Капитальное строительство

Курсовая работа

При высоком износе (свыше 40 %) строительной техники обновля е мость основных фондов в строительстве в настоящее время составляет 0,5-1,3 % в год при средней норме 8-10 %. Согласно инвестиционной программе МПС России, для сохранения износа основных производственных фондов на железнодорожном транспорте на уровне 35-37 % требуется объем капиталь ных вложений (на 2002 г.) в размере 160 млрд. руб.

Для повышения эффективности и конкурентоспособности строител

Основные понятия о капитальном строительстве

Основной задачей капитального строительства как отрасли материального производства является создание и ускоренное обновление основных фондов народного хозяйства страны.

Продукцией капитального строительства являются построенные (или реконструированные) и сданные в эксплуатацию железные и автомобильные дороги, заводы и фабрики, электростанции, газо- и нефтепроводы, порты, жилые здания, дворцы культуры и другие многочисленные объекты производственного и социального назначения.

Капитальное строительство оказывает значительное влияние на развитие и технический уровень всех отраслей материального производства и социальной инфраструктуры. Предприятиями и организациями России в 2000г. израсходовано 1165,2 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, представляющих совокупность затрат, направленных на создание, воспроизводство и приобретение основных фондов (новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение объектов, приобретение сооружений и зданий, машин, оборудования, инструментов и инвентаря и т.п.).

При этом в строительство зданий (кроме жилых) и сооружений вложено 508,8 млрд. руб. (43,6 % от общего объема инвестиций) и в жилище — 124,3 млрд. руб. (10,7%).

Объем инвестиций в развитие промышленности в 2000г. составил 419,4 млрд. руб. (41,4 %), в развитие транспорта — 241,0 млрд. руб. (23,8 %).

Капитальные вложения на железнодорожном транспорте — порядка 80 млрд. руб.

В табл. 1 приведены данные об инвестиционных вложениях в 2000r. в ряде отраслей народного хозяйства без учета субъектов малого предпринимательства.

Динамика общих по стране инвестиционных вложений характеризуется во времени уменьшением их в последние десять лет почти в 4 раза, на железнодорожном транспорте — в 2 раза. Снижение инвестиционных вложений влечет за собой замедление обновления основных фондов при значительном в настоящее время уровне их износа (на железнодорожном транспорте износ основных средств составляет свыше 50 %), что ведет к снижению безопасности эксплуатации объектов, снижению фондоотдачи и конкурентоспособности, увеличению вредного воздействия на природную среду, росту социальной напряженности в обществе. В табл. 2 показана динамика отношений капитальных вложений к среднегодовой стоимости основных фондов на железнодорожном транспорте за пятилетний период. В табл. 2.2 объем капиталовложений и стоимость основных фондов в ценах анализируемого года.

3 стр., 1491 слов

Асу на железнодорожном транспорте

... На железнодорожном транспорте приходится управлять десятками тысяч перемещающихся локомотивов, сотнями тысяч вагонов, выполняющих перевозочную работу свыше 3000 млрд. т-км и 300 млрд. пасс-км/год на ... созданием информационной системы для всех уровней управления, на базе которой возможно решение оптимизационных задач. Создаются информационно-справочные системы для управления перевозочным процессом на ...

Таблица 1.

Инвестиции в основной капитал на развитие отраслей народного хозяйства в 2000г.

Отрасль

Объем инвестиций,

% к общему

млрд. руб.

объему инвестиций

Электроэнергетика

42,3

4,2

Топливная

211,1

20,8

Химическая и нефтехимическая

17,1

1,7

Черная металлургия

22,9

2,3

Цветная металлургия

30,4

3,0

Машиностроение и металлообработка

30,7

3,0

Лесная, деревообрабатывающая

16,0

1,6

и целлюлозно-бумажная

24,9

2,5

Транспорт

241,0

23,8

Связь

25,4

2,5

Сельское хозяйство

28,3

2,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

152,7

15,1

Таблица 2.

Соотношение капитальных вложений к среднегодовой стоимости основных фондов за период 1996 — 2000 г.г.

Показатели

Годы

1996

1997

1998

1999

2000

Общий объем капитальных

18227,8

18048,9

14957,6

38652,7

76179,6

вложений, млн. руб.

Среднегодовая стоимость

607220,9

590753,6

545200

597550

1487000

основных фондов, млн. руб.

Отношение капитальных

3,0

3,06

2,74

6,47

5,12

вложений к стоимости

основных фондов, %

В период 1986-1989 гг. соотношение объемов капитальных вложений к среднегодовой стоимости основных фондов на железнодорожном транспорте нах одилось в пределах 6,43-6,65 %.

Как следует из табл. 2.2, данное соотношение в 1998 г. упало до уровня 2,74 %.

Снижение данного соотношения влечет за собой повышение темпов износа основных фондов.

Хотя на железнодорожном транспорте капитальные вложения снижались медленнее, чем в целом по стране, однако, уменьшение их обусловило резкое падение объема ввода в действие основных мощностей по МПС России (табл. 3).

Если в 1960 гг. вводилось в эксплуатацию около 1,3 тыс. км новых железных дорог, сооружалось порядка 1,8 тыс. км вторых путей, электрифицировалось 2,3 тыс. км путей, то в 2000 г. электрифицировано лишь 0,69 тыс. км железнодорожных линий, а ввода новых линий и вторых путей вообще не было.

Следует отмстить, что эффективное функционирование капитального строительства зависит от смежных отраслей, обеспечивающих строительство топливно-энергетическими ресурсами, металлом, лесом, Строительными машинами, средствами транспорта и т. д. В строительстве потребляется около 18% металлопроката, более 10% продукции машиностроительной промышленности Экономика строительства. / Под ред. И.С. Степанова. М.: Юрайт, 1997..

Таблица 3.

Ввод в действие мощностей на железнодорожном транспорте.

Мощности

Годы

1996

1997

1998

1999

2000

Новые ж-д. линии, км

78,5

Вторые пути, км

9,6

2,9

1

Электрификация ж-д. линий, км

322,4

428,6

326,2

505

690,6

Автоблокировка, км

191,7

115

1,5

30

30

Диспетчерская централизация, км

269

317

Междугородные кабельные линии связи, км

1277,5

1502,3

802,5

535,7

554,8

Развитие и удлинение станционных путей, км

45,3

20,8

10,9

15,16

44,5

Электрическая централизация

570

327

208

194

233

стрелочных переводов, шт.

Жилье, м 2

1100730

656691,8

461101

442936

390308

Для перевозки строительных материалов, конструкций и деталей используются различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, морской и воздушный.

Капитальное строительство объединяет в себе научно-исследовательские, проектно-изыскательские, строительные и монтажные организации, предприятия строй индустрии и производства строительных материалов, предприятия транспорта, организации, осуществляющие ремонт зданий и сооружений, а также технический надзор в строительстве, и дирекции строящихся предприятий, банки, страховые компании и т.д.

Строительная продукция создается в результате выполнения изыскательских, проектных, строительных и монтажных работ.

В процессе создания строительной продукции участвуют рабочие кадры, средства и предметы труда.

В целом по стране занято в строительстве около 10% от общей численности трудоспособного населения.

Важнейшей составной частью в средствах труда выступают орудия труда, представляющие в капитальном строительстве совокупность строительных машин и механизмов, оборудования, приборов и т. д. Наличие и состояние парка основных строительных машин без учета субъектов малого предпринимательства приведены в табл. 4. Обращает на себя внимание значительная величина износа машин.

В качестве основных предметов труда при создании строительной продукции выступают материалы, детали и конструкции.

В строительном процессе выделяются три этапа: подготовка строительства, производство строительно-монтажных работ, реализация строительной продукции.

Подготовка строительства включает в себя оценку реальности и экономической эффективности инвестиционного проекта; разработку проектно-сметной документации; инженерно-техническую подготовку к строительству (разработка проекта производства работ (ППР), строительство временных рабочих поселков, подготовка территории строительной площадки, подъездных транспортных коммуникаций и прочие работы).

Производство строительно-монтажных работ (СМР) включает возведение зданий и сооружений, входящих в состав стройки, монтаж оборудования в них. В процессе производства СМР осуществляется реализация совокупности основных, вспомогательных и обслуживающих технологических операций, в результате которой создается строительная продукция.

Таблица 4.

Наличие и состояние парка основных строительных машин в 2000 г.

Наличие машин,

тыс.шт.

Удельный вес машин зарубежного производства, %

Удельный вес машин с истекшим сроком службы, %

Экскаваторы одноковшовые

26,4

9,6

42,5

Бульдозеры на тракторах

25,6

3,0

51,4

Автогрейдеры

8,5

9,5

30,5

Краны:

на автомобильном ходу

21,2

12,5

40,1

на пневмоколесном ходу

5,4

28,3

55,0

на гусеничном ходу

7,7

34,9

64,1

башенные

9,7

10,1

60,7

Скреперы

3,0

33,0

55,7

Реализация строительной продукции в условиях рыночной экономики требует про ведения значительного объема маркетинговых исследований, включающих рекламу, подготовку объектов к сдаче в эксплуатацию, обеспечения проектной мощности сданных заказчику производственных фондов.

Участники инвестиционно-строительного процесса выступают: инвестор, заказчик, застройщик, проектировщик, подрядчик и поставщик.

Инвестор — юридическое или физическое лицо, осуществляющее из собственных или заемных средств финансирование строительства объекта. Инвестор имеет юридическое право на полное распоряжение результатами инвестиционных вложений.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, осуществляющее функции организатора и управляющего по реализации инвестиционного проекта, начиная от разработки технико-экономического обоснования проекта и заканчивая сдачей объектов в эксплуатацию.

Застройщик — юридическое или физическое лицо, обладающее правами на земельный участок под застройку. Если заказчик использует земельный участок для строительства на правах аренды, то застройщик выступает в качестве землевладельца.

Проектировщик — проектно-изыскательская или проектная организация, разрабатывающая по контракту (договору) с заказчиком проектно-сметную документацию на строительство объекта. Проектно-сметную документацию могут разрабатывать и другие юридические лица (например, проектно-строительные организации, научно-исследовательские институты), имеющие лицензии на проведение данных видов работ. Организация, осуществляющая разработку проектно-сметной документации, в этом случае выступает в роли подрядчика

Подрядчик — строительная организация, осуществляющая по договору подряда или контракту с заказчиком строительно-монтажные работы при сооружении объектов к установленному сроку по договорной цене. В качестве подрядчика может выступать и другое юридическое или физическое лицо, имеющее право на проведение строительно-монтажных работ. Подрядчик, если он не может работы выполнить самостоятельно, то привлекает другие организации на основе субподряда. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика, а привлеченные лица являются субподрядчиками. Генеральный подрядчик (подрядчик) отвечает перед заказчиком за выполнение всех условий договора и требований проектной документации.

Заказчик, в свою очередь, должен создать необходимые условия для выполнения подрядчиком работ: своевременно обеспечить его проектно-сметной документацией; земельным участком под застройку; оборудованием, подлежащим монтажу; финансированием в пределах обусловленной в договоре цены. Заказчик осуществляет приемку законченных подрядчиком работ.

Поставщик — юридическое или физическое лицо, обеспечивающее в соответствии с договором поставку машин, механизмов, материалов, деталей, конструкций и оборудования, необходимых для выполнения подрядчиком строительно-монтажных работ. Взаимоотношения между участниками строительного процесса регламентируются Гражданским кодексом, Законом РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, Правилами о договорах подряда на капитальное строительство и другими правовыми актами и нормативными документами.

С переходом на рыночную экономику капитальное строительство претерпело значительные изменения как в организационно-правовой, так и функционально-хозяйственной деятельности. Появились предприятия различных форм собственности, расширился круг источников привлечения инвестиций, изменилась структура инвестиционно-строительных затрат, внедрились в практику подрядные торги, все большее влияние начинают оказывать на повышение эффективности строительного производства новые управленческо-функциональные принципы, позволяющие повысить конкурентоспособность предприятий и организаций при более внимательном изучении рынка строительной продукции, расширении рекламной деятельности и диверсификации производства. Усиление конкуренции в строительной сфере требует совершенствования технологии выполнения строительно-монтажных работ с целью снижения себестоимости их и повышения качества.

Организационно-правовые формы капитального строительства

Предприятия (фирмы), являясь главным экономическим агентом производства и распределения товаров и услуг, формируют предпринимательский сектор. Именно на предприятии исходные ресурсы преобразуются в конечный продукт. Предприятия представляют собой юридически и экономически самостоятельно хозяйствующие субъекты различных форм собственности.

Как юридическому липу, предприятию присущи четыре признака.

Решающий из них — имущественная обособленность. По Российскому законодательству предприятие имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Конкретное выражение имущественная обособленность находит в самостоятельном балансе.

Второй признак юридического лица — самостоятельная имущественная ответственность, что означает ответственность своим обособленным имуществом по обязательствам, которые принимает предприятие.

Третий признак юридического лица — самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени. Предприятие как юридическое лицо от своего имени приобретает и осуществляет имущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде.

Четвертый признак предприятия как юридического лица — обладание устойчивой организационной структурой. Предприятие как единое целое обеспечивается наличием компетентных органов управления.

Юридические лица образуются по модели, определенной законодательными актами, основным из которых является Гражданский кодекс Российской Федерации.

С учетом правового режима использования обособленного имущества коммерческие юридические лица строятся по двум моделям.

К первой модели относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы — обобщенно корпорации. При этом имущество юридического лица принадлежит ему на правах собственности.

По второй модели функционируют государственные и унитарные предприятия. Обособленное имущество такого предприятия не является его собственностью и находится у него в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

В практической деятельности в строительстве наиболее распространенными организационно-правовыми формами предприятий являются открытые и закрытые акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Открытые акционерные общества как форма объединения капиталов рассчитаны на крупное предпринимательство.

Закрытое акционерное общество ограничено числом участников и используется мелкими и средними, как правило, специализированными компаниями.

Унитарное государственное и муниципальное предприятия в строительстве создаются, как правило, при муниципалитетах для ведения ремонтно-восстановительных работ.

Предприятия различаются по организационно-правовым формам, характеру собственности, по размерам, географии деятельности, числу стадий производственного процесса, степени диверсификации.

При широком разнообразии предприятий им присущи как субъектам рынка определенные фундаментальные черты, приведенные на рис. 2. Совокупность этих фундаментальных черт является достаточным условием для запуска экономического механизма, с помощью которого предприятие становится самостоятельным субъектом рынка.

Строительные предприятия могут выступать генеральным подрядчиком, специализированным подрядчиком, производящим определенный круг работ, и подрядчиком узкой специализации, выполняющим какой-либо один вид работ.

Генеральные подрядные организации обычно своими силами выполняют общестроительные работы: земляные, монтажные, бетонные, плотницкие, кирпичную и каменную кладку. Остальные работы выполняются специализированными предприятиями по договору субподряда с генеральным подрядчиком.

Рис. 1. Фундаментальные признаки предприятия как субъекта рынка.

Специализированные подрядные организации могут выполнять работы по договору непосредственно с заказчиком.

Наиболее крупные строительные предприятия представляют собой горизонтально и вертикально интегрированные объединения, состоящие как из полуавтономных подразделений, не являющихся юридическими лицами, так и из юридических лиц различной организационно-правовой формы, связанных с материнской компанией отношениями собственности.

Однако крупнейшие предприятия отличаются от средних не столько методами выполнения контрактов, сколько финансовой организацией их деятельности.

Размер предприятия определяется характером работы, условиями, при которых ее приходится выполнять, а также возможностями управления ею.

Так, например, для эффективного использования высокопроизводительных машин и механизмов предприятие должно быть не меньше определенного размера.

Крупным предприятиям легче получать ресурсы, в том числе финансовые, под более низкие проценты, использовать более прогрессивные технологии, содержать более квалифицированный персонал.

Однако с ростом величины фирм появляются проблемы координации, а значит, и дополнительные затраты для выполнения этих функций. При достижении определенного размера преимущества массового производства перекрываются дополнительными затратами в сфере контроля.

Разрешение этого противоречия возможно через выбор определенных организационных моделей и организационных структур.

Различают следующие организационные модели: бюрократическая, поведенческая и органическая.

Бюрократическая модель. Наиболее известной организационной моделью является классическая бюрократическая модель. Она характеризуется централизацией власти, строгой последовательностью команд и комплексом формальных правил, включая права и обязанности сотрудников, систему стимулирования, действующие процедуры.

В бюрократической системе каждая нижестоящая ступень иерархии находится под прямым контролем вышестоящей на всем протяжении иерархической лестницы. Эта организационная модель характерна своей предсказуемостью, быстротой, последовательностью реализации производственных задач. Ее применение эффективно в ситуациях, когда уровень используемых технологий невысок, а внешняя среда стабильна. По мере увеличения неопределенности деловой среды и усложнения производственных задач эффективность бюрократической модели снижается и на определенном этапе она становится тормозом к достижению поставленных целей.

Данная модель используется в унитарных строительно-монтажных предприятиях, а также в крупных специализированных предприятиях строительного комплекса.

Поведенческая модель. Будучи модификацией бюрократической модели, поведенческая модель предполагает акцент на социально-психологических аспектах организационной структуры.

Поведенческие модели предусматривают одновременное функционирование в рамках одной организации технической и социальной систем. При этом задача социальной системы, включающей деятельность сотрудников состоит в том, чтобы, привести в действие техническую систему, производящую продукцию и услуги.

Поведенческая модель характеризуется слабой командной цепью по отношению к организации труда и системе подотчетности. Сотрудники принимают участие в выработке решений, могут оказывать влияние на процедуры, используемые в структурных подразделениях. Стимулирование подчиненных осуществляется через многообразие программы содействия: обучение за счет предприятия, свободный режим рабочего дня, создание бригад качества и т. д.

Поведенческая модель используется в рыночной экономике большинством средних строительных компаний, действующих на основе акционерного капитала, проектно-изыскательскими институтами и т. п.

Органическая модель. Когда внешняя среда деятельности предприятия имеет высокую степень неопределенности, эффективна организационная модель скоординированной численности штата или органическая модель.

Эта модель имеет следующие характеристики: незначительный объем внутренних регламентов и правил, децентрализация, коллегиальное принятие решений, высокая степень ответственности сотрудников, небольшое количество уровней иерархии, низкий уровень разделения труда.

Органическая модель характеризуется способностью быстрого реагирования на изменение условий среды функционирования, в том числе через реорганизацию. При этом структура подразделений предприятия меняется, но мере развития производственной деятельности и возникновения новых условий.

Данная модель в строительном производстве эффективна в условиях переходного периода к рыночной экономике, снижения инвестиционной активности и резких колебаний спроса на услуги строительного профиля, а также для небольших строительных компаний со сложной технологией работ.

Рассмотренные модели организации представляют собой подвижные формы, вокруг которых создаются организационные структуры. Определенные модели организации сочетаются с определенными структурами.

При выборе организационной структуры предприятия надо исходить из того, что нет модели и структуры, которые бы одинаково подходили для всех видов предприятий и всех видов деятельности даже внутри одного предприятия.

При проектировании организационной структуры необходимо решить, как будут распределены между людьми определенные задания и как затем осуществить координацию их работы.

В практической деятельности наиболее часто применимы функциональная, дробная, матричная, сетевая структуры.

Технико-экономические особенности строительного производства

Капитальное строительство как отрасль материального производства имеет свои особенности, обусловленные своеобразием строительной продукции, технологией производства, методами организации и управления производственно-хозяйственной деятельностью, условиями финансирования реализации инвестиционных проектов.

Если в большинстве отраслей орудия труда закреплены на определенном месте (конвейер, станки), а создаваемая продукция подвижна (автомобили, телевизоры), то в строительстве, наоборот, продукция (сооружения, здания), создаваемая на отведенном земельном участке, в период всего строительства остается неподвижна, а орудия труда (строительные машины, механизмы) и рабочие непрерывно перемещаются по фронту строительно-монтажных работ. После окончания строительства объекта орудия труда и рабочая сила перемещаются на другие объекты.

Продолжительность строительства зависит от характера объекта. Если срок сооружения жилых зданий может исчисляться месяцами, то строительство железнодорожных линий — годами (строительство Великого Сибирского пути от Челябинска до Владивостока длилось 10 лет, железной дороги Тюмень-Сургут- Уренгой — 13 лет, Байкало-Амурской магистрали от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре — 16 лет).

Значительные сроки строительства объектов при водят к отвлечению капитала из оборота, «омертвляя» его на длительное время. Продолжительность цикла оборачиваемости капитала в строительстве намного выше, чем в промышленности. Рабочая сила и средства производства на долгое время отвлекаются при создании строительной продукции, эффект от эксплуатации объектов отдаляется.

Строительство зданий и сооружений требует значительных первоначальных вложений. В табл. 5 приведены укрупненные показатели стоимости строительства новых железных дорог и вторых путей с тепловозной тягой в холмистой местности (профильный объем земляных работ для новых железных дорог — порядка 40 тыс. м 3 /км, для вторых путей — 10 тыс. м3 /км) в районе европейского севера России.

Большой объем инвестиционных вложений, значительные сроки их окупаемости требуют повышенного внимания к экономическому обоснованию сооружения крупных объектов.

Значительная продолжительность строительства обусловила использование поэтапного расчета заказчика со строителями за выполненные виды работ, конструктивные части зданий, этапы работ.

Строительные работы, как правило, ведутся на открытом воздухе, что обуславливает дополнительные затраты на выполнение работ в зимнее время. Разнообразие климатических, топографических, геологических и гидрологических условий оказывает существенное влияние на потребные капитальные вложения для реализации инвестиционных проектов. От природных условий района строительства зависят толщина стен зданий, размеры фундаментов, параметры несущих конструкций, что влечет за собой повышение затрат на строительство объектов в более суровых климатических условиях, при наличии сейсмического воздействия, оползневых и карстовых явлений. В малообжитых районах повышаются расходы на формирование инфраструктуры для осуществления строительно-монтажных работ. В этих районах требуется сооружение временных рабочих поселков, подъездных путей для подвоза строительных материалов, деталей и конструкций.

Таблица 5.

Укрупненные показатели стоимости строительства новых железных дорог и вторых путей с тепловозной тягой в районе

Европейского севера России (в ценах на 01.01.2002 г.).

Объекты

Категория норм проектирования железной дороги.

Укрупненные показатели, млн руб./км

Стоимость

в том числе

Всего

Объекты производственного назначения

Объекты жилищно-гражданского строительства

Новые железные

дороги

I

36,0

30,0

6,0

II

33,5

27,6

5,9

III

30,3

25,1

5,2

IV

26,5

22,1

4,4

Вторые пути

20,5

17,7

2,9

Сооружение линейно-протяженных объектов (железные и автомобильные дороги, линии электропередачи, трубопроводы) осуществляется передвижными строительными подразделениями при использовании вахтового метода ведения работ. Линейный характер объектов снижает оперативность управления производственно-хозяйственными связями, повышает сложность материально-технического снабжения, обслуживания машин, механизмов и транспортных средств.

Капитальное строительство характеризуется многообразием производственных связей, так как в сооружении объектов принимают участие десятки предприятий и организаций, включая проектно-изыскательские, строительные, монтажные, заводы-изготовители технологического оборудования, поставщики строительных материалов, банки и т. д. Это усложняет организацию и координацию работ участников строительного процесса, повышает затраты на управленческую деятельность.

Взаимодействие участников строительства обуславливается необходимостью ресурсного и производственного кооперирования в ходе выполнения строительно-монтажных работ. Ресурсное кооперирование имеет целью своевременное обеспечение строительства необходимым количеством качественных изделий. Производственное кооперирован не осуществляется непосредственно на строительных объектах путем разделения технологического процесса на взаимосвязанные элементы, выполняемые различными организациями на основе, как правило, субподряда.

Одной из важнейших особенностей капитального строительства является разнообразие форм и источников финансирования строительства. Различают подрядный и хозяйственный способы строительства объектов. Основным способом выступает подрядный способ ведения работ, предполагающий наличие постоянно действующих строительных и монтажных организаций (подрядчиков), имеющих собственные материально-технические базы, средства механизации и транспорт, квалифицированные кадры, которые выполняют по договорам (контрактам) с заказчиками строительство и реконструкцию объектов.

В договорах, заключаемых заказчиками с подрядчиками, оговариваются взаимные обязательства и ответственность сторон, порядок осуществления и обеспечения строительства. Согласно статье 740 Гражданского кодекса РФ «Договор строительного подряда» «…подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену» Гражданский кодекс РФ.Ч.2. — М.: Юрид. лит., 1996. стр.123..

В 2000 г. по договорам строительного подряда было выполнено работ на 530,3 млрд. руб. При ведении сооружения объектов «под ключ» функции заказчика передаются генеральному подрядчику, который несет полную ответственность за сроки, стоимость и качество строительства, тем самым повышая оперативность принятия управленческих решений в ходе выполнения строительно-монтажных работ.

Хозяйственный способ строительства предусматривает, что оно осуществляется самим заказчиком или инвестором с помощью собственных строительно-монтажных подразделений, входящих в их организационную структуру. По сравнению с подрядными организациями эти подразделения, осуществляющие, как правило, реконструктивные мероприятия на действующих предприятиях, слабо оснащены высокопроизводительными специализированными машинами и механизмами, рабочие кадры имеют более низкий уровень профессиональной квалификации. Хозяйственному способу ведения работ присущи неритмичность строительства, зависящая от характера технологического процесса основного производства. Однако время на различные согласования при осуществлении работ хозяйственным способом сокращается, и строители более оперативно реагируют на производственно-хозяйственные потребности действующего предприятия.

Если подрядный и хозяйственный способы ведения строительства были и в условиях централизованно-плановой экономики страны, когда все строительные организации имели организационно-правовую форму государственного предприятия, то с переходом на рыночную экономику разнообразнее стали и формы собственности, а также принципы организации и финансирования строительного производства. На смену прямым двухсторонним договорам строительного подряда пришли подрядные торги, позволяющие повысить эффективность строительства на основе конкуренции строительных предприятий. Заказчик в условиях проведения подрядных торгов имеет возможность выбирать наиболее выгодного подрядчика по цене строительной продукции и другим технико-экономическим показателям. Экономический эффект от проведения подрядных торгов, определяемый как разность расчетной стоимости заказчика и стоимости подряда по результатам торгов по совокупности объектов, вынесенных на конкурс в 2000 г., составил 5097,4 млн. руб., или 6 % от первоначальной стоимости строительства объектов (табл. 6).

Таблица 6.

Подря дные торги в 2000 г.

Характеристика показателей

Значение показателей

Число заключенных контрактов на выполнение подрядных работ, тыс.

36,7

Всего проведено конкурсов на выполнение подрядных работ, тыс. / %

27,9/100

в том числе:

открытые конкурсы

9,0/32,2

закрытые конкурсы

1,9/6,8

конкурсы, проведенные способом

запроса котировок

9,5/34,1

с единственным подрядчиком

7,5/26,9

Общее число претендентов, тыс.

55,7

экономический эффект от проведенных торгов,

5097,4/6,0

млн. руб. / %

Всего в 2000 г. было проведено 27,9 тыс. конкурсов на выполнение подрядных работ, что составило 76 % от общего числа заключенных контрактов (договоров).

Среди конкурсов имели место открытые (32,2 %), закрытые (6,8 %), проведенные способом запроса котировок (34,1 %) и с единственным подрядчиком (26,9 %).

При открытых торгах заказчик путем объявления в открытой печати приглашает всех желающих принять участи в конкурсе, при закрытых торгах приглашаются лишь несколько известных заказчику строительных предприятий. Конкурсы, проводимые способом запроса котировок, по существу представляют собой необъявленные закрытые торги, когда заказчик информирует об условиях конкурса известные ему строительные организации без объявления проведения этого конкурса в печати. В капитальном строительстве конкурсы проводятся и на выполнение проектно-изыскательских работ.

Одной из существенных особенностей капитального строительства в настоящий период является наличие строительных организаций различных форм собственности. В 2000 г. организациями государственной формы собственности было произведено 10,9 % общего объема строительно-монтажных работ, частной — 59,8 %, смешанной российской — 24,1 %. При этом отмечается разнообразие структуры инвестиционных вложений как по форме собственности, так и по источникам финансирования. Из табл. 7, в которой приведена структура инвестиционных вложений в основной капитал по ряду форм собственности, следует, что наибольший вес (31,2 %) инвестиций имела частная собственность.

Таблица 7.

Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности в 2000 г.

Формы собственности

Объемы инвестиций

млрд. руб.

% к общему объему

Федеральная

158,8

13,6

Субъектов Федераций

110,8

9,5

Муниципальная

52,1

4,5

Частная

363,6

31,2

Среди источников финансирования реализации инвестиционных проектов (табл. 8) в 2000 г. наибольший вес (53,9 %) составили привлеченные средства. Амортизационные отчисления как основной источник инвестиционных затрат на железнодорожном транспорте (порядка 70 %) в целом по стране — 18,1 %. В табл. 8 структура инвестиций по источникам финансирования приведена без учета субъектов малого предпринимательства.

Таблица 8., Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансир

Объемы инвестиций

млрд руб.

% к общему объему

инвестиций

Собственные средства,

466,5

46,1

из них:

фонд накопления

237,1

23,4

амортизация

18З,4

18,1

Привлеченные средства,

546,4

53,9

из них:

кредиты банков

29,5

2,9

заемные средства других

72,7

7,2

организаций

бюджетные средства

214,6

21,2

Средства внебюджетных фондов

48,4

4,8

Прочие

181,2

17,8

ТаБЛllца 2.2

37

Оценка экономической эффективности затрат на охрану окружающей среды

Реализация инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте связана с неблагоприятным воздействием на окружающую среду как при осуществлении СМР, так и при последующей эксплуатации объектов.

Экологический ущерб может быть обусловлен отчуждением и потреблением ограниченных природных ресурсов, загрязнением почвы, водного и воздушного бассейнов, изменением ландшафта.

Отчуждение природных ресурсов связано с отводом земель для нужд железнодорожного строительства как во временное, так и в постоянное пользование.

Так, например, при строительстве новых однопутных железных дорог отвод земель может доходить до 9 га на 1 км строительной длины линий. Из них 7 га передается в постоянное пользование и 2 га — во временное.

Сельскохозяйственные и лесные угодья, предоставляемые во временное пользование под разработку строительных карьеров, размещение временных поселков и др., должны быть приведены в течение года после завершения строительства в состояние, пригодное для использования их по назначению, т. е. рекультивированы.

Плодородный слой почвы должен быть снят с отводимых земель и использован для рекультивации земель или повышения плодородия малопродуктивных угодий.

Затраты по снятию и хранению плодородного слоя с рекультивацией земельных угодий, возмещение убытков землепользователям учитываются в сметной стоимости сооружения объекта.

Отвод земель в постоянное (под строительную площадку) или временное пользование связан со значительными затратами по возмещению убытков землепользователям или землевладельцам. Для снижения стоимости отвода угодий необходимо стремиться использовать под строительную площадку малоценные земли, повышать этажность зданий.

При сооружении и эксплуатации железнодорожных объектов отрицательное воздействие на природную среду оказывают как передвижные, так и стационарные источники.

В качестве передвижных источников загрязнения окружающей среды при выполнении СМР выступают: строительная техника, транспорт, вагоны для временного проживания рабочих. Стационарными источниками служат котельные, карьеры, временные рабочие поселки и др.

Основными передвижными источниками негативного воздействия на природу при эксплуатации железнодорожных линий являются: магистральные и маневровые локомотивы; рефрижераторный подвижной состав; вагоны с сыпучими грузами, нефтепродуктами и химическими грузами; печное отопление пассажирских вагонов; испарение смазки деталей подвижного состава; пыль при торможении подвижного состава.

Стационарные источники загрязнения: шпалопропиточные, щебеночные заводы; котельные, заводы по ремонту подвижного состава и производству запасных частей; вагонные и локомотивные депо; промывочно-пропарочные станции; заводы железобетонных конструкций; хозяйства гражданских сооружений; парк отстоя пассажирских поездов; заводы по ремонту путевой техники.

Ежегодный суммарный объем вредных примесей, попадающих в атмосферу в нашей стране от всех источников на железнодорожном транспорте, составляет примерно 2 млн. т (без пылящих грузов).

Из них 65 % выбросов образуется при сжигании топлива дизельным магистральным и маневровым подвижным составом.

Анализ структуры загрязнений атмосферы стационарными источниками объектов железнодорожного транспорта показал, что почти 90 % валового объема загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, приходится на долю котельных, 5 % — на долю энерготехнологических теплоагрегатов (кузнечных печей, печей для термической обработки изделий, сушильных установок, устройств для подогрева растворов и расплавов и т. д.) и 5 % — на долю технологических агрегатов (окрасочных камер, сварочных постов, установок механической очистки деталей, гальванических ванн, установок химической очистки и т.д.).

Причиной образования и попадания в атмосферу загрязняющих веществ при работе энергетических и энерготехнологических теплоагрегатов является сжигание природного топлива, в результате чего образуются зола, окись углерода, окислы азота, сернистый ангидрид. Вид используемого топлива предопределяет образование специфических ингредиентов в выбросах. Кроме топочных газов, выбросы энерготехнологических тепловых агрегатов содержат примеси материалов, используемых в технологическом процессе. Вредные выбросы технологических агрегатов состоят из специфических и, как правило, высокоагрессивных частиц материалов, используемых в технологических процессах.

В атмосферу выбрасываются твердые и газообразные вещества. Наиболее трудноулавливаемыми являются газообразные вещества.

Для очистки выбросов в атмосферу от вредных веществ используются гравитационные пылеочистительные камеры, инерционные и циклонные сепараторы, аппараты мокрой очистки газов от пыли, пористые фильтры и т.д.

Железнодорожный транспорт оказывает влияние на водную среду через водопотребление, а также сброс загрязненных вод. Основными источниками загрязненных производственных сточных вод являются вагонные и локомотивные депо, вагоно- и локомотиворемонтные заводы, промывочно-пропарочные станции, пункты подготовки подвижного состава, пункты технического осмотра и экипировки локомотивов и вагонов, шпалопропиточные и щебеночные заводы. Предприятия железнодорожного транспорта России ежегодно сбрасывают в воду почти 7 тыс. т взвешенных, 60 тыс. т минеральных и 6 тыс. т органических веществ, 3 тыс. т нефтепродуктов, 10 т фенолов.

Производственные сточные воды железнодорожных предприятий, как правило, загрязнены нефтепродуктами: дизельным топливом, мазутом, машинным маслом, смазочными материалами, бензином, керосином. Кроме того, в сточных водах могут присутствовать фенолы, взвешенные, органические (краска, растворители) и синтетические поверхностно-активные вещества, соли тяжелых металлов.

Кроме загрязненных производственных сточных вод, предприятия железнодорожного транспорта сбрасывают в водоемы хозяйственно-бытовые и поверхностные загрязненные сточные воды. Бытовые стоки содержат органические загрязнители (соединения углерода и азота).

Поверхностные стоки включают в себя дождевые и снеговые стоки со станционных площадок, территорий различных предприятий, путей отстоя подвижного состава, крыш производственных и служебно-технических зданий. Поверхностные воды смывают в почву такие опасные вещества, как щелочи, кислоты, нефтепродукты, оксиды тяжелых металлов.

Для очистки производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод используются механические, физические, химические, биологические и комплексные способы.

Объекты железнодорожного транспорта вносят свой вредоносный вклад в загрязнение почвы тяжелыми металлами, их солями и оксидами, нефтепродуктами.

Особо интенсивное загрязнение почвы имеет место в пределах полосы отвода железных дорог.

Экологические последствия реализации инвестиционного проекта могут характеризоваться полной (исчезновение озер и болот) или частичной (ухудшение качества воздуха и воды), окончательной (гибель флоры и фауны) или восстановимой (отвод угодий во временное пользование) потерей природных ресурсов, последствия могут проявляться немедленно (гибель флоры и фауны) или в перспективе (подтопление территории).

К наиболее эффективным мероприятиям, обеспечивающим уменьшение загрязнения окружающей среды, относится внедрение малоотходных или безотходных производств.

При оценке экономической эффективности проектов необходимо учитывать экологический ущерб, вызываемый шумовыми и электромагнитными загрязнениями атмосферы. Шум, превышающий норму предельно-допустимых вредных акустических воздействий, наносит вред не только человеку, но и фауне, и даже флоре.

В инвестиционных проектах должны быть предусмотрены мероприятия, не допускающие превышение норм шумового загрязнения атмосферы и требующие дополнительных капитальных вложений на их реализацию. К ним относятся меры по снижению шума в источнике (использование малошумных производств, транспортных средств и др.), на пути его распространения (планировка строений, создание санитарно-защитных зон, сооружение звукозащитных экранов, озеленение, использование рельефа местности), повышение звукоизоляционных свойств ограждающих конструкций, размещение источников шума на достаточно большом расстоянии от населенных пунктов.

Для предотвращения негативных ландшафтных изменений должно предусматриваться строительство различных искусственных сооружений (противоэрозионных, противоселевых, противооползневых, берегоукрепительных), создание защитных лесных полос и т.п. Это требует значительных дополнительных капитальных вложений и эксплуатационных расходов, которые необходимо учитывать при оценке эффективности инвестиционных проектов.

При экономической оценке воздействия загрязнения окружающей среды на различные виды реципиентов (население, сельскохозяйственные угодья, лесные ресурсы, растительный и животный мир, рыбное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, основные фонды промышленности и транспорта, рекреационные объекты) необходимо учитывать затраты, связанные с понижением работоспособности и ухудшением условий отдыха людей, снижением продуктивности природных ресурсов, ускоренным износом основных фондов и др.

В табл. 9 приведены характеристики последствий негативного воздействия на природную среду для ряда реципиентов Волков Б.А., Лобанова Н.С. Методические рекомендации по определению эколого-экономических последствий аварийных ситуаций при перевозке опасных грузов / МИИТ. — М.:Транспорт, 1996..

Таблица 9., Основные последствия загрязнения окружающей среды.

№ п/п

Реципиенты

Характеристики после дствий

загрязнения окружающей среды

1

Население

Снижение работоспособности, рост заболеваемости. Мигр ация населения из загрязненных районов в более чистые. Затраты на покупку воздухоочистителей. Сокращение свободного времени людей. Увеличение времени на бытовое обслуживание

2

Основные фонды

промышленности

и транспорта

Дополнительные расходы на текущий и капитальный ремонты. Ускорение сроков физического износа фондов. Рост числа отказов в работе производственного оборудования.

Увеличение продолжительности простоя оборудования в ремонте. Расходы на установку кондиционеров в рабочих помещениях. Снижение престижности профессии

3

Сельское хозяйство

Потери продукции растениеводства, животн оводства. Затраты на очистку сельскохозяйственных участков, рекультивация земель. Увеличение расходов на мелиорацию, орошение, удобрение, в зоне загрязнений. Предварительная очистка

воды перед орошением угодий. Освоение новых сельскохозяйственных земель взамен выбывших. Ухудшение качества сельскохозяйственной продукции.

4

Лесное хозяйство

Уменьшение прироста деревьев. Снижение объема и качества лесных урожаев, лекарственных трав и других запасов побочного использования. Понижение противоэрозионной, полезащитной, водо-охранной, водорегулирующей, рекреационной, санитарно-гигиенической функций леса. Затраты на санитарные рубки, расчистку погибшего в результате загрязнения леса. Дополнительные затраты на выращивание молодняка на других участках.

5

Рыбное хозяйство

Потери рыбной продукции, а также аномалии в развитии рыбного стада. Дополнительные затраты на очистку загрязненного водоема и разведение рыб. Воспроизводство рыбной продукции в водоемах других хозяйств

6

Жилищно-коммуналь- ное хозяйство и бытовое обслуживание

Затраты на создание санитарных зон, зеленых насаждений. Уменьшение сроков службы основных фондов. Увеличение затрат на ремонт зданий и сооружений. Дополнительные затраты на расчистку загрязненных территорий

7

Здравоохранение

Повышение расхода медикаментов. Увеличение потребности в койко-местах. Затраты на оплату бюллетеней. Необходимость оборудования новых зон отдыха

Экономическая эффективность инвестиционных проектов, предусматривающих снижение вредного воздействия на окружающую среду, определяется по общепринятым показателям эффективности инвестиций: ЧДД, ИД, ВНД и сроку окупаемости вложений Т о . При этом годовой экономический эффект Эt , должен включать в себя снижение ущерба от негативного воздействия на природную среду, т.е.

где ДУ t — снижение экологического ущерба в t-м году.

В общем виде экологический ущерб определяется по формуле:

где У в — ущерб от загрязнения водных объектов;

У а — ущерб от загрязнения атмосферы;

У з — ущерб от загрязнения и деградации земель;

У ф — ущерб, наносимый фауне;

У фл — ущерб, наносимый флоре.

При определении эффективности затрат в природоохранные мероприятия следует различать уровень подхода к расчету показателей эффектности мероприятий. При народнохозяйственном подходе, когда выявляется общественная эффективность инвестиционных мероприятий, учитывается снижение ущерба, наносимого окружающей среде (воздуху, воде, земле, растительному и животному миру) в глобальном масштабе при учете всей совокупности результатов воздействия на природу.

Если анализируется эффективность на уровне предприятия (коммерческая эффективность), то в качестве результата анализируются: снижение плат и штрафов за пользование природными ресурсами, за загрязнение среды; уменьшение налогов, обусловленное проведением экологических мероприятий; повышение работоспособности работников предприятия; получение вторичного сырья и другие факторы, влияющие на показатели производственно-хозяйственной деятельности.