенностей именинника.
Начнем с самых маленьких. Для годовалого крохи достаточно компании из 1-2 сверстников с родителями. Главная задача праздника — не переутомить именинника и его гостей, поэтому «выход в люди» должен быть столь же ярким, сколь и коротким: не более 1-2 часов. Не желательно изменять режим обычной жизни малыша. Первый день рождения — праздник скорее, для мамы и папы, поэтому вечером можно вспомнить подробности рождения, просмотреть фотографии, бирочки из роддома, записки молодого папы.
Главный предмет для украшения квартиры — воздушные шарики. Их можно развесить гроздьями, разбросать по полу, поднять к потолку. А также хорошо подойдут развешенные по квартире забавные картинки яркие и красочные.
Праздничный стол скорее для родителей, главное чтоб за разнообразием блюд они вспомнили о виновнике торжества и его гостях. Даже с такими крошками можно поиграть и придумать развлекалочки. Например: поиграть в парашютистов: кто из пап выше подбросит своего ребенка. Или в летчиков: облететь на папиных же руках близлежащую территорию; превратить папу в жирафа или лошадь и проскакать на нем верхом по квартире; если малыши еще не умеют ходить, выяснить, кто быстрее доползет до двери; если малыши устойчиво стоят на ногах — устройте дискотеку, посмотрите, что из этого получится.
Подвижные игры на свежем воздухе
... задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на празднике используются главным образом массовые игры, в которых могут принимать участие дети разного возраста и подготовки. Выбор игры непосредственно зависит от ... игры Для проведения игр на воздухе необходимо выбрать ровную зелёную площадку, лучше всего её делать прямоугольной формы, шириной не менее 8 м и длинной не менее 12. Желательно, ...
Можно устроить конкурс «Кто выше?», сделав на двери отметки роста детишек, в альбоме обвести контуры детских ручек и ножек. И самое главное сохраните это все до следующего года!
Дети постарше — 2-3 годика — контактнее и выносливее, но и капризнее, конфликтнее. Излюбленные: «Я — сам!» и «Мое!» могут значительно подпортить атмосферу праздника. Поэтому желательно приглашать минимум гостей, хорошо знакомых малышу. Время праздника непродолжительное, порядка 2-3 часа, иначе малыш перевозбудится, начнет капризничать и устроит «праздник» всем.
Квартиру украсить помогут незаменимые воздушные шарики, вырезанные картинки, фигурки, подвешенные к люстре. А так же первые детские рисунки и поделки.
Угощения на столе зависят от маминой фантазии, но желательно, чтобы дети не переели сладкого. А для этого есть некоторые игры и развлечения. Малыши 2-3 лет, как правило, уже хорошо бегают, ходят, умеют обращаться с мячом, кубиками, играют в машинки и куклы, могут повторять за взрослыми простые фразы. Родители с детками могут поводить хороводы «Каравай», «Карусель». Поиграть в такие игры как: «змейка», бег по квартире друг за другом. Направляющий говорит, что надо делать (идти гусиным шагом, прыгать, ползти, кувыркаться или пролезть под столом);
- «болото», у каждого два альбомных листа, перемещаться можно, наступая на один из них, а другой, перетаскивая, словно по кочкам;
- «меткий стрелок», попасть мячом в ведро, таз как можно больше. Сбить кегли (бутылки из-под газводы подойдут тоже);
- «полоса препятствий», дойти до финиша, преодолевая различные препятствия (столы, стулья, подушки, одеяла).
Дети 3-6 лет, как правило, уже ходят в садик имеют друзей, а также собственное мнение на некоторые вещи. Желательно с ними посоветоваться о приглашенных. Можно совместно приготовить пригласительные билеты (открытки, различные фантики, или же самостоятельно нарисованные картинки), затем эти пригласительные можно использовать в игре «Фанты».
Квартиру украсит стенгазета «Наш малыш», альбом с контуром обведенных ручек, ножек предыдущих лет. Без воздушных шариков не обойтись.
На столе помимо сладкого можно предложить обожаемую детьми картошку-пюре с сосисками, немножко салатов и море выбора различных напитков и фруктов.
Детям этого возраста можно предложить не только подвижные игры, но и где немного нужно подумать. Заинтересовать и заинтриговать гостей можно с самого начала: при входе каждый ребенок получает новое имя — медведь, лиса, волк и т.д. Картинка с новым именем прикрепляется на спину ему, он об этом не знает, до тех пор, пока с помощью наводящих вопросов не выяснит у окружающих все о себе; весь вечер можно играть в поиски клада (в зависимости от времени года изготавливаются снежинки, цветочки, кленовые листочки, ягодки).
Всего штук 30, и только на 3-4 написать приз, на 4-5 задания, инструкции и т.д. отдать на «растерзание» рулон обоев и разрешить с ним делать все, что угодно. Не исключено, что вы получите шедевр изобразительного искусства — огромное полотно «Как мы видим мир».
Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием
... вместного с нормально развивающимися детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении условий: осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов; обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ре ...
Дети 6-9 лет, в основном уже определились в своих дружеских пристрастиях и вряд ли разрешат вам внести какие-то изменения в список приглашенных, однако попросите ознакомить вас с ним на случай возможных неожиданностей. Помните, что вы устраиваете детский, а не родительский праздник, поэтому внимание взрослых должно быть направленно на развлечения и игры с детьми.
Оформление квартиры к празднику доверьте ребенку, слегка помогая и подсказывая.
Неспешное и обильное застолье скорее для родителей. Детей можно угостить пиццей, различными бутербродами, салатами выложенных в интересной форме (чебурашка, сердечко и т.д.).
Напитки украсьте различными соломинками, кусочками лимона. Предложите ребятам мороженое, коктейли из мороженного, фруктовое желе. Без торта не обойтись, и конечно он должен быть со свечами. Программу праздника подготовьте вместе с ребенком, выясните, во что интересно им было бы поиграть, но место для сюрприза оставьте за собой. Поиграйте в «волшебный мешок»: ведущий объявляет, что в мешке находятся предметы, названия которых начинаются на каждую букву именинника. Угадавший получает предмет. Дальше разыгрывается на следующую букву и т.д. Призы простейшие: пряник, расческа, апельсин, зефир.
Это лишь некоторые предложения празднования дня рождения, хотя организация и проведение полностью подвластны родительской фантазии. С ребенком в возрасте 6-9 лет можно обсудить, где бы он хотел справить день рождение, быть может, ему захочется сделать это вне дома. Если погода позволяет, интересным и запоминающим будет праздник, проведенный на природе. Можно посетить кафе — мороженное и угостить ребенка и его друзей, тем, что они выберут. Ну а если средства позволяют, то можно приобрести для семьи путевку на неделю отдыха за рубежом или на море.
Заключение
Итак, семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья — единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.
Основными функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-бытовая, экономическая, воспитательная, досуговая.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kontrolnaya/hozyaystvenno-byitovaya-funktsiya-semi/
Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1991. — 275 с.
Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы, теории, методологии и методики. — М., 1983.
Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. — М.: Издательство РДЛ, 2001. — 192 с.
Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. — 3-е изд., дополн.и перераб. — М.: Центр, 2001. — 224 с.
Заработная плата в капиталистическом обществе
... связи с процессом пролетаризации современного буржуазного общества. Борьба между трудом и капиталом за уровень заработной платы является важным полем классовой борьбы. Хотя заработная плата как спорадическое явление, отражавшее отдельные случаи ...
Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашева; Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 349 с.
Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. — 511 с.
Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. — М., 1995.