Поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях и защита от них

Курсовая работа

1.1 Классификация чрезвычайных ситуаций

Источник чрезвычайной ситуации — опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Потери и ущерб

Главными составными частями, учитывающими тяжесть последствий, являются потери и ущерб. Потери — это выход из строя людей ввиду гибели, ранений, травм, болезней. Ежегодно в России в различного рода авариях и катастрофах гибнет более 50 тыс. и получают травмы более 250 тыс. человек.

Ущерб отражает материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе чрезвычайной ситуации. Он бывает прямой и косвенный. Прямой ущерб обусловлен поражающими воздействиями, приводящими к разрушениям, повреждениям, выходу из строя объектов хозяйственного и социального назначения, нанесению вреда природной среде, природным ресурсам. Косвенный ущерб возникает из-за остановки хозяйственной деятельности, упущенной выгоды, необходимости затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее долговременных последствий. Ежегодный прямой экономический ущерб оценивается в России в 4−5% от ВВП и может достигать 10%. Прогнозируемый рост количества возникающих чрезвычайных ситуаций различного характера будет вести к увеличению ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития. В связи с этим в стране деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций приобрела общенациональную значимость, поднялась на уровень государственной политики и является одной из сфер национальной безопасности страны. Необходимость противодействовать чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера обусловлена наличием соответствующих опасностей.

Опасностью в чрезвычайной ситуации называется состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, т. е. на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, тех или иных поражающих факторов, а также от уязвимости и защищенности самого опасного объекта от внешних опасностей.

68 стр., 33587 слов

Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций на гидротехнических ...

... чрезвычайных ситуациях. Обязательному декларированию безопасности подлежат проектируемые и действующие промышленные объекты, имеющие в составе особо опасные производства, а также гидротехнические сооружения, ... створа гидроузла, и нанесению большого материального ущерба, т.е. являются потенциально опасными объектами. Подпорные гидротехнические сооружения довольно надежны и долговечны – многие ...

Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации — составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Поражающие воздействия, оказываемые при чрезвычайных ситуациях, могут иметь различный характер: механический, тепловой, химический, радиационный, биологический.

Механическое воздействие

При механическом воздействии в результате действия кинетической энергии возникают разрушения или повреждения биологических организмов, материальных объектов, природных ландшафтов. Это наиболее распространенный вид воздействия при природных и техногенных бедствиях. Примерами поражающих факторов механического характера могут быть воздушная и гидродинамическая ударная волна и потоки, сейсмические толчки, воздействие масс породы и снега, падающих конструкций, разлетающихся осколков и т. п.

Тепловое воздействие

чрезвычайная ситуация опасность защита При тепловом воздействии происходят воспламенение, сгорание, обугливание, ожоги, удушение продуктами сгорания. Основные поражающие факторы при этом — пламя, высокие температуры и отравляющее действие продуктов сгорания.

Радиационное воздействие Следствиями радиационного воздействия являются ионизация клеточных структур организмов, лучевая болезнь, другие, в том числе генетические изменения в тканях, радиоактивное загрязнение различных объектов и природной среды. Основной поражающий фактор при радиационном воздействии — ионизирующее излучение.

Химическое воздействие Химическое воздействие вызывает отравление и ожоги организмов, заражение суши, воды и воздуха, различных материальных объектов, в том числе, продуктов питания, сельскохозяйственного сырья и фуража, а также долговременные нарушения в органах и системах организмов. Основным поражающим фактором при этом является отравляющее действие аварийно химически опасных веществ.

Классификация чрезвычайных ситуаций По источникам возникновения чрезвычайные ситуации делятся на природные, техногенные и биолого-социальные. В свою очередь природные, техногенные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации классифицируются по опасным природным явлениям, опасным техногенным событиям и опасным биологическим проявлениям. Эти классификации важны для практических целей и служат основой при определении общего содержания и объема мер по противодействию различным опасным явлениям и событиям, планировании деятельности в этой области и т. д.

На основе приведенных классификаций ведется статистика чрезвычайных ситуаций, которая используется для оценки общей обстановки на территории Российской Федерации по природных и техногенным угрозам, а также выявляются тенденции ее возможного развития.

По данным МЧС, в нашей стране ежегодно происходит 300 — 350 стихийных бедствий и свыше 600 техногенных аварий. В последние годы количество и масштабы последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более опасными для населения, окружающей среды и экономики страны.

14 стр., 6895 слов

Территориальное планирование в Российской Федерации

... градостроительных отношений; - — рассмотреть взаимосвязи документов стратегического и территориального планирования и обосновать порядок разработки документов территориального планирования с целью обеспечения реализации стратегических задач Российской Федерации ... деятельности на территории России обходится ей потерей как минимум 2 — 3% ВВП ежегодно. Безусловно, что такая ситуация, тем более на ...

1.2 Система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

К источникам чрезвычайных ситуаций природного характера относятся землетрясения, вулканические извержения, оползни, обвалы, сели, карсты, просадки в лесовых грунтах, эрозии, переработки берегов, цунами, лавины, наводнения, подтопления, заторы, штормовые нагоны воды, сильные ветры, смерчи, пыльные бури, суховеи, сильные осадки, засухи, заморозки, туманы, грозы, природные пожары.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организуется в соответствии со следующими принципами:

1) право граждан на охрану жизни и здоровья гарантируется Конституцией Российской Федерации;

2) защите от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;

3) организация и проведение мероприятий по защите населения и территорий является обязательной функцией органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Феде рации;

4) обеспечение защиты населения и территорий является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, организуется с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями защиты с сохранением за нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности;

5) предупреждение чрезвычайных ситуаций и устранение непосредственной угрозы для поражения населения является приоритетным направлением в обеспечении защиты населения;

6) мероприятия по подготовке к защите населения и территорий планируются и по возможности осуществляются заблаговременно, наращиваются и доводятся до требуемых объемов при угрозе возникновения аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий;

7) мероприятия по защите населения и территорий организуются и проводятся по территориально — производственному принципу на всей территории страны, дифференцированно с учетом степени реальной опасности возникновения угроз для жизни человека, природных, техногенных, социально-экономических и иных особенностей территорий;

8) обеспечение безопасности населения и территорий осуществляется с учетом риска чрезвычайных ситуаций, значение которого не должно превышать допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

1.3 Зонирование территорий по видам опасности

В целях дифференцированного подхода к планированию и проведению превентивных мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется зонирование территории страны, городских округов и сельских поселений по критериям природных и техногенных опасностей.

12 стр., 5895 слов

Характеристика рисков чрезвычайных ситуаций на авиационном транспорте (2)

... защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах; организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения ...

Зона возможного опасного радиоактивного загрязнения — территория, прилегающая к объектам использования атомной энергии, в пределах которой при аварии или их разрушении установок возможно превышение установленного верхнего критического значения предела доз облучения населения.

Размеры зон возможного опасного радиоактивного загрязнения в каждом конкретном случае определяются по методикам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В зоне с радиусом удаления 5 километров от объектов использования атомной энергии оборудуются и поддерживаются в готовности локальные системы оповещения, создается необходимый запас средств индивидуальной защиты для производственного персонала, предусматривается экстренная эвакуация населения в безопасные районы, а также использование средств индивидуальной защиты, проведение йодной профилактики и организация дозиметрического контроля.

Зона возможного сильного радиоактивного загрязнения — территория, прилегающая к зоне опасного радиоактивного загрязнения, в пределах которой возможно загрязнение почвы, зданий, сооружений, атмосферы, воды, продуктов питания, пищевого сырья и т. п. выше установленных допустимых пределов.

В зоне ведется наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, население при необходимости использует табельные или простейшие средства индивидуальной защиты, строго соблюдая при этом рекомендованные территориальными органа ми федерального органа исполнительной власти, уполномоченным в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Зона возможного опасного химического заражения — территория, прилегающая к химически опасным объектам, в пределах которой при возможном разрушении емкостей с аварийно опасными химическими веществами вероятно распространение последних с концентрациями, вызывающими поражения незащищенных людей.

Размеры зон возможного опасного химического заражения в каждом конкретном случае определяются по методикам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В зоне предусматривается создание локальных систем оповещения в радиусе 2,5 километра, временное укрытие людей в жилых и производственных зданиях с невысоким коэффициентом воздухообмена (- 0,5−2,0), использование средств индивидуальной защиты и эвакуация населения в безопасные районы.

Зона возможного катастрофического затопления — территория, в пре делах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей.

Размеры зоны возможного катастрофического затопления определяются на основании расчетов по формированию волны прорыва с учетом особенностей повреждения или разрушения гидротехнических сооружений, характеристик русла рек, рельефа местности и других факторов.

В зоне предусматривается создание систем оповещения, строительство специальных защитных сооружений плотин, временная эвакуация населения из зоны 4-х часового добегания волны прорыва.

4 стр., 1658 слов

Характеристика рисков чрезвычайных ситуаций на авиационном транспорте

... области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления; на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) ...

Зона возможного наводнения — территория, подвергаемая опасности за топления в результате интенсивного увеличения водности и повышения уровней воды в реках (озерах, водохранилищах), которые могут сопровождаться угрозой для жизни и здоровья людей и причинением материального ущерба.

Зона возможного опасного землетрясения — территория, в пределах которой интенсивность сейсмического воздействия может составить 7 и более баллов.

Размеры и местоположение зоны возможного опасного землетрясения определяются по картам сейсмического районирования в соответствии с требованиями Федерального закона «О техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений» .

В пределах зоны строительство зданий и сооружений ведется с антисейсмическим усилением.

Зона возможных сплошных пожаров — территория, в пределах которой возможно возникновение массовых пожаров, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Размеры зоны сплошных пожаров определяются наличием горючих материалов, зданий и сооружений преимущественно 4 и 5 степени огнестойкости.

На потенциально опасных объектах, размещенных в зоне возможных сплошных пожаров, создаются локальные системы оповещения и информирования населения об опасности, предусматривается его эвакуация и обеспечивается поддержание в готовности необходимого количества сил и средств противопожарной защиты.

Зона возможных разрушений — территория городского округа, сельского поселения, на которой возможно разрушение зданий, сооружений и коммуникаций в результате землетрясения или иного опасного природного явления.

1.4 Обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах защиты должна быть создана система защитных мероприятий.

Целью создания системы защитных мероприятий является устранение или предельное снижение уровня угрозы жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Система защитных мероприятий включает в себя:

анализ и прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий;

организацию и осуществление непрерывного наблюдения, контроля и прогнозирования состояния окружающей среды;

превентивные меры, снижающие последствия применения противником средств поражения, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий;

заблаговременное предупреждение (оповещение) об опасности;

подготовку и обучение населения;

мероприятия по созданию фонда защитных средств;

мероприятия по эвакуации населения;

мероприятия по медико-биологической, радиационной и химической за щите;

мероприятия противопожарной защиты;

регулярное информирование населения о возникающих опасностях, степени риска чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению безопасности, о приемах и способах защиты людей и их действиях в чрезвычайных ситуациях;

16 стр., 7950 слов

Защита от чрезвычайных ситуаций на водоочистной станции

... выхода из строя системы трубопровода. 2 Меры по защите от аварий, ЧС Возможными мерами по защите от аварий на территории водоочистной станции является следующее: Мероприятия по ... и запорную арматуру в заглубленных сооружениях; обеспечение надежной защиты рабочих и служащих (СИЗ, CRP) повышение надежности инженерно-технического комплекса объекта; обеспечение надежности технологического процесса и ...

проведение спасательных работ и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего на селения и его социальной защите.

Приоритетное значение для эффективной защиты населения имеют превентивные меры (https:// , 9).

Система защитных мероприятий в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого риска чрезвычайной ситуации, установленного Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате чрезвычайных ситуаций.

Порядок согласования отступлений от требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также установленных нормативными документами дополнительных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения риска возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

мониторинг окружающей природной среды и состояния техногенных объектов;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оценка их риска;

рациональное размещение производительных сил по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности;

предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося потенциала;

предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

разработка и осуществление инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций (смягчению их возможных последствий) на конкретных объектах и территориях;

подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий;

разработка паспортов безопасности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, лицензирование деятельности потенциально опасных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

проведение государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

страхование природных и техногенных рисков;

информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания.

13 стр., 6182 слов

Разработка системы защиты информации на предприятии. Специальность: ...

... средств. В экономической части работы рассчитаны затраты на проектирование системы защиты. 5 2 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ИБ информационная безопасность НСД несанкционированный доступ СЗКИ средства защиты конфиденциальной информации АС автоматизированная система КИ кредитная история ...

Реализация перечисленных направлений деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций и обеспечение безопасности пребывания людей на водных объектах достигается за счет:

организации надзора и контроля за выполнением требований по обеспечению охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах переправах и наплавных мостах;

обеспечения безопасности эксплуатации маломерных судов (участие в раз работке правил классификации маломерных судов; контроль за соблюдением правовых актов по порядку эксплуатации маломерных судов, баз для их стоянок, переправ и наплавных мостов; ежегодное техническое переосвидетельствование маломерных судов и др.);

разработки типовых программ обучения и приемки экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами, аттестации судоводителей и выдачи им удостоверений на право управления маломерными судами;

проведения разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения аварийности маломерных судов и снижения травматизма людей на водных объектах;

разработки и реализации пакета нормативных правовых актов, способствующих объединению усилий на федеральном, территориальном и муниципальном уровнях.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает:

сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

прогнозирование возможной обстановки в районах радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;

организацию проведения и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды;

создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях;

организацию информационного обмена.

Рациональное размещение производительных сил страны с точки зрения предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения вероятности поражения критически важных объектов включает:

максимально возможное рассредоточение производительных сил по территории страны с учетом дублирования отраслей и объектов экономики;

наращивание экономического потенциала районов обладающих энергетическими и природными ресурсами;

ограничение нового строительства объектов и расширения действующих объектов в районах повышенной опасности возникновения стихийных бедствий;

ограничение роста больших городов и концентрации в них материальных ресурсов;

разработка схем территориального планирования федерального уровня, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, генеральных планов поселений и городских округов, с отражением на них границ территорий подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и воздействия их последствий;

19 стр., 9324 слов

Ликвидация последствий чрезвыйчайной ситуации, связанной с взрывом бытового газа

... чрезвычайной ситуации Взрыв бытового газа в пяти этажном панельном шести подъездном жилом доме по адресу 3 микрорайон, дом №4, произошел 14 ноября в 20ч.50мин. Сигнал о взрыве ... меры к наращиванию сил и средств, руководствуясь инструкцией по оповещению и ... работ. При оперативном прогнозировании завалиемости улиц и подъездных путей, дальность разлета обломков принимать равной: при авариях со взрывом ...

постепенный вывод из городов предприятий, баз и складов, перерабатывающих или хранящих значительные количества аварийно химически опасных веществ, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других опасных веществ;

развитие в загородной зоне объектов материальных резервов с учетом потребностей для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, размещение этих резервов в подземных горных выработках;

создание в загородной зоне необходимой больничной базы, развертываемой в чрезвычайных ситуациях;

развитие в загородной зоне сети оздоровительных, спортивных учреждений, пансионатов, кооперативно-садоводческих товариществ и других объектов хозяйственного назначения с учетом их использования для размещения эвакуируемого населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях.

На объектовом уровне основными превентивными мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов в случае возникновения являются:

прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций, их масштаба и характера;

обеспечение защиты рабочих и служащих от возможных поражающих факторов, в том числе вторичных;

повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объектов, совершенствование технологического процесса;

повышение устойчивости материально-технического снабжения;

повышение устойчивости управления, связи и оповещения;

разработка и осуществление мероприятий по уменьшению риска возникновения аварий и катастроф, а также вторичных факторов поражения;

создание страхового фонда конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, обеспечение ее сохранности;

подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановлению нарушенного производства и систем жизнеобеспечения.

Повышение физической стойкости зданий и сооружений осуществляется по двум основным направлениям:

1) снижение статического и (или) динамического воздействия на отдельные конструктивные элементы и здание (сооружение) в целом путем выполнения следующих мероприятий:

устройство воздушных и податливых прослоек (экранов) в грунте внутри и на поверхности строительных конструкций;

применение разгружающих консолей и поверхностей;

повышение местной и общей податливости строительных конструкций за счет устройства шарнирно-податливых узлов опираний и соединений;

уменьшение площади контакта нагружающей среды со строительными конструкциями;

установка легкосбрасываемых конструкций;

уменьшение собственного веса строительных конструкций.

2) повышение несущей способности строительных конструкций зданий и сооружений и грунтов основания путем выполнения следующих мероприятий:

увеличение площади поперечного сечения конструктивных элементов;

применение строительных материалов с повышенными прочностными и деформативными характеристиками;

12 стр., 5529 слов

Обеспечение пожарной безопасности на производстве и в быту

... технологическом процессе, способов и средств защиты от пожара и взрыва. Мероприятия по пожарной профилактике разделяются на организационные, технические, режимные и эксплуатационные. ... в области пожарной безопасности, 10. Осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности, 11. Производство пожарно-технической продукции, выполнение ...

изменение конструктивной схемы элементов (уменьшение пролета, замена шарнирного опирания на заделку);

упрочнение грунтов основания.

3) При динамических воздействиях немаловажным фактором являются противооткольные свойства строительных конструкций, которые оказывают существенное влияние на защиту людей в зданиях и сооружениях. Противооткольные качества строительных конструкций достигаются применением жестких и гибких противоотколов (кольчужных сеток, специальных подвесных потолков), усилением или защитой остекления оконных блоков.

Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе документов территориального планирования и проектной документации объектов капитального строительства, осуществляемая в соответствие с законодательством о градостроительной деятельности.

Учет вопросов предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов и декларациях безопасности гидротехнических сооружений, разрабатываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.5 Мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации и постоянное его информирование об обстановке достигается:

созданием и поддержанием в постоянной готовности общегосударственной и территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения;

организационно-техническим сопряжением территориальных систем централизованного оповещения и систем оповещения на объектах экономики;

созданием постоянно действующих локальных систем оповещения и информирования населения в зонах возможного катастрофического затопления, районах размещения предприятий ядерной энергетики, химической промышленности и других потенциально опасных объектов и их организационно-техническим сопряжением с системами наблюдения и лабораторного контроля;

использованием общегосударственных и ведомственных систем связи, радио-, проводного и телевизионного вещания, радиотрансляционных сетей и других технических средств передачи информации, независимо от их форм собственности.

Инженерная защита населения достигается путем его укрытия в защитных сооружениях гражданской обороны, фонд которых создается при выполнении следующих мероприятий:

комплексное освоение подземного пространства городов и других населенных пунктов для размещения предприятий и учреждений социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения, с учетом приспособления и использования части помещений для укрытия населения в чрезвычайных ситуациях;

обследование, учет и специальная маркировка отвечающих требованиям по за щите населения подземных и наземных зданий и сооружений, помещений подземного пространства городов и других населенных пунктов, горных выработок и естественных полостей;

дооборудование с учетом реальной обстановки подвальных и других заглубленных помещений зданий и сооружений. Включение в проекты строительства зданий и сооружений требований, предусматривающих оборудование подвальных и других заглубленных помещений для защиты людей от обрушающихся конструкций;

приспособление сооружений производственного и бытового назначения для укрытия в чрезвычайных ситуациях радиационного характера;

приспособление существующих и реконструируемых зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны для защиты от чрезвычайных ситуаций;

Имеющийся фонд защитных сооружений гражданской обороны в мирное время используется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в сжатые сроки в готовность для использования по назначению.

Эвакуация населения из опасных районов и зон (кроме зон карантина и обсервации) в безопасные районы проводится в случае угрозы для жизни и здоровья людей. Эвакуации в чрезвычайных ситуациях подлежит все население данного района. При этом эвакомероприятия могут иметь общий характер и проводиться в короткие сроки с задействованием всех видов транспорта или осуществляться постепенно, поэтапно в зависимости от обстановки.

Эффективность эвакуационных мероприятий обеспечивается:

заблаговременной разработкой планов эвакуации;

подготовкой загородных зон и районов размещения для нормальной жизнедеятельности эвакуированного населения;

подготовкой всех видов транспорта;

созданием необходимых структур и органов управления на период эвакуации;

проведением комплекса мер по охране общественного порядка.

Медицинская защита населения включает меры по предотвращению или уменьшению тяжести поражения людей, своевременному оказанию помощи пострадавшим и их лечению, обеспечению эпидемического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций.

Медицинская защита достигается:

планированием и использованием существующих сил и средств органов здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности;

своевременным применением профилактических препаратов;

санитарным контролем продуктов питания и воды;

развертыванием в чрезвычайных ситуациях необходимого количества медицинских учреждений;

заблаговременным созданием и подготовкой специальных формирований;

накоплением медицинских средств защиты, специального имущества и техники;

подготовкой медперсонала и всеобщим медико-санитарным обучением населения.

Защита населения от биологических средств поражения включает свое временное выявление угрозы или факта биологического заражения, его вида и масштабов, а также комплекс административно-хозяйственных, режимно-ограничительных и специальных мероприятий и обеспечивается:

своевременным использованием средств коллективной и индивидуальной защиты;

введение

м режимов карантина и обсервации, обезвреживанием (само обезвреживанием) очагов поражения;

проведением экстренной и специфической профилактики;

соблюдением противоэпидемического режима объектами экономики, медицинскими учреждениями и населением.

Радиационная и химическая защита населения включает выявление и оценку радиационной и химической обстановки, организацию дозиметрического и химического контроля, ввод в действие режимов поведения населения в условиях радиоактивного загрязнения местности, обеспечение людей средства ми индивидуальной защиты, организацию и проведение санитарной обработки.

Она достигается:

заблаговременным накоплением и поддержанием в готовности средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и контроля;

своевременным внедрением прогрессивных средств и методов ведения контроля, прогнозирования и оценки последствий применения противником современных средств поражения, а также аварий (разрушений) на радиационно и химически опасных объектах;

созданием унифицированных средств защиты, приборов и комплектов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

обеспечением населения (или приобретением самим населением через торговую сеть) средствами индивидуальной защиты и контроля;

заблаговременным приспособлением объектов коммунально-бытового обслуживания и транспортных предприятий для проведения санитарной обработки людей и специальной обработки одежды, имущества и транспорта.

Противопожарная защита обеспечивается созданием системы обеспечения пожарной безопасности, основными функциями которой являются:

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

обеспечение соблюдения установленных требований норм и правил пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности по пожарной профилактике и тушению пожаров;

научно-техническое обеспечение и лицензирование деятельности в области пожарной безопасности;

организация производства пожарной техники и оборудования;

осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением установленных требований пожарной безопасности;

информационное обеспечение, организация обучения населения и пропаганда в области пожарной безопасности;

выполнение технических работ и оказание услуг в области пожарной безопасности.

Регулярное информирование населения в чрезвычайных ситуациях достигается:

созданием надежно функционирующей информационной системы;

комплексным использованием средств массовой информации;

заблаговременной разработкой программ информационной поддержки населения.

Эффективность спасательных и других неотложных работ достигается:

созданием и подготовкой специальных сил гражданской обороны (воинских частей и соединений, специальных ведомственных, территориальных и объектовых формирований, спасательных подразделений и сил Государственной противопожарной службы);

привлечением к работе в случае необходимости других сил и учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности, а также добровольцев;

привлечением в соответствии с существующими соглашениями специалистов и спасателей зарубежных стран;

подготовкой органов управления, разработкой соответствующих планов;

разработкой и выпуском необходимых технических средств для проведения спасательных работ;

применением современных спасательных технологий;

строгим соблюдением мер безопасности участвующих в спасательных работах людей;

поэтапным наращиванием сил и средств с учетом характера и масштабов чрезвычайных ситуаций;

постоянным инженерным, химическим, медицинским, транспортным и другими видами обеспечения.

Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях достигается:

заблаговременным созданием резервов средств жизнеобеспечения (про довольствие, палатки, одежда, одеяла, лекарства, обогреватели, средства очистки и доставки воды, оптимальным их рассредоточением и др.);

созданием системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Всеобщее обучение населения способам защиты, умению использовать средства защиты, оказывать первую помощь пострадавшим организуется в учреждениях, на предприятиях и по месту жительства в объемах и содержании, предопределяемых возможными чрезвычайными ситуациями. При этом создаются все условия для получения населением необходимых консультаций и рекомендаций. Через средства массовой информации или путем выдачи специальных памяток до него доводится порядок действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Заключение

Защита населения и территорий объекта защиты от чрезвычайных ситуаций считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) риск чрезвычайных ситуаций не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Защита объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, от чрезвычайных ситуаций считается обеспеченной, если риск чрезвычайных ситуаций не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

При выполнении обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций расчет риска чрезвычайных ситуаций не требуется.

Защита населения и территорий городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административных территориальных образований от чрезвычайных ситуаций обеспечивается в рамках реализации мер в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

С. В. Белов

О. Н. Русака

Т. А. Хван

Гринин А. С., Гринин А. С., В. Д. Безопасность, Л. А. Азбучные, О. Н. Методика, В. С. Защита

Сычев Ю. Н.