Значение анализа и диагностики в процессе формирования и использования основных фондов предприятия заключается в предоставлении руководству предприятия полной и точной информации о наличии, техническом состоянии и эффективности использования его основных средств в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Техническое состояние предприятия позволяет определить достигнутый уровень материально-технической базы производственного процесса, перспективы развития предприятия, возможные направления роста фондоотдачи основных фондов, а в том числе прибыли и рентабельности финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, итоговым результатом экономического анализа основных фондов предприятия является разработка рекомендаций по совершенствованию эффективности использования производственного оборудования предприятия.
Техническое состояние предприятия характеризуется такими показателями как, количество пригодных к эксплуатации машин и механизмов, узлов, коэффициентом полезного действия, количеством и видами техники и другими.
Анализ и диагностика технического состояния предприятия непосредственно связаны с дальнейшим его развитием. Таким образом, рассмотрение данной темы является актуальным и обязательным. Если техническое состояние предприятия будет находиться на низком уровне, то и дальнейшая деятельность предприятия пойдёт на спад, в связи с этим работа предприятия на прямую зависит от такого показателя как техническое состояние.
Целью данной работы является изучение анализа и диагностики результатов технического состояния и развития предприятия ОАО «АТП-3» города Саратова.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- Изучить основные показатели технического состояния предприятия
- Дать организационно-экономическую характеристику предприятия
- Проанализировать финансовое состояние предприятия
- Предложить пути совершенствования деятельности предприятия
Объектом исследования является предприятие ОАО «АТП-3».
Предмет исследования — результат технического состояния и развитие предприятия.
При написании данного проекта использовались следующие методы исследования: монографический, табличный, метод обобщений, статистический, метод сравнений и аналогий, дедуктивный метод и др.Источником информации при написании курсового проекта служили: годовой отчёт за 2010-2012 года, бухгалтерский баланс предприятия за 2010-2012 года, штатное расписание численности, статистические данные, личная беседа с бухгалтером организации, главным инженером, директором предприятия. Работа выполнялась на основе справочной и научной литературы, использовались электронные источники.Результаты, полученные в результате данного анализа и диагностики, могут быть использованы в дальнейшей деятельности предприятия, для улучшения финансовой ситуации.
Анализ деятельности авиапредприятия
... заинтересованности предприятия в улучшении использования средств производства предусмотренно определение уровня рентабельности как одного из основных показателей хозрасчетной деятельности авиапредприятия по ... дебиторской задолженности предприятия. Размер резерва сомнительных долгов определяется по каждому сомнительному долгу в отдельности в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) ...
Глава 1. Теоретические основы анализа и диагностики результатов технического состояния и развития предприятия
1.1. Обзор литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/analiz-tehnicheskogo-sostoyaniya-oborudovaniya/
Проблема анализа и диагностики технического состояния предприятия и его дальнейшее развитие является одной из современных проблем в деятельности предприятий, на эту тему написано много пособий и статей различными авторами. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
В учебном пособии Кустовой Т.Н. «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»[6] нашли отражение как традиционные направления в аналитической работе российских предприятий, так и новые разработки отечественных и зарубежных аналитиков, использование которых возможно только в условиях рыночной экономики.
В данном пособии были выделены основные показатели технического состояния предприятия, а именно:
- Количество видов техники
- Количество пригодных к эксплуатации машин и механизмов, узлов
- Коэффициент полезного действия
При написании курсовой работы данные показатели были рассмотрены полностью и приведены в таблицах.
В учебном пособии Гусева Т. А. «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» [3] представлены методика анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия и показаны подходы анализа основных направлений деятельности предприятия.
Пособие содержит обобщенные теоретические и практические знания по изучению анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В данном пособии были представлены теоретические основы общей характеристики технического состояния предприятия и анализ развития НТП.
Г. В. Савицкая в своей работе описывает методику комплексного анализа важнейших показателей деятельности предприятия с учетом новейших достижений науки, практики и международных стандартов[10].
Из данной работы были взяты теоретические основы анализа состояния техники и эффективности технологий, а также анализ инновационной деятельности предприятий.
1.2. Общая характеристика технического состояния предприятия
Техническое состояние производства характеризуется наличием средств и орудий труда (машин, механизмов, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений), созданием новых и совершенствованием применяемых технологических процессов и методов производства, схем механизации и автоматизации, систем транспорта и энергоснабжения. К общим характеристикам технического состояния предприятия можно отнести его укомплектованность различными видами техники (агрегатами, машинами, оборудованием).
Срок эксплуатации и технические параметры используемых машин и механизмов, их взаимозаменяемость, комплектность[1].
Техническое состояние предприятия характеризуется технической вооруженностью, уровнем автоматизации и механизации, размером производственной площади, занимаемой оборудованием, годовым фондом времени и стоимостью одного часа работы оборудования, ценой оборудования, коэффициентом сменности. Информацию о техническом состоянии предприятия содержат паспорта оборудования, машин и механизмов; данные технических испытании, экспертных заключений, технологических инструкций; результаты специальных исследований. Важной характеристикой технического состояния предприятия является соотношение между расчетной потребностью в технике и ее фактическим наличием по мощности, видам и маркам оборудования.
Показатели технического состояния предприятия можно классифицировать по таким признакам, как наличие, состояние и использование техники, для этого используем таблицу 1.
Таблица 1. Основные показатели технического состояния предприятия
Классификационный признак | Показатели | Исходные данные для расчета |
Наличие техники | Количество видов техники | Инвентаризация, данные первичного учета (инвентаризационные карточки, технические паспорта) |
Состояние техники | Количество пригодных к эксплуатации машин и механизмов, узлов | Акты технического осмотра |
Использование техники | Коэффициент полезного действия | Фактическое время работы и рекомендованная техническая мощность |
Наличие техники анализируется на каждом предприятии. Главное внимание здесь необходимо уделять инвентаризационным картонкам. В этих карточках указывается вид и марка оборудования (машины, механизма), год и место изготовления, год постановки на учет, размер амортизационных отчислении, сумма износа и остаточной стоимости, первоначальная стоимость[2].
Состояние техники определяется на основании ее технического осмотра специалистами.
Использование техники характеризуется отношением фактического времени эксплуатации или степени загрузки к возможному времени эксплуатации или рекомендованной загрузке.
1.3. Анализ развития НТП
Научно-технический потенциал – в общем виде это способность предприятия генерировать новые научные и технические идеи, осуществлять их научную, проектно-конструкторскую и технологическую проработку и реализовывать их в своей производственной деятельности.
Наконец, рост потенциала управления – это возрастающие возможности менеджеров предприятия, повышение их квалификации, рост практических навыков[4].
Научно-технический потенциал – это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.
Научно-технический потенциал включает:
- материально-техническую базу;
- научные кадры;
- информационную составляющую;
- организационно-управленческую структуру.
Материально-техническая база – это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Их цель – быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.
Средства труда в сфере научно-технического прогресса можно разделить на четыре группы[5].
Первая включает научные приборы, оборудование и измерительную аппаратуру, служащие для получения новой научной информации (специфические средства научного труда, которые изготавливаются в индивидуальном или мелкосерийном порядке применительно к задачам конкретных исследований и отличаются быстрыми сроками морального износа).
Ко второй группе относятся электронно-вычислительные машины, которые используются для полунатурного моделирования объектов систем, автоматизированного конструирования, планирования экспериментов и регистрации их результатов, поиска информации, частных инженерных и планово-экономических расчетов, управление ходом научно-производственного цикла.
Третья группа – опытно-производственное оборудование, играющее особую роль в процессе разработок и освоение нововведений. От аналогичного производственного оборудования оно отличается универсальным характером, меньшими масштабами установок, использованием специальных измерительных систем и т.д.
В четвертую группу входят средства механизации исследований и разработок (копировальные, множительные, вычислительные устройства, оргтехника и т.д.), которые служат для снижения трудоемкости научно-вспомогательных работ, интенсификации научно-производственного цикла. Кроме того, научно-технические организации располагают зданиями, сооружениями, передаточными устройствами, транспортными средствами, инвентарем и т.д.
Вместе с тем трудно выделить «чистую» техническую базу, обслуживающую только научные, проектные и исследовательские центры, так как НИОКР ведутся в рамках многих предприятий, фирм, объединений и опираются на общую производственно-техническую базу отрасли или страны[7].
Предметы труда, Информационная составляющая
По характеру материальных носителей можно выделить следующие виды информации:
- нормативно-техническую документацию – технические задания, рекомендации, методики, нормативы, стандарты и технические условия, патенты;
- научные отчеты – ими чаще всего заканчиваются фундаментальные исследования;
- образцы нововведений – технологические процессы, режимы и регламенты, лабораторные и опытные образцы;
- проектно-конструкторскую документацию – комплекты рабочих чертежей;
- Публикации и диссертации.
Для сотрудников, занятых в научно-производственном цикле, главный источник информации – техническая документация, эксперименты, командировки и экспедиции, индивидуальное общение с коллегами. Наиболее важными проблемами здесь является широкое использование принципа обратной связи между потребителями информации и элементами системы, осуществляющей ее выдачу (изучение информационных потребностей), объединение функций научно-технической информации и планового регулирования. При этом органы информации не просто констатируют и передают ее, часто без конкретного адреса, а изучают новые идеи и решения, предварительно анализируют и выбирают направления развития, составляют программу действий, анализируют состояние связанных с этой программой элементов производства, подготавливают предложения о заданиях соответствующим службам[8].
Организационно-управленческая структура
В зарубежной практике выделяют три базовые формы организации инновационного процесса:
- административно-хозяйственную;
- программно-целевую;
- инициативную.
Административно-хозяйственная
В развитых индустриальных странах за последнее время повышается роль маркетинга в научно-техническом развитии. Вице-президент фирмы по маркетингу нередко руководит организацией НИОКР и перспективного планирования производства новой продукции.
Промежуточной формой между административно-хозяйственным и программно-целевым руководством процессами научно-технического развития служат временные центры для решения крупных технических проблем. После реализации поставленных перед ним задачи центр реорганизуется.
программно-целевая
Для усиления связи между научными исследованиями, с одной стороны, и проектированием и разработкой различных принципиально новых видов техники, продукции, систем, – с другой, в промышленности США получили распространения инженерные центры. Большое внимание уделяется также созданию университетско-промышленных и университетских исследовательских центров. Управляются такие центры советами, которые разрабатывают планы исследований, а также организуют проведение НИОКР по договорам с заказчиками[9].
Комплексные формы организации взаимодействия фундаментальной науки с производством, распространенной в развитых индустриальных странах, служит научно-промышленный парк – территория вокруг крупного университета с развитой хозяйственной и научно-технической инфраструктурой. На этой территории размещаются научно-технические подразделения крупных корпораций, государственные лаборатории, опытные предприятия, различные научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры, т.е. заинтересованные друг в друге субъекты научно-технической и хозяйственной деятельности, осуществляющие различные этапы инновационных процессов и различных функций по их обслуживанию.
инициативная
Зарубежная практика подтверждает высокую эффективность инициативной формы. Так, обследования, проведенные в США, показали, что мелкие инновационные предприятия с численностью занятых до 300 чел., специализирующиеся на создании и выпуске новой продукции, дают в 24 раза больше нововведений на каждый доллар вложенный в НИОКР, чем крупные предприятия (с численностью занятых свыше 10 тыс. человек), и в 2,5 раза больше введений на одного занятого. Многие крупные предприятия, стремясь активизировать инновационный процесс, создают у себя организационно-экономические условия для тех своих сотрудников, которые способны быть инициаторами и реализовать на практике серьезные нововведения.
Таким образом, научно-технический прогресс принято разделять на три стадии:
1. научные исследования;
2. проектно-конструкторские, технологические и опытно-экспериментальные работы;
3. внедрение в производство новой техники.
Подводя итог, следует отметить, что: программа развития научно-технического прогресса на предприятии может включать следующие разделы:
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- механизация, автоматизация и внедрение вычислительной техники;
- внедрение новых машин и механизмов, новых технологий;
- развитие производства новых видов продукции;
- снятие с производства устаревших видов продукции;
- финансирование развития научно-технического прогресса.
Факторами, определяющими развитие научно-технического прогресса на предприятии, являются ориентация его руководства на развитие новых технологий, внедрение в производство новой продукции; наличие финансовых ресурсов; необходимость замены старого оборудования новым, более прогрессивным; реконструкция и модернизация производства.
1.4. Анализ состояния техники и эффективности технологий
Применяемые производственные фонды, их техническое состояние и степень соответствия современному развитию техники в значительной мере характеризуют технический уровень предприятия и предопределяют эффективность их использования[14].
Техническое состояние оборудования
Модернизация устаревшего оборудования обходится значительно дешевле, чем приобретение и установка нового. Устаревшим считается оборудование, функционирующее 10–15 лет, сильно устаревшим – функционирующее более 15 лет. Оборудование, находящееся в эксплуатации до 5 лет, относится к прогрессивному[12].
Для характеристики технического состояния оборудования недостаточно его разделять только по возрасту: различное технологическое оборудование имеет неодинаковый нормативный срок эксплуатации.
анализе технического состояния оборудования
Коэффициент модернизации – это отношение числа модернизированных единиц оборудования к общему числу оборудования данного вида.
Коэффициент изношенности – это отношение суммы начисленного износа оборудования к стоимости этого оборудования на конец года.
Коэффициент обновления – это отношение стоимости вновь поступившего за год оборудования к стоимости оборудования данного вида на конец года.
Анализ технического состояния оборудования
Анализ состояния техники и эффективности технологий осуществляется для определения их соответствия современным требованиям производства. Данный анализ позволяет диагностировать необходимость дальнейшего развития техники и является основой деятельности инженерно-технических служб предприятия.
Диагностика эффективности техники и используемых технологий основана на оценке роста производительности труда, снижении затрат на выпуск продукции. Конкретная технология зависит от технологических характеристик используемого сырья (содержание основных фракций в нефтепродуктах; теплотворность топлива и прочие виды).
Анализ состояния техники может быть осуществлен по следующей схеме:
- составление перечня имеющейся техники с указанием ее видов, марок, заводов-изготовителей;
- характеристика техники по срокам эксплуатации;
- оценка коэффициента полезного действия техники;
- определение действительного рабочего состояния техники;
- рекомендации по дальнейшему использованию техники.
Таким образом, исследование параметров технологических процессов проводится в определенной последовательности. Вначале производится точное описание анализируемой технологии. Далее, определяются все задействованные в технологической цепочке машины и механизмы, дается характеристика их технических возможностей, анализирует загрузка оборудования, расход материалов, электроэнергии, тепла, воды и разрабатываются варианты совершенствования технологии.
1.5. Анализ инновационной деятельности
Для оценки инновационной активности организации и ее инновационной конкурентоспособности в отечественной и зарубежной практике широко применяются показатели инновационной деятельности организации.
Инновационная деятельность включает:
- выявление проблем предприятия;
- осуществление инновационного процесса;
- организацию инновационной деятельности.
Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность организации, ее инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы: затратные; по времени; обновляемости; структурные.
Затратные показатели:
- удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;
- удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;
- затраты на приобретение инновационных фирм;
- наличие фондов на развитие инициативных разработок.
Показатели обновляемости:
- количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;
- показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);
- количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);
- объем экспортируемой инновационной продукции;
- объем предоставляемых новых услуг.
Структурные показатели:
- состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);
- состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;
- численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;
- состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.
Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно-технических подразделений.
Широко используется показатель инновационности ТАТ, который происходит от словосочетания «turn — around time» («успевай поворачиваться»).
Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Реже используются в широкой печати другие показатели, например, структурные, показывающие количество и характер инновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных аналитических обзорах[13].
Методика проведения анализа инновационной деятельности.
На первом этапе должен осуществляется анализ инновационного потенциала предприятия. Одновременно с этим дается оценка роли собственного капитала в формировании и развитии инновационного потенциала. В дальнейшем проводится анализ влияния основных технико-экономических факторов на изменение структуры инновационного потенциала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. При этом выявляются внутрихозяйственные резервы роста инновационного потенциала предприятия[1].
На втором этапе проводится анализ инновационной активности предприятия, прежде всего на основе динамики изменения величины затрат на инновационную деятельность и количества инновационных проектов, находящихся в разработке предприятия, в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Выявляется влияние основных факторов на изменение этих показателей. Затем выявляются внутренние резервы повышения инновационной активности предприятия.
На третьем этапе оцениваются результаты инновационной деятельности. Здесь же производится оценка эффективности реализованных предприятием инноваций и их влияния на показатели эффективности функционирования предприятия. Затем выявляются возможные резервы улучшения этих показателей.
По результатам анализа обосновывается целесообразность разработки и реализации управленческих решений, направленных на повышение эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия.
Инновационная деятельность предприятия направлена на быстрейшее внедрение в производство технических нововведений (инноваций).
Инновационная деятельность имеет несколько стадий. Этими стадиями могут быть изобретение или открытие, эксперимент, НИОКР, разработка технического проекта, опытная разработка или экспериментальное опытное производство, серийное или массовое производство.
Основными результатами инновационной деятельности предприятия являются:
- повышение качества продукции (работ, услуг),
- рост производительности труда и его фондовооруженности,
- снижение материалоемкости и фондоемкости, т.
е. повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметь следующее: инновационная деятельность требует значительных затрат, особенно на научно-исследовательские и опытно-конструкторский ра6оты. Анализ инновационной деятельности предприятия включает сопоставление затрат на инновации и результатов их внедрения. Анализ осуществляется по каждому техническому нововведению в сопоставимых ценах, так как от первоначальных инвестиций в инновации до их внедрения проходит достаточно длительный период.
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «АТП-3»
2.1. Место нахождения предприятия ОАО «АТП-3», его специализация и организационная структура
Компания зарегистрирована 24 декабря 1992 года регистратором инспекция МНС России по заводскому району г. Саратова. Номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица № 6900 Серия АГ от 24.12.1992, а также государственный регистрационный номер выпуска обыкновенных акций и дата государственной регистрации № 01091071 от 24.12.1992 г. администрация г. Саратова.
Акционерное общество «Автотранспортное предприятие № 3» (далее по тексту также именуемое ОАО «АТП-3», Общество или предприятие) является открытым акционерным обществом, создано без ограничения срока его деятельности путем преобразования Государственного Автотранспортного предприятия № 3 и является его правопреемником.
Размер уставного капитала составляет 786 045 рублей на 2012 год. Общее количество акций 4031, Номинальная стоимость обыкновенных акций 195 рублей. Доля уставного капитала: Овчинников В.В. — генеральный директор (27,56%), Сорокин Ю.М. — зам. директора (20,04).
Основные виды деятельности ОАО «АТП-3», целью которых является расширение рынка услуг, а также извлечение прибыли, перечислены в пункте 3.4. устава Общества, утвержденного общим собранием акционеров (протокол № 10 от 21 марта 2002 года).
Отдельными видами деятельности ОАО «АТП-3» может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
ОАО «АТП-3» осуществляет следующие виды деятельности:
- Перевозки грузов и пассажиров
- Ремонт машин и механизмов
- Изготовление запасных частей и деталей
- Ремонт автомобильных шин и камер
- Изготовление ремонтно-технических изделий
- Производство и реализация строительных материалов и конструкций
- Создание и организация учебных пунктов для подготовки и переподготовки кадров водителей автомобильных категорий В, С, Д, Е
- Изготовление и реализация товаров народного потребления
- Организация платных автомобильных стоянок для населения и организаций
- Ремонтно-строительные и строительно-монтажные работы
- Товарно-складские услуги
- Коммерческая деятельность
- Биржевая деятельность
- Услуги физической культуры и спорта
- Организация оптово-розничной торговли промышленными и продовольственными товарами с соблюдением всех требований, предъявляемых к ведению торговых операций
- Торгово-закупочная деятельность
- Сдача в аренду движимого и недвижимого имущества
Функцию контроля над производством выполняет генеральный директор организации — Овчинников Вячеслав Васильевич. Всего на предприятии работает 38 человек, данные о сотрудниках указаны в таблице 2 (штатное расписание административно-управленческого персонала)и в таблице 3 (штатное расписание рабочих от 01.01. 2012 года).
Таблица 2. Штатное расписание административно-управленческого персонала (с 01.01.2012 год)
Структурное подразделение | Должность
(специальность, профессия) |
Кол-во
лиц |
Замещение |
Общее руководство | Генеральный директор | 1 | Овчинников В.В. |
Зам. генерального директора | 1 | Сорокин Ю.М. | |
Главный бухгалтер | 1 | Калачева Т.В. | |
Главный инженер | 1 | Быков А.П. | |
Главный энергетик | 1 | вакансия | |
Коммерческий отдел | Заведующий складом ГСМ | 1 | Салихов Д.А. |
Технический отдел | Ведущий инженер охраны труда, ТБ, экологии, и безопасности движения | 1 | Кочкин А.В. |
Инженер по мобилизационной работе | 1 | Князькин А.В. | |
Инженер ГО и ЧС | 1 | вакансия | |
Отдел кадров | Начальник отдела кадров | 1 | Копченова Л.А |
Зав. АХЧ с выполнением обязанностей секретаря | 1 | вакантная | |
Финансово-экономический отдел | Зам. главного бухгалтера | 1 | Вакансия |
Техник — нормировщик | 1 | вакансия | |
Зав. Центральным складом | 1 | Колотов Н.А. | |
ИТОГО | 14 |
Таким образом, согласно таблице, административно-управленческого персонала насчитывается 14 человек, что составляет одну третью часть всего персонала предприятия и каждый имеет свои непосредственные обязанности, например, главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.
Таблица 3. Штатное расписание рабочих (с 01.01. 2012 год)
Должность (специальность, профессия) | Разряд,
класс квалификации |
Совмещение профессий | Кол-во лиц | Замещение |
Инспектор предрейсового мед. осмотра | Уборка мед кабинета;
разлив молока; ведение флюр. паспорта |
1 | Васильева С.В. | |
Аккумуляторщик | 5 | 1 | Абрамов А.С. | |
Газоэлектросварщик | 6 | 1 | Горелов Н.И. | |
Медник | 3 | 1 | вакансия | |
Слесарь по ремонту а/машин | 1 | вакансия | ||
Моторист | 5 | 1 | вакансия | |
Слесарь ТО-2 | 3 | 1 | вакансия | |
Оператор мойки | 1 | Талайков А.В. | ||
Связист | 1 | Копченов И.Г. | ||
Подсобный транспортный рабочий | 1 | Вакансия | ||
Уборщица АБК | 1 | Быковская М.Г. | ||
Водитель а/машины | легковая | 1 | Космынин В.Ф. | |
Водитель а/машины | легковая | 1 | Космынин А.В. | |
Водитель
а/машины |
легковая | 1 | Спирин А.В. | |
Водитель а/машины | Грузовая -бортовая | Погрузо-разгрузочные работы | 6 | Потехин В.А. |
Сторож КПП | 1 | Трусов В.В. | ||
Подсобный транспортный рабочий | 1 | Назыров М.А. | ||
Уборщица производственного корпуса | 1 | Романцова Е.В | ||
Сторож КПП | 1 | Бучарский А.Н. | ||
ИТОГО | 24 |
Согласно таблице, отметим следующее: численность рабочих предприятия составляет 24 человека, что является относительно небольшим составом для масштабов такого предприятия как ОАО «АТП-3», учитывая, что на балансе предприятия числится 33 грузовых автомобиля. Данное штатное расписание позволяет сделать вывод о том, что более половины автопарка простаивает, так как водителей грузовых автомобилей всего 6 человек.
Также следует отметить организационную структуру предприятия ОАО «АТП-3», которая является иерархической, во главе стоит генеральный директор. Он управляет всем предприятием в целом, также руководитель отдела управляет своими подчинёнными непосредственно сам, например, главный инженер управляет техническим отделом, но его распоряжения не могут противоречить указаниям генерального директора предприятия.
Таким образом, в настоящее время приоритетными направлениями деятельности ОАО «АТП-3» являются:
- Ремонт автотранспортных средств и агрегатов к ним.
- Техническое обслуживание автотранспорта, принадлежащего юридическим и физическим лицам.
- Предоставление мест для стоянки автотранспорта на территории Общества.
- Сдача в аренду движимого и недвижимого имущества.
- Реализация ТМЦ и основных средств, принадлежащих предприятию.
На основе этих данных рассмотрим автопарк предприятия более подробно в следующем пункте.
2.2. Обеспеченность производственными ресурсами
К производственным ресурсам предприятия можно отнести: основные фонды, оборотные средства, а также трудовые ресурсы предприятия.
Основные фонды
К ОФ относят: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, прочие основные фонды.
По участию в производственном процессе ОФ подразделяются :
- активные – непосредственно участвующие в процессе производства товаров, работ или услуг (машины, оборудование, вычислительная техника, транспортные средства и т. д.);
- пассивные – не принимают непосредственного участия в процессе производства, но создают необходимые условия для его осуществления (здания, сооружения и т. д.);
Рассмотрим активные основные фонды предприятия ОАО «АТП-3» (транспортные средства), представленные в таблице 4.
Таблица 4. Виды транспортных средств ОАО «АТП-3»
№ П\П |
КАТЕГОРИЯ а\техники |
ГОС. № а\м |
Год выпуска |
Место
регис- трации |
Кол-во
а\м |
Макс.
Масса тонн |
Вид
топл. |
1 | Татра 815 с\свал | С-069-АТ | 1989 | Саратов | 1 | 15 | Дт |
2 | Татра 815 с\свал | С 106 АТ | 1988 | Саратов | 1 | 15 | Дт |
3 | Татра 815 с\свал | С 107 АТ | 1989 | Саратов | 1 | 15 | Дт |
4 | Татра 815 с\свал | С 108 АТ | 1989 | Саратов | 1 | 15 | Дт |
5 | Татра 815 с\свал | В 171 МЕ | 1985 | Саратов | 1 | 15 | Дт |
6 | Татра 815 с\свал | В 205 СМ | 1987 | Саратов | 1 | 15 | Дт |
7 | Татра 815 с\свал | В 237 СХ | 1989 | Саратов | 1 | 15 | Дт |
8 | Татра 815 с\свал | С 299 АО | 1993 | Саратов | 1 | 15 | Дт |
9 | Татра 815 с\свал | В 612 ЕМ | 1985 | Саратов | 1 | 15 | Дт |
10 | Татра 815 с\свал | В 731КВ | 1990 | Саратов | 1 | 15 | |
11 | Татра 815 с\свал | В 795 КВ | 1990 | Саратов | 1 | 15 | Дт |
12 | Татра 815 с\свал | В 829 СА | 1989 | Саратов | 1 | 15 | Дт |
13 | Татра 815 с\свал | С 872 АО | 1987 | Саратов | 1 | 15 | Дт |
14 | Татра 815 с\свал | С 912 АВ | 1984 | Саратов | 1 | 15 | Дт |
15 | Татра 815 с\свал | Р 987 СР | 1988 | Саратов | 1 | 15 | Дт |
16 | Камаз 5410 с\т | С 074 АТ | 1987 | Саратов | 1 | 14 | Дт |
17 | Камаз 5410 с\т | В 184 ММ | 1993 | Саратов | 1 | 14 | Дт |
18 | Камаз 5410 с\т | В 920 ЕВ | 1981 | Саратов | 1 | 14 | Дт |
19 | Камаз 5410 с\т | 47-56 САУ | 1989 | Саратов | 1 | 14 | Дт |
20 | Камаз 5320-12 бортов. | В 306 ЕМ | 1997 | Саратов | 1 | 8 | Дт |
21 | Камаз 5511 СБ-92 | В 036 ЕС | 1996 | Саратов | 1 | 9 | Дт |
22 | Камаз 5511 СБ-92 | В 237 РТ | 1989 | Саратов | 1 | 9 | Дт |
23 | Камаз 5511 с\св | С 105 АВ | 1984 | Саратов | 1 | 10 | Дт |
24 | Камаз 5511 с\св | В 115 КА | 1984 | Саратов | 1 | 10 | Дт |
25 | Камаз 5511 с\св | В 116 КА | 1991 | Саратов | 1 | 10 | Дт |
26 | Камаз 5511 с\св | С 197 АТ | 1986 | Саратов | 1 | 10 | Дт |
27 | Камаз 5511 с\св | В 713 ЕВ | 1984 | Саратов | 1 | 10 | Дт |
28 | Камаз 5511 с\св | В 909 СР | 1985 | Саратов | 1 | 10 | Дт |
29 | Камаз 55 11 с\св | Р 213 СР | 1984 | Саратов | 1 | 10 | Дт |
30 | Камаз 5511 с\св | В 916 ЕС | 1997 | Саратов | 1 | 10 | Дт |
31 | ПАЗ 3205 автобус | В 696 МХ | 2004 | Саратов | 1 | бензин | |
32 | ГАЗ 5327 борт. | С 104 АТ | 1983 | Саратов | 1 | 4 | бензин |
33 | ЗИЛ с\св | В 117 КА | 1987 | Саратов | 1 | 5.8 | бензин |
34 | ЗИЛ с\св | 98-47 САР | 1988 | Саратов | 1 | 5.8 | бензин |
Таким образом, предприятие имеет 15 автомобилей Татра, 15 автомобилей Камаз, 2 Зила, 1 Газ и среди грузовых автомобилей имеется 1 автобус ПАЗ. Можно отметить, что автопарк предприятия содержит достаточно большое количество автомобилей, их насчитывается 34 единицы техники, причём все автомобили находятся в собственности предприятия.
Но, не смотря на этот плюс, автопарк предприятия имеет существенный недостаток – все автомобили, кроме автобуса (он 2004 года) давно устарели (например, ГАЗ 5327 бортовой 1983 года выпуска).
Соответственно, техническое состояние предприятия находится на стадии упадка из-за того, что автопарк устарел, менее эффективен и не весь на ходу.
Для оценки результатов технического состояния предприятия были представлены данные в таблице 5.
Таблица 5. Основные показатели работы
Наименование | Единица измерения | Всего
по всем предприятиям |
Факт
за 2011 год |
Отклонение
+ — к 2011году |
%
к 2012 году |
Количество а\машин (грузовых/) | ед. | 15 | 31 | -16 | 68,6 |
Доходы на 1 а\м за год | т. руб. | 458,4 | 883,1 | -424,7 | 51,9 |
Затраты на 1 а\м за год | т. руб. | 314,7 | 793,4 | -478,7 | 39,7 |
Предъявлено: за ТО,ТР и мойку | т. руб. | 3499 | 17597 | -14098 | 19,9 |
— за аренду и мед. осмотр | т. руб. | 4039 | 4386 | -347 | 92,1 |
По данным результатам таблицы видно следующее: количество автомобилей уменьшилось к 2012 году на 68,6%, доходы на 1 автомобиль за год также уменьшились на 52%, что является серьёзным «звоночком» для руководства предприятия, соответственно прибыль уменьшается, несмотря на это расходы предприятия сократились на 39,7%, это связано непосредственно с уменьшением численности автопарка.
Для анализа результатов технического состояния и развития предприятия необходимо иметь ввиду расчёты стоимости автотранспортных услуг подробного описания на примере Камаз 53212 бортовой, представленные в таблице 6 и расчёты стоимости автотранспортных услуг по маркам подвижного состава, указанные в таблице 7) .
Таблица 6. Калькуляция стоимости автоуслуг автомобиля Камаз 53212 бортовой
№
п\п |
Статьи затрат |
Кол-во единиц |
1. | Расчет стоимости 1 часа работы: | |
— з/плата водителя | 96,00 | |
— ТО и ремонт автомобиля | 277,89 | |
— амортизация | 24,50 | |
— накладные расходы | 253,37 | |
Итого затрат: | 625,17 | |
— рентабельность (15%) | 97,83 | |
Всего стоимость 1 часа работы | 750,00 | |
2. | Расчет стоимости 1-го км пробега : | |
— дизтопливо (37л/100 км х 27,50) | 10,17 | |
— смазочные материалы | 0-55 | |
— автошины (10кх1кмх7500руб) : 70000км | 1,08 | |
Итого стоимость 1 км пробега | 11,80 |
По данным таблицы можно отметить, что если рассчитывать стоимость 1 часа работы водителя, то это обходится предприятию в 750 рублей, а расчет стоимости 1-го км пробега составляет 11,8 рублей.
Таблица 7. Стоимость автотранспортных услуг по маркам подвижного состава, НДС не облагается
№
п\п |
Марка
а/м |
Тип подвижного
состава |
Стоимость (руб.)
за 1 час работы |
Стоимость (руб.)
за 1 км пробега |
1. | Камаз 5511 | с\свал | 750= | 11-80 |
2. | Камаз 53212 | Бортовой | 750= | 11-80 |
3. | Камаз 5410 | Полуприцеп | 825= | 13-23 |
4. | Камаз 5511 СБ-92 | миксер | 1200= | 15-09 |
5. | Камаз 5410 | Площадка 3х12 | 1200= | 15-09 |
6. | КРАЗ | Самосвал | 1350= | 16-48 |
7. | Татра 815 | Самосвал | 1000= | 15-31 |
Таким образом, для различных видов подвижного состава предприятие устанавливает свою определённую стоимость и наибольшую из них составил КРАЗ. Стоимость работы за час составляет1350 рублей, а за 1 км – 16,48 рублей.
Помимо состояния автопарка для более полной картины развития предприятия, также следует отметить трудовые ресурсы, представленные в таблице 8.
Таблица 8. Показатели по труду
№ п/п | Показатель | Факт 2011 г. | Факт 2012 г. | % к 2011 г. | Отклонение +,- к 2011 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Среднесписочная численность списочного состава без внешних совместителей, в целых ед., чел. | ||||
Всего: | 38 | 23,0 | 60,5 | -15 | |
водители | 4 | 2 | 50 | -2 | |
ремонтные рабочие | 6 | 5,0 | 83,3 | -1 | |
вспомогательные рабочие | 11 | 6,0 | 54,5 | -5 | |
специалисты | 12 | 5,0 | 41,7 | -7 | |
руководители | 5 | 5 | 100 | 0 | |
2 | Фонд ЗП (включая совместителей, в тыс. руб.) | ||||
Всего: | 4160,6 | 2697,0 | 64,8 | -1463,6 | |
3 | Средняя заработная плата списочного состава (руб.) | ||||
Всего: | 9124 | 9771,0 | 107,1 | 647 |
Из приведенных данных видно, что средняя заработная плата в 2011 году выросла на 647 рублей и составила 9771 рубль за счет пересмотра действующих окладов и тарифных ставок в сторону увеличения с учетом инфляции.
В течение 2012 года на предприятии среднесписочная численность составила 23 человека без совместителей, в том числе женщин – 10 человек. Количество работников, занятых на работах с вредными условиями труда – 8 человек, из них женщин – 4 человека.
Количество человек, получающих льготы за работу во вредных условиях труда – 2 человека.
На предприятии работают 3 человека, которые обучены по охране труда в «Центре охраны труда», расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 34.
В 2012 году среднесписочная численность работающих уменьшилась на 15 человек. Для сравнения: в 2007 году уволилось 24 человека, в 2008 году уволилось 11 человек, в 2009 году уволилось 19 человек, а в 2010 году уволилось 24 человека.
Основные причины увольнения:
- собственное желание 15 человек.
- по сокращению штата – нет.
Помимо технического состояния предприятия и трудовых ресурсов, следует рассмотреть общее финансовое состояние в целом.
2.3. Финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния ОАО «АТП-3»
Для того чтобы оценить доходы предприятия ОАО «АТП-3» сведём все необходимые данные в таблицу 9.
Таблица 9. Структура полученных доходов в 2011 году:
Вид доходов | 2010 год | 2011 год | 2012 год | ||||||
Фактически выполнено (тыс. руб.) | Удельный вес в общем объеме | Фактически выполнено (тыс. руб.) | Удельный вес в общем объеме | Фактически оплачено (тыс. руб.) | Удельный вес в общем объеме | ||||
1. Всего работ и услуг | 14 479 | 100,0 | 8779 | 100,0 | 9124 | 100,0 | |||
в том числе: | |||||||||
ТО, ТР и мойка | 3 669 | 25,3 | 3711 | 42,3 | 3631 | 39,8 | |||
реализация ТМЦ | 512 | 3,5 | — | — | 659 | 7,2 | |||
реализация основных средств | 6 638 | 45,8 | — | — | 595 | 6,5 | |||
автоуслуги | — | — | — | — | — | — | |||
аренда | 3 531 | 24,4 | 3906 | 44,5 | 4136 | 45,4 | |||
стоянка и прочие услуги | 129 | 1,0 | 1162 | 13,2 | 103 | 1,1 | |||
2. Из них: | |||||||||
а) на ЕНВД | 3 669 | 25,3 | 3711 | 42,3 | 3631 | 35,2 | |||
б) на УПСНО | 10 810 | 74,7 | 5068 | 57,7 | 5493 | 64,8 | |||
Итого: | 14 479 | 100,0 | 8779 | 100,0 | 9124 | 100,0 |
Таким образом, в 2011 году повысились объемы основного вида деятельности — ТО, ТР на 42 тыс. рублей, аренда сдаваемого помещения на 375 тыс. рублей, прочие услуги на 1033 тыс. рублей, однако объемы в целом по сравнению с 2010 годом снизились на 5700 тыс. рублей, за счет реализации ТМЦ в сумме 512 тыс. рублей и реализации основных средств в сумме 6638 тыс. рублей.
Поток денежных средств в отчетном году снизился по сравнению с 2010 годом на 2614 тыс. руб. и составил 8610 тыс. руб., то есть денежная составляющая в объеме реализации составила 75,2%, а 24,8% оплачено взаимозачетом и договорами уступки долга. Уменьшение денежного потока повысило задолженность по зарплате, поставщикам и подрядчикам за ТМЦ и оказанные услуги, во внебюджетные фонды, однако снизилась задолженность по платежам в бюджет на 231 тыс. рублей.
В отчетном году снизилась дебиторская задолженность, и составила 5331 тыс. руб. Кредиторская задолженность повысилась на 1954 тыс. руб. и составила 11698 тыс. руб., то есть задолженность предприятия по всем направлениям превышает наличие собственных средств для покрытия задолженности.
От реализации работ и услуг в отчетном году получен убыток в сумме 3062 тыс. руб., в том числе от основного вида деятельности и от внереализационных расходов:
- уплата пеней и штрафов за несвоевременные платежи в сумме 170,5 тыс. рублей,
- уплата налогов за счет прибыли в сумме 596,6 тыс. рублей;
- судебных и нотариальных расходов в сумме 53,1 тыс. рублей;
- расходов за услуги реестродержателя и аудитора в сумме 11,4 тыс. рублей;
- расходов за услуги банка в сумме 13,4 тыс. рублей;
- материальной помощи и премий к юбилейным датам в сумме 12,0 тыс. рублей.
Все это отразилось на чистых активах предприятия. За отчетный год они снизились на 3062 тыс. рублей, что является отрицательным показателем деятельности предприятия.
По состоянию на 01.01.2012 года на балансе предприятия числится 23 единицы грузовых автомашин, которые сданы в аренду сторонним организациям. Срок службы собственных автомашин свыше 20 лет. Поэтому затраты на содержание и ремонт автотранспорта ежегодно растут.
Так, покупных комплектующих изделий в отчетном году закуплено на 2236,8, 0 тыс. руб., что на 398,8 тыс. руб. больше предыдущего года.
Услуги по перевозке народнохозяйственных грузов не оказывались. Весь грузовой автотранспорт, занимающийся коммерческой деятельностью, передан в аренду сторонним организациям. Так же в аренду были сданы помещения и емкость для хранения ГСМ.
Для более подробного анализа финансового состояния ОАО «АТП-3» рассмотрим финансовые показатели деятельности предприятия за 2011- 2012 год, представленные в таблице 10.
Таблица 10. Основные финансовые показатели деятельности ОАО «АТП-3″ за 2012 год (в тыс. рублей)»
Показатели | Факт за 2012 год | Факт за 2011 год | % к 2011 году | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Объем выполненных услуг | 8779 | 14479 | 60,6 |
2 | Объем оплаченных работ и услуг с налогами | 9124 | 18997 | 48 |
3 | Дебиторская задолженность по балансу | 5331 | 5560 | 95,9 |
4 | Себестоимость выполненных работ и услуг | 11962 | 12849 | 85,9 |
5 | Прибыль (убыток) от хозяйственной деятельности предприятия | -2256 | -2805 | 80,4 |
6 | Платежи в бюджет и внебюджетные фонды | 2762 | 2119 | 130,3 |
7 | Дебиторская задолженность, списанная на убытки по истечении срока исковой давности | — | 3789 | — |
8 | Пени, штрафы: | 3,8 | 338 | +297 |
— уплаченные | 3,8 | 338 | +297 | |
— полученные | — | — | — | |
9 | Прибыль балансовая | -3062 | -3987 | 76,8 |
10 | Сумма выплаченной заработной платы всего | 2201,0 | 3884 | 56,7 |
11 | Период, за который выплачивалась заработная плата | 10 мес. | 11,5 мес. | 87 |
12 | Задолженность на 1-е января 2012 года | |||
— по заработной плате | 501 | 383 | 130,8 | |
— в бюджет | 1780 | 2011 | 88,5 | |
— во внебюджетные фонды | 274 | 77 | 355,8 |
В 2011 году предприятие применяло два специальных налоговых режима: ЕНВД и УПСНО. Переход на уплату ЕНВД и УПСНО освободило предприятие от обязанности уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество, за исключением перечислений накопительной и страховой части трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ.
Помимо данных показателей следует рассмотреть основные показатели деятельности ОАО «АТП-3» представленные в таблице 11. Для полного анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «АТП-3» за 2010-2012 года.
Таблица 11. Основные показатели деятельности предприятия
№ п.п. | Показатели | Отчетный период | Прошлый период | Отклонения |
1 | Общая величина имущества (средняя величина), тыс. руб. | 22888 | 23996 | -1108 |
2 | Капитал и резервы (IIIрII) (средняя величина), тыс. руб. | 9478 | 12540 | -3062 |
3 | Долгосрочные обязательства (средняя величина), тыс. руб. | 111 | 111 | 0 |
4 | Средняя величина текущих активов, тыс. руб. | 7379 | 7790 | -411 |
5 | Выручка от реализации товаров, работ, услуг, тыс. руб. | 8779 | 14479 | -5700 |
6 | Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. | -2256 | +1630 | -626 |
7 | Прибыль отчетного периода, тыс. руб. | -2415 | -2805 | -5220 |
8 | Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, тыс. руб. | -3062 | -3987 | -7049 |
9 | Рентабельность текущих активов | -32,73 | -36,01 | 3,28 |
10 | Рентабельность активов | -10,55 | -11,69 | 1,14 |
11 | Рентабельность инвестиций | -25,19 | -22,17 | -3,01 |
12 | Рентабельность собственного капитала | -25,48 | -22,37 | -3,11 |
13 | Рентабельность продукции | -25,7 | 11,26 | -36,96 |
Исходные данные в таблице взяты по состоянию на начало и на конец отчетного периода (вместо средних величин) . Таким образом, в отчетном периоде предприятие являлось нерентабельным.
Все проанализированные показатели показывают следующее: предприятие имеет неустойчивое финансовое состояние, т.к. является нерентабельным за 2012 год, вынужден сдавать в аренду подвижной состав, почти весь автопарк имеет возраст более 20 лет, в связи с этим возникают дополнительные расходы, также задолженность предприятия по всем направлениям превышает наличие собственных средств для покрытия задолженности.
Глава 3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия ОАО «АТП-3»
Согласно проведённому анализу в предыдущей главе следует отметить, что техническое и, следовательно, финансовое состояние предприятия достаточно шаткое и руководству необходимо срочно задуматься об изменении ситуации. Исходя из анализированных данных, не все показатели являются отрицательными, рассмотрим бухгалтерский баланс предприятия, представленный в таблице 12.
Таблица 12. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ОАО «АТП-3»
Показатели | 01.01.12 г. | 31.12.12 г. | Изменение (+/-) |
1 | 2 | 3 | 4 |
АКТИВЫ | |||
Основные средства | 16 081 854 | 15 384 842 | -697 012 |
Незавершенное строительство | 59 054 | 59 054 | — |
Долгосрочные финансовые вложения | 938 | 938 | — |
Отложенные налоговые активы | 64 010 | 64 010 | — |
Запасы | 2 174 854 | 2 037841 | -137 013 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев) | 5 560 413 | 5 330 777 | -229 636 |
Денежные средства | 53 232 | 6 467 | -46 765 |
Прочие оборотные активы | 1 514 | 3 606 | — |
ПАССИВЫ | |||
Уставный капитал | 786 045 | 786 045 | — |
Добавочный капитал | 15 707 000 | 15 707 000 | — |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | -3 952 636 | -7 015 533 | -3 062 897 |
Долгосрочные обязательства | 111 309 | 111 309 | — |
Займы и кредиты | 1 601 447 | 1 601 447 | — |
Кредиторская задолженность | 9 743 018 | 11 697 727 | 1 954 709 |
В 2012 году уменьшение стоимости основных средств, связано с выбытием и реализацией транспортных средств (списано — 5 машин, реализовано — 3 машины).
Из данной таблицы видно, что кредиторская задолженность продолжает расти, денежные средства уменьшились почти в 2 раза.
Таким образом, на основе проведённого анализа можно выделить следующие показатели, которые необходимо исправлять :
Предприятие является нерентабельным за 2012 год, вынужден сдавать в аренду подвижной состав, почти весь автопарк имеет возраст более 20 лет, в связи с этим возникают дополнительные расходы, также задолженность предприятия по всем направлениям превышает наличие собственных средств для покрытия задолженности.
Предприятию потребовалось приобрести покупных комплектующих изделий в отчетном году на 2236тыс. руб., что на 398,8 тыс. руб. больше предыдущего года, т.к. автопарк устарел и постоянно требует ремонта.
От реализации работ и услуг в отчетном году получен убыток в сумме 3062 тыс. руб., в том числе от основного вида деятельности и от внереализационных расходов:
- уплата пеней и штрафов за несвоевременные платежи в сумме 170,5 тыс. рублей,
- уплата налогов за счет прибыли в сумме 596,6 тыс. рублей;
- судебных и нотариальных расходов в сумме 53,1 тыс. рублей;
- расходов за услуги реестродержателя и аудитора в сумме 11,4 тыс. рублей;
- расходов за услуги банка в сумме 13,4 тыс. рублей;
- материальной помощи и премий к юбилейным датам в сумме 12,0 тыс. рублей.
Все это отразилось на чистых активах предприятия. За отчетный год они снизились на 3062 тыс. рублей, что является отрицательным показателем деятельности предприятия.
Чтобы изменить ситуацию с данными показателями необходимо провести следующие мероприятия:
1. Постепенно «безболезненно» обновить подвижной состав с помощью лизинга. Сейчас из 33 единиц техники 23 сдаются в аренду, 5 списаны за непригодность в использовании и всего лишь 5 автомобилей на ходу, причём им постоянно требуется ремонт, а затраты на приобретённые комплектующие составляют более 2 миллионов рублей за отчётный год.
Данное мероприятие можно провести следующим образом, т.к. количество клиентов у ОАО «АТП-3» немного и большого количества автомобилей не требуется, то можно из тех денег, которые предприятие получает от аренды автомобилей, приобрести 2-3 новых грузовика в лизинг.
Доход от аренды автомобилей составил 4136000 рублей, новый автомобиль КАМАЗ стоит с учетом НДС 2177100, его предприятие может купить, а 1-2 автомобиля может приобрести в лизинг на 3 года, данные представлены в таблице 13.
Таблица 13. Расчёт платежей на 3 года
1 год действия договора лизинга, ставка 14,18% | 2 год действия договора лизинга, ставка 9,55% | 3 год действия договора лизинга, ставка 3,71% |
308712 рублей | 207913 рублей | 80770 рублей |
На основе данной таблицы можно отметить, что данные расходы предприятие может себе позволить «безболезненно», т.к. сейчас тратит только на комплектующие ремонтные изделия более 2 миллионов.
Данное мероприятие позволит сэкономить на ГСМ, улучшится производительность, расходы на содержание подвижного состава, а также предприятие станет постепенно более конкурентоспособным.
2. Необходимо создать собственный сайт, сейчас в мире современных технологий без интернета «никуда». Как отмечалось ранее, у предприятия немного клиентов в связи, с чем подвижной состав простаивает. Соответственно для привлечения новой клиентуры нужно обратиться в рекламное агентство с целью создания сайта, причём с «изюминкой». А именно, на данном сайте стоит разработать он-лайн заявку на перевозку того или иного груза, с возможностью указания расстояния от объекта до цели, вид перевозимого груза, объём груза, который нужно перевезти и клиент, заполнив данные пункты, увидит приблизительную стоимость своего заказа, после чего диспетчер может связаться с ним для уточнения заявки при необходимости. Что касается затрат на данное мероприятие: создание сайта, оформление и регистрация обойдётся примерно около 30000 рублей, данная сумма невелика для такого предприятия, а эффект будет значительным. О предприятии узнают новые клиенты, это могут быть как небольшие строительные новые фирмы, которым необходим грузовой подвижной состав, либо частное лицо. Таким образом, такой показатель как прибыль от реализации будет увеличиваться, что и является одной из основных целей, конкурентоспособность предприятия также вырастет, т.к. проведя исследования рынка грузовых перевозок Саратова, выяснилось, что ни у кого из имеющихся предприятий нет той самой «изюминки», которая сейчас является максимально удобной и популярной в других сферах деятельности.
3. Реклама на подвижном составе. Это минимальное по затратам мероприятие, имеющее максимальный эффект совместно с созданием сайт предприятия. Реклама на транспорте одна из самых дешёвых, а охват клиентуры огромный. Тем самым, увеличим данным мероприятием клиентуру, заказов станет больше, подвижной состава будет на ходу, прибыль увеличится, предприятие снова станет рентабельным.
Руководителю предприятия стоит принять во внимание имеющиеся на сегодняшний день показатели технического состояния предприятия, финансовой устойчивости и воспользоваться предложенными мероприятиями, с целью изменить ситуацию.
Заключение
Таким образом, изучив тему анализа и диагностики технического состояния и развития предприятия, можно выделить следующее: к общим характеристикам технического состояния предприятия можно отнести его укомплектованность различными видами техники (агрегатами, машинами, оборудованием), а также срок эксплуатации и технические параметры используемых машин и механизмов, их взаимозаменяемость, комплектность.
В данной работе было изучено техническое состояние и развитие предприятия ОАО «АТП-3», были выполнены следующие задачи:
- Рассмотрены основные технические показатели состояния предприятия
- Была представлена организационно-экономическая характеристика предприятия
- Проанализировано финансовое состояние предприятия
- Были предложены пути совершенствования деятельности предприятия, рассмотрены достоинства и перспективы данных мероприятий, прогноз внедрения их предприятием.
Проведя анализ и диагностику технического состояния изучаемого предприятия ОАО «АТП-3», можно сделать вывод о том, что техническое состояние предприятия напрямую связано с его развитием, финансовой устойчивостью. Согласно полученным данным предприятие имеет большой автопарк, который насчитывает 33 единицы грузовых автомобилей, но согласно проведённым исследованиям отметим следующее:
- Автопарк давно устарел, практически всем автомобилям более 20 лет, срок эксплуатации которых составляет от 10 до 15 лет использования.
- В связи с большим сроком эксплуатации автомобилей, им постоянно требуется ремонт, что является очень затратным показателем согласно отчётом, более 2 млн. рублей в год предприятие тратит на ремонт, запчасти.
- Также в связи с тем, что большинство автомобилей имеют долгий срок эксплуатации, многие из них не подлежат ремонту, поэтому 5 из них в 2012 году были списаны с баланса предприятия и всего лишь 5 автомобилей из уже 28 имеющихся пригодны для использования.
Согласно приведённым данным, мы можем предложить следующее мероприятие:
Постепенно «безболезненно» обновить подвижной состав с помощью лизинга.
Данное мероприятие можно провести следующим образом, т.к. количество клиентов у ОАО «АТП-3» немного и большого количества автомобилей не требуется, то можно из тех денег, которые предприятие получает от аренды автомобилей, приобрести 2-3 новых грузовика в лизинг.
Подробный расчёт был представлен в 3 главе курсового проекта.
Данное мероприятие позволит сэкономить на ГСМ, улучшится производительность, расходы на содержание подвижного состава, а также предприятие станет постепенно более конкурентоспособным.
Также следует отметить, что согласно таблице 11. «Основные показатели деятельности предприятия» организация в 2012 отчётном году является нерентабельным. Чтобы исправить данную ситуацию мы предложили постепенно обновить автопарк, с целью уменьшения расходов на устаревшие автомобили и для получения большей прибыли, а также для повышения рентабельности предприятия. Помимо данного мероприятия были предложены ещё 2, а именно:
1. Необходимо создать собственный сайт. Как отмечалось ранее, у предприятия немного клиентов в связи, с чем подвижной состав простаивает. Соответственно для привлечения новой клиентуры нужно обратиться в рекламное агентство с целью создания сайта, причём с «изюминкой». А именно, на данном сайте стоит разработать он-лайн заявку на перевозку того или иного груза, с возможностью указания расстояния от объекта до цели, вид перевозимого груза, объём груза, который нужно перевезти и клиент, заполнив данные пункты, увидит приблизительную стоимость своего заказа, после чего диспетчер может связаться с ним для уточнения заявки при необходимости. Затраты на данное мероприятия не велики, они описаны более подробно в ходе работы, но эффект от данного мероприятия будет ощутим предприятием и позволит получать большую прибыль в связи с большим количеством клиентов.
Таким образом, такой показатель как прибыль от реализации будет увеличиваться, что и является одной из основных целей, конкурентоспособность предприятия также вырастет, т.к. проведя исследования рынка грузовых перевозок Саратова, выяснилось, что ни у кого из имеющихся предприятий нет той самой «изюминки», которая сейчас является максимально удобной и популярной в других сферах деятельности.
2. Реклама на подвижном составе. Это минимальное по затратам мероприятие, имеющее максимальный эффект совместно с созданием сайт предприятия. Реклама на транспорте одна из самых дешёвых, а охват клиентуры огромный. Тем самым, увеличим данным мероприятием клиентуру, заказов станет больше, подвижной состава будет на ходу, прибыль увеличится, предприятие снова станет рентабельным.
Подводя итог, следует отметить, что на данный момент у ОАО «АТП-3» неустойчивое финансовое положение, предприятие является нерентабельным, в связи с этим были предложены мероприятия для повышения эффективности деятельности. Руководство предприятия может воспользоваться данными мероприятиями и включить их в финансовую политику на 2014-2015 года.
Если же руководство так и продолжит бездействовать, то предприятие в скором времени перестанет существовать.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/analiz-tehnicheskogo-sostoyaniya-oborudovaniya/
1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб./ А.И. Алексеева. — М.: Нитрон, 2003. – 130 с.
2.Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. Л. Т Гиляровская [и др.]. — М.: ТК Велби, 2006. — 360 с.
3. Гусев Т. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. Пособ./ Т.А. Гусев – М.: Профи, 2006. – 145с.
4. Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. А.А. Канке, И.П. Кошевая — ИД «ФОРУМ», 2007. — 288 с.
5. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб./ В.В. Ковалев, О.Н. Волкова – М.: Проспект, 2005. – 251 с.
6. Кустова Т.Н.. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. Пособ. / Т.Н. Кустова . – М.: Графф,
2003. — 167с.
7. Либерман, И.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. 3-е изд. / И. А. Либерман – М.:РИОР, 2011. – 159 с.
8. Лифиренко, Г. Н. Финансовый анализ предприятия: учеб.пособие / Г. Н. Лифиренко — М.: ЭКЗАМЕН XXI, 2005. — 117 с.
9. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия С. М. Пястолов – М.: ACADEMIA, 2004. — 336 с.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — 4-е изд., перераб. и доп. / Г. В. Савицкая. — Минск: ООО « Новое знание», 2000 — 688 с.
11. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. Пособие/ И.В. Сергеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 148 с.
12. Сивкова А.И. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности: учеб / А. И. Сивкова, Е. К. Фрадкинаи — Ростов н/д:Феникс, 2012. -124 с.
13. Пожидаева Т.А. Экономический анализ: учеб. / Т.А. Пожидаева. Практикум. — Воронеж: Изд-вo ВГУ, 2005. — 67 с.
14. Танашева О.Г. Анализ затрат и финансовых результатов деятельности коммерческих организаций: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. — 84 с.
15. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учеб / А. Д. Шеремет — М.: Инфра-М, 2006. — 245 с.