Проектируемый привод — привод бетономешалки — состоит из следующих основных элементов:
- электродвигателя, создающего вращательное движение
- одноступенчатого редуктора с цилиндрической зубчатой передачей
- Ременной передаче, соединяющей вал двигателя и входной вал редуктора
- Приводного вала мешалки с лопастями, установленного в емкости для перемешивания бетона.
- муфты, соединяющей выходной вал редуктора и приводной вал
Все передачи, использованные в приводе, — понижающие.
Зубчатые редукторы — механизмы с зубчатыми передачами, выполняемые в виде отдельных агрегатов. Редукторы служат для понижения частоты вращения и повышения вращающего момента от входного к выходному валу. Зубчатая передача нашего редуктора состоит из вала- шестерни (входной вал) и зубчатого колеса (выходной вал).
Расчетная часть записки посвящена проектированию и расчету основных деталей редуктора.
В графическую часть входит сборочный чертеж редуктора и сборочный чертеж привода.
1.Задание на проектирование
Рисунок 1. Схема привода.
ДАНО:
Момент на выходном валу редуктора
М вых = 0,30кНм=300Нм
Частота вращения выходного вала
n вых = 70 об/мин
2. Кинематический и силовой расчет привода
2.1 Подбор электродвигателя
М вых = , (1)
Мощность на выходном валу
N вых = (2)
N вых = = 300•70/9.55=2198Вт =2,198кВт
Определяем общий КПД привода
з общ = зред
- зр
- зпк m , (3)
з общ = зред
- зр
- зпк m = 0,96
- 0,96
- 0,993 = 0,9
тогда требуемая мощность электродвигателя
(4)
Исходя из условия задания, определяем общее передаточное отношение привода.
i общ = iрем
- iред (5)
i общ = nвх / nвых (6)
Для получения более компактного привода, с небольшими передаточными отношениями, принимаем двигатель с частотой вращения вала в 750 об/мин
Принимаем электродвигатель — 4А112МВ8УЗ
Номинальная мощность N д = 3,0 кВТ
По деталям машин Привод к ленточному конвейеру
... Мощность электродвигателя Р дв = 5,5 кВт ³ 5,34 кВт, число оборотов n дв = 1455 мин-1 (1500 – 45 = 1455, где: 1500 – синхронная частота вращения, 4,5% проскальзывания). Мощности на валах ... (кВт) Общее передаточное число привода i пр = iц iред i ред – передаточное число редуктора; i ц – передаточное ... К 1 …К6 – частные коэффициенты, учитывающие условия работы передачи и её конструкцию по табл. 5.7 [2 ...
Частота вращения n д = 750 об/мин
i общ = nвх / nвых ,=750/70=10,7
Принимаем передаточное отношение зубчатой передачи i ред = 4
Тогда передаточное отношение ременной передачи
I рем = iобщ / iред = 10,7/4 = 2,7
2.2 Кинематический расчет привода
Определяем частоту вращения валов привода
ведомый вал редуктора (колесо)
n 3 = nвых = 70 об/мин
ведущий вал (шестерня)
n 2 = nвых
- iр = 70
- 4 = 280 об/мин
вал двигателя
n 1 = 750 об/мин
2.3 Силовой расчет
Определим вращающие моменты на каждом валу редуктора:
вал колеса
М 3 = Мвых =
вал шестерни
М 2 = (7)
3. Расчет зубчатой передачи
Выбираем материал
Принимаем сталь 45.
НВ 1 = НВ2 + 30…50
Шестерня — НВ 1 = 230 нормализация
Колесо — НВ 2 = 190 улучшенная
Определяем допускаемое напряжение
[ H ] = , где (8)
K HL =1- коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагрузки передачи(передача длительно работающая
Т = 36000 часов).
[n] = 1,1 — допускаемый запас прочности для нормализованных и улучшенных колес.
[у] — предел контактной выносливости поверхности зубьев соответствующий базовому числу нагружений.
у = 2НВ + 70
шестерня [у no 1 ] = 2НВ1 + 70 = 530МПа
колесо [у no 2 ]= 2НВ2 + 70 = 450МПа
Допускаемые напряжения
Шестерня
[у] =
колесо [у] =
За расчетное допускаемое напряжение принимаем меньшее значение из полученных.
у пр 1 = ([уn 1 ] + [уn 2 ])
- 0,45 = (481,8 + 409,1)
- 0,45 = 401МПа
у пр2 = 1,26
- [уn 2 ] = 1,26
- 409,1 = 515,5МПа
следовательно принимаем у пр = 401МПа
3.2 Проектный расчет передачи
Межосевое расстояние для косозубой передачи определим по формуле
a = , где (9)
К а = 43-для косозубой передачи
К НВ = 1,2
Ш ВА = 0,4
М 1 — момент на шестерне
= 142,8 мм
по стандартному ряду принимаем: а=150 мм.
Определяем значение модуля зубчатого зацепления и уточняем его по стандартному ряду
m = (0,01…0,02)
- а =(0,01.. 0,02)
- 150 =1,1… 3,0мм
Принимаем m = 3
3.3 Геометрический расчет передачи
Определяем число зубьев колеса и шестерни. Предварительно принимаем угол наклона зубьев в = 10є, cos10є = 0,9848
Коробка передач автомобиля ГАЗ
... скользящей муфты-шестерни Т и II передач, промежуточной шестерни заднегохода, венца передачи заднего хода на блоке шестерен ... выключение передач а) ослабление затяжки гаек крепления коробки передач к картеру сцепления или гаек крепления удлинителя к картеру коробки передач; б) износ торцов и поверхности наружных зубьев ...
Суммарное число зубьев
z У = (10)
Уточняем угол в’
cos в = (11)
Определяем число зубьев шестерни
(12)
Определяем число зубьев колеса
z 2 = z1
- i (13)
z 2 = z1
- i = 98 — 19 = 79
Определяем геометрические размеры зацепления
(14)
Шестерня:
Колесо:
Уточняем межосевые расстояния
(16)
Ширина венца зубчатого колеса и шестерни
b w 2 = ш
- aw = 0,4
- 150 = 60мм (17)
b w 1 = bw 2 + 4 = 64мм (18)
3.4 Определение усилий, действующих в зубчатом зацеплении
В косозубом зацеплении сила нормального давления раскладывается на три составляющие:
- окружное усилие
(19)
- радиальное усилие
(20)
б = 20є — угол зацепления
- осевое усилие
F a = Ft tg =2,48tg10,8о = 0,47•103 H (21)
3.5 Проверочный расчет
Расчет на контактную выносливость рабочих поверхностей зубьев
У n = ,где (22)
z n — коэффициент, учитывающий форму сопряжения зубьев.
z n = 1,74 ([2], табл. 6.10)
z m = 274 ([2], табл. 6.4) — коэффициент, учитывающий механические свойства сопряженных колес.
z У — коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий.
е б — коэффициент торцевого перекрытия.
Коэффициент осевого перекрытия
(23)
Для косозубых е в ? 0,9
(24)
Ш ВА = => Шbd = ,
тогда из табл. [2] определяем
К H в = 1,25 ; КFв = 1,28
Удельная расчетная окружная сила
w ut = , где (25)
коэффициент нагрузки ;
- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении ;
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями
- коэффициент динамической нагрузки учитывает внутреннюю динамику и зависит от окружной скорости, степени точности, расположения зубьев и твердости рабочих поверхностей
- удельная окружная динамическая сила
у u — коэффициент учитывающий влияние вида зубчатой передачи
по [2] таб.5.12 у u =0,002
g 0 =56 ; v = 1.1м/с
у 0 — коэффициент учитывающий влияние разности шагов зацепления шестерни и колеса по [2] таб.5.15 у0 =61
=0,87 Н/м
= 1,02
Коэффициент нагрузки
Тогда удельная расчетная окружная сила
w ut = Н/м
По найденным значениям определяем действующие в передаче контактные напряжения
= 291,5 Мпа (26)
у Н < уup =400 МПа
Проверочный расчет зубчатого зацепления на выносливость по напряжениям изгиба
Действующие напряжения изгиба
(27)
Коэффициент, учитывающий угол наклона зубьев
(28)
расчетная окружная сила
w Ft = Н/мм , (29)
где
Где -вычисляем в зависимости от удельной окружной динамической силы.
(30)
При
= 2,6 (31)
Вычисляем коэффициент
= 1,1
По найденным значениям определяем действующие в передаче напряжения изгиба и сравниваем их с допустимым значением
=350 МПа < 414 МПа -прочность обеспечивается
у F < ук p
4. Расчет валов
Выбор материала валов
Для изготовления вала и вала-шестерни принимаем сталь 45 улучшенную. Валы подвергаются, после изготовления термической обработка — закалке и отпуску.
4.1 Проектировочный расчет валов
Предварительный расчет валов проводится по формуле:
- d = ; (32)
где М — момент на валу,
[ф] кр — допускаемое напряжение при кручении ? 20 МПа
а) Входной вал
М 2 = 79,7 Нм
Тогда:
d вх = = 32,2 мм.
Принимаем для входного вала диаметр d = 35 мм. (хвостовик, для подшипника — на 5 мм больше)
б) Выходной вал
М 3 = 300 Нм
Тогда:
d вх = = 42,8 мм.
Принимаем для выходного вала диаметр d = 45 мм. (хвостовик, для подшипника — на 5 мм больше-50мм), на месте посадки колеса — 55мм
Подбор подшипников
Выбираем радиально-упорные, однорядные подшипники средней серии 46310
d n |
D |
B |
C, кН |
V |
l |
|
50 |
110 |
29 |
94,7 |
1,937 |
0,31 |
|
Подбор шпонок
d b |
Сечение шпонки |
Глубина паза |
|||
b |
h |
Вала, t 1 |
Отверстия, t 2 |
||
55 |
16 |
10 |
6 |
4,3 |
|
d b |
Сечение шпонки |
Глубина паза |
|||
b |
h |
Вала, t 1 |
Отверстия, t 2 |
||
45 |
14 |
9 |
5,5 |
3,8 |
|
4.2 Составим расчетную схему
Из расчета сил в зубчатом зацеплении ( п.3.4 расчета) имеем:
окружное усилие
радиальное усилие
осевое усилие
F a = 470 H
Делительный диаметр колеса — 241,9мм
Расстояния между опорами определяем по предварительному эскизу проектируемого редуктора.
Определяем реакции опор
Плоскость УОZ:
Перенаправим вверх — так как знак получился отрицательным
Строим эпюру М Х
АВ: 0 ? z 1 ? 0,09м
М A В = 0
ВС: 0 ? z 2 ? 0,065
Z 2 = 0; МВ = 0
Z 2 = 0,065; МC =-933•0,065=-60,6 Н·м
DC: 0 ? z 3 ? 0,065
Z 2 = 0; МD = 0
Z 2 = 0,065; МC =3,12•0,065 =0,19 Н·м
Плоскость ХОZ:
Определяем реакции
Строим эпюру М Y
ВС: 0 ? z 1 ? 0,065
z 1 = 0; МВ = 0
z 2 = 0,065; МС = -1240
- 0,065 = — 81 Н·м
DC: 0 ? z 2 ? 0,065
z 2 = 0; МD = 0
z 2 = 0,065; МС = — 1240
- 0,065 = — 81 Н·м
Строим эпюру крутящих моментов М Z
CD: M Z = 0
CA: M Z = M3 =300 Н·м
По полученным значениям строим эпюры изгибающих и крутящего моментов
4.3 Расчет вала на статическую прочность
Расчет производиться в опасном сечении, где возникает максимальный
расчетный момент.
(33)
Расчетный момент определяется для наиболее опасного сечения — С
Сечение С:
Максимальное напряжение в опасном сечении
(34)
- осевой момент сопротивления сечения вала
Тогда, максимальное напряжение в опасном сечении
Запас статической прочности в опасном сечении определяется
Статическая прочность вала обеспечена, т.к. n > [ n], [ n] = 1,5…3
5. Проверочный расчет подшипника по динамической грузоподъемности
Суммарные радиальные усилия в подшипнике
Осевые составляющие радиальных усилий подшипников
S 1 = 0,83
- e
- Rг = 0,83
- 0,31
- 1560 = 401Н
Определяем эквивалентную нагрузку
P экв = ( X
- V
- Rг + Y
- R
- Fб ) Kу
- Kф (35)
X = 1V = 0,7Y = 1,937
R г = 4080Kф = 1Kу = 1,3Fб 2 = 1050
P экв = (1
- 0,7
- 1554 + 1,937
- 401)
- 1
- 1,3 = 2010Н
(36)
Расчет долговечности
(37)
N = 70 об/мин — частота вращения выходного вала
Расчет долговечности подшипников превышает срок службы редуктора, следовательно, они выбраны правильно.
6. Проверочный расчет шпонок
Напряжение смятия в соединении
, где (38)
;
- М — передаваемый вращающий момент;
F = (h — t 1 )
- lp — площадь смятия;
L p — рабочая длина шпонки;
[ у ] см — допускаемое напряжение смятия,
[ у ] см ? 100 Н/мм2
С учетом указанных выше значений P и F, формулу приводим к виду
(39)
l p = 60мм — b = 60 — 16 = 44 мм
принимаем 44мм.
Шпонка подобрано верно, т.к. у см < [ у ]см
7. Выбор смазки деталей редуктора
Так как редуктор имеет вертикально расположенные валы , в этом случае есть шанс что жидкая смазка будет протекать в месте выхода вала из корпуса. Исходя из того что смазку редуктора с помощью масляной ванны не получается и что частота вращения выходного вала сравнительно невысока, принимаем для смазки деталей густую смазку — типа солидол.
8. Тепловой расчет редуктора
При работе редуктора потери мощности, вызванные трением в зацеплении и в подшипниках, перемешиванием и разбрызгиванием масла, приводят к нагреву деталей редуктора и масла. При нагреве редуктора вязкость масла резко падает, что приводит к нарушению режима смазывания. Нормальная работа редуктора будет обеспечена, если температура масла не превысит допускаемой.
(м 2 ) — площадь теплопроводящей поверхности;
а =15 0 (мм) — межосевое расстояние; Кt — коэффициент теплоотдачи.
Условие работы редуктора без перегрева при продолжительной работе:
, (40)
где t м — температура масла,
0 С;tв — температура окружающего воздуха, 0 С
(кВт) — подводимая мощность;
- з=0.95 — КПД редуктора.
Считаем, что обеспечивается достаточно хорошая циркуляция воздуха и принимаем коэффициент теплопередачи (Вт/м 2 •0 С).
Тогда
Допускаемый перепад температур .
9. Сборка редуктора
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса тщательно очищают о покрывают маслостойкой краской. Сборку редуктора производят в соответствии с чертежом общего вида. Начинают сборку с того, что на вал надевают шариковые радиально-упорные подшипники, предварительно нагрев их в масле до 80 о -100о C. Собранный вал вставляют в корпус.
Вначале сборки вала колеса закладывают шпонку и напрессовывают колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку и устанавливают роликовые конические подшипники, нагретые в масле. Собранный вал укладывают в основание корпуса и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка фланцев спиртовым лаком. Для центровки крышку устанавливают на корпус с помощью двух конических штифтов и затягивают болты.
Закладывают в подширниковые сквозные крышки резиновые манжеты и устанавливают крышки с прокладками.
Собранный редуктор обкатывают и испытывают на стенде в соответствии с техническими условиями.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/privod-k-meshalkesheynblit/
привод зубчатый передача
1) Иванов М.Н. Детали машин. Курсовое проектирование. Учеб. Пособие для машиностроительных вузов. М., «Высшая школа», 1975 — 551с
2) Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование по деталям машин. Учеб. Пособие для техникумов. — «Высшая школа» 1991 — 432с.
3) Воробьёв Ю.В., Ковергин А.Д., Родионов Ю.В.,Галкин П.А. «Детали машин» Учебно-методическое пособие. Тамбов. 2004 — 96с
4) Курсовое проектирование по деталям машин. С.А. Чернавский. Учеб. пособие для учащихся машиностроительных специальностей техникумов. — М.: Машиностроение, 1988 — 416с.
5) Атлас конструкций
6) В.И. Анурьев. Справочник конструктора-машиностроителя, тома 2 и 3. М.: Машиностроение, 1980.