Себестоимость продукции отражает использование всех хозяйственных ресурсов — рабочей силы, предметов и средств труда.
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются составной частью общей единой системы бухгалтерского учета. Основой для разработки и реализации управленческих решений является соответствующая информация о состоянии дел в той или иной области деятельности организации в конкретный момент времени. Так, данные учета издержек производства (обращения) и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства.
Проблемы бухгалтерского учета затрат на производства всегда были объектом внимания ученых — экономистов. Значительный вклад в решение этих проблем в общетеоретических аспектах внесли А.Ф. Аксененко, А.С. Бакаев, М И. Баканов, П.С. Безруких, Н.А. Кондраков, А. Ш. С.А. Николаева, П.П. Новиченко, В.Д. Новодворский, В.Ф. Палий, В.В. В.И. Подольский, А.В. Соколов и др.
Целью курсовой является исследование методов учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции и разработка рекомендаций по совершенствованию учета затрат на предприятии.
Для реализации намеченной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть нормативное регулирование учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;
- уточнить организацию синтетического и аналитического учета затрат, а также методы анализа затрат на производство продукции;
учет затрата калькулирование себестоимость продукция
рассмотреть организацию документооборота по учету затрат на производство продукции;
- Предмет исследования — методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
В качестве объекта исследования в курсовой работе выступают затраты предприятия и себестоимость продукции ООО «МеридианМагТранс».
Теоретической и методологической основой исследования послужили основные положения теории бухгалтерского учета. Были изучены законодательные и нормативные акты по вопросам организации бухгалтерского учета затрат и регулирования себестоимости продукции, методические документы по учету затрат отраслевого характера, Интернет-ресурсы.
В процессе исследования использованы работы отечественных и зарубежных экономистов по вопросам планирования (бюджетирования) и учета издержек и калькулирования себестоимости продукции, а также публикации в периодической литературе.
Себестоимость производства продукции растениеводства и пути её ...
... при минимуме затрат. Целью курсовой является анализ затрат и структуры себестоимости производства продукции растениеводства в КУСХП "Полота", а так же выявление путей её снижения. В ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность себестоимости производства продукции растениеводства как ...
Для того чтобы перейти к рассмотрению учета затрат сначала определить сущность затрат.
В экономической литературе, отечественных нормативных и научных изданиях наряду с термином «затраты» повсеместно используются и такие понятия, как «расходы» и «издержки». Причем некоторые авторы трактуют их как синонимы и не делают различий между этими тремя понятиями. Такого подхода придерживаются в отечественной практике Е.П. Козлова [12, с. 23], В.П. Лапина [13], Я.В. Соколов [29, с. 6]. Существует также иная точка зрения, согласно которой вышеназванные понятия фактически имеют разное экономическое содержание.
С точки зрения бухгалтерского учета затратами считают средства, израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличии и отражаемых в балансе как активы предприятия, способные в будущем принести доход [18, с. 43]. Слабой стороной данного определения, по нашему мнению, является связь затрат с получением будущих доходов, поскольку не все затраты ведут к получению дохода.
А.Ш. Маргулис говорит, что затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в полную себестоимость товаров, работ и услуг [14, с. 10]. Сильной стороной этого определения является проведенная автором параллель между затратами и себестоимостью.
С.П. Суворова говорит о том, что затраты представляют собой стоимость ресурсов, используемых для получения прибыли или достижения иных целей предприятия [20, с. 38]. Определению затрат этого автора не хватает указания на временной период в сущности затрат. Положительной стороной определения выступает увязка не только с прибылью, но и с иными целями предприятия.
Считаю, что все представленные выше подходы к определению затрат имеют один общий недостаток — ни один из авторов не упоминает о том, что затраты могут выражаться не только в денежных единицах, но и в натуральных. Так, например, на большинстве производств ведется подсчет затрат в нормо-часах. Однако, на наш взгляд, определение «затрат» предложенное А.Ш. Маргулис, наиболее полно отражает суть данного понятия. Именно такой подход будет использован нами для определения понятия «затраты».
Затраты как объект учета характеризуют в денежном и натуральном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируемые в результат экономической деятельности.
Различия между затратами и издержками имеют преимущественно предметный характер. В то же время затраты и издержки могут совпадать, а могут отличаться друг от друга.
Современная экономическая теория совершенно по иному подходит к понятию издержек. Она рассматривает их из ограниченности используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования, исходя из этого экономические, или вмененные, издержки определенного ресурса, используемого в данном производстве, равны его стоимости при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится выбирать, а выбор означает отказ от одного в пользу другого. Таким образом, в итоге экономические издержки — это плата поставщику, а также внутренние издержки на то чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой для определенного варианта производства [22].
Анализ затрат на производство продукции
... вопросы учета затрат и калькулирования себестоимости; производится классификация затрат на производство продукции на конкретный товар; проводится анализ безубыточности производства; определяется цена товара различными способами. Выполнение курсовой работы производится с использованием данных действующего предприятия ОАО «Московский ...
Как правило, на практике не употребляют такие выражения как «материальные издержки» и «издержки труда», поскольку ни труд, ни материальные ресурсы не относятся к финансам. Издержки в основном оказывают результат на конечный результат деятельности предприятия — его прибыль или убыток.
С понятием «затраты» непосредственно связанно понятие «себестоимость», суть которого определена и не имеет среди экономистов существенных разногласий. Сущность себестоимости, по мнению В.П. Лапиной, выражается в том, что она показывает выраженные в денежной форме совокупные затраты конкретного предприятия на производство и реализацию продукции, возмещение которых необходимо для осуществления простого воспроизводства [10, с. 44].
Можно полагать, что отличие между себестоимостью и затратами — завершенность процессов производства и обращения. Так, затраты имеют отношение к этим процессам вообще независимо от их завершенности и характера связи с производством и реализацией продукции, себестоимость же означает завершенность этих процессов.
Изучение сущности понятий «затраты» и «расходы» также свидетельствует об их различии, хотя в ряде случаев экономисты считают данные понятия синонимами. В нормативных актах, регулирующих финансовый бухгалтерский учет, эти термины используются как синонимы. В Налоговом Кодексе РФ дается определение расходов через затраты [1].
Расходы признаются как обоснованные и документально подтвержденные затраты, а в некоторых случаях убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком [4, статья 252.1]. Там же говорится о том, что расходы включают в себя убытки и затраты, которые возникают в ходе деятельности предприятия, ведущие к уменьшению экономических выгод.
Согласно действующим нормативным документам, регулирующим налогообложение и бухгалтерский учет, понятие расходов уже понятия издержек, так как оно подразумевает лишь конкретные выплаты в определенном периоде.
Исходя из выше изложенного, по нашему мнению, расходы отражают часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода.
Классификация затрат производится по ряду признаков, представленных на рис. 1.
Рисунок — Классификация затрат по
по первичным элементам себестоимости продукции общепринятые элементы затрат затраты ( стоимости возвратных отходов том числе , полуфабрикаты, комплектующие , материалы, стороны, энергия ; затраты на ; отчисления на социальные ; основных фондов затраты.
себестоимости единицы группируются по статьям , которых объединяются признаку места их назначения. типовой в планировании и калькулировании группировка затрат по , показанная в . .
Предприятия, деятельностью, производства, а , сбытовую деятельность связанные с производством , непроизводственными. коммерческие) расходы на рекламу научные исследования, по кредитам и транспортировку продукции . [21 .28]
Группировка статьям расходов
Статьи расходов |
Виды себестоимости |
||
1 Сырье и материалы |
Цеховая себестоимость |
Фабрично-заводская (производственная себестоимость) |
Полная себестоимость |
2 Возвратные отходы (-) |
|||
3 Покупные изделия и полуфабрикаты |
|||
4 Топливо и энергия на технологические |
|||
Цели |
|||
5 Затраты на оплату труда |
|||
производственных рабочих |
|||
6 Дополнительная заработная плата |
|||
производственных рабочих |
|||
7 Отчисления на социальные нужды |
|||
8 Расходы на освоение и подготовку |
|||
9 Расходы на содержание и эксплуатацию |
|||
Оборудования |
|||
10 Общепроизводственные расходы |
|||
1 1 Общехозяйственные расходы |
|||
12 Прочие производственные расходы |
|||
13 Потери от брака |
|||
14 Внепроизводственные расходы |
Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции расходы организации группируют и учитывают по статьям калькуляции. В основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка расходов по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде (таблица 2).
Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом [26].
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции — важная и значимая часть бухгалтерского учета на предприятии.
Основные задачи бухгалтерского учета затрат на производство и кулькулирование себестоимости продукции представлены на рисунке 3.
Классификация затрат
Признак группировок |
Виды затрат |
По отношению к процессу производства |
Производственные Внепроизводственные |
По отношению к объему производства |
Постоянные Переменные |
По отношению к объекту Калькулирования |
Основные Накладные |
По способу распределения затрат |
Прямые Косвенные |
По экономическим элементам |
Материальные Расходы на оплату труда Амортизация Прочие |
По статьям калькуляции |
Сырье и материалы Покупные полуфабрикаты Топливо и энергия на технологические нужды Зарплата производственных рабочих Отчисления на социальные нужды Цеховые расходы Общехозяйственные расходы и т.д. |
По степени однородности |
Одноэлементные Комплексные |
По элементам возникновения |
Основное подразделения производство основного производства Вспомогательные подразделения Вспомогательное производство Обслуживающие хозяйства и подразделения |
По центрам ответственности |
Расходы на энергию — служба Главного энергетика Затраты на ремонт оборудования Служба главного механика Расход материальных ресурсов Производственный отдел и т.д. |
относятся к экономическим , формируется предприятием произвольной форме, основе действующих законодательных актов. нормативных актов воздействие на процесс и поэтому -либо из них ошибкам.
— Основные задачи затрат на кулькулирование себестоимости продукции , услуг)
имеют определенную иерархическую . градация по и силу действия в сравнении нормативными актами. , учет затрат продукции представлены в . В качестве документов в настоящее :
кодекс РФ — налогового учета
В соответствии 25 Налогового налогоплательщик может уменьшать на сумму (за исключением , в статье РФ) []. этом расходами и документально подтвержденные , (понесенные . Под обоснованными расходами оправданные затраты которых выражена в .
Методика может заключаться в бухгалтерского учета . е. в и налогового систему объединенного учета во внимание бухгалтерского и налогового , также заложенную гибкость их применения политику), себе представить: исчезает и налоговый — тот нарушение правил штрафы и пени
закон «О » от 21.96 г. -ФЗ ( . 2011 г.) учет затрат продукции (работ ) [2
Состав затрат в себестоимость , централизованно. Принципы продукции определены законе » О «.
по Бухгалтерскому учету
бухгалтерском учёте в . определяет учётную для целей бухгалтерского , выбор в к формированию показателя ;
бухгалтерскому учету » » ПБУ 10. утверждено приказом Минфина 06. . № 33н [].
В отсутствует нормативный документ бы соответствовал нормативной базы и последовательность действий отдельных видов затрат 10/ Расходы организации» ] таким документом , так как оно принципы учета (к тому аналог в отсутствует).
положений, стороны, можно предоставление большей хозяйственных операций, другой стороны обуславливает возникновение разногласий органами и (Минфином РФ РФ) , особенности учета отдельных [21
Положение 10 устанавливает правила бухгалтерском учете информации коммерческих организаций кредитных и страховых ), юридическими лицами Российской Федерации.
Расходами уменьшение экономических выгод выбытия активов средств, иного ) (или обязательств, приводящее капитала этой , исключением уменьшения вкладов участников ( ).
Расходы организации от их , осуществления и направлений подразделяются на
расходы видам деятельности
прочие .
и нормативы, РФ, по многим видам предел затрат могут быть отнесены . Нормы и на определённый период , изменяться, вводится заново. для целей ;
) , утвержденные Минфином , учет в энергетике металлургии, — промышленности, сельском т. .;
) : штатное расписание описи; договоры и другими , услуги производственного характера списания материальных ; приёмки-передачи выполненных услуг
Таким образом деятельность объединяет составе несколько сфер и вспомогательное , новых видов изделий новых технологий основное производство состоит технологических операций процессов. Как выше, затрат для исчисления подходят для и регулирования расходов , что производственные контролировать по местам . Следовательно, в организации системы затрат, распределении затрат между производства. предусматривать взаимосвязь затрат с действиями , ответственных за расходование .
Под затрат и калькулирования понимают совокупность документирования и отражения , обеспечивающих определение продукции и необходимую контроля за себестоимости продукции [, .8].
классификации методов приняты затрат, и способы контроля себестоимости продукции учета затрат и продукции характеризуются обобщения в бухгалтерском об издержках составу, содержанию , местам их центрам ответственности, или работ разной степени готовности процессам изготовления расходов, элементам др. методов предусматривает такую издержек, обеспечивается достоверное калькулирование изделий, и услуг с качественных параметров
Существует множество учета и продукции. Это факторов, свести в две : особенности и (рисунок 3
— Факторы, различных приемов калькулирования себестоимости продукции
методов учета затрат себестоимости можно двум основным направлениям оперативности контроля и по объектам .
По методы можно подразделить учета затрат производства продукции и прошлых затрат ].
По объектам обычно выделяют при массовом и (по , изделий, изделиям группам однородных , , переделам) и и мелкосерийном по заказам).
Следует , классификация методов учета и калькулирования является объектом дискуссий общепринятой классификации выработано. В и инструкциях , учету и калькулированию на производственных , три основных метода и калькулирования продукции: нормативный , позаказный (. ).
— Методы и калькулирования фактической
Нормативный , важнейшими элементами которого выявление отклонений и учет изменений применяется, , при массовом и разнообразной и , состоящей из большого и узлов предприятиях обрабатывающих отраслей машиностроительной и , , обувной, трикотажной , мебельной и .).
Фактическая себестоимость путем прибавления себестоимости или вычета выявленных в отклонений от норм норм.
учета применяется на однородной по и характеру обработки , при которой -химические и термические и превращением готовую продукцию в и, , краткого технологического процесса последовательных производственных , из которых или составляет отдельные (фазы, ) (например химической и металлургической , ряде отраслей , и пищевой промышленности .).
Попередельный метод также в производствах использованием сырья попередельном методе учета производство, подготовки добычи полезных обработки исходного до выпуска конечного , в каждом переделе, фазе ), включая, , себестоимость полуфабрикатов,
В организационной структуры в применяется либо учета затрат и продукции (, ), либо попередельный метод , c. ].
Попроцессный метод наличии лишь , попередельный — при производств.
учета затрат и продукции применяется организациях, особенностью которых является , при котором исходное материалы проходят последовательности несколько законченных (переделов этом по окончании имеется не , а лишь полуфабрикат может быть частично реализован. получается лишь из последнего передела , попередельный метод тех организациях, технологический процесс постоянно повторяющихся операций
Особенность учета затрат заключается . Затраты на , с обработки исходного заканчивая выпуском , учитываются по каждому цеху, , ), обработку в которых , включая, , себестоимость полуфабрикатов, предыдущем цехе образом, себестоимость последующего передела произведенных им затрат полуфабрикатов, предыдущих переделах. объекта учета как переделы в , неотъемлемыми частями , так и отдельные группы производимой , по признаку однородности материалов, одном и том , сложности производства , однородности назначения и . .
При метода должны быть элементы нормативного систематическое выявление отклонений от текущих в отдельных отраслях плановой себестоимости также выявление изменений . В первичной в оперативной отчетности (за , , декаду и т.) не только сырья, основных , , технологического топлива и др., расход их или основанным на заданиям (, и т. .).
элементов нормативного должно обеспечить своевременное или дополнительных счет отступлений от процесса, израсходованных сырья, материалов, продукции, ее т. . образом, использование метода является надлежащего контроля и на производство калькулирования фактической себестоимости , за соблюдением норм [16
При учета затрат и продукции объектом является производственный заказ на индивидуально изготовляемое изделие, или часть в судостроении, машиностроении, на отдельную , услуг).
Себестоимость определяется после по этому заказу
Необходимо , к данной группе на практике — метод учета затрат себестоимости продукции отличие от нормативного -индексном методе затрат организуют в без подразделения и отклонениям от группам изделий производству в целом выпущенной продукции работ и услуг основе данных оценки остатков незавершенного конец месяца стоимость этих остатков за месяц по каждой калькуляционной индекс — затрат к плановым используют для себестоимости отдельных видов .
Учет затрат себестоимости по -костинг. Суть заключается в что нормативными затратами , которые должны в ходе какой деятельности или -либо продукта при запланированных условиях затраты на основе устанавливаются администрацией , , инженерами и другим , участие в деятельности. Планируемые определяются теми , будут оказывать влияние затрат. нормативы используются на , которые устанавливают трех видов производственных : (прямых затрат, прямых и общепроизводственных .
Учет затрат себестоимости по -костинг. Один методов — — — известен на с развитой . Его сущность заключается , что себестоимость в объеме прямых , накладные расходы на счета реализации необходимо исчислить расчета продажной цены производства данной , есть условия для сокращенной себестоимости расходов по установленным нормам [, .352].
по системе «-костинга» заключается производственных затрат и постоянные и продукции по . Схематично процесс учета два этапа
— расчет неполной объекта калькулирования
— расчет финансового .
Доходы по отдельным видам на величину . Тем самым определяется (брутто).
Полученная сумма маржинальных всем изделиям величину постоянных затрат результат определяется по предприятию [, .14].
, эффективность системы управления затратами предприятиях во от организации их , в свою определяется следующими факторами:
методами учета затрат применяемыми на предприятии
степенью -аналитического процесса
состоянием нормирования уровня ;
Компания ООО «МеридианМагТранс» — одна из транспортно-экспедиторских предприятий на рынке грузоперевозок г. Магнитогорска.
Общество с ограниченной ответственностью «МеридианМагТранс» организовано в 2007 году и действует в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом №14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иным законодательством Российской Федерации.
ООО «МеридианМагТранс» расположено по адресу: Челябинская область, Магнитогорск, ул. Советская, 205/1.
Цели деятельности ООО «МеридианМагТранс» — оказание транспортных услуг физическим и юридическим лицам.
Задачи транспортного предприятия — осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственными процессами, превозка пассажиров и содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.
Компания осуществляет грузовые перевозки самого разного характера и назначения по всей территории России. В рамках услуг, предоставляемых юридическим и физическим лицам, выполняются разноплановые грузовые перевозки бытовой техники, строительных и отделочных материалов, а также специальные грузоперевозки оптовых партий товаров народного потребления. Не менее важное место в перечне транспортных услуг компании занимают грузовые перевозки по России частного характера, такие как квартирный переезд, перевозка мебели и многое другое.
ООО «МеридианМагТранс» осуществляет следующие виды деятельности:
автотранспортные услуги;
перевозка грузов промышленности;
ремонт и техническое обслуживание легковых и грузовых автомобилей;
осуществление купли-продажи, предпродажной подготовки различных видов транспорта.
Специализация ООО «МеридианМагТранс» — автоперевозки грузов.
Услуги компании МеридианМагТранс:
. Организация доставки и экспедирование сборных грузов от 1 кг до 20 т автомобильным транспортом по России
. Доставка грузов весом от 1 кг из любой точки мира (кроме стран-участников СНГ) по регионам РФ
. Экспедирование отправлений (корреспонденции или груза документарного характера)
. Транспорт под полную загрузку
Дополнительные услуги компании МеридианМагТранс:
Получение груза без участия Заказчика — предоставление клиенту транспортного средства с водителем-экспедитором для доставки груза с места отгрузки до склада;
Оказание услуг грузчика при подаче машины клиенту;
Доставка грузов по адресу (до двери) — доставка прибывшего груза со склада компании до получателя;
Доставка груза от двери до двери — работа с корпоративными клиентами по отдельному прайс-листу, включающему получение/доставку;
Доставка грузов с уведомлением — уведомление отправителя о выдаче груза получателю (кто, когда, по какому документу получил груз).
Возврат указанных отправителем документов (счета, накладные и т. д.);
Объявленная ценность (0,5%) — перевозка груза с объявленной клиентом ценностью всего груза или части его, подтвержденной в денежном выражении каким-либо документом (накладной, письмом, или заявлением);
Отправка груза в опломбированной упаковке — в упаковку филиала (мешок, баул, ящик, и т.д.) в присутствии представителя отправителя укладывается груз (полностью или частично);
Бесплатное хранение — нахождение груза на складе автотранспортного предприятия не более 3 суток, для иногородних — 5 суток с момента оповещения клиента-получателя;
Ответственное хранение;
Доупаковывание груза — предоставление упаковки на время транспортировки груза (стоимость услуги 150 руб. /куб. м, минимальная стоимость 150 руб., оплата данной услуги зависит только от объема груза);
Подготовка груза к перевозке — услуга, предоставляемая во всех филиалах компании «МеридианМагТранс» — деревянная обрешетка, фанерные ящики, стрейтчпленка, картонные коробки, паллеты.
ООО «МеридианМагТранс» имеет в своем автопарке автомобили грузоподъемностью от 0. 5 до 20 тонн и объемом кузова от 10 до 90 кубических метров.
Автомобильный парк компании обеспечен грузовыми автомобилями всех категорий, из которых клиент может выбрать любой, максимально подходящий для решения поставленных задач. В их числе маневренные и удобные машины: каблук, бычок и газель. Для более объемных грузоперевозок используются грузовые автомобили марки ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ и целый ряд автомобилей иностранного производства, некоторые из которых оснащены такими приспособлениями, как кран манипулятор или гидравлический подъемник.
На рисунке 5 представлена организационная структура ООО «МеридианМагТранс».
Центральным звеном в структуре управления является директор, назначенный Собранием учредителей ООО «МеридианМагТранс», который действует на основании Устава общества. Директор организует всю работу общества и несет полную ответственность за его состояние и деятельность.
— Организационная структура «МеридианМагТранс»
ООО «МеридианМагТранс» присуща линейная функциональная структура организации, когда организация поделена на отдельные функциональные блоки (бухгалтерия, финансово-экономическая служба), каждое из которых имеет свою четко определенную конкретную задачу и обязанности.
Автотранспортным цехом, участками перевозок, участком подготовки транспорта руководит главный инженер, который является первым заместителем руководителя предприятия и организует, направляет и контролирует работу основных производственных подразделений деятельности ООО «МеридианМагТранс». Он обеспечивает внедрение достижений технического прогресса, отвечает за состояние охраны труда и техники безопасности, организует работу транспортных участков.
Коммерческий отдел ООО «МеридианМагТранс» обеспечивает решение задач организации индивидуального подхода к каждому клиенту с целью максимального удовлетворения его потребностей, а также осуществляет разработку инновационных подходов для улучшения взаимодействия с клиентами и партнерами.
Менеджеры отдела проконсультируют по любому вопросу, связанному с деятельностью компании. При этом предусмотрены возможности заключения дополнительных соглашений к договорам с учетом взаимных интересов. Для обслуживания клиентов с большим количеством отправок груза выделяется индивидуальный менеджер.
По требованию клиентов для погрузки и разгрузки автотранспорта предоставляются квалифицированные грузчики, имеющие большой практический опыт работы.
Неотъемлемой частью взаимовыгодного и честного сотрудничества компании со своими клиентами является договор перевозки грузов, который заключается в письменной форме с указанием гарантийных обязательств по сохранности груза и своевременности доставки адресату.
Бухгалтерский учёт в ООО «МеридианМагТранс» осуществляется отделом бухгалтерского учета и отчётности, возглавляемым главным бухгалтером. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте», главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская служба в ООО «МеридианМагТранс» имеет линейно-штабную структуру. Бухгалтерия ООО «МеридианМагТранс» обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учётных регистрах и на их основе — составление отчётности.
В ООО «МеридианМагТранс» принята агрегатно-участковая система организации ремонта и технического обслуживания. К существующей планово-предупредительной системе обслуживания и ремонта подвижного состава разработана на системе управления производством — централизованная система управления.
Участок подготовки транспорта ООО «МеридианМагТранс» включает три поста по демонтажу и монтажу, замене шин, один из которых оснащен 5-ти тонным канавным передвижным электромеханическим подъемником для вывешивания передней или задней средней оси автомобилей. На участке имеется стенд для демонтажа шин, колесный гайковерт, компрессор и устройство для подкачки шин, два защитных устройства для подкачки шин.
Таким образом, преимущества данного типа структуры в максимальном использовании специализации и снижении нагрузки на высший управленческий персонал. Недостатками являются длинная цепочка прохождения информации (что мешает эффективному оперативному управлению) и большая вероятность того, что конкретный отдел будет ставить свои цели выше целей организации в целом.
Учетная «МеридианМагТранс» на является продолжением налоговой политики на в части . Особенности учетной политики «МеридианМагТранс» таблице 3.
ООО «» использует автоматизированную форму учета, типовых форм первичной их электронных . по составлению графика главный бухгалтер документооборота утверждается приказом , учреждения.
— Особенности учетной «МеридианМагТранс»
№ п/п |
Положения учетной политики |
Учетная политика, выбранная ООО «МеридианМагТранс» |
1 |
Форма ведения учета |
Автоматизированная |
2 |
Технология обработки информации |
1С «Бухгалтерия» |
3 |
Первичный учёт |
Унифицированные формы первичной учетной документации. Постановление Госкомстата РФ от 28.11.97 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» |
4 |
Амортизация основных средств |
Линейный способ |
5 |
Амортизация нематериальных активов |
Первоначальная стоимость нематериальных активов погашается ежемесячно по нормам, определяемым исходя из срока их полезного использования |
6 |
Приобретение и изготовление материальных оборотных средств |
По фактической себестоимости, при формировании фактической себестоимости МПЗ учитываются особенности их поступления (пункт 6 ПБУ 5/01) |
7 |
Оценка производственных запасов |
По средней себестоимости |
8 |
Затраты на ремонт основных средств |
По фактическим затратам на проведение ремонта |
9 |
Метод учета и калькулирования затрат |
Позаказный |
10 |
Признание выручки |
Доходы и расходы рассчитываются в зависимости от степени завершенности работ (п.17 ПБУ 2/2008).
|
11 |
Распределение косвенных расходов |
Между отдельными заказами на собирательно-распределительных счетах 25, 26 |
12 |
Порядок признания предвиденных расходов |
По мере возникновения |
13 |
Начисление НДС |
По отгрузке, день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав |
Для ведения бухгалтерского управленческого учета в ООО «МеридианМагТранс» предназначены счета:
внеоборотных активов — 01, 02;
производственных запасов — 10,20,25,26;
расчетные — 60,62,68,69,70,76;
финансовых результатов — 90,96,99.
Прямые затраты списываются в дебет счета 20 с кредита счетов 10,25,26. Оприходованная готовая продукция отражается по дебету счета 43 с кредита счета 20. Выполненные работы списываются в дебет счета 90-2 с кредита счета 43. На день оплаты за услуги делается запись дебет 90-9 кредит 99.
Затраты ООО «МеридианМагТранс» включаются в себестоимость того отчетного месяца, к которому они относятся, независимо от времени оплаты. Для обобщения информации о затратах на производство продукции и выявления полной себестоимости используется балансовый счет 20 «Основное производство». На этом счете отражаются затраты, учтенные как по прямому признаку, так и собирательно-распределительные счета (балансовые счета 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы»).
Отметим, что счет 20 отражает фактическую производственную себестоимость продукции и в связи с тем, что отсутствует незавершенное производство, одновременно со списанием затрат со счета 20 на счет 43 списывается с кредита счета 43 в дебет счета 90 «Продажи». При этом счет 43 «Готовая продукция» по информационно-консалтинговым услугам остатков не имеет.
Все произведенные затраты в ООО «МеридианМагТранс» подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты учитываются на сч. 20, 23,29, а косвенные на балансовых счетах 25 и 26 и распределяются в отчетном периоде на затраты на производство соответствующих видов продукции прямо пропорционально прямым затратам на эти виды продукции без учета затрат на покупные товары, которая учитывается при калькуляции себестоимости обособленно в составе затрат.
Процесс учета затрат в ООО «МеридианМагТранс» представлен на рисунке 6.
Из рисунка 6 следует, что, процесс учета затрат на производство можно представить следующими этапами:
) включение прямых затрат в себестоимость конкретных видов продукции на основании первичных документов.
) Учет и накапливание в течение отчетного периода косвенных расходов на собирательно-распределительных счетах 23, 25, 26.
) Списание расходов с собирательно-распределительных счетов на счет производства 20 по окончании отчетного месяца.
) Формирование фактической себестоимости выпущенной готовой продукции и списание всех затрат на счет 40 «Готовая продукция».
) Списание фактической себестоимости готовой продукции при ее реализации на счет 90 «Продажи».
Рисунок Процесс учета затрат «МеридианМагТранс
Для учета расчетов с клиентом по договору транспортной экспедиции согласно Плану счетов в ООО «МеридианМагТранс» используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Открывать дополнительные субсчета к нему нет необходимости, так как расчеты со сторонними организациями транспортная компания вправе учитывать на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а расчеты с клиентом в части причитающегося вознаграждения — на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом если экспедитор перевозит груз собственными силами, то ему как перевозчику следует учитывать груз на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
ООО «МеридианМагТранс» для упрощения отношений с клиентом заключает договор транспортной экспедиции, в котором выделяют оказание услуг по перевозке собственными силами за установленную плату и организацию иных услуг за вознаграждение при условии компенсации осуществленных расходов. Этот вариант не противоречит нормам гражданского законодательства, не запрещающего заключать смешанный договор, в котором содержатся элементы различных договоров (п. 3 ст.421 ГК РФ).
Кроме того, при расчетах с клиентом требуется подтвердить только расходы по услугам, оказанным третьими лицами, что нетрудно сделать с помощью акта приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг).
В этом случае свои расходы по перевозке груза не нужно подтверждать клиенту, они формируют себестоимость оказанных услуг в общем порядке по счету 20 «Основное производство».
При заключении такого договора бухгалтер ООО «МеридианМагТранс» обращает внимание на авансовые платежи: сумма поступивших денежных средств включается в налоговую базу по НДС только в части вознаграждения экспедитора (Письмо от 21. 06. 2004 N 03-03-11/103).
В части денежных средств, предназначенных для оплаты услуг третьих лиц, такой обязанности не возникает. Поэтому в договоре предусматривается условие о разделении предоплаты в расчетных документах на вознаграждение, оплату услуг экспедитора-перевозчика и сторонних организаций.
На предстоящие расходы по перевозке и сопровождению товара ООО «МеридианМагТранс» 15.08. 2012 были перечислены денежные средства в размере 50 000 руб. (из них 10 000 руб. на компенсацию дополнительных расходов).
Для сопровождения груза экспедитор воспользовался услугами сторонней организации, перечислив в этот же день 100% -ную предоплату в размере 15 000 руб. Стоимость перевозки по условиям договора составляет 40 000 руб. (в том числе НДС — 6102 руб.), вознаграждение за организацию сопровождения груза — 5000 руб. (в том числе НДС — 763 руб.).
Расходы ООО «МеридианМагТранс» составили 30 000 руб., товар принят у грузоотправителя 17.08. 2008, доставлен грузополучателю 20.08.2012, стоимость товара, указанная в документах, — 750 000 руб. Окончательные расчеты произведены 22.08. 2012. В бухгалтерском учете ООО «МеридианМагТранс» сделаны следующие проводки (таблица 4).
— Корреспонденция отражению расходов при услуг в «МеридианМагТранс»
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
15 августа 2012 г. |
|||
Отражена предоплата на вознаграждение и оплату услуг экспедитора-перевозчика |
51 |
62 |
40 000 |
Отражен аванс на предстоящие расходы |
51 |
76 |
10 000 |
Начислен НДС к уплате в бюджет с суммы предоплаты (40 000 руб. x 18% / 118%) |
76 |
68 |
6 102 |
Перечислена 100% -ная предоплата за услуги сопровождения груза |
76 |
51 |
15 000 |
17 августа 2012 г. |
|||
Принят товар у грузоотправителя |
002 |
750 000 |
|
20 августа 2012 г. |
|||
Сдан товар грузополучателю |
002 |
750 000 |
|
Отражены оказанные услуги по перевозке товара <**> |
62 |
90 |
40 000 |
Начислено вознаграждение за организацию сопровождения товара |
62 |
90 |
5 000 |
Начислен НДС с выручки от реализации услуг ( (40 000 руб. + 5000 руб.) x 18% / 118%) |
90 |
68 |
6 864 |
Принята к вычету сумма НДС, начисленная с ранее полученного аванса |
68 |
76 |
6 102 |
Отражены расходы экспедитора-перевозчика |
20 |
10, 69, 70 |
30 000 |
22 августа 2012 г. |
|||
Погашена задолженность перед компенсации экспедитором в части вознаграждения и понесенных расходов по оплате услуг сопровождения груза |
51 |
62 |
10 000 |
Зачтена часть выданного аванса в счет расчетов с заказчиком |
62 |
76 |
5 000 |
Организация управленческого учета в ООО «МеридианМагТранс» отличается от финансового учета тем, что в управленческом учете используется в основном экономическая информация, состоящая из плановой, нормативной, учетной (данные финансового, статистического, налогового и управленческого учета) прочей информации. К ней можно отнести материалы проверок, объяснительные и докладные записки, комментарии специалистов по проблема производства и сбыта, информация может не иметь ни количественной, ни стоимостной оценки, что невозможно при организации финансового учета.
Контроль за эффективным использованием ресурсов на ООО «МеридианМагТранс» осуществляется в виде текущего контроля путем сопоставления плановых показателей с фактическими учетными данными, в процессе которого выявляются отклонения. Выявленные отклонения подвергаются анализу и устраняются причины их вызвавшие.
Ответственность за организацию управленческого учета в организации ООО «МеридианМагТранс» несет главный бухгалтер и руководитель данной организации.
Главный бухгалтер также осуществляет анализ эффективной деятельности по организации в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов организации, принимает участие в разработке бюджетов организации, а также формирует учетную политику.
Целью управленческой отчетности в ООО «МеридианМагТранс» является обеспечение необходимыми сведениями всех заинтересованных внутренних пользователей.
К таким сведениям относятся:
товарно-транспортные накладные
справки;
разработочные таблицы;
ведомости сводного учета;
итоговые отчеты;
общие сводные отчеты.
Стоимость услуг ООО «МеридианМагТранс», оказываемых на основании договора, состоит из стоимости обязательных услуг, оказанных в соответствии с п.2.2. Договора, и стоимости дополнительных услуг (не включенных в п.2. 2. Договора).
Объем оказанных дополнительных услуг, предоставляемых ООО «МеридианМагТранс» Клиенту, фиксируется в товарно-транспортной накладной, заявке Клиента и подтверждается подписью Клиента.
Стоимость обязательных услуг определяется согласно Прайс-листу, действующих на дату принятия груза Экспедитором, с учетом НДС 18%.
Стоимость дополнительных услуг рассчитывается согласно Прайс-листу, действующих на дату принятия груза Экспедитором, с учетом НДС 18%.
В случае перевозки груза с применением повышающего коэффициента, Клиент производит оплату услуг Экспедитора следующим образом:
при стоимости груза свыше 1. 200 рублей (с учетом НДС) за 1 кг., к стоимости услуг, определяемой в соответствии с Прайс-листом, применяется повышающий коэффициент 2;
Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется на основании счета-фактуры продавца, либо товарно-транспортных документов, подтверждающих стоимость груза.
Клиент оплачивает счет за оказанные услуги в течение трех рабочих дней со дня его выставления, но не позже даты прибытия груза в пункт назначения. Передача груза Клиенту производится после полной оплаты счета, предъявленного ООО «МеридианМагТранс».
Экспедитором ООО «МеридианМагТранс» выдается акт выполненных работ и выписывается счет-фактура на стоимость услуг, оказанных в соответствии с Договором транспортной экспедиции на дату выхода транспортного средства со станции отправления [37].
Порядок расчетов может предусматривать безналичный расчет путем перечисления денежных средств на расчетный счет Экспедитора или по его письменному поручению на счета третьих лиц, внесение наличных денежных средств в кассу ООО «МеридианМагТранс».
Ведомость сводного учета затрат на производство содержит сведения о расходе сырья и материалов, что необходимы для последующего калькулирования единицы проектной продукции.
Сводная ведомость составляется на основании разработочных таблиц распределения сырья и материалов, заработной платы, расчетов амортизационных отчислений и т.д.
Процесс формирования учетной информации о затратах на производство в ООО «МеридианМагТранс» представлен на рисунке 7.
— Схема документооборота затрат в «МеридианМагТранс»
Поступившие в бухгалтерию ООО «МеридианМагТранс» первичные учетные документы обязательно подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность оформления первичных учетных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей).
Первичные данные о фактах хозяйственной деятельности включают в себя признаки и показатели, которые обозначаются общим понятием — реквизиты.
Все первичные документы поступают в бухгалтерию заносятся в программу «1С Бухгалтерия».
После обработки первичных документов, информация попадает на регистры бухгалтерского учета, затем она обрабатывается главным бухгалтером для формирования бухгалтерской отчетности. На основе полученных данных строятся выводы и принимаются соответствующие решения по улучшению того или иного участка работы предприятия.
В 1С «Бухгалтерия» реализованы следующие функциональные возможности:
учет путевых листов для легковых и грузовых автомобилей, выполняющих грузоперевозки;
учет бланков строгой отчетности, с автоматическим формированием актов на списание использованных и испорченных бланков;
автоматическое заполнение акта выполненных работ для заказчика на основании обработанных путевых листов;
Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах составляется в бухгалтерии ООО «МеридианМагТранс» в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации на основании учетных записей, сделанных согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Основной формой отчетности, отражающей информацию о продаже продукции, работ и услуг, является отчет о прибылях и убытках (ф.N 2).
В нем выявляется чистая или нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) за отчетный период (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год) — финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг), сформированный с учетом прочих доходов и расходов, а также начисленного в бюджет налога на прибыль.
Применяемая в транспортной компании ООО «МеридианМагТранс» технология обработки учетной информации формирует показатели в первую очередь для подготовки отчетности. В то же время система применяемых регистров может использоваться как фундамент для постановки управленческого учета.
Конечная цель калькулирования ООО «МеридианМагТранс» — определение фактической себестоимости единицы услуг (работ).
Под калькуляционной единицей в ООО «МеридианМагТранс» понимается показатель суммы затрат, которая приходится на 1 руб. полученных предприятием доходов
В ООО «МеридианМагТранс» применяется метод учета затрат — позаказный.
Метод по заказам является наиболее распространенным. Применяется при условии, если:
маршруты пассажирских или грузовых перевозок и тоннаж груза, который перевозится, каждый раз отличаются,
используются разные марки и модификации автобусов, автомобилей при предоставлении платных услуг заказчику,
к разным заказчикам применяется разный подход относительно стоимости горючего, степени сервиса на маршрутах,
другие индивидуальные признаки услуг.
Взаимосвязь синтетических счетов при показанном методе калькулирования в ООО «МеридианМагТранс» себестоимости представлена на рисунке 8.
Распределение общепроизводственных затрат (ОПЗ)
Объекты распределения. Фактическую сумму общепроизводственных затрат предлагают распределять между:
. Основным производством с дальнейшим распределением между видами перевозок;
. Вспомогательным производством в части работ, предназначенных для потребностей собственного капитального строительства, непромышленных хозяйств, а также реализации;
. Обслуживающими производствами;
. Капитальным строительством, которое ведется хозяйственным способом.
— Взаимосвязь синтетических позаказном методе
На конкретном примере рассмотрим калькуляционный расчет услуг ЗИЛа, который объединяется с расчетом цены услуги (договорного тарифа).
При этом калькуляционными и ценовыми единицами будут выступать два показателя — 1 час работы автомобиля и 1 км пробега ЗИЛа. Это важно, поскольку заказчик, как правило, желает быть осведомленным о значении и того, и другого показателя. В гр.3 приведен вариант полных затрат ООО «МеридианМагТранс», в гр.4 — если заказчик предоставляет собственное топливо. Соответственно, стоимость услуги и ее составных уменьшается.
На практике расчет калькуляции, которая объединяется с расчетом тарифа, выполняет не бухгалтерская служба, а экономический отдел предприятия. Но при этом важно обеспечить единство номенклатуры и содержания статей затрат в планировании и за фактом (в учета).
Это важно для контроля и анализа себестоимости и затратного механизма в целом. При таком распределении работ в ООО «МеридианМагТранс» бухгалтерия проводит сводки затрат. Цель такого обобщения — подготовка данных для калькулирования и записи в Главную книгу по корреспондирующим счетам. То есть, бухгалтерский учет выполняет функцию финансового учета, целью которого является составление финансовой отчетности.
Расчет себестоимости и договорного тарифа при выполнении заказов в ООО «МеридианМагТранс» представлен в таблице 5.
Отдельный автомобиль, как правило, не является объектом затрат и доходов в бухгалтерском учете. Теоретически это возможно, но затраты на такой учет, как правило, не окупаются эффектом от его внедрения. Расчеты прибыльности (убыточности) по каждому автомобилю возможно осуществлять в системе управленческого учета.
Таблица Расчет себестоимости и при выполнении ООО «МеридианМагТранс»
№ п/п |
Показатель |
ЗАЛ |
«ЗАЛ» при получении топлива от заказчика |
и т.д. по авто |
Вместе плановая сумма |
Вместе факти ческая сумма |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Горюче-смазочные материалы |
1621,60 |
81,10 |
— |
5856,25 |
5890,00 |
2 |
Автошины и аккумуляторы |
101,70 |
101,70 |
— |
6800,80 |
6840,00 |
3 |
Техобслуживание и текущий ремонт |
1787,00 |
1787,00 |
— |
6393,15 |
6430,00 |
4 |
Заработная плата водителя |
312,30 |
312,30 |
— |
17528,97 |
17630,00 |
5 |
Начисление на зарплату |
120,70 |
120,70 |
— |
6481,64 |
6519,00 |
6 |
Амортизация |
169,70 |
169,70 |
— |
865,01 |
870,00 |
7 |
Другие затраты |
— |
— |
— |
75,57 |
75,00 |
8 |
Вместе прямые затраты |
4113,00 |
2572,50 |
— |
44001,39 |
44254,00 |
9 |
Общепроизводственные (распределенные и нераспределенные) затраты (2,2 % от прямых затрат) |
90,00 |
56,60 |
— |
934,61 |
940,00 |
10 |
Вместе производственная себестоимость |
4203,00 |
2629,10 |
— |
44936,00 |
45194,00 |
11 |
Постоянные затраты: административные затраты (10% от производственной себестоимости) |
420,30 |
262,90 |
— |
4493,60 |
4519,40 |
12 |
Всего затрат |
4623,30 |
2892,00 |
— |
49428,60 |
49713,40 |
13 |
Рабочих часов |
838,00 |
838,00 |
— |
9102,87 |
9038,80 |
14 |
Себестоимость 1 часа работы (стр.12: стр.13) |
5,52 |
3,46 |
— |
5,43 |
5,50 |
15 |
Стоимость перевозок при базовой рентабельности 20 % (стр.12 + 20%) |
5547,96 |
3470,40 |
— |
59314,32 |
59656,08 |
16 |
НДС на стоимость перевозок |
1109,59 |
694,08 |
— |
11862,86 |
11931,22 |
17 |
Справочно: общая стоимость перевозок с НДС |
6657,55 |
4164,48 |
— |
71177,18 |
71587,30 |
18 |
Договорный тариф за час работы при рентабельности (без НДС): |
Х |
х |
х |
х |
х |
20% (стр.14 + 20 %) |
6,62 |
4,15 |
— |
6,52 |
6,60 |
|
40% (стр.14 + 40 %) |
7,73 |
4,84 |
— |
7,60 |
7,70 |
|
60 % (стр.14 + 60%) |
8,83 |
5,54 |
— |
8,69 |
8,80 |
|
19 |
Километров пробега |
5253 |
5253 |
57060 |
56660 |
|
20 |
Себестоимость 1 км пробега (стр.12: стр. 19) |
0,88 |
0,55 |
— |
0,87 |
0,88 |
21 |
Договорный тариф за 1 км пробега при рентабельности (без НДС): |
Х |
х |
х |
х |
х |
20% (стр.20 + 20%) |
1,06 |
0,66 |
— |
1,04 |
1,06 |
|
40% (стр.20 + 40%) |
1,23 |
0,77 |
— |
1,22 |
1,23 |
|
60% (стр.20 + 60%) |
1,41 |
0,88 |
— |
1,39 |
2,36 |
При этом бухгалтера выбирают необходимые данные из регистров и документов бухгалтерского учета. Следующее группирование, калькулирование и анализ затрат проводится уже в системе управленческого учета соответственно его задаче. Поэтому бухгалтера в ООО «МеридианМагТранс» преимущественно не причастны к калькуляционным расчетам ценообразования на услуги (продукцию, работы).
Кроме того, в связи с отсутствием в ООО «МеридианМагТранс» готовой продукции, в бухучете не используется показатель фактической себестоимости единицы услуг (1 км, 1 ч. и т. д.) для определения себестоимости предоставленных услуг (по кредиту счета 23) каждым автомобилем. Поэтому на практике применяется, как правило, так называемый «котловый» вариант бухучета, если затраты группируются по предприятию в целом или по его подразделам.
Таким образом, выбор варианта организации учета затрат и результатов в ООО «МеридианМагТранс» входит в компетенцию администрации и определяться целями и задачами предприятия на данный момент. На дальнейшем этапе исследования необходимо выявить проблемы и предложить пути решения проблем эффективной организации управленческого учета в ООО «МеридианМагТранс».
В настоящее время при расчете расходов и заработной платы на перемещение экипажей ООО «МеридианМагТранс» используется позаказный метод, при которому учитывается только время дежурства определенного экипажа и исходя из норм расходов и часовой заработной платы определяется издержки ООО «МеридианМагТранс». Такая система определения затрат и документооборота не обеспечивает точности и оперативности учета реальных затрат и проведенных экипажем мероприятий. Это не позволяет эффективно вести планирование затрат и стимулировать работников.
Рассмотренная выше организация документооборота по управленческому учету затрат в ООО «МеридианМагТранс» позволяет сделать вывод, что учёт трудоёмок: бухгалтеру требуется много времени на обработку поступающей к нему информации, составления промежуточных и входящих документов. В связи с этим автоматизация комплексная автоматизация управленческого учета становится объективной необходимостью.
В процессе исследования учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в ООО «МеридианМагТранс» были выявлены следующие проблемы:
. Высокий уровень и значительный рост себестоимости автотранспортных услуг на протяжении рассматриваемого периода, обусловленный увеличением объемов автотранспортных услуг (работ) и ростом всех элементов затрат.
. Отсутствие обоснованных планов выполнения основных видов автотранспортных услуг (работ) с учетом имеющихся на предприятии возможностей и потребностей потребителей (наблюдаются значительные отклонения фактических показателей от плановых).
. Предложенные работниками отчеты по затратам, руководством изучаются не сразу, что в общем оправдано нехваткой времени.
. Отсутствует автоматизация управленческого учета затрат.
В настоящее время при расчете расходов и заработной платы на перемещение экипажей ООО «МеридианМагТранс» используется позаказный метод, при которому учитывается только время дежурства определенного экипажа и исходя из норм расходов и часовой заработной платы определяется издержки ООО «МеридианМагТранс». Такая система определения затрат и документооборота не обеспечивает точности и оперативности учета реальных затрат и проведенных экипажем мероприятий. Это не позволяет эффективно вести планирование затрат и стимулировать работников.
В соответствии с выявленными недостатками в организации управленческого учета ООО «МеридианМагТранс», мною предложены следующие рекомендации:
Для совершенствования системы управленческого учета в ООО «МеридианМагТранс» рекомендуется установить автоматизированную систему для ведения управленческого учета затрат «TransTrede».
Все сотрудники компании могут одновременно работать в программе, владеть актуальной централизованной информацией и оперативно взаимодействовать, обладая заранее определенными правами и полномочиями в системе. Регистрация заказов сопровождается подробным заданием условий оказания услуг по организации транспортных перевозок. Все расчеты и вычисления осуществляются автоматически по заранее сформированным тарифам, формулам, правилам. Программа снабжена интеллектуальными поисками, благодаря которым можно мгновенно найти клиента, водителя или транспортное средство по любым известным критериям. Система вовремя известит о задолженности клиента и предупредит об этом менеджера при создании заказа от данного клиента. Возможность выгрузки бухгалтерских документов по заказам (за определенный период оказания транспортных услуг клиенту) автоматизирует операцию выставления счета и печати закрывающих документов. Система позволяет выгружать в MS Excel наглядные сводные, статистические и аналитические отчеты по заказам, финансовым операциям, отдельно — по клиентам и исполнителям. Простой и удобный интерфейс, интуитивно понятный пользователю с любым уровнем владения компьютером.
Автоматизирования система мониторинга ТС включает в себя
Контроль расхода топлива — контролируются уровень топлива, заправки, средний расход и т. д.
Отслеживание маршрута движения — фиксируется маршрут движения, пункт и время стоянок, средняя и максимальная скорость и т. д.
Расчет затрат и ЗП — ведение журналов дежурств, табелей учета рабочего времени, планирование расходов на содержание экипажей.
Информационные потоки представлены на рисунке 9.
— Функции автоматизированной ТС
Автоматизированная система мониторинга транспортных средств (экипажей) «TransTrede» позволяет вести:
учет пробега ТС;
учет заправок и сливов топлива;
контроль расхода топлива;
контроль передвижения экипажей;
учет принятых экипажем вызовов;
контроль время прибытия на вызов и т. д.
Выходная информация — это результаты мониторинга, т. е. значения контролируемых параметров, представлена в таблице 6.
Автоматизация управленческого учета позволяет получать для руководителей предприятия необходимые финансовые отчеты.
Результатом автоматизации управленческого учета будет являться:
получение оперативной информации о текущей кредиторской и дебиторской задолженности, выданных займах и полученных кредитах, остатках товаров на складе,
получение своевременных и корректных отчетов об эффективности работы менеджеров, эффективности перевозок,
получение корректных данных о финансовых результатах деятельности предприятия.
получение главных финансовых отчетов (Отчет о Движении Денежных средств, Отчет о Прибылях и Убытках, Управленческий баланс, Отчеты по задолженностям) для принятия эффективных управленческий решений.
Таблица 6 информация автоматизированной ТС «TransTrede»
Направление мониторинга |
Показатели |
Контроль расхода топлива |
Средний расход топлива |
Количество топлива в баке |
|
Количество заправленного топлива |
|
Отслеживание маршрута движения |
Текущее место положение |
Маршрут передвижений |
|
Время простоев |
|
Средняя и максимальная скорость |
|
Учет заказов |
Количество срабатываний по объектам |
Номер экипажа принявшего заказ |
|
Время прибытия |
|
Расчет затрат и ЗП |
Отработанное время |
Расход средств на ГСМ |
|
Перечень проведенных работ |
любой системы автоматизированного информации оценивается зрения ее экономической .
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций
Экономическая на сопоставлении системы и связанных затрат, самым ее качественную .
Внедрение спутникового мониторинга ТС расходы трудозатрат учета пройденного пути топлива, состояния и планирование ТР. трудоемкости по видам в таблице .
Таблица 7 трудоемкость процедур функционирования подвижного состава «МеридианМагТранс»
Наименование работ |
Трудозатраты ч. /мес. |
Количество экипажей быстрого реагирования |
Итого затрат, ч/мес. |
Контроль расхода топлива |
5,0 |
25,0 |
125,0 |
Контроль пройденных километров и перевезенных грузов |
15,0 |
25,0 |
375,0 |
Контроль технического состояния |
8,0 |
25,0 |
200,0 |
Расчет затрат и ЗП |
1,5 |
25,0 |
37,5 |
Итого трудоемкость операций |
29,5 |
25,0 |
737,5 |
внедрения автоматизированной системы ТС эта сократится и многие сведены к по тому или эксплуатации подвижного . из этого проведем операций мониторинга внедрения автоматизированной системы ТС в .
Таблица 8 учета параметров состава после внедрения спутникового мониторинга условиях ООО «»
Наименование работ |
Трудозатраты ч. /мес. |
Количество экипажей |
Итого затрат, ч/мес. |
Контроль расхода топлива |
0,5 |
25,0 |
12,5 |
Контроль пройденных километров и перевезенных грузов |
1.0 |
25,0 |
25,0 |
Контроль технического состояния |
0,2 |
25,0 |
5,0 |
Расчет затрат и ЗП |
0,1 |
25,0 |
2,5 |
Итого трудоемкость операций |
0,3 |
25,0 |
45,0 |
экономической эффективности по в таблице .
Показатель |
Трудозатраты, ч/мес. |
Количеств отчетных периодов в году |
Итого час. /год |
Ручная обработка (Т0) |
737,5 |
12,0 |
8850,0 |
Автоматизированная обработка (Т1) |
45,0 |
12,0 |
540,0 |
Экономия (DТ) |
692,5 |
— |
8310,0 |
экономической эффективности по приведен в .
Таблица 10 снижения стоимостных
Показатель |
Трудовые затраты, ч/мес. |
Количество часов в год, ч/год |
Среднечасовая заработная плата, руб. |
Итого руб. /год |
Ручная обработка (С0) |
737,50 |
8850,00 |
29,56 |
261606,00 |
Автоматизированная обработка (С1) |
45,00 |
540,00 |
29,56 |
15962,40 |
Экономия (DС) |
692,50 |
8310,00 |
— |
245643,60 |
оценки снижения трудовых , таблице 10 , автоматизация мониторинга ТС ч/.
Коэффициент снижения , составит:
= 737,5) /737,= ,94.
снижения трудовых ,94 означает при ТС по ручной обработкой требуется % времени.
составит:
= ,5/= ,39.
, что произойдет в 16 раз
Денежное на обработку информации и предлагаемом стоимостные показатели.
Расчет внедрения автоматизированной системы ТС представлен 11.
Таблица — Показатели автоматизированной системы спутникового
Наименование |
Затраты |
Абсолютные изменения |
Коэффициент изменения затрат |
Индекс изменения затрат |
|
Базовый вариант |
Проектный вариант |
||||
Трудоемкость |
Т0 (час) |
Т1 (час) |
∆Т, час |
Кт, % |
Yt |
737,50 |
45,00 |
692,50 |
93,90 |
16,39 |
|
Стоимость |
С0 (руб.) |
С1 (руб.) |
∆С (руб.) |
Кс, % |
Yc |
261606,00 |
15962,40 |
245643,60 |
93,90 |
16,39 |
внедрения разработанной автоматизированной мониторинга ТС ,6 руб. /.
Значение затрат по трудовым показателям, индекса изменения затраты , как для единая средняя часовая .
Поэтому аналогичны показателям сокращения . снижаются на ,% или в 16 .
Помимо эффективности рассчитывают также окупаемости затрат ), связанных с разработкой рассчитывается по 1):
= , ()
где капитальные вложения .
Состав затрат в себестоимость обеспечения, приведен 12.
Таблица — Затраты на системы спутникового в условиях ООО «»
Элементы затрат |
Цена, руб. |
Количество, шт |
Сумма, руб. |
ПО «FortMonitor: клиент» |
3500 |
1 |
3500 |
ПО «FortMonitor: сервер» |
10000 |
1 |
10000 |
Терминал FROT-300 |
7250 |
25 |
181250 |
Монтажные работы |
650 |
25 |
16250 |
Пуско-наладочные работы |
5000 |
1 |
5000 |
Итого |
216000 |
Таким образом, затраты на внедрения автоматизированной системы спутникового мониторинга ТС составят 216000 руб. Срок окупаемости проекта составит:
Ток = 216000/245643,6 = 0,88 года или 0,88*12 = 10,56 месяцев.
Таким образом, срок окупаемости проекта 11 месяцев.
Экономический эффект 245,64 тыс. руб. в год.
Несмотря на незначительные показатели экономической эффективности реальный эффект от внедрения гораздо выше, т. к. в результате внедрения автоматизированной системы спутникового мониторинга ТС на основе комплекса «ВИТЯЗЬ-ОСА» повышается надежность функционирования всей инфраструктуры ООО «МеридианМагТранс», увеличивается безопасность транспортных услуг и т. д. А оценить их экономическую эффективность довольно непростая задача, требующая помимо математического подхода использования эвристических методов.
Таким образом, по результатам третий главы можно сделать выводы, что в ООО «МеридианМагТранс» имеются резервы повышения эффективности информационной системы. Используя свои конкурентные преимущества и нивелируя недостатки ООО «МеридианМагТранс» может повысить результативность свой деятельности. В работе предложено использование системы дистанционного мониторинга и управления объектами, которые применяются в транспортной деятельности для создания автоматизированной системы спутникового мониторинга ТС самого ООО «МеридианМагТранс». Такая система позволит автоматизировать процессы учета и управления транспортными средствами ООО «МеридианМагТранс», вести контроль их перемещения, расхода топлива и т.д. Эта система снижает трудоемкость учета рабочего времени, увеличивает эффективность использования транспортных средств за счет исключения нецелевого использования транспорта и контроля расхода топлива. Проведенные расчеты показали значительное снижение трудоемкости учета и контроля при использовании предлагаемой автоматизированной системы спутникового мониторинга ТС на основе комплекса «ВИТЯЗЬ-ОСА». Расходы на её создание окупятся менее чем за год.
Успешное внедрение системы эффективного управленческого учета специалистами высокой квалификации позволит руководству достичь следующих результатов:
эффективно учитывать и контролировать затраты на выполнение услуг (работ);
оперативно оценивать риски финансово-хозяйственной деятельности и риски принятия ошибочных решений по причине использования недостоверной или устаревшей информации четко оценивать текущее финансовое состояние в любой момент времени;
грамотно прогнозировать деятельность компании на перспективу;
Для достижения поставленной цели в курсовой работе исследована организация учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции и предложены рекомендации по его совершенствованию в ООО «МеридианМагТранс».
ООО «МеридианМагТранс» оказывает качественные транспортные услуги по адекватным ценам и на выгодных условиях на рынке г. Магнитогорска. Работа компании осуществляется как с юридическими, так и с физическими лицами.
Имея собственный автопарк с разногабаритной автотехникой, компания способна обеспечить качественную перевозку грузов любой сложности с учетом различных требований заказчика.
Экспедиторские услуги при дальних перевозках оговариваются по наработанной схеме, но по каждому конкретному заказу отдельно, что помогает заказчику в полной мере решить все организационные вопросы.
Проведенное исследование системы учета затрат позволяют сделать вывод, что не все цели и задачи учета решаются на предприятии. Единственным подразделением, уполномоченным комплексно оценивать управленческие решения в области управления затратами, является экономический отдел, причем по ряду причин контроль, планирование, учет и анализ затрат, как функции управления затратами, реализуются в недостаточном объеме. Ответственность за организацию учета в организации ООО «МеридианМагТранс» несет главный бухгалтер и руководитель данной организации.
В ООО «МеридианМагТранс» применяется метод учета затрат -показазный.
В результате исследования системы учета затрат ООО «МеридианМагТранс» было выявлено, что основными характеристиками их как объекта управления в системе управления затратами, являются следующие:
отсутствие обоснованных планов выполнения основных видов автотранспортных услуг (работ) с учетом имеющихся на предприятии возможностей и потребностей потребителей (наблюдаются значительные отклонения фактических показателей от плановых);
предложенные работниками отчеты, руководством изучаются не сразу, что в общем оправдано нехваткой времени.
отсутствует автоматизация управленческого учета затрат.
В соответствии с выявленными недостатками в организации управленческого учета ООО «МеридианМагТранс», в работе предложены
Очень выгодно использовать релевантный подход в управлении, когда руководитель может оценить возможные варианты решения проблем. Бухгалтер должен обеспечить руководителя всей необходимой информацией. Должны предоставляться фактические (исторические) данные, хотя они сами по себе не являются релевантными, они не будут полезны при выработке решения и могут вообще не рассматриваться при обсуждении альтернатив. Прошлые данные о затратах тем не менее необходимы, как основная база для прогнозирования величины и поведения будущих затрат.
Для совершенствования системы управленческого учета в ООО «МеридианМагТранс» рекомендуется установить автоматизированную систему для ведения управленческого учета «TransTrede».
Предлагается интегрировать систему мониторинга ТС с общей системой управления ООО «МеридианМагТранс» и «1С:Бухгалтерия 7.7″. И на основе имеющихся технических, технологических и информационных средств создать автоматизированную систему мониторинга ТС, которая бы управляла бы транспортными средствами. Применение автоматизированной системы спутникового мониторинга ТС позволит автоматизировать процессы управления транспортными средствами, вести учет затрат и объемов транспортных услуг.
1. Налоговый Федерации (ред 17. . ) — М.: ГроссМедиа . — 544 .
. Федеральный закон ноября 1996 . 129-ФЗ бухгалтерском учете с изм. . от 2008г
. Положение по «Расходы » 10/99 утв. РФ от 30.99 г 107 н).
. Ананькина .А. Управление Е. . — М.: — ПРИОР, 64с.
. .В. место управления затратами управления предприятием экономики. 2011 № 5 .58.
. , .В., , .П. Современные учета / . . Валебникова, И. Василевич // , 2009. — . — С -58.
. .Н., .А. Антикризиснoе . М.: , .
. Жданов С. Основы теории предприятием: Учебник М.: Финпресс», 2010 . — 475.
. . Транспортная экспедиция: , бухучет и «Новая бухгалтерия , N 11
. Качанов Б. Финансовое планирование элемент интегрированного планирования (Бюджетное планирование 0/б. Качанов // . — 2011. 5. .105-119
. Керимов . . Учет затрат, бюджетирование в производственной сферы. . — Дашков и , . — 484 с
. Козлова . . Бухгалтерский учет и учетной политике производство. Главбух, № 8
. .П. Себестоимость Экономика и , 13, 2011 .42-.
. Маргулис А. Методологические и производственного учета и Бухгалтерский учет . — № 11. — . .
. Михайлов . . Бухгалтерский учет многопрофильных : пособие. — .: мир, 2011
. От к контролю над #»864416.files/image010.gif»>
Отчет по пробегу ТС
Отчет по заправкам и сливам
Сводный отчет по расходу топлива