Психика, поведение и деятельность. Психология производственных отношений

Психика — способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Активная деятельность — важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, Углубления.

Активное отражение действительности — важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами — высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку. Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности, конечно, в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию. Например, если вам не хочется делать уроки или готовиться к экзамену, очень полезно представить себе свое будущее эмоциональное состояние. Что вы будете чувствовать, когда вас вызовут, а вы не сможете сказать ни слова. Что будете испытывать, когда вас будут спрашивать о результатах экзамена. Такое «эмоциональное предвосхищение», как правило, позволяет преодолеть лень и начать заниматься.

1. Психика.

1.1. Структура и функции психики.

Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психика – субъективное отражение объективной реальности.

Психика имеет двоякую форму существования:

1) Объективная (первичная) — выражается в жизни и деятельности.

2) Субъективная (вторичная) — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе.

4 стр., 1841 слов

Мотивы и стимулы производственной деятельности человека (2)

... стимулов производственной деятельности человека. Задачи работы: рассмотреть мотивы и мотивацию трудовой деятельности; изучить виды мотивов труда; определить стимулирование производственного труда; проанализировать системы стимулирования труда. Мотивы и мотивация трудовой деятельности Человека побуждает ...

Основными функциями психики являются отражение и регулирование.

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.

Ломов Б. Ф.:»Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения».

Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.

1.2. Свойства психики.

Свойсва психики делятся: предметность; субъектность; чувственная недоступность; спонтанная активность;.

Предметность. Заключается в том, что, отражая внешний мир с помощью своих психических структур, мы формулируем этот процесс в терминах предметов внешнего, назависимого от нас мира.

Например, мы говорим, что видим, как собака бежит по дороге, тем самым мы выражаемся в терминах внешнего мира.

Субъектность. Имея в своей основе физиологический механизм работы органов чувств, человек его не замечает и не осознаёт.

Например, чувствуя поглаживания кожи, человек не осознаёт раздражение тактильных рецепторов.

Чувственная недоступность. Субъект – носитель не замечает своего процесса построения психического образа, а видит только конечный результат.

Например: человек слышит голос знакомого человека, но он не замечает, то множество процессов, которые предшествовали построению образа «голоса знакомого человека».

Спонтанная активность. Умение “поступать вопреки”, поведение, не зависящее от внешних и внутренних факторов.

1.3. Формы психического отражения.

При переходе от биологической формы отражения к психической, выделяются

1) Сенсорная: отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).

2) Перцептивная: выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).

3) Интеллектуальная: проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

Сознание человека (психология) — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

7 стр., 3407 слов

Особенности игровой деятельности детей с различными нарушениями

... коррекция различных нарушений. В связи с особенностями в развитии дети с нарушениями нуждаются в целенаправленном обучении и подборе игр для конкретного обучения. 1. Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры ...

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память).

На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»).

Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично изобразить в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков.

С точки зрения материалистической науки, между сознанием человека и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им, но затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану. Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся — четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания — самосознание

1.4. Поведение и деятельность.

Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность — общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить — значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддерживать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития. Активность обеспечивает поведение человека — его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.

Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Деятельность — сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека — игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.

Основная роль современной психологии личности — объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Социальная психология занимается психологическими особенностями, поведением и деятельностью людей, которые связаны с их принадлежностью к определенным социальным группам (дружеской, учебной, профессиональной, национальной, расовой и др.).Одним из важнейших направлений психологии личности явилась разработанная А.Н. Леонтьевым(1903-1979) теория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.

6 стр., 2786 слов

Развитие и размещение производительных сил России. Отраслевая ...

... современного периода развития Россия остается одной из богатейших стран мира, обладая уникальными запасами природных ресурсов, накопленным производственным, интеллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом. Отраслевая структура экономики России Современная Россия — индустриально-аграрная ...

А.Н. Леонтьевым разработана теория ведущей деятельности как такой, которая становится центральной, основной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления:

  • конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);
  • психоаналитическое (З.

Фрейд, К. Г . Юнг, А. Адлер и т.д. Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека);

— идеологическое (психоэтическая теория Робека: Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд: характер определяется социальным положением человека и т.д.).

2. Психология производственных отношений.

В процессе производства люди взаимодействуют с природой и друг с другом. Эти два рода отношений и составляют неразрывно связанные стороны любого конкретного способа производства, что находит свое выражение в существовании производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы – это совокупность средств производства и людей, занятых в производстве.

Производственные силы характеризуют материальную составляющую производства, его техническую сторону, однако производство немыслимо без взаимодействия людей между собой.

Отношения людей друг к другу в процессе производства называются производственными отношениями..

Материализмом открыт всеобщий закон развития материального производства – закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это положение помогает понять развитие общества как объективный, естественно-исторический процесс, увидеть те производственные социально-экономические механизмы, которые лежат в основе научно-технического и общественного прогресса в целом. Основной материалистический тезис, выражающий его сущность состоит в том, что «в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных, производительных сил.

Производственные отношения всегда выступают как социально-экономическая форма развития производительных сил. Каждому уровню развития производительных сил естественно-исторически соответствует только своя социально-экономическая форма существования и развития, которой и являются соответствующие этим производительным силам производственные отношения.

13 стр., 6178 слов

Производительные силы и производственные отношения

... Система производственных отношений в их функциональной реализации образует экономический строй общества. ГЛАВА I. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА 1.1. Понятие производственных отношений. Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, ...

Порожденные реально существующими производительными силами, производственные отношения призваны укреплять и прогрессивно развивать породившие их производительные силы.

Однако, возникнув в соответствии с потребностями производительных сил как социально-экономическая форма их существования и поступательного развития, утвердившиеся производственные отношения, т.е. отношения собственности, обмена и распределения, обычно отстают от развития производительных сил, которые непрерывно развиваются и совершенствуются в результате разделения труда, технического прогресса. Создается ситуация, когда из фактора развития производительных сил производственные отношениям становятся их оковами. Тогда между производительными силами и производственными отношениями возникает и нарастает конфликт, означающий, что в обществе созрела потребность в обновлении производственных отношений. Это противоречие трактуется как экономическая основа социальной революции.