Машиностроение является важнейшей ведущей отраслью промышленности. Но машиностроение играет не меньшую роль и в других сферах таких как наука, культура, просвещения, коммунальное и жилищное хозяйство. Человечество растет и развивается, тем самым давая пищу для развития машиностроения и расширения его номенклатуры. Главный упор в наши дни делается на электрификацию, а также механизацию и автоматизацию производства и труда, в общем делается все для того, чтобы облегчить физический труд человека.
Курсовая работа по курсу «Нормирование точности и технические измерения» является первой самостоятельной конструкторской работой студента. Курсовая работа позволяет закрепить теоретические положения курса, излагаемые в лекциях, прививает навыки пользования справочным материалом, стандартами ЕСКД, знакомит студентов с основными типами расчетов.
Важное место в курсовой работе занимают вопросы, связанные с обеспечением точности взаимозаменяемых деталей сборочных единиц. Нормы точности взаимозаменяемости соединений всех типов регламентируются единой системой допусков и посадок (ЕСДП).
Цель курсовой работы — привить навыки назначения точности деталей и узлов и навыки ее обозначения на чертежах.
При выполнении курсовой работы прорабатываются основные стандарты на допуски и посадки типовых сопряжений, затрагиваются вопросы контроля размеров и технических требований.
Посадки в системе вала:
Рис.1.1 Посадки в системе вала
Посадки в системе отверстия
Рис.1.2 Посадки в системе отверстия
Расчет и выбор посадки с натягом.
Рис. 3.1 Сопрягаемый узел
Дано :
d = 126 мм = 126•10 -3 м;
d 1 = 86 мм =86•10-3 м;
d 2 = 258 мм.
l = 36 мм= 36•10-3 м;
М кр = 0,15кНм = 150 Нм;
Сталь 30
f = 0,14
у т = 34•107 Н/м2
µ 1 =µ 2 =0,3
Е 1 =Е 2 =2,1•1011 Н/м2
Величина натяга в неподвижном соединении должна обеспечить:
- прочность неподвижного соединения, т.е. гарантировать относительную неподвижность вала и отверстия;
- прочность детали, образующих неподвижное движение, т.е.детали не должны разрушаться при сборке соединения.
Из этих условий и производится расчет и выбор посадки.
Нормирование точности и технические измерения
... формы и расположения поверхностей. Целью курсовой работы по НТТИ является закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков по расчету и выбору посадок типовых соединений, по решению ... класса точности. Предельные отклонения размеров валов и отверстий в корпусах в соответствии с выбранной посадкой определяю по ГОСТ25347-82. Посадка подшипника на вал - 50k6 = 50 Посадка подшипника ...
Последовательность расчета:
1. Определяем удельное давление на сопрягаемых поверхностях неподвижного соединения определяется в зависимости от вида нагрузки:
- при действии крутящего момента М кр в Нм:
Н/м 2
Н/м 2
где d — номинальный диаметр соединения, м;
l -длина соединения, м;
М кр — крутящий момент, Н/м;
f — коэффициент трения.
2. Наименьший натяг в соединении вычисляется по формуле:
, м
где Е 1 и Е2 — модули упругости материала вала и отверстия, для стали
Е= 2.1·10 11 Н/м2
С 1 и С2 — коэффициенты, определяемые по формулам:
1 ; 2
3. Определим расчетный натяг, по которому выбирается посадка:
,мкм,
гдеи- шероховатость поверхностей вала и отверстия.
мкм и мкм.
мкм
4. Выбираем стандартную посадку, исходя из условия
Выбираем стандартную посадку Ш 126
5. Проверяем выбранную посадку расчетом на прочность деталей при наибольшем натяге.
6. Удельное давление, возникающее при наибольшем натяге выбранной посадки:
Н/м 2
Напряжения в охватывающей и охватываемых деталях рассчитываются по формулам:
, Н/м 2 ; , Н/м2 ,
;
7. Если и меньше ут , то посадка Ш126выбрана правильно.
;
- Рис.3.2 Схема расположения полей допусков
Рис. 3.3 Эскиз деталей, входящих в соединение
Рисунок 5.4 — Отверстие
Рисунок 5.5 — Подшипниковый узел
Рассчитаем зазоры инатяги в соединении, образованном шпонкой и пазом:
На валу: N max = bmax — B1 min =14 — 14= 0 мм
S max = B1 max -bmin =14,043 -13,957 = 0,086 мм
На втулке: S max = B2 max -bmin =14,120 — 13,957=0,163 мм
S min = B2 min -bmax = 14,050- 14 = 0,050 мм
Рисунок 7.1 — Схема расположения полей допусков шпонок(h9) и пазов(H9, D10)
Рисунок 7.2 — Схема сопряжения деталей
Выбор и построение полей допусков шлицевых соединений с заданным центрированием.
Исходные данные:
Сопряжение: 2/6
Центрирование: по D
1. По ГОСТ 1139-80 выбираем номинальные размеры шлицевого соединения из прямобочных соединений средней серии.
Внутренний диаметр: d = 42 мм
Внешний диаметр: D = 52 мм
Ширина зуба (впадины): b = 6 мм
Количество зубьев: z = 10.
2. По ГОСТ 26346 — 89 определяем допуски и основне отклонения для шлицевого соединения. При центрировании по внешнему диаметру установим посадку у центрирования по диаметр и по размеру b .
Условное обозначение втулки:
Условное обозначение вала:
Рисунок 10.1 — Шлицевая втулка
Рисунок 13.2 Схема проверка перпендикулярности торца к оси отверстия 1 — контролируемая деталь; 2 — угольник; 3 — оправка
Заключение
Данная курсовая работа закрепила теоретические знания о дисциплине, мною были приобретены знания по основам нормирования параметров точности, были рассмотрены теоретические основы нормирования параметров точности.
Выполнил практические задания по темам:
- Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений;
- Выбор измерительных средств;
- Расчет и конструирование предельных калибров для контроля соединения;
- Нормирование точности соединений с подшипниками качения;
- Нормирование точности шлицевых соединений;
- Нормирование точности детали, входящей в сборочный узел.
В результате выполнения заданий научился работать со стандартами, овладел методиками нормирования точности соединения различных типов. Развил практические навыки в выборе посадок в типовых соединениях, таких как гладкие соединения, подшипники качения, шлицевые, резьбовые соединения, в выборе и расчете размерных цепей.
Приобретенный в процессе выполнения курсовой работы опыт нормирования и контроля точности в машиностроении позволит мне успешно решать аналогичные задачи при сдаче государственного экзамена на заключительном этапе обучения в вузе.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/normirovanie-tochnosti-2/
1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя в 3т. — 8-е издание, перераб. и доп. под ред. И.Н. Жестковой. — М.:Машиностроение, 2001. — 920с.
2. Допуски и посадки: Справочник: В 2 ч./ М.А. Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинский. -8-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Машиностроение, 2001. — Ч. 1.
3. Допуски и посадки: Справочник: В 2 ч./ В.Д. Мягков, М.А. Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинский. -8-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Машиностроение,2001. — Ч.2
4. Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: учебник — 6-е издание — М.: М-е, 1986-352с.
Приложение
№ задания |
Вариант |
|||||
1 |
2 |
3 |
||||
1 |
Посадки |
Осн. отв. |
H9 |
H10 |
H7 |
|
Осн. вал |
h9 |
h8 |
h11 |
|||
2 |
D или сопр. |
40 |
140 |
70 |
||
L |
55 |
155 |
100 |
|||
n |
2800 |
950 |
1400 |
|||
P, кН |
0,3 |
4 |
15 |
|||
Масло |
Инд.30 |
Инд.20 |
Тур.22 |
|||
3 |
Соп. |
8/9 |
8/9 |
8/9 |
||
Мкр, кНм |
0,15 |
0,3 |
0,4 |
|||
Ст. |
30 |
35 |
40 |
|||
4 |
Из задания |
2 |
3 |
2 |
||
5 |
Соп. |
3/5, 5/2 |
11/14, 14/2 |
3/5, 2/5 |
||
КТ |
0 |
0 |
5 |
|||
Р, кН |
0,7 |
0,9 |
1,5 |
|||
6 |
Сопряжение |
2/16 |
13/14 |
М8-4H6H/2m |
||
7 |
Соп. или DЧL |
50Ч70 |
50Ч70 |
50Ч70 |
||
Исп. |
1 |
2 |
3 |
|||
Соед. |
Своб. |
Норм. |
Плот. |
|||
8 |
Замыкающее звено |
|||||
9 |
Резьбовые калибры |
Из зад.6 |
Из зад.6 |
Из зад.6 |
||
10 |
Сопряжение |
2/6 |
2/7 |
6/2 |
||
Центрир. |
По D |
По d |
По b |
|||
11 |
Шлицевые калибры |
Из зад. 10 |
Из зад. 10 |
Из зад. 10 |
||
12 |
Чертеж детали |
Поз. 8 |
Поз. 2 |
Поз. 3 |
||
13 |
Контроль погр. расп. |
По заданию преподавателя |
||||
Шестерня 8 свободно вращается на валу 2 при отключенной кулачковой полумуфте 7. При включении последней вращение
от шестерни 8 передается шлицевому валу 2 и шестерне 6.