В машиностроении созданы и освоены новые системы современных, надежных и современных машин для комплексной автоматизации производства, что позволяет выпускать продукцию высокого качества с наименьшими затратами труда; увеличивается выпуск автоматических линий, новых видов машин, приборов, аппаратов, отвечающих современным требованиям. Увеличивается доля изделий высшей категории качества в общем объеме их производства.
Большое значение для развития машиностроения имеет организация производства машин и других изделий на основе взаимозаменяемости, создание и применении надежных средств технических измерений и контроля.
Одной из основных задач конструктора в процессе проектирования новых и усовершенствования устаревших изделий, является подготовка чертежной документации, способствующей обеспечение необходимой технологичности и высокого качества изделий. Повышение эффективности труда и качества выпускаемой продукции связано с выбором необходимой точности изготовления изделий, расчетом размерных цепей, выбором шероховатости поверхностей, а также выбором отклонения от геометрической формы и расположения поверхностей.
Целью курсовой работы по НТТИ является закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков по расчету и выбору посадок типовых соединений, по решению размерных цепей, простановки на чертежах обозначений посадок, предельных отклонений размеров и требований к точности формы и расположения поверхностей.
Исходные данные ( вариант 19)
Вид |
Наименование параметров |
Величина |
|
Общие |
Требования к зубчатой передаче |
Контактная прочность |
|
Характер нагрузки |
Спокойная с умеренными толчками, перегрузка до 150% |
||
Материал корпуса |
Чуг. |
||
Материал зубчатого колеса |
40Х |
||
Температура корпуса |
+55? |
||
Температура зубчатого колеса |
+80 |
||
Посадка с натягом |
Материал венца зубчатого колеса |
40Х |
|
Материал ступицы |
СЧ15 |
||
Диаметр соединения |
86.66 мм |
||
Длина соединения |
59.994 мм |
||
Вращающий момент |
600 Нм |
||
Шероховатость отверстия |
5 мкм |
||
Шероховатость вала (ступицы) |
2.5 мкм |
||
Подшипник и вал |
Диаметр отверстия |
50 мм |
|
Наружный диаметр |
110 мм |
||
Ширина колец |
30 мм |
||
Диаметр отверстия внутри вала |
32мм |
||
Радиальная нагрузка |
12500 Н |
||
Шлицевое соединение |
Количество шлицов |
6 |
|
Внутренний диаметр |
23мм |
||
Наружный диаметр |
28 мм |
||
Ширина шлица |
6 мм |
||
Резьба крепежная |
М101 |
||
Зубчатое колесо |
Модуль |
3.5 мм |
|
Количество зубьев |
34 |
||
Передаточное отношение |
3 |
||
Окружная скорость |
12 м/с |
||
Размеры размерной цепи , мм |
А1 |
18 |
|
А2 |
51 |
||
А3 |
15 |
||
А4 |
94 |
||
А? |
10 |
||
1. Расчет и выбор посадки с натягом
Посадки с натягом предназначены для образования неподвижных соединений. Величина натяга складывается из деформации сжатия и деформации растяжения контактных поверхностей соответственно вала и отверстия. Упругие силы, возникающие при деформации, создают на поверхности деталей напряжение, препятствующее и взаимному смещению.
Определяем минимальный и максимальный функциональный натяги по формулам:
- где Т — вращающий момент, ;
- диаметр и длина соединения, м;
- коэффициенты жесткости конструкции;
- модули упругости материалов охватывающей детали и вала
f- коэффициент трения f = 0,2
- наибольшее допустимое давление на поверхности контакта вала и охватывающей детали, при котором отсутствуют пластические деформации, .
Коэффициенты жесткости конструкции определяю по формулам:
; ,
где — наружный диаметр охватывающей детали (зубчатого колеса), м;
;
- внутренний диаметр полого вала (ступицы зубчатого колеса), м;
- коэффициенты Пуассона
; .
Наибольшее допустимое давление определяется по формулам:
а) для охватывающей детали
;
б) для вала
где — предел текучести материалов охватывающей детали и вала.
а)
б) .
Принимаю .
Рассчитываю минимальный и максимальный функциональный натяги:
;
2.Определяю поправки к найденным значениям :
а) поправка u учитывает смятие неровностей контактных поверхностей вала и охватывающей детали
где — коэффициенты, учитывающие величину смятия неровностей на поверхностях вала и охватывающей детали
- высота неровностей вала и охватывающей детали, отсюда
б) поправка учитывает различие рабочей температуры и температуры сборки и различие коэффициентов линейного расширения материалов вала и отверстия
где и — коэффициенты линейного расширения материала деталей (П2 табл.2,[4]);
- = +80 — рабочие температуры деталей;
- t = 20?С — температура сборки деталей;
Определяю и c учетом поправок:
При и поправку беру со знаком «плюс».
;
Нахожу функциональный допуск посадки:
Распределяется функциональный допуск между эксплуатационным и конструктивным допусками таким образом, чтобы .
; ;
- Принимаю .
Определяю число единиц допуска а и соответствующий ему квалитет (П2 табл.4, [4]):
где i — единица допуска, мкм.
(П2 табл.5, [4]);
Выбираю 8-ой квалитет
Выбираю стандартную посадку по ГОСТ 25347-82 (СТ СЭВ 144-75), при этом соблюдаю следующие условия:
а);
б);
в),
где
;
- Проверяю посадку по 8-му квалитету — U8/z8.
;
;
; .
Итоговые данные расчета и выбора посадки с натягом заношу в таблицу 1.
Таблица 1
Данные расчета |
Данные по выбору ст. посадки |
Параметры стандартной посадки |
|||||||||||||
Поля допусков и предельные отклонения, мкм |
Пред. натяги |
Запас прочн. |
|||||||||||||
Отверстие |
Вал |
||||||||||||||
По-ле доп. |
ES |
EI |
По-ле доп |
es |
Ei |
N max |
N min |
||||||||
260,44 |
47,494 |
212,946 |
106,473 |
106,473 |
U8 |
-48 |
-81 |
z8 |
121 |
88 |
202 |
136 |
88,506 |
58,44 |
|
2. Расчет и выбор посадок подшипников качения
Выбор класса точности подшипника
Заданием предусмотрено выбрать класс точности для подшипника, установленного на одном валу с зубчатым колесом, поэтому при выборе класса точности необходимо учесть условия работы зубчатой передачи. Прежде всего, это окружная скорость. По заданию это 12 м/с. Для такой скорости рекомендуется применять подшипники 4-го класса точности. Нагрузка, передаваемая зубчатым колесом, спокойная с умеренными толчками, перегрузка до 150%. Принимаем для подшипника класс точности 4.
Выбор посадок
Исходные данные:
Подшипник 6-го класса точности
Внутренний диаметр d =50 мм
Наружный диаметр D =110 мм
Ширина кольца b =30 мм
По ГОСТ 520-71 определяем предельные отклонения диаметров колец
- внутреннего EI = — 12 мкм, ES= 0
наружного ei = — 15 мкм, es = 0
При выборе посадки для внутреннего кольца необходимо учесть интенсивность нагрузки, определяемую по формуле:
P
где R — радиальная нагрузка, Н;
- R = 12.5 кH
b — рабочая ширина кольца подшипника, м;
- Kп — динамический коэффициент посадки;
- Кп = 1.0 (стр.814, [1]);
- F — коэффициент, учитывающий ослабление натяга при полом вале, в зависимости от D/d;
- F=1.0 (стр.817, [1]);
- FА — коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки в двухрядных подшипниках, FA = 1.
P
По найденной величине с учетом класса точности подшипника и его диаметра находим поле допуска сопрягаемого с подшипником вала (Табл.4.76 стр. 813, [1]) — k6
Выбор посадки при местном нагружении осуществляю по (Табл.4.76, 4.78, 4.84 стр. 813 — 821, [1]) — H6 в зависимости от диаметра наружного кольца подшипника и его класса точности.
Предельные отклонения размеров валов и отверстий в корпусах в соответствии с выбранной посадкой определяю по ГОСТ25347-82.
Посадка подшипника на вал — 50k6 = 50
Посадка подшипника в корпус — 110Н6 = 110 + 0.022
При выборе посадки в корпус было учтено, что между подшипником и крышкой предусмотрен тепловой зазор и подшипник, установленный непосредственно в корпус, должен иметь возможность перемещаться.
Отклонения формы поверхностей принимаем равными половине допуска, параметр шероховатости Ra для вала 0.63 мкм, отверстия в корпусе 1.25 мкм, (табл. 4.87с.824, 1).
Биение заплечиков вала 10мкм, торцов корпуса 22мкм (табл. 4.86 стр.824, 1).
Итоговые данные по расчету и выбору посадок подшипников качения заношу в таблиц
Подшипник |
, кН/м |
Выбранное поле |
Сопрягаемые детали |
||||||
Допуски формы и расположения поверхностей, мкм |
Ra, мкм |
||||||||
Класс точ-ности |
Размеры с предельными отклонениями, мм |
Вала d |
Отв. кор- пуса D |
Вала |
Отверстия корпуса |
Вала |
Отв. корпуса |
||
d |
D |
B |
|||||||||||
6 |
50 |
62+ 0.022 |
30-0.120 |
416,667 |
k6 |
H6 |
8,5 |
10 |
15 |
22 |
0,63 |
1.25 |
|
3. Выбор степени точности и вида сопряжения зубчатой передачи
Исходные данные:
- модуль зацепления m = 3,5 мм
- число зубьев z = 34
- передаточное отношение i = 3
- окружная скорость v = 12 м/с
- температура при эксплуатации t = 80°
Выбор степеней точности зубчатого колеса
При выборе степеней точности зубчатого колеса учитывается назначение передачи, режим ее работы, требования к надежности и долговечности и т.п. Все показатели точности сгруппированы в три нормы: норму кинематической точности, норму плавности работы и норму контакта зубьев.
Основное требование к работе колеса — контактная прочность. Для его изготовления выбираю 6 — ю степень точности в зависимости от окружной скорости (П6 табл.2, [4]).
Согласно рекомендациям ГОСТ 1643 — 81 по норме контакта зубьев назначаю 5 — ю, а по норме плавности назначаю 6 — ю, по норме кинематической точности 7 — ю степень точности.
Обозначение 8-7-6-Е
Расчет бокового зазора и выбор вида сопряжения
Выбор вида сопряжения производится на основе расчета гарантированного наименьшего бокового зазора. Расчет выполняется по формуле:
- где V — толщина слоя смазки между зубьями, зависит от окружной скорости колес и определяется по ( П6 табл.3, [4] ), мкм;
- V = 20 m = 203,5 = 70 мкм;
- aw — межосевое расстояние, мм; , где и — диаметры зубчатых колес.
=3,5(34+2)=126мм, , ,
1 — коэффициент линейного расширения материала корпуса — Чуг. (10.5 10 6),1/град; (П2 табл.2, [4]);
2- коэффициент линейного расширения материала колеса — сталь 40Х (1210 6),1/град; (П2 табл.2, [4]);
- t1 = 60;t 2=35єС — отклонение температур колеса и корпуса от 20°С, град;
- б — угол профиля исходного контура, б=15є (с. 1000, [1]).
jn min = 70+245(6010.510-6- 351210-6) 20.259=70,027 мм;
- Из условия , 100 >
- 70,027 выбираем вид сопряжения C по табл. 5.16, с.863, [1].
Таким образом, зубчатое колесо должно иметь степень точности 6-C (ГОСТ 1643-81).
Вид допуска бокового зазора — c по табл.5.23, с. 874, [1].
Наибольший боковой зазор, получаемый между зубьями в передаче не ограничен стандартом.
Его можно подсчитать для установленного вида сопряжения с соответствующим ему видом допуска по формуле:
- где= 100мкм и = 100мкм — соответственно допуск на смещение исходного контура колес зубчатой передачи (стр.866 табл.5.18, [1]);
- Fr1 = 36мкм и Fr2= 36мкм ? допуски на радиальное биение зубчатого колеса, (т.5.7, с.844, [1]).
= 50 — алгебраическая разность верхнего и нижнего отклонений межосевого расстояния зубчатой передачи (стр.863 табл.5.16, [1]).
? допуск на накопленную погрешность шага по зубчатому колесу (табл.5.8 стр. 846, [1]), , ,(табл.5.9 стр. 849, [1]) . ? допуск на кинематическую погрешность зубчатого колеса.
Выбор шпонки.
Диаметр вала, мм |
Размеры сечения шпонки |
Глубина паза, мм |
Интервалы длин шпонок, мм |
||||
вала |
Втулки |
||||||
b |
n |
от |
до |
||||
св. 38 до 44 |
12 |
8 |
5 |
3,3 |
28 |
140 |
|
Длину шпонки выбираем из ряда (2 стр.211) — 12 мм.
4. Выбор посадок на гладкие цилиндрические соединения методом подобия
Таблица 3
Обозначение соединения на сбор. чертеже |
Наименование соединения |
Выбранная посадка |
Предельные отклонения и допуски, мкм |
Предельные зазоры и натяги, допуски посадок, мкм |
|||||||||||
Отверстие |
Вал |
||||||||||||||
ES |
EI |
TD |
es |
ei |
Td |
||||||||||
Ш20H8/k6 |
втулка-вал |
H8/k6 |
33 |
0 |
33 |
15 |
2 |
13 |
? |
31 |
? |
? |
15 |
46 |
|
Ш12 H9/f9 |
Винт ( болт)? корпус |
H9/f9 |
43 |
0 |
43 |
-16 |
-59 |
43 |
16 |
102 |
86 |
? |
? |
? |
|
5. Выбор степени точности и посадок резьбовых соединений
Резьбовые соединения должны обеспечить герметичность стыков крышка — корпус и предотвратить самовывинчивание шпильки из отверстия в корпусе.
Выбор параметров резьбового соединения винт-корпус
В задании на курсовую работу указано что, характер нагрузки зубчатой передачи cпокойная с умеренными толчками, перегрузка до 150%. Диаметры резьбы выбираем согласно ГОСТ 24705-81, шаги — по ГОСТ 8724-81. Группу длин свинчивания выбираем по табл. 4.15 с.683, [1].
Для данных резьб выбираем группу N. Посадки выбираем по ГОСТ 16093-2004 из числа предпочтительных. Предельные отклонения — по табл. 4.17, с. 687, [1].
Данные о параметрах выбранной резьбы приведены в таблицах
Таблица 5
Наименование |
Обозначение |
Диаметры, мм |
Отклонения, мкм |
Допуск |
||
Верхнее |
Нижнее |
|||||
Винт (болт) |
M81 4h |
d =8 |
0 |
-112 |
112 |
|
d2 = 7.350 |
0 |
-71 |
71 |
|||
d1 = 6.917 |
0 |
|||||
Гнездо в корпусе |
M81 4H5H |
D = 8 |
0 |
|||
D2 = 7.350 |
+ 95 |
0 |
95 |
|||
D1 = 6.917 |
+ 190 |
0 |
190 |
|||
Наименование |
Обозначение |
Диаметры, мм |
Отклонения, мкм |
Допуск |
||
Верхнее |
Нижнее |
|||||
Винт (болт) |
M141.25 4h |
d =14 |
0 |
— 132 |
132 |
|
d2 = 13.188 |
0 |
— 85 |
85 |
|||
d1 = 12.647 |
0 |
|||||
Гнездо в корпусе |
M141.25 4H5H |
D = 10 |
0 |
|||
D2 = 13.188 |
+112 |
0 |
112 |
|||
D1 = 12.647 |
+ 212 |
0 |
212 |
|||
Наименование |
Обозначение |
Диаметры, мм |
Отклонения, мкм |
Допуск |
||
Верхнее |
Нижнее |
|||||
Винт (болт) |
M60.75 4h |
d =6 |
0 |
— 90 |
90 |
|
d2 = 5.513 |
0 |
— 63 |
63 |
|||
d1 = 5.188 |
0 |
|||||
Гнездо в корпусе |
M60.75 4H5H |
D = 6 |
0 |
|||
D2 = 5.513 |
+ 85 |
0 |
85 |
|||
D1 = 5.188 |
+ 150 |
0 |
150 |
|||
6. Выбор посадок на гладкие цилиндрические соединения методом подобия
Таблица 3
Обозначение соединения на сбор. чертеже |
Наименование соединения |
Выбранная посадка |
Предельные отклонения и допуски, мкм |
Предельные зазоры и натяги, допуски посадок, мкм |
|||||||||||
Отверстие |
Вал |
||||||||||||||
ES |
EI |
TD |
es |
ei |
Td |
||||||||||
Ш135H7/m6 |
втулка- корпус |
H7/m6 |
40 |
0 |
40 |
40 |
15 |
25 |
? |
25 |
? |
? |
40 |
65 |
|
Ш110 H7/h7 |
Крышка- корпус |
H7/h7 |
35 |
0 |
35 |
0 |
-35 |
35 |
— |
70 |
70 |
? |
— |
? |
|
7. Определение допусков и предельных отклонений размеров, входящих в размерную цепь
Расчет размерной цепи методом «максимум? минимум»
Составим размерную цепь.
Принимаем 7-ой квалитет точности.
А1 = 57 мм, А2 = 30 мм, А3 = 30 мм, А4=50 мм, А5=250мм
В качестве замыкающего звена выбираем зазора между втулкой и подшипником качения.
Назначаем допуски на составляющие звенья по установленному квалитету, кроме замыкающего звена (стр. 23, [2]).
ТА1=30мкм, ТА2=21мкм, ТА3=21мкм, ТА4=25мкм, ТА5=52
Допуск замыкающего звена определяем по формуле:
Устанавливаем предельные отклонения составляющих звеньев, кроме замыкающего звена:
Звено А1=57мм, ТА1=30мкм, es=15мкм, ei=-15мкм,
Звено А2 = 30 мм, ТА2=21мкм, es =10.5мкм, ei=-10.5мкм,
Звено А3 = 30 мм, ТА3=21мкм, es =10.5мкм, ei =-10.5мкм,
Звено А4=50 мм, ТА4=25мкм, es =12,5мкм, ei =-12,5мкм.
Звено А5=250 мм, ТА4=52мкм, es =26мкм, ei =-26мкм.
Определяем предельные значения замыкающего размера:
Определяем предельные отклонения замыкающего размера:
es=+0,0825мм,
ei=-0,0825мм.
Полученные данные занесем в таблицу 6.
Расчет размерной цепи вероятностным методом
Исходя из выбранного квалитета(7-ой квалитет), определяем поля допусков линейных размеров (стр. 23, [2]), кроме замыкающего звена.
А1 = 57 мм, А2 = 30 мм, А3 = 30 мм, А4=50 мм., А5=240 мм
ТА1=30мкм, ТА2=21мкм, ТА3=21мкм, ТА4=25мкм, ТА5=52
Определяем допуск замыкающего звена по формуле:
Считаем, что рассеяние отклонений подчиняются закону нормального распределения, размахи полностью вписываются в поля допусков, кривые распределения симметричны относительно середины полей допусков. Тогда kj=1.
Определяем предельные отклонения звеньев, кроме зависимого звена (указаны в предыдущем пункте).
Определяем предельные отклонения замыкающего звена:
es=+35.745мкм,
ei=-35.745мкм.
Полученные данные заносим в таблицу 6.
Таблица 6
Методрасчета |
Составляющие звенья цепи с указанием их предельных отклонений |
Замыкающеезвено |
||||
Максимум ? минимум |
||||||
вероятностный |
||||||
8. Гониометры
Гониометрами называются приборы, предназначенные для измерения углов между плоскими полированными гранями различных деталей, а также для измерения углов отклонения лучей при их преломлении призмами и клиньями, изготовленными из стекла и других прозрачных материалов.
Измерение углов на гониометре можно проводить двумя способами — абсолютным и относительным. При первом измеряемый угол сравнивают с лимбом гониометра и получают сразу величину измеряемого угла. При втором измеряют отклонение величины измеряемого угла от угла эталонной детали и считывают эту величину со шкалы, расположенной на сетке коллиматора или зрительной трубы.
Гониометр состоит из подставки с вертикальной осью, вокруг которой вращаются лимб, столик для установки измеряемой детали и зрительная труба /автоколлиматор/. На основании закреплен кронштейн с коллиматором. Со зрительной трубой жестко связаны отсчетные устройства для отсчета по шкале лимба гониометра.
Гониометры позволяют измерять углы двумя способами коллимационным и автоколлимационным.
При коллимационном способе пучок света, выходящий из коллиматора, падает под углом на грань призмы, величину угла которой хотим измерить, и отразившись от нее попадает в зрительную трубу. По лимбу снимается отсчет. Затем поворачивают столик с деталью, добиваются совмещения сетки трубы с изображением сетки коллиматора и при отражении пучка света от другой грани призмы и снимают отсчет с лимба. Разность отсчетов a — даст дополнение угла до 180 °. Измеряемый угол вычисляется по формуле:
s =180 — a.
При автоколлимационном методе вместо зрительной трубы устанавливают автоколлиматор, который поочередно устанавливается сначала против одной грани, а потом против другой. При каждом положении автоколлиматора снимают отсчет по лимбу. Разность отсчетов при первом и втором положениях даст тот же угол б.
Измеряемый угол вычисляется по той же формуле.
К гониометру предъявляются следующие требования:
I) оси вращения столика, лимба и зрительной трубы должны быть соосны,
2) визирные оси зрительной трубы /автоколлиматора/ и коллиматора должны быть расположены перпендикулярно вертикальной оси вращения,
3) зрительная труба и коллиматор должны быть сфокусированы на бесконечность,
4) плоскость столика и лимба должны быть расположены перпендикулярно оси вращения и соответственно параллельны между собой.
Наибольшую ошибку в измерении вызывает эксцентриситет лимба.
Необходимо измерить угол j, тогда запишем
j = j1 — Dj, j = j2 + Dj — 180 ° и j = [(j1 + j2) /2] — 90 °.
Если отсчет будет производиться по двум диаметрально противоположным частям лимба, то ошибка , вызванная эксцентриситетом лимба ликвидируется. Определение правильности показания гониометра производится путем контрольных измерении углов специального образца (полигона), представляющего собой многогранную призму с полированными граями. Число граней может быть различным (6;8;24 и более).
К полигону прилагается паспорт, в котором указывается значение углов между гранями.
Для гониометра с погрешностью 10″ допускается погрешность углов полигона З», а для 5″ — 2″.
С помощью гониометров можно определять:
величину двугранных углов между плоскими полированными граями,
пирамидальность призм
показатель преломления по углу отклонения луча призмой.
Конструкция гониометра имеет следующие особенности:
I) посадочные места для трубы и коллиматора одинаковые, что позволяет заменять одну на другой.
2) труба и автоколлиматоры имеют сменные окуляры, сетки и др., что позволяет превратить трубу в автоколлиматор и наоборот.
3) в трубе применена внутренняя фокусировка,
4) отсчет по лимбу ведется путем совмещения двух диаметрально противоположных его частей и передачи их изображения в поле зрения отсчетного микроскопа,
5) в отсчетной системе применен оптический микрометр.
Гониометры выпускаются, в соответствие с ГОСТ 10021-62, типов ГС-30,
ГС-10, ГС-5, ГС-2, ГС-1. Цифра указывает точность гониометра в угловых секундах.
Технические характеристики гониометров
ГС-30 ГС-10 ГС-5
Увеличение трубы 25х25х 41х
Световой диаметр объектива 40 мм 40 мм 90 мм
Увеличение отсчетного микроскопа 75х 46х 53х
Цена деления лимба 1′ 20′ 20′
Цена деления шкалы микроскопа 1′ — —
Масса /кг/ 14 20 4
Цена деления шкалы оптического микрометра — I» I»
Заключение
При метрологической экспертизе выявляются ошибочные или недостаточно обоснованные решения, вырабатываются рекомендуемые, наиболее рациональные решения по конкретным вопросам метрологического обеспечения.
Не следует считать метрологическую экспертизу только контрольной операцией. В современных условиях метрологическая экспертиза решает технико-экономические задачи. Часто реализация тех или иных компонентов метрологического обеспечения может быть осуществлена несколькими вариантами. Рациональный выбор из них, а также ряд других оценок может потребовать научного подхода и выполнения небольшой исследовательской работы.
Метрологическая экспертиза — часть комплекса работ по метрологическому обеспечению и может быть частью технической экспертизы нормативной, конструкторской, технологической и проектной документации.
Необходимость в метрологической экспертизе может отпасть, если в процессе разработки технической документации осуществлялась ее метрологическая проработка силами привлекаемых специалистов метрологической службы.
Общая цель метрологической экспертизы — обеспечение эффективного метрологического обеспечения, выполнение общих и конкретных требований к метрологическому обеспечению наиболее рациональными методами и средствами.
Конкретные цели метрологической экспертизы определяются назначением и содержанием технической документации. Метрологическая экспертиза может включать метрологический контроль технической документации. Метрологический контроль — это проверка технической документации на соответствие конкретным метрологическим требованиям, регламентированным в стандартах и других нормативных документах.
Метрологический контроль может осуществляться в процессе нормоконтроля технической документации силами специализированных или специально подготовленных в области метрологии нормоконтролеров.
Наиболее простой формой фиксации результатов метрологической экспертизы могут быть замечания эксперта в виде пометок на полях документа. После учета разработчиком таких замечаний эксперт визирует оригиналы или подлинники документов.
Другая типичная форма — экспертное заключение. Оно составляется в следующих характерных случаях:
- оформление результатов метрологической экспертизы документации, поступившей от других организаций;
- оформление результатов метрологической экспертизы комплектов документов большого объема или при проведении метрологической экспертизы специально назначенной комиссией;
— оформление результатов метрологической экспертизы, на основании которой необходимо вносить изменения в действующую документацию или разрабатывать мероприятия по повышению эффективности метрологического обеспечения. Экспертное заключение составляется экспертом и утверждается главным метрологом, в конфликтных случаях — главным инженером (техническим руководителем) предприятия. В ряде случаев результат метрологической экспертизы может быть изложен в перечне замечаний и предложений, который подписывается экспертом и главным метрологом предприятия.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/normirovanie-tochnosti/
1. Допуски и посадки. Справочник в 2-х частях. Под ред. Мягкова В.Д. 5-е изд. М.: Машиностроение, 2014.
2. Единая система допусков и посадок СЭВ в машиностроении и приборостроении. Справочник. Том 1. М.: издательство стандартов, 1989.
3. Якушев А.И., Воронцов Л.Н., Федотов Н.М. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. 6-е изд. М.: Машиностроение, 2011.
4. Кузнецов В.В. Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения» для студентов специальности 1201. НПИ 1991.