Психика — способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и
Активное отражение действительности — важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами — высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку. Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика
1. Психика.
1.1. Структура и функции психики.
Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психика – субъективное отражение объективной реальности.
Психика имеет двоякую форму существования:
1) Объективная (первичная) — выражается в жизни и
2) Субъективная (вторичная) — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в
Мотивы и стимулы производственной деятельности человека (2)
... стимулов производственной деятельности человека. Задачи работы: рассмотреть мотивы и мотивацию трудовой деятельности; изучить виды мотивов труда; определить стимулирование производственного труда; проанализировать системы стимулирования труда. Мотивы и мотивация трудовой деятельности Человека побуждает ...
Основными функциями психики являются отражение и регулирование.
Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.
Ломов Б. Ф.:»Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения».
Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.
1.2. Свойства психики.
Свойсва психики делятся: предметность; субъектность; чувственная недоступность; спонтанная активность;.
Предметность. Заключается в том, что, отражая внешний мир с помощью своих психических структур, мы формулируем этот процесс в терминах предметов внешнего, назависимого от нас мира.
Например, мы говорим, что видим, как собака бежит по дороге, тем самым мы выражаемся в терминах внешнего мира.
Субъектность. Имея в своей основе физиологический механизм работы органов чувств, человек его не замечает и не осознаёт.
Например, чувствуя поглаживания кожи, человек не осознаёт раздражение тактильных рецепторов.
Чувственная недоступность. Субъект – носитель не замечает своего процесса построения психического образа, а видит только конечный результат.
Например: человек слышит голос знакомого человека, но он не замечает, то множество процессов, которые предшествовали построению образа «голоса знакомого человека».
Спонтанная активность. Умение “поступать вопреки”, поведение, не зависящее от внешних и внутренних факторов.
1.3. Формы психического отражения.
При переходе от биологической формы отражения к психической, выделяются
1) Сенсорная: отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически
2) Перцептивная: выражается в способности отражать
3) Интеллектуальная: проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их
Сознание человека (психология) — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
Особенности игровой деятельности детей с различными нарушениями
... коррекция различных нарушений. В связи с особенностями в развитии дети с нарушениями нуждаются в целенаправленном обучении и подборе игр для конкретного обучения. 1. Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры ...
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память).
На их основе формируется
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»).
Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет
Эти функции сознания можно схематично изобразить в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков.
С точки зрения материалистической науки, между сознанием человека и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им, но затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану. Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся — четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания — самосознание
1.4. Поведение и деятельность.
Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность — общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить — значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддерживать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития. Активность обеспечивает поведение человека — его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.
Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Деятельность — сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека — игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.
Основная роль современной психологии личности — объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.
Социальная психология занимается психологическими особенностями, поведением и деятельностью людей, которые связаны с их принадлежностью к определенным социальным группам (дружеской, учебной, профессиональной, национальной, расовой и др.).Одним из важнейших направлений психологии личности явилась разработанная А.Н. Леонтьевым(1903-1979) теория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.
Развитие и размещение производительных сил России. Отраслевая ...
... современного периода развития Россия остается одной из богатейших стран мира, обладая уникальными запасами природных ресурсов, накопленным производственным, интеллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом. Отраслевая структура экономики России Современная Россия — индустриально-аграрная ...
А.Н. Леонтьевым разработана теория ведущей деятельности как такой, которая становится центральной, основной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления:
- конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);
- психоаналитическое (З.
Фрейд, К. Г . Юнг, А. Адлер и т.д. Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека);
— идеологическое (психоэтическая теория Робека: Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд: характер определяется социальным положением человека и т.д.).
2. Психология производственных отношений.
В процессе производства люди взаимодействуют с природой и друг с другом. Эти два рода отношений и составляют неразрывно связанные стороны любого конкретного способа производства, что находит свое выражение в существовании производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы – это совокупность средств производства и людей, занятых в производстве.
Производственные силы характеризуют материальную составляющую производства, его техническую сторону, однако производство немыслимо без взаимодействия людей между собой.
Отношения людей друг к другу в процессе производства называются производственными отношениями..
Материализмом открыт всеобщий закон развития материального производства – закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это положение помогает понять развитие общества как объективный, естественно-исторический процесс, увидеть те производственные социально-экономические механизмы, которые лежат в основе научно-технического и общественного прогресса в целом. Основной материалистический тезис, выражающий его сущность состоит в том, что «в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных, производительных сил.
Производственные отношения всегда выступают как социально-экономическая форма развития производительных сил. Каждому уровню развития производительных сил естественно-исторически соответствует только своя социально-экономическая форма существования и развития, которой и являются соответствующие этим производительным силам производственные отношения.
Производительные силы и производственные отношения
... Система производственных отношений в их функциональной реализации образует экономический строй общества. ГЛАВА I. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА 1.1. Понятие производственных отношений. Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, ...
Порожденные реально существующими производительными силами, производственные отношения призваны укреплять и прогрессивно развивать породившие их производительные силы.
Однако, возникнув в соответствии с потребностями производительных сил как социально-экономическая форма их существования и поступательного развития, утвердившиеся производственные отношения, т.е. отношения собственности, обмена и распределения, обычно отстают от развития производительных сил, которые непрерывно развиваются и совершенствуются в результате разделения труда, технического прогресса. Создается ситуация, когда из фактора развития производительных сил производственные отношениям становятся их оковами. Тогда между производительными силами и производственными отношениями возникает и нарастает конфликт, означающий, что в обществе созрела потребность в обновлении производственных отношений. Это противоречие трактуется как экономическая основа социальной революции.