Метрология в зарубежных странах

Глава 1. Метрология в зарубежных странах

1.1 Метрология в странах Западной Европы

В странах западноевропейского региона метрологическая деятельность, в частности, вопросы обеспечения единства измерений регулируются статьями конституций и/или законодательными актами:

  • в Великобритании — законом О мерах и весах, принятым в последней редакции в 1985 г.;
  • в Германии — Конституцией (ст.

73) и двумя основными законами: Об измерительном деле и поверке и О единицах измерений и измерительном деле . Оба документа приняты в 1985 г.;

  • в США — Конституцией (разд. 8, ст. 1) и несколькими законами, например, О метрической системе (1966 г.), О фасовке и хранении товаров (1966 г.) и др.;
  • во Франции — законом О метрической системе и поверке средств измерений (1985 г.).

Практически во всех странах научные и методические проблемы, связанные с единством измерений, рассматриваются как государственная задача и решение их — предмет деятельности государственных метрологических институтов и лабораторий. Например, в Великобритании основной научный метрологический центр — Национальная физическая лаборатория.

Обеспечению единства измерений в странах Западной Европы, а также решению других метрологических проблем способствует деятельность ЕВРОМЕТа. Наиболее весомый вклад в эту работу сделан Федеральным физико-техническим институтом Германии.

Германия — активный участник всех европейских метрологических организаций, и ее законодательная и прикладная метрологическая практика отражает достижения, принципы и тенденции развития метрологии в международном аспекте. Законодательство в области мер и весов, определение времени — прерогатива федерального уровня. Правовые основы метрологии на федеральном уровне установлены в законах О единицах измерений … , О поверке , О медицинских приборах , а также в предписаниях: О поверке , О готовых упаковках , О платежах за работу по утверждению типа и поверке , О нарушениях в области метрологии (административных) . Организация практического применения всех законодательных положений возложена на поверочные управления в землях, причем Федеральный физико-технический институт не имеет полномочий вмешиваться в их деятельность. Основными задачами Института являются установление единиц измерений, разработка, хранение и применение государственных эталонов, испытания и утверждение типа средств измерений.

4 стр., 1742 слов

Роль измерений и значение метрологии

... с зарубежными странами совместная разработка научных программ Её высокая точность, качество и достоверность единообразия принципов и способов оценки и точность измерения имеет огромное значение. Важную роль в использовании достижений в метрологии в промышленности играют ...

Земельному управлению мер и весов предоставлены полномочия по руководству и надзору за поверочными управлениями; сертификации систем качества у изготовителей средств измерений; признанию лабораторий поверки и надзору за ними; признанию и надзору за службами технического обслуживания; планированию, разработке и контролю за новыми методами поверки средств измерений, включая эталоны, и др.

Поверочные управления осуществляют: поверку средств измерений; контроль измерительных приборов у их владельцев; контроль за соблюдением метрологических правил, выявление нарушений и выдачу предписаний для метрологической полиции на штрафные санкции.

Государственный метрологический контроль и надзор в сфере законодательной метрологии проводится в превентивной и репрессивной формах.

Превентивный контроль — это испытания и поверка самих средств измерений.

Репрессивный контроль — проверка результатов измерений или надзор за аккредитованными государственными лабораториями.

Средства измерений, подлежащие поверке, утверждаются двумя способами:

  • проведение испытаний и утверждение типа (таких средств измерений почти 90%);
  • общее утверждение (для простых устройств и несложной конструкции приборов).

    По уровню утверждения различается: национальное утверждение; утверждение

ЕЭС (на основе старых директив); утверждение ЕС (на принципах глобальной концепции).

При ЕЭС-утверждении первичная поверка в рамках Европейского Союза может проводиться по директивам или национальным документам. При наличии директивы ЕС средства измерений проходят испытания и поверку в соответствии с едиными для всех стран — членов ЕС требованиями директивы. Выборка для поверки составляет 5% всего количества приборов, действующих на данное время, а срок поверки не превышает двух лет. Исключением являются электросчетчики, периодичность поверки которых — 16 лет.

Интересным опытом представляется контроль готовых упаковок. Цель этого контроля — защита прав потребителей, создание одинаковых условий для конкуренции между различными предприятиями — изготовителями упаковки, упорядочение и рационализация торговли. Требования к упаковкам содержатся в нескольких директивах ЕС, учитывающих непосредственно германский опыт, а также в рекомендации МОЗМ № 79 и № 87. Предприятие — изготовитель упаковки проводит выборочный контроль на месте расфасовки методом неразрушаю-щего контроля. Результаты регистрируются на картах контроля, подобным применяемым для статистического контроля. Регистрируются данные: вид товара, масса тары, среднее значение параметров, время контроля и фамилия контролера. Государственной поверке подлежат только контрольные весы на фасовочном предприятии. Данные контроля на предприятии проверяются при надзоре за правильностью содержания готовых упаковок поверочным управлением. Оплачивает проверку изготовитель упаковок. В достаточно редких случаях готовые упаковки проверяются на складе предприятия по действующим для таких ситуаций правилам. Федеральное Министерство экономики публикует обобщенные данные проверок с указанием процента претензий (в среднем около 7%) и фальшивых упаковок.

Последние представляют собой упаковки, создающие для покупателя иллюзию большого количества их содержимого, в то время как более 30% объема пустует. О масштабах такого контроля говорят цифры: в 85 поверочных управлениях во всех землях Германии 130 специалистов занимаются упаковками.

10 стр., 4501 слов

Методы и средства поверки мегаомметра типа М

... омметра основная погрешность определяется только на двух отметках Rmax и Rmin, выбранных из результатов его поверки на полностью поверенном диапазоне измерений. ... Поверка проводилась при температуре _____________°С. При поверке применялись следующие средства поверки: ... омметров со встроенным электромеханическим генератором с ручным приводом определяют следующим образом. Подготавливают прибор к работе ...

Отметим еще одну особенность германской метрологической практики — тенденции приватизации. Это выражается в передаче некоторых государственных функций частным организациям из-за необходимости сокращения государственных расходов на управление. Например, несмотря на то, что по законодательству различные бытовые счетчики (газа, воды, электроэнергии, тепла) могут использоваться только после поверки государственной лабораторией, создается сеть частных лабораторий по испытаниям таких счетчиков.

Лаборатория проходит аккредитацию государственным органом, при этом она должна выполнить целый ряд условий и требований. Обычно такие лабора-тории создаются при частных фирмах и содержатся за их счет. Но поскольку лаборатория должна быть независимой, ее начальник выведен из подчиненности руководству фирмы и подчиняется поверочному управлению. Поверочное управление осуществляет надзор за признанными государством лабораториями по двум направлениям: правовому и квалификационному. В Германии уже функционирует более 400 признанных государством частных поверочных лабораторий, которые стали частью законодательной метрологической инфраструктуры. Для потребителей средств измерений услуги приватизированных лабораторий обходятся дороже государственных в основном из-за уплаты ими налогов, а государственные поверочные управления от налогов освобождены. Частные лаборатории финансируются за счет оплаты их услуг держателями счетчиков. Земельные поверочные управления содержатся за счет государственного бюджета.

В странах — членах ЕС принята специальная маркировка, указывающая на соответствие средства измерения требованиям директивы ЕС. Например, если на

В Германии, как и в ЕС в целом, применяется достаточно широко оценка соответствия средств измерений с использованием модулей (см. гл. 21), которые выбираются самим изготовителем и указываются в заявлении-декларации.

метрология международный механический статический

1.2 Метрология в странах Восточной Европы и СНГ

Среди стран Центральной и Восточной Европы есть такие, где метрология имеет вековые традиции развития — Германия, Россия, бывшие страны СЭВ (Польша, Чехия, Венгрия, Болгария, Румыния, Словакия).

Сотрудничество этих стран положительно сказалось на становлении метрологии, но в то же время в некоторых странах метрология находится в зачаточном состоянии (Албания, Словения, Эстония, Латвия).

Для них особенно актуальны кадровый вопрос и развитие научного потенциала.

В большинстве стран создана правовая база метрологии и законодательная метрология служит инструментом государственного управления, объект которого — обеспечение единства измерений и защита прав потребителей. Законодательные акты, принятые парламентами этих стран, гармонизованы с методическими документами Международной организации законодательной метрологии (МД МОЗМ) и метрологическим законодательством промышленно развитых стран.

Наряду с этими общими чертами в состоянии метрологии данного региона очевидно, что соотношение между государственной и рыночной составляющими деятельности в этой области зависит от степени реформированности экономики. В целях сокращения государственных расходов на управление государство передает некоторые функции метрологии предприятиям различных форм собственности. В то же время достигнуто понимание того, что гармонизация требований и правил в метрологии — важный фактор, содействующий устранению технических барьеров в международной торговле и интеграционным процессам в Европе.

6 стр., 2847 слов

История развития метрологии

... с 1 января 11840 г. как обязательная. В развитии Российской метрологии можно выделить, несколько периодов. Первый период В Древней ... в церквях и монастырях, а также о ежегодных поверках средств измерений. Например, "золотой пояс" великого князя Святослава Ярославича служил ... лет. Комиссия начала проводить работу по построению системы измерений на десятичной основе. Впервые идею построения системы на ...

Рассмотрим основные особенности состояния и развития законодательной метрологии в отдельных странах Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ.

В Венгрии возглавляет метрологическую деятельность национальный орган — Государственное управление по метрологии. Основные правовые акты приняты в 1991-1992 гг.: Декрет Правительства № 127/91 и Закон по метрологии XLV (1992 г.).

Все законодательные и нормативные акты по метрологии гармонизованы с законодательством западноевропейских стран. Это служит базой взаимного признания результатов испытаний, введения в практику факультативных испытаний и поверки, а также деятельности Государственного управления по метрологии в области аккредитации лабораторий. Деятельность по метрологии контролируется Министерством промышленности и торговли, которое действует от имени Правительства. Работа Государственного управления финансируется из государственного бюджета, но в то же время оно занимается и хозрасчетной деятельностью.

В стране развиваются все направления метрологии:

  • научная метрология, приоритетами которой являются разработка и поддержание национальных эталонов и научные исследования;
  • законодательная метрология, основные направления которой — поверка средств измерений, испытания типов;
  • прикладная (промышленная) метрология, потребности в которой заметно возросли в связи с расширением масштабов внедрения систем обеспечения качества продукции на предприятиях.

Государственное управление по метрологии осуществляет поверочную деятельность через сеть центральных и местных поверочных организаций, являясь также органом по аккредитации калибровочных лабораторий. Более 50 калибровочных лабораторий аккредитовано на соответствие европейским требованиям, а правила проведения аккредитации разработаны Аккредитационной комиссией по метрологии. Из международных связей по метрологии наиболее значительны контакты по обмену опытом с германскими метрологами. В 1995 г. Венгрия стала ассоциированным членом EAL и BELMEK, планируется также вступление в ЕВРОМЕТ.

В Болгарии метрологическая деятельность ведется на основе Закона О мерах и измерительных приборах , принятого в 1952 г. и обновленного в 1995 г. с учетом рекомендаций МОЗМ. Национальный орган — Комитет по стандартизации и метрологии. В метрологическую государственную структуру также входят Национальный центр по метрологии; 15 региональных центров по метрологии, в составе которых действуют метрологические и сертификационные лаборатории. Национальный центр по метрологии отвечает за национальную эталонную базу; разрабатывает нормативные документы на средства измерений, подлежащие обязательному контролю; проводит испытания типа средств измерений для их утверждения, а также занимается аккредитацией метрологических лабораторий.

Обязательному метрологическому контролю подлежат средства измерений, предназначенные для эталонов, а также используемые для измерений в области медицины, охраны труда, уровня радиации и при учете материальных ценностей. Непосредственно испытания типа и поверки проводят метрологические лаборатории при Национальном центре, региональных метрологических центрах, а также входящие в структуру других государственных организаций и частных фирм. В связи с изменением Закона О мерах и измерительных приборах проводится интенсивное обновление поверочного оборудования, в чем Болгарии оказывают помощь и содействие Германия и ЕС.

20 стр., 9641 слов

«Метрология, стандартизация и сертификация» : «Эталоны единиц ...

... метрологами страны, к международной, было принято решение именовать образцовые средства измерений рабо­чими эталонами. Поскольку образцовые средства измерений в за­висимости от точности подразделялись на разряды от ... лазеры на длине волны излуче­ния l=3,39 мкм (инфракрасная область спектра) и l=0,63 мкм (видимая область спектра), стабилизированные соответственно по насыщенному поглощению в метане ( ...

Польша считает новую историю метрологии с 1993 г. — со дня принятия закона О мерах . На основании этого закона было создано Главное управление мер, основной задачей которого стала гармонизация национальных требований в области метрологии с правилами и нормами ЕС. Согласно Закону О мерах средства измерений подлежат поверке, калибровке, утверждению типа. Обязательному метрологическому контролю подлежат средства измерения, используемые в торговле, административных действиях, в области охраны труда и окружающей среды. Утверждение типа и поверку имеет право выполнять только Государственная метрологическая служба — это обязательное условие для допущения к калибровке. Калибровку проводят службы любой подчиненности: лаборатории научных институтов, органы технического надзора и другие организации, аккредитованные в порядке, определяемом Главным управлением мер. Кроме Главного управления, в Польше действуют окружные и районные управления мер.

Центральный орган финансируется из госбюджета, а общие доходы от метрологической деятельности складываются из гонораров за проведение поверок, аттестации средств измерений, анализа состава драгоценных металлов и их клеймения.

Главное управление мер сотрудничает с МОМВ и МОЗМ, а также с европейскими организациями по метрологии.

В Чехии Закон по метрологии был принят в 1990 г. Наряду с ним метрологическая работа регулируется также Постановлением №69/1991 Управления по стандартизации и измерениям. Национальный орган в области метрологии — Чешское управление по стандартам, метрологии и испытаниям, подчиненное непосредственно Министерству экономики. В общую метрологическую структуру входят еще две организации: Чешский институт по аккредитации и Чешский метрологический институт. В составе последнего — лаборатории по различным видам измерений, лаборатории фундаментальной метрологии, инспекторат по ионизирующим излучениям, семь инспекторатов Чешского метрологического института, уполномоченные лаборатории по измерениям и калибровке. Национальные стандарты в области испытаний и аккредитации включают требование EN 45000 полностью, другие метрологические нормативные документы постепенно гармонизуются с европейскими и международными.

Из международных связей наиболее активно сотрудничество Чешского института по аккредитации с EAL.

В Словении метрологическая деятельность началась сразу после образования самостоятельного государства: в 1991 г. принят Закон О метрологии и поверке , а также создано Управление по стандартизации и метрологии при Министерстве науки и метрологии. Закон разработан с учетом рекомендаций МОЗМ, членом которого Словения стала в 1993 г. Он содержит положения, относящиеся к направлениям деятельности Управления по стандартизации и метрологии; единицам и средствам измерений, эталонам, метрологическим правилам и т.п. Все ранее действующие нормативные документы по метрологии заменяются новыми, гармонизованными по отношению к требованиям ЕС. В Словении национальные эталоны являются вторичными. Их система распределена по нескольким аккредитованным метрологическим лабораториям, а первичные эталоны в основном находятся в метрологических институтах Германии. Там же утверждается тип большинства средств измерений, подлежащих обязательной поверке. Некоторые из них имеют сертификат МОЗМ. Поверка средств измерений проходит главным образом в лабораториях, аккредитованных на государственном уровне.

7 стр., 3314 слов

Организации законодательной метрологии

... научно-методические основы законодательной метрологии; научно-методические основы прикладной (промышленной) метрологии; фундаментальные и теоретические исследования; научно-техническое сотрудничество с международными региональными и национальными организациями по метрологии; экономическое техническое и ...

В Словакии правовой основой метрологической деятельности выступает Закон по метрологии, принятый в 1990 г. в Чехословакии, разработанный с учетом МД1 МОЗМ. Как и в Чехии, действует положение №69/1991. Кроме того, Распоряжение № М-101/1991 определяет виды средств измерений, которые подлежат обязательной поверке.

Центральный орган по метрологии — Управление по стандартам, метрологии и испытаниям Словакии — осуществляет методическое руководство и контрольные функции; предоставляет право поверки средств измерений и установление их типов, принимает решения о признании утверждения типа и результатов поверки средств измерений, проведенных в других странах.

Основное научное учреждение — Словацкий метрологический институт, который разрабатывает и хранит эталоны единиц величин, методов и средств передачи размеров от эталонов средствам измерений. Как государственный метрологический орган институт занимается утверждением типа средств измерений, поверкой исходных эталонов в организациях, калибровкой средств измерений высшей точности, метрологической экспертизой, сертификацией словацких стандартных образцов.

Исполнительный орган — Служба экономической метрологии — располагает метрологическими лабораториями в пяти городах Словакии. Она выполняет функции: утверждение типа, поверку и калибровку средств измерений; метрологическую экспертизу; регистрацию изготовителей ремонтных и монтажных средств измерений. Служба также принимает участие в обучении и повышении квалификации метрологов. Другой исполнительный орган государственной метрологии — Словацкая метрологическая инспекция, которая проводит метрологический надзор за средствами измерений и техникой измерений, соблюдением метрологических правил и норм. Производство эталонов, эталонного оборудования, средств измерений и стандартных образцов находится в руках Техноцентра при Словацком метрологическом институте. В сеть государственной метрологии входят и метрологические лаборатории, аккредитованные национальным аккредитацион-ным органом и признанные Управлением по стандартам, метрологии и испытаниям, а также центры калибровки. Объекты государственного метрологического контроля устанавливает Управление на основе их значимости для защиты покупателей от неверных измерений в торговле; для охраны труда, здоровья населения и защиты природы.

В Румынии в 1992 г. принято постановление Правительства о Румынском Бюро законодательной метрологии, а в 1994 г. — Закон об измерениях. Эти два документа и определили национальную политику в области метрологии. Основные функции Бюро: разработка основ законодательной метрологии; поддержание системы национальных эталонов; проведение государственного метрологического надзора, определение нарушений и применение штрафных санкций; утверждение типа средств измерений; аккредитация поверочных и калибровочных лабораторий. Бюро подчиняются территориальные управления по метрологии, лаборатории по испытаниям типа средств измерений и Национальный институт метрологии.

3 стр., 1393 слов

Метрология в зарубежных странах (2)

... службы стран-членов. 3.3 Сотрудничество по метрологии в Содружестве Независимых Государств (СНГ) Между государствами-членами СНГ подписано Межправительственное соглашение о проведении в пределах СНГ взаимосогласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации. По этому документу сохраняется единство измерений ...

Законодательная метрология распространяется главным образом на измерения в социально значимых сферах: торговле, здравоохранении, охране окружающей среды, безопасности пассажирского и грузового транспорта, охране труда и т.д.

В странах-членах СНГ проводится систематическая работа по становлению и развитию метрологической деятельности.

В Белоруссии государственную политику в области законодательной метрологии проводит Белстандарт на основании Закона Об обеспечении единства измерений . Законодательная метрология направлена на термины и определения, эталоны, передачу размеров единиц от эталонов средствам измерений, на стандартные образцы и стандартные справочные данные, государственные испытания и утверждения типа, метрологический надзор и контроль, международное сотрудничество и подготовку кадров. Государственные испытания средств измерений осуществляют Белстандарт и подчиненные ему центры стандартизации и метрологии. Перечень средств измерений, подлежащих обязательной поверке, установлен национальным стандартом.

В Украине правовой основой метрологической работы выступает Декрет Об обеспечении единства измерений , принятый Кабинетом министров Украины в 1993 г. Декрет, при разработке которого были учтены МД1 МОЗМ и отдельные положения законодательства европейских стран, имеет статус Закона Украины. Закон устанавливает организационную структуру государственной метрологической службы, ее цели и задачи, общие требования к средствам измерений, к применяемым единицам величин, созданию и функционированию системы эталонов. Закон также определяет объекты государственного метрологического надзора и контроля. В развитие положений Закона Кабинет министров принял постановление О порядке ввоза средств измерений в Украину . Разработаны ряд основополагающих государственных стандартов по метрологии, а также нормативные документы по государственным испытаниям и утверждению типа средств измерений, хранению и регистрации государственных и вторичных эталонов и другим аспектам метрологии. Единство измерений обеспечивают государственная и ведомственная службы.

Государственную службу возглавляет Госстандарт Украины. Научные центры: НПО Метрология , ГНИД Система , Украинский научно-исследовательский центр стандартизации и метрологии. Госстандарту Украины подчиняются территориальные Центры стандартизации и метрологии, а также Государственная служба единого времени и эталонных частот, Государственная служба образцов и стандартных справочных данных.

Актуальной задачей в области метрологии остается дальнейшая гармонизация метрологических правил и норм с действующими на международном и европейском уровнях.

Глава 2. Международные организации по метрологии

2.1 Международная организация мер и весов

Испытания и контроль качества продукции, сертификация, аккредитация метрологических лабораторий сопряжены с действиями, основанными на национальных системах измерений. При оценке соответствия продукции требованиям стандартов осуществляются измерения различных параметров, начиная от характеристик самой продукции до параметров внешних воздействий при ее хранении, транспортировке и использовании. При сертификационных испытаниях, устанавливающих соответствие товара обязательным требованиям, методика и практика измерений прямо сказываются на сопоставимости результатов, что непосредственно связано с признанием сертификата. Следовательно, метрология будет обеспечивать интересы международной торговли, если соблюдается единство измерений как необходимое условие сопоставимости результатов испытаний и сертификации продукции. Эта задача и является важнейшей в деятельности международных организаций по метрологии, благодаря усилиям которых в большинстве стран мира принята Международная система единиц физических величин (СИ), действует сопоставимая терминология, приняты рекомендации по способам нормирования метрологических характеристик средств измерений, по сертификации средств измерений, по испытаниям средств измерений перед выпуском серийной продукции. Международные метрологические организации работают в контакте с ИСО и МЭК, что соответствует более широкому международному распространению единства измерений. Наиболее крупные международные метрологические организации — Международная организация мер и весов (МОМВ) и Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ).

8 стр., 3541 слов

Цели и задачи метрологии

... метрологическим организациям относится и Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ), образованная в 1956 г. При МОЗМ в Париже работает Международное бюро законодательной метрологии. Его деятельностью руководит Международный комитет законодательной метрологии. Некоторые вопросы метрологии решает Международная ...

В 1875 г. 17 странами (в том числе и Россией) была подписана Метрическая конвенция, цель которой — унификация национальных систем единиц измерений и установление единых фактических эталонов длины и массы (метра и килограмма).

На основе этой Конвенции была создана межправительственная Международная организация мер и весов. Официальный язык организации — французский. Среди инициаторов создания организации была Петербургская Академия наук. Метрическая конвенция действует по сей день (с дополнениями от 1921 г.).

Членами ее состоят около 50 государств мира. В соответствии с Конвенцией было создано Международное бюро мер и весов (МБМВ) — первая международная научно-исследовательская лаборатория, которая хранит и поддерживает международные эталоны: прототипы метра и килограмма, единицы ионизирующих изучений, электрического сопротивления и др. МБМВ расположено во Франции (г. Севр), его деятельностью руководит Международный комитет мер и весов (МКМВ).

Главная практическая задача МБМВ — сличение национальных эталонов с международными эталонами различных единиц измерений. Фактически МБМВ координирует деятельность метрологических организаций более чем 100 государств. Научное направление работы этой организации — совершенствование метрической системы измерений. МБМВ постоянно совершенствует международные эталоны, разрабатывает и применяет новые и новейшие методы и средства точных измерений, создает новые и заменяет устаревшие концепции основных единиц измерений, координирует метрологические исследования в странах-членах. Программы научной и практической деятельности МБМВ утверждает Генеральная конференция по мерам и весам — высший международный орган по вопросам установления единиц, их определений и методов воспроизведения. В ее работе участвуют все страны, присоединившиеся к Конвенции. Генеральная конференция собирается не реже одного раза в четыре года, первая состоялась в 1898 г. В промежутках между конференциями работой МОМВ руководит избираемый на конференции Международный комитет мер и весов. В состав комитета входят крупнейшие физики и метрологи мира, всего 18 членов. В свое время в составе комитета представлял Россию Д.И. Менделеев. В составе Международного комитета мер и весов работают 8 Консультативных комитетов, которые подготавливают материалы и решения для Генеральных конференций. Названия комитетов отражают диапазон деятельности МОМВ: Комитет по электричеству, по термометрии, определению метра, определению секунды, по единицам, по массе, фотометрии и эталонам для ионизирующих излучений. Государства — члены МОМВ представлены в комитетах своими крупнейшими научными институтами, Россия — Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологии и Всероссийским научно-исследовательским институтом физико-технических и радиотехнических измерений. Научные разработки МОМВ имеют большое практическое значение. Достаточно назвать принятие Международной Системы Единиц СИ (1960 г.), нового определения секунды (в 1967 г.) и создание новейших стандартов частоты. Последнее позволило повысить точность национальных эталонов времени и частоты в 100-1000 раз, а это в свою очередь положительно отразилось на обеспечении точности космических полетов, а также было использовано в некоторых фундаментальных научных исследованиях. Россия как участница МОМВ пользуется регулярным сличением шкалы времени с международной шкалой атомного времени TAI, в установлении которой используются национальные эталоны США, ФРГ, Канады, специальные спутники связи, рабочие эталоны и промышленные атомные стандарты частоты западноевропейских государств. Для России это дает возможность поддерживать заданную точность государственного первичного эталона времени и частоты и систему их передачи с наименьшими затратами. Другой пример — переход на новое определение метра в 1983 г. Этому предшествовала десятилетняя подготовка, за время которой специалисты ряда стран (в том числе бывшего СССР) выполнили огромный объем разработок на сумму во много десятков млн. долл. Но затраты каждой страны составляли не более 30% общих. Важным следствием участия в работе МОМВ является синхронный переход стран на новые единицы измерений или новые эталоны основных единиц. Это создает основу для взаимного признания результатов испытаний и измерений, позволяет устранить технические затруднения в международной торговле (особенно машинами, оборудованием, приборами и т.п.), обмене научно-технической информацией, технологией и др. Исследования по сличению лазеров пяти стран (в том числе России) показали возможность перехода в недалеком будущем на новое определение метра. Участие России в МОМВ положительно сказывается на сохранении позиций и международного авторитета российской метрологии и содействует процессу присоединения России к ГАТТ/ВТО и вступления в Европейский Союз.

4 стр., 1749 слов

Международные метрологические организации

... широкому международному распространению единства измерений. Крупнейшие международные метрологические организации - Международная организация мер и веса (МОМВ) и Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). В 1875 г. 17 государств подписали Метрическую конвенцию, цель которой - унификация национальных систем единиц измерения ...

2.2 Международная организация законодательной метрологии

Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) учреждена на основе межправительственной Конвенции, подписанной в 1956 г. Россия участвует в МОЗМ как правопреемница Советского Союза. Организация объединяет более 80 государств. Цель МОЗМ — разработка общих вопросов законодательной метрологии, в том числе установление классов точности средств измерений; обеспечение единообразия определения типов, образцов и систем измерительных приборов; рекомендации по их испытаниям для унификации метрологических характеристик; порядок поверки и калибровки средств измерений; гармонизация поверочной аппаратуры, методов сличения, поверок и аттестации эталонных, образцовых и рабочих измерительных приборов; выработка оптимальных форм организации метрологических служб и обеспечение единства государственных предписаний по их ведению; оказание научно-технического содействия развивающимся странам в создании и организации работ метрологических служб и их оснащение надлежащим оборудованием; установление единых принципов подготовки кадров в области метрологии с учетом различных уровней квалификации. На 4-й Международной конференции МОЗМ в 1972 г. ее цели были дополнены более обобщенной формулировкой, отражающей суть основных задач международного сотрудничества: установление взаимного доверия к результатам измерений технических характеристик сырья, полуфабрикатов и промышленной продукции, проводимых в каждой из стран—участниц Конвенции, определение общих принципов законодательной метрологии; установление необходимых и достаточных характеристик и требований, которым должны отвечать средства измерений, чтобы их применение по согласованию с государствами-членами могло быть рекомендовано в международном плане. На последующих конференциях задачи дополнялись в соответствии с развитием сертификации, а также стандартизации систем управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Так, на 8-й Конференции МОЗМ в 1988 г. в число новых актуальных задач были включены предложения по проведению исследований методов поверки средств измерений у их изготовителей с учетом действующих на предприятиях систем управления качеством, соответствующих стандартам ИСО 9000. Высший руководящий орган МОЗМ — Международная конференция законодательной метрологии, которая созывается с интервалом в четыре года. В работе конференции обычно участвуют не только страны-члены, но и те, которые не планируют стать членами, а также различные международные союзы, чья деятельность связана с метрологией. Решения, принятые МОЗМ, носят рекомендательный характер и лишь морально обязуют страны-члены организации внедрить их по возможности. Дальнейшее зависит от многих факторов. Исполнительный орган МОЗМ — Международный комитет законодательной метрологии, состоящий из представителей от каждой страны-члена МОЗМ. Заметим, что представители не наделены правом брать на себя обязательства от имени правительства своего государства. При Комитете действует консультативный орган — Совет президента (Международного комитета законодательной метрологии).

В состав его входят два вице-президента, директор Международного бюро законодательной метрологии и пять наиболее активных членов Международного комитета законодательной метрологии. Решения принимаются обычно на сессиях Комитета, которые проводятся ежегодно, а в особых случаях — путем переписки. Резолюции, принимаемые Комитетом, действительны при единогласной поддержке всех его членов. Работу Комитета и Конференции координирует Международное бюро законодательной метрологии (МБМЗ, находится в Париже).

Бюро издает информационные материалы, ведет фонд документации, занимается пропагандой достижений в области метрологии путем экспозиции в своих демонстрационных залах. Бюро проводит постоянный взаимный обмен информацией с участниками МОЗМ, а также ежеквартально выпускает «Бюллетень МОЗМ» (на французском языке — официальном для организации).

Технические комитеты (ТК) и подкомитеты (ПК), являющиеся, как принято в подобных организациях, рабочими органами, в МОЗМ имели до последнего времени иные названия: секретариаты-пилоты и секретариаты-докладчики соответственно. В настоящее время осуществляется переход на ТК и ПК, но он еще не завершен. Секретариаты-пилоты отвечают за определенную область метрологии, а секретариаты-докладчики ведут конкретные аспекты в каждой области. Россия ведет два секретариата-пилота (ТК); «Средства измерений для ионизирующих излучений» и «Приборы для физико-химических измерений», а также 12 секретариатов-докладчиков (ПК).

В рамках секретариатов-пилотов создаются национальные и международные рабочие группы. Национальную рабочую группу организует представитель страны, которая возглавляет секретариат. В группу входят специалисты национальной службы законодательной метрологии, национального органа по стандартизации, а также метрологических лабораторий. В международную рабочую группу входят представители секретариата-пилота (ТК) и секретариатов-докладчиков (ПК) различных стран, изъявляющих желание участвовать в работе, а также представители других международных организаций, сотрудничающих с МОЗМ. В международных рабочих группах может быть два вида членства:

  • член Р — представитель страны-участницы МОЗМ;
  • член О — представитель страны-наблюдателя.

Главная задача ТК — составление программы работ, которая рассчитана на четырехлетний период и утверждаются высшим руководящим органом МОЗМ. Технические комитеты и подкомитеты по характеру разрабатываемых ими документов делятся на три основные группы: по общим вопросам метрологии; по отдельным видам измерений; по метрологическому обеспечению отдельных областей деятельности. МОЗМ издает два вида документов: международные документы (МД) и международные рекомендации (МР).

МД носят директивный характер и предназначены для рабочих органов МОЗМ, МР — рекомендательный характер и предназначены для стран-членов МОЗМ. МР и МД издаются на английском и французском языках и рассылаются странам-членам. В России хранителем фонда этих документов является ВНИИМС (Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации в машиностроении), который выполняет также функции национального Секретариата МОЗМ. Взаимное признание результатов испытаний и сертификации непосредственно связано с признанием результатов поверки средств измерений. Работая в этом направлении, МОЗМ утвердила международный документ «Рекомендации по составлению двух- и многосторонних соглашений о признании результатов испытаний, утверждения типа, поверки». Разработки МОЗМ, направленные на заключение соглашений о взаимном признании, внесли значительный вклад в возможность создания Международной системы сертификации средств измерений как добровольной и открытой системы. Деятельность МОЗМ в этом направлении не противоречит принятым рекомендациям ИСО/МЭК. Напротив, МОЗМ не только учитывает руководства ИСО/МЭК, непосредственно связанные с областью метрологии, но и участвует в работе почти 30 технических комитетов ИСО. Кроме того, МОЗМ сотрудничает с такими международными организациями, как МЭК, ЮНИДО, МОМВ, ИМЕКО и др. ИМЕКО — Международная конференция по измерительной технике и приборостроению — создана в 1958 г. и является научной консультативной организацией. Форма ее работы — проведение международных конгрессов и семинаров по актуальным проблемам развития измерительной и диагностической техники. ЮНИДО — организация системы ООН по промышленному развитию, главная цель которой — содействие индустриализации развивающихся стран. Таким образом, деловые контакты с организациями, казалось бы, столь разного профиля направлены к одной цели — содействию научно-техническому прогрессу и международным экономическим связям. Формы сотрудничества МОЗМ с другими международными организациями различны: обмен информацией по проводимым и планируемым работам, участие в заданиях (с правом совещательного голоса), создание смешанных комитетов. Все они преследуют одну цель — избежать дублирования в работе и максимально использовать усилия и наработки других организаций в выполнении поставленных задач. Россию в МОЗМ представляет Госстандарт РФ, а также 12 министерств и ведомств. Участие в МОЗМ дает возможность активно влиять на содержание принимаемых документов, добиваясь их соответствия российским метрологическим стандартам. Это снижает затраты на пересмотр стандартов и переоборудование метрологических лабораторий, что связано с различиями в стандартах. Но вместе с тем учет новых рекомендаций, принятых МОЗМ, что чаще всего связано с внесением соответствующих изменений в отечественные метрологические стандарты и деятельность служб, позволяет совершенствовать метрологическую работу в стране, гармонизовать ее с международными правилами и нормами, что необходимо для дальнейшего развития международных торгово-экономических связей страны. Сертификаты МОЗМ. Особо следует отметить деятельность МОЗМ по сертификации средств измерений. С 1 января 1995 г. введена Система сертификатов МОЗМ, к которой Россия присоединилась с момента введения. Сертификат МОЗМ — это документ, подтверждающий соответствие средства измерений определенной Международной рекомендации <МР) МОЗМ. МР содержит технические требования, описание процедуры испытаний и форму отчета по испытаниям. Сертификат МОЗМ дает гарантию изготовителю средств измерений в том, что изделие соответствует международным требованиям, которые признаются большинством государств мира. По данным на конец 1995 г., в Системе сертификатов МОЗМ действует 16 МР (см. приложение 17).

В этом же году вручено более 130 сертификатов МОЗМ 32 изготовителям в 12 странах. В целях совершенствования Системы создана техническая консультативная группа по сертификации (ТАГсерт).

В ее работе участвуют 13 стран: Австралия, Китай, Дания, Германия, Япония, Куба, Норвегия, Польша, Россия, Словакия, Великобритания, США, Югославия. ТАГсерт ежегодно отчитывается перед МОЗМ, работа ее организована в основном по переписке. Секретариат ведет МБЗМ, рабочий язык — английский. Задачи на ближайшую перспективу включают: ускорение работ по взаимному признанию путем сравнения и обмена результатами испытаний; распространение Системы на несерийные средства измерений; распространение информации о Системе; проработка процедур использования Системы сертификатов МОЗМ для группы однотипных средств измерений. МБЗМ занимается выявлением мнений стран-членов МОЗМ по задачам развития Системы, рассылая для этого вопросник, касающийся рабочих докладов ТАГсерт по приоритетным направлениям. Среди предложений предприятий (фирм) — изготовителей, заинтересованных в сертификации своей продукции в Системе сертификатов МОЗМ, МБЗМ отмечает международное признание сертификатов на средства измерений всеми государствами-членами МОЗМ; распространение Системы на автоматические взвешивающие устройства и др. В целом система сертификации средств измерений МОЗМ дает возможность любой странечлену получить сертификат о соответствии конкретного прибора, который производится предприятием в данной стране, требованиям определенной Международной рекомендации МОЗМ. Другие страны-участницы МОЗМ на добровольной основе решают вопрос признания (непризнания) такого сертификата. Любая страна, которая присоединится к Конвенции 1956 г., получает все права страны-члена МОЗМ, в том числе и по отношению к Системе сертификатов МОЗМ. Несколько подробнее остановимся на участии России в работе МОЗМ. Сама эта организация была создана по инициативе СССР, правопреемницей которого в МОЗМ стала Россия. Технические комитеты и подкомитеты, которые ведет РФ, разрабатывают МД и МР как по общим вопросам метрологии, так и по конкретным видам измерений. Так, ТК21 разработал МД, регламентирующие вопросы нормирования метрологических характеристик средств измерений и измерительных систем. Документ имеет практическое значение, поскольку направлен на достижение единообразия при оценке погрешностей практических измерений по нормируемым характеристикам средств измерений. В противном случае затрудняется сравнение различных измерительных приборов при их выборе, равно как и результатов измерений одной и той же характеристики на приборах разных изготовителей. Россия ведет в ТК27 подкомитет, который разрабатывает общие принципы использования стандартных образцов в законодательной метрологии. Большинство средств измерений, которые проверяются с помощью стандартных образцов, применяются для определения параметров качества сырьевых товаров. Для России как экспортера сырья важно добиваться принятия ее предложений по стандартизации образцов. Подобные исследования ведутся в ИСО, отчасти дублируя друг друга. Работая в подкомитете ТКЗО «Физико-химические измерения», российские специалисты включают требования отечественных стандартов в разрабатываемые Международные рекомендации. Работа в этом комитете приобретает актуальность сопряженностью тем с метрологическим обеспечением проблемы контроля за состоянием окружающей среды. Российские специалисты ведут также ТК31, который занимается унификацией подготовки специалистов-метрологов. Из общего количества МР и МД Россией разработано 14%, причем 80% из них внедрено в российские стандарты и другие нормативные документы. Участие России в работе МОЗМ в целом обеспечивает:

  • в научно-техническом плане — получение большого объема информации о результатах работ в крупнейших зарубежных метрологических центрах и организациях. Это дает возможность значительно сократить объем затрат на НИОКР и производство измерений, особенно высшей степени точности. С информационным обеспечением связана также возможность поддержания современного уровня точности эталонного оборудования, использования зарубежного опыта для совершенствования метрологических служб и доведения их состояния до уровня лучших зарубежных служб;
  • в области экономики и международной торговли — сокращение затрат на повторные измерения технических параметров импортируемых сырьевых товаров и готовых изделий, усиление степени доверия к документам о качестве и оценке соответствия экспортируемых товаров;
  • защиту экономических интересов России путем внедрения в международную практику нормативов, принятых в отечественных стандартах, и др.;
  • в политическом плане — содействие повышению общего авторитета России и развитию взаимовыгодного сотрудничества. В области метрологии работают и другие международные организации: МККР — Международный консультативный комитет по радиосвязи;
  • МККТТ — Международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии;
  • ИКАО — Международная организация гражданской авиации;
  • МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии;
  • КОСПАР — Комитет по исследованию космического пространства.

2.3 Основные международные нормативные документы по метрологии

Для реализации на практике единства измерений в международном масштабе необходимы соответствующие нормативные документы, устанавливающие рекомендации, позволяющие обеспечить единство измерений, и введенные в национальные системы нормы и правила в области метрологии. Такие нормативные документы разработаны и разрабатываются по мере возникновения новых потребностей международными организациями, о которых сказано выше. Международные нормативные документы по содержанию и области применения охватывают четыре составляющие метрологической практики:

  • терминологию в области метрологии;
  • единицы величин, их наименование, обозначение и определение;
  • требования к метрологическим характеристикам средств измерений;
  • способы выражения погрешностей результатов измерений величин.

В области терминологии важнейшим документом является Международный словарь основных и общих терминов в метрологии, который вышел вторым изданием в 1993 г. В подготовке словаря принимали участие специалисты, назначенные семью международными организациями, в число которых входят ИСО, МЭК, МОЗМ, МБМВ. Публикует словарь ИСО, которой и принадлежит (в лице Метрологической группы) идея создания этого терминологического словаря. Цель словаря — установить приемлемые для широких кругов термины с описанием выражаемых ими понятий. Словарь содержит шесть разделов: Величины и единицы; Измерения; Результаты измерений; Средства измерений; Характеристика средств измерений; Эталоны. Кроме этого общего словаря, издается Словарь по законодательной метрологии, в котором освещается деятельность государственных метрологических служб в различных странах мира. Издает этот словарь Международная организация законодательной метрологии. В области единиц величин главным документом является Международная система единиц СИ, принятая в I960 г. на XI Генеральной конференции по мерам и весам. В последующий период эта система уточнялась и развивалась. Международная система единиц СИ — это основа унификации применяемых единиц измерения для обеспечения единства измерений. С развитием научно-технического прогресса повышаются требования к степени точности измерений национальных эталонов. А это в конечном счете достигается пересмотром трактовки основных и производных единиц СИ, реализацией их на более высоком уровне точности. Придавая особую значимость систематизации всех материалов по совершенствованию Международной системы единиц, Международное бюро мер и весов опубликовало сборник «Международная система единиц СИ», который расценивается как важнейший основополагающий международный нормативный документ по метрологии. С 1970 г. вышло шесть изданий этого документа на французском языке, а также осуществлен перевод, правда не официальный, на английский язык. Основные и некоторые производные единицы СИ приведены в приложении 19. Величинами и единицами в области метрологии занимаются и крупнейшие международные организации — ИСО и МЭК. ИСО/ТК12 «Величины, единицы, обозначения, переводные множители» занимается унификацией наименований и обозначений физических единиц, результатом чего являются международные стандарты. Так, международные стандарты ИСО 1000 «Единицы СИ и рекомендации по использованию их дольных и кратных и других единиц» и ИСО31 «Величины и единицы» являются основополагающими международными нормативными документами по унификации величин и единиц, широко применяемых в научных и технических областях. Технический комитет МЭК/ТК12 «Величины, единицы и их обозначения» разработал Публикацию 27 «Буквенные обозначения, применяемые в электронике» применительно к дальней связи и электронике, логарифмическим единицам и величинам, вращающимся машинам. Это основополагающий международный нормативный документ для унификации обозначений единиц и величин в электротехнике и электронике. Указанные международные документы были использованы при создании проекта российского государственного стандарта «ГСИ. Физические величины и их единицы», который предполагается применять в качестве межгосударственного в рамках СНГ. К международным документам, содержащим требования к метрологическим характеристикам средств измерений, относятся:

  • спецификации на эталоны, разрабатываемые МБМВ;
  • Положение о Международной температурной шкале 1990 г. (МТШ-90);

— * Международные рекомендации МОЗМ, международные стандарты ИСО и МЭК на технические требования к средствам измерений и методам их поверки. В области способов выражения погрешностей измерений разработаны рекомендации МБЗМ и МКМВ, на основе которых с участием представителей МЭК, ИСО, МОЗМ опубликован документ «Руководство для выражения неопределенности в измерениях», предназначенный для использования в практике метрологических служб. Известно, что обработка результатов измерений во всех странах проводится с использованием аппарата теории вероятностей и математической статистики, при этом погрешности подразделяются на случайные и систематические. Однако оценки погрешностей, значения и формирование доверительных интервалов вероятностей, применяемых на практике в метрологических лабораториях разных стран, различаются между собой. Особые затруднения возникли у МБМВ при проведении сличений эталонов, так как оказалось трудно сравнить их результаты между собой и с требованиями международных спецификаций и стандартов. Это и стимулировало указанное выше направление деятельности международных организаций. Некоторые отечественные специалисты в области метрологии считают нецелесообразным применение данного Руководства в России, мотивируя это ошибочным утверждением, что «неопределенность занимает независимое положение от погрешности измерений», хотя толкование этого термина базируется на термине «стандартное отклонение». Тем не менее следует учитывать широкое применение понятия «неопределенность измерений» в зарубежной метрологической практике и принятие толкования его Руководством, вероятно, необходимо для взаимопонимания в международном сотрудничестве по метрологии: «неопределенность измерений — это параметр, характеризующий рассеяние результатов измерений в серии вследствие влияния случайных и неисключенных систематических погрешностей в виде оценок средней квадратической погрешности измерений или доверительных границ погрешности Перечень Международных рекомендаций (МР) и Международных документов (МД) МОЗМ, которые опубликованы Международным бюро законодательной метрологии, приведен в приложениях 16 и 17.

Глава 3. Региональные организации по метрологии

3.1 Метрологическая организация стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ)

Национальные организации по метрологии стран, входивших ранее в Совет Экономической взаимопомощи (СЭВ), в 1991 г. подписали Меморандум о сотрудничестве в области метрологии на уровне национальных метрологических служб. Тогда и была учреждена КООМЕТ со штаб-квартирой в Братиславе. Цель сотрудничества — содействие ускорению и упрощению товарообмена, экономии энергоресурсов, улучшению охраны труда и экономической ситуации в странах. Основные направления сотрудничества разрабатываются в соответствии с задачами национальных метрологических организаций при обязательном учете рекомендаций и руководств международных организаций, что должно исключить дублирование в работе. Основные положения Меморандума касаются территориальной принадлежности, членства в организации, областей сотрудничества, структуры организации и ее международных связей. КООМЕТ открыта для сотрудничества со странами других регионов. Членство в организации не препятствует участию в других международных организациях и соглашениях. Областями сотрудничества признаны метрология эталонов физических величин, законодательная метрология, калибровочная деятельность. В структуре КООМЕТ — постоянные представители государственных метрологических учреждений стран-участниц во главе с председателем, избираемым на определенный период. Заседания организации проводятся один раз в год. Для разработки конкретных проблем по инициативе членов организации создаются рабочие группы, причем каждая рабочая группа назначает своего координатора. КООМЕТ сотрудничает с ИСО, МЭК, ЕВРОМЕТ (региональная организация западноевропейских стран), западноевропейскими объединениями по законодательной метрологии и по калибровке. Организация не имеет бюджета. Ее решения носят рекомендательный характер. Членами КООМЕТ состоят Белоруссия, Болгария, Германия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Украина, Куба. Заинтересованность в сотрудничестве выразили Армения, Грузия, Литва. Члены КООМЕТ рассматривают участие в этой организации как одну из возможных форм общения с международными и региональными организациями по метрологии. В частности, установлены контакты с EAL и ЕВРОМЕТ, которые дают право присутствия специалистам стран-участниц КООМЕТ на заседаниях руководящих органов и совещаниях специалистов этих западноевропейских организаций. Кроме того, происходит обмен информационными материалами, копиями протоколов и др.