Организация грузовых перевозок на ОАО «Хабаровский аэропорт»

Предприятию, фирме, концерну при организации каналов распределения готовой продукции приходится решать множество вопросов, связанных с доставкой грузов. В первую очередь необходимо выбрать вид транспорта, методы организации перевозок и тип транспортных средств.

При рациональном выборе транспорта специалисты обращают внимание на его соответствие свойствам перевозимых грузов. Главным критерием является сохранность грузов, наилучшее использование вместимости и грузоподъемности транспорта, снижение затрат на перевозку. Перевозка грузов воздушным транспортом является самым быстрым и надежным способом доставки грузов. Широкая география полетов, возможность совершать перелеты на большие расстояния за короткое время и неагрессивность среды транспортировки делают использование авиаперевозок очень выгодным и удобным.

Не смотря на относительно высокую стоимость авиаперевозок по сравнению с другими видами транспортировки (наземным или морским), использование авиаперевозок особенно активно используется при транспортировке на большие расстояния грузов, для доставки которых важны скорость и сохранность (продукты, срочные грузы, дорогостоящие товары, медикаменты и др.).

Перевозка грузов воздушным транспортом позволяет существенно сократить общее время доставки груза и решает проблему транспортировки грузов практически в любое место на земном шаре.

Особенности в организации перевозок грузов: повышение качества наземной обработки грузов и производительности труда на основе комплексной механизации процессов обработки грузов, возможность расширения систем наземного обслуживания грузовых перевозок, рационализация перевозочного процесса на ВТ в целях повышения скоростного эффекта. К задачам организации перевозок относятся также механизация, автоматизация перевозочных операций в аэропорту, содержание складского и весового хозяйства, организация диспетчерского наблюдения и контроля в аэропортах за эксплуатационной готовностью технических средств ВТ для обеспечения регулярности перевозок.

Основная цель преддипломной практики на 5 курсе состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональнных и специальных дисциплин, связанных с организацией грузовых воздушных перевозок. В процессе практики студент должен приобрести практические навыки, заложить основы профессионального опыта работы по специальности собрать необходимую информацию для написания дипломного проекта.

1.Технико-экономическая характеристика предприятия

Международный аэропорт Хабаровск (Новый) является крупнейшим авиаузлом в Дальневосточном Федеральном округе, а также важнейшим элементом транспортной инфраструктуры, соединяющим все удаленные регионы Дальнего Востока между собой, центральной частью России и странами АТР.

6 стр., 2601 слов

Особенности перевозок грузов водным и воздушным транспортом

... воздушном транспорте. Например, он необходим для перевозки особого оборудования для нефтяной и горнодобывающей промышленности, для перевозки различных ракетоносителей. Плюс воздушный транспорт может помочь там, где невозможно доставить необходимый груз обычным наземным путем. Организация перевозки грузов водным транспортом ...

Ежегодно аэропорт обслуживает более 1,8 млн. пассажиров и занимает одно из первых мест по объему пассажирских перевозок на внутренних и международных авиалиниях среди аэропортов Дальнего Востока России.

Главным оператором по наземной деятельности в Аэропорту Хабаровск (Новый) является ОАО «Хабаровский аэропорт».

Инфраструктура.

Аэродромный комплекс аэропорта относится к классу «А», располагает двумя параллельными взлетно-посадочными полосами размером 3500х45м и 4000х60м. Аэродром имеет круглогодичную возможность для приема и выпуска воздушных судов всех типов от самых малых до «тяжеловесов» типа Ан-124 и Боинг-747. Перрон аэродромного комплекса рассчитан на стоянку 53 ВС различных типов.

Аэропорт Хабаровск (Новый) сертифицирован по II категории ICAO, что позволяет принимать воздушные суда практически при любых погодных условиях.

Аэропорт Хабаровск (Новый) является одним из 5 аэропортов России и единственным на Дальнем Востоке, имеющим сертификат по девятой (высшей) категории по противопожарному обеспечению полетов и объектов инфраструктуры аэропорта, а также по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению.

В структуре аэропорта находятся два аэровокзала внутренних авиалиний, международный терминал и грузовой терминал.

1.1 Организационная структура и правовой статус авиапредприятия, основы его управления, устав

Служба организации почтово — грузовых перевозок (СОПГП) является структурным подразделением аэропорта Хабаровска. СОПГП непосредственно подчинена Заместителю генерального директора по организации производства, а в его отсутствие сменному заместителю генерального директора.

Общее руководство СОПГП, обеспечение выполнения работниками СОПГП поставленных задач осуществляет начальник СОПГП, который назначается на должность и освобождается от неё приказом Генерального директора аэропорта. Начальник СОПГП несет ответственность за необеспечение выполнения СОПГП своих функций и возложенных на него задач. Права и обязанности начальника СОПГП, его заместителя, работников СОПГП определяются соответствующими должностными инструкциями. (Приложение 1.)

Деятельность СОПГП направлена на обеспечение обслуживания воздушных судов авиакомпаний — перевозчиков выполняющих внутренние и международные рейсы в части обработки груза и почты. Организация высокого уровня обслуживания грузоотправителей, грузополучателей, агентов авиакомпаний, соблюдение действующих технологий работ, оформление перевозочной документации, осуществление контроля за выполнением правил перевозки грузов и почты, решение общих вопросов, касающихся деятельности аэропорта. В своей деятельности работники СОПГП руководствуются:

  • законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации;
  • Воздушным Кодексом РФ;
  • решениями и постановлениями Правительства РФ;
  • приказами, указаниями и постановлениями уполномоченных органов в области Гражданской авиации РФ;
  • Уставом, положениями, инструкциями и технологиями работ, приказами, утвержденными Генеральным директором аэропорта.

Структуру, штатную численность и квалификационные требования к работникам СОПГП утверждает Генеральный директор аэропорта исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника СОПГП и по согласованию с Отделом организации труда и зарплаты.

7 стр., 3376 слов

Авиатопливное обеспечение воздушных перевозок и авиационных работ

... 204 с. 6. Регламент технического обслуживания сооружений и технологического оборудования объектов авиатопливообеспечения [Электронный ресурс]. – От 1.10.1990 № 41/И. – Электрон. дан. ... реактивных двигателей на работу ТРД 36. Средства для отбора проб ГСМ. Устройство и эксплуатация 37. Обеспечение контроля ... по ДВ-126. 26. Термины и определения по теме 4. 27. Классификация ТС заправки. 28. Расшифровать ...

На СОПГП возлагаются следующие задачи:

  • качественная и своевременная обработка грузов и почты, перевозимых воздушным транспортом при выполнении внутренних и международных рейсов, включая обработку трансферных грузов и грузов, размещенных на складе временного хранения;
  • обеспечение безопасности и регулярности полетов;
  • обеспечение регулярности перевозок;
  • эффективное использование коммерческой грузоподъемности ВС;
  • обеспечение сохранности и своевременности доставки почты и грузов в пункты назначения, информационное сопровождение их движения и вручения;
  • совершенствование качества работ при коммерческом обслуживании перевозок;
  • разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию охраны труда и технике безопасности в соответствии с руководящими указаниями Положениями, действующими в гражданской авиации;
  • рассмотрение жалоб и претензий клиентов и принятие мер по их недопущению;
  • повышение чувства ответственности работниками СОПГП за качество производственной деятельности;
  • осуществление взаимодействия с государственными органами пограничного, таможенного, ветеринарного и т.п.

контроля, связанными с обработкой груза и почты, агентами и представителями авиакомпаний — перевозчиков.

Основными функциями СОПГП являются:

  • обеспечение выполнения договорных обязательств при коммерческом обслуживании перевозок и авиационных работ;
  • выполнение совместно со службой безопасности досмотра грузов и почты;
  • оформление финансово — хозяйственной документации;
  • организация и обеспечение качественного обслуживания грузоотправителей, грузополучателей, грузовых агентов, в том числе при транзите и трансфере;
  • обеспечение максимального использования коммерческой грузоподъемности ВС и рентабельности услуг по их обслуживанию;
  • осуществление мероприятий по совершенствованию организации перевозок, улучшению обслуживанию грузовой клиентуры;
  • принятие мер к повышению технической оснащенности СОПГП средствами связи, механизации и автоматизации производственных процессов;
  • принятие участия в заключении договоров с клиентурой и эксплуатантами воздушного транспорта;
  • систематический анализ регулярности полетов и принятие мер к устранению причин, зависящих от СОПГП, при нарушении регулярности движения ВС;
  • изучение и анализ спроса на воздушные перевозки, разработка и предоставление руководству обоснованных предложений по расширению сферы коммерческих интересов;
  • оформление всех необходимых перевозочных и сопроводительных документов ;
  • предоставление данных для расчета загрузки и центровки.

1.2 Основные руководящие документы, приказы, положения по авиапредприятию и его комплексам, службам, регламентирующие производственную деятельность

13 стр., 6375 слов

Классификация опасных грузов, их таможенный контроль

... разрабатывает Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. 1.1 Классификация опасных грузов Опасные грузы классифицируются по степени опасности и по их физико-химическим ... перевозки грузов различными видами транспорта, улучшается техника и технология защиты окружающей среды. Перемещение этих опасных веществ сухопутными, морскими или воздушными путями является вопросом, ...

Перевозка груза осуществляется регулярными рейсами по расписанию; заказными рейсами по установленным воздушным линиям, а также в пункты, куда регулярные полеты не выполняются; в прямом смешанном сообщении перевозчиками разных видов транспорта по одному документу с участием воздушного транспорта.

К перевозке заказными рейсами принимается груз, перевозка которого невозможна регулярными рейсами по установленному расписанию.

Перевозка груза производится по кратчайшим маршрутам и, как правило, прямыми рейсами. При невозможности отправки груза прямыми рейсами его перевозка производится с перегрузкой в промежуточных аэропортах (трансферная перевозка) на другие рейсы, о чем в грузовой накладной перевозчиком должна быть сделана отметка.

Перевозка груза производится в порядке указанной очередности:

  • во исполнение утвержденного плана перевозки;
  • во исполнение специального договора с отправителем;
  • по разовым заявкам от государственных предприятий, организаций,

учреждений.

Вне очереди перевозится груз:

  • по заданиям правительства;
  • предназначенный для предотвращения или для ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, аварий, катастроф и т.д.;
  • специального назначения (выборных, посевных, уборочных);
  • принятый к перевозке по разовым заявкам граждан (личное имущество граждан);
  • ошибочно засланный или временно задержанный в период перевозки.

Во исполнение плана перевозки перевозчик обязан предоставить указанные в плане перевозочные средства, а отправитель — предъявить к перевозке предусмотренный планом груз.

В случае неподачи перевозочных средств, необходимых для выполнения месячного плана перевозки, перевозчик по требованию отправителя обязан предоставить перевозочные средства для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Перевозочные средства, не поданные в последнем месяце квартала, должны быть предоставлены в первом месяце следующего квартала.

Нормативная база организации грузовых перевозок следующая:

I. Международные документы

Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.)

Приложение 18 к Конвенции о Международной Гражданской Авиации (Чикаго, 1944 год) «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху»

ICAO Doc 9284 AN/905 «Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» «IATA Dangerous Goods Regulation».

II. Законы Российской Федерации

Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс РФ»

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»

III. Постановления

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. N 554 «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности»

IV.Федеральные авиационные правила

«Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты» Приказ Минтранса России от 23.06.2003 г. № 150.

«Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» Приказ Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82.

6 стр., 2733 слов

Договор международной перевозки грузов воздушным транспортом

... по поводу организации грузоперевозок воздушным транспортом. Предметом данной работы является договор перевозки грузов воздушным транспортом. Целью работы является анализ перевозки груза воздушным транспортом. В рамках данной цели был поставлен ряд задач: рассмотреть договор перевозки груза в системе транспортных ...

«Требования авиационной безопасности к аэропортам»

Приказ Минтранса России от 28.11.2005 г. № 142.

«Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации» (ФАП — ОГ).

Приказ Минтранса России №141 от 05.09.2008 г.

V.Отраслевые стандарты

Стандарты, определяющие качество перевозки грузов:

«Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Условия транспортирования грузов. Основные требования».

ОСТ 54-3-59-92. Дата введения 01.09.1993 г.

«Условия транспортировки грузов (основные требования).

Организация перевозок воздушным транспортом. Грузовые перевозки. Порядок выполнения».ОСТ 54-4-283.01-93 Дата введения 01.06.1994 г.

VI. Руководства.

Руководство по грузовым перевозкам — РГП-85.

Отношения СОПГП с другими подразделениями предприятия складываются следующим образом:

С Диспетчерской службой предприятия в вопросах:

  • изменения и дополнения расписания движения ВС по аэропорту;
  • продвижения рейсов, готовности ВС к полету, его замене;
  • обеспечения своевременной информацией о прибытии ВС, задержках авиарейсов, начале и окончании погрузки (выгрузки) грузов в (из) ВС;
  • определения предельной коммерческой загрузке рейсов, уточнение весовых и центровочных данных ВС;
  • планирования и производства загрузки /выгрузки;
  • Со службой авиационной безопасности в вопросах: предполетного досмотра груза и почты, обеспечения авиационной безопасности;

Отделом сертификации и лицензирования в вопросах:

  • сертификации и лицензирования.

С бухгалтерией вопросах:

  • организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности.
  • разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности.

Со службой маркетинга в вопросах:

  • анализа и перспектив развития рынка грузовых перевозок;

С коммерческим отделом в вопросах:

  • заключения договоров;

Со службой спецтранспорта в вопросах:

  • обеспечения СОПГП исправным автотранспортом согласно утвержденному табелю, для выполнения производственного, технологического процесса;
  • обеспечение спецмашинами работ, проводимых в СОПГП в соответствии с функциями;

Со службой связи в вопросах:

  • техобслуживание и ремонт средств громкоговорящей связи, оперативной телефонной связи и радиооповещения, радиостанций;

— Взаимодействие со всеми службами и отделами аэропорта, участвующих совместно с СОПГП в технологическом процессе грузовых перевозок, устанавливается законодательными и нормативными документами, действующими в ГА РФ, а также инструкциями по взаимодействию служб аэропорта.

Взаимодействие СОПГП аэропорта

с авиакомпаниями устанавливается договорами на наземное обслуживание ВС и агентскими соглашениями.

Взаимодействие СОПГП аэропорта

с агентами по продаже грузовых перевозок устанавливается договорами на пользование грузовым терминалом.

1.3 Основные технологические процессы, осуществляемые предприятием

Груз к перевозке принимается аэропортами и транспортно — экспедиционными предприятиями, выполняющими посреднические функции между отправителем и перевозчиком.

Прием груза к перевозке производится на складе аэропорта непосредственно от отправителя или от представителя транспортно — экспедиционного предприятия. По договоренности перевозчика и отправителя груз к перевозке может приниматься на складе отправителя или в другом пункте.

Доставка груза в аэропорт производится транспортом отправителя. Перевозчик может принять на себя обязательство доставить груз в аэропорт со склада отправителя с оплатой по установленному тарифу.

Все работы, связанные с выгрузкой груза с транспортных средств, а также переноска груза до сдачи его к перевозке, производятся силами отправителя. Перевозчик может принять на себя погрузочно-разгрузочные работы с транспортных средств отправителя за плату по действующему тарифу.

Централизованная доставка груза в аэропорт производится транспортно — экспедиционным предприятием. Перевозчик обязан принять доставленный в аэропорт груз и произвести его выгрузку с транспортных средств.

Транспортно — экспедиционное предприятие обязано уплатить перевозчику причитающиеся платежи в соответствии с договором, заключенным между транспортно — экспедиционным предприятием, отправителем и перевозчиком.

Прием груза к перевозке производится после внесения отправителем всех платежей за перевозку наличными деньгами, чеками Государственного банка или платежными поручениями, акцептованными банком. Перевозка груза в кредит или с оплатой наложенным платежом запрещается.

Возможность приема груза к перевозке воздушными судами определяется перевозчиком. До сдачи груза к перевозке отправитель обязан сообщить перевозчику все необходимые сведения, относящиеся к грузу.

Отдельные места груза, принимаемые к перевозке, должны иметь массу, размер или объем, обеспечивающие свободное размещение и крепление их в багажно — грузовых помещениях воздушных судов, а также в контейнерах и на поддонах.

Прием к перевозке отдельных мест груза с отклонением от предельных масс, размеров или объема может производиться по особому соглашению с перевозчиком. Оплата их перевозки производится в соответствии с правилами применения тарифов.

К грузу должны прилагаться все требуемые документы.

Перевозчик обязан отказать в приеме груза к перевозке, если:

  • заполненная отправителем грузовая накладная не содержит сведений, требуемых правилами перевозки груза.
  • масса, размер или объем отдельного места груза превышают нормы, установленные для перевозки воздушными судами, эксплуатируемыми на воздушных линиях, на которых будет осуществляться перевозка;
  • тара или упаковка груза не соответствует требованиям правил перевозки груза.
  • отправитель не предъявил на груз необходимых документов, требующихся в соответствии с санитарными, карантинными и иными правилами;
  • груз по своим свойствам не допускается к перевозке;
  • на таре или на упаковке отсутствует транспортная либо специальная маркировка;
  • на перевозку предъявленного груза имеется ограничение государственных органов;
  • нет согласованного решения об объявлении ценности груза.

Во всех случаях, когда отправитель по плану, договору или по предварительной разовой заявке предъявил груз к перевозке с нарушениями Правил перевозки груза и перевозчиком отказано в приеме груза к перевозке, груз считается непредъявленным к перевозке, о чем составляется двусторонний акт.

Масса груза определяется сторонами при приеме груза к перевозке, если иное не предусмотрено правилами перевозки.

Перевозчик при приеме груза к перевозке обязан взвесить груз в присутствии представителя отправителя и указать его фактическую массу на всех бланках грузовой накладной. Если при взвешивании груза перевозчиком будет установлена разница с массой груза, заявленной отправителем, за окончательную массу принимается масса, установленная перевозчиком.

Требования настоящей статьи не распространяются на случаи, когда:

  • в соответствии со специальными правилами перевозчика перевозка груза производится по массе, определенной отправителем;
  • перевозка груза осуществляется с временных аэродромов, посадочных площадок, а также с аэродромов других ведомств.

В этих случаях отправитель несет установленную законом ответственность за вред, возникший вследствие неправильного указания массы груза в грузовых накладных и в гарантийном письме, подтверждающем массу груза.

Грузовая отправка, состоящая из нескольких мест, может быть взвешена по усмотрению перевозчика целиком или по частям. Определение общей массы грузовой отправки на основании выборочного взвешивания отдельных мест груза запрещается.

При приеме к перевозке груза, доставленного транспортно — экспедиционным предприятием, перевозчик вправе проверить правильность данных, указанных в грузовой накладной.

Погрузка груза в воздушные суда и выгрузка его из воздушных судов производятся, как правило, силами и средствами перевозчика. Перевозчик имеет право при необходимости принять груз к перевозке на условиях его погрузки в воздушное судно или выгрузки силами отправителя либо получателя. Погрузка и выгрузка груза силами и средствами отправителя либо получателя производятся по указанию и под контролем перевозчика.

Перевозчик имеет право потребовать от отправителя и получателя для погрузки или выгрузки негабаритного и тяжеловесного груза необходимые приспособления, оборудование, крепежные материалы.

1.4.Основные производственные и финансовые показатели деятельности авиапредприятия общие тенденции их изменения (виды и объемы авиатранспортных работ, авиалинии, обслуживаемые воздушные суда, доходы и расходы, прибыль, убыток, перечень оказываемых услуг и др.)

Аэропорт Хабаровск (Новый) подвел итоги деятельности за первое полугодие 2012 года: активный рост показали все ключевые производственные показатели.

За шесть месяцев было обслужено 826 653 пассажира, рост пассажиропотока к аналогичному периоду прошлого года составил 22 %. На внутренних авиалиниях было обслужено 664 416 пассажиров, на международных — 162 237 пассажиров. Рост к 2011 году по этим показателям составил 18,6 % и 37,7% соответственно. При сохранении этой тенденции роста, есть все основания полагать, что по итогам 2012 года аэропорт Хабаровск выйдет на запланированный объем пассажиропотока в 1,8 млн. пассажиров.

Наиболее востребованными через аэропорт Хабаровск (Новый) остаются следующие российские и международные направления: Москва, Южно-Сахалинск, Новосибирск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Сеул, Пекин, Харбин и Бангкок.

За шесть месяцев общий объем обработанного груза составил более 11 860 тонн (+10,5% к 2011 году).

Объем обработанной почты вырос на 60% и составил более 1239 тонн.

За июнь 2012 года объем общего пассажиропотока составил 172 538 человек (+21% к 2011 году).

Пассажиропоток на внутренних воздушных линиях вырос на 20,7% и составил 148 837 пассажиров, на международных воздушных линиях на 21,8% и составил 23 701 человек.

ОАО «ХАБАРОВСКИЙ АЭРОПОРТ» осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:

  • обеспечение обслуживания в аэропорту Хабаровск пассажиров, багажа, груза и почты при внутренних и международных воздушных перевозках;
  • аэродромное обеспечение в аэропорту Хабаровск;
  • авиатопливообеспечение воздушных перевозок;
  • осуществление контроля качества авиационных ГСМ, заправляемых в воздушные суда;
  • оперативное техническое обслуживание авиационной техники;
  • электросветотехническое обеспечение полетов в аэропорту Хабаровск;
  • штурманское обеспечение в аэропорту Хабаровск;
  • поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов;
  • обеспечение авиационной безопасности;
  • осуществление доврачебной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи;
  • прочая деятельность.

По данным операционной деятельности за 2010 год аэропорт занимает лидирующую позицию в Дальневосточном регионе по объему пассажирских авиаперевозок. Общий пассажиропоток аэропорта, включая международные перевозки, в 2010 году превысил 1 364,4 тыс. пассажиров.

В ежегодном конкурсе «Лучший аэропорт года стран СНГ» за 2010 год, который проводит международная Ассоциация «Аэропорт» Гражданской авиации Аэропорт г. Хабаровска «Новый» признан победителем в номинации «Аэропорт с объемом перевозок более 1 млн. пассажиров в год».

Необходимо отметить, что за 15 лет проведения конкурса, впервые звания «Лучший аэропорт года стран СНГ» два года подряд удостоен ОАО «Хабаровский аэропорт».

Высокая оценка экспертов подтверждает успехи коллектива ОАО «Хабаровский аэропорт» в развитии аэропорта, высокий уровень обслуживания пассажиров и технического обслуживания воздушных судов.

Аэропорт г. Хабаровска (Новый) входит в число 12 крупнейших аэропортов РФ. В соответствии с национальной политикой развития и формирования аэропортовой сети на территории России Хабаровский аэропорт определен в качестве одного из 8-ми узловых аэропортов федерального значения.

На территории Дальневосточного федерального округа конкуренцию составляют аэропорты городов Владивостока и Южно-Сахалинска. Конкуренция, в сфере предоставления указанных видов услуг, на территории Хабаровского края отсутствует.

Аэропорт Хабаровск (Новый) в рейтинге российских аэропортов в 2008-2010 гг. по основным показателям.

Показатель

2008 г.

Место в рейтинге российских аэропортов в 2008 году

2009 г.

Место в рейтинге российских аэропортов в 2009 году

2010 г.

Место в рейтинге российских аэропортов в 2010 году

Пассажиропоток, тыс. пасс.

1 095,8

13

1 046,1

13

1 364,4

12

Грузопоток, тыс. тонн

16,9

11

18,5

7

24,9

6

Затраты на строительство и реконструкцию объектов, незавершенные по состоянию на 31.12.10 г.:

№ п/п

Объекты капитальных вложений

Стоимость затрат

1.

Грузовой терминал

5 619

2.

Затраты комплексу зданий и сооружений

3 753

3.

Прочие капитальные вложения

2 867

Всего:

12 239

Доходы и расходы Общества по основным видам деятельности

Выручка от реализации товаров, работ, услуг за 2010 год, отраженная по стр. 010 формы №2 составила 4 154 198 тыс. рублей.

В том числе по основным видам:

№ п/п

Вид деятельности

Выручка от продаж (без НДС), тыс. руб.

Отклонение

2010 год от 2009 года в %

2009 год

2010 год

1

Реализация ТС всего:

1 818 341

2 644 148

+45,4%

в том числе:

ВВЛ (внутренние воздушные линии)

1 689 104

2 255 096

+33,5%

МВЛ (международные воздушные линии)

129 237

389 052

+201%

2

Авиатопливообеспечение всего:

159 979

246 323

+53,9%

в том числе:

ВВЛ (внутренние воздушные линии)

150 260

211 935

+41,0%

МВЛ (международные воздушные линии)

9 719

34 388

+253,8%

3

Обслуживание пассажиров всего:

237 109

289 852

+22,2

в том числе:

Сбор за пользование аэровокзалом

105 385

140 375

+33,2%

Коммерческое обслуживание

131 724

149 477

+13,5%

4

Обработка грузов, багажа, почты

72 737

98 518

+35,4%

Аэропорт в 2010 г. обработал 24 тыс. 407 тонн грузов и в 2011 г. рассчитывает улучшить данный показатель. В 2010 г. лидерами по грузоперевозкам стали «Трансаэро», «Владивосток авиа» и «Аэрофлот».

На российских перевозчиков приходится доминирующая доля грузопотока: в 2010 г. 98,6% грузов пришлось на отечественных перевозчиков, на иностранных — 1,4%. На регулярные рейсы приходится около 95% фюзеляжного груза, на чартерные — 5%.

По итогам 2010 года доля транзитных грузов в общем грузопотоке составила 12,9%. Большая часть грузов идет на направлениях Абакан — Анадырь, Анадырь — Благовещенск, Анапа — Владивосток, Владивосток — Екатеринбург, Екатеринбург — Иркутск, Иркутск — Комсомольск-на-Амуре, Минеральные Воды — Николаевск-на-Амуре, Ростов-на-Дону — Южно-Сахалинск.

По словам председателя совета директоров «Хабаровского аэропорта» Константина Басюка, на протяжении последних 5 лет наибольшее количество грузов, пребывающих в Хабаровск из-за рубежа, приходится на Южную Корею, Японию и Китай. Также приходят грузы из Таиланда, Израиля, Германии и СНГ. Лидером по прибывающим грузам из российских регионов является Москва, за ней следуют Северо-Западный федеральный округ, Дальневосточный и Сибирский.

На сегодняшний день в аэропорту «Хабаровск» имеется грузовой терминал площадью более 7 тыс. кв. м, который способен переработать 116 тонн грузов в сутки. Однако терминалу необходима реконструкция и модернизация.

В 2011 г. совместно с южнокорейскими компаниями Incheon International Airport Corporation и Daewoo Engineering был разработан генеральный план развития международного аэропорта «Хабаровск» до 2030 года. В этом документе большое внимание уделено развитию грузового направления. Согласно мастер-плану, на территории аэропорта планируется организация грузового центра с несколькими многофункциональными терминальными комплексами, выполняющими функции логистического транспортно-распределительного центра. В данном центре будет обеспечиваться координация и взаимодействие различных видов транспорта, выполнятся погрузочно-разгрузочные работы, выполнение таможенных процедур, экспедирование и переадресовка грузов. Реализация этих планов будет проходить поэтапно согласно спросу на грузоперевозки.

2. Основные направления совершенствования деятельности авиапредприятия

В период прохождения практики, были изучены и выявлены особенности работы грузового терминала аэропорта Хабаровска.

Производственная практика проходила в службе СОГП в должности агента по оформлению грузовых авианакладных. В служебные обязанности входило: оформление по заявкам грузоотправителей грузовых авианакладных.

Таким образом, в ходе производственной практике был выявлен ряд недостатков грузового терминала. А именно:

Низкая логистическая обстановка внутри склада. Некоторые грузы расположены неудобно и для того, чтобы найти необходимую партию требуется существенное время. Также автопогрузчики передвигаются по территории в хаотичном порядке, что в значительной степени увеличивает риск получения травмы работникам или порче груза. Развитие внутренней логистики существенно бы уменьшило время поиска груза и повысило безопасность труда.

Недостаточное финансирование грузового склада со стороны руководства. Некоторым механическим устройства необходим ремонт или модернизация. Приобретение новых, более экономичных автомобилей, погрузчиков существенно бы снизило затраты и себестоимость на обслуживание грузовых перевозок.

Необходимость развития электронной регистрации грузов и переход на электронные грузовые авианакладные. Эти введения обеспечили бы значительное улучшение в обработке грузов и оформлении документации. Также это ведет к уменьшению использования бумажных носителей.

Конкретно меня заинтересовал последний пункт данного перечня недостатков. Он является не маловажной составляющей всего процесса в ходе организации грузовой перевозки. Поэтому я считаю что для грузового комплекса Хабаровского аэропорта внедрение такой технологии, как е-freight (Пункт пропуска) значительно улучшит обработку грузов и оформление документации. В Приложении 3 наглядно видно насколько сложным является процесс организации перевозки груза.

Данная система даст возможность таможенникам заранее получать информацию о прибывающих в аэропорт грузовых воздушных судах, перевозимых грузах, что существенно сократит время, потраченное на проведение таможенных операций.

Внедрение данной системы — это первый шаг к использованию известной во всем мире технологии e-freight.

Проект e-freight был запущен в 2004 году по инициативе Международной ассоциации Гражданской авиации (IATA), направленный на сокращение издержек в отрасли авиаперевозок грузов и повышения качества обслуживания. Использование электронных документов делает процесс перевозок технологичнее, дешевле и надежнее.

Основным преимуществом данного проекта станет уменьшение затрат в отрасли до 5 млрд долларов в год. Электронная документация позволит уменьшить время цикла перевозки грузов на сутки, повысить надежность и точность услуг, а также следить за перевозками в режиме реального времени.

Следует обратить внимание на такой показатель, как расход авианакладных в год, который имеет прямое отношение к главной теме. В 2011 году было выпущено примерно 330 тысяч авианакладных, в 2012 около 450 тысяч. Рост на треть. А это файлирование, копирование, сканирование, хранение. Огромные затраты труда и времени.

Проблемы:

  • Технологический график обслуживания ВС в а/п увеличивается на время, необходимое для получения разрешения таможенных органов на разгрузку (в среднем от 10 до 30 минут по каждому рейсу);
  • По специальным грузам необходимо дополнительное разрешение других гос. органов (Россельхозназор, Роспотребнадзор и пр.)

Отдельным сегментом хотелось бы выделить оформление грузового таможенного транзита. Напомню, что это специальная таможенная процедура для грузов, которые следуют через аэропорт пересечения границы Российской Федерации в другие конечные пункты России.

Внедрение стандарта E-Freight.

CARGOSPOT — действующая система бронирования и продажи грузовых перевозок — содержит информацию:

Расписание рейсов

Доступные провозные емкости

Статус груза

Действующие тарифы

FBL — электронный лист бронирования по стандартам Cargo IMP IATA

FFM — электронный манифест по стандартам Cargo IMP IATA

FWB — формат электронной накладной согласно стандартам Cargo IMP IATA

Преимущества:

Отказ от бумажных носителей

Сокращение времени доставки груза

Отслеживание груза на всех этапах перевозки

Минимизация ошибок при оформлении перевозки

Сокращение расходов на оформление и сопровождение перевозки

Общая суть стандарта думаю понятна всем и не вызывает возражений в необходимости его внедрения. Однако, если аэропорты, терминальные агенты по обработке грузов, фирмы-экспедиторы готовы к переходу практически на 100% (у всех есть информационные системы, все мотивированы на сокращение ручных, бумажных операций, экономию средств и времени), то решения федеральных властей опаздывают. Нормы, правила бухгалтерского учета по-прежнему строго предписывают наличие исключительно бумажных документов. Нет конкретных сроков по изменению базовых нормативных актов и изданию новых. Невозможно дальше и дальше отодвигать присоединение к Монреальской конвенции 1999 года. (МС99).

Отставание от международной практики будет только увеличиваться.

Уже сегодня мы сталкиваемся со случаями, когда крупные форвардеры отказываются исполнять требования по оформлению многочисленных отчетных реестров. Другой пример — отказы от внесения в грузовые манифесты записи об отсутствии неразрешенных к ввозу товаров (смысл записи не понятен, от таможенного контроля она не освобождает, зачем тогда вообще?).

Завтра мы можем столкнуться с ситуацией, когда форвардеры вообще откажутся от выпуска бумажной авианакладной, а хэндлинговые агенты — от бумажного манифеста. Или будут взимать за это плату! Ясно, что это будет противоречить и опровергать усилия государства и аэропорта как государственной организации по созданию в России грузовых авиационных хабов, привлечению мировых транспортных грузопотоков. С учетом и без того имеющихся отставаний прошлых лет, органы федеральной власти должны начать выполнять работы по переходу на электронные технологии значительно более опережающими темпами.

Проблемные вопросы:

Отсутствие возможности подтверждения нулевой ставки НДС при перевозке грузов в электронном виде, без предоставления бумажных документов.

Возникающие проблемы:

Необходимость подготовки первичных бумажных документов с отметками таможенных органов для предоставления их в ФНС.

Необходимость дополнительного оформления в таможенных органах документов на трансферный груз.

РЕШЕНИЕ: внесение изменений в Налоговый Кодекс для получения возможности направления в электронном виде сведений, подтверждающих факт перевозки груза.

Отсутствие возможности электронного интернет декларирования грузов, перевозимых по процедуре таможенного транзита в пункты РФ.

Возникающие проблемы:

Необходимость выпуска в трансферном аэропорту транзитной декларации на бумажном носителе на каждый груз, перевозимый по процедуре ВТТ

Длительное время оформления таможенного транзита (1 — 3 дня)

РЕШЕНИЕ: необходима разработка программно-технических средств, позволяющих осуществить стыковку системы электронного декларирования (ЭД-2) с системой контроля транзита (АСКТТ-2), используемых ФТС России.

Получение разрешения таможенных органов на разгрузку ВС только после проверки перевозочных документов.

Статья 159 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Документы и сведения, представляемые таможенному органу при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза

Возникающие проблемы:

Увеличение сроков наземного обслуживания ВС на время, необходимое для получения разрешения таможенных органов на разгрузку (10 — 30 минут в зависимости от характера груза)

РЕШЕНИЕ: переход на систему электронного декларирования прибывающих ВС с предоставлением необходимых сведений в электронной форме и получение разрешения таможенных органов до посадки ВС.

Выше я постаралась привести наиболее важные аспекты данной технологии. На самом деле требуется много времени для эффективного внедрения данной технологии. Необходимо внимательно изучить все плюсы и минусы и устранить имеющиеся проблемы.

Суть проекта в использовании электронного вида документов, что делает процесс оформления дешевле, технологичнее, более надежным. Бумажными документами, подлежащими замене на электронные являются: торговые документы (счет, упаковочный лист, сертификат происхождения, и др.), транспортные документы (грузовой манифест, авианакладная и др.), таможенные документы (экспортные и импортные грузовые таможенные декларации, разрешения выдачи и др.).

На пути внедрения новой технологии немало препятствий. Среди них — большое количество сопроводительных документов, необходимых для каждого грузоотправления, организаций в этом процессе участвует значительно больше, чем при перевозке пассажиров: авиакомпании, грузовладельцы, грузоотправители, провайдеры логистических услуг, интеграторы, аэропорты, складские хозяйства, службы наземного сервиса, агентства по продажам, экспедиторы, автотранспортные компании и т.д.

Заключение

В результате, хотелось бы отметить, что территория Дальнего Востока — это динамично развивающая территория, ОАО Хабаровский аэропорт занимает одно из лидирующих мест. И это еще раз говорит о том, что аэропорту необходимы инновации во всех сферах деятельности. Успех предприятия, безусловно, зависит от бесперебойной, безотказной работы всех структурных подразделений. Поэтому я абсолютно уверена что данная технология приведет к улучшению работы грузового комплекса,

Внедрение высокотехнологичной системы управления складом позволит существенно снизить влияние человеческого фактора на производственный процесс. Удастся повысить уровень сервиса и поднять скорость операций в два раза. Конечно, данная система не сможет полностью исключить человеческих ошибок, но к настоящему времени их число значительно уменьшится. Вместе с тем система управления позволяет зафиксировать многие из них и оперативно принять решение по исправлению ситуации.

Таким образом, в период прохождения практики в грузовом терминале предприятия ОАО ”Хабаровский аэропорт” были закреплены и улучшены теоретические знания, полученные в университете. Также были приобретены практические навыки, необходимые для профессионального опыта работы по специальности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/otchet/habarovskiy-aeroport/

Воздушный кодекс Российской федерации от 19.03.1997

Федеральный закон Российской Федерации, №60-Ф3 (принят ГД ФС РФ 19.02.1997), в ред. от 18.07.2009

Руководство по грузовым перевозкам — РГП 85от 20.08.1984 (принят МГА СССР)

Брагин В.А. Управление авиатранспортным производством: Учеб. пособие/ В.А.Брагин, В.В.Рогов; Академия ГА. — СПб., 2004. — 76 с.

Олянюк П.В. Мировая система воздушного транспорта : учеб./П.В. Олянюк. — СПб.-2006.-282с.

Электронный ресурс/ Международный аэропорт Хабаровск.- Режим доступа: www.airkhv.ru

#CARGO

http://www.ato.ru/content/vnedrenie-tehnologii-elektronnogo-oformleniya-gruzovyh-kommercheskih-i-perevozochnyh

Приложение

Типовая структура СОПГП

1 — Начальник смены

2 — Диспетчер-информатор

3 — Оператор ЭВМ

4 — Начальник склада

5 — Диспетчер СОПГП

6 — Старший агент

7 — Агенты

8 — Грузчики