Морское и авиационное страхование

Морской и воздушный транспорт занимают особое место в мировой транспортной системе. Международные морские перевозки отличаются своей высокой надежностью по сравнению с другими видами грузоперевозок: они дают малый процент повреждений грузов и столь же малый процент несчастных случаев (страховых случаев).

Преимущества морского транспорта — в его экономичности. К тому же, в России и в Европе густая сеть судоходных рек, что делает перевозки водным транспортом удобными. А перевозка морем является порой единственным способом доставить на другой континент крупногабаритные грузы.

Преимуществами воздушного транспорта являются высокая скорость доставки грузов и пассажиров, в том числе и в районы со слаборазвитой транспортной инфраструктурой, более низкие страховые затраты, что связано с непродолжительным нахождение груза в пути; большой выбор альтернативных маршрутов; регулярность полетов; самый высокий уровень сервиса и др.

С развитием авиации и увеличением объёма морских перевозок вопросы морского и авиационного страхования приобретают всё большее значение.

Целью данной работы является изучения вопросов морского и авиационного

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятия объектов и субъектов страхования;

2. Рассмотреть понятие

3.Рассмотреть порядок установления страховых тарифов на морское и авиационное страхование;

4. Изучить порядок осуществления

  1. Морское страхование.
  1. Понятие морского страхования.

По договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодопреобретателю), понесенные убытки.

Объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием:

  • Судно;
  • Фрахт-плата за перевозку;
  • Ответственность судовладельца;
  • Ожидаемая прибыль;
  • Заработная плата капитану судна и другим членам экипажа.

В состав имущественных интересов по договору морского страхования могут быть включены чрезвычайные расходы – расходы или убытки, произведенные для общего спасения (например, выбрасывание груза за борт).

8 стр., 3942 слов

Международные воздушные и морские перевозки

... морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила). Российская Федерация в этих международных договорах не участвует. Не вступили в силу Конвенция ООН о международной смешанной перевозке грузов 1980 г., Международная ... понятием “торговое мореплавание”. Другие сферы включают отношения по осуществлению вещных прав на морские суда, отношения, связанные с риском мореплавания (морское страхование, ...

В Российской Федерации морское страхование регулируется Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ и страховым законодательством.

  1. Страхование морских судов (каско).

Страхование морских судов обеспечивает защиту судовладельцев и иных лиц, обладающих имущественным интересом в сохранности судна, от убытков, свойственных торговому мореплаванию.

Страхование морских судов также называют страхованием каско судов или страхованием корпуса, машин и оборудования судов.

Как правило страхованию подлежат суда, используемые в торговом мореплавании.

Объекты имущественных интересов по договору морского страхования каско:

  • Судовладелец;
  • Компания, осуществляющая эксплуатацию судна в соответствии с договором, заключенным с судовладельцем;
  • Банк-кредитор. Судно может служить обеспечением под выданный судовладельцу кредит. Таким образом, ущерб или гибель судна отражается на степени обеспеченности кредита.

Страховые риски по договору морского страхования каско делятся на две группы:

  1. Опасности, убытки от которых покрываются вне зависимости от того, была ли допущена небрежность со стороны страхователя, команды, капитана и других лиц: опасности моря (сложные погодные условия, затопления, касание грунта и т.д.), пожар, взрыв, пиратство, землетрясение, происшествия при погрузке или выгрузке груза и т.д.
  2. Опасности, убытки от которых возмещаются, только если будет доказано, что они были понесены не вследствие отсутствия должной заботливости со стороны страхователя, менеджера, агентов судовладельца: взрыв котлов, поломка валов, скрытые дефекты корпуса судна, ошибки в конструкции судна, небрежность (допущенная ремонтными службами), столкновения со средствами воздушного транспорта и т.д.

Страховое покрытие по страхованию морских судов от перечисленных рисков предоставляется на следующих условиях:

  1. С ответственностью за полную гибель и повреждение.
  1. Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения.
  1. Без ответственности за частную аварию.
  1. С ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасению.
  1. С ответственностью только за полную гибель судна.

Особенности договора морского страхования каско. Договор страхования моет быть заключен на срок или на рейс. Страховая стоимость судна может определяться двумя методами: по балансовой стоимости (с учетом или без учета износа) и по экспертной оценке. В договоре предусматривается франшиза.

Факторы, влияющие на величину страхового тарифа: объем страхового покрытия, характеристики судна, номер регистра, тип судна, год постройки, технические данные, характер эксплуатации, срок страхования, опыт капитана, размер франшизы и др.

Особенности урегулирования убытков. При наступлении страхового случая страхователь обязан немедленно известить страховщика. Все обстоятельства аварии должны быть зафиксированы в судовом журнале, по прибытие в порт должно быть сделано заявление об аварии. Если причиной аварии явилось воздействие непреодолимой силы, капитан оформляет морской протест для снятия с судовладельца и команды ответственности за убытки. Для установления точной величины ущерба и страхового возмещения страховщик обычно прибегает к услугам специализированных компаний: сюрвейерских – для установления повреждений, их причин, стоимости ремонта, степени вины судовладельцев при столкновении и др.; а также аджастерских – для расчетов понесенных расходов, полученного ущерба и т.п.

33 стр., 16220 слов

Расчёт загрузки и составление грузового плана судна типа Волго-Балт ...

... но и своим воздействием на скорость хода и нормы грузовых работ. При неудачном размещении грузов судно приобретает нежелательный дифферент, испытывает усиленную качку, возможна его заливаемость. Эти ... быть принято к перевозке в данном рейсе; 2. Подбор грузов, исходя из условий полного использования грузоподъемности судна или его грузовместимости или получение максимального фрахта; 3. Распределение ...

Страховое возмещение выплачивается в полной страховой сумме в

  • Полная фактическая гибель судна;
  • Пропажа судна без вести;
  • Оформление абандона – отказа страхователя или выгодоприобретателя от своих прав на застрахованное имущество, если имущество застраховано от гибели.

Абандон может быть оформлен в случае:

  • Пропажи судна без вести;
  • Уничтожения судна и (или) груза (полной фактической гибели);
  • Экономической нецелесообразности восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели);
  • Экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;
  • Захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев.

В перечисленных случаях к страховщику переходят все права на застрахованное имущество полной стоимости либо права на долю застрахованного имущества пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости в полной стоимости.

При полной конструктивной гибели судна страховое возмещение выплачивается в размере страховой суммы за вычетом стоимости остатков судна, годных к реализации. Ремонт поврежденного судна в доке обычно оплачивается страховщиком. По договору морского страхования каско могут быть предусмотрены случаи возврата

  1. Страхование грузов при морской перевозке.

При наступлении страхового случая перевозчик обязан предпринять все меры для доставки судна в ближайший порт. По прибытии в порт грузополучатель приглашает для осмотра поврежденного или уничтоженного специалиста – аварийного комиссара. Обычно страховщики используют систему аварийных комиссаров Lloyd`s, которые находятся в каждом порту. В связи с тем, что причиной страхового случая не всегда является стихийное бедствие, для осмотра и оценки ущерба могут быть приглашены специальные эксперты. Для подтверждения характера, причин и размера убытка аварийным комиссаром составляется аварийный сертификат, который является приложением к заявлению страхователя о возмещении ущерба.

В аварийном сертификате указываются: лицо и время обращения за осмотром, страховщик, вид транспортного средства. Товаросопроводительные документы, наличие перегрузок в пути, соответствие упаковки груза характеру перевозки, подробности убытка, причины его возникновения и т.д. Часто аварийный сертификат является единственным свидетельством, отражающим природу, степень и размер понесенного ущерба, которым располагает страховщик или другие заинтересованные лица. В силу этого к аварийному сертификату предъявляются высокие требования: четкость и ясность изложения, наличие деталей, позволяющих получить всестороннюю информацию о причинах и размере убытков и фотографий, наглядно демонстрирующих состояние пломб, груза и упаковки. Аварийный сертификат является документом, на основании которого страховщик принимает решение об оплате или отклонении претензии страхователя. Однако оформление аварийного сертификата не гарантирует оплаты страховщиком убытков. Приложениями к аварийному сертификату являются «морской протест», выписки из судового журнала, другие документы, перечень которых установлен правилами страхования, в частности: оригинал страхового полиса; оригинал транспортного документа с необходимыми отметками; счет-фактура (или инвойс); упаковочный лист; претензия в адрес перевозчика; оригиналы актов осмотра и иных документов по перевозке; счета за ремонт, восстановление поврежденного груза, замену; переписка заинтересованных сторон; экспертные заключения. Кроме того, необходимо приложить документы, подтверждающие имущественные интерес в грузе.

13 стр., 6375 слов

Классификация опасных грузов, их таможенный контроль

... разрабатывает Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. 1.1 Классификация опасных грузов Опасные грузы классифицируются по степени опасности и по их физико-химическим ... в воздушном судне, практическая невозможность удаления груза, начавшего проявлять свои опасные свойства в ... перевозке при любых обстоятельствах не перевозятся. В связи с невозможностью привести полный ...