Классификая аэропортов

Контрольная работа

В соответствии с нормативными документами существует несколько классификаций аэропортов:

  • В зависимости от типа выполняемых перевозок аэропорты делятся на международные и для внутренних перевозок.

К международным относятся аэропорты, через которые разрешено в установленном порядке осуществлять международные авиационные перевозки и в которых обеспечивается соответствующий таможенный, пограничный и санитарно-карантинный контроль.

К аэропортам для внутренних перевозок относятся аэропорты, не имеющие разрешения на выполнение международных авиационных полетов, перевозки через которые, как правило, осуществляются в пределах Российской Федерации и без прохождения процедур таможенного, пограничного и санитарно-карантинного контроля (проводимого в международных аэропортах).

  • В зависимости от установленного статуса аэропорты делятся на аэропорты федерального, регионального (республиканского) значения и аэропорты местных воздушных линий.

К аэропортам федерального значения относятся аэропорты, составляющие главные узловые элементы национальной авиатранспортной системы Российской Федерации, обеспечивающие стабильное функционирование наиболее значимых межрегиональных (магистральных) и международных авиасвязей Российской Федерации. В состав аэропортов федерального значения включаются, как правило, аэропорты, годовой объем пассажирских перевозок через которые составляет не менее 500 тыс.человек, имеющие взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием и комплекс радионавигационного и светосигнального оборудования, позволяющие осуществлять полеты воздушных судов 1 и 2 класса, или отнесенные к федеральным с учетом их социально-политического значения в системе государственного устройства Российской Федерации.

К аэропортам регионального значения (республиканского – в случае, если соответствующий аэропорт расположен в столице республики в составе Российской Федерации) относятся не являющиеся федеральными аэропорты, расположенные в административных центрах регионов и территориально- производственных комплексов, основной объем работ которых составляют межрегиональные магистральные авиаперевозки.

5 стр., 2312 слов

Нормативные документы Российской Федерации по организации аэропортовой ...

... воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и авиационных работ. Сертификация аэропортов, юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность, - деятельность, выполняемая в соответствии с законодательством Российской Федерации по подтверждению соответствия аэропортов и их объектов установленным ...

К аэропортам местных воздушных линий относятся аэропорты, в которых основной объем работ составляют внутрирегиональные авиатранспортные перевозки, а также полеты по применению авиации в народном хозяйстве.

По объему основной работы – наземной организации перевозок и обслуживанию пассажиров аэропорты подразделяются на следующие 5 классов, в зависимости от суммарного количества всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая трансферных (с пересадкой).

Класс аэропорта

Годовой объем пассажирских перевозок, млн.чел

I

II

III

IV

V

10-7

7-4

4-2

2-0,5

0,5-0,1

Аэропорты с годовым объемом перевозок более 10 млн.чел. следует относить к внеклассным, а с годовым объемом перевозок менее – 100 тыс.чел. – к неклассифицированным.

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ АЭРОПОРТОВ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ

Технологические решения аэропорта в целом должны обеспечить:

  • Безопасное, регулярное и экономичное выполнение основных технологических процессов;
  • Создание социально-нормальных условий для пребывания пассажиров в аэропорту;
  • Сокращение времени пребывания пассажиров, грузов, почты и воздушных судов в аэропорту;
  • Создание максимальных возможностей для обслуживающего персонала аэропорта и его служб по обеспечению выполнения технологических процессов;
  • Возможности размещения, функционирования и обслуживания высокопроизводительного технологического оборудования, средств механизации и автоматизации технологических процессов;
  • Технологическое и организационное взаимодействие отдельных служб аэропорта;
  • Возможности организации и проведения мероприятий по гражданской обороне.

Территория аэропорта включает:

  • Аэродром, предназначенный для обеспечения взлетов, посадок, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов;
  • Служебно-техническую территорию (СТТ), предназначенную для размещения соответствующих зданий и сооружений;
  • Территорию обособленных сооружений управления воздушным движением (УВД), радионавигации, посадки, очистных и водозаборных сооружений, складов горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Укрупнено все здания и сооружения аэропорта подразделяются по назначению на производственные и вспомогательные. Согласно «Положения об аэропортах РФ»:

К зданиям и сооружениям основного производственного назначения относятся: аэродром; объекты УВД, радионавигации и посадки; здания и сооружения обслуживания пассажирских перевозок (аэровокзал, гостиница, цех бортового питания, привокзальная площадь); здания и сооружения обслуживания грузовых и почтовых перевозок (грузовой комплекс, отделение перевозки почты); здания и сооружения технического обслуживания воздушных судов; объекты авиатопливообеспечения.

К производственным зданиям и сооружениям вспомогательного назначения относятся: здание управления аэропорта; профилакторий; столовая; заготовительная предприятий общественного питания; основная и стартовые аварийно-спасательные станции; сооружения службы спецтранспорта; база аэродромной службы; ремонтно-эксплуатационные мастерские; склад материально-технического имущества; ремонтно-строительный участок; котельная; автоматическая телефонная станция; лечебно-профилактическое учреждение; комплекс химической чистки и стирки; централизованная аккумуляторная зарядная станция; мусоросжигательная станция.

Комплексы аэропортовых зданий и сооружений должны обеспечивать выполнение следующих основных технологических процессов:

СЛУЖБЫ И ДРУГИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ИХ ФУНКЦИИ.

Для выполнения функциональных задач в аэропорту организуются следующие основные подразделения, отделы, службы:

Кроме этого должны функционировать и следующие дополнительные службы:

Автором учебного пособия систематизированы функции основных служб аэропорта и приведены в табл. 11.1.

Основные функции служб аэропорта приведены в табл. 11.1.

Таблица 11.1.

Обеспечение полетов ВС службами авиапредприятия

Наименование служб

Основные функции

Организация перевозок

Комплектование и расчет центровки и загрузки ВС. Оформление, обслуживание пассажиров, багажа, почты, грузов. Загрузка и разгрузка ВС. Сопровождение пассажиров. Розыск багажа. Контроль за организацией перевозки опасных грузов.

ПДСП (оперативного управления производством)

Координация деятельности производственных подразделений и выполнение суточного графика полетов ВС. Предупреждение и устранение нарушений графика полетов. Анализ причин нарушений технологических графиков.

Аэродромная

Содержание аэродрома в эксплуатационном состоянии во все периоды года (в т.ч. очистка от снега и гололеда), маркировка, контроль ровности и коэффициента сцепления с колесами ВС. Оценка возможности приема новых ВС. Отпугивание птиц.

Авиационной безопасности

Досмотр, всемерное предупреждение актов незаконного вмешательства в деятельность ВТ (досмотр пассажиров, ВС и т.д.).

Метеорологическая

Метеорологическая информация о фактической и ожидаемой погоде на аэродромах и маршрутах полетов ВС (облачность, видимость, ветер, осадки, гроза, опасные явления)

Штурманская

Разработка схем движения ВС, подготовка летного состава и персонала УВД, выбор наивыгоднейших маршрутов и эшелонов для ВС, определение минимумов аэродрома

Аэронавигационной информации

Обеспечение информации о воздушных трассах и запасных аэродромах, радионавигационных карт, сборниках аэронавигационной информации (АИП, НОТАМ).

Инженерно-авиационное

Содержание ВС в исправном состоянии, своевременное и качественное ТО ВС, анализ причин неисправностей, отказов на ВС, устранение и предупреждение в дальнейшем.

Электросветотехническое

Содержание электросветотехнических средств на аэродроме в исправном состоянии, учет, анализ и дальнейшее предупреждение неисправностей средств

Радиотехническое

Обеспечение УВД необходимыми радиотехническими средствами (РТС), содержание РТС в исправном состоянии, учет, анализ и предупреждение неисправностей.

Аварийно-спасательное

Дежурство поисковых и аварийно- спасательных сил и средств, оповещение об авиационных происшествиях, обеспечение ВС бортовыми спасательными средствами. Организация и проведение поисковых и аварийно-спасательных работ.

Служба спецавтотранспорта

Оперативное техническое обеспечение подготовки авиарейса, оперативное коммерческое обеспечение авиарейса.

В современных условиях самостоятельности авиатранспортных предприятий вышеперечисленные службы в некоторых аэропортах имеет иное название.

Аэропорт может создавать собственные службы для технического обслуживания воздушных судов (инженерно-авиационная служба).

Конкретный перечень, названия и состав служб и подразделений устанавливаются аэропортом самостоятельно (кроме служб, обеспечивающих безопасность полетов и авиационную безопасность) в зависимости от объема и структуры перевозок в аэропорту, состава находящихся на балансе аэропорта зданий и сооружений, особенностей организации управления в аэропорту, распределения ответственности между службами аэропорта и арендаторами, концессионерами по реализации отдельных видов работ, услуг в аэропорту. Но независимо от названия подразделений должно быть обеспечено выполнение следующих основных задач наземных служб и взаимодействие со службой движения, руководителем полетов.

Аэродромное подразделение обеспечивает:

Должностные лица службы несут ответственность за выполнение перечисленных требований и заполняют контрольный лист – обязательство.