Нормирование точности и технические измерения (2)

Машиностроение является важнейшей ведущей отраслью промышленности. Но машиностроение играет не меньшую роль и в других сферах таких как наука, культура, просвещения, коммунальное и жилищное хозяйство. Человечество растет и развивается, тем самым давая пищу для развития машиностроения и расширения его номенклатуры. Главный упор в наши дни делается на электрификацию, а также механизацию и автоматизацию производства и труда, в общем делается все для того, чтобы облегчить физический труд человека.

Курсовая работа по курсу «Нормирование точности и технические измерения» является первой самостоятельной конструкторской работой студента. Курсовая работа позволяет закрепить теоретические положения курса, излагаемые в лекциях, прививает навыки пользования справочным материалом, стандартами ЕСКД, знакомит студентов с основными типами расчетов.

Важное место в курсовой работе занимают вопросы, связанные с обеспечением точности взаимозаменяемых деталей сборочных единиц. Нормы точности взаимозаменяемости соединений всех типов регламентируются единой системой допусков и посадок (ЕСДП).

Цель курсовой работы — привить навыки назначения точности деталей и узлов и навыки ее обозначения на чертежах.

При выполнении курсовой работы прорабатываются основные стандарты на допуски и посадки типовых сопряжений, затрагиваются вопросы контроля размеров и технических требований.

Посадки в системе вала:

Рис.1.1 Посадки в системе вала

Посадки в системе отверстия

Рис.1.2 Посадки в системе отверстия

Расчет и выбор посадки с натягом.

Рис. 3.1 Сопрягаемый узел

Дано :

d = 126 мм = 126•10 -3 м;

d 1 = 86 мм =86•10-3 м;

d 2 = 258 мм.

l = 36 мм= 36•10-3 м;

М кр = 0,15кНм = 150 Нм;

Сталь 30

f = 0,14

у т = 34•107 Н/м2

µ 1 =µ 2 =0,3

Е 1 =Е 2 =2,1•1011 Н/м2

Величина натяга в неподвижном соединении должна обеспечить:

  • прочность неподвижного соединения, т.е. гарантировать относительную неподвижность вала и отверстия;
  • прочность детали, образующих неподвижное движение, т.е.детали не должны разрушаться при сборке соединения.

Из этих условий и производится расчет и выбор посадки.

23 стр., 11006 слов

Нормирование точности и технические измерения

... формы и расположения поверхностей. Целью курсовой работы по НТТИ является закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков по расчету и выбору посадок типовых соединений, по решению ... класса точности. Предельные отклонения размеров валов и отверстий в корпусах в соответствии с выбранной посадкой определяю по ГОСТ25347-82. Посадка подшипника на вал - 50k6 = 50 Посадка подшипника ...

Последовательность расчета:

1. Определяем удельное давление на сопрягаемых поверхностях неподвижного соединения определяется в зависимости от вида нагрузки:

  • при действии крутящего момента М кр в Нм:

Н/м 2

Н/м 2

где d — номинальный диаметр соединения, м;

l -длина соединения, м;

М кр — крутящий момент, Н/м;

f — коэффициент трения.

2. Наименьший натяг в соединении вычисляется по формуле:

, м

где Е 1 и Е2 — модули упругости материала вала и отверстия, для стали

Е= 2.1·10 11 Н/м2

С 1 и С2 — коэффициенты, определяемые по формулам:

1 ; 2

3. Определим расчетный натяг, по которому выбирается посадка:

,мкм,

гдеи- шероховатость поверхностей вала и отверстия.

мкм и мкм.

мкм

4. Выбираем стандартную посадку, исходя из условия

Выбираем стандартную посадку Ш 126

5. Проверяем выбранную посадку расчетом на прочность деталей при наибольшем натяге.

6. Удельное давление, возникающее при наибольшем натяге выбранной посадки:

Н/м 2

Напряжения в охватывающей и охватываемых деталях рассчитываются по формулам:

, Н/м 2 ; , Н/м2 ,

;

7. Если и меньше ут , то посадка Ш126выбрана правильно.

;

  • Рис.3.2 Схема расположения полей допусков

Рис. 3.3 Эскиз деталей, входящих в соединение

Рисунок 5.4 — Отверстие

Рисунок 5.5 — Подшипниковый узел

Рассчитаем зазоры инатяги в соединении, образованном шпонкой и пазом:

На валу: N max = bmax — B1 min =14 — 14= 0 мм

S max = B1 max -bmin =14,043 -13,957 = 0,086 мм

На втулке: S max = B2 max -bmin =14,120 — 13,957=0,163 мм

S min = B2 min -bmax = 14,050- 14 = 0,050 мм

Рисунок 7.1 — Схема расположения полей допусков шпонок(h9) и пазов(H9, D10)

Рисунок 7.2 — Схема сопряжения деталей

Выбор и построение полей допусков шлицевых соединений с заданным центрированием.

Исходные данные:

Сопряжение: 2/6

Центрирование: по D

1. По ГОСТ 1139-80 выбираем номинальные размеры шлицевого соединения из прямобочных соединений средней серии.

Внутренний диаметр: d = 42 мм

Внешний диаметр: D = 52 мм

Ширина зуба (впадины): b = 6 мм

Количество зубьев: z = 10.

2. По ГОСТ 26346 — 89 определяем допуски и основне отклонения для шлицевого соединения. При центрировании по внешнему диаметру установим посадку у центрирования по диаметр и по размеру b .

Условное обозначение втулки:

Условное обозначение вала:

Рисунок 10.1 — Шлицевая втулка

Рисунок 13.2 Схема проверка перпендикулярности торца к оси отверстия 1 — контролируемая деталь; 2 — угольник; 3 — оправка

Заключение

Данная курсовая работа закрепила теоретические знания о дисциплине, мною были приобретены знания по основам нормирования параметров точности, были рассмотрены теоретические основы нормирования параметров точности.

Выполнил практические задания по темам:

  • Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений;
  • Выбор измерительных средств;
  • Расчет и конструирование предельных калибров для контроля соединения;
  • Нормирование точности соединений с подшипниками качения;
  • Нормирование точности шлицевых соединений;
  • Нормирование точности детали, входящей в сборочный узел.

В результате выполнения заданий научился работать со стандартами, овладел методиками нормирования точности соединения различных типов. Развил практические навыки в выборе посадок в типовых соединениях, таких как гладкие соединения, подшипники качения, шлицевые, резьбовые соединения, в выборе и расчете размерных цепей.

Приобретенный в процессе выполнения курсовой работы опыт нормирования и контроля точности в машиностроении позволит мне успешно решать аналогичные задачи при сдаче государственного экзамена на заключительном этапе обучения в вузе.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/normirovanie-tochnosti-2/

1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя в 3т. — 8-е издание, перераб. и доп. под ред. И.Н. Жестковой. — М.:Машиностроение, 2001. — 920с.

2. Допуски и посадки: Справочник: В 2 ч./ М.А. Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинский. -8-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Машиностроение, 2001. — Ч. 1.

3. Допуски и посадки: Справочник: В 2 ч./ В.Д. Мягков, М.А. Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинский. -8-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Машиностроение,2001. — Ч.2

4. Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: учебник — 6-е издание — М.: М-е, 1986-352с.

Приложение

№ задания

Вариант

1

2

3

1

Посадки

Осн. отв.

H9

H10

H7

Осн. вал

h9

h8

h11

2

D или сопр.

40

140

70

L

55

155

100

n

2800

950

1400

P, кН

0,3

4

15

Масло

Инд.30

Инд.20

Тур.22

3

Соп.

8/9

8/9

8/9

Мкр, кНм

0,15

0,3

0,4

Ст.

30

35

40

4

Из задания

2

3

2

5

Соп.

3/5, 5/2

11/14, 14/2

3/5, 2/5

КТ

0

0

5

Р, кН

0,7

0,9

1,5

6

Сопряжение

2/16

13/14

М8-4H6H/2m

7

Соп. или DЧL

50Ч70

50Ч70

50Ч70

Исп.

1

2

3

Соед.

Своб.

Норм.

Плот.

8

Замыкающее звено

9

Резьбовые калибры

Из зад.6

Из зад.6

Из зад.6

10

Сопряжение

2/6

2/7

6/2

Центрир.

По D

По d

По b

11

Шлицевые

калибры

Из зад. 10

Из зад. 10

Из зад. 10

12

Чертеж

детали

Поз. 8

Поз. 2

Поз. 3

13

Контроль погр. расп.

По заданию преподавателя

Шестерня 8 свободно вращается на валу 2 при отключенной кулачковой полумуфте 7. При включении последней вращение

от шестерни 8 передается шлицевому валу 2 и шестерне 6.