Структура системы производственного менеджмента (СПМ

По уровню качества жизни Россия в настоящее время значительно отстает от промышленно развитых стран.

Основной причиной такого отставания является проведение советского эксперимента по насаждению централизованно-плановой системы хозяйствования, к основным чертам которой относятся приоритет государственной собственности, жесткое централизованное планирование хозяйственной деятельности на всех уровнях управления, отсутствие конкуренции и заинтересованности работников. В результате — низкий уровень качества и эффективности товаров (например, удельный вес конкурентоспособной продукции машиностроения Российской федерации на внешнем рынке в 1998 г. составлял около 1%), неэффективное использование природных ресурсов (в 2-3 раза хуже, чем в странах с развитыми рыночными отношениями), труда и капитала.

Низкий уровень управления всеми звеньями хозяйствования привел к значительному отставанию всех составляющих потенциала страны в целом и инфраструктуры отдельных регионов, конкурентоспособности товаров и услуг.

Качество во имя лучшей жизни обеспечивается соответствующим развитием рыночных отношений, структурной политики, макро и микросреды, национальной политики, международной интеграции, систем менеджмента на всех уровнях управления и др. Провозглашение рыночных отношений без должного развития других аспектов отодвигает достижение положительных тенденций развития на неопределенный период. Для уточнения авторской позиции на предмет исследования раскроем некоторые понятия, являющиеся исходным моментом в определении структуры и содержания книги.

Рыночные отношения — это система экономических, правовых и социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.

В условиях рыночных отношений невыгодно плохо работать. Рынок не терпит инициативных, но бестолковых менеджеров. Поэтому реализация программы три «3» (знания, здоровье, забота о ближнем) является главным фактором успеха.

Менеджмент — вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процесса достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора.

Менеджмент — это сложная междисциплинарная наука, базирующаяся на знаниях в области техники, экологии, экономики, психологии, социологии, организации управления и других наук.

11 стр., 5394 слов

Состояние и перспективы развития рынка товаров бытовой химии

... товаров бытовой химии. Задачами курсовой работы являются: изучение литературы по данной теме, состояние и перспективы развития рынка товаров бытовой химии. рассмотреть состояние и перспективы развития рынка товаров бытовой химии. кратко охарактеризовать сырье и материалы, применяемые при производстве товаров бытовой химии. ...

Система менеджмента — это система научных подходов и методов менеджмента, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных решений.

Конкурентоспособность — способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Может рассматриваться конкурентоспособность таких объектов, как нормативный акт, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, работник, фирма (предприятие, организация), выпускаемый товар, отрасль, регион, страна в целом.

Маркетинг — это, во-первых, концепция ориентации любой деятельности на потребителя, во-вторых, согласно международным стандартам ИСО серии 9000, — первая стадия жизненного цикла объекта и, в-третьих, первая функция управления. Маркетинг определяет стратегию менеджмента, является его началом и компонентом. Во времени маркетинг подразделяется на стратегический и тактический.

  1. Структура системы производственного менеджмента (СПМ).

Менеджмент (to manage) буквально означает руководство людьми.

В настоящее время существует множество определений менеджмента. Например, В.Р. Веснин дает следующие определения: менеджмент — это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка; О.С. Виханский, А.И. Наумов: менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой; И.Н. Герчикова: менеджмент — это управление в условиях рынка, конкретнее — организация управления фирмой, организация работы людей, процесс принятия управленческих решений; Джек У. Дункан: менеджмент — направление теоретических исследований и практики управления, эволюции экономических и социальных институтов, так или иначе имеющих отношение к проблемам управления.

Нам представляется целесообразным выделять отдельно понятия «менеджмент» и «система менеджмента». Менеджмент — вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процессов по достижению системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора. Менеджмент — это сложная междисциплинарная наука, базирующаяся на знаниях в области техники, экологии, экономики, психологии, социологии, организации управления и других наук. Система менеджмента — это система научных подходов и методов, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных управленческих решений.

Таким образом, менеджмент — это комплексная наука, целью которой является достижение конкурентоспособных и эффективных управленческих решений и системы менеджмента фирмы в целом. Уровень экономической обоснованности принимаемого решения во многом определяет рациональность использования ресурсов как главного фактора качества жизни.

Производственный менеджмент — один из курсов по менеджменту, входящих в программу подготовки специалистов высшей квалификации по специальностям «Менеджмент», «Экономист-менеджер». В соответствии с учебным планом подготовки специалистов до курса «Производственный менеджмент» студенты изучают следующие специальные дисциплины: «Основы менеджмента», «Экономика организации» (фирмы, предприятия), «Теория организации», «Менеджмент качества», «Маркетинг», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент» и др. После курса «Производственный менеджмент» студенты изучают следующие специальные дисциплины: «Статистика», «Финансовый менеджмент», «Разработка управленческого решения», «Международный менеджмент» и др. В составе изучаемых дисциплин «Производственный менеджмент» может быть и одной из последних.

12 стр., 5945 слов

Менеджмент качества в системе контроллинга на производстве алюминиевых банок

... на поставку банок, в котором указывается: 1. Банки алюминиевые глубокой вытяжки с легко вскрываемыми крышками. Название соответствует ГОСТ 51742-2001. 2. 3. 4. 5. Для контроля качества банок ... на предприятии (комплектующих для производства, паспорта, упаковки), оприходовании на склад. Далее начинается процесс планирования производства банок. ... Соответственно, в системе планирования, для ...

В жизненном цикле товара «Производственный менеджмент» находится в середине, то есть до стадии производства находятся стадии стратегического маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Организационно-технологическую подготовку производства (ОТПП) новой продукции может осуществлять как юридически самостоятельная организация, так и сам изготовитель. После стадии производства следуют стадии подготовки нового товара к функционированию (эту стадию иногда называют стадией обращения), эксплуатации (включая ремонты) и утилизации товара. Отсюда можно сделать вывод, что в соответствии с принципом системного подхода эффективность производства (или производственного менеджмента) полностью зависит от качества работ по стратегическому маркетингу, НИОКР и ОТПП. Если компоненты стратегии фирмы, разрабатываемые в соответствии с научными положениями и практическими рекомендациями «Стратегического менеджмента», не будут достаточно обоснованными, т.е. при разработке стратегии не будут применяться соответствующие методы системного анализа, прогнозирования, моделирования, экономического обоснования, то при любом качестве «процесса» в системе производственного менеджмента ее «выход» будет низкого качества. Например, если оборудование, технология, организация производства и другие компоненты «процесса» системы (фирмы) отличного качества, но компоненты стратегии фирмы («вход» системы) недостаточно обоснованы и не отвечают требованиям конкурентоспособности, то «выход» системы будет неудовлетворительного качества (на уровне качества «входа»).

Таким образом, достижение высокого качества «выхода» системы или конкурентоспособности выпускаемого товара возможно при соблюдении следующих условий: 1) качество работ по стратегическому маркетингу должно быть высоким, отвечать требованиям конкурентоспособности; 2) качество «процесса» в системе, т.е. оборудование, технология, организация производства и другие компоненты фирмы должны отвечать требованиям конкурентоспособности. Методология выполнения первого условия рассматривается в специальной литературе.

  1. Содержание целевой и обеспечивающей подсистемы СПМ.

Компонентами целевой подсистемы являются: повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; ресурсосбережение; расширение рынка сбыта; организационно-техническое развитие производства; социальное развитие коллектива и охрана окружающей природной среды.

2 стр., 778 слов

Общая характеристика менеджмента в электроэнергетике

... Он обязан владеть навыком новаторского ведения бизнеса как главного принципа менеджмента и мотивации. Особенности менеджмента в электроэнергетике Вопрос управления весьма актуален для энергетики, он же имеет ряд ... связаны с качественно новой задачей, которую ставит рынок и требуют серьезных изменений в производстве. Главной целью стратегии является разработка условий для адаптации компании к среде. ...

Первые три компонента (подцели) напрямую и сразу оказывают влияние на массу прибыли фирмы, например, чем выше качество товара, тем выше его цена, чем больше программа выпуска, тем меньше себестоимость товара и больше масса прибыли (лучше получать по 5% прибыли с 1000 шт., чем по 10% с 400 шт.).

Последние два компонента на массу прибыли оказывают влияние как напрямую (например, чем выше организационный уровень производства, тем устойчивее функционирует фирма и больше объем продаж), так и косвенно, в перспективе (например, чем больше инвестиций будет вложено в социальное развитие коллектива, тем выше будет его профессиональный уровень, меньше потерь рабочего времени, ниже текучесть кадров и т.д., что, в конечном счете положительно отразится на стабильности и качестве работы фирмы).

В целом реализация всех пяти компонентов целевой подсистемы стратегически и тактически оказывает положительное влияние на достижение конкурентоспособности выпускаемых товаров и выполняемых услуг.

Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

В зависимости от дохода потребителей конкурентоспособность формируется по конкретным видам объектов: среднего качества — для потребителей с низким доходом (капиталом), высокого качества — для массового потребителя со средним доходом, очень высокого (престижного) качества — для потребителей с высоким доходом. Исключения составляют только нормативные акты (законы, указы, постановления, стандарты и т.п.) — они должны быть только очень высокого качества.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно.

Основными факторами достижения выпуска конкурентоспособных объектов являются:

1) качество системы менеджмента, определяемое количеством и глубиной применяемых научных подходов, принципов и методов менеджмента, проектирования и производства объектов;

2) качество разработки объекта с точки зрения прогрессивности и оптимальности показателей назначения, надежности и др. в проектно-конструкторской документации;

3) качество материализации проекта, определяемое прогрессивностью технологии, организации производства и менеджмента;

25 стр., 12010 слов

Методики оценки конкурентоспособности товара

... конкурентоспособности - качественная и количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки её конкурентоспособности. Основным распространённым показателем конкурентоспособности продукции является интегральный показатель качества как отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции ... по выработке форм и методов организации хозяйственной деятельности предприятий ...

4) затраты потребителя на приобретение (цена объекта), транспортирование, эксплуатацию, ремонты и утилизацию объекта за нормативный срок его службы;

5) степень удовлетворения дополнительных потребностей конкретного потребителя, определяемая качеством упаковки, степенью соблюдения правовых норм защиты интересов потребителя, качеством гарантийного обслуживания и др. требованиями.

Измерение конкурентоспособности — в принципе, желательно обеспечить возможность количественно измерять конкурентоспособность анализируемого объекта, что позволит управлять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности анализируемого объекта необходима качественная информация, характеризующая полезный эффект данного объекта и объектов — конкурентов за нормативный срок их службы и совокупные затраты за жизненный цикл объектов.

Полезный эффект — это отдача объекта, интегральный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность. Другими словами, полезный эффект — это совокупность свойств объекта, используемых для выполнения конкретной работы либо конкретным потребителем, а качество — это потенциальный полезный эффект для нескольких групп потребителей. Полезный эффект использования объекта конкретным потребителем, как правило, меньше интегрегрального показателя качества объекта. Приближение этих показателей друг к другу по величине приводит к разунификации объекта и увеличению затрат в сферах производства и восстановления. Значительный разрыв между интегральным показателем качества объекта и его полезным эффектом приводит к недоиспользованию полезных возможностей объекта, что тоже плохо. Поэтому целесообразно проектировать (разрабатывать, формировать) объект с полезным эффектом для конкретных условий, равным 0,8-0,9 интегрального показателя качества. Тогда в одних условиях будет полностью или частично использоваться набор одних потенциальных параметров объекта, в других — набор других параметров.