Фальсификация пищевых продуктов. Виды и способы распознавания

Целью работы является изучение теоретических основ фальсификации, а именно основных видов, способов.

Развитие рыночных отношений в России внесло как положительные, так и отрицательные изменения в экономику в целом, и в товароведение в частности. Существуют положительные аспекты данного периода: обеспечение населения товарами высокого качества в нужном ассортименте, достижение определенного имиджа, конкурентоспособности и спроса на промышленные товары. Но рост инфляции, разрыв экономических связей, проблемы сырья и производства, низкая платежеспособность населения, постоянная конкуренция производителей влекут за собой негативные последствия, из которых главное — распространение фальсификации промышленных товаров. Несовершенство законодательных актов и нормативных документов, малая информированность потребителей и слабая защита их интересов благоприятствуют развитию фальсификации и различного рода нарушений и злоупотреблений, с которыми необходимо бороться.

Поскольку объектом фальсификации является товар, представляемый на свободный рынок конкурирующими субъектами, то у потребителя возникает объективная необходимость идентификации товаров.

Идентификация и фальсификация продовольственных товаров охватывает комплекс задач технического и экономического характера:

  • развитие теоретических положений об идентификации и фальсификации продовольственных товаров;
  • разработку критериев и методов идентификации и способов обнаружения фальсификации товаров;
  • создание нормативно-правовой базы идентификации товаров;
  • исследование соответствия испытуемых товаров аналогам, характеризующимся совокупностью свойств или описанием товара на маркировке, упаковке, в товарно-сопроводительных и нормативных документах;
  • разработку комплекса мероприятий по предупреждению и борьбе с фальсификацией товаров;
  • разработку экспрессметодов, обеспечивающих объективность идентификационной экспертизы и минимальные затраты ресурсов и времени.

1. Фальсификация пищевых продуктов

1.1 История фальсификации

продовольственных товаров

Фальсификация товаров с правовой стороны представляет разновидность торгового обмана, мошенничества.

Законодательство о фальсификации пищевых продуктов принималось во всех развитых странах — сначала во Франции (1851 г.), Италии (1890 г.), Бельгии (1891 г.), а затем в Англии, Австрии, Швейцарии. В законах этих стран предусматривались меры наказания за фальсификацию товаров: достаточно строгие штрафы, размер которых зависел от степени вреда, наносимого здоровью потребителей фальсифицированными товарами; а также меры пресечения — лишение гражданских прав, почетных званий, арест и тюремное заключение.

13 стр., 6157 слов

Идентификация товара и его роль в деятельности товароведа

... работе проблему. Библиографический список представлен в конце курсовой работы. 1. Теоретические основы проведения идентификации товаров Под идентификацией понимается процедура установления соответствия конкретной продукции ... товаров. Видовая идентификация одновременно служит методом выявления несоответствия, что определяется как ассортиментная фальсификация товаров. Потребительская идентификация ...

В Германии в средние века торговля жизненно важными продуктами регулировалась местными обычаями, цеховыми уставами и распоряжениями городских властей. Они просто запрещали продавать несвежие и дурно приготовленные продукты, старый и плохо выпеченный хлеб, мясо слишком молодых животных и т.д. Устанавливался надзор за продажей пищевых продуктов рыночными смотрителями и врачами-экспертами. У булочников, мясников и других торговцев брали присягу честности. Булочников, которые клали в хлеб вредные для здоровья примеси, сажали в клетку и до трех раз окунали в реку; иногда же фальсификаторов заставляли съесть поддельные продукты или выпить дурное вино.

Фальсификация продуктов в России известна с давних времен. В старину подделка распространялась исключительно на заграничные продукты (вино, кофе, сигареты), но после дошла и до молока.

Российские архивные документы свидетельствуют о том, что вопрос о фальсификации и у нас в стране не относится к числу новых. Так, еще в эпоху Петра I был принят ряд указов о торговле пищевыми товарами на рынках столицы.

В России фальсификация продуктов на первых порах приобрела характер так называемой «преступной конкуренции». Конкретные примеры: к коровьему маслу подмешивали маргариновое сало, виноградное вино разбавляли водой с примесью разных специй, не имеющих ничего общего с виноградным соком; к чаю прибавляли посторонние примеси, травы и т. д. Подделок было так много и они оказались столь разнообразны, что можно составить особый словарь фальсификаций с характеристикой каждой из них.

Наиболее массовой фальсификацией продуктов в России была подделка китайского чая. Хотя это и не русское изобретение, Россия в области фальсификации опережала другие просвещенные государства. Фальсификация и контрабанда чая развивалась интенсивно в условиях постоянно растущего спроса на этот продукт со стороны населения.

В царствование Екатерины II, Коммерц-коллегия, стоявшая на страже интересов отечественной торговли, обращала мало внимание на фальсификацию. И только указ Правительствующего Сената от 12 сентября 1816 г. стал первым законодательным актом в борьбе со злоупотреблением в чайной торговле.

Одним из примеров фальсификации пищевых продуктов, относящихся к концу XIX в., является фальсификация молока.

Она производилась следующими путями:

  • разбавлением водой;
  • снятием сливок;
  • добавлением крахмала для увеличения густоты и белизны;
  • добавлением борной, салициловой кислоты для консервации (сохраняемости) молока от продуктов брожения.

Научные достижения начала XX в., а также неиссякаемая фантазия российских граждан выявили талантливых фальсификаторов, опыт которых не забыт и с успехом используется в наше время. До сих пор не принят закон о фальсификациях в России. Изготовители и продавцы фальсифицированных товаров рискуют быть подвергнутыми штрафным санкциям, привлечению к ответственности, а продукция, на которую частично затрачено доброкачественное сырье, труд людей, может быть конфискована и уничтожена.

4 стр., 1524 слов

Фальсификация молока

... производителя кисломолочной продукции. Рассмотрим обман за счет продажи фальсифицированных кисломолочных продуктов:, Ассортиментная фальсификация Подмена кефира ... товара; фирма-изготовитель товара; количество товара; вводимые пищевые добавки. К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки молока и молочных продуктов ...

Последствия от производства, реализации и потребления фальсифицированных товаров для общества и потребителей значительны. К их числу следует отнести потерю здоровья членов общества, материальный ущерб вследствие завышения цен на товары. [6]

1.2 Основные виды и способы фальсификации товаров.

Фальсификация (от лат. falsifico — подделываю) — действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Поэтому фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенны ми для потребителя. Фальсификация продовольственных товаров чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например, внешнего вида, цвета, консистенции при общем ухудшении или полной утрате отдельных наиболее значимых свойств пищевой ценности (наличие полноценных белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.), в том числе и безопасности.

Объектами фальсификации являются: товары, услуги, денежные знаки, документы, информация, финансовые и бухгалтерские отчеты и текущая документация, маркировочные и идентификационные знаки, исторические факты, мнения и высказывания выдающихся личностей и многое другое.

При фальсификации продовольственных товаров обычно подвергаются подделке подлинности одна или несколько характеристик товара. Поэтому различают следующие виды фальсификации продовольственных товаров:

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной замены его заменителями другого сорта, вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

Для ассортиментной фальсификации той или иной группы товаров необходимы

1) наличие в продаже товаров других групп, близких по потребительным свойствам и некоторым показателям качества;

2) подразделение качества товара на сорта;

3) производство и реализация имитаторов данной группы товаров;

4) производство и реализация товаров, отличающиеся но показателям качества и наличию дефектов;

5) унификация упаковки, используемой для разных групп товаров.

В зависимости от используемых средств фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации:

  • пересортица;
  • замена высококачественного продукта низкоценным заменителем, имеющим сходные признаки;
  • подмена натурального продукта имитатором.

К ассортиментной фальсификации прежде всего относят пересортицу товаров. Это одна из наиболее широко распространенных разновидностей ассортиментной фальсификации.

Пересортица — действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем замены товаров высших сортов низшими. При этом пересортица может быть вызвана как по незнанию, так и в корыстных целях. К фальсификации будет относиться лишь пересортица, сделанная с корыстной целью производителем либо реализатором данной продукции. При ассортиментной фальсификации, как правило, используются пищевые заменители — более дешевые продукты питания, отличающиеся пониженной пищевой ценностью и сходством с натуральным продуктом по одному или нескольким признакам.

15 стр., 7234 слов

Фальсификация алкогольной продукции

... продукцию малоизвестного производителя, иногда даже не имеющего своей товарной марки. Квалиметрическая В качестве объекта при ассортиментной фальсификации наиболее часто используют следующие пищевые заменители: подобные товары ... исследования представлен рынок алкогольной продукции. 1. Теоретические основы фальсификации алкогольной продукции 1.1 Фальсификация: виды и средства Фальсификация от лат. ...

В качестве объекта при ассортиментной фальсификации наиболее часто используют следующие пищевые заменители:

  • подобные товары из другой группы, имеющие более низкие потребительские свойства;
  • имитаторы натурального продукта, схожие по определенным, наиболее характерным признакам;
  • товары, полученные из генетически модифицированного сырья;
  • продукты с незаконченными биохимическими или другими технологическими процессами.

Примерами ассортиментной фальсификации товарами из другой группы могут быть следующие: продажа ливерных колбас под видом вареных; вместо соленой сельди — соленую треску, навагу и др.; рыбу горячего копчения — вместо рыбы холодного копчения и т.п.

Качественная фальсификация

Качественная фальсификация — подделка подлинных товаров с помощью различного рода пищевых или непищевых добавок или нарушений рецептур для изменения качественных показателей органолептических и других свойств продуктов. Объектами данного вида фальсификации служат пищевые продукты с различными добавками или нарушенными рецептурами.

Для качественной фальсификации той или иной группы товаров в РФ необходимы следующие условия:

1. Наличие в продаже различных пищевых красителей, ароматизаторов, замутнителей, загустителей, антиокислителей, консервантов, и других компонентов.

2. Действие законодательных нормативов по применению различных пищевых добавок в продовольственные товары.

3. Отсутствие надежного контроля за уровнем внесения тex или иных добавок.

4. Отсутствие законов и их недействие по информационному оболваниванию населения и распространению заведомо ложной информации о свойствах товара.

В зависимости от используемых средств фальсификации, степени введения заменителя и нарушения рецептурного состава фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации: