Представителями государств бывшего СССР было подписано 13 марта 1992 года. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, в котором заложены основные системы межгосударственной стандартизации. Согласно этому документу были признаны: действующие ГОСТы в качестве межгосударственных стандартов; эталонная база бывшего СССР как совместное достояние; необходимость двухсторонних соглашений для взаимного признания систем стандартизации, сертификации и метрологии.
На межправительственном уровне был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС).
Его основными функциями являются: выработка приоритетных направлений деятельности в области стандартизации; представление проектов межгосударственных стандартов на утверждение; рассмотрение и принятие основных направлений работ в области стандартизации и схем расходов на их проведение. Принимаемые советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в Совет.
1.2 Понятие стандартизации
По определению Международной организации по стандартизации (ИСО) стандартизация — это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности. Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, а также через установление в стандартах технологических требований и показателей качества, единых методов испытаний и средств контроля. Стандартизацию следует рассматривать как эффективное средство обеспечения качества, совместимости, взаимозаменяемости продукции и ее составных частей, а также их унификации, типизации, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг. Объектом стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).
Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.
Требования к качеству продукции
... к ухудшению качества. Информация о требованиях, предъявляемых к условиям хранения различных товаров, а также о сроках хранения содержится в нормативных документах (стандартах, технических условиях и др.) В качестве ... и нормативной документации огромно. Эти виды документов способствуют всеобщей стандартизации и унификации производства. Способствуют регламентации деятельности тех или иных служб ...
Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Если участи в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.
Региональная стандартизация — деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях.
Национальная стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики, на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.
1.5 Правовые основы стандартизации
Правовые основы стандартизации в Российской Федерации устанавливает Закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-Ф3. Он обязателен для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений. В нем отражены меры государственной защиты интересов потребителей и государства путем разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
Нормативные документы по стандартизации применяются государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке
технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).
Перечень нормативных документов по стандартизации, действующих в Российской Федерации, приведен в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Нормативные документы по стандартизации
Наименование документа |
Определение |
Обозначение |
Сфера действия |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Государственный стандарт РФ |
Стандарт, принятый Госстандартом России или Госстроем России |
ГОСТ Р |
Российская Федерация |
|
Региональный стандарт |
Стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации |
ГОСТ, СТ СЭВ |
Страны — члены региона |
|
Межгосударственный стандарт (является стандартом регионального типа) |
Стандарт, принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве |
ГОСТ |
Страны — члены Межгосударственного Совета (МГС) и (или) Межгосударственной научно-технической комиссии (МНТКС) |
|
Международный стандарт |
Стандарт, принятый международной организацией по стандартизации |
ИСО, МЭК, ИСО/ МЭК |
Страны — члены и члены-корреспонден-ты ИСО и МЭК |
|
Общероссийский классификатор технико-эконо-мической инфор-мации |
Документ, принятый Госстандартом России или Госстроем России |
ОК |
Российская Федерация |
|
Стандарт отрасли |
Стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения |
ОСТ |
В одной или нескольких отраслях |
|
Стандарт предприятия |
Стандарт, утвержденный предприятием |
СТП |
На данном предприятии и других субъектах хозяйственной деятельности при выполнении договоров |
|
Стандарт научно-технического, инженерного общества |
Стандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением |
СТО |
На принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний |
|
Технические условия |
Документ, разработанный на конкретную продукцию (изделие, материал, вещество) |
ТУ |
На конкретное изделие, материал, вещество |
|
Правила |
Документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ |
ПР |
Российская Федерация |
|
Рекомендации |
Документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также рекомендуемые правила оформления результатов этих работ |
Р |
Российская Федерация |
|
Правила по межгосударственной стандартизации |
См. “Правила” |
ПМГ |
Страны — члены МГС и (или) МНКТС |
|
Рекомендации по межгосударственной стандартизации |
См. “Рекомендации” |
РМГ |
Страны — члены МГС и (или) МНКТС |
|
Регламент |
Документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти |
Сфера действия регламента |
||
Все действующие в Российской Федерации государственные, межгосударственные, региональные, национальные стандарты других стран вносятся в ежегодно переиздаваемый указатель “Государственные стандарты”.
Государственные стандарты (ГОСТ Р) разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Государственные стандарты должны содержать:
- требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования техники безопасности и производственной санитарии;
- требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;
— правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.
В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.
К обязательным относятся: требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, по обеспечению технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации.
К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ; безопасность при обслуживании машин и оборудования.
Проверку соблюдения обязательных требований правил осуществ-ляют в порядке государственного контроля и надзора территориальными органами [центрами стандартизации и метрологии (ЦСМ)] Госстандарта России, а также их разработчиками в порядке авторского надзора.
2. Расчетная часть
2.1 Расчет параметров посадки и калибров для проверки отверстия и вала
Рассчитать параметры посадки ш34 M7/h6; написать все виды обозначения предельных отклонений размеров на конструкторских и рабочих чертежах; рассчитать калибры для проверки отверстия вала заданной посадки.
Для расчета дана посадка с зазором в системе вала
1. Отклонения отверстия и вала по ГОСТ 25347-82:
- ES = 0; es = 0
EI = -25 мкм; ei = -16 мкм
Рис.1. Схема расположения полей допусков посадки
2. Предельные размеры:
мм;
мм;
мм;
мм;
3. Допуски отверстия и вала:
мм;
мм;
либо
мм;
мм.
4. Предельный натяг:
мм;
мм
либо
мм;
мм.
5. Средний натяг:
мм.
6. Допуск натяга
мм
либо
мм.
7. Обозначение предельных отклонений размеров на конструкторских чертежах:
а) условное обозначение полей допусков
б) числовые значения предельных отклонений:
в) условное обозначение полей допусков и числовых значений предельных отклонений:
8. Обозначение размеров на рабочих чертежах:
2.2 Обработка результатов многократных измерений
В таблице 1 приведены 100 независимых числовых значений результата измерения. Проверить гипотезу о нормальности распределения вероятности результатов измерения. Записать результат в принятой форме, исходя из уровня доверительной вероятности Р=0,99. Представить два варианта доверительного интервала — для нормального и для неизвестного закона распределения вероятности среднего арифметического значения измеряемой величины.
Таблица 1.
16,36 |
16,21 |
16,28 |
15,95 |
16,19 |
16,11 |
16,25 |
16,16 |
16,30 |
16,26 |
|
15,96 |
16,11 |
16,34 |
16,01 |
16,43 |
16,26 |
16,19 |
16,03 |
16,26 |
16,33 |
|
16,08 |
16,17 |
16,14 |
16,20 |
16,33 |
16,22 |
16,19 |
16,18 |
16,02 |
16,23 |
|
16,26 |
16,41 |
16,19 |
16,31 |
16,13 |
16,29 |
16,07 |
15,92 |
16,31 |
15,96 |
|
16,38 |
16,21 |
16,26 |
16,22 |
15,97 |
16,20 |
16,25 |
16,09 |
16,24 |
16,07 |
|
16,14 |
16,30 |
16,19 |
16,07 |
16,29 |
15,93 |
16,11 |
16,31 |
16,12 |
16,13 |
|
15,91 |
16,21 |
16,25 |
16,29 |
16,03 |
16,12 |
15,96 |
16,13 |
16,21 |
16,22 |
|
16,18 |
16,09 |
16,40 |
16,20 |
16,17 |
16,30 |
16,17 |
16,22 |
16,08 |
16,26 |
|
16,23 |
16,19 |
16,12 |
16,48 |
16,39 |
16,33 |
16,01 |
16,16 |
16,17 |
16,18 |
|
16,04 |
16,05 |
16,10 |
16,13 |
16,24 |
16,10 |
16,09 |
16,02 |
16,32 |
16,36 |
|
1. Определим среднее арифметическое и стандартное отклонение для данных таблицы 1:
2. С помощью правила «трех сигм» проверяем наличие или отсутствие промахов.
Таким образом, ни один из результатов не выходит за границы интервала , следовательно, с вероятностью 0,9973 гипотеза об отсутствии грубых погрешностей принимается.
3. Построение гистограммы и выдвижение гипотезы о виде закона распределения вероятности.
Для того чтобы построить гистограмму, необходимо результаты отдельных измерений расположить в так называемый вариационный ряд по возрастанию их численных значений.
Участок оси абсцисс, на котором располагается вариационный ряд значений физической величины, разбивается на k одинаковых интервалов . При выборе числа интервалов следует придерживаться следующих рекомендаций:
Число измерений «n» |
Число интервалов «k» |
|
40-100 |
7-9 |
|
100-500 |
8-12 |
|
500-1000 |
10-16 |
|
1000-10000 |
12-22 |
|
Тогда:
Начало первого интервала выбирается таким образом, чтобы это значение оказалось меньше, чем минимальный результат вариационного ряда. Последний интервал должен покрывать максимальное значение ряда. Выберем начало первого интервала в точке 15,93, тогда конец последнего (9-го) интервала окажется в точке 16,5.
Затем для каждого интервала подсчитывается количество результатов m i , попавших в данный интервал и определяется
Если в интервал попадает меньше пяти наблюдений, то такие интервалы объединяют с соседними, соответственно изменяется и параметр .
начало окончание кол-во совпадений m i
- первый интервал составляет 15,93 до 15,99 5
- второй интервал составляет 15,99 до 16,05 7
- третий интервал составляет 16,05 до 16,11 14
- четвертый интервал составляет 16,11 до 16,17 18
- пятый интервал составляет 16,17 до 16,23 26
- шестой интервал составляет 16,23 до 16,29 16
- седьмой интервал составляет 16,29 до 16,35 15
- восьмой интервал составляет 16,35 до 16,41 5
- девятый интервал составляет 16,41 до 16,5 3
примем k=8
Так, в нашем примере объединяются два последних интервала, их ширина становится равной 0,12. Общее число интервалов становится равным 8.
Результаты производимых вычислений заносятся в первую половину таблицы 2, а затем строится сама гистограмма (рис.1).
Определяем для каждого из интервалов.
p 1 =0,833; p2 =1,16; p3 =2,33; p4 =3; p5 =4,33; p6 =2,67; p7 =2,5; p8 =1,5
Построим гистограмму
15,93 |
15,99 |
16,05 |
16,11 |
16,17 |
16,23 |
16,29 |
16,35 |
16,5 |
|
24
23
24
Рис.1
Из вида гистограммы на рис. 1 можно сделать предположение о том, что вероятность результата измерения подчиняется нормальному закону. Проверим правдивость этой гипотезы.
4. Проверка нормальности закона распределения по критерию Пирсона.
Для расчета критерия Пирсона необходимо знать эмпирические частоты и теоретические вероятности для каждого интервала . Для расчета вероятностей используется функция Лапласа:
Значения X 1 и X2 соответствуют началу и концу интервала. Для каждого из этих значений рассчитываем относительный доверительный интервал t, а затем из таблиц функции Лапласа находим соответствующие значения этой функции и .
Рассчитаем значение относительного доверительного интервала t для каждого из интервалов:
; ;
; ;
; ;
; ;
; ;
; ;
; ;
;
Из таблицы найдем:
; ;
; ;
; ;
; ;
; ;
; ;
; ;
; ;
Определим значение P для каждого интервала:
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;;
- ;
Рассчитаем значение — критерия для каждого интервала и суммарное значение :
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
;
Определим табличное (критическое) значение , задавшись доверительной вероятностью 0,99 и вычислив по формуле число степеней свободы:
- ;
- ;
- ;
- Таким образом, с вероятностью 0,99 гипотеза о нормальности распределения вероятности результата измерения принимается.
5. В тех же координатах, что и гистограмма, следует построить теоретическую кривую плотности вероятности. Для этого рассчитываем значения плотности вероятности для середины каждого интервала и отложим как ординаты из середин соответствующих интервалов; полученные точки соединим плавной кривой, симметричной относительно математического ожидания (среднего арифметического значения) (рис 1).
; ; ; ; ; ;
;
Результаты вычислений
Таблица 2
i |
Интервалы |
m i |
|||||||||
1 |
15,93 |
15,99 |
5 |
0,833 |
-2,27 |
-1,73 |
-0,4881 |
-0,4582 |
0,029 |
1,52 |
|
2 |
15,99 |
16,05 |
7 |
1,16 |
-1,73 |
-1,18 |
-0,4582 |
-0,3810 |
0,1051 |
1,17 |
|
3 |
16,05 |
16,11 |
14 |
2,33 |
-1,18 |
-0,64 |
-0,0318 |
-0,2389 |
0,2071 |
2,17 |
|
4 |
16,11 |
16,17 |
18 |
3 |
-0,64 |
-0,09 |
-0,0359 |
-0,0359 |
0,203 |
0,26 |
|
5 |
16,17 |
16,23 |
26 |
4,33 |
-0,09 |
0,45 |
-0,1736 |
0,1736 |
0,1377 |
10,86 |
|
6 |
16,23 |
16,29 |
16 |
2,67 |
0,45 |
1 |
0,3413 |
0,3413 |
0,1677 |
0,035 |
|
7 |
16,29 |
16,35 |
15 |
2,5 |
1 |
1,55 |
0,3413 |
0,4394 |
0,0981 |
2,338 |
|
8 |
16,35 |
16,41 |
6 |
1,5 |
1,55 |
2,09 |
0,4394 |
0,4812 |
0,0418 |
5,558 |
|
9 |
16,41 |
16,5 |
3 |
||||||||
6. Представление результата в виде доверительного интервала.
Определим стандартное отклонение среднего арифметического по формуле:
Если закон распределения вероятности для среднего арифметического считаем неизвестным, то относительный доверительный интервал рассчитываем в соответствии с неравенством Чебышева:
;
;
;
— Как видно из сравнения результатов, неизвестность закона распределения вероятности приводит к расширению доверительного интервала, то есть к увеличению дефицита измерительной информации.
Перечень сокращений, условных обозначений символов единиц, терминов
D max — наибольший размер отверстия
D min — наименьший размер отверстия
d max — наибольший размер вала
d min — наименьший размер вала
T D — допуск отверстия
T d — допуск вала
S max — наибольший зазор
T s — допуск посадки
S x — стандартное отклонение
P i -вероятность попаданий случайной величины
ч 2 -критерий Пирсона
Ф(t)-функция Лапласа
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/nauchnaya-baza-standartizatsii/
1. Аристов О.В. Управление качеством: учеб. для вузов / О.В. Аристов.-М:ИНФРА-М,2008.-273 с.
2. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. для вузов/Ю.В. Димов.-2-е изд.-СПб.:Питер,2004.-432 с.
3. Зиньковская Н.В. Сертификация: теория и практика: учеб.-практ. пособие для вузов/ Н.В. Зиньковская, М.В. Макаренко, О.В. Сельская.-М.: Приор,2002.-192 с.
4. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учеб. для вузов/Г.Д. Крылова.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИДАНА,2007.-672 с.
5. Кузнецов В.А., Ялунина Г.В. Основы метрологии: Учебное пособие-М.: Изд-во стандартов, 1995,-280 с.
6. Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие для вузов/А.Г. Сергеев, М.В. Латышев, В.В. Терегеря.-М.: Логос,2003.-536 с.
7. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ
8. Закон РФ «ОБ обеспечении единства измерений» от 27.04.93 №4871-1 (в редакции 2003 г.)
9. ГОСТ 25346-89. Основные нормы взаимозаменяемости. ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основные отклонения.
10. Радкевич Я.М Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. для вузов/Я.М. Радкевич, А.Г. Схирталадзе, Б.И. Лактионов. -3-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа, 2007.-790 с.
11. Шишкин И.Ф. Теоретическая метрология: Учебник.-М.: Изд-во стандартов, 1991.-492 с.
12. Борискин О.И. Методические указания по выполнению курсовых и контрольных работ по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»/О.И. Борискин, С.И. Соловьев, Д.Б. Белов, Б.И. Сотова, А.М. Мелай, А.В. Якушенков: Тул.гос.ун-т. Тула,2007.-48 с.